История концепции творчества

редактировать

Способы восприятия обществом концепции творчества на протяжении истории менялись, как и сам термин . древнегреческое понятие искусства (по-гречески «techne » - корень «техника» и «технология»), за исключением поэзии, подразумевает не свободу действий, а подчинение правилам. В Риме греческая концепция была частично поколеблена, и визуальные художники рассматривались как разделяющие с поэтами воображение и вдохновение.

в средневековое христианство, латинское «creatio» стало обозначать Божий акт «creatio ex nihilo » («создание из ничего»); Таким образом, термин «creatio» перестал применяться к человеческой деятельности. Средние века, однако, пошли еще дальше, чем античность, когда лишили поэзии исключительного статуса: это тоже было искусство и, следовательно, ремесло, а не творчество.

Люди эпохи Возрождения стремились выразить свое чувство свободы и творчества. Впрочем, первым слово «творчество» применил польский поэт XVII века Мацей Казимеж Сарбевский, но применил его только к поэзии. На протяжении более полутора веков идея человеческого творчества встречала сопротивление, потому что термин «творение» был зарезервирован для создания «из ничего».

19 век религиозный скептицизм позволил изменить определение: теперь искусство признавалось не только творчеством, но и только оно. И на рубеже 20-го века, когда стали обсуждаться также творческие способности в науках и природе, это было воспринято как перенос в науку и природа концепций, присущих искусству.

Содержание

  • 1 Термин и понятие
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Термин и понятие

Платон

древние греки имели нет терминов, соответствующих «создавать» или «создатель». Выражение «poiein» («создавать») применялось конкретно к poiesis (поэзия) и poietes (поэт или «создатель»), которые создавали это, а не к искусству в целом в его современном понимании. Например, Платон спрашивает в The Republic : «Скажем ли мы о художнике, что он что-то делает?» и отвечает: «Конечно, нет, он просто имитирует ». Для древних греков концепция творца и творчества подразумевала свободу действий, в то время как греческая концепция искусства подразумевала подчинение законам и правилам. Искусство (по-гречески techne) - это «создание вещей по правилам». В нем не было творчества, и это было бы - с точки зрения греков - плохим положением вещей, если бы оно было.

Это понимание искусства имело четкую предпосылку: Природа есть совершенный и подчиняется законам, поэтому человек должен открывать его законы и подчиняться им, а не искать свободы, которая отклонит его от того оптимума, которого он может достичь. Художник был первооткрывателем, а не изобретателем.

Цицероном Горацием Кассиодором Микеланджело Сарбевским Грацианом Вольтером Дидро Бергсон

Единственным исключением из этого греческого воззрения - большим исключением - была поэзия. Поэт творил новое, воплощал в жизнь новый мир, а художник лишь имитировал. И поэт, в отличие от художника, не был связан законами. Не было терминов, соответствующих «творчеству» или «творцу», но на самом деле поэт понимался как тот, кто творит. И только его так поняли. В музыке не было свободы: предписывались мелодии, особенно для церемоний и развлечений, и их называли «номои» («законы»). В изобразительном искусстве свобода ограничивалась пропорциями, которые Поликлит установил для человеческого тела и которые он назвал «каноном» (что означает « мера »). Платон утверждал в Тимее, что для выполнения хорошей работы нужно созерцать вечный образец. Позже Роман, Цицерон напишут, что искусство включает в себя то, «о чем мы знаем» («quae sciuntur»).

Поэты видели вещи по-другому. В первой книге Одиссеи спрашивается: «Почему запрещаете певцу радовать нас пением, как он сам?» Аристотель сомневался, была ли поэзия имитацией реальности и требовала ли она приверженности истине: скорее, это была сфера того, «что не является ни истинным, ни ложным».

В римскую эпоху эти греческие концепции были частично оспорены. Гораций писал, что не только поэты, но и художники имели право дерзать все, что они хотели ("quod libet audendi"). В период заката античности Филострат писал, что «можно обнаружить сходство между поэзией и искусством и обнаружить, что у них воображение общее». утверждал, что «не только искусство поэтов и прозаиков вдохновлено, но также и руки скульпторов одарены благословением божественного вдохновения ». Это было что-то новое: классические греки не применяли концепции воображения и вдохновения к изобразительному искусству, а ограничили их поэзией.. Латинский был богаче греческого: в нем были термины для «созидания» («creatio») и «создателя», а также было два выражения - «facere» и «creare», в то время как в греческом было только одно, "poiein". Тем не менее, два латинских термина означали примерно одно и то же.

Однако в христианский период произошло фундаментальное изменение: слово «creatio» стало обозначать Божий акт «сотворения из ничего »(« creatio ex nihilo »). Таким образом, «Creatio» приобрело иное значение, чем «facere» («создавать»), и перестало применяться к функциям человека. Как писал римский официальный и литературный деятель 6-го века Кассиодор, «вещи, созданные и созданные, различаются, потому что мы можем создавать того, кто не может творить».

Наряду с этим новым, религиозным интерпретации выражения сохранилось древнее представление о том, что искусство не является областью творчества. Это видно у двух ранних и влиятельных христианских писателей: Псевдо-Дионисий и Св. Августин. Более поздние средневековые люди, такие как, и Роберт Гроссетест в 13 веке, думали примерно так же. Средние века здесь пошли даже дальше античности ; они не делали исключения из поэзии: у нее тоже были свои правила, она была искусством и, следовательно, была ремеслом, а не творчеством.

Ренессанс изменил точку зрения. Философ Марсилио Фичино писал, что художник «придумывает» («excogitatio») свои произведения; теоретик архитектуры и живописи Леон Баттиста Альберти, что он "preordains" ("preordinazione"); Рафаэль, что он формирует картину в соответствии со своей идеей; Леонардо да Винчи, что он использует «формы, не существующие в природе»; Микеланджело, что художник воплощает свое видение, а не подражает природе; Джорджо Вазари, что «природа покорена искусством»; венецианский теоретик искусства Паоло Пино, что живопись «изобретает то, чего нет»; Паоло Веронезе, что художники пользуются теми же свободами, что и поэты и безумцы; Федерико Зуккари (1542–1609), что художник формирует «новый мир, новый рай»; Чезаре Чезариано (1483–1541), что архитекторы - «полубоги». Среди музыкантов фламандский композитор и музыковед Йоханнес Тинкторис (1446–1511) требовал новизны в том, что делает композитор, и определял композитора как «того, кто сочиняет новые песни» <97.>

Еще решительнее писали о поэзии: считали (1555 г.), что изобретение поэта возникло «из ничего». Франческо Патрици (1586) видел поэзию как «вымысел», «формирование», «преобразование».

Возможно, первым, кто использовал слово «творение» в терминах человеческого творчества, был Польский поэт и теоретик поэзии XVII века Мацей Казимеж Сарбевский (1595–1640), известный как «последний латинский поэт». В своем трактате De perfecta poesi он не только писал, что поэт «изобретает», «по моде строит», но также что поэт «творит заново» («de novo creat»). Сарбевский даже добавил: «в манере Бога» («instar Dei»).

Однако Сарбевский считал творчество исключительной привилегией поэзии; творчество было закрыто для художников. «Другие искусства просто имитируют и копируют, но не создают, потому что они предполагают существование материала, из которого они создают, или предмета». Еще в конце 17 века Андре Фелибиен (1619–1675) писал, что художник «так сказать творец». Испанский иезуит Бальтасар Грасиан (1601–58) писал так же, как и Сарбевский: «Искусство есть завершение природы, как бы второй Творец...»

К XVIII веку в теории искусства все чаще появлялось понятие творчества. Это было связано с концепцией воображения, которая была у всех на слуху. Джозеф Аддисон писал, что в воображении «есть что-то вроде творения». Вольтер объявил (1740 г.), что «настоящий поэт - творческий человек». Однако у обоих авторов это было, скорее, лишь сравнение поэта с творцом.

Другие писатели придерживались иной точки зрения. Дени Дидро считал, что воображение - это просто «память форм и содержания» и «ничего не создает», а только объединяет, увеличивает или уменьшает. Действительно, именно во Франции XVIII века идея творческих способностей человека встретила сопротивление. Шарль Баттё писал, что «человеческий разум, строго говоря, не может творить; все его продукты несут на себе клеймо их модели; даже монстры, изобретенные воображением, не ограниченным законами, могут быть составлены только из частей, взятых из природы». Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (1715–47) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715–80) говорили об аналогичном эффекте.

Их сопротивление идея человеческого творчества имела тройной источник. Выражение «творение» тогда было зарезервировано для творения ex nihilo (латинское : из ничего), которое было недоступно для человека. Во-вторых, творение - это таинственный акт, и Психология Просвещения не допускала тайн. В-третьих, художники того времени были привязаны к своим правилам, и творчество казалось несовместимым с правилами. Последнее возражение было самым слабым, поскольку оно уже начинало осознаваться (например, Ударом де ла Моттом, 1715 г.), что правила, в конечном итоге, являются изобретением человека.

В XIX веке. искусство получило компенсацию за сопротивление предшествующих веков признанию его творчеством. Теперь искусство рассматривалось не только как творчество, но и только оно.

Искусствовед Джон Раскин часто упоминался в контексте перехода к самовыражению в истории художественное образование, хотя некоторые ученые считают, что это неправильное прочтение.

На рубеже 20-го века, когда стали обсуждаться также творческие способности в науках (например, Ян Лукасевич, 1878–1956) и в природе (например, Анри Бергсон ) это обычно воспринималось как перенос в науку и природу понятия, присущие искусству.

Начало научного изучения творчества иногда принимают как Дж. Обращение П. Гилфорда в 1950 г. к Американской психологической ассоциации, которое помогло популяризировать эту тему.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Татаркевич, Владислав (1980). История шести идей: очерк эстетики. Перевод с польского Кристофером Каспареком, Гаага: Мартинус Нийхофф. (В книге прослеживается история основных эстетических концепций, включая искусство, красота, форма, творчество, мимесис и эстетический опыт.)
  • Sternberg, RJ ; Любарт, Т. (1999). «Концепция творчества: перспективы и парадигмы». В Sternberg, R.J. (ред.). Справочник по творчеству. Cambridge University Press.
  • Альберт, Р.С.; Ранко, М.А. (1999). «История исследований творчества». В Sternberg, R.J. (ред.). Справочник по творчеству. Cambridge University Press.

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:09:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте