История евреев в Хорватии

редактировать

Местоположение Хорватии (темно-зеленый) в Европе
Хорватский Евреи - יהדות קרואטיה. Židovi u Hrvatskoj
Общая численность населения
509–2 500
Регионы со значительным населением
Языки
Иврит, ладино, Хорватский и идиш
Религия
Иудаизм
Родственные этнические группы
евреи-ашкенази, евреи-сефарды

История Евреи в Хорватии восходит к как минимум 3 веку, хотя мало что известно об общине до 10 и 15 веков. К началу Второй мировой войны община насчитывала около 20 000 членов, большинство из которых были убиты во время Холокоста, который произошел на территории нацистского марионеточного государства называется Независимым государством Хорватия. После Второй мировой войны половина выживших предпочла поселиться в Израиле, в то время как около 2500 членов продолжали жить в Хорватии. Согласно переписи 2011 года, в Хорватии проживало 509 евреев, но считается, что это число не включает тех, кто родился от смешанных браков или женат на неевреях. Считалось, что более 80 процентов еврейской общины Загреба подпадают под эти две категории.

Сегодня в Хорватии находится восемь синагог и связанных с ними организаций, расположенных в Загребе, Риеке, Осиеке, Сплите, Дубровник, Чаковец, Дарувар, Славонски Брод. Из них Загреб община является самой крупной и активной, организующей мероприятия, такие как ежегодный Загребский фестиваль еврейского кино, для популяризации еврейской культуры и самобытности.

Содержание

  • 1 История общины
    • 1.1 Древняя община
    • 1.2 Раннее средневековье
    • 1.3 Позднее средневековье
      • 1.3.1 Прибытие испанских беженцев
    • 1.4 Правление Габсбургов
    • 1,5 Первая мировая война
    • 1,6 Холокост
    • 1,7 Послевоенное сообщество
  • 2 Двадцать первый век
  • 3 Региональные сообщества
    • 3,1 Далмация
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История общины

Древняя община

Еврейские торговцы и торговцы впервые прибыли на территорию современной Северной Хорватии в первые века нашей эры. наша эра, когда римский закон разрешал свободное передвижение по всей Империи. Археологические раскопки в Осиеке обнаружили синагогу, датируемую III веком нашей эры, а раскопки в Солине обнаружили еврейские могилы того же периода.. Было обнаружено, что еврейская община в Сплите также возникла в III веке. В 7 веке евреи искали убежище во дворце Диоклетиана после того, как далматинскую столицу Салон захватили авары. Синагога была построена в западной стене дворца в 16 веке, и потомки беженцев из Салоны все еще живут в этом районе.

Раннее средневековье

Один из древнейших письменных источников, который мог указывать на присутствие евреев на территории Хорватии, происходит из письма визиря Хасдая ибн Шапрута, который был отправлен королю Иосифу хазар . В этом письме X века упоминается «король гебалим-славян», см. Статью Михолянец, чья страна граничит со страной венгров. Король послал делегацию, в которую входили «Мар (арамейский :« Господь ») Шаул и Мар Джозеф», к халифу Абд-ар-Рахману III Кордовы. Делегаты сообщили, что мар Хисдаи Амрам прибыл во дворец хазарского царя из страны, где жили «гебалимы». На иврите «гебал» означает «гора». Венгерские источники сообщают, что виноградник около Михолянеца был назван «хозяином горы». Хорватия также представлена ​​как страна «Гебалим» в письме епископа Гаудериха, адресованном Анастасию как соавтору легенды о Херсоне IX века.

Позднее средневековье

Еврейские общины Хорватии процветали в 13-м и 14-м веках, и общины наслаждались процветанием и мирными отношениями со своими хорватскими соседями.

Это закончилось в 1456 году, когда евреи вместе с большинством других -Католические хорваты были вытеснены. Затем последовали 200 лет, когда в Хорватии не было записей о евреях. В те 200 лет евреи из Хорватии обычно были с дипломатическими миссиями в Боснию от имени Венецианской республики.

Прибытие испанских беженцев

Синагога в Дубровнике это вторая старейшая синагога в Европе. Он построен в сефардском стиле. Процент еврейского населения в Бановине в Хорватии до Второй мировой войны в Югославии по данным 1931 года. перепись

В XV веке усилившееся преследование евреев в районах Испании было повторено в Реконкисте. Начиная с 1492 года еврейские беженцы, спасаясь от испанской и португальской инквизиции, прибыли на османские территории, включая балканские провинции Македонии. и Босния. Некоторые из этих беженцев перебрались в Хорватию, в частности в Сплит и Дубровник, на побережье Далмации.

правление Габсбургов

В XVII в. века евреям по-прежнему не разрешалось селиться на севере Хорватии. Евреи приезжали в Хорватию как странствующие купцы, в основном из соседней Венгрии. Как правило, им разрешалось оставаться всего несколько дней. В начале века хорватский парламент («Сабор») подтвердил свой запрет на постоянное поселение, когда еврейская семья попыталась поселиться в Дуржеваце.

в 1753 году, хотя официально все еще был запрещен., Евреям было разрешено селиться в Беловаре, Копривнице и Вараждине генералом Беком, военным комендантом Вараждинского района. Чтобы упростить обращение с евреями в Хорватии, граф Франьо Патачич по приказу Королевской канцелярии в Вараждине написал всеобъемлющий доклад, в котором пропагандирует постоянное проживание евреев в Хорватии на том основании, что «большинство из них - торговцы, а торговля способствует процветанию городов.

Запрет на поселение евреев в северной Хорватии продолжался до 1783 года, до 1782 года Эдикта терпимости, изданного Габсбургским монархом императором Иосифом II вступило в силу. Впоследствии евреям было разрешено селиться в Хорватии, но им не разрешалось владеть землей или заниматься какой-либо торговлей, защищаемой гильдией, и им не разрешалось работать в сельском хозяйстве. Несмотря на эти меры, евреи поселились в Загребе и Вараждине.

В 1840 году Сабор (парламент) проголосовал за «постепенное» обеспечение полного равенства евреев, и в течение следующих 33 лет наблюдался постепенный прогресс.

ГодЗаконодательство
1843Расширен круг профессий, доступных евреям
1846Возможность купить свободу за оплату "налог на терпимость "
1859Евреям разрешено покупать дома и землю
1873Полное юридическое равенство

В 1867 году была открыта новая Загребская Большая синагога и раввин д-р Осия Якоби стал главным раввином Загреба. В 1873 году Иван Мажуранич подписал указ, разрешающий полное юридическое равенство евреев, и, как и в случае с другими конфессиями, выделялись государственные средства.

К ​​1880 году в Хорватии насчитывалось 13 488 евреев, а к 1900 году их количество увеличилось до 20 032. В начале 20 века в Хорватии существовала 21 еврейская община, самая большая из которых находилась в Загребе ( 3000 человек) и Осиек (3000 человек). Еврейская община Хорватии стала очень успешной и интегрированной. К 1900 году 54% загребских евреев и 35% всех хорватских евреев говорили на хорватском как их родной язык. евреи были непропорционально представлены в промышленном и оптовом бизнесе Хорватии, а также в лесной и пищевой промышленности. Несколько еврейских семей входили в число самых богатых семей Хорватии. Несмотря на кажущееся богатство, большинство евреев принадлежало к среднему классу, и многие хорватские евреи во втором поколении были привлечены к сфере права и медицины.

Первая мировая война

Первая мировая война привела к краху Австро-Венгерской империи и потрясениям для еврейских общин региона. После войны Хорватия присоединилась к Словении, Сербии, в которую входили Вардар Македония и Черногория, а также Босния и Герцеговина чтобы сформировать Королевство Югославия.

До Второй мировой войны хорватская и особенно Загребская еврейская община была выдающейся общиной Югославии. В 1940 году в Загребе проживало около 11000 евреев: около 76% составляли евреи-ашкенази, 5% евреи-сефарды, 17% не принадлежали к какой-либо церкви, а остальные религиозны.

Холокост

концентрационные лагеря в Югославии во время Второй мировой войны.

25 марта 1941 года принц Югославии Павел, этнический серб, подписал союз Югославии с державами оси при Трехсторонний пакт. Решение было непопулярным во многих частях страны, и массовые демонстрации прошли в столице Югославии Белграде. Принц Павел был свергнут, и к власти пришло новое правительство под руководством Петра II и Душана Симовича. Новое правительство отказалось от поддержки Оси, но не отказалось от Тройственного пакта. Тем не менее, силы Оси, возглавляемые нацистской Германией, вторглись в Югославию 6 апреля 1941 года.

При поддержке Германии и Италии хорватский ультранационалист Движение усташей пришло к власти в недавно созданном марионеточном государстве, которое называется Независимое государство Хорватия (НДХ). Усташи были заведомо антисемитами и не тратили мало времени на введение антиеврейского законодательства и преследование евреев, находящихся под их контролем. Действительно, министр внутренних дел НДХ Андрия Артукович сказал в 1941 году после провозглашения расовых законов: «Правительство НДХ должно решить еврейский вопрос так же, как это сделало правительство Германии». Уже в апреле 1941 г. усташи и фольксдойче сожгли синагогу и разрушили еврейское кладбище в Осиеке, а усташ мэр Загреба Иван Вернер приказал Разрушение главной синагоги Загреба, которая была полностью разрушена в 1942 году. Усташи создали несколько концентрационных лагерей, самый известный из которых Ясеновац, в котором было убито 20 000 евреев.

, известного хорватского еврейского промышленника, которого заставили снять кольцо по прибытии в концлагерь Ясеновац.

Во время Холокоста в НДХ было убито в общей сложности 29–31 000 евреев, около 75% усташами и около 25 % немцами. Это составляло 79 процентов довоенного еврейского населения страны, включая 20 000 из 23 000–25 000 хорватских евреев. Только 5000 хорватских евреев пережили войну, в основном в качестве солдат Национальной освободительной армии Иосипа Броз Тито или в качестве изгнанников в зоне, оккупированной Италией. После того, как Италия капитулировала перед союзными державами, оставшиеся в живых евреи жили на свободной партизанской территории.

Когда Югославия была освобождена в 1945 году, Хорватия стала частью новой югославской федерации, которая в конечном итоге стала Социалистическая Федеративная Республика Югославия.

Послевоенное сообщество

После 1945 года атеизм стал официальной политикой Югославии и Хорватии, и из-за этого не было раввинов в Хорватии до середины 1990-х гг. Большинство хорватских евреев идентифицированы как югославы, сербы или хорваты. После основания Израиля около половины выживших отказались от своего югославского гражданства в качестве предварительного условия для выезда из страны и получения израильского гражданства. Те, кто решил уехать в Израиль, подписали документ, согласно которому они оставили все имущество, землю и другое недвижимое имущество Югославии.

Послевоенная еврейская община Хорватии сильно ассимилировалась: 80% из 1500 евреев Загреба либо родились в смешанных браках, либо были женаты на неевреях. В 1991 году в Хорватии было около 2000 евреев.

Двадцать первый век

Синагога в городе Риека

По переписи 2001 года в Хорватии было зарегистрировано только 495 евреев, из которых 323 в Загребе. Примерно по 20 евреев проживало в каждом из Приморско-Горски-Котарского уезда, Осиека и Дубровника.

Еврейская община в Хорватии разделена на десять еврейских «муниципалитетов» (Хорватский : idovska općina) в городах Чаковец, Дарувар, Дубровник, Копривница, Осиек, Риека, Славонски-Брод, Сплит, Вировитица, Загреб. С 2005 года в Загребе также существует отдельная еврейская организация под названием «Бет Исраэль», образованная отколовшейся группой в первоначальной организации, возглавляемой Иво Гольдштейном и другими. Организация Хабад также зарегистрирована в Загребе и проводит большинство еврейских мероприятий в течение года.

Загребская синагога

Евреи официально признаны автономным национальным меньшинством, и поэтому они избирают специального представителя в хорватский парламент вместе с членами одиннадцати других национальных меньшинств.

Региональные общины

Далмация

Еврейские общины хорватского побережья Далмации восходят к XIV веку нашей эры. Письмо 1326 г. относится к еврейскому врачу из Дубровника. Сообщество оставалось небольшим на протяжении многих лет (100–330 членов), хотя сообщество отличалось в торговле и медицине. С 1421 года община пополнилась беженцами, спасавшимися от нарастающих преследований в Испании, а затем с 1492 года, когда евреи бежали от испанской и португальской инквизиции.

Еврейская синагога в Сплите ей более 500 лет, и она является третьей старейшей действующей синагогой в Европе. За исключением короткого периода во время Второй мировой войны, синагога использовалась постоянно с момента основания. Хотя в Сплите нет раввина, сильная община из 100 человек проводит регулярные вечера пятницы Шаббат службы (еврейская суббота) и готовится кошерная еда и служил всем пришедшим. Синагога открыта каждый день с 9:00 до 14:00 для экскурсий. Хотя интерьер синагоги был восстановлен в 1996 году, интерьер относится к 18-19 векам.

Антисемитизм, основанный на отношении католической церкви и венецианском законе (действовавшем в то время), был постоянной проблемой для сообщества, которое жило в гетто в Дубровнике и Сплит. Когда Далмация была оккупирована наполеоновскими войсками, евреи впервые достигли юридического равенства. В 1814 году, когда Австрийская империя аннексировала Далмацию, юридическое равенство снова было отменено. Евреи получили юридическое равенство в соответствии с хорватским законодательством в середине 19 века.

См. Также

Ссылки

  • «Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть III», Centropa Reports [1]
  • «Виртуальный тур еврейской истории - Хорватия», Стефани Персин, Еврейская виртуальная библиотека [2]

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с иудаизмом в Хорватии.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте