История современного Туниса

редактировать

В своей современной истории Тунис является суверенной республикой, официально именуемой Тунисской Республикой. В Тунисе проживает более десяти миллионов граждан, почти все арабо-берберского происхождения. Он находится на севере и востоке, Ливия на юго-востоке и Алжир на западе. Тунис - столица и самый большой город (более 800 000); он расположен недалеко от древнего города Карфаген.

Его первый современный лидер, президент Хабиб Бургиба принес в офис с трудом добытый политический опыт после многих десятилетий службы в руководстве движения за независимость. Как основная фигура партии Нео-Дестур, он сыграл важную роль в обретении Туниса полной независимости в 1956 году. Он доминировал в правительстве до своего ухода в 1987 году. За время своего пребывания у власти его достижения включали: реформа законодательства, экономическая политика, которая ненадолго отклонилась в социалистическом направлении, умеренное, но неуклонное повышение уровня жизни, а также внешняя политика, которая сохранила независимый подход при сохранении торговых и экономических связей с Западом.

Бен Али стал президентом республики в 1987 году и сохранял власть до тех пор, пока не был вынужден уйти в 2011 году. Его экономическая политика подчеркивала рыночную ориентацию. Его попытка сблизиться с исламистскими группировками не оправдала ожиданий. Правящая партия была реорганизована. Под его руководством экономика Туниса продолжала развиваться темпами, обеспечивающими умеренные, но в целом устойчивые темпы роста.

A Учредительное собрание было избрано после свержения Бен Али, которое выполнило задачу по разработке новой конституции и передано вновь избранным властям в 2014 году, положив начало Второй республике.

Содержание
  • 1 Независимость Тунисского Королевства
  • 2 Первая республика (1957-2014)
    • 2.1 Президентство Хабиба Бургибы
      • 2.1.1 Внешняя и внутренняя борьба
      • 2.1.2 Экономика
      • 2.1.3 Политика в 1980-е годы
    • 2.2 Эпоха Бен Али
      • 2.2.1 Восхождение на пост президента
      • 2.2.2 Либерализация, затем репрессии
      • 2.2.3 Экономические реформы
      • 2.2.4 Дипломатия
      • 2.2.5 Потеря мощности
    • 2.3 Революция 2011 года
    • 2.4 Промежуточный период
      • 2.4.1 Постреволюционные шкафы
        • 2.4.1.1 Кабинет Ганнуши
        • 2.4.1.2 Кабинет Эссебси
      • 2.4. 2 Коалиция тройки
        • 2.4.2.1 Кабинет Джебали
        • 2.4.2.2 Кабинет Лаараеда
      • 2.4.3 Переход ко Второй республике
        • 2.4.3.1 Кабинет Джомаа
        • 2.4.3.2 Конституция 2014 года
  • 3 Вторая Республика (2014 – настоящее время)
  • 4 Se е также
  • 5 Примечания
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Независимость Тунисского Королевства
Ламин Бей, первый король и последний бей Туниса

Движение за независимость длившееся много десятилетий в конечном итоге возобладало, что привело к концу французского протектората (начатого в 1881 году). В 1954 г. борьба в Тунисе и последовавшие за этим гражданские беспорядки привели к началу переговоров о автономии между Францией и политической партией Нео Дестур (в основном под руководством Хабиба Бургибы), поддерживаемой тунисскими профсоюзами и Лигой арабских государств. Согласованная конвенция от апреля 1955 г. гласила, что Франция сохранит контроль над армией и иностранными делами при предоставлении автономии, которая должна была начаться в следующем году. Французы освободили Бургибу из тюрьмы и встретили бурный прием. Этот компромисс, однако, расколол Neo Destour; в конечном итоге это привело к подавлению его левого крыла и изгнанию его радикального панарабского лидера Салаха бен Юсефа (или Юсуфа), который позже бежал в Египет. Это разрешение внутрипартийной розни сигнализировало о том, что Neo Destour будет придерживаться умеренного пути. Затем французы прекратили свой протекторат над Марокко, чтобы сосредоточить свои силы в Алжире. В ответ и вслед за сильным общественным мнением, выраженным тунисцами, Бургиба настаивал на независимости. Французы, преодолев горячие возражения французских поселенцев, в конце концов присоединились, и были составлены протоколы. 20 марта 1956 года Тунис получил полный суверенитет. В июле заявление Туниса о приеме в члены Организации Объединенных Наций было принято.

Французы задумывали независимый Тунис как конституционную монархию, управляемую беем Туниса, Мухаммадом VIII аль-Амином беем (Ламин или Амин бей). бей был учреждением, восходящим к началу Османской эпохи. Прежний бей Мухаммад VII аль-Мунсиф (Монсеф бей) был популярным националистом, но Амин-бей считался одним скомпрометированным французами, а другими - юссефистом. Уже назначенные выборы состоялись 25 марта 1956 года; из-за секретных договоренностей, заключенных Бургибой с беем, избиратели выбирают только партийные списки, а не кандидатов. Такое расположение позволило группе Neo Destour не подпускать к себе внимание юссефистов и других диссидентов и поддерживать партийную дисциплину. Затем выборы провела партия «Нео Дестур», лидер которой Хабиб Бургиба стал премьер-министром. 25 июля 1957 года монархия была упразднена, бейлический пост упразднен, и Тунис провозгласил республику. Затем собрание сделало Бургибу первым президентом однопартийного государства.

Первая республика (1957-2014)

Президентство Хабиба Бургибы

Режим Нео Дестура стремился управлять строго структурированным режимом с эффективными и справедливыми государственными операциями, но не с политикой демократического стиля. Фактически, Бургиба доминировала в стране в течение следующего 31 года. Он управлял программами, обеспечивающими стабильность и экономический прогресс, подавлением исламского фундаментализма и установлением прав для женщин, которым нет равных в других арабских странах. Политическая культура будет светской, популистской и проникнутой своего рода французским рационалистическим видением государства, которое было жизнерадостным, тронутым élan, даже наполеоновским по духу. Тогда Бургиба увидел своеобразное, эклектичное будущее, сочетающее традиции и новаторство, ислам с либеральным процветанием. Хабиба Бургибу сравнивают с Ататюрком (Мустафой Кемалем) Турции, как с уникальным национальным лидером модернизации. Тем не менее, то, что можно назвать склонностью к произвольным методам при принятии правительственных решений и своего рода культом личности, умаляет проницательность и существенные достижения Бургибы.

«Бургибизм» также был решительно немилитаристским, утверждая, что Тунис может никогда не будет надежной военной державой и что строительство крупного военного ведомства потребует только скудных инвестиционных ресурсов и, возможно, втянет Тунис в цикл военного вмешательства в политику, от которого страдает остальной Ближний Восток. Во имя экономического развития Бургиба национализировал различные религиозные земельные владения и ликвидировал несколько религиозных учреждений. Хотя он определенно был секуляристом, он не выглядел антирелигиозным.

Большим преимуществом Бургибы было то, что «Тунис обладал зрелой националистической организацией, партией Neo Destour, которая в день независимости держала в руках доверие нации». Это принесло пользу городским рабочим в современной экономике и сельскому населению в традиционной экономике; у него были отличные лидеры, которые вызывали уважение и в целом разрабатывали разумные правительственные программы.

Внешняя и внутренняя борьба

Хабиб Бургиба, официальная фотография в качестве президента Туниса.

В июле 1961 года, когда Тунис ввел свои правила. блокада французской военно-морской базы в Бизерте в надежде вызвать ее эвакуацию , кризис завершился трехдневным сражением между французскими и тунисскими силами, в результате которого погибло около 630 тунисцев и 24 француза и в конечном итоге привело к тому, что Франция уступила город и военно-морскую базу Тунису в 1963 году.

Одним из серьезных соперников Хабиба Бургибы был Салах Бен Юсеф. Изгнанный в Каир в начале 1950-х годов он впитал панарабский национализм, связанный с египетским лидером Гамалем Абдул Насером. Тем не менее, в результате его решительной оппозиции руководству Neo Destour во время их переговоров с Францией об автономии до обретения независимости Бен Юсеф был отстранен от должности генерального секретаря и исключен из партии. Тем не менее он сплотил недовольных членов профсоюзов, студентов и других, достаточно, чтобы выставить на улицу 20 000 юссефистов во время следующего съезда партии Neo Destour. В конце концов он уехал из Туниса в Каир. Это был конец любого значимого противостояния Бургибе. В 1963 году партия «Нео-Дестур» была провозглашена единственной разрешенной партией, хотя во всех смыслах и целях Тунис с момента обретения независимости был однопартийным государством.

Экономика

Социализм изначально не был важной частью проекта Neo Destour, но правительство всегда проводило и проводило политику перераспределения. В 1961 году была начата большая программа общественных работ. Тем не менее, в 1964 году Тунис вступил в недолгую социалистическую эру. Партия Нео Дестур стала Социалистическим Дестуром (Parti Socialiste Destourien или PSD), а новый министр планирования Ахмед Бен Салах сформулировал под руководством государства план для сельскохозяйственных кооперативов и индустриализации государственного сектора. Социалистический эксперимент вызвал значительную оппозицию в старой коалиции Бургибы. В конце концов Ахмед Бен Салах был уволен в 1970 году, а многие общественные предприятия (например, фермерские кооперативы) были возвращены в частную собственность в начале 1970-х годов. В 1978 году правительство подавило всеобщую забастовку, в результате которой погибли десятки людей, а профсоюзы были заключены в тюрьму.

После обретения независимости экономическая политика Туниса заключалась в первую очередь в развитии легкой промышленности и туризма, а также в разработке месторождений фосфатов. Основным сектором оставалось сельское хозяйство с преобладанием мелких хозяйств, но они не приносили хороших результатов. В начале 1960-х годов экономика замедлилась, но социалистическая программа не оказалась лекарством. В 1970-е годы экономика Туниса росла очень приемлемыми темпами. Была обнаружена нефть, и туризм продолжился. Увеличились иностранные корпоративные инвестиции. Например, Renault открыла завод по производству автомобилей. Население города и деревни составило примерно равное количество. Тем не менее, проблемы сельского хозяйства и безработица в городах привели к увеличению миграции в Европу в поисках работы.

Политика в 1980-е годы

Рашид аль-Ганнуши (около 1980 года)

В 1981 году правительство разрешило нескольким «официально санкционированным» партиям баллотироваться на посты. Но экономика пошатнулась. Жесткая экономия, введенная I.M.F., вызвала рост цен на хлеб. Во время бунтов за хлебом в Тунисе с декабря 1983 по январь 1984 года было убито более 100 демонстрантов. На первый план вышло Движение исламских тенденций (MTI) Рашида аль-Ганнуши. Тысячи были заключены в тюрьму, особенно исламисты; критические газеты были закрыты, разрушительные профсоюзы распущены. Безопасность возглавил генерал Бен Али. Больной Бургибе грозили жестокие репрессии.

Тунис продолжал поддерживать тесные связи с Западом, как экономические, так и политические. С 1979 по 1991 год Лига арабских государств располагалась в Тунисе. ООП также базировалась в Тунисе с 1982 по 1994 год. 1 октября 1985 года в рамках операции «Деревянная нога», ВВС Израиля F-15 бомбили штаб-квартиру ООП Тунис, убив более 60 человек.

С другой стороны, политическая демократия в западном понимании более или менее отсутствовала. Еще до того, как Тунис стал однопартийным государством, он принял конституцию, наделившую президентство почти диктаторскими полномочиями. Согласно конституции, гражданские свободы подчинялись «ограничениям, установленным законом». Ожидалось, что СМИ будут практиковать самоцензуру, а оппонентов часто сажали в тюрьмы. Бургиба стал центром культа личности , в котором его превозносили как «Верховного Воина» нации. В 1975 году Бургиба был провозглашен пожизненным президентом, хотя его здоровье ухудшалось. Хотя в 1981 году его уговорили легализовать оппозиционные партии, Тунис во всех отношениях оставался однопартийным государством. Дестурийская социалистическая партия в союзе с профсоюзами заняла все места в парламенте. Оппозиция была возмущена; она бойкотировала следующие выборы в 1986 году.

Эра Бен Али

В 1980-х экономика росла плохо. В 1983 году Международный валютный фонд (МВФ) вынудил правительство поднять цены на хлеб и манную крупу, что вызвало серьезные трудности и протестные беспорядки. В этой ситуации Движение исламских тенденций (MTI) под руководством Рашида аль-Ганнуши обеспечило народное лидерство. Гражданские беспорядки, в том числе исламисты, были подавлены правительственными силами безопасности под командованием генерала Зина эль-Абидина Бен Али. Правительство настойчиво следовало своей программе; Бен Али был назначен премьер-министром.

Восхождение на пост президента

Бен Али, бывший президент Туниса

Бен Али вступил в должность президента 7 ноября 1987 года после посещения врачей бывшего президента подали официальное медицинское заключение, в котором Хабиб Бургиба был признан недееспособным и неспособным выполнять обязанности президента. Два имени, названных восхождением Бен Али на пост президента, включают «государственный переворот в медицине» и «Жасминовая революция ». В соответствии со статьей 57 Конституции Туниса Бен Али стал исполняющим обязанности президента до выборов 1989 года. Страна столкнулась с 10% -ной инфляцией, внешний долг составлял 46% ВВП, а коэффициент обслуживания долга составлял 21%. ВВП, помимо кампании бомбардировок и попытки свержения правительства, за которые в 1987 году были осуждены 76 членов радикального «Движение исламских тенденций».

В 1999 году Фульвио Мартини, бывший глава итальянской военной секретной службы SISMI заявил парламентскому комитету, что «в 1985–1987 годах мы организовали своего рода переворот в Тунисе, назначив президента Бен Али главой государства, заменив Бургибу (sic), который хотел бежать ". Бургиба, хотя и являлся символом антиколониального сопротивления, считался неспособным больше руководить своей страной, и его реакция на рост исламского интегрализма была сочтена Мартини «слишком энергичной»: угроза Бургибы казнить подозреваемых могла иметь серьезные негативные последствия. в ближнем зарубежье. Действуя в соответствии с указаниями Беттино Кракси, премьер-министра Италии, и Джулио Андреотти, министра иностранных дел, Мартини утверждает, что выступил посредником в соглашении, которое привело к мирной передаче полномочий.

Беттино Кракси посетил Алжир в ноябре 1984 года, когда его предупредил президент Чадли Бенджедид, что Алжир готов вторгнуться в этот регион Туниса через которую проходил трубопровод в сторону Италии, если Бургиба не мог гарантировать стабильность своей страны. Алжир пытался диверсифицировать свою внешнюю политику, чувствуя себя изолированным от Испании и соглашения Миттерана с Марокко и Ливией по Чаду. В течение двух лет, по словам Мартини, итальянские и алжирские спецслужбы работали вместе, чтобы, с одной стороны, избежать распространения растущей дестабилизации Туниса на Алжир, а с другой стороны, чтобы контролировать пропалестинскую террористическую деятельность в Италии. Наконец, Бен Али был выбран как возможная замена Бургибе: как глава тунисских спецслужб и как министр внутренних дел он выступал против планов грубой казни фундаменталистов. Действия SISMI не имели согласия Рене Имбота, главы французской секретной службы, и Соединенные Штаты не были проинформированы.

По словам Мартини, SISMI не сыграл оперативной роли в приходе Бен Али к власти, но организовал политический шаг для политической и экономической поддержки его нового правительства, избегая того, чтобы Тунис мог пасть в открытом противостоянии с фундаменталистами, какими будут в Алжире в последующие годы.

В 1994 году, после скандала с Тангентополи и расследования Мани Пулите, Беттино Кракси бежал из Италии в Хаммамет в Тунисе и оставался там беглецом под защитой правительства Бен Али. Он неоднократно заявлял о своей невиновности, но так и не вернулся в Италию, где был приговорен к 27 годам тюремного заключения за свои коррупционные преступления (из них 9 лет и 8 месяцев оставались без изменения). Он умер 19 января 2000 года в возрасте 65 лет от осложнений диабета.

Либерализация, затем репрессии

Бен Али сначала предпринял некоторые шаги по либерализации режима. Он разрушил культ личности, окружавший его предшественника. Он также внес поправки в конституцию, чтобы ограничить президента в общей сложности тремя пятилетними сроками, не более чем двумя сроками подряд. В 1988 году несколько исламистских активистов были освобождены из тюрьмы. Он также заключил национальный пакт с тунисской партией Харакат аль-Иттиджах аль-Ислами (Движение исламских тенденций), которая была основана в 1981 году; позже она изменила свое название на Эннахда (Партия Возрождения). Он также изменил название правящей партии на Демократическое конституционное собрание.

. Однако новаторский подход Бен Али не сработал. Впоследствии Ан-Нахда утверждал, что активно участвовал в выборах 1989 года, создавая видимость несправедливости; официальные результаты дали КОД все места в законодательном органе. Впоследствии Бен Али запретил исламистские политические партии и, как сообщается, заключил в тюрьму около 8000 активистов. В то же время Бен Али не встретил сопротивления на первых президентских выборах в Тунисе с 1972 года. В то время потенциальные кандидаты в президенты должны были получить поддержку 30 политических деятелей. Учитывая почти полное доминирование КОД в политике, кандидаты от оппозиции не смогли подписать свои выдвиженческие документы.

Репрессии 1989 г. привели к восстановлению некоторых ограничений эпохи Бургибы. Самоцензура все чаще уступала место официальной цензуре. Бен Али был переизбран без сопротивления в 1994 году. После внесения поправок в конституцию, позволяющих президенту баллотироваться на три срока подряд, Бен Али был переизбран в 1999, 2004 и 2009 годах - каждый раз с невероятно высоким перевесом (никогда не опускался ниже 89 процентов голосов) Хотя требование о получении подписей от 30 политических деятелей было снято, оппозиционеры по-прежнему сталкиваются с почти непреодолимыми препятствиями.

К началу 21 века Бен Али считался руководителем одного из самых репрессивных режимов в мире. Его режим постоянно получал низкие оценки от агентств по правам человека и свободе прессы.

Экономические реформы

В качестве президента Бен Али выступал за экономические реформы, которые укрепили экономику Туниса и увеличили иностранные инвестиции. После того, как он занял пост президента, ВВП Туниса на душу населения увеличился более чем в три раза с 1201 доллара в 1986 году до 3786 долларов в 2008 году. Хотя в 2002 году рост замедлился до 15-летнего минимума в 1,9% из-за засухи и слабого туризма, после чего условия улучшились. 2003 год способствовал росту примерно до 5% ВВП. В течение примерно 20 лет после 1987 года годовой рост ВВП составлял в среднем почти 5%. В отчете, опубликованном в июле 2010 года Boston Consulting Group («Африканские претенденты: глобальные конкуренты появляются с неизведанного континента»), Тунис числится как один из африканских «львов» и указывается, что на восемь африканских львов приходится 70 процентов населения континента. валовой внутренний продукт.

Стабильный рост ВВП продолжался благодаря позитивным торговым отношениям с Европейским союзом, оживлению индустрии туризма и устойчивому сельскохозяйственному производству. Однако приватизация, увеличение иностранных инвестиций, повышение эффективности государственного управления и сокращение торгового дефицита оставались проблемами. В Докладе о глобальной конкурентоспособности за 2010-2011 годы (Всемирный экономический форум Давоса) Тунис занял первое место в Африке и 32-е место в мире из 139 стран.

Однако Тунис по-прежнему страдает от высокого уровня безработицы, особенно среди молодежи. В стороне от относительного процветания оказались многие сельские и городские бедняки, включая малые предприятия, выходящие на мировой рынок. Это стало причиной массовых протестов в декабре 2010-январе 2011 - самых серьезных беспорядков, с которыми страна сталкивалась по крайней мере за десять лет.

Дипломатия

Во время президентства Бен Али Тунис проводил умеренную внешнюю политику, способствуя мирному урегулированию конфликтов. Тунис занял среднюю позицию, способствуя миротворчеству, особенно на Ближнем Востоке и в Африке. В Тунисе прошел первый в истории палестинско-американский диалог. Активно содействуя ближневосточному мирному процессу, тунисская дипломатия поддержала дело палестинцев. В период с 1982 по 1993 год, когда проводилась Организация освобождения Палестины, были предприняты значительные усилия, чтобы смягчить взгляды этой организации. Тунис с начала 1990-х годов призывает к «согласованным» международным усилиям по борьбе с терроризмом. Он также был ключевым партнером США в усилиях по борьбе с глобальным терроризмом в рамках Транссахарской контртеррористической инициативы.

Президент Бен Али в основном сохранил прозападную внешнюю политику своего предшественника, хотя и наладил связи с Арабско-мусульманский мир. Он выступил с рядом инициатив по продвижению солидарности, диалога и сотрудничества между странами, инициировав Всемирный фонд солидарности Организации Объединенных Наций для искоренения бедности и содействия социальному развитию на основе успешного опыта Тунисского национального фонда солидарности. Бен Али также сыграл ведущую роль в объявлении ООН 2010 года Международным годом молодежи.

Утрата власти

С декабря 2010 года граждане Туниса начали массовые протесты против безработицы и коррупции Бен Али.. По мере роста массовых протестов Бен Али объявил чрезвычайное положение в стране, распустил правительство 14 января 2011 года и пообещал новые выборы в законодательные органы в течение шести месяцев. Позже в тот же день премьер-министр Мохаммед Ганнуши выступил по государственному телевидению, чтобы сказать, что он приходит к власти в Тунисе, и заявил, что президент покинул страну. Бен Али покинул страну 14 января в 16:00 по местному времени рейсом, направлявшимся в Дубай, и прибыл в Саудовскую Аравию рано в субботу, 15 января, где его встретили представители Саудовской Аравии. органы власти. Протесты стали известны как Тунисская революция.

Революция 2011 года

Промежуточный период

Постреволюционные кабинеты

Кабинет Ганнуши
Эссебси Кабинет

Коалиция тройки

Кабинет Джебали
Кабинет Лаараеда

Переход ко Второй республике

Кабинет Джомаа
Конституция 2014 года
Вторая республика (2014 – настоящее время)

Марзуки потерпел поражение от Беджи Каида Эссебси на президентских выборах в ноябре – декабре 2014 года, и Эссебси был приведен к присяге в качестве президента 31 декабря 2014 года, сменив Марзуки.

См. также
Примечания
Далее чтение
  • Перкинс, Кеннет. История современного Туниса (2-е издание, 2014 г.)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 14:50:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте