История евреев в Лодзи

редактировать

История евреев в Лодзи началась в конце 18 века, когда первые евреи прибыли в Община росла и стала одной из крупнейших еврейских общин в Европе. Во время Холокоста еврейское население города было сосредоточено в северном районе города Балуты, где было создано нацистское гетто. Община насчитывает несколько сотен человек, ее штаб-квартира находится на улице Поморской, 18 в городе.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Первая мировая война
    • 1.2 Вторая Польская Республика
    • 1.3 Вторая мировая война и холокост
      • 1.3.1 Лодзинское гетто
    • 1.4 Польская Народная Республика
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки
История
Синагога Alte Szil на улице Вольборска

Начало еврейских поселений в Лодзи восходит к 18 веку, периоду падения Речи Посполитой. У города не было привилегии de non толерантных иудеев. Первыми известными еврейскими жителями города были Даниэль Лайзерович, пекарь и Абрам Левкович, портной . Оба они жили в Лодзи уже в 1785 году. В 1791 году здесь поселился Мосек, он же Мойнеш Принц из Лютомерска. Первыми богатыми и образованными евреями, жившими в Лодзи, были: Пинкус Зайдлер, который приехал из Пшедбужа в 1795 году, Пинкус Зоненберг, прибывший в 1797 году из Ленчицы, и Левек Хебер, который приехал в Лодзь в 1801 году из Лютомерска. Все они играли важную роль, выполняя функции сменяющих друг друга членов еврейской общины.

Приток евреев в город был небольшим до второго раздела Польши в 1793 году. Из 190 жителей только 11 были евреями. Несомненно, на это повлиял характер города; это все еще была так называемая типичная сельскохозяйственная деревня, не очень привлекательная для приезжих. Тот факт, что Лодзь была собственностью епископа до второго раздела Польши, также имел большое значение для еврейского поселения; только в период 1796–1798 гг. он стал правительственным городом.

Суккот в еврейском общинном центре

В 1818-1817 годах евреи Лодзи составляли около трети жителей города, и большинство из них были бедными. В 1825 году немецкие специалисты были приглашены в Лодзь, чтобы помочь индустриализировать город. Немцы подписали договор под названием «Загирезский договор», который включал ограничения в отношении евреев. Евреи должны были жить на южных окраинах города и переехать в еврейский квартал в течение двух лет, за исключением двух семей, получивших разрешение жить в другой части города. Эта территория охватывала южную сторону Старой рыночной площади, улиц Вольборска и Поджечна до реки Лодка. Площадь Еврейского квартала расширялась несколько раз: в 1841 году была включена вся Староместская площадь, улицы Вольборска, Поджечна и Древновска, а в 1861 году - до южной и западной части Костельнской площади, Францишканской и Пулноцны. Улицы.

Ханука церемония зажигания свечей в Дворце Израэля Познанского от раввина

Хотя этот запрет распространялся только на Згеж, власти создавали заводские поселения: Нове Място и Лодка, они последовали их примеру по Згежскому соглашению, поэтому поселившиеся здесь ремесленники, подавляющее большинство из которых были немцами, решили, что запрет еврейского поселения также распространяется на эту территорию. Неохотно относясь к евреям, ткачи и ремесленники Лодзи решили, что первый еврейский житель Нове Място остался только в конце 1833 года, Людвик Мамрот, богатый купец и член Калиша, который получил разрешение от правительственных властей на создание пряжи. склад здесь. Следующими еврейскими предпринимателями, которым в период до 1848 года было разрешено жить в Нове Място или открыть магазин или склад пряжи, были: Давид Ланде из Калиша, Хаим Тыкоцинер из Варшавы, Шмуль Зальцман и Якуб Тынски. Всего до 1848 года здесь проживало всего 8 еврейских семей. Прорыв произошел после публикации в сентябре 1848 г. закона, который определенно смягчил ограничения указа 1825 г., среди прочего, он снизил вдвое стоимость имущества, требуемого от кандидатов, желающих жить за пределами округа (ранее 20 000 злотых). 58>

В 1836 году евреи начали принимать активное участие в экономике города. Кроме того, в этом году в город приехали образованные евреи, которые боролись за демонтаж гетто и сумели жить в другой части города индивидуально, используя различные уловки. В 1840 году власти поняли, что границы еврейского квартала должны быть расширены, так как число еврейских жителей в городе достигло более 1350, но этот план не был одобрен. Евреи обратились к российскому уполномоченному и попросили официального разрешения на «ретроспективные права», одобрение было дано через 20 лет, когда в городе уже проживало около 5 500 евреев. Несмотря на одобрение и расширение района, место по-прежнему было многолюдным, и муниципалитет не разрешал евреям селиться в городе, изгоняя евреев, которые не были постоянными.

Синагога на улице Поморской, 18

Конец и различные ограничения для евреев были в 1862 году с началом реформы, инициированной князем Велоповским, либеральной конституции - освобождения всех жителей Польши, а затем и гетто. был также отменен, и евреи были освобождены от договора Циглера и немецкого Хранителя. В начале реформы поляки и немцы бойкотировали евреев, которые снимали дома и выселяли их из общего колодца, но позже поняли, что сотрудничество с евреями было для них экономически выгодным. Евреи жили в основном в центре Лодзи, где также был еврейский характер. Евреи, жившие далеко от центра Лодзи, были больше связаны с немцами и поляками. После того как гетто было упразднено, среди евреев произошли большие перемены. Исчезли старые деревянные дома, а на их месте построили великолепные каменные дома. Вдобавок образованные и купцы перебрались на более дальние улицы и основали отраслевую торговлю. В этот период шли войны между старым и новым между образованными и хасидами. В 1870 г. в Лодзи было около 10 000 евреев, а в 1897 г. - около 98 000 евреев. В 1809 году была основана первая синагога, а в 1811 году была куплена земля для еврейского кладбища, и таким образом еврейская община города стала независимой общиной, независимой от общин вокруг нее. Евреи внесли большой вклад в экономику города.

Первая мировая война

Большая синагога в городе

Первая мировая война вызвала резкое сокращение количества евреев в Лодзи еще до того, как немцы оккупировали город. С начала Первой мировой войны до завоевания города 6 декабря 1914 года город покинули около 50 000 евреев. Их число снизилось с 200 000 евреев накануне войны до менее 150 000. Евреи, бежавшие из города из-за боязни быть оккупированными немцами, устремились на восток или в окрестные деревни. С началом войны промышленное производство сильно сократилось. Был застой в торговле и на финансовом рынке. Занятость рабочих, в том числе еврейских рабочих, резко упала. Чтобы справиться с голодом, заболеваемостью и смертностью в результате войны, община начала операции по взаимопомощи. С помощью «Джойнта» были созданы производственные и потребительские кооперативы, расширилась деятельность благотворительных организаций.

Вторая Польская Республика

Между двумя мировыми войнами Лодзинская община была активна не только в области образования, но и в более широкой сфере культуры и различных идеологических движений: книги издавались в Иврит и идиш, в основном в области раввинской литературы, комментариев и хасидизма, а также в файлах поэзии и прозы. Самый известный поэт Лодзи был Ицхак Каценельсон, который жил в Лодзи с 1896 по 1939 год, когда он бежал из города. Он основал Еврейский театр Габима в Лодзи. В 1939 году, с началом Второй мировой войны, он бежал в Варшаву. Он посвятил себя литературной деятельности в Варшавском гетто и даже руководил драматической труппой в гетто. В 1943 году его отправили в лагерь для заключенных Vital во Франции, а оттуда в Освенцим, где он был убит. Кроме того, в Лодзи выходили ежедневные газеты, еженедельные журналы и периодические издания на идише и иврите.

Вторая мировая война и холокост

Лодзинское гетто

Евреи чистят и ремонтируют одежду, спасенную в Хелмно для перераспределения среди фольксдойче в соответствии со строжайшим секретом августа Откровенный меморандум. желтый значок был удален.

Гетто было официально разграничено 8 февраля 1940 года, оно было первым, построенным нацистами и последним разрушенным. Его площадь составляла менее 4 квадратных километров, на большинстве улиц не было канализации. Чтобы ускорить переход в нацистское гетто, 1 марта был проведен погром, в ходе которого было убито много евреев, а 30 апреля гетто было закрыто для 164 000 евреев. Жители гетто страдали от голода, и вскоре жители остались без средств к существованию, что привело к демонстрациям и беспорядкам, ситуация несколько улучшилась после создания производственных предприятий для нужд Германии. В августе 1942 года на 91 фабрике гетто работало около 78 000 рабочих. Около 15000 человек были отправлены в трудовые лагеря, лишь немногие вернулись, и в течение многих лет были периоды, когда немцы привозили в гетто остатки из разных общин, что увеличивало количество жителей, страдающих от голода, перенаселенности и санитарных условий, которые вызывали эпидемии, тиф и туберкулез. и Румковский создал сеть, предназначенную для удовлетворения потребностей населения в период с 1940 по 1942 год, возглавил 7 больниц, пять аптек, отдел образования с 47 школами, отдел питания, отдел социального обеспечения, дома престарелых, общежития, суды и тюрьмы. и т.д. Еврейская полиция поддерживала порядок в гетто, но передала депортации и вербовку на принудительные работы и даже конфисковала еврейскую собственность, некоторые выступали против Румковского.

Польская Народная Республика

Бывший офис и квартира Зева Вава Морейно, 78 Zachodnia в Лодзи Текущий офис правления еврейской общины Лодзи на улице Поморска 18

В первые годы после Второй мировой войны, когда Варшава еще не была восстановлена ​​из руин, Лодзь фактически служила столицей Польши из-за своего центрального расположения в Польше и из-за того, что сам город по сравнению с Варшавой, не был разрушен. Поэтому в 1945–1948 годах польские власти и их центральные учреждения находились в Лодзи. По той же причине еврейская община в Лодзи была чрезвычайно важна в Польше как в количественном, так и в организационном и институциональном отношении.

Из-за этого вызова был создан Лодзинский еврейский комитет. Его основная роль заключалась в реабилитации Шерит ха-Плетах, включая жилье, одежду, питание, работу, медицинскую помощь, помощь в поиске родственников и воссоединение семей. Основным источником помощи была «Джойнт», возобновившая свою деятельность в Польше в сентябре 1946 года, и ТАЗ. Примерно в то же время организация ОРТ возобновила свою деятельность в Польше. Масштабы Холокоста и большое количество евреев, прибывших в Лодзь в течение нескольких месяцев после Холокоста, поставили перед комитетом множество сложных задач. Комитет также работал с детьми, почти все из которых были сиротами. Была возобновлена ​​деятельность приюта, и были предприняты усилия по выводу еврейских сирот, спрятавшихся в них во время Холокоста. После погрома в Кельце почти половина евреев Лодзи покинула Польшу. Оставшаяся еврейская община начала восстанавливаться: начали работать театр, две школы и около 20 газет и журналов на идиш, иврите и польском языках. В 1956–1957 годах город покинуло еще больше евреев, перебравшись в Израиль в рамках Гомулка алии (иврит : עליית גוֹמוּלְקָה). В 1969 году, после антиеврейской кампании 1968 года, люди еврейского происхождения снова покинули Лодзь.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:02:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте