История образования в Шотландии

редактировать
Резьба по классу 17-го века с Домини и его десятью учениками из школы Джорджа Хериота, Эдинбург.

История образования в Шотландии в ее современном понимании организованного и институционального обучения началась в средние века, когда церковные хоровые школы и гимназии начали обучать мальчиков. К концу 15 века школы также были организованы для девочек, и университеты были основаны в Сент-Эндрюс, Глазго и Абердине. Образование поощрялось Законом об образовании 1496, по которому сыновьям баронов и землевладельцев были обязаны посещать гимназии, что, в свою очередь, способствовало повышению грамотности среди высших классов.

Шотландская Реформация привела к серьезным изменениям в организации и характере образования, с потерей хоровых школ и расширением приходских школ, а также с реформой и расширением университетов. В семнадцатом веке законодательство требовало создания и финансирования школ в каждом приходе, часто под надзором пресвитерий местного кирка. Существование этой сети школ позже привело к росту «демократического мифа» о том, что бедные мальчики смогли использовать эту систему образования, чтобы подняться на вершину шотландского общества. Тем не менее, университетская система Шотландии действительно помогла сделать его одним из основных участников Просвещения в 18 веке, выпустив таких крупных фигур, как Дэвид Хьюм и Адам Смит.

Религиозные разделения и влияние индустриализации, миграции и иммиграции разрушили существующую систему образования, и в конце девятнадцатого века она была реорганизована и расширена, чтобы создать финансируемую государством национальную систему бесплатного базового образования и общих экзаменов. Реформа шотландских университетов сделала их крупными центрами обучения и пионерами в приеме женщин с 1892 года. В 20-м веке шотландское среднее образование расширилось, особенно для девочек, но университеты начали отставать от университетов Англии и Европы в инвестициях и расширении. номеров. Управление системой образования все больше сосредоточивалось на Шотландии с последним переездом министерства образования в Эдинбург в 1939 году. После передачи полномочий в 1999 году шотландский исполнительный орган также создал предприятие, транспорт и всю жизнь. Учебный факультет, и было значительное расхождение с практикой в ​​Англии, включая отмену платы за обучение в шотландских университетах.

Содержание
  • 1 Средние века
  • 2 Влияние Реформации
  • 3 Восемнадцатый век
  • 4 Девятнадцатый век
  • 5 Двадцатый век
  • 6 Текущая система образования
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Средневековье
Башня Колледж Святого Сальватора, Сент-Эндрюс, один из трех университетов, основанных в пятнадцатом веке

В раннем средневековье Шотландия была преимущественно устным обществом, и образование было вербальным, а не литературным. Более полные источники по Ирландии того же периода предполагают, что, возможно, были филиды, которые действовали как поэты, музыканты и историки, часто были при дворе лорда или короля и передавали свои знания на гэльском языке новое поколение. После «дегаллизации» шотландского двора в XII веке эти функции взял на себя менее уважаемый орден бардов, и они продолжали действовать в аналогичной роли в Хайлендсе и на островах в восемнадцатый век. Они часто обучались в бардских школах, некоторые из которых, например, та, которой руководила династия Мак-Мюрихов, которые были бардами Лорда Островов, существовали в Шотландии, и большее количество в Ирландии, пока они не были подавлены с семнадцатого века. Большая часть их работ никогда не была записана, а то, что сохранилось, было записано только с шестнадцатого века.

Установление христианства принесло латынь в Шотландию как научный и письменный язык. Монастыри служили основными хранилищами знаний и образования, часто управляли школами и предоставляли небольшую образованную элиту, которая была необходима для создания и чтения документов в в основном неграмотном обществе. В средние века возникли новые источники образования: песенная и гимназия. Обычно они прикреплялись к соборам или коллегиальной церкви и были наиболее распространены в развивающихся городах. К концу средневековья гимназии можно было найти во всех основных городах и некоторых небольших городах. Ранние примеры, включая Среднюю школу Глазго в 1124 году и Среднюю школу Данди в 1239 году. Существовали также мелкие школы, более распространенные в сельской местности и обеспечивающие начальное образование. Некоторые монастыри, такие как цистерцианское аббатство в Кинлосе, открыли свои двери для более широкого круга студентов. Количество и размер этих школ, кажется, быстро увеличивался с 1380-х годов. Они были почти исключительно нацелены на мальчиков, но к концу пятнадцатого века в Эдинбурге также были школы для девочек, иногда описываемые как «школы шитья», и, вероятно, преподавали мирянки или монахини. Также было развитие частных уроков в семьях лордов и богатых бюргеров. Усиление акцента на образовании усилилось с принятием Закона об образовании 1496, который постановил, что все сыновья баронов и землевладельцев должны посещать гимназии, чтобы изучать "совершенную латиноамериканку". Все это привело к росту грамотности, но в основном она была сконцентрирована среди мужской и богатой элиты, причем к концу периода грамотными были, возможно, 60 процентов знати.

Ксилография с изображением Джона Мэра, один из самых успешных продуктов шотландской образовательной системы в конце пятнадцатого века

До пятнадцатого века те, кто хотел учиться в университете, должны были путешествовать в Англию или на континент, и было идентифицировано чуть более 1000 человек. между XII веком и 1410 годом. Среди них наиболее важной интеллектуальной фигурой был Джон Данс Скот, который учился в Оксфорде, Кембридже и Париж и, вероятно, умер в Кельне в 1308 году, оказав большое влияние на позднесредневековую религиозную мысль. После начала Войн за независимость, за редкими исключениями на условиях безопасности, английские университеты были закрыты для шотландцев, а континентальные университеты стали более значимыми. Некоторые шотландские ученые стали преподавателями континентальных университетов. В Париже это были Джон Де Рэте и Уолтер Вардлоу в 1340-х и 1350-х годах, Уильям де Тредбрум в 1380-х и Лоуренс де Линдорес в начале 1500-х. Ситуация изменилась после основания Университета Сент-Эндрюс в 1413 году, Университета Глазго в 1451 году и Университета Абердина в 1495 году. учреждения были предназначены для обучения священнослужителей, но они все чаще будут использоваться мирянами, которые начнут оспаривать монополию клерикалов на административные должности в правительстве и законе. Тем, кто хотел учиться на второй степени, по-прежнему нужно было уехать в другое место, и шотландские ученые продолжали посещать континент и английские университеты, которые вновь открылись для шотландцев в конце пятнадцатого века. Продолжающееся движение в другие университеты породило школу шотландских номиналистов в Париже в начале шестнадцатого века, из которых Джон Мэр был, вероятно, самой важной фигурой. Он, вероятно, учился в шотландской гимназии, затем в Кембридже, прежде чем переехать в Париж, где он поступил в школу в 1493 году. К 1497 году вернулся гуманист и историк Гектор Боес, родившийся в Данди и учившийся в Париже. стать первым директором нового университета Абердина. Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и станут одним из наиболее важных способов внедрения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии

. Реформация
Эндрю Мелвилл, которому приписывают крупные реформы в шотландских университетах в шестнадцатом веке.

Протестантские реформаторы разделяли гуманистическое стремление к расширению образования, с желанием иметь благочестивых людей вместо цели иметь образованные граждане. В 1560 г. Первая книга дисциплины содержала план школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. В городах сохранились старые школы, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет средств кирка, пожертвований местных наследников или городских советов и родителей, которые могли платить. Их проверяли кирк-сессии, которые проверяли качество преподавания и чистоту доктрины. Существовало также большое количество нерегулируемых "школ приключений", которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. Вне общепринятых бургских школ мастера часто совмещали свою должность с другой работой, особенно с незначительными должностями в кирке, такими как клерк. В лучшем виде учебная программа включала катехизис, латынь, французский, классическую литературу и спорт.

В 1616 г. Закон Тайного совета предписывал каждому приходу создать школу «там, где могут быть удобные средства», и когда Парламент Шотландии ратифицировал это Законом об образовании 1633 года был введен налог на местных землевладельцев для обеспечения необходимого капитала. Брешь, которая позволяла уклоняться от этого налога, была закрыта в Законе об образовании 1646, который заложил прочную институциональную основу для школ на принципах Covenanter. Хотя Реставрация привела к возврату к позиции 1633 года, в 1696 новое законодательство восстановило положения 1646 года вместе со средствами принуждения, «более соответствующими возрасту». Подчеркивая цель иметь школу в каждом приходе. В сельских общинах они обязывали местных землевладельцев (наследников) предоставить здание школы и заплатить учителю, в то время как служители и местные пресвитерии контролировали качество образования. Во многих шотландских городах бургскими школами управляли местные советы. К концу семнадцатого века в низинах существовала в значительной степени полная сеть приходских школ, но в высокогорьях во многих областях по-прежнему отсутствовало базовое образование.

Широко распространенная вера в ограниченные интеллектуальные и моральные способности женщин, соперничали с усилившимся после Реформации желанием, чтобы женщины брали на себя личную моральную ответственность, особенно как жены и матери. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как у мальчиков. В низших слоях общества они извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но обычно их было меньше, чем мальчиков, которые часто обучались отдельно, в течение более короткого времени и до более низкого уровня. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень неграмотности среди женщин, основанный на подписях среди служащих, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. Среди знати было много образованных и культурных женщин, из которых Мария, королева Шотландии является наиболее очевидным примером.

Колледж Хай-стрит при Университете Глазго, законченный в рамках Содружества

После Реформации университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом, который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он обучался в Париже. и изучал право в Пуатье, прежде чем переехать в Женеву и заинтересоваться протестантским богословием. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса, он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки на тот же статус, что и философия, что позволило оспаривать принятые идеи во всех областях. Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентства», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. От метафизики отказались, и греческий язык стал обязательным в первый год, а затем арамейский, сирийский и иврит, положив начало новой моде на древние и библейские языки. Глазго, вероятно, приходил в упадок как университет до его приезда, но теперь студенты стали прибывать в большом количестве. Он участвовал в реконструкции колледжа Маришаль, Абердина, и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа Святой Марии, Сент-Эндрюс, в 1580 году. Эдинбургский университет, созданный на основе публичных лекций, был основан в городе в 1540-х годах по закону, греческому языку, латыни и философии под патронажем Марии де Гиз. Они превратились в «Тунисский колледж», который в 1582 году стал Эдинбургским университетом. Результатом стало оживление всех шотландских университетов, которые теперь обеспечивали качество образования, равное тому, которое предлагается в любой стране. Европа. В рамках Содружества университеты увидели улучшение своего финансирования, поскольку они получили доход от деканатов, несуществующих епископств и акцизов, что позволило завершить строительство зданий, включая колледж на Хай-стрит в Глазго. Они по-прежнему в значительной степени рассматривались как учебная школа для духовенства и попали под контроль жесткой линии протестующих, которых режим обычно одобрял из-за их большей антипатии к роялизму, с Патриком Гиллеспи становится директором Глазго. После Реставрации в университетах была произведена чистка, но большая часть интеллектуальных достижений предыдущего периода была сохранена. Пять шотландских университетов восстановились с учебной программой, основанной на лекциях, которая могла охватывать экономику и науку, предлагая высококачественное гуманитарное образование сыновьям знати и дворянства. Это помогло университетам стать крупными центрами медицинского образования и вывело Шотландию на передовые позиции в мышлении Просвещения.

XVIII век
Старая школа в Кингсфорде, Восточный Эйршир

Один из последствий этого Разветвленная сеть школ стала развитием «демократического мифа» в 19 веке, породившего широко распространенное мнение, что многие «парнишки» смогли подняться по системе и занять высокие должности и что грамотность была намного выше. более распространен в Шотландии, чем в соседних штатах, особенно в Англии. Историки теперь признают, что очень немногие мальчики смогли пройти этот путь к социальному продвижению и что грамотность не была заметно выше, чем у сопоставимых народов, поскольку образование в приходских школах было базовым, коротким и посещение не было обязательным. Однако Шотландия действительно пожинала интеллектуальные преимущества высокоразвитой университетской системы. Шотландские мыслители начали подвергать сомнению предположения, которые ранее считались само собой разумеющимися; и с традиционными связями Шотландии с Францией, а затем в муках Просвещения, шотландцы начали развивать уникальную практическую ветвь гуманизма. Среди основных мыслителей, рожденных этой системой, был Фрэнсис Хатчесон, который занимал кафедру философии в Университете Глазго с 1729 по 1746 год и помогал развить утилитаризм и консеквенциалистское мышление. Некоторые современные взгляды на отношения между наукой и религией были развиты его протеже Дэвидом Хьюмом и Адамом Смитом.

К XVIII веку многие бедняки девочек обучали в школах дам, неформально организованных вдовой или старой девой для обучения чтению, шитью и кулинарии. Среди представителей аристократии к началу восемнадцатого века ожидалось, что образование девочки будет включать в себя базовую грамотность и счет, рукоделие, кулинарию и ведение домашнего хозяйства, при этом особое внимание уделялось вежливым достижениям и благочестию.

Хью Блэр, профессор риторики и Belles Lettres в Университете Эдинбурга

В Шотландском Высокогорье, помимо проблем с удаленностью и физической изоляцией, большинство людей говорили на гэльском языке, который могли понять немногие учителя и служители. Здесь приходские школы Кирка были дополнены Обществом распространения христианских знаний в Шотландии, основанным в 1709 году. Их целью было обучение английскому языку и прекращение римского католицизма, связанного с мятежным якобитизмом. Хотя в школах гэльского общества Библия преподавалась на гэльском языке, общий эффект способствовал эрозии культуры нагорья.

На протяжении последней части столетия школы и университеты также извлекали выгоду из сильной образовательной издательской индустрии, существовавшей по всему миру. Lowlands и который печатал учебники, учебники, заголовки лекций и другие виды эффективных средств обучения, которые помогали студентам запоминать информацию.

В XVIII веке университеты Шотландии перестали быть маленькими и узкими учреждениями, в основном для обучения духовенства и юристов в крупные интеллектуальные центры, стоящие на переднем крае шотландской идентичности и жизни, которые рассматриваются как фундамент демократических принципов и возможность социального продвижения талантливых людей. Кафедры медицины были основаны в Марсиальском колледже (1700 г.), Глазго (1713 г.), Сент-Эндрюс (1722 г.) и кафедре химии и медицины в Эдинбурге (1713 г.). Доминирующей стала Эдинбургская медицинская школа, основанная в 1732 году. К 1740-м годам он вытеснил Лейден как главный центр медицины в Европе и стал ведущим центром в Атлантическом мире. У университетов все еще были трудности. Экономический спад середины века вынудил закрыть колледж Святого Леонарда в Сент-Эндрюсе, имущество и персонал которого были объединены в колледж Святого Сальватора, чтобы сформировать Объединенный колледж Святого Сальватора и Святого Леонарда.

Старый колледж, университет Эдинбурга, построенный по планам, составленным Робертом Адамом и завершенный в девятнадцатом веке

Доступ к шотландским университетам был, вероятно, более открытым, чем в современной Англии, Германии или Франции. Посещаемость была менее дорогой, а студенческий состав более представительным для общества в целом. Более скромным студентам помогала система стипендий, учрежденная для помощи в обучении духовенства. В этот период общежитие было отделено от колледжей, и студенты могли жить гораздо дешевле и в основном без присмотра, дома, с друзьями или в квартирах в университетских городах. Система была гибкой, а учебная программа стала современной философской и научной, в соответствии с современными потребностями в улучшении и прогрессе. Шотландия воспользовалась интеллектуальными преимуществами этой системы в качестве вклада в европейское Просвещение.

Многие из ключевых фигур шотландского Просвещения были университетскими профессорами, которые развивали свои идеи в университетских лекциях. Среди них был Фрэнсис Хатчесон (1694-1746), который с 1729 по 1746 год занимал кафедру философии в Университете Глазго, идеи которого развивались его протеже Дэвидом Юмом. (1711–76), который стал важной фигурой в скептических философских и эмпирических традициях философии, и Адам Смит (1723–90), Богатство народов, (1776) считается первой работой современной экономики. Хью Блэр (1718–1800) был священником Шотландской церкви и занимал кафедрой риторики и художественной литературы в Эдинбургском университете. Он выпустил издание произведений Шекспира и наиболее известен своими проповедями (1777–1801), лекциями по риторике и беллетристикой (1783). Фокус шотландского Просвещения варьировался от интеллектуальных и экономических вопросов до специфических научных, как в работах Уильяма Каллена, врача и химика, Джеймса Андерсона, агронома, Джозеф Блэк, физик и химик, и Джеймс Хаттон, первый современный геолог.

Девятнадцатый век
The Mearns Street Public Школа, построенная для Гринока Бургского школьного совета, до сих пор носит его имя, высеченное на камне фронтоне над входом.

Индустриализация, урбанизация и разруха 1843 года Все подорвали традиции приходских школ. 408 учителей школ присоединились к отколовшейся Свободной церкви Шотландии. К маю 1847 года утверждалось, что 513 учителей получали зарплату напрямую из центрального образовательного фонда и более 44 000 детей обучались в бесплатных церковных школах. Попытки дополнить приходскую систему включали воскресные школы. Первоначально начатые в 1780-х годах городскими советами, они были приняты всеми религиозными конфессиями в девятнадцатом веке. К 1830-м и 1840-м годам они расширились и стали включать миссионерские школы, ветхие школы, библейские общества и классы усовершенствования, открытые для членов всех форм протестантизма и особенно нацелен на растущий городской рабочий класс. К 1890 г. у баптистов было больше воскресных школ, чем церквей, и они обучали более 10 000 детей. К 1914 году это число увеличится вдвое. С 1830 года государство начало финансировать здания за счет грантов, затем с 1846 года оно финансировало школы за счет прямого спонсорства, а в 1872 году Шотландия перешла к системе, подобной той, что была в Англии, в основном финансируемых государством бесплатных школах. местными школьными советами. Общее управление находилось в руках Шотландского (позже Шотландского) Департамента образования в Лондоне. Теперь образование было обязательным с пяти до тринадцати лет, и было построено много новых школ-интернатов. Более крупные городские школьные советы открыли "старшие" (средние) школы как более дешевую альтернативу городским школам. Департамент образования Шотландии ввел экзамен на аттестат зрелости в 1888 году, чтобы установить национальные стандарты среднего образования, а в 1890 году плата за обучение была отменена, в результате чего была создана государственная национальная система бесплатного базового образования и общих экзаменов.

В начале XIX века в шотландских университетах не было вступительных экзаменов, студенты обычно поступали в возрасте от 15 до 16 лет, посещали их всего два года, выбирали, какие лекции посещать, и уходили без квалификации. После двух комиссий по расследованию в 1826 и 1876 годах и реформирования актов парламента в 1858 и 1889 годах учебная программа и система выпуска были реформированы, чтобы удовлетворить потребности формирующегося среднего класса и профессий. Были введены вступительные экзамены, эквивалентные аттестату об окончании школы, и средний возраст поступления повысился до 17 или 18 лет. Стандартные модели выпуска в учебной программе по искусству предлагали трехлетнюю обычную и четырехлетнюю дипломы с отличием, а отдельные факультеты естественных наук могли отказаться из обязательных латыни, греческого языка и философии старой учебной программы магистратуры. Исторический Университет Глазго стал лидером британского высшего образования, удовлетворяя образовательные потребности молодежи из городских и коммерческих классов, а также высшего класса. Он готовил студентов к некоммерческой карьере в правительстве, юриспруденции, медицине, образовании и министерстве, а небольшую группу - к карьере в науке и технике. Сент-Эндрюс первым начал прием женщин в шотландские университеты, создав Леди-лицензиат искусств (LLA), которая оказалась очень популярной. С 1892 года шотландские университеты могли принимать и выпускать женщин, и число женщин в шотландских университетах неуклонно росло до начала 20 века.

ХХ век
Средняя школа Перта, открытая примерно в 1972 году

Система образования Шотландии претерпела радикальные изменения и расширение в 20 веке. В 1918 году римско-католические школы были включены в систему, но сохранили свой отчетливый религиозный характер, доступ к школам для священников и требование, чтобы школьный персонал был приемлем для церкви. В 1901 году возраст окончания школы был увеличен до 14 лет, и хотя планы поднять его до 15 лет в 1940-х годах так и не были ратифицированы, их число продолжало расти и после начального образования, и в конечном итоге он был увеличен до 16 в 1973 году. В результате среднее образование было основная область роста в межвоенный период, особенно для девочек, которые продолжали получать очное образование, все больше на протяжении столетия. Новые квалификации были разработаны, чтобы справиться с меняющимися стремлениями и экономикой, при этом аттестат об окончании был заменен на шотландский аттестат об образовании обычный класс ('O-Grade') и выше Квалификация степени («Высшая») в 1962 году стала базовой квалификацией для поступления в университет. Центр системы образования также стал больше ориентирован на Шотландию: министерство образования частично переместилось на север в 1918 году, а затем, наконец, его штаб-квартира была переведена в Эдинбург в 1939 году.

Студенческая библиотека в Университете Абертай

В первой половине 20-го века шотландские университеты отставали от университетов Англии и Европы с точки зрения участия и инвестиций. Упадок традиционных производств между войнами подорвал набор кадров. В английских университетах число студентов, зарегистрированных в период с 1924 по 1927 год, увеличилось на 19 процентов, но в Шотландии число студентов сократилось, особенно среди женщин. В тот же период, в то время как расходы в английских университетах выросли на 90 процентов, в Шотландии рост составил менее трети этой цифры. В 1960-е годы количество шотландских университетов удвоилось: Данди был отделен от Сент-Эндрюса, Стратклайд и Хериот-Уотт развились из «центральных учреждений» Шотландского офиса. и Стирлинг, основанный как совершенно новый университет на участке greenfield в 1966 году. Пять существующих институтов, присуждающих ученую степень, стали университетами после 1992 года в результате Закона о дальнейшем и высшем образовании. 1992. Это были Абертай, Глазго-Каледониан, Напье, Пейсли и Роберт Гордон. В 2001 году Университет Хайлендса и островов был создан федерацией 13 колледжей и исследовательских институтов в Хайлендсе и островах.

После передачи полномочий в 1999 году новый Шотландский исполнительный орган учредил Департамент образования и Департамент предпринимательства, транспорта и непрерывного обучения, которые вместе взяли на себя его функции. Одним из основных отклонений от практики в Англии, возможным из-за передачи полномочий, была отмена платы за обучение в 1999 году, вместо того, чтобы сохранить систему студенческих стипендий, основанных на проверке нуждаемости.

Текущий система образования

Для описания существующей системы образования в Шотландии см. Образование в Шотландии

См. также
Примечания
Дополнительная литература
  • Андерсон, Р. Д. Образование и шотландский народ, 1750-1918 (1995).
  • Андерсон, Р. Д. «История шотландского образования до 1980 г. ", в TGK Bryce and WM Humes, eds, Scottish Education: Post-Devolution (2 ed., 2003), pp. 219–28.
  • Хендри, Уильям Ф. Домини: профиль шотландских директор (1997)
  • О'Хаган, Фрэнсис Дж. Вклад религиозных орденов в образование в Глазго в период 1847-1918 (2006), католики
  • Рэфтери, Дейрдра, Джейн МакД Эрмид и Гарет Элвин Джонс, "Социальные изменения и образование в Ирландии, Шотландии и Уэльсе: историография школьного образования девятнадцатого века", История образования, июль / сентябрь 2007 г., Vol. 36, выпуск 4/5, стр. 447–463
  • Smout, TC A History of the Scottish People, Fontana Press 1985, ISBN 0-00-686027-3
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 14:46:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте