Бельгия принимала активное участие в раннем развитии железнодорожного транспорта. Бельгия была второй страной в Европе после Великобритании, открывшей железную дорогу и производившей локомотивы. Первая линия между городами Брюссель и Мехелен открылась в 1835 году. Бельгия была первым государством в Европе, создавшим национальную железнодорожную сеть и первым, у которого была национализированная железнодорожная система. Сеть быстро расширялась по мере того, как Бельгия индустриализировалась, и к началу 20 века все больше находилась под контролем государства. Национализированные железные дороги под эгидой организации Национальная железнодорожная компания Бельгии (NMBS / SNCB) сохраняли свою монополию до либерализации в 2000-х годах.
Попытки построить железные дороги в Бельгии значительно предшествовали созданию первой линии. В 1829 году британско-бельгийский промышленник Джон Кокерилл пытался добиться от голландского короля Вильгельма I концессии на строительство железной дороги из Брюсселя в Антверпен, но безуспешно. Вскоре после получения независимости Бельгии от Нидерландов после бельгийской революции 1830 года начались дебаты о желательности создания общественных железнодорожных линий с использованием паровозов, недавно разработанных в Англии, где первая частная железная дорога была построена в 1825 году.
После Бельгийской революции 1830 года, когда Бельгия отделилась от Нидерланды, Бельгия стали ключевым местом развития железных дорог. В 1831 году было предложено построить железную дорогу между Антверпеном и Кельном (в соседней Пруссии ), которая свяжет индустриальные Рур и Маас долины с портами Шельды рассматривались Палатой представителей, но в конечном итоге были отклонены. Однако в августе 1831 года правительство начало крупномасштабное обследование (под наблюдением Пьера Симонса и Густава де Риддера) потенциальных участков для железных дорог, которые, как надеялись, помогут возродить бельгийскую экономику. В либеральных кругах, особенно в либеральных кругах, считалось, что железные дороги не будут выполнять чисто экономическую функцию, но также являются необходимой частью формирования бельгийской национальной идентичности.
В отличие от Соединенного Королевства, где первые железные дороги были развиты частным сектором, государство взяло на себя инициативу в развитии железных дорог в Бельгии, отчасти из опасений, что крупные банки, такие как Société Générale de Belgique, могут создать монополию в отрасли. Учитывая, что железные дороги будут важным экономическим ресурсом и потребуется полная национальная сеть, бельгийское правительство в то время было необычным для планирования национальной сети заранее, прежде чем она будет построена.
Сначала только одна. линия была изучена (линия между Антверпеном и прусской границей). Однако проект быстро развивался:
В 1834 году бельгийское правительство одобрило план строительства железной дороги между Монсом и портом Антверпен через Брюссель на сумму 150 миллионов бельгийских франков. Первый участок бельгийской железнодорожной сети между северным Брюсселем и Мехеленом был построен в 1835 году и стал первой паровой пассажирской железной дорогой в континентальной Европе. Линия между Льежом и Остенде означала, что в стране была запланирована полноценная железнодорожная сеть почти с самого начала. К 1836 году линия на Антверпен была завершена, и к 1843 году две основные линии (которые образовывали грубый перекресток север-юг / восток-запад) были закончены, а две другие магистрали (Гент - Кортрейк - Мускрон - Турне (с международной линией, связывающей Мускрон с Лиллем ) - Брен-ле-Конт (на линии Брюссель - Монс) - Управление (около Ла-Лувьер ) - Шарлеруа - Намюр ) были добавлены к этой сети и завершены к 1843 году. В 1843 году каждая в столице провинции (за исключением Арлона и Хасселта ) была железнодорожная станция.
Ранние бельгийские железные дороги находились под сильным влиянием британских разработок, и британские технологии и инженеры были чрезвычайно важны. Инженер Джордж Стефенсон ехал на первом поезде между Брюсселем и Мехеленом в 1835 году, и его компания предоставила первые три локомотива (основанные на конструкции Ракеты ), использованные на линии. Быстрое развитие бельгийских железных дорог в 1830-х годах было одним из факторов, позволивших Бельгии оправиться от экономического спада, который она пережила после революции, и послужило главной силой в бельгийской промышленной революции.
Во Франции и Германии частные компании быстро наладили соединение с бельгийскими международными линиями, соединяющими города Лилль, Валансьен (во Франции), Кельн и Аахен ( в Германии) в бельгийскую сеть между 1842 и 1843 годами.
Несмотря на то, что очень мало линий (47,7 км) было построено Бельгийскими государственными железными дорогами между 1845 и 1870 годами, последующие Развитие железнодорожной сети было в значительной степени организовано государством, а не частными компаниями. Несколько линий были построены частными компаниями, в частности линия Намюр - Льеж, построенная в 1851 году, по договору аренды на 90 лет , который вернул их правительству по истечении срока. Многие из основных линий эксплуатируются Бельгийскими государственными железными дорогами. В течение десяти лет после создания первой железной дороги в Бельгии было более 560 километров (350 миль) железнодорожных линий, 80 станций, 143 локомотива и 25 000 единиц подвижного состава. Первая в Бельгии телеграфная линия была проложена в 1846 году вдоль железной дороги Брюссель-Антверпен. В отличие от каналов, которые сделали внутреннюю торговлю намного проще, чем международную, железные дороги также подтолкнули бельгийские компании к экспорту своих товаров за границу. Успех железных дорог не только усилил индустриализацию Бельгии, но и укрепил позицию Антверпена как одного из выдающихся портов Европы.
Правительство Бельгии сопротивлялось попыткам иностранных компаний скупить железнодорожные активы в Бельгии. Зимой 1868 года, на фоне французских угроз Бельгии и Люксембурга под властью Наполеона III, французская Compagnie des chemins de fer de l'Est попыталась скупить многочисленные железнодорожные линии, расположенные на юге и востоке Бельгии в провинциях Льеж, Лимбург и Люксембург. Бельгийское государство при Леопольде II посчитало, что поглощение представляет собой военную и политическую угрозу, и вмешалось, чтобы остановить продажу в 1869 году. Решение возмутило французов, и Наполеон III рассматривал вторжение, но начало Франко-прусская война в 1870 году и его последующее свержение предотвратили войну.
В 1870 году бельгийское государство владело 863 километрами (536 миль) железных дорог, в то время как частным предприятиям принадлежало 2231 километров (1386 миль). С 1870 по 1882 годы железные дороги постепенно национализировали. В 1912 году 5000 километров (3100 миль) были государственной собственностью по сравнению с 300 километрами (190 миль) частных линий. В то время рассматривалась полная национализация, но не была принята до 1926 года, когда была основана Национальная железнодорожная компания Бельгии (SNCB-NMBS), заменившая более раннюю Chemins de fer de l'État belge. К 1958 году сеть была полностью государственной.
SNCB-NMBS впервые ввела электрификацию на 44 км (27 миль) линии Северный Брюссель - Центральный Антверпен в мае 1935 года. Принятая система была 3 кВ постоянного тока
Во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны SNCB-NMBS был вынужден участвовать в депортации бельгийских евреев в лагеря в Восточной Европе в рамках Холокост.
В 2005 году NMBS / SNCB был разделен на три части, чтобы облегчить будущую либерализацию железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок в соответствии с европейскими правилами. С тех пор несколько грузовых операторов получили разрешения на доступ к бельгийской сети.
Многочисленные железные дороги были построены в Бельгийском Конго под бельгийским колониальным правлением, которые составляют основу железнодорожной инфраструктуры Демократической Республики Конго.
бельгийские инженеры и железнодорожные компании сыграли важную роль в строительстве железных дорог в Персии, Китае, Османской империи и в других местах.
Первый бельгийский локомотив, названный Le Belge, был построен по лицензии John Cockerill Cie. (ведущая бельгийская промышленная производственная фирма в то время) согласно проекту, лицензированному Robert Stephenson Co. в 1835 году. Le Belge считается первым локомотивом, произведенным в Континентальная Европа. Во главе с такими фирмами, как Cockerill, Бельгия стала крупным центром разработки и производства локомотивов до Второй мировой войны. Другие компании включали Société Anglo-Franco-Belge, La Meuse и Ateliers de Tubize.
SNCB-NMBS традиционно называет свои локомотивы классами или типы.
Бельгия имеет давнюю традицию трамвая как часть общественного транспорта своих городов. Сегодня в стране действует семь трамвайных систем. Сеть в Брюсселе - одна из крупнейших в мире, а прибрежная линия - самая длинная трамвайная линия в мире. Конки ходили с 1869 года, а первые электрические трамваи появились в 1894 году.
Бельгийцы также сыграли важную роль в экспорте компонентов трамвая за границу. Барон Эмпейн, бельгийский промышленник и крупный инвестор в железные дороги, получил прозвище «Король трамваев» за работу своей компании в России, Франции, Китае, Египте и Конго и, возможно, наиболее известен своей работой над Paris Métro.
На Викискладе есть материалы, связанные с История железнодорожного транспорта в Бельгии. |
Описание бельгийских железных дорог 1935