Хитопадеша

редактировать
Санскритский текст средневековой эпохи с баснями о животных Непальский манускрипт Хитопадеши, c.1800 Максим об обучении

Учиться для человека - это имя выше красота;. обучение лучше, чем спрятанное сокровище.. Обучение - это спутник в путешествии в чужую страну,. обучение - неиссякаемая сила.. Обучение - источник славы. и источник победы в сенате.. Обучение - это высшее зрелище,. обучение - это средство к существованию;. необразованный человек подобен полевому зверю.

- Хитопадеша. Переводчик: Чарльз Уилкинс

Хитопадеша (санскрит : हितोपदेशः, IAST : Hitopadeśa, «Полезный совет») - это Индийский текст на языке санскрит, состоящий из басен с персонажами животных и людей. Он включает в себя максимы, мирскую мудрость и советы по политическим вопросам простым, элегантным языком, и работа была широко переведена

Мало что известно о ее происхождении. Сохранившийся текст, как полагают, относится к 12 веку, но, вероятно, был составлен Нараяной между 800 и 950 годами нашей эры. Самая старая рукопись, найденная в Непале, датируется XIV веком, а ее содержание и стиль восходит к древним санскритским трактатам, названным Панчатантра, гораздо более ранним.

Содержание

  • 1 Автор и его источники
  • 2 Содержание
    • 2.1 Книга 1 Митралабха: Как найти друга
    • 2.2 Книга 2 Сухридбхеда: Как потерять друга
    • 2.3 Книга 3 Виграха: Война
    • 2.4 Книга 4 Сандхи: Мир
    • 2.5 Заключение
  • 3 Перевод
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература

Автор и его источники

Авторство Хитопадеши оспаривается. Индологи XIX века приписали этот текст Вишну Шарме, рассказчику и персонажу, который часто появляется в его баснях. После обнаружения старейшего известного манускрипта текста в Непале, датированного 1373 годом, и подготовки книги, ученые в целом признают авторитет двух ее заключительных стихов. В этих стихах упоминается Нараяна как автор и царь по имени Дхавала Чандра как покровитель текста. Но поскольку никаких других работ этого автора не известно, и поскольку упомянутый правитель не упоминается в других источниках, мы почти ничего не знаем ни о том, ни о другом. Поэтому датировать работу проблематично. В нем есть цитаты из работ 8-го века, и другие внутренние свидетельства могут указывать на восточно-индийское происхождение во время более поздней империи Пала (VIII-XII века).

Нараяна говорит, что цель создания этого произведения - поощрить владение санскритским выражением (самскрита-уктишу) и знание мудрого поведения (нити-видйам). Это достигается путем рассказывания моральных историй, в которых взаимодействуют птицы, звери и люди. Интерес поддерживается за счет вложенных повествований, в которых рассказ прерывается иллюстративным рассказом перед возобновлением. Стиль тщательно продуман, и в нем часто встречаются содержательные перерывы в стихах, чтобы проиллюстрировать идеи, высказанные различными ораторами. Из-за них, составляющих значительно большую часть текста, работа была описана как антология (иногда противоречивых) стихов из широко распространенных источников, касающихся управления государством.

Хитопадеша очень похожа на Древняя классика санскрита, Панчатантра, еще один сборник моральных басен. Оба имеют идентичную рамочную историю, хотя Хитопадеша отличается тем, что имеет только четыре части по сравнению с пятью древними текстами. Согласно критическому изданию текста Людвика Штернбаха, Панчатантра является основным источником примерно 75% содержания Хитопадеши, в то время как треть ее стихов восходит к Панчатантре. В своих вводных стихах Нараяна признает, что он обязан Панчатантре и «другой работе». Последнее неизвестно, но, возможно, это Дхармашастры или какие-то другие.

Содержание

Сострадание

Поскольку ваша жизнь дорога вам,. Его существо.. Добрые сострадательны ко всем,. По сравнению и аналогии с их собственной природой.

- Книга 1 «Хитопадеша»

«Хитопадеша» состоит из четырех книг с разделом предисловия, называемым Праставика. Первый стих выражает благоговение перед индуистским богом Ганешей и богиней Сарасвати. Доступно несколько версий текста, хотя версии довольно похожи, в отличие от других древних и средневековых текстов индуистских текстов, в которых версии значительно различаются. Самая короткая версия содержит 655 стихов, а самая длинная - 749 стихов. В версии, переведенной Уилкинсом, в первой книге Хитопадеши девять басен, во второй и третьей - по десять, а в четвертой - по тринадцать басен.

Книга 1 Митралабха: Как найти друга

Книга 1 начинается с утверждения, что мудрые и искренние друзья могут быть бедными или обездоленными, но именно они могут помочь человеку добиться успеха в жизни. Книга рекомендует добрым найти хороших друзей, они подобны сосуду, в который кладут и радости, и печали жизни, и не слова определяют друга, а его поведение и поступки.

Книга 1 Хитопадеши
БасняНазваниеТемы
1.1Голуби, ворона, мышь, черепаха и олень
1.2Путешественник и тигр
1,3Олень, шакал и ворона
1,4Слепой шакал, кошка и птицы
1,5История мыши Хираньяки
1,6Старик и его молодая жена
1,7Охотник, олень, кабан, змей и шакал
1,8Сын раджи и жена торговца
1,9Шакал и слон

Книга 2 Сухрдбхеда: Как потерять друга

Книга 2 начинается с утверждения, что крепкую дружбу могут разрушить жестокие и завистливые существа, завидующие такой дружбе. В книге говорится, что дезинформация создает клин между друзьями, как и акцент на разногласиях, необдуманных действиях без должного расследования и недостатке общения.

Книга 2 Хитопадеши
БасняНазваниеТемы
2.1Бык, два шакала и лев
2.2Обезьяна и клин
2.3Вор, осел и собака
2,4Лев, мышь и кошка
2,5Бедная женщина и колокольчик
2,6Приключения Канадарпакету
2,7Жена фермера и две ее храбрости
2,8Ворона, золотая цепь и черный змей
2,9Лев и кролик
2.10Куропатки и море

Книга 3 Виграха: Война

Третья книга представляет серию басен, в которых война описывается как следствие жадность, критика других, нечестивые люди и их идеологии, жестокий и неблагодарный лидер, несдержанность, неподготовленность, бедность правила, слабая армия, слабая дипломатия и плохой совет.

Книга 3 Хитопадеши
БасняНазваниеТемы
3.1Гуси и павлины
3,2Птицы и обезьяны
3,3Ослик в тигровой шкуре
3,4Слоны и кролики
3,5Гусь и ворона
3,6Варттака и ворона
3,7Колесный мастер и его жена
3,8Синий шакал
3.9Человек, принесший в жертву своего сына
3.10Цирюльник, убивший нищего

Книга 4 Сандхи: Мир

Басни в Книге 4 утверждают, что всегда лучше искать мира с семью типами людей: правдивыми, добродетельными, справедливыми, сильными, победителями, имеющими много братьев и самоуничтожающимися никчемными.. «Мир может быть достигнут, - утверждает Хитопадеша, - если человек исследует свое поведение и свои поиски так же внимательно, как и поведение противника, обращает внимание на совет своих хороших друзей, относится к противнику с уважением и пониманием, которое созвучно с действиями противника. характер, образует один или несколько из шестнадцати типов договоров, взаимной помощи и совместных предприятий между двумя сторонами, тем самым позволяя искать истину.

Книга 4 Хитопадеши
БасняНазваниеТемы
4.1Гуси и павлины: часть 2
4.2Черепаха и два гуся
4.3Три рыбы
4.4Купец и его хитрая жена
4.5Болваны и ласка
4.6Мышь и отшельник
4.7Мина и краб
4.8Брамин, разбивший кастрюли и сковородки
4.9Два гиганта
4.10Брамин и его коза
4.11Верблюд, ворона, тигр и шакал
4.12Старый змей и лягушки
4.13Брамин и его ласка

Заключение

Текст заканчивается

Пусть мир во веки веков принесет счастье всем победоносным обладателям земли,. Пусть справедливые люди навсегда освободятся от невзгод, и слава тех, кто творит добро, долго процветает,. Пусть благоразумие, как славное солнце светит непрестанно на твои груди,. Пусть земля со всеми ее необъятными владениями надолго останется для тебя.

— Хитопадеша, переводчик: Чарльз Уилкинс

Переводы

К началу 20 века были известны переводы Хитопадеши на следующие индийские языки:

  • Восточные штаты Индии: Бангла, Одия
  • Западные штаты: гуджарати
  • Центральные штаты: маратхи
  • Северные штаты: хинди, невари, урду
  • Южные штаты: каннада, малаялам, тамильский, телугу

Текст также широко переводился под разными названиями на азиатские языки, такие как бирманский, кхмерский, тайский, малайский, персидский, сингальский, а также на голландский, английский, французский, немецкий, греческий, испанский и русский языки.

Император Акбар (1542–1605) одобрил работу по переводу Хитопадеши своему министру, Абул Фазл, с предложением, чтобы стихи, которые часто прерывают повествование, должны быть сокращенным. Соответственно, Фазл придал книге знакомый стиль и опубликовал ее с пояснениями под названием «Критерий мудрости».

Хитопадеша также была фаворитом среди ученых британского владычества. Это была первая санскритская книга, напечатанная шрифтом Нагари, когда она была опубликована Уильямом Кэри в Серампур в 1803–1804 гг. Генри Колбрук. За этим последовали несколько более поздних изданий в 19 веке, в том числе издание Макса Мюллера 1884 года, которое содержит подстрочный дословный перевод.

Намного раньше сэр Уильям Джонс столкнулся с этой работой в 1786 году, и в следующем году она была переведена на английский язык Чарльзом Уилкинсом, который также сделал самый ранний английский перевод. из Бхагавад Гиты. Более поздний перевод, сделанный Эдвином Арнольдом, тогда директором колледжа Пуна, был опубликован в Лондоне в 1861 году под названием «Книга хороших советов».

См. Также

В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Хитопадеша

Ссылки

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:20:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте