Пейзажи мемориалов Холокоста в Германии включают в себя большую группу памятных работ, посвященных застроенной внешней среде. Чаще всего эти мемориалы пытаются сохранить память о жертвах Холокоста путем распространения этой памяти среди общественности.
С момента окончания Второй мировой войны возник вопрос, как можно адекватно почтить память жертв Холокоста. Какое-то время к нему часто относились с чувством амнезии, пока не появились попытки увековечить память. Мемориалы Холокоста в Германии сталкиваются с трудностями в увековечении памяти жертв преступления, которое она сама совершила. Американский историк-феминист Клаудия Кунц оценивает разницу между увековечиванием памяти о Холокосте как виновника, а не жертвы.
По словам ученого, сегодня мемориалы Холокоста имеют антиискупительный характер, напоминая посетителям о ужас холокоста. Эти «контрмонументы» работают, чтобы довести события прошлого до осознания настоящего, а не отодвинуть их в прошлое. Те же самые темы культурной амнезии и воспоминания о Холокосте появляются в работах других художников пост-холокоста, таких как немецкий художник Ансельм Кифер и писатели, такие как румынский поэт Пол Целан.
Множество бывших концентрационных и трудовых лагерей претерпели изменения, чтобы создать мемориальные пейзажи.
Один из первых памятников Холокоста был в концентрационном лагере Берген-Бельзен в Нижней Саксонии, северо-запад Германии. Попытки создать здесь памятный пейзаж начались вскоре после окончания Второй мировой войны. Ядро дизайна принадлежит немецкому ландшафтному архитектору Вильгельму Хюботтеру, который работал над дизайном в 1945 и 1946 годах. Он был исключен из проекта как его дизайн, с использованием только местных растений и отсылок к германскому языку курганы рассматривались как слишком соответствующие национал-социалистическим идеалам чисто немецкого пейзажа. Однако проект Хюботтера оказался успешным в отказе от благоустройства этого места, которое было сочтено неуместным для поминовения злодеяний.
Реализованный ландшафт включает меньшие курганы, где братские могилы существуют. На каждом кургане есть каменная мемориальная доска, на которой указано, сколько тысяч человек похоронены внутри. Дорожка связывает эти могилы с памятным обелиском и отдельно стоящей стеной с надписями в одном конце участка. Критики, такие как Иоахим Вольшке-Бульман, утверждают, что дизайн до сих пор порождает подчинение памятных дат самому ландшафту, тем самым играя на национал-социалистических идеалах, вызвавших Холокост.
В более поздних попытках увековечить пейзажи концлагерей были разные подходы. В 1990-е годы был проведен международный конкурс дизайнеров на изменение ландшафта бывшего женского концлагеря в Равенсбрюк, также в Германии; Конкурс выиграла немецкая практика Burger + Tischer. На этом месте, где были снесены многие из первоначальных построек и который позже был оккупирован Советской армией, мало что осталось от первоначальной планировки. Выигравшая схема предполагала раскопки этого места добровольцами, постепенно создавая рельеф поверхности. В ходе этого процесса будут выявлены старые фундаменты и план лагеря, границы которого затем будут восстановлены, чтобы подчеркнуть границы. На участке, где задержали молодежь, поле цветов действует как памятник, где не осталось никаких других визуальных следов.
Мемориальные пейзажи и сады в память о потерях о Холокосте также существуют на сайтах, не имеющих прямого отношения к преступлениям нацистского режима. Эти дизайны, как правило, по-другому подходят к воспоминаниям о Холокосте, часто стремясь спровоцировать, а не утешить посетителя. Вместо того, чтобы изолировать этот тревожный аспект немецкой истории, эти памятные пейзажи пытаются привнести свою память в современное общественное сознание.
В Нордхорн художнице Дженни Хольцер было поручено изменить дизайн мемориала павшим в трех предыдущих войнах Германии, включая Вторую мировую войну. Рядом с существующим монолитом она спроектировала круглый сад, состоящий из концентрических колец насаждений и дорожек. Она использовала высокий уровень символизма, в том числе скамейки с гравюрами, такими как «Океан омывает мертвых», которые делают их нежелательными для сидения и создают дискомфорт для посетителей. В дизайне Хольцера, получившем название «Черный сад», также присутствуют растения с темной листвой и цветками, в том числе арканзасская черная яблоня, черная трава Mondo, темнолистная герань и горн обыкновенный с темно-пурпурными листьями, добавляющими меланхоличности саду. Сама яблоня дополняет символизм сада, утверждает Хольцер, и призвана пробудить библейские представления о человеческом любопытстве к неправильным поступкам. Весной одно пятно белых тюльпанов, посаженное перед мемориальной доской в память о жертвах национал-социализма, контрастирует с сотнями черных тюльпанов.
Берлин демонстрирует еще один мемориальный пейзаж Холокоста: Мемориал убитым евреям Европы. Мемориал, спроектированный Питером Эйзенманом, состоит из 2711 бетонных стел разной высоты, по которым посетители могут пройти. Хотя Эйзенман явно не объясняет значение этих форм, предполагает, что их коллективная форма дает как воспоминание о традиционных еврейских кладбищах, так и ощущение утраты еврейской общины через контраст между тихим пространством мемориала и шумом окружающий город.