Амстердам исторически был центром голландской еврейской общины. продолжала существовать еврейская община последние 370 лет. Амстердам также известен под названием «Мокум», данным городу его еврейскими жителями («Мокум» на идиш означает «город», происходящее от иврита «маком», что буквально означает «место»). Хотя Холокост глубоко повлиял на еврейскую общину, убив около 80% из примерно 80 000 евреев, которые в настоящее время находятся в Амстердаме, с тех пор общине удалось восстановить яркую и живую еврейскую жизнь для своих примерно 15 000 нынешних членов.. Бывший мэр Амстердама, Джоб Коэн - еврей. Коэн занял второе место в номинации мэр мира в 2006 году.
Постоянная еврейская жизнь в Амстердаме началась с прибытием карманов маррано и сефардских евреев в конце 16 - начале 17 века; их первым главным раввином был раввин Ури Леви. Многие сефарды (евреи с Пиренейского полуострова) были изгнаны из Испании в 1492 году после падения мусульманской Гранады. Те, кто переехал в Португалию, были вынуждены уехать в 1497 году, где им был предоставлен выбор между обращением в католицизм или смертной казнью на основании ереси.
С 1497 года другие оставались на Пиренейском полуострове, тайно исповедуя иудаизм в своих домах. Новые независимые голландские провинции предоставили этим криптоевреям идеальную возможность восстановить себя и открыто исповедовать свою религию, и они мигрировали, в первую очередь в Амстердам. В совокупности они принесли экономический рост и влияние в город, поскольку они создали международный торговый центр в Амстердаме в 17 веке, так называемом Золотом веке Голландии. Возможно, наиболее ярким примером сефардских евреев в Амстердаме является семья Куриэль, а именно Жеромино Нуньес да Коста (псевдоним Моисей Куриэль ), сын Якоба Куриэля. Куриэль внес наибольший финансовый вклад в строительство португальской синагоги в Амстердаме.
В 1593 году евреи Маррано прибыли в Амстердам после того, как им было отказано в допуске в Мидделбург. и Харлем. Эти евреи конверсо происхождения были крупными торговцами и людьми с большими способностями. Можно сказать, что их опыт внес существенный вклад в процветание Нидерландов. Они стали энергичными сторонниками соперника Дома Оранж, а взамен получили защиту от Штадхолдера. В это время торговля в Голландии росла; наступил период развития, особенно для Амстердама, куда евреи возили свои товары и откуда они поддерживали свои отношения с иностранными землями. Совершенно новый для Нидерландов, они также поддерживали связи с Левантом, Марокко и Карибскими Антильскими островами.
Формальная независимость от Испании Республики семи объединенных провинций (1581 г.) теоретически открыла двери для публичной практики иудаизма. Однако только в 1603 году состоялось собрание, получившее разрешение города. Три первоначальных общины, образовавшиеся в первые два десятилетия 17 века, объединились в 1639 году и образовали единую сефардскую общину.
Первыми ашкеназами, прибывшими в Амстердам, были беженцы из Хмельницкого восстания в Польше и Тридцатилетняя война. Вскоре их число увеличилось, и в конце XVII века их число превысило количество сефардских евреев; к 1674 году в Амстердаме проживало около 5000 евреев-ашкенази, а 2500 евреев-сефардов называли Амстердам своим домом. Многие из новых иммигрантов-ашкенази были бедными, в отличие от своих относительно богатых сефардских единоверцев. Им разрешили въезжать в Амстердам только из-за обещанной им финансовой помощи и других гарантий, данных городскому совету Амстердама сефардской общиной, несмотря на религиозные и культурные различия между идиш ашкенази и Португальские сефарды.
Статуя Анны Франк работы Мари Андриссен за пределами Вестеркерка в Амстердаме.Только в 1671 году большая община ашкенази открыла свою собственную синагога, Большая синагога, стоявшая напротив сефардской синагоги Эснога. Вскоре после этого было построено несколько других синагог, среди которых Оббене Шул (1685–1686), Дритт Шул (1700) и Нейе Шул (1752, также известная как Новая синагога). В течение долгого времени сообщество ашкенази было сосредоточено на Центральной и Восточной Европе, регионе, откуда происходило большинство голландских ашкенази. Раввины, канторы и учителя были родом из Польши и Германии. Вплоть до XIX века большинство евреев-ашкенази говорили на идиш с некоторым голландским влиянием. Тем временем сообщество росло и процветало. В конце 18 века община ашкенази, насчитывающая 20 000 человек, была одной из крупнейших в Западной и Центральной Европе.
Оккупация Амстердама нацистской Германией началась 10 мая 1940 года.
В Амстердаме, крупнейшем городе Голландии, проживало примерно 75–80 000 евреев, примерно 53–57% еврейского населения страны. Среди них была Анна Франк.
Примерно 25–35 000 голландских евреев были беженцами. но большинство из них были не в Амстердаме.
Хотя менее 10 процентов населения Амстердама составляли евреи, были два, казалось бы, противоречивых результата:
Часть нацистского плана включала объединение еврейского населения Голландии в Амстердам до «окончательного решения».
Канадские войска освободили Амстердам в весна 1945 года.
В 1964 году Адже Коэн начал еврейские классы с пятью детьми в своем доме. Это превратилось в ортодоксальную еврейскую школу (ешиву ), которая обеспечивает образование для детей от детского сада до средней школы. Многие ортодоксальные семьи покинули бы Нидерланды, если бы не существование хейдера: мальчики и девочки учатся раздельно, как того требует ортодоксальный иудаизм, и в образовании больше внимания уделяется религиозным потребностям. К 1993 году Cheider вырос до более чем 230 учеников и 60 сотрудников. Cheider переехал в свое нынешнее здание на Zeeland Street в Амстердаме Buitenveldert. На открытии присутствовали многие известные голландские деятели, наиболее примечательными из которых были принцесса Маргрит, открывшая новое здание.
Большинство еврейской общины Амстердама (за исключением прогрессивных и сефардских общин) входит в состав Ашкенази Nederlands Israëlitisch Kerkgenootschap. Эти общины вместе образуют Nederlands-Israëlietische Hoofdsynagoge (NIHS) (голландское сокращение от еврейской общины Амстердама). Около 3000 евреев формально являются членами NIHS. Движение Прогрессивное движение в настоящее время насчитывает около 1700 еврейских членов в Амстердаме, связанных с Nederlands Verbond voor Progressief Jodendom. Меньшие еврейские общины включают сефардские португальцы-Israëlitisch Kerkgenootschap (270 семей в Амстердаме и за его пределами) и Бейт-ха-Чидуш, общину из примерно 200 членов и «друзей», связанных с Еврейское обновление и Реконструктивистский иудаизм. Также существует несколько независимых синагог. Глянцевый Joods Jaarboek («Еврейский ежегодник») находится в Амстердаме, а также издается еженедельная голландская еврейская газета: Nieuw Israëlitisch Weekblad.
В Амстердаме действуют действующие синагоги по следующим адресам.
В ресторанах и магазинах Амстердама есть кошерная еда. Кошерную еду можно отведать в ресторане Ha-Carmel и в известном магазине сэндвичей Sal-Meijer.
Исторический музей Йуда центр еврейской культуры в Амстердаме. Другие еврейские культурные мероприятия включают международный фестиваль еврейской музыки (Международный еврейский музыкальный фестиваль) и кинофестиваль Джудс (фестиваль еврейского кино).
В Доме Анны Франк проходит постоянная выставка, посвященная истории Анна Франк.
На территории существует шесть еврейских кладбищ. Амстердам и его окрестности, три православных ашкенази (связанных с НИК ), двое связаны с прогрессивным сообществом и один сефард. Кладбище ашкенази в Муйдерберг до сих пор часто используется ортодоксальной еврейской общиной. Православное кладбище ашкенази в Зебург, основанное в 1714 году, было местом захоронения около 100000 евреев в период с 1714 по 1942 год. После того, как часть земли кладбища была продана в 1956 году, многие могилы были перевезены в православные ашкенази. Еврейское кладбище около Димена (тоже используется, но реже, чем в Муйдерберге). Рядом с городком Аудеркерк-ан-де-Амстел находится сефардское кладбище Бет-Хаим, на котором находятся могилы примерно 28000 сефардских евреев. Два прогрессивных кладбища, одно в Хофддорпе (основано в 1937 году) и одно в Амстелвин (основано в 2002 году), используются большим прогрессивным сообществом.
Авраам Блотелинг в честь Якоба ван Рейсдала, Begraef-plaets der Joden, buyten Amsteldam (Еврейское кладбище недалеко от Амстердама), 1670, офорт на бумаге; размер листа: 20,8 x 27,8 см (8 3/16 x 10 15/16 дюйма). Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, Фонд Айлсы Меллон Брюс, 1999. 64.1.
На Wikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с иудаизмом в Амстердаме. |