История рабства в Индиане

редактировать
Гроусленд, особняк территориального губернатора Уильяма Генри Харрисона в Винсеннесе, Индиана.

Рабство в Индиане произошло между временем французского владычества в конце семнадцатого века и до 1826 года, с некоторыми следами рабства впоследствии. Когда Соединенные Штаты впервые насильственно изгнали коренных американцев из региона, рабство было признано необходимостью сохранения мира с индейцами и французами. Когда территория Индианы была создана в 1800 году, Уильям Генри Харрисон, бывший рабовладелец, был назначен губернатором, и рабство продолжало терпеться посредством ряда законов, принятых назначенным законодательным органом.

Оппозиция рабству начала формироваться в Индиане около 1805 года, а в 1809 году аболиционисты взяли под свой контроль законодательный орган территории и отменили многие законы, разрешающие удерживать рабов. К тому времени, когда Индиана получила статус штата в 1816 году, аболиционисты уже полностью контролировали страну, и рабство было запрещено конституцией. В 1820 году Верховный суд Индианы постановил по делу Polly v. Lasselle освободил всех оставшихся рабов в штате. Дополнительное постановление Верховного суда 1821 года освободило наемную служанку Мэри Бейтман Кларк, что помогло положить конец наемному рабству.

С окончанием рабства в штате Индиана стала пограничным штатом с южными рабовладельческими штатами. Хузеры, такие как Леви Гроб, сыграли важную роль в Подземной железной дороге, которая помогла многим рабам сбежать с Юга. Индиана по-прежнему выступала против рабства и во время Гражданской войны в США осталась с Союзом и предоставила людей на войну.

Содержание
  • 1 Раннее существование
    • 1.1 Южное влияние
  • 2 Обращение с рабами
  • 3 Территория Индианы
    • 3.1 Борьба за прекращение рабства
    • 3.2 Победа аболиционистов
  • 4 Штат Индиана
    • 4.1 Остатки рабства
    • 4.2 Взгляды на рабство
    • 4.3 Авраам Линкольн
    • 4.4 Подземная железная дорога
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Раннее существование
Северо-Западная территория (1787 г.)

В 1783 г., в конце американской революции, территория, которая впоследствии стала Индией, была присоединена к Соединенным Штатам. Рабство уже было существующим институтом - французы, которые контролировали этот район всего 20 лет назад, и их союзники из числа коренного населения Америки практиковали рабство в этом регионе как минимум за сто пятьдесят лет до этого. американцы взяли под свой контроль. Рене-Робер Кавелье, сьер де ла Саль, впервые начал исследования в Индиане в конце 1660-х годов. В нескольких экспедициях его сопровождал раб шони. В 1787 году Конгресс организовал территорию в соответствии с Северо-западным постановлением, которое запретило рабство, заявив, что «на указанной территории не должно быть ни рабства, ни принудительного рабства». Позже было решено, что любой, кто купил раба за пределами территории, может войти и проживать там со своими рабами. Постановление также допускало существовавшие ранее французские - индийские рабские отношения.

Многие Вирджинские туземцы, проживающие на территории, интерпретировали Постановление как позволяющее им есть рабы. Постановление гласило, что вирджинцам «будет подтверждено их имущество и титулы, и они будут защищены при пользовании своими правами и свободами». Многие решили оставить рабов. Страх французского восстания удерживал суды от действий против рабства, равно как и насильственные действия тех, кто похищал беглых рабов. В постановлении суда территории Мичиган от 1807 года говорилось, что существовавшее ранее рабство все еще могло существовать в соответствии с Северо-западным постановлением, подтверждая Хузье рабовладение по мнению рабовладельцев.

Южный. влияние

Многие из первых поселенцев территории пришли с юга. Южные иммигранты, выступавшие против рабства, поселились в Огайо, где развернулось сильное движение против рабства. Иммигранты, выступавшие за рабство, обычно переезжали в Индиану, где правительство было дружелюбно по отношению к рабовладельцам. Когда они переехали на территорию Индианы, они привезли с собой то немногое рабов, которое у них было. Перепись 1810 года зафиксировала 393 свободных чернокожих и 237 рабов на территории Индианы. Графство Нокс, где располагалась территориальная столица Индианы, Винсенс, было центром рабства Индианы. Молодой армейский офицер по имени Чарльз Ларраби, служивший в армии губернатора Уильяма Генри Харрисона, охарактеризовал население Винсеннеса как «главным образом из Кентукки и Вирджинии... рабство здесь терпимо».

Большая часть первоначальной иммиграции была связана с войной за независимость и войной 1812 года. После Войны за независимость Джордж Роджерс Кларк и его солдаты, все из Вирджинии, получили гранты на землю в южной Индиане. Многие поселились в Индиане, принеся с собой южные привычки и идеи. После войны 1812 года многим ветеранам Западного театра были предоставлены земли в центральной Индиане. Эти солдаты были в основном из Кентукки и Юга. Они также переехали в Индиану, что принесло в штат южное влияние.

Южане всех сословий переселились в Индиану. Уильям Генри Харрисон, давний губернатор территории Индиана и будущий президент Соединенных Штатов, происходил из давно укоренившегося аристократического сословия низменностей и прибрежного Юга. Его класс поддерживал рабство. Из нерабовладельческого класса Нагорного Юга были мигранты, такие как Авраам Линкольн, семья которого является представителем миграции в Индиану из Кентукки и Теннесси. Некоторые из его социального класса, хотя и не владели рабами, обычно попустительствовали учреждению. Отец Линкольна работал ловцом рабов, а семья жены Линкольна, Мэри Тодд, владела рабами. Но другие иммигрировали в Индиану, такие как Леви Коффин, квакер из Северной Каролины, который был откровенным аболиционистом.

Обращение с рабами
Джордж Роджерс Кларк

Первыми зарегистрированными рабами в Индиане были принадлежала французским торговцам, которые вошли в регион и познакомили с этой практикой местные племена. Иезуиты священники призывали племена, среди которых они жили, принять рабство в качестве альтернативы казни своих пленников на войне. По мнению некоторых классических историков, упадок каннибализма среди племен был прямым результатом подъема рабства. Ранними рабами часто были коренные американцы, которых продавали, чтобы заплатить долги. Ранние рабы обычно выполняли ручной труд, помогая торговцам перевозить товары и строить форты и торговые посты. В то время как часть новой Франции, были приняты законы, чтобы дать рабам некоторую защиту от их хозяев. Пытки и нанесение увечий рабам были запрещены, а семьи не могли быть насильственно разделены. Другие законы разрешали кредиторам арестовывать рабов в качестве оплаты. Другие законы требовали, чтобы, если хозяин имел детей от раба, рабыня и ее дети должны были быть освобождены. Их статус по французским законам был аналогичен статусу несовершеннолетних.

По мере развития территории их задачи менялись; рабы также служили домашней прислугой и сельскохозяйственными рабочими, как в случае с рабами Уильяма Генри Харрисона. Два раба Джорджа Роджерса Кларка помогали ему управлять мельницей в Кларксвилл. Пока у власти была фракция, выступающая за рабство, были приняты законы, разрешающие любому захватывать и возвращать рабов, которые находились более чем в десяти милях от их дома, и штраф в сто долларов был наложен на всех, кто помогал рабам сбежать. Некоторые рабы, такие как «тетя Фанни», принадлежавшая Деннису Пеннингтону, отказались быть освобожденными. Пеннингтон освободил всех своих рабов, когда покинул Вирджинию, но Фанни не хотела, чтобы ее оставили позади, и продолжала работать в качестве бесплатной домашней прислуги до конца своей жизни. Она была похоронена на семейном кладбище Пеннингтонов в Коридоне, штат Индиана. Другим повезло меньше, чем в случае с другой черной женщиной, которая также жила в Коридоне. Когда она пыталась сбежать от своих хозяев, ее сбили на улице, избили и отнесли домой. Мужчины угрожали смертью любому в городе, который был решительно настроен против рабства, кто вмешивался.

Рабы не оказали большого влияния на экономику Индианы, так как они никогда не составляли большой процент населения и не имели больших масштабов. плантации фермы, которые были обычным явлением в южных штатах, никогда не развивались в Индиане. В 1820 году, когда были освобождены все государственные рабы, перепись насчитывала только 192 из населения более 65000 человек. К тому времени многие рабы уже были освобождены, и во время той же переписи в штате было более 1200 свободных чернокожих.

Территория Индианы
Томас Поузи

Рабство на территории Индианы поддерживалось Губернаторы Уильям Генри Харрисон и его преемник Томас Поузи, которые оба стремились легализовать это на территории. Оба мужчины были назначены президентом Соединенных Штатов, пока эту должность занимали южные рабовладельцы. Хотя рабство не было законным в соответствии со статьей 6 Северо-западного постановления, Харрисон признал существующие на территории обычаи рабства и контрактов. Население территории сопротивлялось рабству обоих мужчин. Жестом обращаясь к жителям, которые жили на территории до принятия Северо-Западного указа, Харрисон организовал в 1802 году общественное собрание, на котором призвал к 10-летнему мораторию на запрет рабства. Харрисону и Поузи категорически противостояли Джонатан Дженнингс, Деннис Пеннингтон и другие известные люди, которые в конечном итоге возглавили законодательный орган территории.

Суды Индианы никогда не выносили постановлений по вопросу Постановления / рабства в течение территориального периода. Когда проблема рабства рассматривалась в судах, к нему «всегда относились как к существующему институту, и его законность не оспаривалась». Ранние Хузеры, в том числе Уильям Генри Харрисон, хотели легализовать рабство на новой территории. Харрисон мог быть мотивирован необходимостью успокоить существующих рабовладельцев, потребностью в рабочей силе на развивающейся территории или желанием привлечь иммигрантов из южных колоний. Они добивались принятия нового закона, отменяющего запрет на рабство Северо-Западным постановлением. Харрисону удалось получить разрешение Конгресса на территорию, чтобы решить для себя, следует ли узаконить рабство. Харрисон и его партия трижды (1803, 1807 и 1809) пытались постепенно легализовать рабство, но все три попытки в конечном итоге потерпели неудачу. Однако Харрисону удалось принять законы, устанавливающие формы подневольного состояния по договору.

Харрисон был особенно заинтересован в легализации рабства. Он содержал дом в стиле плантации в Винсеннесе, который назывался Гроусленд. Харрисон также был в процессе строительства другой фермы в стиле плантации под названием Харрисон Вэлли около Коридона в 1807 году, в том же году, когда он настаивал на легализации рабства.

Губернатор, генерал и Президент Уильям Генри Харрисон

В 1803 году Харрисон попросил Конгресс приостановить действие статьи Северо-Западного указа о запрете рабства на десять лет. Харрисон утверждал, что необходимо быстрее увеличивать население территории и привлекать новых поселенцев. Конгресс хотел, чтобы территория стала экономически жизнеспособной, чтобы федеральное правительство больше не оказывало ей финансовой поддержки. В 1803 году население всей территории составляло менее 5 тысяч человек. В том же году законодательный орган, который был назначен Харрисоном, принял закон, вновь вводящий подневольное состояние по договору.

В 1805 году территории было предоставлено представительство в Конгрессе. Сторонник рабства Бенджамин Парк был избран и поддержал просьбу Харрисона, чтобы Конгресс приостановил запрет на рабство на территории. Парк представил закон, полностью узаконивший рабство, но никаких действий по нему предпринято не было. В том же году Конгресс приостановил действие статьи шестой Постановления о северо-западе страны на десять лет и предоставил территориям, на которые распространяется действие закона, право выбирать для себя легализацию рабства. Этим же актом Конгресс лишил законодательную власть Общего суда территории и создал Законодательный совет, который должен был быть избран всенародно. Когда выборы были завершены, Дэвис Флойд был единственным избранным членом партии против рабства; рабство еще не стало серьезной проблемой в государстве. В том же году Харрисон убедил законодательный орган начать дебаты по легализации рабства. Законопроект был практически отклонен, потому что многие рабовладельцы в совете хотели уступки от Харрисона, а именно рекомендовать создание территории Иллинойс, но он отказался пойти на уступку.

Бороться до конца. рабство

США Президент Томас Джефферсон

Шаг Харрисона по легализации рабства не был легко воспринят президентом Томасом Джефферсоном. Хотя Джефферсон сам был рабовладельцем, он выступал против распространения рабства. Джефферсон работал с Джеймсом Леменом по крайней мере с 1784 года и использовал его в качестве агента на Северо-Западе для организации движения против рабства. Лемену удалось создать церковь против рабства баптистской церкви, которая привлекла много членов. Джефферсон снова отправил Лемена на территорию Индианы в 1807 году с миссией найти и организовать людей, выступающих против рабства, в штате и побудить их к действиям. Несколько известных людей уже были взволнованы действиями Харрисона по легализации рабства. Деннис Пеннингтон, бывший рабовладелец, освободивший своих рабов, когда он перебрался в Индиану, был главным среди людей, выступавших против рабства. Джонатан Дженнингс, который также присутствовал на встрече, быстро превратился в лидера партии. Среди других выдающихся борцов с рабством были Ричард Рю, Джон Пол и генерал Уильям Джонсон, ветераны революции.

Позже, в 1807 году, по настоянию Лемена, в Спрингвилле был проведен массовый митинг. на нем присутствовало множество борцов с рабством в штате. Встреча была проведена в основном в ответ на попытку Харрисона легализовать рабство и тот факт, что ему это почти удалось, и, вероятно, скоро, если к власти не придет большая фракция против рабства. Заседание проходило под председательством Джона Беггса, а Дэвис Флойд исполнял обязанности секретаря. Деннис Пеннингтон и другие выступили с речами и решили остановить попытки узаконить рабство. Они заявили о своем намерении покончить с «презираемым институтом». В их резолюции говорилось:

... большое количество граждан в различных частях Соединенных Штатов готовятся, и многие фактически эмигрировали на эту Территорию, чтобы освободиться от правительства, которое терпит рабство... И Хотя некоторые утверждают, что в настоящее время подавляющее большинство выступает за рабство, тогда как другие придерживаются противоположного мнения, этот факт, безусловно, сомнительный. Но когда мы принимаем во внимание обширную эмиграцию в эту территорию, а также граждан, которые также решительно выступают против этой меры, мы чувствуем удовлетворение, что в любом случае Конгресс приостановит действие любого законодательного акта по этому вопросу до тех пор, пока мы не сделаем это согласно конституции, быть принятым в Союз и иметь право принять в этом отношении такую ​​конституцию, которая может согласовываться с желаниями большинства граждан.... Терпимость к рабству либо правильная, либо неправильная; и если Конгресс сочтет вместе с нами, что это неправильно, что это несовместимо с принципами, на которых должна быть сформирована наша будущая конституция, ваши мемориалисты будут уверены, что, по крайней мере, эта тема не будет ими затронута. до тех пор, пока конституционное число граждан этой Территории не возьмет на себя это право.

Джесси Б. Томас

Когда петиция была подписана и разослана, она собрала на шестьсот подписей больше, чем распространенная петиция с требованием легализации рабства. В том же году аболиционисты одержали свою первую победу над фракцией Харрисона. На выборах территориального делегата Джесси Б. Томас, кандидат от фракций против рабства, победил кандидата Харрисона.

К 1809 году население территории выросло до более чем 20 000 человек. Конгресс принял закон, который позволил территории Индиана избирать двухпалатный законодательный орган и сделал Законодательный совет верхней палатой. Он также приказал Харрисону распустить существующий и создал территорию Иллинойс. Результатом этих действий было сокращение наполовину фракции сторонников рабства, оставшейся на территории Индианы. Выборы привели к безоговорочной победе партии против рабства. Новое собрание быстро приняло закон, отменяющий законы о подневольном состоянии 1803 года, и внесло закон, предотвращающий его повторное введение. Они также приняли законы, направленные на предотвращение вывоза беглых рабов из штата охотниками за рабами.

Отмена законов была встречена в Винсенне с возмущением и насилием. Чучело Джесси Брайта было сожжено на улице, а популярный аболиционист был убит.

Победа аболиционистов

Губернатор и конгрессмен Джонатан Дженнингс

В 1809 году Деннис Пеннингтон, один из наиболее откровенные противники рабства и друг Генри Клея был избран в законодательный орган в качестве представителя от округа Харрисон и стал спикером собрания. Его известность позволила ему доминировать в законодательной власти. Перед конституционным съездом в 1816 году Пеннингтон сказал: «Давайте будем настороже, когда наших конвентов выбирают, чтобы они были людьми, выступающими против рабства». На конституционном съезде партия против рабства смогла взять под контроль, избрав Дженнингса президентом съезда. Именно их действиями рабство было запрещено первой конституцией.

. Когда Индиана стремилась получить статус штата в 1816 году, среди сокращающейся группы сторонников рабства ходили разговоры о том, что она станет рабовладельческим штатом, как показано в документе 2 марта. Издание 1816 года (Винсеннес) Western Sun, где «гражданин Гибсона» заявил, что «наилучшие интересы человечества требуют допуска рабства в государство». В восточной половине штата велись споры по проблеме рабства. В то время как конституция штата запрещала рабство и договоры, большая часть населения, иммигрировавшего с Юга, была простолюдином, а не землевладельцами. Из 43 человек, написавших конституцию, 34 либо родились, либо когда-то жили на Юге, и конституция была почти копией конституции Кентукки, за исключением пункта о борьбе с рабством.

В течение первого периода. на выборах губернатора предвыборным девизом кампании Джонатана Дженнингса было «Нет рабству в Индиане». Он легко победил кандидата за рабство Томаса Поузи и после своей победы объявил Индиану «свободным государством». Он также просил законодательные органы принять законы, которые остановили бы «незаконные попытки захвата и заключения в неволи цветных лиц, имеющих законное право на их свободу: и в то же время, насколько это практически возможно, чтобы не допустить тех, кто по праву обязан служить перед властью. гражданин любого другого штата территории, не ищущий в пределах этого штата (Индиана) убежища от владений своих законных хозяев ". Он заявил, что такие законы помогут обезопасить свободу многих. Этот запрос привел к созданию Закона о похищении людей, направленного на предотвращение деятельности охотников за рабами в штате.

В 1818 году Деннис Пеннингтон, тогдашний сенатор штата, предъявил трем кентуккам обвинения в нарушении Закон об краже мужчин, когда они насильно забрали чернокожую женщину из дома в округе Харрисон и перевезли ее в Кентукки. Губернатор Дженнингс попросил губернатора Кентукки отправить мужчин в Индиану для проведения испытаний; после нескольких лет переписки губернатор Кентукки отказал ему по конституционным причинам. Эти события привели к тому, что Дженнингсу в конечном итоге пришлось изменить свою позицию и потребовать от законодательного органа принять законы, препятствующие беглым рабам искать убежища в Индиане. Дженнингс сказал, что это необходимо для «поддержания гармонии между штатами».

С 1810 по 1820 год количество свободных чернокожих в Индиане увеличилось с 400 до 1200. В 1820 году Верховный суд штата рассмотрел дело Полли. v. Лассель приказал освободить всех рабов, кроме тех, которые содержались до Постановления о Северо-Западной территории 1787 года. Новое правление привело к резкому сокращению количества рабов в штате. В переписи 1820 г. было зарегистрировано 190 рабов; по переписи 1830 года их было всего три.

В 1823 году, когда Огайо принял постановления с просьбой к федеральному правительству ввести национальный запрет на рабство по настоянию губернатора Уильяма Хендрикса, генерала Индианы Собрание издало резолюцию, которая была направлена ​​федеральному правительству, в которой говорилось:

Решено, что целесообразно, чтобы такая система была основана на принципе, что зло рабства является национальным и что народ и штаты этого Союза должны взаимно участвовать в выполнении обязанностей и бремени его удаления. Таким образом,

Решено Генеральной Ассамблеей штата Индиана, что мы одобряем и сердечно соглашаемся с вышеупомянутыми резолюциями штата Огайо и Его Превосходительству губернатору предлагается сообщить об этом исполнительным органам каждого из нескольких штатов Союза, а также каждому из наших сенаторов и представителей в Конгрессе с просьбой об их сотрудничестве во всех национальных мерах по осуществлению большого

Штат Индиана

Остатки рабства

ГодРабыВольные негры
18002887
1810237393
18201921,230
183033,629
184037,165
1850011,262

Даже при государственности в Индиане все еще оставалось рабство. Несмотря на то, что рабство и договоры стали незаконными в 1816 году из-за конституции штата, по федеральной переписи 1820 года в Индиане было зарегистрировано 190 рабов. Многие рабовладельцы Hoosier считали, что конституция 1816 года не охватывала существовавшее ранее рабство; других просто не волновало, незаконно ли это. В восточной Индиане почти все рабовладельцы немедленно освободили своих рабов. Но большинство рабовладельцев в западных графствах, особенно в Ноксе, решили оставить своих рабов. Венсенская газета Western Sun много раз рекламировала «заклятых негров и других рабов», что является знаком одобрения рабства в этом районе. «В округе Нокс практически все (рабские) иски были отклонены окружным судом в 1817 и 1818 годах». Черная женщина, известная как Полли, была рабом французского торговца Гиацинта Ласселя из Венсенна. В 1820 году Полли подала в суд за свою свободу, но ей было отказано в суде округа Нокс. Она подала апелляцию в Верховный суд штата Индиана, который постановил в ее пользу, что она должна быть освобождена. Но даже после этого решения в Индиане существовало рабство. Федеральная перепись 1830 года по-прежнему выявила трех рабов в Индиане: по одному в округе Ориндж, округе Декатур и округе Уоррик. Отдельная местная перепись в округе Нокс в 1830 году показала наличие 32 рабов. Даже в 1840 году в федеральной переписи населения было зарегистрировано трое рабов, проживающих в Индиане: девушка из округа Патнэм и мужчина и девушка из округа Раш.

Взгляды на рабство

Городские часы Церковь в Нью-Олбани использовалась в Подземной железной дороге

Путешественник из Нью-Йорка, доктор Сэмюэл Бернард Джуда, описал Винсеннес в 1829 году как имеющий много чернокожие, делая наблюдение, что они «обычно плохо одеты... бедная, несчастная раса». Губернатор Индианы Ной Нобл с гордостью рассказывал в декабре 1837 года о том, как Индиана помогла рабовладельцам вернуть их сбежавших рабов. Когда Кентукки выразил неудовольствие по поводу того, как некоторые Хузиеры помогали беглецам, законодательный орган Индианы принял резолюцию, в которой указывалось, что действия северян с целью воспрепятствовать захвату беглецов были «непатриотичными и вредными для стабильности Союза».

В 1851 году. Индиана приняла новую конституцию, и среди ее новых статей был пункт, запрещающий чернокожим иммигрировать в Индиану. Запрет был задуман как наказание рабовладельческим государствам. Как и в некоторых других северных штатах, законодатели Индианы считали, что большинство свободных чернокожих необразованы и плохо подготовлены для ухода за собой. Они считали, что, поскольку Юг поставил их в такое состояние, они должны нести «бремя» ухода за ними. Эта точка зрения, что Юг должен навести порядок в своем собственном беспорядке, оставалась доминирующей даже после Гражданской войны, и этот пункт конституции Индианы не отменялся до 20 века.

Авраам Линкольн

Авраам Линкольн жил в Индиане с 1816 по 1830 год, в возрасте от 7 до 21 года. Именно в эти годы Линкольн впервые столкнулся с рабством и начал формировать свое мнение. Выросший в климате, где политикой штата руководят такие люди, как Дженнингс и Пеннингтон, окажет большое влияние на развитие взглядов Линкольна.

Подземная железная дорога

Карта Подземной железной дороги с 1830-1865 гг., включая пути эвакуации, которые проходили через Индиану

Многие жители Индианы участвовали в подземной железной дороге. Через Индиану проходили две основные артерии подземной железной дороги. Телл-Сити, Эвансвилл и Джефферсонвилль были воротами к подземной железной дороге. Важной остановкой был Вестфилд, где рабам, пытающимся добраться до Канады, предоставляли пищу и укрытия. Другие убежища разбросаны по Индиане, в том числе один в Городской Часовой церкви (на фото). Сбежавших рабов, попавших в Индиану, переправляли из безопасного дома в убежище на север, обычно в Мичиган, откуда они могли безопасно перейти в Виндзор в Онтарио, Канада.

В одном из следующих мест. Знаменитые события подземной железной дороги, Элиза Харрис, рабыня из Кентукки, однажды зимней ночью пересекла реку Огайо, когда она замерзла. В ее побеге ей помогал Леви Коффин из Фаунтин-Сити, и в конце концов она сбежала в Онтарио после того, как Хузиерс направил ее из убежища в убежище через Индиану. Ее история послужила источником вдохновения для книги Хижина дяди Тома. Гроб и его жена помогут двум тысячам рабов сбежать с Юга.

См. Также
  • флаг Портал Индианы
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:54:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте