История лингвистики

редактировать
Аспект истории

Лингвистика - это научное исследование язык. Он включает анализ языка формы, языка значения и языка в контексте.

Лингвистика начала систематически изучаться индийским ученым Панини в 6 веке до нашей эры. Начиная примерно с 4 века до н. Э., период Воюющих царств Китай также развил свои собственные грамматические традиции. Аристотель заложил основы западной лингвистики как часть изучения риторики в его Поэтике ок. 335 г. до н.э. Традиции арабской грамматики и еврейской грамматики развивались в средние века в религиозном контексте, как санскритская грамматика Панини.

Современные подходы начали развиваться в 18 веке, когда классическая дисциплина риторики была постепенно устранена. В 19 веке лингвистика стала рассматриваться как принадлежащая либо к психологии, либо к биологии, и такие взгляды остаются основой сегодняшней господствующей англо-американской лингвистики. Однако в начале 20-го века их оспаривал Фердинанд де Соссюр, который установил лингвистику как автономную дисциплину в рамках социальных наук. Следуя концепции Соссюра, общая лингвистика состоит из изучения языка как семиотической системы, которая включает подполя фонология, морфология, синтаксис и семантика. Подход лингвиста к ним может быть диахроническим или синхронным.

. Сегодня лингвистика рассматривается как относящаяся к большому количеству научных подходов и далее подразделяется на несколько областей, включая прикладную лингвистику., психолингвистика, социолингвистика, компьютерная лингвистика и т. Д.

Содержание

  • 1 Античность
    • 1.1 Вавилония
    • 1.2 Индия
    • 1.3 Греция
    • 1.4 Рим
    • 1.5 Китай
  • 2 Средние века
    • 2.1 Арабская грамматика
    • 2.2 Европейские народные языки
  • 3 Современная лингвистика
    • 3.1 Историческая лингвистика
    • 3.2 Структурализм
    • 3.3 Дескриптивная лингвистика
    • 3.4 Генеративная лингвистика
    • 3.5 Другие подполя
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Античность

В разных культурах ранняя история лингвистики связана с необходимостью устранить двусмысленность дискурса, особенно в ритуальных текстах или в аргументах. Это часто приводило к исследованиям звуко-смысловых отображений и дебатам о традиционном и натуралистическом происхождении этих символов. Наконец, это привело к процессам, с помощью которых из единиц формируются более крупные структуры.

Вавилония

Самые ранние лингвистические тексты, написанные клинописью на глиняных табличках, датируются почти четырьмя тысячами лет назад. В первые века второго тысячелетия до н. Э. В южной Месопотамии возникла грамматическая традиция, которая длилась более 2500 лет. Лингвистические тексты самых ранних частей традиции представляли собой списки существительных в шумерском (языковой обособленный, то есть язык без известных генетических родственников), язык религиозных и юридических текстов того времени. В повседневной речи шумерский язык заменялся совершенно другим (и не связанным) языком, аккадским ; Однако он оставался языком престижа и продолжал использоваться в религиозном и юридическом контексте. Поэтому его нужно было преподавать как иностранный, и чтобы облегчить это, информация о шумерском была записана в письменной форме говорящими на аккадском языке писцами.

С течением времени списки стали стандартизированными, а шумерские слова были снабжены аккадскими переводами. В конечном итоге появились тексты, которые давали аккадские эквиваленты не только отдельным словам, но и целым парадигмам различных форм слов: например, в одном тексте есть 227 различных форм глагола “ar «помещать».

Индия

Лингвистика в древней Индии берет свое начало от потребности правильно декламировать и интерпретировать ведические тексты. Уже в древнейшем индийском тексте Ригведа, вак («речь») обожествляется. К 1200 г. до н.э. устное исполнение этих текстов становится стандартизированным, и трактаты по ритуальному чтению предлагают разделить санскритские составы на слова, основы и фонетические единицы, что послужит толчком для морфологии и фонетика.

Некоторые из самых ранних действий в описании языка были приписаны индийскому грамматику Панини (4 век до н.э.), который написал основанное на правилах описание санскритского языка в своем Aṣṭādhyāyī.

В течение следующих нескольких столетий была достигнута ясность в организации звуковых единиц и стоп-согласных были организованы в квадрат 5x5 (ок. 800 г. до н.э., пратисакхья ), что в конечном итоге привело к систематическому алфавиту брахми к III веку до н.э.

В семантике ранний санскритский грамматик ākaṭāyana (до примерно 500 г. до н. Э.) Предполагает, что глаголы представляют онтологически предшествующие категории и что все существительные этимологически являются производными от действий. этимолог Яска (ок. V в. До н. Э.) Утверждает, что значение присутствует в предложении, и что значения слов основаны на сентенциальном употреблении. Он также предлагает четыре категории слов - существительные, глаголы, предглаголы и частицы / инварианты - и тест для конкретных и абстрактных существительных: слова, которые могут быть обозначены местоимение, что.

Панини (ок. 4 в. до н. э.) противостоит точке зрения Яски о первичности предложений и предлагает грамматику для составления семантики из морфемических корней. Преодолевая ритуальный текст и рассматривая живой язык, Панини определяет исчерпывающий набор из около 4000 афористических правил (сутр ), которые:

  1. сопоставляют семантику структур аргументов глаголов в тематических ролях
  2. морфосинтаксические правила для создания глагольных форм и именных форм, семь падежей которых называются карака (аналогично падежу ), которые порождают морфологию
  3. Возьмите эти морфологические структуры и рассмотрите фонологические процессы (например, модификация корня или основы), с помощью которой получается окончательная фонологическая форма

Кроме того, палийская школа также предоставляет список из 2000 глагольных корней, которые образуют объекты, к которым применяются эти правила, список звуков (так называемые Шива-сутры) и список из 260 слов, не выводимых правилами.

Чрезвычайно лаконичное описание этих правил и их сложных взаимодействий привело к значительным комментариям и экстраполяции на последующие столетия. Фонологическая структура включает определение понятия звуковых универсалий, аналогичных современной фонеме, систематизацию согласных на основе сужения ротовой полости и гласных по высоте и высоте. продолжительность. Тем не менее, это стремление отобразить их из морфемы в семантику, что действительно примечательно в современных терминах.

Грамматики, следующие за Панини, включают Катьяяну (ок. III в. До н. Э.), Который написал афоризмы о Панини (Варттике) и продвинутой математике ; Патанджали (II век до н.э.), известный своими комментариями по избранным темам грамматики Панини (Махабхасья) и афоризмам Катьяяны, а также, по мнению некоторых, автором Йога-сутры и Пингала с его математическим подходом к просодии. На протяжении столетий велись споры о том, были ли сопоставления значений слов условными (Вайшешика - Ньяя ) или вечными (Катьяяна-Патанджали- Мимамса ).

Ньяя сутры определяют три типа значений: индивидуальный (эта корова), универсальный тип (коровство) и образ (нарисовать корову). То, что звук слова также образует класс (универсальный звук), наблюдал Бхартхари (ок. 500 г. н. Э.), Который также постулирует, что языковые универсалии являются единицами мысли, близкими к номиналист или даже лингвистический детерминизм позиция. Бхарттхари также считает предложение онтологически первичным (значения слов узнаются с учетом их смыслового использования).

Из шести канонических текстов или ведангов, которые составляли основную программу брахманического образования с 1 века н.э. до 18 века, четыре касались языка:

Бхартрихари около 500 г. н.э. представил философию значения в своей доктрине спхона.

К сожалению, основанный на правилах метод лингвистического анализа и описания Панини оставался относительно неизвестным западной лингвистике до недавнего времени. Франц Бопп использовал труд Панини как лингвистический источник для своей санскритской грамматики 1807 года, но проигнорировал его методологию. Система Панини также отличается от современной формальной лингвистики тем, что, поскольку санскрит является языком свободного порядка слов, он не предоставляет синтаксических правил. Формальная лингвистика, впервые предложенная Луи Ельмслев в 1943 году, тем не менее основана на той же концепции, что выражение значения организовано на разных уровнях языковой формы (включая фонологию и морфологию)..

Книга Каччаяны, датированная ранним веком нашей эры, описывает язык буддийского канона.

Греция

Греки разработали алфавит, используя символы из финикийцев, добавляя знаки для гласных и дополнительных согласных, соответствующих их идиоме (см. Робинс, 1997). В финикийцах и в более ранних греческих системах письма, таких как линейное письмо B, графемы обозначали слоги, то есть звуковые комбинации согласного и гласного. Добавление гласных греками было большим прорывом, так как облегчило написание греческого языка, представляя как гласные, так и согласные с различными графемами. В результате введения письменности были написаны такие стихи, как гомеровские поэмы, и было создано несколько изданий и комментариев, составивших основу филологии и критики.

Наряду с письменной речью греки начали изучать грамматические и философские вопросы. Философские дискуссии о природе и происхождении языка можно найти уже в трудах Платона. Вызывало беспокойство то, был ли язык создан человеком, социальным артефактом или сверхъестественным по происхождению. Платон в своем Кратил представляет натуралистический взгляд, согласно которому значения слов возникают в результате естественного процесса, независимого от пользователя языка. Его аргументы частично основаны на примерах сложения, где значение целого обычно связано с составляющими, хотя в конце он допускает небольшую роль условности. софисты и Сократ представили диалектику как новый текстовый жанр. Платонические диалоги содержат определения размеров стихов и трагедий, формы и структуры этих текстов (см. Республика и Файдрос, Ион и т. Д.).

Аристотель поддерживает общепринятые истоки смысла. Он определил логику речи и аргументацию. Более того, работы Аристотеля по риторике и поэтике приобрели первостепенное значение для понимания трагедии, поэзии, общественных дискуссий и т. Д. Как текстовых жанров. Работа Аристотеля по логике взаимосвязана с его особым интересом к языку, и его работа в этой области была фундаментально важна для развития изучения языка (логос по-гречески означает и «язык», и «логическое мышление»). В Категории Аристотель определяет, что подразумевается под «синонимичными» или однозначными словами, что подразумевается под «омонимными» или двусмысленными словами и что подразумевается под «паронимными» или именными словами. Он разделяет формы речи на следующие:

  • Либо простые, без композиции или структуры, такие как «человек», «лошадь», «драки» и т. Д.
  • Или имеющие композицию и структуру, например « человек борется »,« конь бежит »и т. д.

Затем он различает субъект предикации, а именно тот, в отношении которого что-либо утверждается или отрицается, и субъект неотъемлемой части. Говорят, что вещь присуща субъекту, когда, хотя она и не является частью субъекта, она не может существовать без субъекта, например, форма в вещи, имеющей форму. Категории не являются абстрактными платоническими сущностями, но находятся в речи, это субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и привязанность. В de Interpretatione Аристотель анализирует категориальные предложения и делает ряд основных выводов по рутинным вопросам классификации и определения основных языковых форм, таких как простые термины и предложения, существительные и глаголы, отрицание, количество простые предложения (примитивные корни кванторов в современной символической логике), исследования исключенного середины (которое, по Аристотелю, не применимо к предложениям будущего времени - проблема будущих контингентов), и модальных предложений.

стоики сделали лингвистику важной частью своей системы космоса и человека. Они сыграли важную роль в определении языковых знаковых терминов, принятых позже Фердинандом де Соссюром, таких как «значимый» и «значимый». Стоики изучали фонетику, грамматику и этимологию как отдельные уровни обучения. В фонетике и фонологии были определены артикуляторы. слог стал важной структурой для понимания организации речи. Одним из наиболее важных вкладов стоиков в изучение языков было постепенное определение терминологии и теории, нашедшее отражение в современной лингвистике.

александрийские грамматики также изучали звуки речи и просодию ; они определили части речи с такими понятиями, как «существительное», «глагол» и т. д. Также была дискуссия о роли аналогии в языке, в этом обсуждении грамматики в Александрии поддержали точку зрения, что язык и особенно морфология основана на аналогии или парадигме, тогда как грамматика в школах в Малой Азии считает, что язык основан не на аналогичных основаниях, а скорее на исключениях.

александрийцев, как и их предшественников, очень интересовал метр и его роль в поэзии. Метрическое «футов » в греческом языке было основано на продолжительности времени, необходимом для произнесения каждого слога, причем слоги классифицировались в зависимости от их веса как «длинные» или «короткие» слоги (также известные как « тяжелые "и" легкие "слоги соответственно, чтобы отличать их от долгих и коротких гласных). Стопу часто сравнивают с музыкальным тактом, а длинные и короткие слоги - с целыми и половинными нотами. Основной единицей просодии на греческом и латинском языках является мора, который определяется как один короткий слог. Длинный слог эквивалентен двум мора. Длинный слог содержит либо длинный гласный, дифтонг, либо короткий гласный, за которым следуют два или более согласных.

Различные правила исключения иногда не позволяют грамматическому слогу образовать полный слог, а некоторые другие правила удлинения и сокращения (например, исправление ) могут создавать длинные или короткие слоги в контекстах, где можно было бы ожидайте обратного. Самым важным классическим измерителем, по определению александрийских грамматиков, был дактильный гекзаметр, метр гомеровской поэзии. В этой форме используются стихи о шести футах. Первые четыре лапы обычно являются дактилями, но могут быть спондами. Пятая ступня почти всегда дактиль. Шестая ступня - это либо спонд, либо хорей. Начальный слог каждой ступни называется ictus, основной «удар» стиха. Обычно после икта третьей стопы имеется цезура.

Текст Tékhnē grammatiké (ок. 100 г. до н. Э., Греч. Грамма означало букву, а это название означает «Искусство письма»), возможно, написанный Дионисием Фраксом (170 - 90 г. до н.э.), считается самой ранней книгой по грамматике в греческой традиции. Он перечисляет восемь частей речи и излагает общие детали греческой морфологии, включая падежные структуры. Этот текст был задуман как педагогическое руководство (как и Панини), а также охватывает пунктуацию и некоторые аспекты просодии. Были популярны и другие грамматики Харисиуса (в основном сборник Фракса, а также утерянные тексты Реммиуса Паламона и других) и Диомеда (уделяя больше внимания просодии) в Риме как педагогический материал для преподавания греческого языка носителям латыни.

Одним из самых выдающихся ученых Александрии и древности был Аполлоний Дискол. Аполлоний написал более тридцати трактатов по вопросам синтаксиса, семантики, морфологии, просодии, орфографии, диалектологии и многому другому. К счастью, четыре из них сохранились - у нас все еще есть синтаксис в четырех книгах и три монографии из одной книги по местоимениям, наречиям и связкам соответственно.

Лексикография стала важной областью изучения, поскольку многие грамматики составили словари, тезаурусы и списки специальных слов «λέξεις», которые были старыми, диалектическими или специальными (например, медицинские слова или ботанические слова) в тот период. В раннем средневековье мы находим больше категорий словарей, таких как словарь Суйда (считается первым энциклопедическим словарем), этимологические словари и т. Д.

В тот период греческий язык функционировал как lingua franca, язык, на котором говорили во всем известном мире (греки и римляне) того времени, и, как следствие, современная лингвистика пытается преодолеть это. У греков началась традиция изучения языка. За ними последовали римляне и средневековый мир, и их кропотливая работа сегодня считается частью нашего повседневного языка. Подумайте, например, о таких понятиях, как слово, слог, глагол, подлежащее и т. Д.

Рим

В 4 веке Элий Донат составил Латинская грамматика Ars Grammatica, которая в средние века стала определяющим школьным текстом. Уменьшенная версия, Ars Minor, охватывала только восемь частей речи; в конце концов, когда в 15 веке начали печатать книги, это была одна из первых книг, которые были напечатаны. Школьники, прошедшие все это образование, дали нам нынешнее значение слова «грамматика» (засвидетельствовано в английском с 1176 г.).

Китай

Подобно индийской традиции, китайская филология Xiaoxue (小 «элементарные исследования») начиналась как помощь в понимании классиков в династии Хань (c 3 век до н.э.). Сяосюэ разделился на три ветви: Xungu (訓詁 «экзегезис»), Wenzi (文字 «сценарий [анализ]») и Yinyun (音韻 «[изучение] звуков») и достиг своего золотого века в 17 веке нашей эры ( Династия Цин ). Словарь Эрия (ок. III в. До н. Э.), Сопоставимый с индийским Нигханту, считается первым лингвистическим трудом в Китае. Shuowen Jiezi (ок. II в. До н. Э.), Первый китайский словарь, классифицирует китайские иероглифы по радикалам, что было бы за ним последовали большинство последующих лексикографов. Еще две новаторские работы, созданные во времена династии Хань, - это Fangyan, первая китайская работа, касающаяся диалектов, и Shiming, посвященная этимологии.

Как и в Древней Греции, ранние китайские мыслители интересовались отношениями между именами и реальностью. Конфуций (6 век до н.э.), как известно, подчеркивал моральную приверженность, заложенную в имени, (чжэнминь), заявляя, что моральный крах до Цинь был результатом неспособности исправить поведение чтобы выполнить моральное обязательство, присущее именам: "Хорошее правительство состоит в том, что правитель является правителем, министр - министром, отец - отцом, а сын - сыном... Если имена неверны, язык - неверный. в соответствии с истиной вещей ". (Аналитики 12.11,13.3).

Однако что на самом деле подразумевает имя? Более поздние мохисты или группа, известная как Школа имен (мин цзя, 479-221 гг. До н.э.), считают, что мин (名 "имя") может относиться к трем видам ши (實 «актуальность»): универсалии типа (лошадь), индивидуальные (Джон) и неограниченные (вещь). Они занимают реалистичную позицию в отношении связи между именем и реальностью - универсалии возникают потому, что «сам мир фиксирует модели сходства и различия, по которым вещи должны делиться на виды». Философская традиция хорошо известна загадками, напоминающими софистов, например. когда Гунсунь Лунцзы (4 век до н.э.) спрашивает, являются ли в выражениях связки (X - Y) X и Y идентичными или X является подклассом Y. Это знаменитый парадокс » белая лошадь - это не лошадь ».

Сюнь Цзы (3 век до н.э.) пересматривает принцип чжэнмин, но вместо того, чтобы исправлять поведение в соответствии с именами, его упор делается на исправление языка, чтобы правильно отражать реальность. Это согласуется с более «традиционным» взглядом на происхождение слов (yueding sucheng 約定俗成).

Изучение фонологии в Китае началось поздно и находилось под влиянием индийской традиции после того, как буддизм стал популярным в Китае. Словарь rime - это тип словаря, упорядоченный по тону и rime, в котором произношение символов обозначено написанием fanqie. Таблицы рима были позже созданы для помощи в понимании фанки.

Филологические исследования процветали во времена династии Цин, главными фигурами были Дуань Юцай и Ван Няньсунь. Последним великим филологом той эпохи был Чжан Бинлинь, который также помог заложить основы современной китайской лингвистики. Западный сравнительный метод был принесен в Китай Бернардом Карлгреном, первым ученым, реконструировавшим среднекитайский и древнекитайский с латинским алфавитом ( не IPA ). Среди выдающихся современных китайских лингвистов - Y. Р. Чао, Ло Чанпей, Ли Фангу и Ван Ли.

Древние комментаторы классиков много внимания уделяли синтаксису и использованию частицы. Но первая китайская грамматика в современном понимании этого слова была создана Ма Цзяньчжун (конец XIX века). Его грамматика была основана на модели Latin (prescriptive ).

Средние века

Арабская грамматика

В связи с быстрым распространением ислама в 8 веке многие люди выучили арабский как lingua franca. По этой причине самые ранние грамматические трактаты на арабском языке часто написаны не носителями языка.

Самый ранний из известных нам грамматистов - Абд Аллах ибн Аби Исхак аль-Шахрами (умер в 735-736 гг., 117 хиджры ). Усилия трех поколений грамматиков достигли высшей точки в книге персидского лингвиста Сибавайхи (ок. 760-793).

Сибавайх сделал подробное и профессиональное описание арабского языка в 760 году в своем монументальном труде «Аль-китаб фи ан-нахв» (الكتاب في النحو, Книга по грамматике). В своей книге он отделил фонетику от фонологии.

европейских наречий

Ирландский Sanas Cormaic «Словарь Кормака» является первым этимологическим и в Европе энциклопедический словарь на любом неклассическом языке.

Modistae или «спекулятивные грамматики» в 13 веке ввели понятие универсальной грамматики.

в De vulgari eloquentia («О красноречии of Vernacular "), Данте расширил сферу лингвистических исследований с латыни / греческого языка, включив в него языки того времени. Другие лингвистические работы того же периода, касающиеся народных языков, включают Первый грамматический трактат (исландский ) или Auraicept na n-Éces (ирландский ).

В период Возрождения и барокко возрос интерес к лингвистике, особенно с целью переводов Библии, выполненных иезуитами, а также связанные с философскими размышлениями о философских языках и происхождении языка.

Современная лингвистика

Современная лингвистика возникла только в конце 18 века, и Романтические или анимистические тезисы Иоганна Готфрида Гердера и Иоганна Кристофа Аделунга оставались влиятельными и в XIX веке.

Историческая лингвистика

В течение 18 века гипотетическая история, основанная на сочетании лингвистики и антропологии, Тема происхождения и развития языка и общества была модной. Эти мыслители внесли свой вклад в создание академических парадигм, в которых некоторые языки были названы «примитивными» по сравнению с английским языком. В рамках этой парадигмы примитивные люди могут быть различимы по их примитивному языку, как в случае Хью Блэра, который утверждал, что коренные американцы дико жестикулируют, чтобы компенсировать плохой словарный запас их примитивного языка. Примерно в то же время Джеймс Бернетт написал 6-томный трактат, который более глубоко погрузился в вопрос «диких языков». Другие авторы предположили, что индейские языки - это «не что иное, как естественные и инстинктивные крики животных» без грамматической структуры. Мыслители в рамках этой парадигмы связали себя с греками и римлянами, которые считались единственными цивилизованными людьми древнего мира, и эту точку зрения сформулировал Томас Шеридан, составивший важный словарь произношения 18-го века: «Это было сделано с осторожностью при выращивании своим языкам, Греции и Риму, обязаны тем великолепием, которое затмило все другие народы мира ".

В 18 веке Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо проанализировал множество языков и вывел логические элементы эволюции человеческих языков. Его мышление чередовалось с его предшественниками биологической эволюции. Некоторые из его ранних концепций были подтверждены и сегодня считаются правильными. В своей книге «Санскритский язык» (1786) сэр Уильям Джонс предположил, что санскрит и персидский имеют сходство с классическим греческим, латинским, готский и кельтские языки. Из этой идеи возникли области сравнительного языкознания и исторического языкознания. На протяжении XIX века европейская лингвистика сосредоточилась на сравнительной истории индоевропейских языков, стремясь найти их общие корни и проследить их развитие.

В 1820-х годах Вильгельм фон Гумбольдт заметил, что человеческий язык был системой, управляемой правилами, предвосхищая тему, которая должна была стать центральной в формальной работе по синтаксису и семантике языка в 20 век. Об этом наблюдении он сказал, что оно позволяет языку «бесконечно использовать конечные средства» (Über den Dualis, 1827). Работа Гумбольдта связана с движением романтической лингвистики, которое было вдохновлено натурфилософией и романтической наукой. Другие известные представители движения включают Фридриха Шлегеля и Франца Боппа.

. Только в конце XIX века неограмматический подход Карла Бругмана и другие ввели жесткое понятие здравого закона.

Историческая лингвистика также привела к появлению семантики и некоторых форм прагматики (Nerlich, 1992; Nerlich and Кларк, 1996).

Структурализм

В Европе возникло развитие структурной лингвистики, начатое Фердинандом де Соссюр, швейцарским профессором индоевропейской и общей лингвистики, чьи лекции по общим лингвистика, посмертно опубликованная его учениками, задала направление европейскому лингвистическому анализу с 1920-х годов; его подход получил широкое распространение в других областях под широким термином «структурализм ».

Дескриптивная лингвистика

Во время Второй мировой войны лингвисты Северной Америки Леонард Блумфилд, Уильям Мандевиль Остин и несколько его учеников и коллег разработали учебные материалы для различных языков. чьи знания были необходимы для военных действий. Эта работа привела к растущей известности области лингвистики, которая стала признанной дисциплиной в большинстве американских университетов только после войны.

В 1965 году Уильям Стоко, лингвист из Университета Галлодета опубликовал анализ [1], который доказал, что американский язык жестов соответствует критериям естественного языка.

Генеративная лингвистика

Другие подполя

Примерно с 1980 г. и далее прагматический, функциональный и когнитивный подходы неуклонно набирают силу как в Соединенных Штатах, так и в Европе.

См. Также

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:49:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте