Культура Миннань или Культура Хоккиен / Хокло (Хоккиен Pe̍h-e-jī : Bân-lâm bûn-hòa; китайский : 閩南 文化 ), также считающийся основной южно-минской культурой, относится к культуре Люди хокло, группа китайцев хань, которые исторически были доминирующей демографической группой в провинции Фуцзянь (называемой «хоккиен» на языке хокло) на юге Китай, Тайвань, Сингапур и некоторые заграничные китайские общины в Юго-Восточной Азии.
На эту культуру оказали влияние культуры из Минюэ (ветвь байюэ людей, населявших Хоккиэн до китаизации региона), Центральной равнины Китая (особенно во время Династия Тан и династия Сун ) и Япония (поскольку Тайвань бывшая японская колония ). Он охватывает язык хокло и связанную с ним архитектуру, народное искусство, кухню и большое количество фольклора. С 17 века культура хоккиенов распространилась с иммиграцией хокло на Тайвань, Сингапур и Юго-Восточную Азию. Его влияние сегодня можно увидеть в тайваньской поп-культуре, в результате чего он стал влиятельной культурной силой на Тайване, в Южном Фуцзянь и Юго-Восточной Азии.
Сама провинция Фуцзянь демонстрирует значительное языковое и культурное разнообразие - Минь китайский языки, на которых говорят в провинции Фуцзянь, имеют несколько диалектов, которые в лучшем случае ограничивают взаимопонимание друг с другом. Основное внимание в этой статье уделяется культуре южной провинции Фуцзянь (вокруг городов Сямэнь и двух городов, названных Чинчеу ), области, где говорят на языке южных мин / хокло, а также, безусловно, самая густонаселенная часть Фуцзянь.
Южный Мин (Китайский : 閩南 語; Pe̍h-ōe-jī : Bân-lâm-gú), также называемый Язык хоккиен, язык хокло, хоккиен-тайвань или мин-нань, принадлежит к минкитайскому подгруппе китайский язык e семейство и является изолирующим языком. Это продукт языка, на котором говорили первые люди Минъюэ и позже прибывшие ханьские китайцы. Большое количество ханьцев мигрировали в Южный Фуцзянь между 7 и 13 веками из Северного Китая, который затем был захвачен различными неханьскими этническими группами, такими как монголы, и смешались с людьми Миньюэ. Это смешение отражается в том факте, что:
Из-за исторической миграции людей хокло на Тайвань и в Юго-Восточную Азию, язык хоккиен распространился далеко за пределы своей традиционной родины - Южного Фукянь. В каждой из этих областей можно найти местные формы хоккиенского языка, в которых чувствуется влияние близлежащих языков. Тайваньский Южный Мин, например, находился под влиянием японского и формозского языков (языков, на которых говорят тайваньские аборигены ), тогда как Сингапурский хоккиен содержит множество заимствований из малайского и английского. Филиппинский хоккиен, с другой стороны, демонстрирует влияние тагальского, висайского и других филиппинских языков, а также испанского. Эти различные формы Хоккиена, однако, все еще достаточно похожи, чтобы быть в значительной степени взаимно понятными друг с другом.
В терминах систем письма, Хоккиен получил одну уже в первой половине 16 века (династия Мин ) - с пьесой Повесть о зеркале личи (Китайский : 荔 鏡 記; Pe̍h-e-jī : Nāi-kèng-kì), который довольно популярен среди людей хокло и по сей день. Позже, в 18 веке, книги коа-а, форма народной хоккиенской литературы, приобрели популярность и попытались использовать китайские иероглифы для пишите на хоккиенском языке. Письменный Хоккиен получил дальнейшее развитие в 19 веке. В то время христиане-пресвитериане стремились распространить пресвитерианство в регионе Хоккиен и разработали «Pe̍h-e-jī » - систему письма Хоккиена, в которой используются латинские алфавиты - в Сямэнь (известный как «Сямэнь» на китайском языке), Хоккиен.
Япония, колонизируя Тайвань, также разработала тайваньскую систему письма кана.
Традиционный архитектурный стиль народа хокло во многом похож на те из окружающих ханьских китайских групп. Однако есть несколько особенностей, которые уникальны или в основном уникальны для построек, построенных на Хокло, что делает многие традиционные здания в Хоккиене и Тайване визуально отличными от тех, что находятся за пределами региона. Традиционная архитектура Хоккиена была известна: (1) крышей с ласточкиным хвостом (Pe̍h-ōe-jī: ìnn-bé-tsiah; традиционный китайский: 燕尾 脊, буквально «гребень ласточкин хвост»), что относится к крыше имеющий изогнутый вверх гребень в форме хвоста ласточки. Степень изгиба может быть разной. Рассматриваемый «ласточкин хвост» может быть одно- или двухслойным и обычно украшен большим количеством красочной резьбы; (2) Резная резьба по фарфору (кит. : 剪 瓷雕; Pe̍h-ōe-jī : Tsián-huî-tiau), которая также встречается в Вьетнамская архитектура - Традиционно художники по фарфору Hoklo собирают небольшие цветные фарфоровые артефакты, разрезают и измельчают их на мелкие фрагменты, а затем наклеивают эти фрагменты на скульптуры, прикрепленные к зданиям. Это искусство часто используется на коньках, оконных рамах и дверях храмов и более крупных жилых домов, часто вместе с крышей типа «ласточкин хвост».
Типичная архитектура Хокло в стиле Храма Луканг Луншань в городе Луканг.
Святилище Тудигуна, даосского земного божества, в Гаосюне, Тайвань; Это пример менее яркой крыши типа «ласточкин хвост».
Главный вход в Храм Тиан Хок Кенг, Сингапур.
A китайский дракон скульптура на крыше, Сямэнь, Хоккиен; Это образец резной резьбы по фарфору.
Вырезанные резные украшения из фарфора над входной дверью Храма предков Наньфэн.
Têng-á-kha (китайский : 亭 仔 跤; Pe̍h-e-jī : Têng-á-kha) это стиль архитектуры, встречающийся на большей части Южного Китая и примерно хоккинский аналог кантонского тонг лау. Это стиль, сочетающий элементы западноевропейской архитектуры, возникшей в конце 18 века из-за присутствия западноевропейских купцов в Хоккиене. Типичный têng-á-kha имеет первый этаж, используемый для ведения какого-то бизнеса (например, продуктового магазина), а верхние этажи используются для жилых целей. Говорят, что тенг-а-кха Сямэнь отличается наличием розового и белого в качестве основных цветов, использованием улиц, полных тенг-а-кха, в качестве рынков и распределением тенг-а-кха в виде сетей. В городе Чинчжоу также есть хорошо сохранившаяся группа тен-а-кхас.
Дорога Чжуншань, Сямэнь, заполнена тен-а-кхас.
Универмаг Hayasi в Тайнане, Тайвань, также считается хорошим примером têng-á-kha.
Хуаань нефрит (Pe̍h-ōe-jī: Hua-an gi̍k; традиционный китайский: 華安玉) является разновидностью роговики с зелеными полосами, состоящими из эпидота и диопсида, которые, как известно, встречаются в основном в Хоккиене, Китай. Он отличается плотностью, устойчивостью к истиранию и очень неравномерной окраской и текстурой. Этот тип нефрита часто используется в ювелирных изделиях и резьбе по Хоккиену.
Фарфор Тек-хэ (Pe̍h-ōe-jī: Тек-хоэ хи; традиционный китайский: 德 化 陶瓷) - разновидность белого фарфора которые происходят из города Тек-хо (называемого «Дэхуа» на китайском языке ), Хоккиен. Этот стиль фарфора зародился в 14-15 веках (династия Мин), а, согласно некоторым источникам, возможно, даже раньше. Этот стиль известен использованием каолинита для создания очень детализированных и изящных фарфоров, а также чистым, белым цветом цвета слоновой кости и сходством с архаическими ритуальными предметами. Поскольку в то время побережье Хоккиен было крупным центром экспорта керамики, изделия из фарфора Тек-хо продавались западноевропейским купцам и получали название «Blanc de Chine» (буквально «Белый Китай») от французов . 39>. Даже в 21 веке люди Hoklo все еще сохраняют традицию изготовления фарфора Tek-hòe живым, и этот стиль используется во многих типах изделий, начиная от чисто художественных (например, скульптуры) и заканчивая более практичными (например, еда посуда).
Фарфоровая скульптура сидящего в тек-хоэ Гуаньинь (17 век)
фарфоровая кисточка из тек-хэ (конец 17-18 века)
Фарфор Тек-хо чайник (17-18 века)
Люди Хокло также использовали значительное количество каллиграфии в качестве украшения своих традиционных зданий. Потенциал каллиграфического стиля миннань (Pe̍h-ōe-jī: Bân-lâm su-hong; традиционный китайский: 閩南 書 風) привлек внимание китайских культурологов в конце 2000-х годов. В настоящее время ведутся более глубокие исследования традиционной каллиграфии Хоккиен.
Скульптура из лаковой нити (Pe̍h-ōe-jī: Tshat-suànn tiau; традиционный китайский: 漆 線 雕, буквально «резьба по проволочной краске»), иногда переводимая на английский как «резьба по краскам», является традиционным народным искусством Хоккиена, зародившимся в Сямэнь до 18 века. Это народное искусство включает в себя обертывание тонких, обычно похожих на золотую филигрань нитей вокруг других артефактов для формирования изображений персонажей и животных. Чаще всего он используется для украшения буддийских статуй и ваз. Традиционно он передавался только наследникам мужского пола, но теперь передается Хокло любого пола. С 2006 г. Китай официально объявил его нематериальным культурным наследием.
Видео о процессе создания скульптуры из лаковых нитей (на мандаринском языке) доступно на YouTube.
школа живописи Миннань (Pe̍h-ōe-jī: Bân-lâm uē-phài; традиционный китайский: 閩南 畫派) - школа живописи изобрели люди Hoklo в Hokkien. Он был изобретен в середине 20-го века группой художников Хокло в Чинчеве, Хоккиен. Этот стиль характеризовался сильным побуждением к нарушению условностей в традиционной китайской живописи хань и принятием современных европейских художественных идеалов. На него оказали влияние импрессионизм, фовизм и кубизм, но сохранились многие техники, используемые в традиционной китайской живописи хань. Несмотря на то, что он был довольно малоизвестным за пределами Хоккиена, в начале 21 века он стал популярным среди Хокло.
Хокло исторически были плодовитыми музыкальными продюсерами. и оперы, большинство из которых поются и выражаются на языке хоккиен. Типы музыки и оперы, которые возникли в хоккиеноязычном регионе или связаны с ним, включают:
Перчаточный кукольный (Pe̍h-ōe-jī: Pò͘-tē-hì; традиционный китайский: 布袋戲, lit «Опера с тканевой сумкой») - безусловно, самая известная оперная форма Хоккиенского происхождения. Он возник в Хоккиене примерно в 17 веке и представляет собой форму оперы, в которой для рассказа историй используются тканевые куклы и музыка. У кукол, используемых в перчаточном кукольном, есть полые головы, вырезанные из дерева. Их ладони и ступни также сделаны из дерева, но туловище и конечности полностью состоят из тканевых костюмов. Во время представления рука в перчатке входит в костюм марионетки и заставляет ее двигаться. Куклы, использованные в этих представлениях, очень напоминали тканевые мешки, отсюда и название «опера из тканевых мешков».
A Сунь Укун марионетка, используемая в перчаточной кукле; Кукольный театр в перчатках - это форма оперы, в которой используются куклы из ткани.
Кукольный спектакль в перчатках
Школа Мин (Pe̍h-ōe-jī: Bân-ha̍k; Традиционный китайский: 閩 學) неоконфуцианская школа, основанная в основном учеными хокло, при этом ведущей фигурой был рожденный в Хоккиен Гонин Цу Хи. Считается, что школа Мин отмечена (1) акцентом на Четырех Книгах: Великое обучение, Доктрина среднего, Аналекты Конфуция и Менций ; (2) тенденция интерпретировать буддизм через призму конфуцианства ; (3) придавать значение самосовершенствованию. Философия школы Мин была передана в Корею и Японию через культурный обмен во времена династии Мин.
Народ Минъюэ - оригинал жители Хоккиена до китаизации региона - были известны своими навыками в кораблестроении. Даже древние ханьские китайцы, которые в то время были в значительной степени самыми продвинутыми людьми в регионе, заметили кораблестроительные навыки Миньюэ. На протяжении большей части первого тысячелетия нашей эры порт залива Мэйчжоу в Чинчжоу был одним из величайших портов Китайской империи. Позже, в течение 6-9 веков (династия Тан ), люди в Хоккиене, как говорили, могли строить большие корабли от 50 до 60 тонн, что было очень примечательно для того периода. Хоккиен оставался ведущим центром судостроения Китайской империи на протяжении шести последующих веков, что привело к сильным традициям судостроения среди Хокло.
Нарцисс (Pe̍h-ōe-jī: Tsuí-sian; традиционный китайский: 水仙, буквально «водная фея») - официальный провинциальный цветок Хоккиена. В хоккиеноязычном регионе оно регулярно появляется в названиях мест и зданий.