За время своей независимой политической истории Бразилия имел семь конституций. Самая последняя была ратифицирована 5 октября 1988 г.
До обретения независимости 7 сентября 1822 года у Бразилии не было официальной конституции, поскольку Португалия приняла свою первую конституцию только 23 сентября 1822 года, через 16 дней после провозглашения независимости Бразилией. В 1823 году император Педро I начал политический процесс написания конституции.
Разработка первой Конституции Бразилии была довольно сложной, и связанная с этим борьба за власть вылилась в длительные волнения, которые преследовали страну почти два десятилетия. Два основных факта усугубили проблемы:
Первое обстоятельство означало, что, несмотря на сильную поддержку короны Принц Педро I от бразильских землевладельцев (так называемая «Бразильская партия»), следует принять во внимание мнение реинов (имя, которое затем было дано недавно иммигрантам из Португалии). Поскольку у каждой стороны были очень разные и разные цели, ни одна из них не могла преобладать, и требовался компромисс.
Были и дополнительные проблемы: Конституционная ассамблея была избрана для определения применимости португальских законов в Бразилии, а не для разработки новой конституции. В результате часть португальских депутатов отказалась от участия в нем. С другой стороны, либеральных бразильских депутатов преследовали: одних сослали, других посадили в тюрьмы. Таким образом, Конституционная ассамблея не заслушала заметного количества мнений и отразила бы цели «бразильской партии» в ущерб «португальской партии» и либералам.
По мере разработки проекта конституции стало ясно, что депутаты пытались установить конституцию, которая:
Император не хотел служить просто декоративным номинальным главой, а скорее защищал интересы португальских бизнесменов (которые были основной экономической базой Бразилии) и предотвращение дальнейшей передачи его власти парламенту.
В свете волны консерватизма, возглавляемой Священным союзом, император использовал свое влияние на бразильскую армию, чтобы распустить Конституционное собрание, которое стало известно как Ночь агонии. Затем он по собственному усмотрению издал конституцию, в которой исполнительная власть сосредоточивалась на самом императоре (в конечном итоге он был коронован как «конституционный император и вечный защитник Бразилии»).
Основываясь на Конституции Франции 1791 и Конституции Испании 1812 года, Конституция наделяла Скупщину статусом и властью. Он создал исполнительную, законодательную, судебную и регулирующую ветви власти в качестве «делегаций нации» с разделением этих полномочий, предусмотренных для обеспечения баланса в поддержку Конституции и закрепленных в ней прав.
Конституция 1824 г. была скорее менее парламентской, чем проект, подготовленный Учредительным собранием. Фактически, это был особый и уникальный режим: «президентская» монархия. Это никоим образом не означало, что бразильский монарх обладал прерогативами, напоминающими прерогативы тирана или диктатора. Индивидуальные гарантии свободы и достоинства человека включены в статьи Устава и соблюдаются. Император не будет действовать в сферах, закрепленных за законодательной и судебной властью, например, создавать законы или судить и выносить приговоры.
Несмотря на то, что она наделяла императора большей властью, чем ее предполагаемый предшественник, имперская конституция считалась очень прогрессивной для своего времени. Он считался более прогрессивным, чем несколько конституций, используемых европейскими либеральными державами.
Новая конституция, опубликованная 25 марта 1824 г., описывала существование четырех полномочий:
Император контролировал исполнительную власть, назначая членов Государственного совета, оказали влияние на Законодательное собрание, получив право вносить предложения и имея право распустить Палату депутатов (сенаторы заседали пожизненно, будучи индивидуально выбранными императором среди трех лучших кандидатов в данной провинции), а также оказали влияние на судебную власть, путем назначения (пожизненно) членов Высшего суда.
Эта конституция установила Бразильскую империю как унитарное государство (провинции имели небольшую автономию, если вообще имели). Поправка (Ato Adicional) от 12 августа 1834 года, принятая в период либеральных реформ, уполномочила провинции создавать свои собственные законодательные палаты, которые были уполномочены принимать законы по финансовым вопросам, создавать налоги и собственный корпус государственных служащих в соответствии с законом. глава исполнительной власти, назначаемый центральной властью; однако он был пересмотрен "интерпретирующим" законом от мая 1840 года, принятым в период консервативной реакции, который позволил центральной власти назначать судей и полицейских в провинции.
20 июля 1847 года Указ (номер 523) учредил должность премьер-министра с формальным названием «председатель Совета министров» (не путать с Государственным советом, десять членов которого заседали пожизненно и который в поздней Империи функционировал исключительно как советник императора). Назначенный императором, премьер-министр затем выбирал кабинет государственных секретарей или министров. Кабинету пришлось сохранить поддержку большинства в Генеральной Ассамблее. Акты императора недействительны без контрасигнатуры министра, ответственного за соответствующий вопрос. Таким образом, указ 1847 года превратил Бразильскую империю в стандартную конституционную монархию с парламентской системой.
. Право голоса было очень ограниченным, цензитарным и косвенным: ни один гражданин мужского пола, не являвшийся главой семьи и / или имел чистый годовой доход менее ста milréis, имел право голосовать на первичных выборах, на которых выбирались действительные избиратели, наделенные правом голоса в Палате депутатов и Сенате. В результате законодательные органы Бразилии имели решительный консервативный уклон. В сочетании с широко распространенными фальсификациями на выборах ни один премьер-министр, избранный Императором, который имел право распорядиться о роспуске Палаты депутатов и новых выборах в нее, ни разу не смог получить парламентское большинство на последующих выборах.
Конституция 1824 года, принятая от имени Святой Троицы, также установила католицизм как государственную религию, разрешив исповедовать другие религии только в частном порядке: некатолические культовые сооружения не могли выглядеть как религиозные сооружения снаружи. Он также исключил рабов из бразильского гражданства, распространив его на всех рожденных в Бразилии, которые были свободными или свободными.
15 ноября 1889 года император Педро II был свергнут, бразильская монархия упразднена, а Конституция 1824 года перестала действовать. Никакая предварительная конституция не использовалась, пока писался окончательный преемник. Процесс написания начался в 1889 году группой юристов и политиков, и текст был позже изменен Конституционным Конгрессом 24 февраля 1891 года.
В своей окончательной форме новая Конституция предназначалась для создания федеративного государства, в первую очередь для поощрения индивидуальных свобод, после основные принципы Конституции Соединенных Штатов, хотя и с принятием несколько иной (и несколько более централизованной) формы федерализма.
Основными чертами конституции были:
В 1930 году после серьезных политических проблем президент Вашингтон Луис был свергнут в результате государственного переворота. Конституция 1891 года была аннулирована, и временный президент Гетулио Варгас правил как де-факто личный диктатор, но государство высадило элиты (которые когда-либо контролировали бразильское государство). с момента обретения независимости) изо всех сил пытались предотвратить продолжение этого. В 1932 году в Сан-Паулу конституционная революция потребовала принятия конституции. В результате было избрано Конституционное собрание, и конституция была обнародована 16 июля 1934 года, через четыре года после государственного переворота, свергнувшего Старую республику. Варгас принял эту конституцию, чтобы узаконить свою власть.
Эта конституция была самой недолговечной Конституцией Бразилии, действовавшей всего три года (до 1937 года).
Несмотря на недолгий срок существования, эта конституция была важна, потому что это был первый раз, когда бразильская конституция была написана с нуля непосредственно избранными депутатами на многопартийных выборах. Вследствие этого он внес ряд улучшений в политическую, социальную и экономическую жизнь Бразилии:
В ночь на 10 ноября 1937 г. Варгас объявил в общенациональное радиообращение о том, что он захватил чрезвычайные полномочия под предлогом подавления государственного переворота коммунистов (так называемого Плано Коэна). В ту же ночь он обнародовал новую конституцию, которая фактически превратила его президентство в нога аль диктатуры (короткий интервал предполагает, что самоворот был спланирован заранее). Он был написан министром юстиции Франсиско Кампосом и вычитан Варгасом и его военным министром (командующий армией и военно-воздушными силами) Эурико Гаспар Дутра.
Новый документ был назван «Polaca», или Польской Конституцией, потому что он был вдохновлен польской апрельской Конституцией 1935 года. Он был предназначен для консолидации полномочий президента, в то время как существенно ограничивая полномочия и автономию Конгресса и судебной власти. Хотя он был явно диктаторским, он не был полностью тоталитарным и репрессивным. Он сохранил большинство социальных улучшений предыдущей конституции и добавил больше: право на образование, сохранение и руководящие принципы семейных прав, основанные на Гражданском кодексе 1917 года.
С другой стороны, однако, это была сильно сконцентрирована исполнительная власть:
Когда Варгас был за После ухода в отставку в 1945 году конституционным конгрессом, избранным прямым голосованием, была написана новая конституция.
Это была первая конституция Бразилии, которая обеспечила полную политическую свободу (даже Бразильская коммунистическая партия была узаконена, хотя и на короткое время), и последняя конституция, официально назвавшая страна Estados Unidos do Brazil (и написание названия страны изменится позже в том же году). Он также был первым с дополнительным «Актом о переходных мерах» (набор законов, которые вступили в силу до самой конституции и не могли быть изменены). Ключевыми пунктами этой конституции были:
Последние два станут главными проблемами этой конституции, поскольку они были склонны создавать и подпитывать и легитимность кризисы (поскольку президенты обычно избирались менее чем большинством голосов) и заговоры (поскольку вице-президент обычно был из другой партии).
После военного государственного переворота 1 апреля, 1964 контролеры нового режима сохранили конституцию 1946 года и пообещали восстановить демократию как можно скорее. Однако они этого не сделали и столкнулись с дилеммой, поскольку все основные меры, которые они принимали, были строго против нынешней конституции, включая сам переворот.
Так называемые «последовательно издаваемые военными президентами» на практике стояли выше Конституции и могли вносить в нее поправки. Даже в этих обстоятельствах первый военный президент, Умберто де Аленкар Каштелу Бранко, был привержен восстановлению гражданского правления в 1966 году. Однако большое количество военных и гражданских экстремистов считали, что военные должны оставаться у власти в течение несколько лет. Они также хотели принять более «правильные» законы для борьбы с подрывными лицами (всеми, кто выступает против режима).
Однако к 1965 году ситуация достигла невыносимой точки, когда кандидаты от оппозиции заняли пост губернатора Минас-Жерайс и Гуанабара. Каштелу Бранко отказался аннулировать результаты. Переворот удалось предотвратить только тогда, когда Каштелу Бранко согласился поддержать программу военной реформы. К этому времени военные решили отказаться от всяких претензий на демократию. Он также чувствовал, что конституция 1946 года «устарела», поскольку в ней не были предусмотрены «новые институты».
Новая конституция была написана группой юристов по заказу Каштелу Бранко и исправлена (по указанию самого Каштелу Бранку) министром юстиции, и принята в целом бразильским парламентом (уже очищены от большинства противников статус-кво ).
Основными особенностями новой Конституции были:
В 1969 году этот и без того строго авторитарный документ был широко изменен предварительным военная хунта и сделала еще более репрессивными. Поправку 1969 года иногда считают седьмой Конституцией, потому что она почти полностью переписала текст документа 1967 года. Новый текст конституции принес режиму некоторые дополнительные инструменты:
Однако с 1979 года конституция постепенно лишалась авторитарного характера. Этот процесс ускорился с возвращением гражданского правления в 1985 году, кульминацией которого стало принятие новой конституции в 1988 году.
Седьмая и действующая Конституция Бразилии была обнародована 5 октября 1988 года после двухлетнего процесса, в ходе которого она была написана с нуля Конституционным Конгрессом, избранным в 1986 году.
Это выглядит как реакция на период военной диктатуры, стремясь гарантировать все виды прав и ограничение возможности государства ограничивать свободу, наказывать правонарушения и регулировать жизнь человека. С другой стороны, он не предусматривал четких правил государственной реформы и сохранял в неизменном виде экономическое регулирование страны.
Среди новых конституционных гарантий - судебный запрет и habeas data (право человека иметь доступ к любым данным о нем, хранящимся в правительстве). Он также предполагал существование Кодекса защиты прав потребителей (который был принят в 1990 году), Кодекса законов о детях и молодежи (1990 год) и нового Гражданского кодекса (2002 год).
Это была первая конституция, требующая сурового наказания за нарушения гражданских свобод и прав. Соответственно, Бразилия позже приняла закон, согласно которому пропаганда предубеждений против любого меньшинства или этнической группы является преступлением, не подлежащим освобождению. Этот закон обеспечивал правовую защиту против тех, кто распространяет язык вражды (например, неонацисты ) или тех, кто не относится ко всем гражданам одинаково. Этот второй аспект помог инвалидам получить зарезервированный процент рабочих мест на государственной службе (а вскоре и во всех крупных компаниях), а чернокожим людям - добиваться компенсации за причиненный ущерб в суде.
Нарушая авторитарную логику Конституции 1967 года, он объявил неотъемлемыми преступлениями пытки и действия, направленные против демократического государства и конституционного строя, тем самым создавая конституционные механизмы для предотвращения переворотов. d'état любого рода.
Желая создать поистине демократическое государство, Конституция установила множество форм прямого участия населения помимо регулярного голосования, такие как плебисцит, Референдум и возможность предложения рядовых граждан новых законов. Примерами этих демократических механизмов были плебисцит 1993 года по вопросу о форме правления, где была подтверждена президентская система, и референдум 2005 года о запрещении продажи огнестрельного оружия и боеприпасов.
Упоминание Бога в преамбуле Конституции (а позднее и в бразильской валюте) было отвергнуто большинством левых как несовместимое со свободой религии, поскольку оно не признает права политеистов (например, Американские индейцы ) или атеисты, но до сих пор это не было удалено. Единственная конституция штата, в которой нет упоминания о Боге, - это конституция Акко. Верховный федеральный суд постановил, что это упущение защиты Бога не было неконституционным, поскольку преамбула конституции является просто указанием принципов, которое служит введением к тексту конституции и отражает идеологические концепции законодатель, подпадающий под сферу политической идеологии, а не Закона. Следовательно, преамбула, которая фактически не является частью высшего закона, не имеет никакой юридической силы и не может налагать обязательства или создавать права.
Несмотря на свои достижения в области прав и свобод личности, а также в сфере государственного контроля, текст Конституции внес изменения, которые привели к серьезным трудностям в отношении эффективности правительства. В последующие годы, особенно с 1995 г., в него приходилось много раз вносить поправки, чтобы избавиться от непрактичных, противоречивых или неясных положений (а также для учета экономических реформ, проводимых правительством, за которые такие поправки иногда критиковались).. По состоянию на декабрь 2015 года в эту Конституцию вносились 90 поправок.