История евреев Белостока

редактировать

История еврейской общины Белостока (Иврит : קהילת יהודי ביאליסטוק, столица Подляского воеводства на северо-востоке Польши, восходит к середине XVII века. Местная еврейская община быстро росла и с начала XIX века составляла более половины населения. все население Белостока: до Первой мировой войны евреи составляли 75–66% населения города, но между двумя мировыми войнами доля евреев упала до 50–60% жителей.

Большое развитие города и еврейской общины в нем связано с развитием текстильной промышленности в Белостоке в 19 веке. В 1850 году была основана первая еврейская фабрика, а уже в 1867 году около половины 89 ткацких фабрик в Белостоке принадлежали евреям.

В городе развита система иврита, начальных и средних школ, множество молодежных движений, отличался от еврейского общества, а также издавал прессу на идиш.

. С немецкой оккупацией во Второй мировой войне нацистское гетто было создано для евреев Белостока. На последних этапах существования гетто, с 16 по 20 августа 1943 г., в Белостокском гетто произошло крупное восстание, возглавляемое членами молодежных движений. Немногие бежали в леса и продолжали воевать как партизаны, а остальные евреи Белостока, около 50 000, в основном были отправлены в лагерь смерти Освенцим.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Вторая Польская Республика
    • 1.3 Вторая мировая война
      • 1.3.1 Немецкая оккупация и Холокост
    • 1.4 Польская Народная Республика
  • 2 Ссылки
  • 3 Внешние ссылки

История

Ранние годы

Еврейское поселение в Подляском воеводстве восходит к 15 веку, когда в Бельске-Подляском возникли небольшие группы мусульманской веры. В 1522 году тракайский воевода Ольбрахт Гаштолд привел в Тыкоцин.

девять еврейских семей. Основанное в первой половине XV века село, впоследствии ставшее городом Белосток, попало в руки Браницких. семья в 1685 году. Евреи жили здесь еще в 1658 году, что подтверждается сведениями в летописи правления еврейской религиозной общины в Тыкоцине. Известно, что в 1661 году подушный налог платили 75 евреев из Белостока. В 1663 году летопись отмечает, что в Белостоке проживало 75 еврейских мужчин и женщин старше 14 лет. Евреи Белостока изначально подчинялись общине Тыкоцина.

В 1691 году для них был выделен особый район в частях земли, полученной в 1691 году от католической церкви. 11 июля 1692 года правовое положение евреев в Белостоке было урегулировано - им было разрешено владеть храмом и кладбищем. В восьмидесятые и девяностые годы семнадцатого века большая группа еврейских поселенцев прибыла из Бреста. Литовск. В результате возникла экономическая и религиозная напряженность, и их накопление привело к обвинению евреев в ритуальных убийствах. Согласно христианским источникам, шестилетний Гавриил, родившийся 22 марта 1684 года, был похищен еврейским арендатором из Зверека - Шутки - в Белосток, где и был убит. Несмотря на напряженность, еврейское население очень быстро начало играть все более важную роль в развитии города. Об их экономическом положении и демографическом потенциале свидетельствует строительство в 1718 г. в городе молитвенного дома (Бет мидраш ). Документ, выданный еврейской общиной Белостока (kehillah) датируется 1711 годом, в котором он получил 1000 злотых от Терезы Выджицкой, в обмен на которую он должен был платить 10% от суммы, переводимой ежегодно, а после смерти заемщика, проценты должны были быть снижены на 25%.

В начале 18 века евреи были отделены от городских властей Белостока и подчинялись непосредственно вышестоящей замковой власти. В пределах кагала у белостокских евреев была обширная официальная структура, которая была реформирована Изабелой Браницкой в ​​1777 году. Еврейская община должна была выбирать на весь год и на каждый месяц отдельно «старший год» и «старший месяц», которые управляли сообщество. С другой стороны, финансы доверяли «бурильщику», который выбирал налоги, платил рассрочку на денежные суммы, находящиеся в кагале. Как обычно, все действия должны происходить в бет-мидраше под общим контролем судебных властей. В целях защиты от хищений кассовый аппарат кахала имел три замка, один ключ для него был дрель, старший год и месяц старше. У евреев были отдельные ремесленные особенности, в 1777 году это была гильдия портных, пекарня, кириллица и меховщики. Раввин, согласно завещанию хозяев, был обязан дать согласие на свадьбу. Судебные органы предписали им проверить кандидатов на предмет их имущества. Будущий муж должен был управлять своим бизнесом или иметь деньги (например, торговать, открыв киоск), либо он должен быть профессионально подготовлен к оплачиваемой работе (приобретение навыков в ремесле). Администрация еврейской общины вела три книги: первая финансовая касалась доходов и расходов общины; во втором - все должностные лица общины были зачислены; третий суд содержал протесты, демонстрации и документацию гражданского и уголовного судопроизводства. Во внутренних спорах между евреями использовался кахальный суд (председателем которого являются старшекурсники и старшекурсники) или духовный суд (возглавляемый раввином), в ходе которого применялся талмудический закон. Если предмет иска превышал 500 злотых, она имела право на "апеллацию от священнослужителя, еврейского и общегородского суда Тутейса, согласно давнишнему закону, она всегда была бы свободна в синагоге Тыкоцкой ". " Этот остаток владычества тыкоцин кагала интересен тем, что формально Белостокский кагал получил независимость еще в 1745 году, а в 1771 году коммуна получила власть над еврейским народом в 59 центрах, в том числе Хорощ и Грудек.

К 19 веку еврейское население проживало в основном в центре города, у рыночной площади Костюшко, а также в квартале между улицей Липова и рекой Бяла, по Миколаевской (ныне улица Сенкевича) и Сураске. Самая старая часть еврейского квартала, называемая Зульхоф, населенная преимущественно православными людьми, была сосредоточена вокруг главной синагоги и располагалась в южной части улицы Сураска.

Второй центр религиозной жизни находился недалеко от улицы Купецкой (ныне улица Мальмеда), улицы Лыдовской (ныне улица Беловны) и улицы Гелдова (ныне улица Сполдзельча), а его центром была реформированная синагога под названием Чорсул (стояла на месте сегодняшней Белувной улицы, 6).

В 19 веке развивались еще два, более бедных квартала города - Ханайки и Пяски (области Млынова, Брукова, Грюнвальдска, Кийовска, Краковска, Мармурова, Столечна, Сукиенна, Млавска, Одесса, Цешинская., Улицы Соснова, Чарна, а также Рынек Сиенны).

Вторая Польская Республика

Система образования Торы в Белостоке в 1930-е гг. Была уникальна тем, что Хедер и Месивта ешива входили в тот же город и в рамках той же образовательной системы. В большинстве других городов был только хедер.

Вторая мировая война

В 1939 году территория Белостока и область перешли под власть Советского Союза в соответствии с Молотовым-Риббентропом. Пакт. Город и область были включены в Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.

Немецкая оккупация и Холокост

22 июня 1941 г. с началом нацистской Германии наступление, великая паника была в Белостоке, который тогда был частью Белорусской ССР. Красная Армия начала бежать, магазины были разграблены, а заключенные, в том числе евреи, сбежали из тюрем. Давид Клементиновский, еврей, живший в городе, писал: «Все, кто может, сбегают вместе с русскими. Улицы полны трагических зрелищ. Семьи, которые десятилетиями жили вместе, должны разлучиться. Склады Советской армии разграблены людьми в поисках еды. и поляки нападают на евреев. Мы боимся выходить из дома, потому что никто не В среде, которая будет поддерживать закон и порядок ».

Немецкие войска оккупировали город и основали Белостокское гетто, нацистское гетто, созданное немецкими СС в период с 26 июля по начало августа 1941 г. во вновь образованном районе Белостока в оккупированной Польше. Около 50 000 евреев из окрестностей Белостока и окрестностей были заключены в небольшую часть города, которая была превращена в столицу района. Гетто было разделено на две части протекающей через него рекой Бяла (см. Карту). Большинство заключенных были направлены на работу на предприятиях рабского труда для немецких военных действий, в основном на крупных текстильных, обувных и химических предприятиях, действующих внутри и за пределами его границ. Гетто было ликвидировано в ноябре 1943 года. Его жителей перевезли в поездах Холокоста в концлагерь Майданек и лагеря смерти Треблинка. Лишь несколько сотен человек пережили войну, скрывшись в польском секторе города, спасаясь после восстания в Белостокском гетто, или выживая в лагерях.

Польская Народная Республика

На волне вынужденной эмиграции, длившейся до начала 1970-х годов, Белосток покинуло до сотни человек еврейского происхождения. После марта 1968 года конец еврейского мира обсуждался применительно ко всей Польше, но в этом городе это было ясно видно.

Из данных, которые ей удалось собрать в архивах Института национальной памяти в последующие годы, следует, что к концу 1968 года в Белостоке было выдано десять разрешений на поездку в Израиль. В следующем году такое согласие получили 58 человек, а в 1970 году только 25. В этой группе было 3 члена Польской объединенной рабочей партии и 32 беспартийных, 17 представителей интеллигенции и 18 рабочих, 5 человек с высшим образованием., 11 со средним образованием и 19 с начальным образованием. Получить точные данные об эмиграции евреев из Белостока сложно, поскольку после мартовских событий в официальных документах еврейская национальность не упоминалась, здесь почти не было еврейских учреждений, которые вели бы такой учет, и многие люди «отказались» от своего еврейства., например после войны не вернулся к своей идентичности, вытесняя ее или сознательно принимая такие решения.

Первый политически мотивированный запрос о признании еврейской национальности и разрешении на поездку в Израиль »для борьбы с арабами "был отправлен в соответствующие органы 8 июня 1967 года студентом инженерной школы Витольда Ззера. Значительная часть послемиграционной эмиграции Белостока не достигла Израиля. Они выбрали Швецию, Данию или Францию ​​, а также Австралию и США.

В начале 1970-х годов в Белостокском воеводстве насчитывалось около 60 человек еврейского происхождения, подавляющее большинство из которых были в преклонном возрасте. Из более чем 40 000 белостокских евреев, проживавших в Белостоке до Второй мировой войны, около 6000 выжили. Около тысячи вернулись в Белосток после войны (включая репатриантов с Востока, для которых Белосток был остановкой в ​​пути), но значительная часть уехала немедленно, потому что от их довоенного мира ничего не осталось.

В связи с концом еврейского мира в Белостоке в 1970 году филиал Социально-культурной ассоциации евреев в Польше был ликвидирован, а его председатель Янкиель Остринский уехал в Данию. В начале 1971 года, в частности, кладбище "гетто" на улице Жабия прекратило свое существование. Были эксгумированы останки около 3500 евреев, чтобы построить жилые дома в Осидле Сенкевича.

Антисемитские действия на мартовской волне 1968 года в городе были слабыми, потому что после войны евреев было очень мало. в Белостоке, особенно на должностях - проф. Садовская вспоминает архивные материалы о Белостоке конца 1960-х годов. По большей части Белосток был населен иммигрантами, в основном сельскими, людьми, которые проявляли меньшую политическую активность и консервативность и неохотно участвовали в рискованных предприятиях. Гораздо более позднее событие, вторжение в Чехословакию, было гораздо более опытным в городе, потому что призрак войны больше волновал воображение жителей, чем неясные личные соревнования. Внутри ПОРП не было четкой игры, потому что местная партийная организация была слабой и страдала от нехватки кадров, а не от избытка людей с амбициями. Белостокский воеводский комитет ПОРП был исполнителем решения ЦК и никогда не проявлял особой активности.

Белостокский воеводский комитет ПОРП принял меры 2 марта в связи с протестами студентов в Варшаве.. Начали организовываться встречи с партийными активистами, учителями, милиционерами, встречи секретарей основных партийных организаций, директоров школ и заводов, профсоюзов и особенно основных партийных организаций в университетах, «чтобы узнать факты и интерпретировать их». После митинга 8 марта накал событий в столице повысился, но даже тогда в Белостоке не было большой напряженности, и KW оценил политическую ситуацию в провинции как «в основном благоприятную». 13 марта началась активная пропагандистская деятельность. В этот день газета Białostocka впервые написала о происшествиях в Варшаве, а власти начали организовывать массовые митинги и митинги протеста на рабочих местах и ​​в университетах, обычно заканчивающиеся принятием резолюции.

В области было принято около 300 таких постановлений, Владиславу Гомулке было отправлено 255 коллективных и много индивидуальных писем солидарности.

Окружение евреев Белостока также отреагировало на текущие события в своем постановлении. Возможно, на него было оказано какое-то прямое давление, но, скорее всего, эти люди по собственной инициативе выступили с заявлением, которое должно было защитить их от возможных нападок и обвинений.

В резолюции, принятой 18 марта на расширенном заседании, правление Белостокского отделения Социально-культурной ассоциации евреев в Польше, среди прочего, твердо заявил: «Гарантия еврейского существования в Польше - это только социализм ».

Это решение, вероятно, также было выпущено из страха. Были опасения, что война вернется, военные демоны Холокоста вернулись. Вероятно, болезненным для них в атмосфере охоты на ведьм был выпуск такого заявления, но, возможно, они думали, что таким образом защитят себя и других евреев. Они не позволят эскалации антиеврейских акций.

В Белостоке наиболее ощутимым местом мартовских аварий и их последствий стала Медицинская академия. Жертвой антисемитской чистки стал профессор Якуб Хлебовски, тогда руководитель 2-й клиники внутренних болезней Медицинской академии (в 1959-1962 годах ректор этого университета). Его хорошо знали и ценили в городе.

После кризиса 1968 года началась охота на евреев, которая заговорила о своих корнях. Это отношение, которое часто имело место во время Второй мировой войны среди, казалось бы, полонизированных евреев - когда они почувствовали чувство угнетения, в котором оказалась их нация, они почувствовали солидарность с другими евреями.

Якуб Хлебовский происходил из еврейской семьи Фридман, учился и работал в Вильнюсе в межвоенный период. Он провел войну в глубине СССР, где работал врачом и был председателем Союза польских патриотов в Красноярске. Он вернулся в Польшу в апреле 1945 года, а затем, вероятно, сменил имя на Хлебовски. Он работает в Белостоке с 1951 года. В марте 1968 года ему указали на произраильские и проамериканские заявления. Обосновывая вредное воздействие на студенческую молодежь, ректор Людвик Комчинский обратился с просьбой снять его с должности руководителя клиники. В конце концов он уехал в Израиль, где вскоре умер в результате несчастного случая; возможно, это было самоубийство.

В 1968 году профессор Януш Лесиньский, глава дерматологической клиники, также потерял работу в AMB на волне антиеврейских чисток. Он был одним из организаторов дерматологического лечения в области, проводил исследования венерических заболеваний.

В марте 1969 г. СБ задержало в Белостоке Марека Трокенхайма, бывшего студента Варшавского университета, который «готовясь к поездке в Израиль, подготовил с намерением депортировать во враждебные камеры материалы о прошлогодние мартовские события и проблемы еврейского национального меньшинства в ПРЛ ». В конце концов он уехал в Денемарк, был редактором стокгольмской газеты «Polish News» и вице-президентом Конгресса поляков в Швеции.

Среди тех, кто непосредственно повлиял на тогдашние антиеврейские чистки, была Соня Роговска, бывшая начальник отдела провинциального Управления общественной безопасности. В 1968 году ее исключили из ПОЗПР. Ее обвинили в поддержке агрессии Израиля и «враждебном отношении к нашему правительству и правительству СССР», а также в том, что она говорила о дискриминации евреев в Польше, защищала отстраненных от партии и позволяла своей дочери носить звездный значок Дэвид. В конце концов, в 1981 году она эмигрировала в Израиль.

В 1983 году снова отметили 40-летие восстания в гетто. Роль организатора сыграл вице-президент города Вацлав Осташевский, которого называли « пропагандист продолжения еврейских традиций в Белостоке ». На торжественную церемонию на Plac Bohaterów Getta прибыли представители городских властей, разведчики подняли почетный караул у мемориальной доски на месте кладбища гетто. Представители TSKŻ приехали с председателем Еврейского комитета Адамом Кватерко, Еврейского религиозного союза с Мозесом Финкельштейном, Государственного еврейского театра и редакции «Фолкс-Штиме», и больше всего участников боев: Шимона Датнера, Регина Войсковская, Марила Ружицкая, Марек Бух. Были выступления, переход в другие места, посвященные мученической смерти евреев, организованный Патриотическим движением национального возрождения, вечер в Белостокской филармонии.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте