История евреев в Кельне

редактировать
Синагога Кёльн на Роонштрассе в 2006 году

История евреев Предполагается, что в Кельн восходит, возможно, к поздней Римской империи, официально задокументировано с периода Высокого Средневековья. За свою историю еврейская община Кельна претерпела преследования, многочисленные изгнания, массовые убийства и разрушения. Сообщество насчитывало около 19 500 человек до его разгона, убийств и разрушения в 1930-х годах нацистами до и во время Второй мировой войны. Сообщество восстановилось и сейчас насчитывает около 4500 членов. Из-за своей исторической преемственности сегодняшняя еврейская синагога называет себя «старейшим еврейским собранием к северу от Альп».

Содержание

  • 1 Римская эпоха
  • 2 Средневековье
    • 2.1 При франках, саксах и салианах королей
    • 2.2 Крестовые походы
    • 2.3 Средневековые погромы в Кельне
      • 2.3.1 Подготовка погрома
      • 2.3.2 Варфоломейская ночь и ее последствия
      • 2.3.3 Эмиграция
    • 2.4 Культурная жизнь в Средние
      • 2.4.1 Выдающиеся кельнские евреи
      • 2.4.2 Judenbüchel
      • 2.4.3 Надгробия 1323 века
  • 3 Новое время
    • 3.1 После изгнания
      • 3.1.1 Кладбище Deutz
    • 3.2 Возвращение
      • 3.2.1 Синагога на Глокенгассе
      • 3.2.2 Православная синагога на Санкт-Аперн-штрассе
      • 3.2.3 Либеральная синагога на Роонштрассе
      • 3.2.4 Синагога на Райшплац в Deutz
      • 3.2.5 Синагога в Мюльхайме
      • 3.2.6 Еврейская община в Цюндорфе
      • 3.2.7 Другие здания и молитвенные дома
      • 3.2.8 Еврейское кладбище в Мелатене
      • 3.2.9 Кладбище Декштайн
    • 3.3 Интеграция и бизнес-сообщество
    • 3.4 Первая мировая война и Веймарская республика
  • 4 Нацизм и Вторая мировая война
    • 4.1 Ан тисемитизм в Кельне
    • 4.2 Арианизация
    • 4.3 Эренфельд
    • 4.4 Концентрационный лагерь Мюнгерсдорф
    • 4.5 Депортация из Deutz
  • 5 Послевоенное и настоящее
    • 5.1 Еврейское кладбище в Боклемюнде
    • 5.2 Еврейский центр на Нусебау
    • 5.3 Еврейская община в Кельн-Риле
    • 5.4 Известные кельнские евреи в наше время
  • 6 Мемориальные места
  • 7 Кельнский еврейский музей
  • 8 См. Также
  • 9 Источники
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Римская эпоха

Император Константин связывает Кельн и Дойц с первыми Конюшенный мост

Кельн основан и основан в I веке нашей эры как римский Колония Клавдия Ара Агриппиненсиум на территории Убии. Он был столицей римской провинции Нижняя Германия и штаб-квартирой в области. Кельн был важным городом во времена Римской империи. Х. Ниссен предполагает, что население римского Кельна намного больше, чем в средние века, когда он оценивает его численность в 30 000–40 000 человек. Разумно предположить, распространение христианства какой-либо римской предшествовало. Таким образом, присутствует христианство в Кельне во 2 может быть аргументом в пользу поселения евреев в городе то раннее время.

иудаизм был признан Religio licita (разрешенная религия), и евреи были освобождены от подношения императору и от подношения римскому государственному боги. Однако евреям было отказано в доступе к государственному учреждению, поскольку это были основные требования для доступа к государственному учреждению. Для назначения в городскую канцелярию требовалось владеть землей и иметь определенную репутацию. В поздней античности римский высший класс все чаще отказывался от участия в этих дорогостоящих должностях, и римская администрация оказалась в кризисе, и императору пришлось искать альтернативы. Кельнскому собору пришлось использовать указ императора Константина Великого от 321 года, который разрешал назначать евреев в курию. Это первое место еврейской общины в городе Кельн. Указ императора был передан в Codex Theodosianus (439), что свидетель о существовании прочно обосновавшейся еврейской общины в Кельне в 321 и 331 годах. Частичный перевод кодекса гласит:

«Мы разрешить всем городским советам назначить по общему закону евреев в курии. Чтобы дать им возможность попасть в какую-либо должность "<639.>.>Археологические находки обнаруживают на жителей Востока примерно в этот период, и они были сирийцы В другом документе, датируемом 341 годом, записано, что синагога была снабжена императорской привилегией. (2) Эти указы Константина в течение нескольких столетий оставались свидетельством существования еврейской общины в Кельне.

Средние века

При франкских, саксонских и салианских королей

регион был оккупирован франками в 462 г., принявшими христианство к концу века. Главных торговых путей между Восточной и Европой. Кельн был одним из ведущих городов Ганзейского сообщества и одним из главных городов к северу Альп во времена средневековья и эпохи Возрождения. Первое документальное упоминание евреев в Кельне в средние века относится ко временам архиепископа Гериберта Кельнского (999-1021), мудрого друга императора Священной Римской империи Оттона III. Винхейм и Гелениус, данные на Ежегодных хрониках Кельна XIV и XV веков, сообщают, что в 1426 году синагога была превращена в церковь. Затем они отмечают, что эта синагога существует 414 лет. Это связано с его происхождением во времена Гериберта. Еврейский квартал рядом с Hohe Straße впервые включается во время епископата Anno II, архиепископа Кельна (1056–1075), и в отчете есть сходятся на том, что евреи присоединились к оплакиванию смерти архиепископа.

Число евреев в последней четверти XI века составляет не менее 600. Рынки Кельна привлекает многих посетителей-евреев, которые частично останавливаются здесь. Итальянские евреи упоминаются в рассказах о крестоносцах в Кельне. Тот факт, что еврейская община важное значение, подтверждено далее заявлением в этих еврейских сообщениях о том, что из Кельна вышли «братья, рассеянные по земле, для поддержки своей жизни и правильных слов суждения». Это означает, что община была еврейской центром жизни для всех общин области.

Крестовые походы

План еврейского квартала на Ратхаусплац

В Средневековье, Еврейская община поселилась в квартале около ратуши. И до сих пор название "Judengasse" свидетельствует о его существовании. Во время Первого крестового похода в 1096 году произошло несколько погромов. Хотя крестовый поход начался из Франции, нападения происходили через Священную Римскую империю. 27 мая 1096 г. евреев были убиты в Майнце во время резни в Рейнской области. Дворец архиепископа Майнца, Рутарда, где укрылись евреи, был штурмовать крестоносцами после небольшого сопротивления. Рутарда обвинили в присвоении имущества убитых евреев. Похожая история произошла в июле того же года в Кельне. Евреев крестили насильно. Разрешение императора Генриха IV разрешить принудительно крестившимся евреям вернуться в свою веру не было ратифицировано антипапой Климентом III. С тех пор мелкие и крупные нападения повторялись не только в Рейнской области.

. В XII и XIII веках антисемитские настроения горожан усилились. В 1146 году другие евреи были убиты около Кенигсвинтера толпой разъяренных христиан после начала Второго крестового похода. Также в Андернах, Альтенар, Бонн и Леченич евреи были убиты, а их дома разграблены. Предположительно, эти события связаны с волной гонений в 1287/88 году. О насильственных нападениях на евреев Кельна в этот период не сообщалось. После Четвертого Латеранского Собора в 1215 году все евреи должны были иметь на своей одежде четкий знак того, что они не христиане.

Средневековые погромы в Кельне

Евреи сожгли в Священная Римская Империя (средневековый манускрипт сейчас находится в Центральной Хохшульбиблиотеке Люцерна)

Ранний погром произошел после битвы Ворринген 8 июня 1288 года, когда побежденный архиепископ Кельна был заключен в тюрьму. Спустя несколько дней преследования евреев прокатилось по номерам Кельна. В 1300 году вокруг еврейского квартала была возведена стена, предположительно оплаченная самой еврейской общиной, естественно, требовалось разрешение архиепископа.

В 1317 году Папа Иоанн XXII начал жесткую кампанию против евреев и публично заявил, что ростовщические проценты (что означало любые проценты) не должны выплачиваться евреям. В 1320 году некоторые жители пытались уклониться в церковном законодательстве. Кельнский собор с помощью меры по ограничению процентов. В 1327 году собор повторил это постановление и обжаловал непосредственно папы, направленный против него. В 1334 году тот же совет сослался на то же письмо папы и обратился к архиепископу Вальраму фон Юлиху с просьбой о защите от еврейского банкира по имени Мейер Зигбургский, который потребовал от него выплаты денег. Акция завершилась списанием всех долгов города и приговором Мейера к смерти. Члены городского совета были в долгу перед Мейером, а конфискованное имущество осужденных оставлено у архиепископа. Вдобавок у архиепископа были долги перед Мейером, и он мог погасить их таким же образом.

"В целом евреи Кельна между 1096 и 1349 годами действительно были безопасны в отношении жизни и физического состояния, поскольку" сограждане (Mitbürger) ". Однако есть веские свидетельства в целом расплывчатого чувства антагонизма по отношению к ним. Например, печально известная так называемая «еврейская свинья », сделанная предположительно около 1320 года, появляется на деревянном хоровом стойле Кельнского собора

С 1266 года кельнские евреи особую привилегию давать деньги взаймы, что было христианам церковным законом. Решения между 1252 и 1320 годами касаются правового статуса, защиты и налогообложения кельнских евреев.

В 1266 году архиепископ Энгельберт II фон Фалькенбург вырезал на камне «Judenprivileg».

Архиепископ Энгельберт II фон Фалькенбург имел «Юденпривилег», высеченный в камне снаружи сокровищницы собора. Примерно в 1320 году есть явные признаки религиозной враждебности, направленной кельнским духовенством против евреев по религиозным причинам. Причину этого можно увидеть в изменении изменения Шуцьюде. Кельнское духовенство больше не получало прибыли от ссуд евреев. Городской совет все чаще принимал участие в бизнесе, и это вызвало дополнительные трения между архиепископом и Советом. В борьбе за власть кельнские пропагандистские агентства "Агентство давления на своих клиентов". Защитники кельнских евреев, архиепископ и король, могли продать Schutzjude. Между духовенством, королем и Кельнским советом велась судебная тяжба, поэтому совет мог лишить этих соперников выгодного источника дохода, если они избавятся от евреев. Дополнительно могут быть аннулированы некоторые долги. Решения Совета показывают об ухудшении климата между христианами и евреями.

Подготовка погрома

преследование еврейской общины во время Черной смерти стало жестоким за все Средневековье. В 1340 г. эпидемия пришла в Европу. Черная смерть достигла Кельна только в декабре 1349 г. Однако сообщения о ее разрушительном воздействии на Рейн пришли с юга значительно раньше. В конечном итоге от эпидемии умерло от 30 до 60% населения Европы, что вызвало опасения апокалиптического характера. Обвинения в том, что было вызвано заговором евреев с целью отравить колодцы (обвинения, которые не были доказаны ни в одном случае), очевидно, возникли в южной Франции, но быстро разрослись по всему континенту. Они послужили фоном для кровавого погрома 23/24 августа 1349 года в Кельне.

Существует письмо Кельнского совета совету Страсбурга, в котором Кельнский совет выражает озабоченность антиеврейским инцидентом в Страсбурге и предостерегает от эскалации. Евреи и их имущество были защищены письмами защиты или утешения, которые необходимо принять во внимание. В том же письме Кельнский совет ясно дает понять, что они решительно будут защищать своих евреев. Однако Страсбургский совет, используем выступивший против преследований, сам подвергся нападению и был заменен населением; новый совет Страсбурга призвал к общественному спокойствию иал всех граждан убивать евреев на всей их территории. Это развитие не было потеряно для городского совета Кельна.

В отличие от других антиеврейских преследований того времени, погром в Кельне не был спонтанным и возник не среди низших слоев населения Кельна. Скорее, это, похоже, преднамеренным, как явные явления общественных деятелей, по крайней мере, некоторых из них. Вдохновленный вышеупомянутыми событиями в Страсбурге, за которым Кельнский совет внимательно следил, погром, похоже, был планомерно спланирован. Члены совета ранее заключили союз со всеми, кто мог получить преимущество от убийств или изгнания евреев, чтобы обезопасить себя от официальных представителей евреев, в частности, Карла IV (тогда Король римлян ) и Габсбургов Фогте. Это указывает на то, что погром в конечном итоге направлен против Габсбургов и использовал панику среди населения просто для своих целей политической власти.

архиепископ Кельнский, Вальрам фон Юлих, который покинул город в конце июня 1349 года, чтобы уехать во Францию, через короткое время скончался в Париже.. Карл IV пробыл в Кельне до 19 июня и уехал со своей свитой. Ему удалось защитить свои интересы в Кельне, проявив фаворитизм в спорах о короне, что, несомненно, во благо всех интересов архиепископства. Таким образом, истребление еврейской общины ослабило бы позицию Карла IV и духовенства, связав их с группой, уже презираемой населением. В августе 1349 года не только кафедра архиепископа была вакантной, но и Карл IV был недостаточно близко, чтобы действовать. 23–24 августа относительная безопасность евреев в Кельне подошла к концу. Евреи, которые уже подверглись резне на прилегающих территориях, теперь были убиты и в самом Кельне.

Ночь Варфоломея и ее последствия

Фактический результат погрома малоизвестен. Во время Варфоломеевской ночи 1349 г. еврейский квартал возле ратуши (Ратуша) подвергся нападению, после чегоали убийства, разграбление еврейского имущества и поджоги. Беглецов преследовали и убивали. Многие говорят о бедствии. Некоторые сообщают, что евреи сами поджигали свои дома, чтобы не попасть в руки грабителей. Другая версия гласит, что евреи сожгли себя в своей синагоге, что маловероятно. Археологические раскопки в районе средневекового еврейского квартала показали, что сама синагога после ночи сохранилась без повреждений, но позже была разграблена. Спасаясь от беспорядков, одна семья закопала свои вещи и товары. Клад монет был обнаружен во время раскопок в 1954 году и сейчас выставлен в Kölnisches Stadtmuseum.

Рассказ летописца Жиля Ли Муизиса, который говорит о регулярной битве граждан против более 25000 евреев и приписывает победу хитрости мясника, не считается надежным. Тем не менее, в описании Ли Муизиса для событий той ночи был введен термин «Judenschlacht» (битва евреев). Столь же маловероятно участие флагеллантов, которые, согласно некоторым источникам, предположительно присутствовали в Кельне в 1349 году. На всего разбирательства совет отказывался действовать. Тем не менее после того, как насилие утихло, собор и новый архиепископ Виллем ван Геннеп осудили погром со всей строгостью. Имена настоящих захватчиков троса и насильственных захватчиков еврейского квартала остались неизвестными. Можно только окончательно заявить, что совет отказался от какой-либо ответственности за беспорядки: в заявлении совета была возложена на иногороднюю мафию, за которой последовало лишь несколько отказов от счетов из Кельна. Некоторые из оставшихся в живых евреев, изгнанные из города, искали убежища за Рейном. Примерно через десять лет после погрома 1349 года еврейские поселения зарегистрированы в Андернахе и Зигбурге.

Документально подтверждено, что евреи вернулись только в 1369 году, хотя архиепископ Саарбрюккенский Боймунд II уже пытался добиться возвращения евреев в город во время своего правления (1354–1361). Тем не менее, только при Энгельберте III фон дер Марке и особенно при его помощнике Куно из Фалькенштейна напряженные отношения между архиепископом и муниципалитетом улучшились настолько, что защита евреев казалась достаточно надежной. Есть доказательства, что к 1372 году в Кельне снова возникла небольшая еврейская община.

По просьбе архиепископа Фридриха евреи были допущены в город и получили временную привилегию защиты на десять лет. Однако к этому Совет поставил некоторые условия. Для привилегии допуска существовал налог от 50 до 500 Gulden, при этом ежегодно определялась новая сумма, которая должна была выплачиваться в качестве общего взноса. После дальнейшего расширения права проживания Совет объявил в 1404 году более ограничительный Judenordnung. Он предписывал узнавать евреев по остроконечной еврейской шляпе и запрещал с их стороны любые проявления роскоши. В 1423 году Кельнский совет решил не продлевать временное право на проживание, которое истекло в октябре 1424 года. Тем не менее, примечательно, что была предпринята попытка немедленно восстановить всю общину, вместо того, чтобы позволить лишь нескольким евреям селиться в время, как это было в большинстве других крупных городов.

Эмиграция

В 1424 году евреям было запрещено въезжать в город «на вечность». После средневековых погромов и изгнания в 1424 году многие евреи из Кельна эмигрировали в страны Центральной или Северной Европы, такие как Польша и Литва, которые затем входили в состав Ordensstaat Тевтонский орден. Потомки этих эмигрантов вернулись в Кельн в начале 19 века и жили в основном в районе Тибольдсгассе на юго-восточной стороне Ноймаркта. Лишь несколько евреев остались недалеко от Кельна и поселились преимущественно на восточном берегу Рейна (Дойц, Мюльхайм, Цюндорф). Позже возникли новые общины, которые с годами росли. Первая община в Дойце жила в районе нынешней Минден-стрит (Mindener Straße). Здесь евреи чувствовали себя в безопасности под защитой архиепископа Дитриха фон Моерса (1414–1463).

Запрет на поселение евреев в Кельне был снят в конце 18 века. При французской администрации возникла новая еврейская община. В начале Нового времени территория еврейского квартала была перестроена, а прежние жители забыты.

После разрушения общины во время Второй мировой войны были обнаружены средневековые фундаменты, в том числе синагога и монументальная Кельнская миква (ритуальная баня). Археологические раскопки проводились после войны Отто Доппельфельдом с 1953 по 1956 год. Исходя из исторической осведомленности, этот район не реконструировался после войны и оставался площадью перед исторической ратушей. Сегодня еврейский квартал является частью «археологической зоны Кельна».

Культурная жизнь в средние века

Вырезка с гравюры Фридриха В. Делкескампа (1794-1872)

В Кельне есть была одной из крупнейших еврейских библиотек средневековья. После резни евреев в Йорке, Англия, в 1190 году, оттуда в Кельн был доставлен и продан ряд книг на иврите. Есть ряд замечательных рукописей и иллюстраций, подготовленных евреями Кельна и для них в XII – XV веках, которые сейчас хранятся в различных библиотеках и музеях по всему миру.

Выдающиеся евреи Кельна

Согласно «Еврейской энциклопедии», Кельн был центром еврейского образования, а «Кельнские мудрые» часто упоминаются в раввинской литературе. Отличительной чертой талмудических властей этого города была их щедрость. Многие литургические стихи, все еще присутствующие в ашкеназском ритуале, были написаны кельнскими поэтами.

Вот имена многих раввинов и ученых XI и XII веков: легендарный Амрам, основатель талмудической школы в X веке; Р. Якоб бен Яхар, ученик Герсон Меор ха-Голах (1050 г.); литург Элиаким бен Иосиф; Элиэзер бен Натан (1070–1152), летописец Первого крестового похода; поэт Элиэзер бен Симсон, который вместе с последним принятием участия в немецком собрании французских и раввинов примерно в середине XII века; тосафист Самуил бен Натронай и его сын Мардохей; литург Иоиль бен Исаак ха-Леви (ум. 1200); Ури бен Элиаким (середина XII века); Р. Элиаким бен Иуда; Ефрем бен Иаков Боннский (р. 1132), летописец Второго крестового похода. Последний потерял в Кельне в 1171 году своего сына Элиакима, многообещающего юноши, который был убит на улице. Его надгробие до сих пор можно увидеть на кладбище в Кельне.

Среди раввинов и ученых 13 века были: Элиэзер бен Иоэль ха-Леви; Ури бен Джоэл ха-Леви; Иехиэль бен Ури, отец Р. Ашера; Исаак бен Симсон (замучен в 1266 г.); Исаак бен Авраам, брат тосафиста Симсона бен Авраама Сенса (погиб в 1266 году в Синциге); Р. Исайя бен Неемия (также замученный в 1266 г. в Синциге); литург Элиэзер бен Хайим; Хайим бен Иехиэль (ум. 1314) и Ашер бен Иехиэль (р. Ок. 1250; ум. 1327); Яхар бен Самуэль ха-Леви; Рувим бен Езекия из Боппарда; Авраам бен Самуил; Иуда бен Мейр; Самуэль бен Джозеф; Хайим бен Шалтиэль; Натан бен Джоэл ха-Леви; Иаков Азриэль бен Ашер ха-Леви; Меир бен Моисей; Элиэзер бен Иуда ха-Коэн, большинство из которых известны как известны комментаторы Библии.

Среди раввинов и ученых 14 века: Самуил бен Менахем, талмудист и литург; Джедидия бен Исраэль, ученик Мейра из Ротенбурга; и Мардохей бен Самуил. Эти трое называются в муниципальных источниках «Готтшалк», «Мойтер» и «Зюскинд». Во время изгнания руководил раввином Иекутиэль бен Моисей Мёльн ха-Леви.

В средние века в Кельне были следующие здания, синагоги, миквы, школы, хосписы и кладбища:

Judenbüchel

В 1174 г. документ Святого Энгельберта в ректор монастыря Святогоерина в Кельне упоминает, что тридцать восемь лет назад рыцарь Ортливнул пять югерум земли, которые он получил от монастыря в вотчинах возле еврейского кладбища, и земля была отдана евреям за годовой платеж в четыре динария, и Ортлив не мог иметь на нее никаких прав. В 1266 году архиепископ Энгельберт II фон Фалькенбург обеспечил законное управление и беспрепятственное использование своего кладбища на Боннерштрассе. Он был расположен за стенами Кельна к югу, недалеко от Severinstores, назывался Judenbüchel или Toten Juden. Это название осталось за районом и после сноса кладбища до постройки на этом месте супермаркета.

Площадь кладбища составляла 29 000 квадратных метров. В 1096 году Саломон бен Симеон упоминает могилы евреев, захороненных здесь. В 1146 году раввин Симеон Трирский был похоронен на кладбище лидерами кельнской еврейской общины. Самый ранний из сохранившихся надгробий датируется 1152 годом. После 1349 года надгробия считались бесхозными; некоторые из них были вырваны из своих мест и используемых архиепископом Вильгельмом де Гуннепом для строительства крепости Лечениг или в Уэльхрате. После 1372 г. евреям Кельна снова было предоставлено право пользования кладбищем, и до 1693 г. оно использовалось в основном евреями из Дойца.

Надгробия 1323 г.

Надгробие Рахили, 1323. (см. Описание изображения)

При раскопках в районе Кельнской ратуши в 1953 году в северо-западном районе здания в большой воронке от бомбы были обнаружены два полностью сохранившихся надгробия. Вероятно, они пришли с еврейского кладбища в Юденбухеле и использовались в качестве строительного материала. Надпись на надгробии Рахили гласила:

«Рахиль, дочь Р. Шнейора, умерла во вторник, 16 элула 83 года шестого тысячелетия. Ее душа будет связана с союзом вечной жизни. Аминь. Села

Новое время

После изгнания

Иосиф Клеменс из Баварии дает привилегии евреям

Немногочисленные евреи, оставшиеся в городе, начали восстанавливать общину. на правом рейнском Дойц, раввин который называл себя «Сельским раввином Кельна» (Landesrabbiner). Под этим титулом раввин Вивес был известен в середине 15 века.

В 1634 году в Дойце было 17 евреев, в 1659 году было 24 дома, в которых жили евреи, а в 1764 году община насчитывала 19 человек. К концу 18 века община все еще насчитывала 19 человек.

Община располагалась в небольшом еврейском «квартале» в районе Минденер и Халленштрассе. Синагога, представнутая в 1426 году, была повреждена огромным ледоходом на Рейне в 1784 году. Миква, связанная с синагогой, вероятно, все еще существует под набережной Брюкенрампе (Дойцеровский мост). Эта первая синагога была затем заменена новым небольшим зданием на западном конце Freiheit, нынешней улице Deutzer Freiheit (1786–1914).

В те времена евреи из общины Дойц жили, как и все остальные из Кельнского электората, в правовых и общественных условиях, которые были обеспечены с конца 16 век через так называемый «юденорднунг». Последним изданием этих евреев был приказ 1700 года Курфюрста (курфюрста Священной Римской империи ) Иосифа Клеменса. Они сохранялись до тех пор, пока в Дойце не было принято новое законодательство, с принятием кодекса Наполеона.

. Во время строительства Deutzer Hängebrücke в 1913/14 году синагога была заброшена и снесена. В декабре 1913 года во время работ по сносу Schiffsbrückenstraßenbahnlinie в Дойце на Freiheitsstraße, под старой синагогой был обнаружен микве. Баня имел выход к воде Рейна.

Кладбище Дойц

Надгробия и гробницы ориентированы на северо-восток

В отличие от свидетельств постройки в Инненштадте, История города еврейских общин за пределами центра раскрывается, прежде всего, через остатки еврейских кладбищ. Праворейнское еврейское кладбище находится в Мюльхайме, «Ам Спрингборн», в Цюндорфе между «Хазенкаулем» и «Гартенвегом» и одно в Дойц-им-Юденкирхофсвег. Последний был передан евреям Дойца архиепископом Баварии Иосифом Клеменсом в 1695 году в аренду. Первые захоронения произошли в 1699 году. Когда в 1798 году евреям снова разрешили селиться в пределах старых городских стен Кельна, кладбище также использовалось этой общиной до 1918 года.

Возвращение

Первая страница книги первое издание французского Гражданского кодекса 1804 г.

До аннексии Кельна Францией в 1794 г., после Французской революции, ни одному еврею не разрешалось селиться в Кельне. Кодекс Наполеона включал равенство перед законом, права на личную свободу и разделение церкви и государства. Правительственный комиссар Рудлер в своем обращении к жителям завоеванной территории от 21 июня 1798 года объявил:

«Всякий привкус рабства отменяется. Только перед Богом вы должны будете дать отчет о своих религиозных убеждениях. права больше не будут зависеть от ваших убеждений. Какими бы они ни были, к ним будут относиться без различия и пользоваться равной защитой ».

Несколькими месяцами ранее Йозеф Исаак из Мюльхейма на Рейне обратился за гражданскими правами в магистратуру Кельна. 16 марта 1798 года ему было предоставлено разрешение поселиться в Кельне, он предоставил представительство своего предыдущего поведения, а также доказал, что он станет обузой для города из-за бедности. Остальные его просьбы о гражданских правах были отклонены, потому что французские правила еще не вступили в силу. За ним последовал Самуэль Бенджамин Коэн из Бонна, сын главного раввина Симха Брунем. В то же время 17-летний Саломон Оппенгейм-младший перенес свой бизнес из Бонна в Кельн. Он принадлежал к семье, которые построили первую кельнскую общину Нового времени. Оппенгейм-младший торговал хлопком, полотном, маслом, вином и табаком, но его основная деятельность было банковское дело. Уже в 1810 году его банк был вторым по величине в Кельне после «Авраама Шаффхаузена». В новой еврейской общине Кельна Оппенгейм-младший выдающееся положение в общественной и политической жизни. Он также руководил общественной школой, но он также был депутатом кельнской общины, которая отправила его на конгрессской знати в Париже в 1806–1807 годах.

Внутри здания был построен скромный молитвенный зал. двор бывшего монастыря Святой Клариссы на Глокенгассе. Землю купил Бенджамин Самуэль Коэн, один из лидеров еврейской общины в начале 1800-х годов, воспользовавшись продажей собственности французской налоговой службой. Даже если в те времена ряд еврейских бизнесменов пережил экономический и социальный подъем - Оппенгейм-младший был единогласно избран членом Торговой палаты и впервые как еврей получил государственную должность - их юридический статус был небезопасный.

Указ прусских евреев от 11 марта 1812 года действовал не везде. Так продолжалось до прусского еврейского закона 1847 года и, наконец, до 1848 года, когда была принята конституционная хартия прусского государства, особый статус евреев был окончательно отменен, а полное равенство прав со всеми остальными евреями было окончательно отменено. граждан было достигнуто. Во время революций 1848 года в германских государствах в 1848/49 годах в восточных и юго-восточных регионах Германии и городах, таких как Берлин, Прага и Вена, но также и Кельн.

Из-за роста общины и ветхости молитвенного зала в бывшем монастыре Святой Клариссы семья Оппенгеймов пожертвовал новое здание синагоги на Глокенгассе 7. Число членов общины теперь составляло около 1000 взрослых. Если в средние века «квартал» был построен рядом с синагогой «Judengasse» в Кельне, к настоящему времени евреи жили в децентрализованном районе среди остального населения. Многие жили в новых периферийных кварталах у городских стен.

В связи с дальнейшим ростом еврейского населения, на Глокенгассе последовали новые постройки. Православная синагога на Санкт-Аперн-штрассе была открыта 16 января 1884 года; либеральная синагога на Роонштрассе была открыта 22 марта 1899 года.

Перед лицом исторического опыта в Европе евреи выступили с инициативами по созданию своего собственного государства. Головной офис Сионистской организации Германии находился на Ричмодштрассе недалеко от площади Ноймаркт в Кельне и был основан юристом Максом Боденхаймером вместе с купцом Дэвидом Вольфсоном. Бодехеймер был президентом до 1910 года и работал на сионизм с Теодором Герцлем. "Кельнер тезен", разработанный Боденхаймером для сионизма, был - с небольшими изменениями - принят как "Базельская программа " первым сионистским конгрессом. Целью организации было создать для всех евреев мира основание отдельного государства Израиль в Палестине.

Синагога на Глокенгассе

Синагога Глокенгассе в 19 веке

После постоянного роста общины молитвенный зал на Глокенгассе был перегружен. Пожертвование кельнского банкира Авраама Оппенгейма в размере около 600 000 талеров позволило построить новую синагогу. Победителем в проекте стал Эрнст Фридрих Цвирнер, ведущий архитектор Кельнского собора, спроектировавший здание в мавританском стиле. Новая синагога была открыта после четырех лет строительства в августе 1861 года. Внутренний и внешний дизайн должен был напоминать расцвет еврейской культуры в XI веке мавританской Испании. Новая синагога имела фасад из светлого песчаника с красными горизонтальными полосами, а также восточный минарет и купол, покрытый медными пластинами. Украшения внутри были вдохновлены Альгамброй из Гранады. Новая синагога, положительно оцененная кельнцами, вмещала 226 мужчин и 140 женщин.

Во время пожара в ноябре 1938 г. свитки Торы 1902 г. удалось спасти благодаря кельнскому священнику Густаву Майнерцу. После войны они были помещены в стеклянный шкаф в синагоге на Ронштрассе. После реставрации, проведенной в Иерусалиме в 2007 году, они теперь снова используются для богослужений в синагоге на Роонштрассе, восстановленной после войны.

Православная синагога на улице Санкт-Аперн-штрассе

Синагога Адасс-Йешурун

Синагога на улице Санкт-Аперштрассе существовала уже в середине 18 века. Он находился в многофункциональном районе, который ценили состоятельные горожане. Здесь было много изысканных антикварных магазинов, в которых в основном евреи продавали дорогую мебель и драгоценности. В 1884 г.

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте