История евреев в Амстердаме

редактировать

Амстердам исторически был центром голландской еврейской общины. продолжала существовать еврейская община последние 370 лет. Амстердам также известен под названием «Мокум», данным городу его еврейскими жителями («Мокум» на идиш означает «город», происходящее от иврита «маком», что буквально означает «место»). Хотя Холокост глубоко повлиял на еврейскую общину, убив около 80% из примерно 80 000 евреев, которые в настоящее время находятся в Амстердаме, с тех пор общине удалось восстановить яркую и живую еврейскую жизнь для своих примерно 15 000 нынешних членов.. Бывший мэр Амстердама, Джоб Коэн - еврей. Коэн занял второе место в номинации мэр мира в 2006 году.

Содержание
  • 1 Маррано и сефардские евреи
  • 2 Ашкенази
  • 3 Холокост
  • 4 Хейдер
  • 5 Еврейская община в 21 веке
    • 5.1 Современные синагоги
    • 5.2 Кашрут в Амстердаме
    • 5.3 Еврейская культура
    • 5.4 Еврейские кладбища
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Маррано и сефардские евреи

Постоянная еврейская жизнь в Амстердаме началась с прибытием карманов маррано и сефардских евреев в конце 16 - начале 17 века; их первым главным раввином был раввин Ури Леви. Многие сефарды (евреи с Пиренейского полуострова) были изгнаны из Испании в 1492 году после падения мусульманской Гранады. Те, кто переехал в Португалию, были вынуждены уехать в 1497 году, где им был предоставлен выбор между обращением в католицизм или смертной казнью на основании ереси.

С 1497 года другие оставались на Пиренейском полуострове, тайно исповедуя иудаизм в своих домах. Новые независимые голландские провинции предоставили этим криптоевреям идеальную возможность восстановить себя и открыто исповедовать свою религию, и они мигрировали, в первую очередь в Амстердам. В совокупности они принесли экономический рост и влияние в город, поскольку они создали международный торговый центр в Амстердаме в 17 веке, так называемом Золотом веке Голландии. Возможно, наиболее ярким примером сефардских евреев в Амстердаме является семья Куриэль, а именно Жеромино Нуньес да Коста (псевдоним Моисей Куриэль ), сын Якоба Куриэля. Куриэль внес наибольший финансовый вклад в строительство португальской синагоги в Амстердаме.

В 1593 году евреи Маррано прибыли в Амстердам после того, как им было отказано в допуске в Мидделбург. и Харлем. Эти евреи конверсо происхождения были крупными торговцами и людьми с большими способностями. Можно сказать, что их опыт внес существенный вклад в процветание Нидерландов. Они стали энергичными сторонниками соперника Дома Оранж, а взамен получили защиту от Штадхолдера. В это время торговля в Голландии росла; наступил период развития, особенно для Амстердама, куда евреи возили свои товары и откуда они поддерживали свои отношения с иностранными землями. Совершенно новый для Нидерландов, они также поддерживали связи с Левантом, Марокко и Карибскими Антильскими островами.

Формальная независимость от Испании Республики семи объединенных провинций (1581 г.) теоретически открыла двери для публичной практики иудаизма. Однако только в 1603 году состоялось собрание, получившее разрешение города. Три первоначальных общины, образовавшиеся в первые два десятилетия 17 века, объединились в 1639 году и образовали единую сефардскую общину.

Ашкенази

Первыми ашкеназами, прибывшими в Амстердам, были беженцы из Хмельницкого восстания в Польше и Тридцатилетняя война. Вскоре их число увеличилось, и в конце XVII века их число превысило количество сефардских евреев; к 1674 году в Амстердаме проживало около 5000 евреев-ашкенази, а 2500 евреев-сефардов называли Амстердам своим домом. Многие из новых иммигрантов-ашкенази были бедными, в отличие от своих относительно богатых сефардских единоверцев. Им разрешили въезжать в Амстердам только из-за обещанной им финансовой помощи и других гарантий, данных городскому совету Амстердама сефардской общиной, несмотря на религиозные и культурные различия между идиш ашкенази и Португальские сефарды.

Статуя Анны Франк работы Мари Андриссен за пределами Вестеркерка в Амстердаме.

Только в 1671 году большая община ашкенази открыла свою собственную синагога, Большая синагога, стоявшая напротив сефардской синагоги Эснога. Вскоре после этого было построено несколько других синагог, среди которых Оббене Шул (1685–1686), Дритт Шул (1700) и Нейе Шул (1752, также известная как Новая синагога). В течение долгого времени сообщество ашкенази было сосредоточено на Центральной и Восточной Европе, регионе, откуда происходило большинство голландских ашкенази. Раввины, канторы и учителя были родом из Польши и Германии. Вплоть до XIX века большинство евреев-ашкенази говорили на идиш с некоторым голландским влиянием. Тем временем сообщество росло и процветало. В конце 18 века община ашкенази, насчитывающая 20 000 человек, была одной из крупнейших в Западной и Центральной Европе.

Холокост

Оккупация Амстердама нацистской Германией началась 10 мая 1940 года.

В Амстердаме, крупнейшем городе Голландии, проживало примерно 75–80 000 евреев, примерно 53–57% еврейского населения страны. Среди них была Анна Франк.

Примерно 25–35 000 голландских евреев были беженцами. но большинство из них были не в Амстердаме.

Хотя менее 10 процентов населения Амстердама составляли евреи, были два, казалось бы, противоречивых результата:

  • всеобщая забастовка против массовых арестов евреев нацистами
  • около 75-80% еврейского населения было депортировано и убито.

Часть нацистского плана включала объединение еврейского населения Голландии в Амстердам до «окончательного решения».

Канадские войска освободили Амстердам в весна 1945 года.

Хейдер
Принцесса Маргрит открывает Хейдер с Артуром Джудой Коэном

В 1964 году Адже Коэн начал еврейские классы с пятью детьми в своем доме. Это превратилось в ортодоксальную еврейскую школу (ешиву ), которая обеспечивает образование для детей от детского сада до средней школы. Многие ортодоксальные семьи покинули бы Нидерланды, если бы не существование хейдера: мальчики и девочки учатся раздельно, как того требует ортодоксальный иудаизм, и в образовании больше внимания уделяется религиозным потребностям. К 1993 году Cheider вырос до более чем 230 учеников и 60 сотрудников. Cheider переехал в свое нынешнее здание на Zeeland Street в Амстердаме Buitenveldert. На открытии присутствовали многие известные голландские деятели, наиболее примечательными из которых были принцесса Маргрит, открывшая новое здание.

Еврейская община в 21 веке

Большинство еврейской общины Амстердама (за исключением прогрессивных и сефардских общин) входит в состав Ашкенази Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap. Эти общины вместе образуют Nederlands-Israëlietische Hoofdsynagoge (NIHS) (голландское сокращение от еврейской общины Амстердама). Около 3000 евреев формально являются членами NIHS. Движение Прогрессивное движение в настоящее время насчитывает около 1700 еврейских членов в Амстердаме, связанных с Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom. Меньшие еврейские общины включают сефардские португальцы-Israëlitisch Kerkgenootschap (270 семей в Амстердаме и за его пределами) и Бейт-ха-Чидуш, общину из примерно 200 членов и «друзей», связанных с Еврейское обновление и Реконструктивистский иудаизм. Также существует несколько независимых синагог. Глянцевый Joods Jaarboek («Еврейский ежегодник») находится в Амстердаме, а также издается еженедельная голландская еврейская газета: Nieuw Israëlitisch Weekblad.

Современные синагоги

Театр Тушинского, основан польско-еврейско-голландским бизнесменом Авраамом Исеком Тушинским

В Амстердаме действуют действующие синагоги по следующим адресам.

Ашкенази
Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap (Современный православный ; православный )
  • Герард Доустраат 238 ([нл ]) (община Тесженгат Израиль)
  • [nl ] 26 (Kehillas Ja'akov)
  • Jacob Obrechtplein / Heinzestraat 3 (синагога называется [nl ])
  • Lekstraat 61 ([nl ], построенная в 1937 году; Charedi )
  • Nieuwe Kerkstraat 149 (называемый Russische sjoel или русский шул)
  • Vasco da Gamastraat 19 (названный Западной синагогой из-за ее расположения на западе Амстердама)
  • Также есть синагога в еврейском доме престарелых Бет Шалом
Прогрессивный
Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom (Прогрессивный )
  • Jacob Soetendorpstraat 8
Reconstructionist
Beit Ha'Chidush (Еврейское обновление / Реконструктивистский иудаизм / Либеральный иудаизм )
  • Nieuwe Uilenburgerstraat 91 (называемый [nl ])
сефардским
Portugees-Israëlitisch Kerkgenootschap (Сефардский иудаизм )

Кашрут в Амстердаме

В ресторанах и магазинах Амстердама есть кошерная еда. Кошерную еду можно отведать в ресторане Ha-Carmel и в известном магазине сэндвичей Sal-Meijer.

Еврейская культура

Исторический музей Йуда

Исторический музей Йуда центр еврейской культуры в Амстердаме. Другие еврейские культурные мероприятия включают международный фестиваль еврейской музыки (Международный еврейский музыкальный фестиваль) и кинофестиваль Джудс (фестиваль еврейского кино).

В Доме Анны Франк проходит постоянная выставка, посвященная истории Анна Франк.

Еврейские кладбища

Поле A-7 Еврейского кладбища в Димене, которое видно из поездов, отправляющихся из Амстердама с востока.

На территории существует шесть еврейских кладбищ. Амстердам и его окрестности, три православных ашкенази (связанных с НИК ), двое связаны с прогрессивным сообществом и один сефард. Кладбище ашкенази в Муйдерберг до сих пор часто используется ортодоксальной еврейской общиной. Православное кладбище ашкенази в Зебург, основанное в 1714 году, было местом захоронения около 100000 евреев в период с 1714 по 1942 год. После того, как часть земли кладбища была продана в 1956 году, многие могилы были перевезены в православные ашкенази. Еврейское кладбище около Димена (тоже используется, но реже, чем в Муйдерберге). Рядом с городком Аудеркерк-ан-де-Амстел находится сефардское кладбище Бет-Хаим, на котором находятся могилы примерно 28000 сефардских евреев. Два прогрессивных кладбища, одно в Хофддорпе (основано в 1937 году) и одно в Амстелвин (основано в 2002 году), используются большим прогрессивным сообществом.

Авраам Блотелинг в честь Якоба ван Рейсдала, Begraef-plaets der Joden, buyten Amsteldam (Еврейское кладбище недалеко от Амстердама), 1670, офорт на бумаге; размер листа: 20,8 x 27,8 см (8 3/16 x 10 15/16 дюйма). Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, Фонд Айлсы Меллон Брюс, 1999. 64.1

.

См. Также
Ссылки
Источники
Эта статья включает текст из Мемориального музея Холокоста США и была выпущена в рамках GFDL.
Дополнительная литература
  • Бергер, Шломо. «Восточноевропейские евреи в Амстердаме: исторические и литературные анекдоты». Еврейские дела в Восточной Европе 33.2 (2003): 113–120. охватывает 1630–1952 гг.
  • Бодиан, Мириам. Евреи португальской нации: разговоры и община в Амстердаме раннего Нового времени (1997), 219 стр., Охватывают период с 1600 по 1699 год.
  • Хофмистер, Карин. Еврейские рабочие и рабочее движение: сравнительное исследование Амстердама, Лондона и Парижа, 1870-1914 (2004).
  • Израиль, Джонатан I. «Экономический вклад голландских сефардских евреев в золотой век Голландии, 1595 г. -1713. " Tijdschrift voor geschiedenis 96.4 (1983): 505–535. на английском языке.
  • Каплан, Йосеф. «Еврейские общины Кюрасао и Амстердама в 17-м и 18-м веках». American Jewish History 72.2 (1982): 193–211.
  • Klooster, Wim. «Сообщества портовых евреев и их контакты в голландском Атлантическом мире». Еврейская история 20.2 (2006): 129–145.
  • Лейдесдорф, Сельма; и Фрэнк Хени. Мы жили достойно: Еврейский пролетариат Амстердама, 1900-1940 (1995), 278 стр.
  • Надлер, Стивен М. «Отлучение Спинозы: проблемы и терпимость в« голландском Иерусалиме »». Шофар: междисциплинарный журнал еврейских исследований 19.4 (2001): 40-52.
  • Зонненберг-Штерн, Карина. Эмансипация и бедность: евреи-ашкенази Амстердама, 1796-1850 (2000) 236 стр.
  • Зингер, Исидор и Сайрус Адлер, ред. (1916). Еврейская энциклопедия. Стр. 536–45. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка ) CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Снайдер, Саския Коэнен. "Повествование отсутствия: монументальная архитектура синагоги в Амстердаме конца девятнадцатого века ». Jewish History 25.1 (2011): 43–67.
  • Сатклифф, Адам.« Самобытность, пространство и межкультурный контакт в городском переулке: сефардские границы общины в Амстердаме и Лондоне раннего Нового времени. "Еврейская культура и история, 7.1-2 (2004): 93-108.
  • Таммес, Питер". 'Hack, pack, sack': профессиональная структура, статус и мобильность евреев в Амстердаме 1851–1941 гг. "Journal of Interdisciplinary History 43.1 (2012): 1-26. https://doi.org/10.1162/JINH_a_00336
  • Tammes Peter." Смешанные браки между евреями и язычниками в до -war Amsterdam. »History of the Family 15.3 (2010): 298–315. https://doi.org/10.1016/j.hisfam.2010.05.003
  • Таммес, Питер.« Сегрегация евреев по месту жительства. в Амстердаме накануне Холокоста ». Преемственность и перемены 26.2 (2011 г.): 243–270. https://doi.org/10.1017/S0268416011000129
  • Таммес, Питер. «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама». Европейский журнал населения 33,3 (2017): 293–318. https://doi.org/10.1007/s10680-016-9403-3
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с иудаизмом в Амстердаме.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте