История украинского меньшинства в Польше

редактировать

История украинского меньшинства в Польше восходит к своим корням до позднего средневековья, предшествующего XIV веку Галицко-Волынские войны между Казимиром III Великим из Польши и Любартасом из Литвы. После исчезновения династии Рюриковичей в 1323 году, Польское королевство расширилось дальше на восток в 1340 году, включив земли Пшемысля, а в 1366 году Каменец-Подольский ( Каменец Подольский). После Люблинской унии (1569) княжества Галиции и Западной Волыни стали так называемым Русским воеводством Польской Короной, а остальная часть Красной Руси вместе с Киевом перешла под контроль Литвы. Границы Польши доходили до Запорожья и Полтавы.

. 26-й украинский фестиваль в Здине, «Лемковская Ватра», 2008

Содержание

  • 1 Королевство Польское и Речь Посполитая
  • 2 Вторая Польская Республика
    • 2.1 Политическая и культурная жизнь
    • 2.2 Политика Юзефа Пилсудского и «Волынский эксперимент»
    • 2.3 Религиозная и культурная политика
    • 2.4 Попытки нормализации
    • 2.5 Образование
    • 2.6 Реакция Украины на польское управление
  • 3 Вторая мировая война
  • 4 После Второй мировой войны
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Королевство Польское и Речь Посполитая

Аннексия Красной Малороссии Казимиром III (Казимеж) произошла в результате польско-литовского мира договор подписан в 1366 году. Это было двухэтапное дело, согласно Хустинской летописи Захарии Копыстенского (ум. 1627). Польский король поклялся уважать православную веру, но также наделил русинов такими же правами, как и поляки. Копыстенский - первооткрыватель древнего Гипатского кодекса Южной Руси - считал восточных славян «одним народом в средневековом смысле этого слова, происходящим от общего предка». В своей работе он «четко различает Московию и Украину-Русь». Общая площадь русинских земель, аннексированных Польшей, составляла около 91000 км (35 135 квадратных миль), и большая часть населения говорила на русинском (лингвистический предшественник как современных украинского, так и Белорусский ).

Местная знать постепенно полонизировалась, и многие члены русинской шляхты обратились в католицизм. Среди самых известных русинов, которые полонизировали себя, были семьи Вишневецких, Збараски, Заславских и Чарторыйских. Другие, такие как семьи Острожских, Сангушко и Кисиэля, сопротивлялись полонизации. Все эти знатные русинские семьи были очень влиятельными в Польше до 1795 года, и один из польских королей, Михаил Корибут Вишневецкий, был сыном известного русинского магната Ереми Вишневецкого. Украинский историк Михаил Грушевский и представитель народнического движения в Украине напал на Польшу, заявив: «четыре века польского владычества оставили особенно разрушительные последствия (...) экономической и культурной отсталости в Галиции было главным «наследием исторической Польши, которая усердно сняла все, что можно было считать сливками нации, оставив ее в состоянии угнетения и беспомощности».

Вторая Польская Республика

Польша восстановила свой суверенитет в 1918 году после столетия правления Австро-Венгрией, немцами и Российская империя ; однако западные и восточные границы Польши не были определены изначально. Советские, польские и украинские претензии на спорные территории привели к польско-украинскому и польско-советскому войны. Конец открытой войны был достигнут с материально-технической помощью Франции. Официальный договор, Рижский мир, был подписан 18 марта 1921 г., устанавливая границы Польши на период между мировыми войнами. Последовал процесс восстановления экономики.

Украинское и русинское меньшинство во Второй Польской республике

После польско-украинской войны восточная часть Галиции и Волынь была захвачена Польшей. Украинские лидеры в то время сохранили сильное чувство чести. За все время его существования не было случаев массовых репрессий против национальных меньшинств на территориях, контролируемых западноукраинским правительством ; украинские силы, контролирующие город, даже не позаботились об аресте польских националистических лидеров и интеллигенции, что позволило последней восстать против украинского правительства.

Польские войска захватили Львов после недельного сражения с Украинские силы. Они утверждали, что при входе в город в них стреляли на улицах мирные жители, и нанесли ответный удар. Они сожгли украинскую и еврейскую части и убили около 270 украинцев; однако британская миссия также отметила, что нет четких выводов относительно конкретных мотивов резни. Процент убитых евреев соответствует демографии Львова того времени.

В восточной половине Галичины украинцы составляли примерно 65% населения, поляки - 22% населения, а евреи - 12%. Из 44 административных единиц австрийской Восточной Галиции Львов (польский : Lwów, немецкий: Lemberg), самый большой и столичный город провинции, был только один, в котором поляки составляли большинство населения. Украинцы составляли около 16% всего населения довоенной Польши. Более 90% из них проживало в сельской местности, 3–6% были промышленными рабочими и около 1% принадлежали к интеллигенции. Что касается религии, то 60 процентов составляли католики-униаты и 39 процентов исповедовали православную веру. В то время как национальное самосознание галицких украинцев было очень сильным, украинцы Волыни в значительной степени находились под влиянием сильных русофильских тенденций и имели про- советские симпатии, но при этом имели мало национальной склонности

Согласно польской переписи 1931 года, в следующих областях проживало большое количество украинского населения в Польше:

В то время в Польше конкурировали две противоположные политики в отношении национальных меньшинств. Ассимиляционистский подход, отстаиваемый Романом Дмовским (министр иностранных дел) и Станиславом Грабским (министр религии и образования), вступал в противоречие с более терпимым подходом, защищаемым польским главой государственной власти. Государство Юзеф Пилсудский, чей проект создания Мендзиморской федерации с другими государствами потерпел неудачу в после польско-советской войны. Ультранационалист Роман Дмовский и его национал-демократы, проводившие последовательную воинственно-антиукраинскую политику, были поддержаны польским меньшинством в Восточной Галиции.

Политическая и культурная жизнь

Василий Мудрый, украинский спикер польского парламента, лидер Украинского национально-демократического альянса (крупнейшей украинской политической партии в межвоенной Польше).

Польские власти переименовали восточную часть австрийской Галиции в Восточную Малую Польша »и создал административные единицы (Пфальц), призванные включать в себя как можно больше неукраинцев. В 1924 году польское правительство под руководством Владислава Грабского исключило украинский язык из использования в государственных учреждениях. Он также избегал официального использования слова «украинский», заменив его историческим названием «русины».

Украинцы в межвоенный период имели нескольких представителей в сейме. В 1928–1930 годах в польском парламенте было 26 украинских депутатов, в том числе депутат сейма маршал и секретарь сейма Димитр Ладыка. Украинские и белорусские депутаты создали мощный «Украинско-белорусский клуб» (Клуб Украинско-Бялоруский), члены которого были очень активны в те годы. В 1935 г. было 19 украинских депутатов, а в 1938 г. - 14, в том числе Василий Мудрый - заместитель маршала Польского Сейма.

12 июля 1930 г. активисты организации Украинские националисты (ОУН) совместно с Украинской военной организацией начали так называемую диверсионную акцию, в ходе которой были сожжены польские поместья, разрушены дороги, железнодорожные пути и телефонные связи. ОУН использовала терроризм и саботаж, чтобы принудить польское правительство к столь жестоким репрессиям, что они лишили бы поддержки более умеренные украинские группы, готовые к переговорам с польским государством. ОУН направила насилие не только против поляков, но и против украинцев, которые хотели мирного урегулирования польско-украинского конфликта. В ответ на этот терроризм польское правительство осуществило так называемое умиротворение в галицких деревнях, подозреваемых в поддержке УВО. Польские силы безопасности провели тщательный обыск в украинских домах и зданиях, при этом многие из них были разрушены, уничтожены украинские книги, народные платья, а также другие культурные объекты. Они часто заставляли украинские села подписать клятву верности Польше и отказываться от верности украинскому народу, а также применяли телесные наказания в виде публичной порки. По данным украинских источников, семь человек были забиты до смерти, в то время как польские источники считают, что погибло двое. Кроме того, несколько украинских депутатов польского парламента, в том числе Василий Мудрый, были арестованы после того, как польские власти обнаружили, что между украинскими политическими партиями и УВО был контакт. Украинские общеобразовательные школы были закрыты. Умиротворение Польшей Западной Украины было осуждено Великобританией, Францией и Германией, хотя Лига Наций опубликовала заявление, в котором утверждала, что польская деятельность была оправдана украинской диверсионной деятельностью.

В 1935 году ситуация временно улучшилась, поскольку Польское правительство достигло соглашения с Украинским национально-демократическим альянсом (УНДО), крупнейшей украинской политической партией в Польше; большинство заключенных Береза-Картусской тюрьмы были освобождены. Украинское языковое образование и их политическое представительство улучшились. Но ключевые требования украинцев, такие как местная автономия, украиноязычный университет и прекращение усилий Польши по колонизации территорий, населенных украинцами, так и не были выполнены. Украинские экстремисты продолжали атаки на поляков, а умеренные потеряли попытки стабилизировать ситуацию. Польский репортаж о народных настроениях на Волыни записал комментарий молодого украинца с октября 1938 года: «Мы украсят наши столбы вами, а наши деревья - вашими женами».

Украинские организации продолжали расти, несмотря на Польское вмешательство, которое включало в себя разрушение читальных залов во время умиротворения в 1930 году и их запрет в некоторых регионах. Несмотря на такие меры, обществу Просвита удалось увеличить количество читальных библиотек до 3075 к 1939 г. (к 1936 г. было открыто более 500 отделений с постоянным профессиональным штатом). Существовали ассоциация трезвости «Лух», Украинский национально-демократический альянс, несколько газет (в том числе [uk ]) и спортивные организации. Новая футбольная команда Украина Львов была близка к переходу в Экстракласа (польская профессиональная лига футбольных клубов). Государственная статистика за 1937 год насчитывала около 3 516 украинских кооперативных союзов с общим числом членов 661 000. Польское правительство предприняло усилия по их ограничению, включая насильственное слияние с польскими кооперативами в некоторых регионах. Было девять легальных украинских и русинских партий, отражающих весь спектр политических взглядов. В 1930-е гг. Было издано около 120 украинских периодических изданий.

Украинский научный институт в Варшаве, созданный Постановлением Совета Министров Польши в 1930 г., организовал более 50 научных симпозиумов и опубликовал десятки научных работ. Он стал главным центром Тараса Шевченко в Европе в 1930-е годы. Варшавский университет открыл свои факультеты для украинских профессоров из Львова и таких городов Советской Украины, как Киев и Харьков.

Украинская культурная жизнь и политическое представительство в Польше резко контрастировали с тем, что было в сталинском Советском Союзе.. Украинский народ Советской Украины «пострадал от правления Сталина больше, чем любая другая европейская часть СССР» в тот же период, опустошенный террором Великого голода и убийством тысячи образованных украинцев. Поскольку дискриминационная политика Польши не привела к массовым убийствам и полному уничтожению украинских культурных и политических сил, украинское население было разочаровано и возмущено, но не сломлено.

Польское управление принесло материальный прогресс многим украинцам. В течение первого десятилетия независимости Польши во всех крупных городах были введены электрификация и телефонная связь, и только на Волыни доля детей, посещающих школы, выросла с 15% до 70%. В течение 1920-х годов Министерство образования Польши увеличило количество школ в украинских областях более чем в три раза, до 3100 к 1938 году, тем самым снизив уровень неграмотности среди людей в возрасте десяти лет и старше с 50% до 35%. 1931.

Политика Юзефа Пилсудского и «Волынский эксперимент»

В мае 1926 года Юзеф Пилсудский пришел к власти в Польше в результате государственного переворота . 88>Правление Пилсудского ознаменовало столь необходимое улучшение положения этнических меньшинств. Пилсудский заменил национал-демократическую «этническую ассимиляцию» политикой «государственной ассимиляции»: о гражданах судили по их лояльности государству, а не по национальности. В 1930 году на государственное финансирование был создан Украинский научный институт. До начала Второй мировой войны институт успел издать больше книг, чем любое другое межвоенное эмигрантское или западноукраинское академическое издательство, в том числе труды Тараса Шевченко в 13 томах (запланировано 16) и серию основные богослужебные тексты в украинском переводе. Институт проводил глубокие научные исследования по истории украинской культуры. Однако продолжающаяся серия террористических атак, совершенных Организацией украинских националистов с целью саботажа усилий Пилсудского, привела к умиротворению правительства и означала, что ситуация продолжала ухудшаться, несмотря на усилия Пилсудского.

В то время как украинский национализм прочно укоренился в Галичине, а украинские жители в целом были враждебны польскому правлению, населенный украинцами регион Волынь был менее развит. Соответственно, польское правительство стремилось изолировать украинцев Галиции от украинцев на Волыни и политически ассимилировать волынцев с польским государством, сочетая поддержку украинской культуры и языка с лояльностью к польскому государству. Таким образом, он надеялся создать пропольскую украинскую идентичность, которая могла бы служить моделью для украинцев, притесняемых через советскую границу с Волыни.

В 1928 году Генрик Юзевский, бывший заместитель министра по внутренним делам в украинском правительстве Симона Петлюры был назначен воеводой Волыни, для выполнения программы культурной и религиозной автономии украинцев в этом область. Юзевский, поляк из Киева (где, в отличие от Галиции, поляки и украинцы исторически сотрудничали друг с другом), был украинофилом, который чувствовал, что польский и украинский народы глубоко связаны и что Украина может в один прекрасный день стать для поляков «Второй Родиной». Юзевский привел украинских последователей Симона Петлюры, в том числе бывших офицеров петлюровской армии, в свою столицу Луцк, чтобы помочь в его волынской администрации. Он развешивал портреты Петлюры вместе с портретами Пилсудского в общественных местах, основал Институт по изучению национальностей и просветительское общество для православных (который расширился до 870 отделений на Волыни), субсидировал украинские читательские общества (к 1937 году он насчитывал 5000 отделений).), спонсировала Украинский театр. Поощрялось использование украинского языка вместо русского во время церковных проповедей. Юзевский также вел переговоры о регулировании правового статуса православной церкви в Польше. Была создана лояльная украинская политическая партия - Волынский украинский альянс. Эта партия была единственной украинской политической партией, которой было разрешено свободно действовать на Волыни. В период своего правления на Йозевского было совершено два покушения: со стороны советских агентов в 1932 году и со стороны украинских националистов в 1934 году.

После смерти его спонсора Пилсудского в 1935 году украинская программа Юзевского была отменена. Антиукраинские польские элементы в польской армии взяли под свой контроль политику на Волыни. Йозевского критиковали за то, что он позволял украинцам покупать землю у поляков, православные церкви были снесены или преобразованы в католические церкви во время кампании «возрождения», а к 1938 году сам Йозевский потерял свой пост. При его преемнике вся государственная поддержка украинских институтов была прекращена, и польским чиновникам было рекомендовано перестать использовать слова «Украина» или «украинский». Генералы польской армии считали, что заполнение всех государственных учреждений на Волыни этническими поляками обеспечит быструю мобилизацию и предотвратит саботаж в случае нападения русских на Польшу. Украинцам систематически отказывали в возможности получить работу в правительстве. Местные выборные должностные лица - этнические украинцы были освобождены от занимаемых должностей. Хотя большинство местного населения составляли украинцы, практически все государственные должности были закреплены за поляками. Земельная реформа, направленная в пользу поляков, привела к дальнейшему отчуждению украинского населения.

Военные колонисты поселились на Волыни для защиты границы от советской интервенции. Несмотря на то, что этнические украинские земли были перенаселены, а украинские фермеры нуждались в земле, в результате земельных реформ польского правительства земли из крупных польских поместий были предоставлены не местным сельским жителям, а польским колонистам. По оценкам украинских источников, это число в Галиции и Волыни составляло 300 000 человек, а по данным польских источников - менее 100 000 (см. осадник )

. Были составлены планы нового раунда колонизации Волыни польскими военными ветеранами и польскими гражданскими лицами и сотнями людей. новых римско-католических церквей были запланированы для новых колонистов и для обращенных из православия.

Конечным результатом польской политики на Волыни стало создание чувства украинского патриотизма; однако этот патриотизм не был привязан к польскому В результате антиукраинской политики Польши и украинские националисты, и коммунисты нашли благодатную почву для своих идей среди украинского населения Волыни.

Религиозная и культурная политика

После Первого мира Война, политика правительства изначально была направлена ​​на ограничение влияния преимущественно греко-католиков украинцев из Галичины на православных украинцев Волыни. Указ о защите права православных меньшинств были выданы, но на практике часто не увенчались успехом, поскольку Римско-католическая церковь, преследуемая царским правлением, стремилась укрепить свои позиции, а также вернуть конфискованную католическую собственность и преобразованные в православные церкви, имели официальное представительство в сейме (польском парламенте) и судах. В конце концов, сто девяносто православных церквей были разрушены и часто заброшены, а еще сто пятьдесят были преобразованы в римско-католические церкви. В результате из 389 православных церквей на Волыни в 1914 году в 1939 году осталась только 51. Помимо утраты церковных построек, православная церковь потеряла большие участки земли, которые были отобраны польским государством и оставлены им или переданы в собственность. Римско-католическая церковь. В районах Хелм и Полесье вооруженные группы польских колонистов, известные как Кракус, терроризировали украинское гражданское население, заставив его обратиться в католицизм. Оставшиеся православные церкви были вынуждены использовать в своих проповедях польский язык. Последним официальным правительственным актом польского государства на Волыни было преобразование в августе 1939 года последней оставшейся православной церкви в столице Волыни Луцке в римско-католический. Православное духовенство на Волыни использовало гонения на свою церковь, чтобы вызвать и без того сильное недовольство среди местного украинского народа против поляков.

В отличие от гонений, испытанных Православной церковью, Украинская греко-католическая церковь под уважаемым польскими властями митрополитом Андреем Шептицким было разрешено процветать в плане интеллектуальной и религиозной деятельности.

Во Львове, где католики составляли в 1900 году не менее 52,5% населения, а 76,86 % граждан говорили по-польски (хотя часть этого населения составляли евреи), польское правительство стремилось подчеркнуть польский характер этого города, ограничивая культурное самовыражение непольских меньшинств этого города. В отличие от времен Австрии, когда размер и количество публичных парадов или других форм культурного самовыражения, таких как парады или религиозные процессии, соответствовали относительному населению каждой культурной группы, во время правления Польши ограничения были наложены на публичные демонстрации еврейской и украинской культуры. Торжества, посвященные защите Львова поляками, стали главным общественным праздником в Польше и были объединены Римско-католической церковью в традиционные празднования Дня всех святых в начале ноября. Военные парады и празднования сражений на отдельных улицах города, посвященные польским войскам, сражавшимся против украинцев в 1918 году, стали частыми. Польское правительство продвигало идею Львова как восточного польского форпоста, способного противостоять восточным «ордам».

Попытки нормализации

После убийства ОУН министра внутренних дел Польши в 1934 году попытки были при нормализации отношений между правительством и представителями UNDO во главе с Шептицким. Украинские диссиденты были освобождены из Березы, а кредиты перенаправлены украинским кооперативам и хозяйственным учреждениям. Однако более радикальные украинские националисты отвергли это сближение.

Между 1934 и 1938 годами произошла серия жестоких, а иногда и смертельных (как в Варшаве, с двумя жертвами) нападений на украинцев. В одном из них в общежитии Варшавы в конце 1938 года, - писал монсеньор Филипп Кортези, - польская полиция наблюдала за нападениями членов Национальной демократии на украинских студентов и после беспорядков якобы арестовывала украинских жертв за нарушение общественного порядка. В 1938–1939 гг. Несколько украинских библиотек и читальных залов были сожжены польскими толпами заблудшей патриотической молодежи, которые часто оставались безнаказанными со стороны польской полиции. Польская молодежь была организована в вооруженные местные военизированные группы Стшельцы и терроризировала украинское население под предлогом поддержания закона и порядка, пишет Субтельный. По словам Бурдса, о насильственных инцидентах в польской прессе не сообщалось, а украинские газеты, в которых они обсуждались, были конфискованы польскими властями, где бы они ни были обнаружены.

Образование

«Родной язык» и язык обучения в польских школах, 1937–1938. Многие школы в категории «украинские / белорусские» фактически были двуязычными, с польским языком обучения. Данные взяты из Статистического ежегодника Польши за 1938 год. Щелкните для увеличения.

При централизованной модели правления Второй Польской республики решения, касающиеся образования, принимались в Варшаве. Польская политика в области образования была ориентирована на двуязычные школы. Система негативно повлияла на использование украинского языка. Закон о создании двуязычных польско-украинских школ и польских школ, принятый в 1924 году правительством Владислава Грабского, привел к быстрому сокращению количества одноязычных украинских школ (с 2426 в 1922 году до 352). в 1938 г. в Галиции и с 443 в 1922 г. до 8 в 1938 г. на Волыни) и увеличение количества польско-украинских двуязычных школ (2 485 в Галиции; 520 на Волыни) и польских школ. К 1930-м годам эти «двуязычные» школы стали фактически польскими.

К ​​1938 году польские власти увеличили количество начальных школ на Волыни и Полесье более чем в три раза до 3100 и с 4030 до 4998 в Галичине. Из-за такой политики ограничения использования украинского языка уровень неграмотности на украинских территориях упал с 50 до 35 процентов. Польская политика также привела к появлению первого поколения образованных волынских украинцев.

Этнические украинцы были немного недостаточно представлены в системе среднего образования. В 1936/37 учебном году 344 украинца (13,3%) по сравнению с 2599 поляками были зачислены в среднюю школу, в которой украинцы составляли 13,9% населения по данным польской переписи 1931 года. Однако данные польской переписи населения значительно занижали фактическое количество украинцев, и реалистичная оценка процента польского населения, которое было этническими украинцами, составляла приблизительно 16 процентов. В 1938/9 учебном году только 6 украинцев были приняты в высшие учебные заведения. Этнические украинцы в значительной степени ограничивались образованием на национальном языке, польском, а не на своем родном языке. В Польше на каждые 16 000 этнических поляков приходилась одна польская гимназия, но только одна украинская гимназия на каждые 230 000 этнических украинцев.

В эпоху Габсбургов во Львове располагались крупнейшие и наиболее влиятельные украинские учреждения в мире. В университете в 1919 году Польша закрыла все украинские факультеты, открытые в период австрийского правления, за исключением одного, кафедры русинского языка и литературы 1848 года, должность кафедры которой оставалась вакантной до 1927 года, прежде чем ее заняла этническая группа. Полюс. Большинство украинских профессоров были уволены, а въезд этнических украинцев был ограничен.

Реакцией украинского сообщества на антиукраинскую образовательную политику польского правительства было создание частных учебных заведений за свой счет. К 1937–1938 учебному году 40% учащихся украинских гимназий, педагогических училищ и профессиональных училищ посещали частные школы. Пожертвования украинских иммигрантов из Канады и США помогли материально поддержать такие школы. Были созданы подпольный университет во Львове (в котором обучались 1500 студентов) и Украинский свободный университет в Вене (позже переехавший в Прагу ). Андрей Шептицкий, глава Украинской греко-католической церкви, попытался создать частный Украинский католический университет, но его усилиям помешала решительная оппозиция польского правительства, которое пригрозило отменить свой Конкордат с Ватиканом, если Ватикан признает украинский университет.

Украинцы, которые после Первой мировой войны оказались под властью Польши, оказались в худшем положении, чем жители нового государства Чехословакия. В регионе, вошедшем в состав Чехословакии после Первой мировой войны, украинских школ не существовало до основания этой страны. Однако к 1921–1922 гг. 89% украинских детей были зачислены в украиноязычные школы.

Результатом дискриминационной образовательной политики Польши в отношении украинцев стало то, что многие образованные украинцы стали политически радикализованными и стали воинственно настроенными против Польши.

Украинские реакции на польское руководство

Ольга Басараб, украинская политическая активистка, член исполнительной власти Львовского отделения Союза украинских женщин и Украинской военной организации. Арестованная после того, как в ее доме были обнаружены материалы, свидетельствующие о сотрудничестве с германской разведкой, она умерла в тюрьме в 1924 году. Существуют разные версии ее смерти, от самоубийства до обвинений в пытках и убийствах

С самого начала и до решения Версальского о выдаче из Восточной Галиции в Польшу в 1923 году, украинцы считали польское правление над землями, в основном населенными ими, незаконными, и они бойкотировали польскую перепись 1921 года и польские выборы 1922 года. Немецко-еврейский писатель Альфред Дёблин, Путешествуя по Восточной Галиции в 1924 году, он больше симпатизировал украинцам, находившимся под властью Польши, чем полякам, которые в них господствовали. Он описал "ужасную, слепую, оцепеневшую" ненависть украинцев к полякам. Все украинские политические партии и организации считали правление Польши над территориями, населенными преимущественно этническими украинцами, незаконным. Крупнейшей украинской политической партией в Польше, которая доминировала в политической жизни украинского меньшинства в этой стране, был Украинский национально-демократический альянс (УНДО). UNDO поддерживал конституционную демократию и сосредоточился на создании украинских институтов, продвижении украинского образования и развитии украинских организаций самообеспечения, которые могли бы действовать независимо от польских властей, чтобы подготовить украинцев к независимости.

В отличие от мирного деятельность основной украинской политической партии УНДО, радикальной Организации украинских националистов стремилась бороться против польского правительства с помощью насилия. ОУН провела сотни актов саботажа в Галиции и Волыни, в том числе кампанию поджогов польских помещиков (что способствовало спровоцированию умиротворения 1930 г. ), бойкоты государственных школ и польских табачных и спиртосодержащих монополий, десятки экспроприации нападений на государственные учреждения с целью получения средств для своей деятельности и около шестидесяти убийств. Среди жертв ОУН были Тадеуш Холувко, польский пропагандист украинско-польского компромисса, комиссар польской полиции Львова, советский консульский чиновник, убитый в отместку за Голодомор., и прежде всего Бронислав Перацкий, министр внутренних дел Польши. ОУН также убила умеренных украинских деятелей, таких как уважаемый учитель (и бывший офицер военных Западно-Украинской Народной Республики ) Иван Бабий, а в 1930 году напала на главу Шевченковское научное общество Кирилл Студенский в своем кабинете.

Терроризм ОУН был осужден большинством ведущих украинских политических лидеров. Глава Украинской греко-католической церкви митрополит Андрей Шептицкий, который особенно критически относился к руководству ОУН в изгнании, которое вдохновляло на акты молодежного насилия, писало, что они «использовали наших детей. убить своих родителей »и что« тот, кто деморализует нашу молодежь, преступник и враг народа ». UNDO выступило против террористических актов, поскольку они привели к ответным действиям Польши против украинского населения.

Когда Польша была разделена Германией и Советским Союзом, подавляющее большинство этнических украинцев Польши были искренне рады распаду польского государства.

Вторая мировая война

В 1939 году Польша была оккупирована Германией и Советским Союзом, преимущественно украинские территории Волынь и Галичина были аннексированы Советским Союзом. Однако некоторые территории, населенные украинцами, оказались под контролем Германии. В этих областях была восстановлена ​​украинская культурная деятельность, такая как театры, школы и читальные залы, которые были запрещены польским правительством. Было возрождено около двадцати украинских церквей.

Во время Второй мировой войны был основан Украинский Центральный Комитет (УЦК), который был официально признанной украинской общиной и квазиполитической организацией в период немецкой оккупации. и базируется в Краков. Он отвечал за социальные услуги, работу ветеранов, образование, молодежь и экономическую деятельность. Например, после наводнения и голода на Закарпатье комитету удалось спасти и переселить 30 тысяч украинских детей. К концу 1943 года в нем работало 1366 кухонь и могли прокормить 100000 человек. Вмешательства комитета привели к освобождению 85 000 военнопленных украинцев (предположительно польских вооруженных сил), захваченных в плен во время германо-польского конфликта. Однако он не смог вмешаться в жестокое обращение с украинскими военнопленными, которые воевали в советских вооруженных силах. Когда немцы начали убивать украинских крестьян в районе Замостья за предполагаемое сопротивление, протест Кубиевича Гансу Франку смог остановить эту бойню. Комитет также смог построить студенческие общежития для 7000 студентов, выделил стипендии на сумму 1,35 миллиона злотых и организовал более 100 молодежных групп, лагерей и спортивных клубов.

В Кракове было создано Украинское издательство. Он опубликовал множество украинских произведений и учебников. Несмотря на проблемы с немецкой цензурой и хроническую нехватку бумаги, Украинский издательский дом также издавал ежедневную украинскую газету.

Населенные украинцами территории, которые были частью Польши, были ареной крайних столкновений между украинцами и поляками. Во время Второй мировой войны украинские националисты убили от 40 000 до 60 000 польских мирных жителей на бывшей польской территории Волыни и от 25 000 до 30 000–40 000 на бывшей польской территории Восточной Галиции. Число украинских мирных жителей, убитых в результате ответных нападений поляков, оценивается в 10 000–20 000 человек на всех территориях, охваченных конфликтом (включая юго-восточные районы современной Польши).

См.: Организация украинских националистов, Провозглашение украинской государственности, 1941 и резня поляков на Волыни.

После Второй мировой войны

После подавления украинского восстания в конце Второй мировой войны силами Советский Союз, около 140 000 украинцев, оставшихся в Польше, были насильственно изгнаны в Советскую Украину и на новые территории в северной и западной Польше во время операции «Висла».

С 1989 года наблюдается новая волна украинской иммиграции в Польшу, в основном состоящая из поиск работы соискателей. Согласно Ukrainian Ministry of Foreign Affairs, around 300,000 Ukrainian citizens work in Poland yearly. In recent years, the number of Ukrainian immigrants in Poland has grown considerably, numbering 1.3 million in 2016.

See also

References

  • Subtelny, Orest (1988). Ukraine: A History. Toronto: University of Toronto Press. ISBN 0-8020-5808-6.
  • Wiktor Poliszczuk "Bitter truth": The criminality of the Organization of Ukrainian Nationalists (OUN) and the Ukrainian Insurgent Army (UPA), the testimony of a Ukrainian, ISBN 0-9699444-9-7
  • Andrzej L. Sowa (1998). Stosunki polsko-ukraińskie 1939–1947 (in Polish). Kraków. OCLC 48053561.

External links

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:07:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте