История евреев в Гибралтаре

редактировать

Местоположение Гибралтара (темно-зеленый, в рамке) в Европе
Гибралтарские евреи. Judios gibraltareños. יהודים גיברלטרים
Сэр Джошуа Хассан GBE KCMG LVO QC Сэр Джошуа Хассан GBE KCMG LVO QC Соломон Леви, MBE JP Соломон Леви, MBE JP Сэм Бенади, MBE Сэм Бенади, MBE
Общая численность населения
600
Языки
Английский, испанский, Лланито, иврит, ладино, хакетия, иудео-марокканский арабский
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
евреи-сефарды, марокканские евреи
этническая группа

история евреев в гибралтаре датируется назад более 650 лет назад. Были периоды преследований, но по большей части евреи Гибралтара процветали и были одним из крупнейших религиозных меньшинств в городе, где они внесли свой вклад в культуру, защиту и Правительство Гибралтара.

Примечательно, что евреи Гибралтара почти не сталкивались с официальным антисемитизмом во время своего пребывания в городе. Во время празднования трехсотлетия Гибралтара Джонатан Сакс, главный раввин Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Содружества, был процитирован так: «В Темные времена изгнания и инквизиции, Гибралтар зажег маяк толерантности, «и этот Гибралтар», вероятно, является сообществом, в котором евреи были наиболее интегрированными ».

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история до 1492 года
    • 1.2 Британское правление
    • 1.3 Двадцатый век и сегодня
  • 2 Историческая демография
  • 3 Язык
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

История

Ранняя история до 1492 года

Первое упоминание о евреях в Гибралтаре датируется 1356 годом, когда мусульмане правили, когда община обратилась с призывом о выкупе группы евреев, взятых в плен варваром. пираты. В 1474 году, через двенадцать лет после христианского переворота, герцог Медина-Сидония продал Гибралтар группе евреев конверсос из Кордовы и Севильи во главе с Педро де Эррера в обмен на содержание гарнизона в городе в течение двух лет, после чего 4350 евреев были изгнаны герцогом. Их судьба неизвестна. Вполне вероятно, что многие вернулись в Кордову, где им пришлось столкнуться с преследованием инквизиции при пресловутом Торквемаде с 1488 года.

Евреи были изгнаны из Испании при Указ Альгамбры 1492 года и Португалии по приказу короля Мануэля I в 1497 году, фактически положивший конец всей еврейской деятельности там, за исключением случаев конверсос или возможных Криптоевреи.

Британское правление

Типичная одежда еврея в Гибралтаре в 19 веке 1826 Кетуба из Гибралтара

После Утрехтского договора В 1713 году Гибралтар перешел под власть Королевства Великобритании, что сделало этот район британской зависимостью. В Договоре испанцы добавили следующий пункт, запрещающий евреям и маврам въезжать в город:

Ее Британское Величество, по просьбе католического короля, соглашается и соглашается с тем, что разрешение не предоставляется, под каким бы то ни было предлогом, чтобы евреи или мавры жили или имели свои жилища в указанном городе Гибралтаре.

Однако британцы проигнорировали это положение. Хотя евреи были изгнаны из Англии в 1290 году, Оливер Кромвель согласился на их реадмиссию в 1655 году. Принятие евреев было одним из нарушений Утрехтский договор, который использовали испанцы (другие были допуском мавров, расширением укреплений и предполагаемой контрабандой из Гибралтара), чтобы считать, что англичане аннулировали договор. В 1727 г. испанцы безуспешно осадили город. В 1729 году британцы и султан Марокко достигли соглашения, по которому еврейским подданным султана было разрешено по закону проживать в колонии. Евреи получили право на постоянное поселение в 1749 году, когда Исаак Ньето, первый раввин новой общины, прибыл в колонию из Лондона и основал общину Шаар ха-Шамайим, старейшую синагогу. в Гибралтаре, иначе известном как Большая синагога. На тот момент в Гибралтаре уже проживало 600 евреев, которые составляли треть гражданского населения. Еще три синагоги, все из которых до сих пор функционируют в Шаббат и праздники, с годами были построены: 1781 г., а также синагога Абудархама в 1820 г., названная в честь Соломона Абудархама. Еврейское население продолжало расти, достигнув пика в середине 19 века.

Ковчег в синагоге Гибралтара, демонстрирующий большое количество Сефер Торы

Евреи Гибралтара изначально сохранили некоторые старые обычаи. Например, в 1777 году Иссак Абоаб, гибралтарский еврей, родившийся в Тетуане, был указан как имеющий двух жен, Ханну Абоаб и Симу Абоаб. Двоеженство было незаконным в Королевстве Великобритания в то время, но закон, очевидно, не полностью действовал в Гибралтаре, и хотя многоженство было запрещено Раббену Гершом Меор Хагола примерно с 1000 г. н.э. этот запрет принимали только ашкенази общины.

Во время осады города испанцами и во время войны на полуострове, Еврейские граждане помогали защищать Гибралтар от захватчиков.

Двадцатый век и сегодня

Мемориал памяти гибралтарских эвакуированных с Мадейры

Тито Бенади, историк еврейства Гибралтара, отметил, что когда около 200 евреев из 2000 эвакуированных из Гибралтар были эвакуированы как мирные жители в Фуншал, Мадейра, в начале Второй мировой войны они обнаружили еврейское кладбище (Еврейское кладбище Фуншала ), принадлежавшее семье Абудархам. Та же семья, в честь которой была названа синагога Абудархама в Гибралтаре.

28 мая 1944 года первая группа репатриантов отправилась с Мадейры в Гибралтар, и к концу 1944 года только 520 неприоритетных эвакуированных остался на острове.

В 2008 году памятник был изготовлен в Гибралтаре и отправлен на Мадейру, где он был установлен рядом с небольшой часовней в парке Санта-Катерина, Фуншал. Памятник является подарком и символом непреходящей благодарности народа Гибралтара острову Мадейра и его жителям.

Город Фуншал и Гибралтар стали побратимами 13 мая 2009 года их тогдашними мэрами, мэр Фуншала Мигель Альбукерке и мэр Гибралтара, эвакуированный из Гибралтара на Мадейру Соломон Леви, соответственно. Затем мэр Гибралтара встретился с тогдашним президентом Мадейры Альберто Жоау Жардимом.

Большинство евреев Гибралтара, эвакуированных в Соединенное Королевство во время Второй мировой войны, когда союзники использовали Гибралтар в качестве оперативной базы. Некоторые евреи предпочли остаться в Соединенном Королевстве, но большинство вернулось, хотя в некоторых их религиозных обрядах произошло ослабление. Усилия испанского сефарда, родившегося в Италии раввина, который принял раввинат Гибралтара и взял под свой контроль еврейское образование в Гибралтаре, помогли переломить эту тенденцию. В 1984 году стал главным раввином.

Несколько гибралтарских евреев занимали важные посты в правительстве в 20 веке, в частности сэр Джошуа Хассан, который служил главным министром Гибралтара в течение двух отдельных условия перед смертью. Соломон Леви исполнял церемониальную роль мэра Гибралтара с 2008 по 2009 год. В городе имеется пять кошерных учреждений, еврейская начальная школа и две еврейские средние школы. В 2004 году на праздновании 300-летия британского захвата в 2004 году прихожане в Большой синагоге (Шаар Хашамайим) исполнили гимн «Боже, храни королеву » в Иврит, впервые это произошло официально.

Историческая демография

В 1753 году, когда была проведена первая перепись населения, еврейское население Гибралтара составляло 575 человек из примерно 1800 гражданских жителей.. К 1777 году количество увеличилось до 863. В 1787 году население упало до 776. К 1830 году численность гражданского населения составляла 1900 человек, из которых 1300 были "коренными" евреями и 600 недавних еврейских иммигрантов, а к 1878 году община насчитывала 1533 человека..

В 2001 году насчитывалось 584 еврея (примерно 2% от общей численности населения), из которых 464 человека называли себя гибралтарцами, 63 были «другими британцами», 4 были марокканцами и 18 Испанский. Пять евреев приехали из других стран Европейского Союза, а 39 не были выходцами из Гибралтара, Соединенного Королевства, Марокко, Испании или любых других стран Европы. Союз. В настоящее время большой процент евреев Гибралтара - сефарды, но есть и британских евреев.

Язык

Языки, на которых говорят в еврейской общине, включают английский, испанский, ладино (на котором говорит большая часть сефардского населения) и арабский (на котором традиционно говорит часть населения, которое ведет свое происхождение от Марокко).

Лланито, просторечный язык большинства гибралтарцев, имеет значительное еврейское влияние. Около 500 слов имеют иврит происхождение, и в этом языке также есть черты влияния Хакетии, иудео-испанского языка, на котором говорят сефардские общины Северного Марокко а испанский исключает из Сеута и Мелилья.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Haller, Dieter. «Место и этническая принадлежность в двух торговых диаспорах: сравнение синдхов и евреев Гибралтара». Глобальные сети: журнал транснациональных отношений, 2003 г., том 3. № 1: 75–96

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте