История евреев в Норвегии

редактировать
Местоположение Норвегия (темно-зеленый) в Европе
Норвежские евреи. Норске Йёдер. יהודים נורבגים
Общее население
770
Регионы со значительным населением
Осло, Тронхейм
Языки
норвежский, иврит, идиш
религия
иудаизм
родственные этнические группы
шведские евреи, финские евреи, датские евреи, другие евреи-ашкенази

История евреев в Норвегии восходит к 1400-м годам. Хотя весьма вероятно, что в Средние века в Норвегию приехали еврейские купцы, моряки и другие люди, не было предпринято никаких усилий для создания еврейской общины. В период раннего Нового времени Норвегия, все еще опустошенная Черной смертью, с 1536 по 1814 год управлялась Данией, а Швецией до 1905 года года. В 1687 году Кристиан V отменил все еврейские привилегии, в частности, запретивям в Норвегию, за исключением особого разрешения. Найденные в королевстве евреи были заключены в тюрьмы и изгнаны, и этот запрет сохранялся до 1851 года.

В 1814 году, когда Норвегия получила независимость от Дании, общий запрет на отключение в страну был «продолжен» в новой норвежской конституции.. Сефарды были освобождены от запрета, но, похоже, мало кто подал заявку на разрешение на проход. После достижения результатов поэта Хенрика Вергеланда, политика Федерация Йенсена Фаухальда, директора школы Ганса Холмбо и других в 1851 году норвежский парламент (Стортинг ) снял запрет на евреев, и им были предоставлены религиозные права наравне с христианскими инакомыслящими.

Еврейское кладбище в Софенберге, Осло

Первая еврейская община в Норвегии была основана в Осло в 1892 году. Сообщество медленно росло до Второй мировой войны. Его поддержали беженцы в конце 1930-х годов и достигли пика примерно в 2100 человек. Население было опустошено во время Холокоста, когда значительная часть норвежской еврейской общины была убита нацистской Германией. Евреи одним из самых маленьких этнических и религиозных меньшинств Норвегии.

Содержание

  • 1 Средние века
  • 2 Реформация и Просвещение
  • 3 Конституционный запрет
  • 4 Отмена и первоначальная иммиграция
    • 4.1 10-я сессия парламента, 1842 г.
    • 4.2 Парламентские сессии 1845, 1848 и 1851 гг.
  • 5 СМИ, общественное мнение и политика начала ХХ века
  • 6 Споры в Шечите
  • 7 Холокост
  • 8 1990-е годы: Реституция Второй мировой войны
  • 9 Современная ситуация
  • 10 Антисемитизм в современной Норвегии
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Библиография
  • 14 Внешние ссылки

Средневековье

упоминание Первое о евреях в скандинавской литературе в Исландии в 13 веке, где они упоминаются вместе с более общими язычниками. В литературе того времени евреи назывались «gyingar», «juði» или в латинской форме «judeus». Евреи также встречаются в неблагоприятных условиях в литературных исландских сагах, как Gyinga saga (Сага о евреях)

Однако есть источники, которые оспаривают - Семитизм в Норвегии в средние века по простой причине, что не было доказательств присутствия в стране. Например, всестороннее исследование современных документов, таких как завещания, контракты и судебные дела среди других первичных данных, регистрируется евреев или еврейскую общину в Норвегии. Ученые указали, что упомянутые в церковных документах люди считаться «виртуальными евреями» в том смысле, что эти ссылки были упомянутыми и упомянутыми упомянутыми упоминаниями, вероятно, были символами нехристианского поведения.

Реформация и Просвещение

В 1436 году и снова в 1438 году архиепископ Аслак Болт запретил праздновать день отдыха в субботу, чтобы христиане не повторили «путь евреев», и этот запрет был усилен блокирующими постановлениями, в том числе в Diplomatarium Norvegicum.

Первое известное поселение евреев на территории Норвегии было основано на королевской власти. Первое известное упоминание евреев в официальных документах относится к допуску сефардов, испанских и португальских евреев, которые были изгнаны из Испании в 1492 г. и из Португалии в 1497 г. Некоторым из них было дано особое разрешение на въезд в Норвегию.

В то время как Норвегия была частью Датского королевства с 1536 по 1814 год, Дания ввела ряд ограничений как для поддержки протестантской Реформации в целом, так и против евреев в специфический. В 1569 г. Фредрик II приказал всем иностранцам в Дании подтверждения своей приверженности 25 основным принципам веры лютеранства под страхом депортации, конфискации всего имущества и смерти.

Самое раннее зарегистрированное прямое упоминание евреев произошло в документах, опубликованных в 17 веке, когда группа португальских евреев была разрешено проживать в Норвегии. Ограничения были сняты для евреев-сефардов, уже ставших торговцами в Альтоне, когда Христиан IV захватил город. Кристиан также выдал первое письмо о безопасном проезде еврею (Альберту Дионису) в 1619 году, 19 июня 1630 года объявлена ​​всеобщая амнистия всем евреям, постоянно проживающим в Глюкштадте, включая право передвижения. свободно по всему королевству.

На этих условиях существования антисемитизма можно считать незначительным, потому что традиционные еврейские предрассудки часто проистекают из представлений о том, что евреи контролируют экономическую, политическую и социальную среду определенного европейского континента. общество.

Государственная политика по отношению к евреям менялась в течение следующих нескольких сотен лет. Короли обычно терпели еврейских купцов, инвесторов и банкиров , чьи вклады приносили пользу экономике Дании-Норвегии, с одной стороны, при этом стремясь ограничить их передвижения. Некоторым евреям, особенно из сефардской семьи Тейксера, а также некоторым из ашкеназского происхождения, были выданы разрешения на посещение мест в Дании и Норвегии; Общее нарушение режима запрета на их отправку сефардамом. Кристиан IV из Дания -Норвегия евреям ограниченные права на передвижение по королевству, а в 1641 г. евреям-ашкеназам были предоставлены аналогичные права. Кристиан V отменил эти привилегии в 1687 году, в частности, запрет в Норвегии, если им не было предоставлено разрешение. Найденные в королевстве евреи были заключены в тюрьмы и изгнаны, и этот запрет сохранялся до 1851 года.

Европейское Просвещение привело к умеренному ослаблению ограничений для евреев в Дании-Норвегии, особенно в южных районах Дании. и города. Некоторые еврейские семьи, принявшие христианство, поселились в Норвегии. Писатели того времени усилили интерес к еврейскому народу, в том числе Людвиг Хольберг, который в большинстве своих пьес изображал евреев комичными фигурами и в 1742 году написал «Еврейскую историю от начала мира, продолженную до наших дней». День, представляющий евреев в некоторой степени в обычных, неблагоприятных стереотипах, но также вопрос о плохом обращении в Европе.

Следовательно, поскольку стереотипы против евреев начали проникать в сознание широкой публики в эпоху Просвещения, там были также и те, кто восстал против некоторой, если не всей, враждебности. Лютеранский министр Нильс Херцберг был одним из тех, кто выступал противвежских предрассудков, что в итоге повлияло на последующие голоса по поправке к конституции, позволяющей евреям селиться в Норвегии.

Конституционный запрет

С 1687 года действовал полный запрет на присутствие евреев в Норвегии, за исключением особого разрешения, и евреи, обнаруженные в королевстве, заключены в тюрьмы и изгнаны. Запрет действовал до 1851 года. Основываясь на недолговечных надеждах на то, что уступки Дании по Кильскому договору в 1814 позволят Норвегии получить независимость, было принято учредительное собрание. созвано в Эйдсволле весной 1814 года. Хотя всего несколько месяцев назад Дания полностью сняла все ограничения в отношении евреев, норвежское собрание после некоторых дебатов пошло другим путем, и евреи продолжают «продолжать». быть главным из царства, как часть пункта, который сделал лютеранство официальной государственной религией, хотя и со свободным исповеданием религии как общими правилами. Запрет был против въезда в страну евреев и иезуитов. Сефарды были освобождены от запрета, но, похоже, мало кто подал заявку на разрешение на проход. 4 ноября 1844 года министерство юстиции Норвегии заявило: «… так называемые португальские евреи независимо от государства 2 Конституции, имеют право на проживание в стране, что также, насколько нам известно, предполагалось до

Лауриц Вайдеманн, который написал, что «История еврейского народа доказывает, что этот народ».

Те, кто поддерживал запрет, сделали это по нескольким причинам, в том числе из-за богословских предрассудков. Николай Вергеланн и Георг Свердруп считали несовместимым с христианами, написав, что «ни один человек еврейской веры не может входить в пределы Норвегии, а тем более проживать там. Христиан Ульрик Мидельфарт «красиво» высказались в евреев защиту, а также поддержали запрет, но на несколько ином основании, что еврейская идентичность была слишком сильной, чтобы получить полное гражданство. Йохан Каспар Герман Ведель-Ярлсберг выразил

Те, кто выступает против евреев, решительно преобладали, когда вопрос был поставлен на голосование, и второй параграф конституции гласил:

§ 2. Евангелическо-лютеранская религия я остается государственным религией.

Евреи по-прежнему не имеют доступа в королевство.

Это те жители, которые исповедуют это, должны там же растить своих детей. Фактически поддерживало правовой статус-кво с 1813 года, но резко расходило Норвегию с тенденциями как Дании, так и Швеции, где законы и декреты начала 19 века предоставляли еврея м большие, а не более ограниченные свободы.

Тем временем небольшое количество евреев, принявших христианство, поселились в Норвегии, и некоторые из них приобрели известность. Среди них были Людвиг Марибо, Эдвард Исак Хамбро и. В 1817 году Глогау бросил вызов Христиану Магнусу Фальсену, одному из сторонников запрета на своего конституционного собрания, о значении запрета, спрашивая, должен ли он смущаться перед своими наследниками или родиной, когда его наследие детям. Фальсен утверждал, утверждая, что иудаизм несет в себе не что-то, как насмешки и презрение к человеку, который не исповедует его... на долг каждого еврея уничтожать [все народы, которые его принимают] ».

Действительно, ряд евреев, оказавшихся в Норвегии, были оштрафованы и депортированы. Корабль, направляющийся в Англию, потерпел крушение у западного побережья Норвегии в 1817 году, и одним из тех, кто выброшен на берег, был Майкл Йонас, польский еврей. Его вывели из страны под усиленной охраной. Этот деспотичный подход вызвал ужас и начальнику полиции Бергена было приказано лично оплатить расходы по депортации. Были также рассмотрены дела о депортации подозреваемых евреев, которые не могли предъявить свидетельство о крещении, среди них певец Карл Фредрих Коппелло (псевдоним), оптики Мартин Блюменбах и Анри Лея, Мориц Лихтенхайм и другие.

Отмена и первоначальная иммиграция.

Ежегодно еврейская община Норвегия чествует Хенрика Вергеланда, движущую силу отмены запрета.

Депортация евреев, прибывших в Норвегию случайно или добросовестно, вызвала некоторое замешательство увежцев. Первым, кто выступил за отмену, был поэт Андреас Мунк в 1836 году. Но именно Хенрик Вергеланд стал ведущим борцом за евреев в Норвегии.

10-м. парламентская сессия 1842 г.

Хенрик Вергеланн был сыном Николая Вергеланна, одного из членов конституционного собрания, самым решительным образом возражал против приема в страну. Младший Вергеланд издавна питал предубеждения против евреев, но путешествия по Европе изменили его мнение. Он опубликовал брошюру 26 августа 1841 года, страстно выступая за отмену статьи. 19 февраля 1842 г. его поставили вопрос на голосование в норвежском парламенте увенчались успехом, когда предложение было передано в Конституционный комитет. 9 сентября 1842 года предложение об отмене получило простое большинство голосов: 51 против 43, но, не достигнув сверхбольшинства (2/3), оно провалилось.

26 октября 1842 года Вергеланд опубликовал свою книгу Jødesagen i Det norske Storthing («Еврейский вопрос в норвежском парламенте»), который не только отстаивает правоту, но и дает интересное представление о работе парламента в то время.

Заседания парламента в 1845 г., 1848 и 1851 гг.

Вергеланд представил новое предложение парламента позже, в тот же день, когда первая отмена провалилась. Он умер 12 июля 1845 года. Комитет по конституции передал свою рекомендацию об отмене ровно через месяц после его смерти, 12 августа. На голосование было поставлено несколько версий, но самая популярная версия получила 52 голоса за отмену и только 47 за отмену; хуже последнего.

В 1848 году за предложение об отмене проголосовало 59 против 43, что все еще не соответствовало требуемым 2/3. Наконец, в 1851 году это положение было отменено 93 голосами против 10. 10 сентября все оставшиеся законы, связанные с запретом, были отменены принятием «Lov om Ophævelse af det hidtil bestaaende Forbud mot at Jøder indfinde sig i Riget m.v.» («Закон об отмене до сих пор запрета евреев в королевстве и т. Д.»)

СМИ, общественное мнение и политика начала 20 века

Кто есть кто в еврейском мире. Атташе подозреваемых периодического издания Nationalt Tidsskrift, в котором находятся подозреваемые евреи в Норвегии. Первое издание было напечатано в 1925 году.

Несмотря на опасения, что Норвегия захлестнет еврейская иммиграция после отмены, только около 25 евреев иммигрировали в Норвегию до 1870 года. Однако из-за погромов в царской России иммиграция несколько ускорилась в конец 19 - начало 20 вв. К 1910 году в Норвегии проживало около 1000 евреев.

Хотя меньшинство было небольшим и широко рассредоточенным, некоторые стереотипы евреев получили распространение в начале 20 века. В книгах широко читаемых авторов Рудольфа Мууса и Овре Рихтера Фриха евреи, как садисты и одержимы деньгами. Поверенный Эйвинд Сакслунд опубликовал в 1910 году брошюру Jøder og Gojim («Евреи и гои »), который в 1922 году охарактеризовал как «антисемитскую грязную литературу» писателя в Дагбладет. Сакслунд подал в суд за клевету и проиграл, но заслужил восхищение газеты Nationen, которая хвалила Сакслунда за его участие в «войне нашей расы». В 1920 году Протоколы сионских мудрецов были опубликованы в Норвегии под названием Den nye verdenskeiser («Император Нового Света»).

В 1916 году норвежский писатель Микал Зильтен опубликовал антисемитский журнал под названием Nationalt Tidsskrift. В 1917 году он начал использовать свастику в качестве своего символа, за несколько лет до Адольфа Гитлера. Журнал был расистским природа и опубликованные антисемитские теории заговора. Журнал объявил себя «единственным норвежским журналом, подробно изучает истинные связи евреев с событиями в мире и здесь, дома». Атташе назвал Who's Книга «Кто в еврейском мире» была напечатана в четырех изданиях начиная с 1925 года. Эта брошюра список предполагаемых евреев в Норвегии, отсортированный по роду занятий. Домохозяйки и дети были указаны в разделе «Различные профессии». Зильтена судили за сотрудничество с нацистами во время немецкой оккупации в правовой чистке в Норвегии после Второй мировой войны.

полемика в Шечите

Предубеждение против евреев стало центром внимания в споре о законности шехиты, еврейской практики ритуального убоя. Первоначально этот вопрос был поднят в 1890-х годах, но муниципальный запрет на этот практику в 1913 году в Осло привлек внимание страны к этому вопросу.

Попытки запретить Шечиту поставили благонамеренных активистов гуманного общества в союз с антисемитами. В частности, Йонас Сёр, высокопоставленный сотрудник полиции, проявил особый интерес и в итоге стал руководителем. Защита прав животных использовалась как средство нападения не только на метод забоя, но и на само сообщество. Среди противников запрета были Фритьоф Нансен, но раскол по этому вопросу пересек партийные линии во всех основных партиях, за исключением Аграрной партии (ныне Центристской партии), которая была принципиальной в его противостоянии щечите. В течение 1890-х годов норвежская пресса подняла протесты против практики шхиты на том основании, что она была жестокой по отношению к животным. Еврейская община ответила на эти возражения, заявив, что этот метод был гуманным.

Комитет, созданный 11 февраля 1927 г., проконсультировался с многочисленными экспертами и посетил бойню в Копенгагене. Его поддержало большинство запретов и нашло поддержку министерства сельского хозяйства и управления сельским хозяйством. Те, кто выступал против запрета, выступал религиозной терпимости, а также выступал, что сечита не более бесчеловечна, чем другие методы убоя. Ингвар Сванберг пишет, что многие аргументы против шехиты были «на недоверии к« чужим »привычкам» и «часто содержали антисемитские элементы». С. Дж. Хамбро был одним из тех, кто больше всего шокировал антисемитской инвективой, отмечая, что «там, где права защищены в чрезмерной степени, это обычно делается с помощью человеческих жертвоприношений».

Споры продолжались до 1929 года, когда норвежский парламент запретил практику забоя животных, которые не были сначала оглушены или парализованы. Запрет остается в силе и сегодня.

Бывший главный раввин Норвегии Майкл Мельхиор утверждал, что антисемитизм является одним из мотивов запрета: «Я не скажу, что это единственный мотив., но определенно не случайно, что одной из первых вещей, запрещенных нацистской Германией, была кошерная резня. Я также знаю, что во время предварительных дебатов по этому вопросу в Норвегии, где шхита запрещена с 1930 года, один из парламентариев прямо сказал: «Если им это не нравится, пусть уедут жить в другое место».

Никакие формы религиозного убийства не запрещены норвежским законодательством. Норвежский закон требует, чтобы животные были оглушены перед забоем, без религиозных обрядов, что несовместимо с шхитой. (Норвежский исламский совет, с другой стороны, обнаружил, что седация утверждает, что сердце животного еще бьется вооя.) О том, что от халяльные и кошерные методы забоя приводят к ненужным страданиям животных. Принятие Норвегией охоты, китобойного промысла и тюленя также было названо доказательством предполагаемого лицемерия норвежской позиции. Министр сельского хозяйства Ларс Педер Брекк из Центристской партии (которая всегда отвергала шхиту, см. Выше) отверг это сравнение.

Сторонники продолжающегося запрета, включая официальных лиц из , забитые животные, забитые согласно шхите, были в сознании в «нескольких минут» после того, как их забитые «не имеют морального статуса... чистые объекты для... архаичные, религиозные потребности », и поинтересовался, стал ли ЕС, разрешив такой забой,« просто банком без ценностей ».

Чтобы обойти запрет, кошерное мясо пришлось импортировать в страну. В июне 2019 года предлагалось распространить запрет на импорт кошерного мяса. Предложение также описано как антисемитское.

Холокост

Антисемитские граффити на витринах магазинов в
Осло в 1941 году.

Нильс Кристиан Дитлефф был норвежским дипломатом, который в конец 1930-х был отправлен в Варшава, Польша. Весной 1939 года Дитлефф открыл в Варшаве транзитную станцию ​​для еврейских грузов из Чехословакии, которые были отправлены туда при спонсорской поддержке Нансенхельпена. Дитлефф организовал для доставки еды, одежды и транспорта в Гдыню, Польша, где они сели на корабли, направляющиеся в Норвегию. Nansenhjelpen - норвежская гуманитарная организация, основанная Оддом Нансеном в 1936 году для предоставления убежища и помощи в Норвегии еврейским беженцам из виш Европы, находящихся под контролем нацистов. Святилище в Норвегии просуществовало недолго.

Германия оккупировала Норвегию 9 апреля 1940 года и несколько норвежцев были немедленно арестованы, два месяца спустя оккупационные силы основали первый лагерь для заключенных в Ульвен, за пределами Бергена.. Многие евреи, которые могли, бежали из страны. «Почти две трети евреев в Норвегии бежали из Норвегии». Из них около 900 евреев были вывезены из страны норвежским движением сопротивления, в основном в Швеции, но некоторые также в Соединенное Королевство. В 1942 году, до начала депортации, в Норвегии проживало не менее 2173 евреев. Из них 1643 человека были норвежскими гражданами, 240 - иностранными гражданами и 290 - лицами без гражданства. По меньшей мере 765 евреев погибли от рук немцев; более половины норвежцев погибло. Лишь от 28 до 34 из депортированных выжили в продолжающемся заключении в лагерях (после депортации) - и около 25 (из них) вернулись в Норвегию после войны.

Во время войны гражданская норвежская полиция (политика) во многих случаях помогала немецким оккупантам арестовывать тех евреев, которые не успели сбежать. В разгар оккупации Норвегии нацистской Германией в Норвегии проживало не менее 2173 евреев. Записи показывают, что во время Холокоста нацисты убили 758 норвежских евреев - в основном в Освенциме. Кроме того, по меньшей мере, 775 евреев были задержаны и / или депортированы. Большинство выживших евреев бежали из стран, в основном в Швецию, но некоторые также и в Соединенное Королевство. Евреям, бежавшим в Швецию, во многих случаях помогало норвежское сопротивление, но иногда им приходилось платить проводникам. Некоторые из них также выжили в норвежских лагерях, больницах или в бегах. Все евреи в Норвегии были либо депортированы, либо заключены в Швецию, либо скрылись к 27 ноября 1942 года. Многие из евреев, бежавших во время войны, не вернулись, и в 1946 году осталось только 559 евреев. в Норвегии. Между 1947 и 1949 годами норвежское правительство разрешило 500 перемещенным лицам жить в стране, хотя многие позже уехали в Израиль, Канаду или США. Около 800 норвежских евреев, бежавших в Швецию, вернулись. К середине 1950-х годов в Норвегии проживало около 1000 евреев, из которых 700 - в Осло и 150 - в Тронхейме.

Сорок один норвежец был признан Яд ваш как Праведник народов мира, а также норвежским движением сопротивления в целом.

1990-е: Реституция во время Второй мировой войны

Святилище синагоги в Тронхейме

В марте 1996 года правительство Норвегии назначило комитет «для того, что случилось

В июне 1997 года Комитет представил разделенный отчет, разделенный на большинство и меньшинство:

  • мнение Большинство о непокрытых убытки были оценены в 108 миллионов норвежских крон (kr), исходя из стоимости кроны в мае 1997 года (≈15 долларов США).
  • была оценена точка зрения меньшинства на непокрытые

15 мая 1998 года премьер-министр Норвегии, Кьелл Магне Бондевик убытки до 450 миллионов крон, покрывая как «коллективные», так и Инди vidual 'реституция 11 марта 1999 года Стортинг проголосовал за принятие предложения на сумму 450 миллиарда онов крон. Коллективная часть, составляющая 250 миллионов крон, разделена на три части:

Общая сумма отдельной части оценивалась не более чем в 200 миллионов крон в качестве компенсации элементов, максимум 200 000 крон каждую. К 31 ноября 1999 года, последней дате, когда отдельные лица подали заявление о компенсации, 980 человек получили по 200 000 крон (≈ 26 000 долларов США) каждый на общую сумму 196 млн крон (≈ 25 млн долларов США).

Однако норвежский закон о наследстве облагает налогом наследство, передаваемое от умершего к его / ее наследникам, в зависимости от отношений между ними. Этот налог начислялся на каждом этапе наследования. Отметим, что евреев, убитых в немецких концлагерях, погибших числились пропавшими без вести. Их владения находились в завещании расходы до объявления о смерти, и на них взимались административные расходы. Таким образом, к тому времени, как все эти факторы повлияли на оценку конфискованных активов, осталось очень мало. В общей сложности 7,8 миллиона крон были присуждены владельцам и наследникам еврейской собственности, конфискованной нацистами. Это меньше административных сборов, взимаемых государственными органами за завещание. В него не вошли активы, конфискованные и принадлежавшие не оставленным законным наследникам гражданам. Эта последняя категория была внушительной, поскольку во время Холокоста было убито 230 еврейских семей.

Современная ситуация

Внешний вид синагоги в Осло, обратите внимание на бетонные преграды

По состоянию на 1 января 2012 года в стране проживало около 1500 евреев. Число религиозных еврейских общин в последние годы сокращается и составило 747 в 2015 году. Большинство из них базировалось в Осло.

В Норвегии есть две синагоги, одна в Осло и один в Тронхейме. В синагоге Осло работает полный комплекс услуг, включая детский сад и хедер. У них обоих также есть информационная программа по сбору все действующие групп в Бергене и Ставангере. В июне 2004 года Хабад-Любавич открыло постоянное присутствие в Осло, а также организовало деятельность в других частях Норвегии. В Осло также есть еврейский раввин обновления, который организует службы и мероприятия. В Осло существовало Общество прогрессивного иудаизма, которого больше не существует. Еврейская община в Норвегии Det Mosaiske Trossamfund (Сообщество мозаики), входящим в Всемирный еврейский конгресс. Другие еврейские организации в Норвегии включают Бнай Брит, WIZO, Бней Акива, Керен Кайемет, Помощь евреям в доме (Hjelp Jødene Hjem), Kosher Meals on Wheel, еврейские учебные кружки и дом для пожилых людей. Есть также еврейский общинный центр в Тронхейме.

Норвежские евреи хорошо интегрированы в норвежское общество, и видными среди них были Йо Бенков, бывший президент Стортингета; Лео Эйтингер и Бертольд Грюнфельд, оба известные психиатры; Роберт Левин, пианист; театральный критик [нет ] и Бенте Кахан, актриса и певица. Из них живы только два последних.

Антисемитизм в современной Норвегии

Основная норвежская политическая среда твердо придерживается платформы, которая отвергает антисемитизм. Однако частные лица часто придерживаются антисемитских взглядов.

Были случаи осквернения синагоги Осло. В июле 2006 г., во время Ливанской войны 2006 года, община выпустила консультативное предупреждение евреям не носить кипу или другие опознавательные знаки на публике из-за страха преследований или нападений.

17 сентября 2006 г. синагога Осло подверглась нападению из автоматического оружия, всего через несколько дней известно, что это было запланированной целью для алжирской террористической группы GSPC, который планировал бомбардировку норвежской столицы. 2 июня 2008 года Арфан Кадир Бхатти был осужден за огнестрельное оружие и приговор к восьми годам предварительного заключения за серьезный вандализм. Судья городского суда Осло не смог найти адекватных доказательств того, что выстрелы в синагогу были приравнены к террористическому акту. Синагога в Осло сейчас находится под постоянным наблюдением и защищена заграждениями.

В августе 2006 года писатель Йостейн Гардер опубликовал в Aftenposten статью под названием «Избранный Богом народ». Он очень критически относился к Израилю, а также к иудаизму как религии. Обвинения в антисемитизме и интенсивные общественные дебаты вылились в полемику с Йостейном Гардером.

В декабре 2008 года Имре Херц подал жалобу в Норвежскую комиссию по жалобам на прессу против Отто Есперсен, комик, высмеивавший Холокост, но его товарищи по комиксам и его телеканал поддержали исполнителя. Йесперсен в своем еженедельном эфире шутил по национальному телевидению: «Я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы вспомнить все миллиарды блох и вшей, погибших в газовых камерах Германии, не совершив ничего плохого, кроме как сосредоточиться на лицах еврейского происхождения. " Джесперсен также представил сатирический монолог об антисемитизме, который закончился словами: «Наконец, я хотел бы пожелать всем норвежским евреям счастливого Рождества - нет, что я говорю! Вы ведь не празднуете Рождество, не так ли !? Это вы распяли. Иисус "4 декабря. Джесперсен подвергся критике за несколько своих нападок на социальные и этнические группы, а также на королевскую семью, политиков и знаменитостей, и в защиту монолога TV 2 отметил, что Джесперсен атакует во всех направлениях., и что «если вы отнесетесь к [монологу] серьезно, то не только евреи должны почувствовать себя оскорбленными».

В 2010 году Норвежская радиовещательная корпорация сообщила, что антисемитизм был распространено среди норвежских мусульман. Учителя в школах с большой долей мусульман сообщали, что мусульманские ученики часто «хвалят или восхищаются Адольфом Гитлером за его убийство евреев», что «ненависть к евреям является законной в огромных группах мусульманских учащихся» и что «мусульмане смеяться или приказывать [учителям] остановиться, когда они пытаются рассказать о Холокосте ». Один еврейский отец также рассказал, как мусульманская мафия забрала его ребенка после школы, «отвели в лес и повесили, потому что он был евреем». (Ребенок сбежал.) Однако в феврале 2015 года группа молодых мусульман собрала 1500 человек, чтобы сформировать два «кольца мира» вокруг синагог в Осло и Бегене в ответ на недавние террористические нападения на еврейские центры в Европе.

В августе 2014 года антисемитские граффити, не связанные с норвежскими мусульманами, были распылены на школе и спортивном сооружении в Шиене. Позже в том же году на стеклянных дверях здания была вырезана свастика . Театр Трёнделаг, на следующий день после премьеры спектакля еврейского кукольного театра. В октябре 2014 года еврейское кладбище в Тронхейме подверглось вандализму, на часовне были нанесены следы брызг и нацарапано слово «фюрер».

В статье, опубликованной Иерусалимским центром общественных дел, говорилось, что антисемитизм в Норвегии исходит в основном от руководства - политиков, лидеров организаций, церковных лидеров и высокопоставленных журналистов. Несмотря на несовпадающие мнения, в нем утверждается, что антисемитизм в Европе возник из-за мусульманской иммиграции. В этом эссе европейско-христианское руководство обвиняется в антисемитизме, который зародился около 1000 г. н.э., за несколько веков до прихода евреев в Норвегию. Еще один вопрос, связанный с публикацией статьи, - это публикация антисемитских карикатур. С 1970-х годов в норвежских СМИ было опубликовано много про палестинских карикатур. Но сравнение этих изображений с антисемитскими карикатурами нацистской эпохи показывает некоторое сходство. Общие мотивы, такие как «евреи злые и бесчеловечные», «евреи правят миром и эксплуатируют его» и «евреи ненавидят мир и пропагандируют войны» повторяются в недавно опубликованных рисунках, а также в антисемитских зарисовках начала двадцатого века.

Согласно телефонному опросу ADL 501 человека, 15% (+/- 4,4%) взрослого населения Норвегии придерживается антисемитских взглядов, а 40% населения согласны с утверждением: « Евреи более лояльны в Израиле, чем в Норвегии », а 31% думают, что« евреи по-прежнему слишком много говорят о том, что случилось с ними во время Холокоста ». «Тем не менее, это исследование было подвергнуто критике за необоснованное упрощение классификации« антисемитских настроений ».

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Мендель зон, Оскар (1969). 1 . Университетфлагет. ISBN 82-00-02523-3. Цитата имеет пустые неизвестные параметры: | месяц = ​​и | coauthors =()
  • Mendelsohn, Oskar (1986). Jødenes historyie i Norge gjennom 300 år: Bind 2 1940–1985 (на норвежском языке). 2 . Университетфорлагет. ISBN 978-82-0002524-5. Цитата имеет пустые неизвестные параметры: | month =и | соавторы =()
  • Saa, Ann, ed. (2003). Еврейская жизнь и культура в Норвегии: наследие Вергеланда. Нью-Йорк: Абель Абрамсен. IS BN 0-9744601- 0-9. Cite имеет пустые неизвестные параметры: | month =и | coauthors =()
  • Westlie, Bjørn : Oppgjør: I skyggen av holocaust.2002 (История комиссии 1997 г.)
  • Рейтан, Джон (2005). Йоден фра Тронхейм (на норвежском языке). Тронхейм: Tapir akademisk forlag. ISBN 82-519-2044-2. Cite имеет пустые неизвестные параметры: | month =и | coauthors =()
  • Reisel, Micha, изд. (1992). Du skal fortelle det til dine barn: Det mosaiske trossamfund i O slo 1892–1992 (на норвежском языке). Осло: Det mosaiske trossamfund i Oslo. ISBN 82-992611-0-4. Цитата имеет пустые неизвестные параметры: | месяц = ​​и | соавторы =()

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 13:59:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте