История средневекового Туниса

редактировать

Средневековая эра Туниса начинается с того, что в конечном итоге вернет Ифрикия (Тунис и весь Магриб ) по местному берберскому правилу. Шиитский ислам халифат Фатимидов отправился на свои недавно завоеванные территории в Египте, оставив династию Зиридов править вместо них. Зириды в конечном итоге разорвали все связи с Фатимидами и официально приняли суннитские исламские доктрины.

За это время в Магрибе возникли два сильных местных последовательных движения, посвященных мусульманской чистоте в своей практике. Альморавиды возникли в дальнем западном районе в аль-Магриб аль-Акса (Марокко), основав империю к северу от современной Испании (аль-Андалус ) и к югу от Мавретании; Правление Альморавидов никогда не включало Ифрикию. Позже берберский религиозный лидер Ибн Тумарт основал движение Альмохад, вытеснил Альморавидов и в конечном итоге поставил под контроль движения Аль-Магриб и Аль-Андалус. На смену правлению Альмохадов придут основанные в Тунисе Хафсиды. Хафсиды были местной династией берберов и сохраняли контроль с переменным успехом до прихода османов в западное Средиземноморье.

Содержание

  • 1 Суверенитет берберов
  • 2 История берберского языка
    • 2.1 Результат миграции
    • 2.2 Письменность, письменность
  • 3 Берберская принадлежность к племенам
  • 4 Наследие зиридов берберов
    • 4.1 При Фатимидах
    • 4.2 Независимость
  • 5 Норманны в прибрежном Тунисе
  • 6 Берберские исламские движения
  • 7 Альмохадов (аль-Мувахиддин)
    • 7.1 Махди унитариев
    • 7.2 Империя единого Магриба
    • 7.3 Религия и культура
  • 8 Тунисская династия Хафсидов
    • 8.1 Политическая хронология
    • 8.2 Общество и культура
    • 8.3 Коммерция и торговля
  • 9 Ибн Халдун
    • 9.1 Жизнь и карьера
    • 9.2 Социальная философия
  • 10 См. также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки

Берберский суверенитет

Следуя Фатимидам, следующие полтысячелетия берберы Ифрикия пользовались самоуправлением (1048–1574). Фатимиды были шиитами, в частности, из более противоречивой исмаилитской ветви. Они возникли в исламских странах далеко на востоке. Сегодня и на протяжении многих веков большинство тунисцев идентифицируют себя как сунниты (тоже с востока, но выступающие против шиитов). В Ифрикии, во времена Фатимидов, было презрение к любому правлению с востока, независимо от того, суннит ли это был или шиит. Отсюда возникновение в средневековом Тунисе (Ифрикия) режимов, не зависящих от востока (аль-Машрик), что знаменует собой новую и популярную эру берберского суверенитета.

Герб Тунисской Республики

Первоначально местным агентам Фатимидов удалось внушить лояльность берберским элементам вокруг Ифрикии, апеллируя к берберскому недоверию к исламскому востоку здесь, в форма правила Аглабидов. Таким образом, Фатимиды в конечном итоге добились успеха в приобретении местной государственной власти. Тем не менее, однажды установившись в Ифрикии, правление Фатимидов сильно нарушило социальную гармонию; они ввели высокие, неортодоксальные налоги, что привело к восстанию хариджитов . Позже Фатимидам Ифрикии удалось осуществить свой давний великий замысел по завоеванию исламского Египта; вскоре после этого их руководство переместилось в Каир. Фатимиды оставили берберских зиридов в качестве своих местных вассалов, чтобы управлять Магрибом. Изначально только клиент шиитского халифата Фатимидов в Египте, Зириды в конечном итоге изгнали шиитских Фатимидов из Ифрикии. В отместку Фатимиды послали разрушительного Бану Хилала против Ифрикии, что привело к периоду социального хаоса и экономического упадка.

Независимая династия Зиридов исторически считалась королевством берберов; Зириды были основаны лидером среди санхаджа берберов. В то же время суннитский Омейядский халифат Кордовы выступал против шиитских фатимидов и сражался с ними. Возможно, потому, что тунисцы давно сами были суннитами, в настоящее время они могут свидетельствовать о слабой гордости за роль Фатимидского халифата в истории ислама. В дополнение к вышеупомянутым претензиям к Фатимидам (согласно Бану Хилал), в эпоху Фатимидов престиж культурного лидерства в аль-Магрибе решительно сдвинулся с Ифрикии и вместо этого стал призом аль-Андалус.

В течение периода, в целом неприятного шиитского правления, берберы, похоже, идеологически отошли от народного антагонизма против исламского востока (аль-Машрик) и к покорности его суннитской ортодоксии, хотя, конечно же, через их собственную правовую школу Малики (рассматриваемую суннитами как один из четырех ортодоксальных мазхабов ). Профессор Абдалла Ларуи отмечает, что, обладая суверенитетом, берберский магриб экспериментировал с несколькими доктринальными точками зрения на протяжении 9-13 веков, включая хариджи, Зайди, Шииты и Альмохад. В конце концов они остановились на ортодоксии, на суннитских доктринах Малики. Этот прогресс указывает на великий период самоопределения берберов.

Тунис при Альмохадах станет постоянной столицей Ифрикии. Социальная рознь между берберами и арабами будет разрешена. Фактически можно сказать, что история Ифрикии до этого периода была прологом, который просто подготовил почву; отныне памятные события, происходящие на этой сцене, составят Историю Туниса для его современного народа. Проф. Перкинс упоминает предшествующую историю правления с востока (аль-Машрик) и комментирует, что после ухода Фатимидов в Тунисе возникло намерение создать «мусульманское государство, отвечающее интересам его берберского большинства». Так началась средневековая эра их суверенитета.

История берберского языка

Результат миграций

Двадцать или около того берберских языков (также называемых тамазигт) являются говорят в Северной Африке. Когда-то берберские языки преобладали на всей этой большой территории, но в результате арабизации и более поздних местных миграций сегодня берберские языки сокращены до нескольких крупных регионов (в Марокко, Алжире и Центральной Сахаре) или остаются как небольшие языковые острова. Некоторые лингвисты характеризуют берберский язык как единый язык с множеством диалектных вариаций, разбросанных по отдельным регионам, без постоянной стандартизации. Берберские языки можно классифицировать следующим образом (некоторые более широко известные языки или языковые группы выделены курсивом). Этническое историческое соответствие предполагает обозначение | Племя |.

Современные берберские языки. Без текста: в основном арабский.

Nota Bene: Классификация и номенклатура берберских языков не имеют полного согласия.

Письменные, письменные

Ливийские берберы разработали свою собственную систему письма, очевидно происходящую от финикийского, еще в 4 веке до нашей эры. как бустрофический шрифт, то есть пишется слева направо, затем справа налево на чередующихся строках или вверх и вниз в столбцах. Большинство этих ранних надписей были погребальными и короткими. Существует несколько более длинных текстов, взятых из Тугга, современная Дугга, Тунис. Оба двуязычны, написаны на пуническом языке буквами и берберским буквами. Кто-то проливает свет на правящие институты берберов во 2 веке до нашей эры. Другой текст начинается: «Этот храм, построенный гражданами Тугги для короля Масиниссы …» Сегодня все еще используется письменность, происходящая от древнего ливийского алфавита; это называется тифинаг.

афроазиатская языковая семья. За пределами Эфиопии, помеченного здесь тигре и амхарский, семитские языки, как правило, не использовались в других частях Африки до распространения ислама. (после 632 г.). Затем арабский вытеснил некоторые афроазиатские языки, например, древнеегипетский и берберский во многих областях.

Однако берберский язык больше не является широко распространенным в современном Тунисе; например, столетия назад многие из его зената берберов были арабизированы. Сегодня в Тунисе небольшое меньшинство, говорящее по-берберски, можно услышать на острове Джерба ​​, в районе соленых озер, около пустыни, а также вдоль горная граница с Алжиром (через эту границу на западе лежит большой регион, где преобладают зенати берберские языки и диалекты). Напротив, использование берберского языка относительно распространено в Марокко, а также в Алжире и в отдаленной центральной части Сахары. Берберская поэзия прочна, как и традиционная берберская литература.

Берберские племена

Великие племенные идентичности берберской древности назывались Маури, Нумидийцы и гетулы. Маури населяли крайний запад (древняя Мавритания, ныне Марокко и центральный Алжир). Нумидийцы были расположены между Маури и городом-государством Карфаген. У обоих были большие сидячие популяции. Гетулы были менее оседлыми, с большим количеством скотоводческих элементов и жили на юге, на окраинах Сахары. Средневековый историк Магриба Ибн Халдун приписывают или обвиняют в теоретизировании причинной динамики различных племенных конфедераций с течением времени. Вопросы, касающиеся племенной социальной экономики и их влияния, породили обширную литературу, которая, по мнению критиков, преувеличена. Абдалла Ларуи не учитывает влияние племен, объявляя этот предмет формой обфускации, скрывающей подозрительные колониальные идеологии. Хотя берберское племенное общество оказало влияние на культуру и правительство, их существование было в основном связано с сильным иностранным вмешательством, которое узурпировало основную сферу государственных институтов и подорвало их естественное политическое развитие. Стратегия выживания берберов перед лицом иностранной оккупации заключалась не в предрасположенности к племенным структурам, а в том, чтобы образно вернуться к своему собственному образу жизни через свои устойчивые племенные сети. С другой стороны, как это принято и понимается, племенные сообщества на Ближнем Востоке существовали тысячелетиями и время от времени процветали.

Берберские племенные идентичности сохранились в неизменном виде в течение длительного периода господства города. государство Карфаген. В течение веков римского владычества сохранились племенные обычаи. Поддерживающие социальные обычаи будут включать: общинную самооборону и групповую ответственность, брачные союзы, коллективные религиозные обряды, взаимные дары, семейные рабочие отношения и богатство. Абдалла Ларуи резюмирует устойчивые результаты иностранного правления (здесь Карфагена и Рима) как: Социальный (ассимилированный, неассимилированный, свободный); Географический (город, страна, пустыня); Экономический (торговля, сельское хозяйство, кочевничество ); и лингвистические (например, латинский, пунико-берберский, берберский).

В первые века исламской эры говорили, что племена берберов были разделены на два блока: Бутр (Заната и союзники) и Барани (Санхаджа, Масмуда и другие). этимология неясна, возможно, происходящая из племенных обычаев одежды («абтар» и «бурнус») или, возможно, слов, придуманных для того, чтобы отличить кочевника (Бутр) от фермера (Баранис). Арабы набрали большинство своих первых новобранцев из Бутра. Позже возникли легенды, в которых говорилось о неясном, древнем вторжении в Северную Африку химьяритских арабов Йемена, из которых, очевидно, было сфабриковано доисторическое происхождение : берберы происхождение от двух братьев, Бурна и Абтара, которые были сыновьями Барра, внука Ханаана (Ханаана, который был внуком Ноя через его сына Ветчина ). И Ибн Халдун (1332–1406), и Ибн Хазм (994-1064), и берберские генеалоги считали, что происхождение химьяритских арабов совершенно неприемлемо. Эта легендарная родословная, однако, сыграла роль в долгом процессе арабизации, который длился веками среди берберских народов.

Топография аль-Магиба с современными государственными границами

В их средневековой исламской истории Берберов можно разделить на три основные племенные группы: заната, санхаджа и масмуда. Эти племенные подразделения упоминаются Ибн Халдуном (1332–1406). заната вначале были более тесно связаны с арабами и, следовательно, стали более арабизированными, хотя знатия берберский язык до сих пор используется на небольших островах в Алжире и в северном Марокко (риф и север Средний Атлас ). санхаджа также широко рассеяны по всему Магрибу, среди которых: оседлые кабилы на побережье к западу от современного Алжира, кочевые занага южного Марокко (юг Анти-Атлас ) и западной Сахары до Сенегала, и туареги (ат-Таварик), широко известные верблюдоводы-кочевники центральной Сахары. Потомки Масмуда - оседлые берберы Марокко, в Высоком Атласе и от Рабата внутри страны до Азру и Ханифры, самый густонаселенный из современных берберских регионов.

Средневековые события в Ифрикия и аль-Магриб часто связаны с племенными ассоциациями. Связанными с кабил-санхаджа были племена кутама, поддержка которых способствовала созданию халифата Фатимидов (909–1171, только до 1049 года в Ифрикии); их вассалы и более поздние преемники в Ифрикии Зириды (973-1160) также были Санхаджа. Альморавиды (1056–1147) сначала начали свое существование далеко на юге Марокко, среди Ламтуна Санхаджа. От Масмуда произошли Ибн Тумарт и движение Альмохадов (1130–1269), позднее поддержанное Санхаджей. Соответственно, именно из племени масмуда произошла династия Хафсидов (1227–1574) Туниса.

Наследование берберов Зиридов

Фатимиды

Фатимиды сфера

Династия Зиридов (972–1148) начала свое правление как агенты шиитов Фатимидов (909–1171), которые завоевали Египет в 969 году. После перенесения своей столицы в Каир из Махдии в Ифрикии, Фатимиды также отказались от прямого управления аль-Магрибом, которое они делегировали местному вассалу. Однако их магрибская власть не была передана лояльному Котама берберу, племя которого оказало решающую поддержку Фатимидам во время их восхождения. Вместо этого власть была дана вождю из Санхаджа берберской конфедерации центрального Магриба Булуггину ибн Зири (умер в 984 г.). Его отец Зири был верным последователем и воином Фатимидов.

Какое-то время регион пользовался большим процветанием, и ранний двор Зиридов, как известно, наслаждался роскошью и искусством. И все же политические дела были неспокойными. Война Бологгина против Зената берберов на западе была бесплодной. Его сын аль-Мансур (годы правления 984-996) бросил вызов правлению Фатимидского шиитского халифата в Каире, но без желаемого результата; вместо этого берберы Котама были вдохновлены Фатимидами на восстание; аль-Мануру удалось подчинить Котаму. Фатимиды продолжали требовать от Зиридов уплаты дани. После смерти Булуггина вассальность Фатамидов в конечном итоге была разделена между двумя династиями: для Ифрикии - Зиридов (972–1148); и для западных земель [в современном Алжире] Хаммадид (1015–1152), названный в честь Хаммада, другого потомка Булуггина. Безопасность гражданской жизни снизилась в основном из-за периодических политических ссор между Зиридами и Хаммадидами, включая гражданскую войну, закончившуюся в 1016 году. Вооруженные нападения также исходили от суннитов Омейядов аль-Андалуса и от других берберов, например, Заната Марокко.

Несмотря на то, что в этот период Магриб часто вступал в конфликт, погружаясь в политическую неразбериху, Фатимидская провинция Ифрикия сначала сумела продолжить относительное процветание под властью берберов Зиридов. Развивались сельское хозяйство (зерно и оливки), ремесленники города (ткачи, слесари, гончары) и сахарская торговля. Священный город Кайруан служил также главным политическим и культурным центром государства Зиридов. Вскоре, однако, торговля в Сахаре начала приходить в упадок, что было вызвано изменением спроса и посягательствами конкурирующих торговцев: от Фатимидского Египта на восток и из-за растущей мощи аль-Мурабит Берберское движение в Марокко на запад. Этот спад в торговле в Сахаре вызвал быстрое ухудшение коммерческого благосостояния Кайруана. Чтобы компенсировать это, Зириды поощряли морскую торговлю своих прибрежных городов, которая действительно начала оживляться; однако они столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны торговцев растущих городов-государств Генуя и Пиза.

Независимость

В 1048 году, как по экономическим, так и по народным причинам, Зириды резко порвал с шиитским халифатом Фатимидов, который правил ими из Каира. Вместо этого Зириды предпочли стать суннитами (всегда одобренными большинством мусульман-магриби) и, следовательно, заявили о своей верности умирающему Аббасидскому халифату в Багдаде. Следовательно, многие шииты были убиты во время беспорядков по всей Ифрикии. Государство Зиридов захватило богатство и монеты Фатимидов. Суннитские юристы-малики были восстановлены в качестве преобладающей школы права.

В ответ политические лидеры Фатимидов направили против Зиридов вторжение кочевых арабов, Бану Хилал, которые уже мигрировали в верхний Египет. Фатимиды побудили этих воинов-бедуинов продолжить путь на запад, в Ифрикию. Зловещим образом на запад, к Зириду Ифрикии, подошел весь Бану Хилал, вместе с ними Бану Сулайм, оба арабских племени, вышедшие из верхнего Египта, где они пасли своих животных.

Бану Хилал в генеалогической схеме Бану Амир

Прибывшие бедуины из Бану Хилала в 1057 году разбили в битве берберские армии Зирида и Хаммадида и разграбили столицу Зиридов Кайруан. С тех пор было сказано, что большая часть последующих несчастий Магриба может быть связана с хаосом и регрессом, вызванным их прибытием, хотя историческое мнение не единодушно. В арабских преданиях лидер Бану Хилал Абу Зайд аль-Хилали - герой; он наслаждается парадом победы в Тунисе, где он становится владыкой аль-Андалуса, согласно народному эпосу Тагрибат Бани Хилал. Бану Хилал происходил из племенного союза Бану Амир, расположенного в основном на юго-западе Аравии.

В Тунисе, когда племена Бану Хилали грабили сельские районы, местное оседлое население было вынуждено брать убежище в основных прибрежных городах, а также в укрепленных городах на севере Туниса (таких как Тунис, Сфакс, Махдия, Бизерта...). В это время Тунис претерпел быструю урбанизацию, поскольку голод обезлюделскую сельскую местность, промышленность перешла от сельского хозяйства к производству. Процветающее сельское хозяйство центральной и северной Ифрикии на время уступило место скотоводству ; Следовательно, экономическое благосостояние резко упало.

Даже после падения Зиридов Бану Хилал был свидетелем беспорядков, как в 1184 году восстание Бану Гания. Однако эти грубые арабские пришельцы составили вторую волну арабской иммиграции в Ифрикию и таким образом, ускорили процесс арабизации. Использование берберских языков уменьшилось в сельской местности в результате господства бедуинов. Существенно ослабленное, Санхаджа правление Зиридов продолжалось, гражданское общество разрушено, а региональная экономика теперь находится в хаосе.

Норманны в прибрежном Тунисе

Норманны из Сицилии впервые совершили набег на восточное побережье Ифрикии в 1123 году. После нескольких лет атаки в 1148 году норманны под руководством Георгия Антиохийского захватили все прибрежные города Туниса: Бона (Аннаба), Сфакс, Габес и Тунис.

«К началу 12-го века Сицилия и Ифрикия были связаны экономической взаимозависимостью. С 1135 года Аль-Махдия стал де-факто сицилийским протекторатом, а в 1140-х годах большая часть прибрежной Ифрикии была подчинена господству Роджера II, в то время как государство Зиридов прекратило свое существование ».

Действительно, норманнский король Роджер II Сицилийский смог создать прибрежное владение на территории между Бона и Триполи, существовавшие с 1135 по 1160 год и поддерживаемые в основном последними местными христианскими общинами.

Эти общины, обычно христианское население Северной Африки (Римские африканцы ), придерживаясь своей религии со времен Римской империи, все еще говорили на африканском романском языке. e в некоторых местах, таких как Габес и Гафса : наиболее безопасное свидетельство существования африканского романа исходит от арабского географа XII века Мухаммада ал- Идриси, писавший, что жители Гафсы (центрально-южный Тунис) использовали язык, который он назвал аль-латини аль-африки («латынь Африки»;).

Берберские исламские движения

Альморавиды (1056–1147)

В средневековом Магрибе среди берберских племен одно за других возникли два сильных религиозных движения: Альморавиды (1056–1147) и Альмохады (1130–1269). Профессор Джамиль Абун-Наср сравнивает эти движения с хариджитами VIII и IX веков в Магрибе , включая Ифрикию : каждый из них является воинствующим берберским движением сильной мусульманской веры, каждый из которых восстает против статуса- кво слабой ортодоксальности, каждый стремился основать государство, в котором «ведение хорошей мусульманской жизни было декларируемой целью политики». Эти средневековые берберские движения, Альморавиды и Альмохады, сравнивают с более поздними ваххабитами, строгими фундаменталистами Саудовской Аравии.

Альморавидами [араб. Аль-Мурабитум, из Рибата, например, «защитники»] зародилось как исламское движение берберов санхаджа, возникшее в отдаленных пустынях юго-запада Магриб. Спустя столетие это движение исчерпало себя, утратило сплоченность и силу, а затем стало упадком. Из своей столицы Марракеш Альморавиды когда-то управляли Большой империей, простирающейся от Мавритании (к югу от Марокко) до аль-Андалуса (южная Испания), но Альморавиды правили никогда не достигли востока достаточно далеко, чтобы включить Ифрикию.

Соперничающие альмохады также были берберским исламским движением, основатель которого был из племени масмуда. Они победили и вытеснили Аморавидов и сами основали большую империю, которая охватила регион Ифрикия, ранее управляемый Зиридами.

Альмохады (аль-Мувахиддин)

Махди из унитариев

Движение Альмохад [арабское аль-Мувахидун, «унитарии»] правило в Магрибе по разному, начиная примерно с 1130 по 1248 год (локально в Марокко до 1275 года). Это движение было основано Ибн Тумартом (1077–1130), Масмуда бербером из Атласских гор Марокко, который стал махди. После паломничества в Мекку и последующего изучения, он вернулся в Магриб около 1218 лет, вдохновленный учениями аль-Ашари и аль-Газали. Харизматичный лидер, он проповедовал внутреннее осознание Единства Бога. Пуританин и твердый реформатор, он собрал строгих последователей среди берберов в Атласе, радикальное сообщество и в конце концов начал вооруженный вызов нынешним правителям, Альморавидам (1056–1147)

Империя Альмохадов (1147–1269) в наивысшей степени

Ибн Тумарт основатель Альмохадов оставил писания, в которых его богословские идеи смешиваются с политическими. В нем он утверждал, что лидер, Махди, непогрешим. Ибн Тумартателей создал иерархию из своих последователей, которая сохранялась долгое время после эпохи Альмохадов (в Тунисе при Хафсидах ), основанная не только на разновидности этнической лояльности, такой как «Совет пятидесяти». [ахль аль-Хамсин] и собрание «Семидесяти» [ахль аль-Сака], но, что более важно, основано на формальной структуре внутреннего управления, которое выходит за рамки племенной лояльности, а именно: (а) его ахль аль- дар, или «люди в доме», своего рода тайный совет, (б) его ахль аль-Ашра или «Десять», существий из его первых десяти формирующихся последователей, и (в) различные должности. Ибн Тумарт обучал своих собственных талаба или идеологов, а также своих хуффазов, которые действуют как религиозные, так и военные. Нет уверенности в некоторых деталях, но общее мнение, что Ибн Тум Тумарт стремился уменьшить «влияние племенных структур». Более поздние исторические события «во многом облегчили его предварительную реорганизацию, потому что это сделало возможным сотрудничество между племенами», которое могло иначе могло бы объединиться. Эти организационные и групповые приготовления солидарности, сделанные Ибн Тумартом, были «наиболее методичными и эффективными» и «сознательной копией» мединского периода пророка Мухаммада.

Махди ибн Тумарт также отстаивал идею строгого исламского закона и мораль вытесняют неортодоксальные аспекты берберских обычаев. В начале своей карьеры в Тинмале Ибн Тумарт действовал как «хранитель веры, арбитр в моральных вопросах и главный судья». Тем не менее, очевидно, из-за узкого законничества, распространенного в то время среди юристов Малики, и из-за их влияния на конкурирующий режим Альморавидов, Ибн Тумарт выступал против школы Малики, отдавая предпочтение школе захиритов. 228>

Империя единого Магриба

Флаг Альмохадов

После смерти Махди ибн Тумарта Абд аль-Мумин аль-Куми (ок. 1090 - 1163) около 1130 лет стал халиф Альмохадов - первый неараб, получивший такой титул. Абд аль-Му'мин был одним из первых «десяти» последователей Ибн Тумарта. Он немедленно начал нападение на правящего Альморавида и к 1147 году отбил у него Марокко, подавив последующие там восстания. Затем он пересек пролив, заняв аль-Андалус (на юге Испании); тем не менее, правление Альмохадов было неравномерным и противоречивым. Абд аль-Му'мин потратил много лет «на организацию своего государства внутри страны с целью правительства государства Альмохадов в своей семье». «Абд аль-Му'мин создал единую мусульманскую общину в Магрибе на основе учения Ибн Тумарта».

Между тем анархия в Зириде Ифрикии (Тунис) сделала его мишенью для нормандского королевства в Сицилии, который между 1134 и 1148 годами взял под свой контроль Махдию, Габес, Сфакс и остров Джерба ​​, все из служили центрами торговли и торговли. Единственной сильной мусульманской державой в Магрибе были недавно появившиеся альмохады во главе с их халифом бербером Абд аль-Мумином. Он ответил предоставленными военными кампаниями в восточном Магрибе, которые поглотили государство Хаммайд и Зирид и изгнали христиан. Таким образом, в 1152 году он впервые напал и занял Бужи (в восточном Алжире), которым управляли санхаджа Хаммадиды. Затем его армии вошли в Зирид Ифрикия, неорганизованную территорию, взяв Тунис. Его армии также осадили Махдию, удерживаемые норманнами Сицилии, вынудив эти договориться об уходе в 1160 году. Однако христианские купцы, например, из Генуи и Пизы, уже прибыл, чтобы остаться в Ифрикии, так что такое присутствие купцов (итальянцев арагонцев ) продолжалось.

С захватом Туниса, Махдии, а затем Триполи, государства Альмохадов. достигла из Марокко в Ливию. «Это был первый раз, когда Магриб был объединен под одной политической властью». «Абд аль-Му'мин ненадолго председательствовал в объединенной североафриканской империи - первой и последней в ее истории под властью народов». Это было бы высшей точки политического единства Магриби. Через двадцать лет спустя, к 1184 году, восстание на Балеарских островах со стороны Бану Гания (которые утверждали, что являются наследниками Альморавидов) распространилось на Ифрикию и другие места, вызвав серьезные проблемы. для режима Альмохадов, время от времени в течение следующих пятидесяти лет.

Религия и культура

Ибн Тумарт отказался признать фикх какой-либо установленной школы права. На практике, однако, школа права Малики выжила и по умолчанию работала на периферии. В конце концов правоведы-малики получили официальное признание, за исключением периода правления Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура (1184–1199), который был верен учению Ибн Тумарта. Тем не менее, запутанный статус продолжал существовать и исчезать, хотя в конце концов по большей части работал плохо. После столетия таких колебаний халиф Абу-Аль-'Ала Идрис аль-Мамун порвал с узкой идеологией режима Альмохадов (впервые сформулированной Махди ибн Тумартом); около 1230 г. он подтвердил восстановление возродившегося тогда маликитского обряда, неизменно популярного в аль-Магрибе.

Ибн Рушд из Кордовы, фрагмент фрески «Афинская школа » Рафаэля

Мусульманские философы Ибн Туфайл (Абубасер для латинян) из Гранады (умер в 1185 г.) и Ибн Рушд (Аверроэс) из Кордовы (1126–1198), который также был назначенным судьей Малики, были сановниками, известными суду Альмохадов, чей капитал был установлен в Марракеше. Великий суфийский богослов Ибн 'Араби родился в Мерсии в 1165 году. В эпоху Альмохадов архитектура процветала, в Севилье строили Хиральду и вводили остроконечную арку.

«Нет ничего лучше. Это была империя берберов по своему вдохновению, и чьи имперские состояния находились под руководством берберских лидеров. Унитариальные Альмохады постепенно изменили первоначальные амбиции строгого осуществления замыслов своего основателя; Не менее их, вероятно, способствовало религиозной осведомленности мусульман всего Магриба, тем не менее, он не мог подавить другие традиции и учения и альтернативные выражения ислама, включая популярный культ святых., суфии, а также правоведы Малики, выжили.

Альмохад Империя (как и ее предшественник Альморавиды) со временем ослабла и распалась за исключением мусульманского королевства Гранады, Испания была потеряна. Альмохадами должны были быть последовать Мериниды ; в Ифрикии (Тунис) - Хафсидами (которые утверждали, что являются наследниками унитарных Альмохадов).

Тунисская династия Хафсидов

Династия Хафсидов (1230–1574) унаследовал правление Альмохадов в Ифрикии, при этом Хафсиды утверждали, что истинное духовное наследие его основателя, Махди Ибн Тумарта (ок. 1077 - 1130).). На короткое время правитель хафсидов будет признан халифом ислама. Тунис при Хафсидах в итоге на время восстановит культурное первенство в Магрибе.

Политическая хронология

Умар Инти Абу Хафса был одним из Десяти, решающей группы, состоящей из очень ранних приверженцев движения Альмохад [аль-Муваххидун], около 1121 года. Эти десять были товарищами Ибн Тумарта Махди, и сформировал внутренний круг, консультирующийся по всем важным вопросам. Умар Инти Абу Хафса, раненный в бою около Марракеша в 1130 году, долгое время был влиятельной фигурой в движении Альмохадов. Его сын 'Умар аль-Хинтати был назначен халифом Альмохадов Мухаммадом ан-Насиром губернатором Ифрикии в 1207 году и служил до самой своей смерти в 1221 году. Его сыном, внуком Абу Хафса, был Абу Закария.

Абу Закария (1203–1249) служил Альмохадам в Ифрикии в качестве губернатора Габеса, затем в 1226 году губернатором Туниса. В 1229 году во время волнений в движении Альмохадов Абу Закария провозгласил свою независимость, объявив имя Махди во время пятничной молитвы, но сам принял титул Амира : отсюда начало династии Хафсидов (1229–1574).). В следующие несколько лет он укрепил свои позиции в городах Ифрикии, затем захватил Триполитанию (1234 г.) на востоке, а на западе Алжир (1235 г.) и позже Тлемсен (1242). Он укрепил свое правление среди берберских конфедераций. Правительственная структура государства Хафсидов следовала модели Альмохадов с довольно строгой иерархией и централизацией. Преемственность Абу Закария движению Альмохадов была признана единственным государством, поддерживающим традиции Альмохадов, и была признана в пятничной молитве во многих штатах Аль-Андалуса и Марокко (включая Меринидов ). Дипломатические отношения были установлены с Фридрихом II Сицилийским, Венецией, Генуей и Арагоном. Абу Закария, основатель Хафсидов, стал главным правителем в Магрибе.

На исторический момент, сын Абу Закария и самопровозглашенный халиф Хафсидов, аль-Мустансир (г..1249-1277), был признан халифом Меккой и исламским миром (1259–1261) после прекращения монголами Аббасидского халифата в 1258 году. в качестве соперника, претендующего на титул; Хафсиды оставались местным суверенитетом.

Хафсид Ифрикия (включая Константин и Триполи ) и соседние государства, около 1400

С момента своего происхождения с Абу Закария Хафсиды представляли их режим как наследник движения Альмохадов, основанного Махди Ибн Тумартом, имя которого упоминалось во время пятничной молитвы в эмиратских мечетях до 15 века. Соответственно, правительство Хафсидов было сформировано по модели Альмохадов, созданной Махди, то есть оно представляет собой строгую иерархию. Амир обладал всей властью с соблюдением кодекса этикета, окружающего его личность, хотя как суверен он не всегда держался в стороне. Советником эмира были Десять, состоящие из главных Альмохадов шейков. Следующей по порядку была «Пятьдесят», собранная из мелких шейков, а после этого - обычные шейки. У ранних хафсидов был цензор, мазвар, который контролировал ранжирование определенных шейков и относил их к определенным категориям. Первоначально существовали ри министры [wazir, множественное число wuzara]: армии (командующий и тыловое обеспечение); финансов (бухгалтерский и налоговый); и государственный (корреспонденция и полиция). На столетии роль Хаджиба становилась все более, сначала он был главой дворца, затем посредником между амиром и его кабинетом и, наконец, де-факто первым министром. Государственная власть публично подтверждена впечатля процесс : высшие должностные лица на конях маршируют под звуки литавр и тамборов, с высоко поднятыми разноцветными шелковыми знаменами - все для того, чтобы культивировать царственную пышность. В провинциях, где эмир пользовался признанной властью, его губернаторами обычно были близкие родственники, которым помогал опытный чиновник. В других местах провинциальным назначенцам приходилось бороться с сильными местными олигархиями или ведущими семьями. В отношении касательно измененных стратегий; для тех, кто находится в хороших отношениях, выступая в качестве своего представителя в центральном правительстве, а также как правительственный агент для своих соплеменников.

В 1270 г. король Людовик IX Франция, чей брат был королем Сицилии, высадил армию около Туниса; болезнь опустошила их лагерь. Позже влияние Хафсидов было уменьшено с возвышением марокканских Маринидов из Феса, которые дважды захватили и потеряли Тунис (1347 и 1357). И все же состояние Хафсидов восстановится; двумя известными правителями были Абу Фарис (1394–1434) и его внук Абу 'Амр' Усман (годы правления 1435–1488).

К концу внутреннего беспорядка в династии Хафсидов создал уязвимые места, в то время как великая держава Между испанцем и турком возникла борьба за контроль над Средиземным морем. Династы Хафсидов стали пешками, подчиняясь конкурирующим стратегиям воюющих сторон. К 1574 году Ифрикия был включен в Османскую империю.

Общество и культура

Мазхаб «юрисдикция» в нынешнем исламском праве

после перерыва в альмохадах, Малики мазхаб (школа права) возобновил свою полную юрисдикцию над Магрибом. В течение 13 века школа Малики претерпела существенные либерализирующие изменения, отчасти из-за иракского влияния. При правоведах-хафсидах концепция маслахаха или «общественного интереса» развивалась в ходе работы их мазхаба. Это открыло Малики фикх соображения обстоятельств и обстоятельств общего благосостояния. Таким образом, в шариате Малика местным образом обычаи стали неотъемлемой правовой дисциплины. Позже теолог Малики Мухаммад ибн 'Арафа (1316–1401) из Туниса обучался в библиотеке Зайтуны, которая, как говорят, содержит 60 000 томов.

Арабы-бедуины продолжали прибывать в 13 век. Оставшиеся проблемы оставались незаполненными. Арабский язык преобладающим, за исключением нескольких бербероязычных областей, например, Хариджит Джерба ​​и пустыня на юге. Возник досадный разрыв между управлением городами и сельским хозяйством; временами городские правители предоставляли сельским племенам автономию («икта») в обмен на их поддержку в борьбе внутри магриби. Тем не менее, эта племенная независимость от центральной власти означала также, что, когда центр ослабевает, периферия может оставаться сильной и устойчивой.

Из аль-Андалуса продолжалась миграция мусульман и евреев. Ифрикия, особенно после падения Гранады в 1492 году, последнего мусульманского государства, правившего на Пиренейском полуострове. Эти вновь прибывшие иммигранты принесли с собой вливание своего высокоразвитого искусства. Хорошо известные андалузские традиции музыки и поэзии обсуждаются Ахмадом ат-Тифаши (1184–1253) из Туниса в его Мутаат аль-Асма 'фи' ильм. ас-сама '[Удовольствие для ушей, об искусстве музыки], в томе 41 своей энциклопедии.

В результате первоначального процветания Аль-Мустансир (годы правления 1249-1277) преобразился столица Туниса, строительство дворца и парка Абу-Фир; он также создал поместье около Бизерты (по словам Ибн Халдуна, равных ему в мире нет). Образование улучшилось за счет учреждения системы медресе. Суфизм, например, Сиди Бин Арус (ум. 1463, Тунис), основатель арусийа тариката, становился все более заметным, формируя социальные связи между городом и деревней. По словам Абун-Насра, суфийские шейхи начали брать на себя религиозную власть, некогда принадлежавшую унитарным Альмохадам. Расцвела поэзия и архитектура. На данный момент Тунис восстановил культурное лидерство Магриба.

Торговля и торговля

Bacino del Mediterraneo, dall’Atlante manoscritto del 1582–1584 ca. Biblioteca Nazionale Centrale Vittorio Emanuele II, Roma (cart. Naut. 2 - cart. Naut 6 / 1-2)

Тунис при ранних Хафсидах, как и весь Магриб, пользовался общим процветанием из-за подъема Сахарско-суданская торговля. Возможно, более важным было увеличение средиземноморской торговли, включая торговлю с европейцами. По всему региону повторение сделок купли-продажи с христианами привело в конечном итоге к развитию торговых практик и структурированных соглашений о доставке, которые были созданы для обеспечения взаимной безопасности, таможенных доходов и коммерческой прибыли. Прибывающее судно могло доставить товар и забрать обратный груз за несколько дней. Христианские торговцы Средиземноморья, обычно организованные по городам своего происхождения, открыли и содержали свои собственные торговые объекты (фундук) в этих североафриканских таможенных портах, чтобы обрабатывать поток товаров и сбыт продукции.

Современная реконструкция дома Caravel ) Caravela Latina), который с 13 века перевозил коммерческие грузы через Средиземное море

Основными морскими таможенными портами тогда были: Тунис, Сфакс, Махдия, Джерба ​​ и Габес (все в Тунисе); Оран, Бужи (Бежая ) и Бон (Аннаба) (в Алжире); и Триполи (в Ливии). В таких портах, как правило, импортные товары выгружались и перемещались в таможенную зону, откуда они помещались на опечатанный склад, или фундук, до тех пор, пока не были уплачены пошлины и сборы. Размер налога варьировался, обычно от пяти до десяти процентов. Тунисская таможенная служба была расслоенной бюрократией. Во главе его часто стоял член правящей знати или мушариф, называемый аль-Каидом, который не только руководил персоналом, собирающим обязанности, но также мог вести переговоры о коммерческих соглашениях, заключать договоры и выступать в качестве судьи в юридических спорах с участием иностранцев.

Тунис экспортировал зерно, финики, оливковое масло, шерсть и кожу, воск, кораллы, соленую рыбу, ткань, ковры, оружие, а также, возможно, черных рабов. Импорт включал столярные изделия, оружие, охотничьих птиц, вино, парфюмерию, специи, лекарственные растения, коноплю, лен, шелк, хлопок, многие виды тканей, стеклянную посуду, металлы, скобяные изделия и драгоценности.

Исламское право в эту эпоху был разработан специальный институт для регулирования общественной морали, или hisba, который включал порядок и безопасность публичных рынков, надзор за рыночными операциями и связанные с этим вопросы. Городской рынок [арабский базар, пл. iswak] обычно была улицей с магазинами, продававшими одинаковые или похожие товары (овощи, ткань, металлоизделия, пиломатериалы и т. д.). Городской чиновник, на которого возложены эти обязанности, назывался мухтасиб.

. Чтобы обеспечить общественный порядок на городских рынках, мухтасиб обеспечивал честные коммерческие сделки (торговцы, честно называя местную цену сельским жителям, честных мер и весов, но не качества товаров и цены как таковых), держать дороги открытыми, регулировать безопасность строительства и контролировать стоимость металла существующей чеканки и чеканки новой монеты (золотые динары и серебряные дирхемы чеканились в Тунисе). Авторитет мухтасиба и его группы помощников находился где-то между кади (судьей) и полицией, а в других случаях, возможно, между прокурором (или торговым комиссаром) и мэром (или высокий городской чиновник). Часто должность занимал ведущий судья или муфтий. Мухтасиб не заслушивал оспариваемый судебный процесс, но, тем не менее, мог предписать причинение боли и унижения до 40 ударов плетью, помещение в должник, приказ закрыть магазин или исключить правонарушителя из город. Однако гражданская власть мухтасибов не распространялась на сельскую местность.

Начиная с 13 века, из аль-Андалуса пришли мусульманские и еврейские иммигранты с ценными талантами, например, торговыми связями, сельскохозяйственная техника, производство и искусство (см. ниже, Общество и культура). Однако, к сожалению, общее процветание не было стабильным на протяжении веков правления Хафсидов; С середины XIV века начался резкий экономический спад из-за множества факторов (например, сельского хозяйства и торговли в Сахаре). При амире Абу аль-Аббасе (1370–1394) участие хафсидов в средиземноморской торговле начало сокращаться, в то время как ранние корсары начали набеги.>Жизнь и карьера Статуя Ибн Халдуна в Тунисе

Крупный социальный философ Ибн Халдун (1332–1406) признан пионером в социологии, историографии и смежных дисциплинах. Несмотря на йеменское происхождение, его семья веками проживала в аль-Андалусе, прежде чем уехать в 13 веке в Ифрикию. Уроженец Туниса, он провел большую часть своей жизни при Хафсидах, режиму которых он служил иногда.

Ибн Халдун рано начал политическую карьеру, работая под руководством различных правителей небольших государств, чьи замыслы разворачивались на фоне меняющегося соперничества и союзов. В какой-то момент он поднялся до визиря ; однако он также провел год в тюрьме. Его карьера потребовала нескольких перемещений, например, Фес, Гранада, в конечном итоге Каир, где он умер. Чтобы писать, он на время отошел от активной политической жизни. Позже, после своего паломничества в Мекку, он служил Великим Кади обряда Малики в Египте (его несколько раз назначали и увольняли). Находясь в Дамаске, Тамерлан взял город; этот жестокий завоеватель взял интервью у пожилого юриста и социального философа, но Ибн Халдун сумел вернуться к своей жизни в Египте.

Социальная философия

История и историография, написанные Ибн Халдуном, были теоретически обоснованы по его образованию как файласуф [философ]. И все же именно его участие в небольших нестабильных правительствах региона вдохновило его на многие ключевые идеи. Его история пытается объяснить очевидную циклическую прогрессию исторических состояний Магриба, в результате чего: (а) к власти приходит новая правящая ассоциация, обладающая сильной лояльностью, (б) распадающаяся на протяжении нескольких поколений, (в) ведущая к развалу правящих слоев. Социальная сплоченность, необходимая для первоначального прихода группы к власти, а также для способности группы поддерживать и реализовывать ее, Ибн Халдун назвал Асабийа.

своим семитомником Китаб аль-Ибар [Книга примеров] (сокращенно title) представляет собой телескопическую «универсальную» историю, которая концентрируется на персидской, арабской и берберской цивилизациях. Его длинный пролог, названный Мукаддима [Введение], представляет развитие долгосрочных политических тенденций и событий как поле для исследования, характеризуя их как человеческие явления в квазисоциологических терминах. Это широко считается жемчужиной постоянного культурного анализа. К сожалению, Ибн Халдун не вызвал достаточного интереса среди местных ученых, его исследованиями в Ифрикии пренебрегли; однако в персидском и турецком мирах он приобрел постоянных последователей.

В более поздних книгах Китаб аль-Ибар он уделяет особое внимание истории берберов Магриба. Проницательный Ибн Халдун в своем повествовании в конечном итоге доходит до исторических событий, свидетелем которых он сам был или с которыми он сам столкнулся. Как чиновник Хафсидов, Ибн Халдун на собственном опыте испытал влияние неспокойных режимов на социальную структуру и долгосрочное падение благосостояния региона.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:49:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте