История евреев в Северной Македонии

редактировать
Местоположение Северной Македонии (темно-зеленый) в Европе Ковчег Торы синагоги Бейт-Яков в Скопье, Северная Македония

История евреев в Северная Македония насчитывает две тысячи лет.

Северная Македония, официально Республика Северная Македония, это страна на Балканском полуострове в Юго-Восточной Европе. Это одно из государств-правопреемников Югославии, от которой она провозгласила независимость в сентябре 1991 года под названием Республика Македония.

История евреев на территории современной Республики Северная Македония началась в римской древности, когда евреи впервые прибыли в регион. Сегодня, после Холокоста и эмиграции, особенно в Израиль, около 200 евреев остаются в Северной Македонии, в основном в столице, Скопье и несколько в Штип и Битола.

Содержание

  • 1 Время Древнего Рима
  • 2 Средневековье
  • 3 Османское правление и сефардские миграции
  • 4 Распространение
  • 5 Вторая мировая война и Холокост
  • 6 Настоящее
    • 6.1 Религиозное возрождение
  • 7 Музей Холокоста в Скопье
  • 8 Примечания
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Древние римские времена

Первые евреи прибыли в район, ныне известный как Северная Македония, во времена Римской империи, когда евреи бежали от преследований на других римских территориях, а некоторые поселились на римской территории Македонии. О присутствии евреев в Северной Македонии свидетельствует письмо Агриппы к Калигуле.

В Стоби в 165 году нашей эры Тиберий Полихарм, которого называют «отцом синагоги», превратил свою виллу в синагогу с молитвой. зал, столовая (триклиний) и портик, оставляя верхний этаж комплекса для резиденции его и его преемников. Информация исходит из очень впечатляющей и информативной надписи, возможно, самой важной из найденных на сегодняшний день в синагоге диаспоры.

Остатки еврейской синагоги, раскопанной в Стоби (Северная Македония), относятся к тому периоду и На основании этих данных делается вывод о существовании развитой еврейской общины в этой местности в те дни.

Средневековье

Еврейская община сохранилась в Северной Македонии (а также в остальной части Македонского региона) после римского правления. Средневековое еврейское население Северной Македонии до 14-15 веков состояло преимущественно из евреев-романиотов. Первый крестовый поход опустошил еврейское население Пелагонии и Скопье. Однако евреи в Северной Македонии продолжали иметь видных членов своих общин. Например, Лев II Мунг, философ, обратился в христианство и сменил Феофилакта Охридского на посту архиепископа Охридского с 1108 по 1120 годы. Ведущий еврейский ученый, Иуда Леон бен Моисей Москони Родился в Охриде в 1328 г. и написал комментарии, в которых говорилось, что неправильное толкование Священного Писания часто является результатом пренебрежения грамматикой. Позже он стал врачом короля Майорки, где собрал обширную библиотеку, которой учёные пользовались веками. Первая известная синагога в Скопье, Бет-Аарон, была построена в 1366 году.

Османское владычество и сефардские миграции

Еврейская община этого района оставалась небольшой до османских времен, с следующий крупный приток евреев в эту местность произошел с испанскими и португальскими инквизициями и султаном Баязидом II из Османская империя приветствовала евреев, которые смогли добраться до его территорий. Им была предоставлена ​​значительная автономия с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить синагоги и вести торговлю на всей территории Османской империи. Состоятельные торговые города в современной Северной Македонии, такие как Скопье, Монастир (современный Битола ) и Штип, привлекали многих евреев. Евреи в этой области процветали в сферах торговли, банковского дела, медицины и юриспруденции, а некоторые даже достигли высоких постов. Еврейское кладбище в Битоле было основано в 1497 году, вскоре после того, как первые сефардские евреи переселились в этот район. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Северной Македонии, если не на Балканах в целом.

Отношения между евреями и местным нееврейским населением в целом были хорошими. Подтверждение хороших условий для евреев в Северной Македонии (и в более широком регионе Македонии) и в Османской Европе в целом исходит из письма 15-го века македонского еврея Исаака Ярфати, отправленного немецким и венгерским евреям, в котором он сообщал им о благоприятных условиях в Османская империя и поощрение их иммиграции на Балканы. Итальянский путешественник писал в 1560 году, что в Скопье евреи превосходили по численности другие народы. В 17 веке в Скопье было 3000 евреев и две синагоги, Бейт-Арон и Бейт-Яаков. В 1680 году Натан из Газы умер и был похоронен в Скопье. Его захоронение было местом паломничества после его смерти, но оно не стало постоянным местом паломничества, поскольку было разрушено во время Второй мировой войны.

В какой-то момент Битола имел девять синагог, Скопье три и Штип было два.

Несколько известных еврейских философов родились или жили какое-то время в Северной Македонии, в том числе Самуэль де Медина, Йозеф бен Лев, Шломо Коэн, Кирко Блазевски, Яаков там Давид Яхия, Ишаак бен Самуэль Адраби, Аарон бен Йозеф Сасон и Саламон.

Сожжение Пикколомини Скопье в 1688–1688 гг. 1689 г. и крупный пожар в Битоле в 1863 г. значительно уменьшили еврейское население Северной Македонии в двух крупнейших еврейских центрах. В 1689 г. еврейское население Скопье составляло 3 000 из 60 000 жителей.

Еврейская община была почти полностью сефардской, и большинство из них говорило на ладино дома, а не на Иврит. 1895 г. Alliance Israelite Universelle основал школу в Битоле. В то время более 30% македонских евреев говорили по-французски.

Евреи также принимали участие в освободительном движении против османского владычества. Большое количество македонских евреев участвовало в Илинденско-Преображенском восстании. Одним из наиболее заметных участников был Рафаэль Моше Камхи, возглавлявший одну из групп повстанцев. Именно он принимал участие в ранней деятельности движения под псевдонимом Скандербег (Скендербег). Он возглавлял отряд в Дебаре во время восстания 1903 года. Ментес Коломонос, Санто Ароэсти, братья Мусон и Аврам Нисан - другие известные участники восстания, которые собирали оружие и снабжали повстанцев деньгами.,

Распространение

До Второй мировой войны еврейская община Вардарской Македонии (территория, примерно соответствующая границам современной республики) была сосредоточены на Битоле (примерно 8000 евреев), Скопье (примерно 3000 евреев) и Штипе (примерно 500 евреев). Еврейские общины во время Первой мировой войны в небольших районах, таких как Дойран и Струмица, которые находились недалеко от линии фронта, сильно пострадали от боевых действий и покинули этот район. Раздел региона также негативно повлиял на евреев в более мелких центрах, поскольку лишил их возможности свободно перемещаться по большей части их торговой деятельности в крупнейший еврейский торговый центр на Балканах, Салоники,.

Вторая мировая война и Холокост

Сефардская синагога в Битоле, до Второй мировой войны.

В марте 1941 года Болгария стала союзником держав оси, а в апреле 1941 года болгарская Армия вошла в Вардарскую Македонию, чтобы вернуть себе регион, который она считала естественной частью своей национальной родины. С тех пор, как в конце 19 века началось движение за независимость, славянские спикеры Вардара Македонии пытались освободиться от турецкого (а затем и сербского) правления либо как автономное государство, либо как часть собственно Болгарии.

Согласно болгарским антисемитским законам Были промаркированы еврейские дома (левый знак) и введены ограничения доступа (знак справа). Снимок сделан в Музее Холокоста в Скопье, Северная Македония.

Хотя Болгария фактически оккупировала регион, немецкие власти, которые были у власти, признали только болгарскую военную администрацию, а не гражданскую.. В болгарскую оккупационную зону не входили ни Салоники с их более чем 55 000 евреев, ни самая западная часть Вардарской Македонии, включая города Дебар, Струга и Тетово, которые были частью оккупированной Италией Албании. 4 октября 1941 года болгарские власти приняли закон, запрещающий евреям заниматься какой-либо коммерцией и заставляющий их продавать свой бизнес неевреям. Однако такие законы не были новостью для региона, поскольку в Королевстве Югославия еще в 1939 году был принят собственный антисемитский закон. Затем болгары гетто евреев Битолы, вынудив их покинуть еврейские районы города, которые были относительно благополучными, в более бедные районы города.

Якобы "оригинальный вагон", использовавшийся для перевозки македонских евреев - экспонируется в Музее Холокоста в Скопье, Северная Македония. Список железнодорожных вагонов, используемых для перевозки евреев, депортированных из Скопье в лагерь смерти Треблинка, 26 марта 1943 г. Камень в память о евреях из Северной Македонии на месте бывшей Треблинки лагерь смерти.

Болгарские власти уже приняли антисемитский закон под названием «Закон о защите нации » в январе 1941 года. Согласно США Музей Холокоста, «4 октября 1941 г. болгары приняли чрезвычайную меру, запрещавшую евреям Македонии заниматься какой-либо промышленностью или торговлей». В течение 1942 г. они принимали все более жесткие меры против евреев, находящихся под их контролем в Вардаре Македонии, а также в оккупированной северной Греции. Некоторые из жестких требований болгарского правительства заключались в том, чтобы «все еврейские семьи передавали более 20 процентов стоимости всех активов». Эти суровые меры достигли кульминации в 1943 году, когда по приказу Германии были депортированы «македонские евреи» и греческое еврейство к болгарской границе на реке Дунай. Оттуда на немецких лодках и поездах их переправили в немецкий лагерь смерти Треблинка в оккупированной Польше. Евреев из Скопье, Стипа и Битолы, в общей сложности примерно 7215 человек, содержали в «переполненных грязных условиях на четырех складах в Монополе» в течение 11 дней, прежде чем их посадили в поезда до Треблинки.

Нацистская Германия даже просила. что Болгария финансирует депортации. 22 февраля 1943 г. было подписано соглашение между Теодором Даннекером, специальным посланником нацистов, направленным для облегчения депортации, и болгарским комиссаром по делам евреев Александром Белевым о депортации 20 000 евреев ( 12000 из Вардара Македонии и Фракии и 8000 из собственно Болгарии). Это единственное соглашение, которое страна когда-либо подписывала с нацистской Германией о депортации евреев. Болгарии пришлось оплатить все транспортные расходы и пообещать никогда не выдвигать этих евреев в качестве граждан. [12]. Болгарские власти попросили сообщить немцам фактические расходы на депортацию [13]. Однако, как недавно было обнаружено в Немецких архивах, болгарское правительство специально обсуждало с нацистской Германией, во что обойдется депортация евреев из оккупированных болгарскими властями Вардара Македонии и Фракии. Документы показывают, что нацистская Германия заплатила болгарскому правительству 7 144 317 левов за депортацию 3545 взрослых и 592 детей в лагерь смерти в Треблинке.

Рафаэль Моше Камхи был среди немногих выживших после того, как его спасли болгарские власти.. Среди них были также Иллес Спиц, Пепо Алалуф и другие.

Многие евреи присоединились к партизанам, сражавшимся с нацистами в Югославии. В Вардарской Македонии Хаим Эстрея Овадья, еврейка из Битола, была одной из первых женщин, присоединившихся к партизанскому движению в 1941 году. За день до депортации Центральный комитет коммунистической партии Македония заранее предупредила еврейскую общину о депортации. Были организованы убежища, а также связи с партизанскими отрядами, но, к сожалению, немногие евреи верили, что программа их уничтожения уже реализуется, и предпочли вместо этого остаться вместе в гетто. В отличие от старых болгарских территорий, где имели место массовые протесты против депортаций, включая петиции к правительству Софии, в Вардарской Македонии таких организованных движений не было. Рано утром в четверг, 11 марта 1943 года, болгарская полиция под наблюдением СС собрала все еврейское население Скопье, Битола и Штипа. Население было отправлено в изолятор временного содержания на государственном табачном складе «Монопол» в Скопье. Из 7215 человек, задержанных на складах, было:

  • 539 детей до 3 лет,
  • 602 ребенка от 3 до 10 лет
  • 1172 ребенка от 10 до 16 лет
  • 865 человек старше 60 лет
  • 250 тяжелобольных (привязанных к своим кроватям)
  • 4 беременные женщины, родившие в лагере для задержанных.
  • 4 человека, которые умерли по прибытии в лагерь.

Болгарское правительство попросило разбить немецкие планы в отношении возможных депортированных лиц, и ему сказали, что примерно половина будет занята в сельском хозяйстве в Великом Германия и одна четверть, которые, как сообщается, являются полуквалифицированными рабочими, получат «возможность выкупить себя», «добровольно работая» в военной промышленности Рура, в то время как оставшаяся одна четверть будет отправлена ​​в Генерал-губернатор (оккупированная немцами Польша) за "работу, непосредственно связанную с войной". Эта информация также была распространена в нейтральные страны по дипломатическим каналам Германии и опубликована в New York Times 24 марта 1943 г. из Берна, Швейцария, вместе с довольно циничным заявлением о том, что «прежний уровень смертности в еврейских колониях оккупированной Польши значительно сократилось за последние три месяца, «по указанной причине:« теперь многие евреи-мужчины работают в армии вблизи зон боевых действий », получая примерно такой же рацион, как и немецкие солдаты.

Несмотря на эти обманчивые заверения, Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от нацистских приказов о депортации. Не желая выполнить требования Германии о депортации неболгарских евреев, в конце 1942 - начале 1943 года болгарское правительство использовало швейцарские дипломатические каналы, чтобы узнать, возможно ли депортировать этих евреев в контролируемую Великобританией Палестину на кораблях через Черное море, а не на поездах в концлагеря. Ходили слухи о судьбе евреев, которые были «переселены на восток» (то есть к их смерти), и Болгария не хотела платить за эти поезда. Однако эта просьба была отклонена министром иностранных дел Великобритании, Энтони Иденом. После этой неудачи болгарское правительство наконец уступило требованиям Германии переправить неболгарских евреев к своей границе с Румынией на реке Дунай, сдав их нацистским властям Германии и отправив их на смерть. В результате еврейские общины Югославии и Греции, находящиеся под контролем Болгарии, были почти полностью уничтожены. До того, как евреев переправили в немецких вагонах для перевозки скота в Треблинку, было очень сурово. Нескольким десяткам евреев Битолы удалось избежать депортации, а четверо сбежали из пересыльного лагеря. Ни один из 3276 евреев Битолы, депортированных в Треблинку, не выжил. В 2003 году один еврей остался в городе, который более 400 лет был домом для сефардской общины. Древняя еврейская община Штипа также была полностью разрушена.

Тем не менее, 48000 болгарских евреев, уроженцев старых границ Болгарии, не были депортированы и убиты нацистами. Новости о судьбе фракийского и вардарского македонского еврейства вызвали бурную общественную реакцию. Делегация болгар в сотрудничестве со спикером парламента Димитаром Пешевым и 43 парламентариями представила правительству резкий протест. Благодаря такому лоббированию, вмешательству общественных деятелей, имеющих влияние на режим, и противодействию Болгарской православной церкви приказ о депортации был отменен.

После освобождения Вардара Македонии в 1944 году общее количество выживших евреев, по данным Общества еврейских общин в Югославии, составило 419 человек. Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины повторно собраны в Белграде, Сербии, и только около 140 человек выжили. Большинство из них выжили, скрывшись или сражаясь с югославскими, еврейскими партизанами. Из тех, кого отправили в лагеря смерти, никто не выжил. Большинство выживших решили иммигрировать в Израиль, некоторые вернулись в Северную Македонию, а другие остались в Сербии. В результате этого количество евреев, проживавших в Северной Македонии, упало до 81 в 1952 году.

Настоящее время

В настоящее время еврейская община Северной Македонии насчитывает около 200 человек. Почти все живут в Скопье, одна семья - в Штипе, а один еврей - в Битоле.

Община открылась 11 марта 2000 года в Скопье и имеет общественный центр. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках, в то время как раввин едет в Скопье из Белграда, чтобы помочь в проведении богослужений. Недавно община также впервые направила представителя на ежегодную библейскую викторину в Израиле, ежегодно отмечаемую Днем независимости Израиля.

В январе 2020 года правительство Македонии назначило своего первого министра еврейского правительства, лейбористов и Министр социальной политики Расела Мизрахи из националистической партии ВМРО-ДПМНЕ. Сразу после этого она стала мишенью антисемитских комментариев, таких как призывы к тому, чтобы она поместила звезду Давида на видном месте в своем офисе. Центр Симона Визенталя ответил, что «антисемитская реакция была разоблачающей и возмутительной». В течение месяца ее уволили с поста министра за то, что она стояла перед вывеской с прежним названием страны (Македония). Было предъявлено обвинение в ее удалении. премьер-министром Оливером Спасовски из Союза социал-демократов Македонии. Большинство антисемитских комментариев в адрес Мизрахи было направлено членами этой политической партии. Мизрахи заявил, что эти «антисемитские» высказывания Семитские нападки были неожиданностью. Люди в Македонии не антисемиты ».

Религиозное возрождение

Там же прошла Первая Балканская раввинская конференция, организованная еврейской общиной Северной Македонии« Ешива Бет Мидраш Сефаради - раввин Шломо » Кассин, Всемирная сионистская организация - Департамент по делам религий в диаспоре - Иерусалим - Израиль ", возглавляемая раввином Йехиелем Вассерманом и правительством Республики Северная Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами)...

В этом мероприятии приняли участие около 25 раввинов со всего мира, включая главных раввинов Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурга, Лиона, раввинов из Франции, Болгарии, Израиля и представителей WJC. и члены высшего правительства Израиля. Также иешива Бет Мидраш Сефаради - раввин Эзра Кассин и другие раввины из ешив, которые служат по всему миру.

Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор также участвовал, а также представитель Джойнта, Всемирного еврейского конгресса, Европейского еврейского фонда и многих других. Конференцию частично принимал Глигор Ташкович, министр иностранных инвестиций Республики Македония, и он также выступил с приветственной речью.

Этот проект по обучению раввина Козмы служить в общине, где институт раввинов не существовал 60 лет, был поддержан еврейской общиной Северной Македонии, ешивой - раввинским колледжем Бет Мидраш Сефаради в Иерусалиме. - Израиль и Всемирная сионистская организация - Департамент по делам религий в диаспоре - Иерусалим - Израиль. С 2000 года раввин Ави М. Козма служил помощником раввина и хаззаном главного раввина Сербии Ицхака Асиэля, который также служил еврейской общине Македонии. Раввин Ави М. Козма был назначен на этой конференции (2008 г.) первым молодым македонским еврейским ортодоксальным сефардским раввином, родившимся после Холокоста и выступившим в качестве главного раввина страны.

Музей Холокоста в Скопье

В присутствии президента страны и представителей Севера открылся новый музей, посвященный памяти евреев Северной Македонии, погибших в Холокосте во время правления Болгарии. Религиозные общины Македонии и международные еврейские организации в 2011 году. Современное здание расположено в центре бывшего еврейского квартала города (Македонский : Евре67ско маало), в центре столицы Македонии Скопье. Еврейская община Северной Македонии воспользовалась законом 2002 года, предусматривающим возвращение еврейской общине имущества без наследников, закон, который широко признан одним из лучших в Европе. Северная Македония получила широкое признание за то, что позволила евреям вернуть свою фамильную реликвию, утраченную во время Холокоста. Музей открылся в марте 2011 года, когда урны с прахом македонских евреев, казненных в Треблинке, были переданы из Музея города Скопье в Музей Холокоста. Музей был первым, который был открыт в музейном комплексе, включающем Археологический музей Македонии и Музей независимости Македонии. Основные достопримечательности и туристические достопримечательности, такие как Каменный мост, Крепость Скопье и Старый турецкий базар, расположены вокруг музея.

Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории сожительства между евреями и македонцами и сказал, что с потерей евреев «часть [Республики] Македонии стала были вырваны и что на еврейских улицах Скопье, Битола и Штип после войны воцарилась тишина ». Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим соотечественникам-евреям в открытии музея. В музее представлена ​​история еврейской общины Северной Македонии с древних времен.

Директор по исследованиям Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Лоуренс Вайнбаум отметил, что ни одна еврейская община в Европе не пострадала в большей степени, чем еврейская община из Северной Македонии.

Примечания

Ссылки

  • Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг.. University of Pittsburgh Press.
  • Краабель, А. Т. (1994). «Синагога диаспоры: археологические и эпиграфические свидетельства времен Сукеника». В Урмане, Дан; Флешер, Пол В. М. (ред.). Древние синагоги: исторический анализ и археологические открытия. Нью-Йорк: Брилл. С. 112–115.
  • Асса, А. (1992). Македония и еврейский народ. Скопье: Университет Питтсбурга.
  • Овадия, Ашер (1998). «Древние еврейские общины в Македонии и Фракии». Греческое и еврейское искусство. Тель-Авив: Издательство Рамот, Тель-Авивский университет. С. 185–198.
  • Sachar, H.M. (2007). История Израиля: от подъема сионизма до наших дней. Нью-Йорк, 2007: Альфред А. Кнопф. CS1 maint: location (ссылка )

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте