История Вьетнама

редактировать
Отчет о прошлых событиях вьетнамской цивилизации

История Вьетнама может быть восходит к 4000 лет назад. Археологические находки 1965 года, которые все еще исследуются, показывают останки двух гомининов, связанных с синантропом, датируемых эпохой среднего плейстоцена, примерно наполовину. миллион лет назад. Доисторический Вьетнам был домом для некоторых из самых ранних цивилизаций и обществ, которые сделали их одними из первых людей в мире, которые занялись сельским хозяйством. Долина Красной реки образовывала естественную географическую и экономическую единицу, ограниченную на севере и западе горами и джунглями, на востоке - морем и на юге - дельтой Красной реки. Необходим единый орган для предотвращения сотрудничества в строительстве гидравлических систем, торгового обмена и борьбы с захватчиками привела к созданию первых вьетнамских государств мифологии примерно в 2879 году до нашей эры. Однако археологи предположили, что культура Тон Сон, найденная в Северном Вьетнаме, Гуанси и Лаосе, около 700 г. до н.э.

Особая география Вьетнама делала страну трудной для нападения. вот почему Вьетнам при хунгских королях так был долго независимым и замкнутым государством. Однако после того, как Вьетнам действительно поддался иностранному правлению, он оказался неспособным от него вырваться, и в течение 1000 лет Вьетнам последовательно управлялся серией китайских династий : Западная Хань, Синь, Восточная Хань, Восточная У, Западная Цзинь, Восточная Цзинь, Лю Сун, Южный Ци, Лян, Суй, Тан, У Чжоу и Южный Хан. В течение этих 1000 лет было много восстаний против китайского господства, находился под независимым управлением Triệus, Trưng Sisters, Early Lýs, Хуц и Дунг Đình Nghệ - хотя их триумфы и правление были временными.

Во время китайского господства в северном Вьетнаме, несколько цивилизаций процветали на территории нынешнего центрального и южного Вьетнама, особенно фунанез ​​ и чам. Однако основатели и правители правительств не были уроженцами Вьетнама. Начиная с 10 века, вьетнамцы, появившиеся в их сердце дельты Красной реки, начали завоевывать эти цивилизации.

, когда Нго Куён (король Вьетнама, 938–944) восстановил Суверенная власть в стране с победой в битве у реки Бах Данг, следующее тысячелетие было продвинуто за достижениями друг друга за местных династий : Нгос, Inhs, Ранний Лес, Лис, Трёнс, Хэс, Поздний Трэнс, Позже Лес, Мукс, Трёнс, Нгуёнс, Тай Сонс и снова Нгуёнс. В различные периоды правления имперских династий Вьетнам был разорен стал и разделен гражданскими войнами и свидетелями интервенций Сун, Юаней, Чам, Мин, сиамский, цинский, французский и Императорская Япония.

Империя Мин на некоторое время завоевала долину Красной реки, прежде чем коренные вьетнамцы восстановили контроль, а Французская империя уменьшила Вьетнам до французской зависимости почти на столетие, после чего последовала оккупация Японская Империя. коммунистическое восстание положили конец монархии после Второй мировой войны, и страна была провозглашена республикой.

Содержание
  • 1 Доисторический период
    • 1.1 Этническое происхождение
    • 1.2 Культурная эволюция
  • 2 Древний период (2879–111 до н.э.)
    • 2.1 Династия Ханг Банг
    • 2.2 Династия Тхэк (257–179 до н.э.)
    • 2.3 Династия Триу (207–111 до н.э.)
  • 3 Китайское господство (111 г. до н.э. - 938 г. н.э.)
    • 3.1 Первое китайское господство (111 г. до н.э. - 40 г. н. э.)
    • 3.2 Сёстры Тунг (40–43)
    • 3.3 Второе китайское господство (43–544)
    • 3.4 Королевство Вин Сюань (544–602)
    • 3.5 Третье китайское господство (602–905 гг.)
    • 3.6 Автономная эпоха (905–938)
  • 4 Монархический период (938–1858)
    • 4.1 Независимость эпоха (938–1407)
      • 4.1.1 Династии Нго, Динь и ранние Ле (938 –1009)
      • 4.1.2 Династия Ли, династия Трун и династия Хо (1009–1407)
    • 4.2 Четвертый китаец господство (1407–1427)
    • 4.3 Восстановленная эпоха (1428–1527)
      • 4.3.1 Поздняя династия Ле - примитивный период (1427–1527)
    • 4.4 Децентрализованный период (152 7–1802)
      • 4.4.1 Династии Мак и более поздние династии Ле - восстановленный период (1527–1788)
      • 4.4.2 Правители Трин и Нгуен
      • 4.4.3 Пришествие европейцев и экспансия на юг
      • 4.4. 4 Династия Тай Сон (1778–1802)
    • 4.5 Единая эпоха (1802–1858)
      • 4.5.1 Династия Нгуен (1802–1945)
  • 5 Современный период (1858–1802 гг.)
    • 5.1 Французский колониальный эпоха (1858–1945)
      • 5.1.1 Отношения с Китаем
    • 5.2 Республиканская эпоха (1945– настоящее время)
      • 5.2.1 Война эпохи (1945–76)
      • 5.2.2 Объединенная эпоха (1976– 1986)
      • 5.2.3 Обновленная эпоха (1986 - настоящее время)
  • 6 Изменение имен
  • 7 См. Также
  • 8 Цитаты
    • 8.1 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Первичные источники
  • 11 Источники
  • 12ние ссылки
Доисторический период

Этническое происхождение

Австронезийская экспансия. (3500 г. до н.э. до 1200 г. н.э.) Плоды керамики поднос народа Са Хуэнь. Текст письма чам

Различные люди прибыли на территории, которая составляет современное государство Вьетнам на многих этапах, часто разделенных тысячами лет. австрало-меланезийцы первыми поселились в большом количестве во время палеолита и примерно 30 000 лет назад присутствуют во всех регионах Юго-Восточной Азии. В большинстве случаев они вытеснены из прибрежных низменностей и вытеснены более поздними иммигрантами на возвышенности и внутренних районы. Территории современного центрального и южного Вьетнама, изначально не принадлежавшие Вьетнамскому королевству, были завоеваны только между 14 и 18 веками. Коренные народы этих земель развили культуру, отличную от культуры древних вьетнамцев в районе дельты Красной реки. Древняя культура Sa Huỳnh современного центрального Вьетнама известна большим количеством железных и декоративных изделий из стекла, полудрагоценных и драгоценных камней, таких как агат, сердолик, горный хрусталь, аметист и нефрит. Са Хуэнь, имевшие обширную торговую сеть, были, скорее, всего, предшественниками народа чам.

народа чам, который более тысячи лет обосновался, имелся и цивилизовался. центральный и южный прибрежный Вьетнам примерно со 2 века нашей эры имеют австронезийское происхождение. Самый южный сектор современного Вьетнама, дельта Меконга и его окрестности до 18 века были неотъемлемой части австроазиатских прото-кхмерских и кхмерских княжеств, таких как Фунан, Ченла, Кхмерская Империя и Кхмерское королевство.

Классическое ядро ​​населения, Лак Вьет рисоводства культуры Пхунг Нгуен и будущих строителей нации, которые оказались в бассейне Красной реки, являются преимущественно потомками сельскохозяйственных общин долин Янцзы и Хуанхэ в южном и центральном Китае, которые прибыли сюда. в Индокитае около 2000 лет до нашей эры.

Культурная эволюция

Рыбалка и охота дополняли основные урожаи риса. Наконечники стрел и копья погружали в ядро, убить крупных животных, таких как слоны. Бетель широко жевали, и низшие редко носили одежду более прочную, чем набедренную повязку. Каждую весну проводился фестиваль плодородия, в ходе которого проходили грандиозные вечеринки и сексуальное безразличие. Религия состояла из примитивных анимистических культов.

Примерно с 2000 г. до н.э. каменные ручные орудия и оружие значительно улучшились в количестве, так и в разнообразии. Керамика достигла более высокого уровня техники и стиля украшения. Вьетнамцы были в основном земледельцами, выращивававшими влажный рис ориза, который стал основным продуктом их питания. На более позднем этапе, впервые появились бронзовые орудия, несмотря на то, что они все еще редки. Примерно к 1000 г. до н.э. бронза заменила камень примерно 40% режущих инструментов и оружия, а теперь примерно 60%. Здесь было не только бронзовое оружие, топоры и личные украшения, но также серпы и другие сельскохозяйственные украшения орудия. К концу бронзового века бронза составляет более 90 процентов инструментов и оружия, и есть исключительно экстравагантные могилы - захоронения могущественных вождей, - представлены несколько сотен ритуальных и личных бронзовых артефактов, таких как музыкальные инструменты, ведра и т. Д. фасонные ковши и декоративные кинжалы. После 1000 г. до н.э. древние вьетнамцы стали квалифицированными земледельцами, выращивая рис и разводя буйволов и свиней. Они также были опытными рыбаками и смелыми моряками, чьи длинные байдарки пересекали восточное море.

Древний период (2879–111 гг. До н.э.)

Династия Ханг Бан

Южные племена в период доханьского завоевания Китай и Вьетнам Храм Лук Лонг Куан на холме Сим (Футху) Карта цитадели Цо Лоа, стены красного цвета, вода синего цвета, зелень зелени.

Согласно легенде, впервые появившейся в книге XIV века Lnh nam chích quái, вождь племени Lc Tục (ок. 2919 - 2794 до н.э.) провозгласил себя Кинь Дунг Вонг и основал государство Сич Куу в 2879 г. до н.э., что знаменует начало династического периода Хонг Банга. Однако современные вьетнамские историки предполагают, что государственность сформировалась только в дельте Красной реки ко второй половине I тысячелетия до эры. Кинь Зунг Вингу наследовал Сонг Лам (ок. 2825 г. до н.э. -?). Следующая королевская династия произвела 18 монархов, известных как Hng Kings, которые переименовали свою страну в Ван Ланг. Административная система включает такие офисы, как Lạc tướng, Lạc hầu и Bố chính. Большое количество металлического оружия и инструментов, раскопанных на различных памятниках культуры Пхунг Нгуен в северном Индокитае, связано с началом медного века в Юго-Восточной Азии. Более того, начало бронзового века было подтверждено примерно за 500 г. до н. Э. в ông Sn. Местная община Lc Việt разработала высокоразвитую отрасль производства качественной бронзы, обработки и изготовления инструментов, оружия и изысканных бронзовых барабанов. Несомненно, они имели символическое значение, они предназначались для использования в религиозных или церемониальных целях. Мастера этих предметов требовали отточенных навыков плавки, техники литья по выплавляемым моделям и овладели мастерскими навыками композиции и исполнения сложных гравюр.

Барабан Донг Сон

Источники предыстории и ранней истории в основном являются легендами, которые передаются устно и со временем часто становятся историческими фактами. Первое историческое упоминание о хонских короли было в книге историографии династии Северная Вэй Комментарий к водной классике в V веке, где хонские короли были известны как король Лук (雒 王). Там было написано:

[Древний], когда Цзяочжи не был присоединен к Китаю, у него были Лоцкие поля (雒 田), выращивание риса на основе речных приливов, люди зависели от этих полей, так называемые Lạc людей (雒 民). Правителем был Lc king (雒 王), главным советником были Lc hầu (雒 侯), наблюдали и контролировали свою землю. Во многих областях, где находился Луктун (雒 將), были бронзовые печати и зеленая одежда.

Другая древняя китайская информативная книга доказывает существование хонских царей, а Луквит до 200 г. до н.э. Записи эпохи тайпин, опубликованные в 978 году. В них говорилось:

[Древний] Цзяочжи был удобренной землей. Здесь многие племена. И они умеют сажать урожай. Почвы черные, климат умеренно суровый. Поэтому его поля назывались землей ханг (雄 田), а ее люди - народом ханг (雄 民). Их лидером был король Хонг (雄 王), а его главными советниками были Хонг Хоу (雄 侯), распределявшие земли для Хонг Дун (雄 將).

Легенда Тхань Гун рассказывает о молодом человеке., который ведет царство Ван Ланг к победе против китайских захватчиков, спасает страну и отправляется прямиком в небеса. Он носит железные доспехи, едет на коне в доспехах и владеет железным мечом. Изображение подразумевает общество изощренности в металлургии, а также «Легенда о волшебном арбалете» Ан Дун Вонга, оружие, которое может стрелять тысячами болтов одновременно, кажется, намекает на широкое использование стрельбы из лука в войне. Около 1000 ремесленных деревень в дельте Красной реки около и около Ханоя на протяжении более 2000 лет вьетнамской истории представляет собой национальную промышленную и экономическую основу. Бесчисленные, в основном небольшие семейные производители на протяжении веков сохраняли свои этические идеи, производственные очень сложные процессы, цикл храмы и проводя специальные церемонии иели в непрерывной культуре почитания этих легендарных народных духов.

Однако, согласно Исследователь Ле Минь Кхи, несмотря на все свидетельства о периоде Ханг Банга и царство Ван Ланг, они не реальны и были созданы китаизированными учеными-конфуцианцами около 1400 лет нашей эры, чтобы отличить вьетнамцев от китайцев. После новой волны националистических революций в 20-м веке эти народные сказки и сказкино вошли в современную историю Вьетнама.

Династия Тэк (257–179 до н. Э.)

Вьетнам в самом расцвете сил. степень

К III веку до нашей эры группа вьетнамцев, Ау Вёт, эмигрировала из современного южного Китая в дельту Красной реки и смешалась с коренным населением Ван Ланг. В 257 г. до н.э. новое королевство, Ау Лук, возникло как союз Ау Вьетнам и Лук Вьетнам, при этом Тхэкан Ф. провозгласил себя «Ан Дунг Вонг » («Король Ан Дунг»)., что Тхок Пан пришел на территорию Ау Вьет (современный северный Вьетнам, западный Гуандун и современный северный Вьетнам, западный Гуандун и современный северный Вьетнам, со столицей в, что сегодня Провинция Цао Бонг ).

Собрав армию, он победил и сверг восемнадцатую династию царей Хун, около 258 г. до н.э. Затем он переименовал свое недавно приобретенное государство с Ван Ланг на Âu Lc и основал новую столицу в Современный город Фу Тху на севере Вьетнама, где он попытался построить цитадель Ци Лоа (Ци Лоа Тхань), спиральную крепость. примерно в десяти милях к северу от этой новой столицы. В своей столице, Чо Лоа, он построил множество концентрических стен вокруг города в оборонительныхцелях, что шпионаж привел к падению Ань Дунг Вонг. опытными Âu Лукские лучники защищали столицу от захватчиков.

Династия Трини (207–111 до н. Э.)

Наньюэ (204 г. до н.э. - 111 г. до н.э.) Императорская печать Чжао Вэнди Могила царя Чжао Мо Бронзовый барабан Наньюэ Бронзовая канистра с фресками о придворной одежде Наньюэ

В 207 г. До н.э., китайский Цинь военачальник Триу Ца (пиньинь: Чжао Туо ) основал независимое королевство в современной Гуандуне / Гуанси район южного побережья Китая. Он провозгласил свое новое королевство Нам Ви78т (пиньинь: Наньюэ), которым правит династия Триу. Позже Триу Джа назначил себя комендантом центрального Гуандуна, закрыв границы и завоевав соседние районы, и назвал себя «королем Нам Вьетнама». В 179 г. до н. Э. Он победил короля Ань Дунг Вонг и присоединил к себе Ау Лэк.

Вьетнамские историки сделали противоречивые выводы о том периоде, поскольку некоторые считают правление Триу правление отправной точкой китайского господство, так как Триу Ца был бывшим Цинь генералом; в то время как другие считают, что это все еще эпоха вьетнамской независимости, поскольку семья Триу в Вьетнаме с местной культурой. Они правили независимо от того, что тогда составляло Империю Хань. В какой-то момент Триу Да даже объявил себя Императором, равным Ханьскому Императору на севере.

Китайское господство (111 г. до н.э. - 938 г. н.э.)

Первое китайское господство (111 г. до н.э. - 40 г. н. э.)

Китайцы Империя Западная Хань завоевала королевство Наньюэ в 111 г. до н.э. и вошла в состав его территорий

В 111 г. до н.э. ханьский Китай вторгся в Нам Вьетнам и основал новые территории, раздел Вьетнам на Цзяо Чо (пиньинь: Цзяочжи), ныне дельту Красной реки; Cửu Chân от современного Thanh Hóa до Hà Tnh ; и Нхот Нам (пиньин: Ринан), от современного Куанг Бинь до Хуу. В то как губернаторы и высшие должностные лица были китайцами, настоящая вьетнамская знать (Lạc Hầu, Lạc Tướng) периода Хонг Банга все еще управляла некоторыми высокогорьями. В этот период буддизм был занесен во Вьетнам из Индии по Морскому шелковому пути, в то время как даосизм и конфуцианство распространились во Вьетнам через Китайские правила.

Сестры Чун (40–43)

Некитайцы Юэ и народы Ли в южном Китае и Северном Вьетнаме во 2 г. н.э.

В 40 году нашей эры сестры Тун возглавили успешное восстание против ханьского губернатора Су Дунга (вьетнамский: Тоин) и отбили 65 штатов (включая современный Гуанси). Трэнг Трок стала Королевой (Трэнг Но Винг ). В 43 г. нашей эры император Гуанву из Хань послал своего знаменитого генерала Ма Юаня (вьетнамский: Ма Винь) с большой армией, чтобы подавить восстание. После долгой и трудной кампании Ма Юань подавила восстание, и сестры Чунг покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать пленения. По сей день сестры Чонг почитаются во Вьетнаме как национальный символ вьетнамских женщин.

Второе китайское господство (43–544)

Извлечение уроков из восстания Чанг, ханьцев и других Успешные китайские династии принимали меры для ликвидации власти вьетнамской знати. Вьетнамские элиты получили образование в области китайской культуры и политики. Префект Цзяо Чо, Ши Се, правил Вьетнамом как автономный военачальник в течение сорока лет и был посмертно обожествлен более поздними вьетнамскими монархами. Ши Се присягнул на верность Восточному У эпохи Троецарствия Китая. Восточный У был периодом формирования в вьетнамской истории. По словам Стивена О'Харроу, Ши Се был по сути «первым вьетнамцем». Прошло почти 200 лет, прежде чем вьетнамцы предприняли новую попытку восстания. В 248 г. женщина Юэ, Триу Тху Тринь вместе со своим братом, широко известным как Леди Триу (Ба Триу), подняли восстание против династии У. И снова восстание провалилось. Восточный У послал Лу Инь и 8000 элитных солдат, чтобы подавить повстанцев. Ему удалось усмирить повстанцев с помощью комбинации угроз и уговоров. Согласно Đại Việt sử ký toàn thư (Полные летописи i Việt), у госпожи Трину была длинная грудь, доходившая до плеч, и она ехала в битву на слоне. После нескольких месяцев войны она потерпела поражение и покончила жизнь самоубийством.

В то же время в современном Центральном Вьетнаме произошло успешное восстание чамов народов. в 192 году. Китайские династии называли его Линь-И (деревня Линь; вьетнамский: Лам Ап). Позже это стало могущественным королевством, Чампа, простирающимся от Куанг Бинь до Фантхит (Бинь Туан ).

Королевство Вин Сюань (544–602)

В период между началом китайской Эпохи фрагментации и концом торговля, торговля и частная промышленность. Вьетнамские купцы активно действовали в Южно-Китайском море морских торговых сетей со своими базами в Ванане. Современные археологические свидетельства вьетнамских товаров XIV-XVII веков в странах Юго-Восточной Азии: Филиппины, Таиланд, Малайзия и Индонезия, даже в Японии и Турции, доказало присутствие этих сетей, поскольку Вьетнам в то время был региональным и международным керамики и шелка. С 1428 года Вьетнам вошел в раннюю современную эру.

. Территория i Việt (Вьетнам ) во время правления Ле Тхань Тонга (1460–1497), включая завоевания в Муанг Фуан и Чампа. Светло-красный цвет представляет собой кратко завоеванную во время войны i Việt - Лан Ксанг (1478–1480). Светло-голубой цвет - это территория трех королевств Чампа.

. Императоры Ле проведенные земельные реформы, чтобы оживить экономику после войны. В отличие от королей Ли и Труна, которые больше влияют на буддлизм, императоры склонялись к конфуцианству. Комплексный закон введен в 1483 году с некоторыми сильными конфуцианскими элементами, введенными в то же время некоторыми прогрессивными правилами, такими как права женщин. Искусство и архитектура во время династии Ле также испытали большее влияние китайских стилей, чем во время предыдущих династий Ли и Трун. Династия Ле поручила составить карты и Нго Со Лиен продолжила писать историю Си Виота до времен Ле Луи. Император Ле Тхань Тонг открыл больницы и приказал чиновникам разносить лекарства в районы, пораженные эпидемиями.

Перенаселение и нехватка земли стимулировали вьетнамскую экспансию на юг. В 1471 году войска Ле под предводительством императора Ле Тхань Тонга вторглись в Чампа и захватили его столицу Виджая. Это фактически фактически положило конец Чаме как могущественное королевству, хотя некоторые небольшие уцелевшие государства были произведены еще несколько столетий. Он положил начало расселению народа чам по Юго-Восточной Азии. Когда королевство Чампа было в основном разрушено, а народ Чам был изгнан или подавлен, вьетнамская колонизация территории, которая сейчас является центральным Вьетнамом, без существенного сопротивления. Однако, несмотря на то, что вьетнамские поселенцы превосходили численностью вьетнамских поселенцев и интеграцию бывшей территории Чам во вьетнамскую нацию, большинство людей остались во Вьетнаме, и теперь они считаются одними из ключевых меньшинств в современной Вьетнаме. Вьетнамские армии также совершили набег на дельту Меконга, распадающаяся кхмерская империя больше не могла защищать. Город Хуу, основанный в 1600 году, находится недалеко от того места, где когда-то стояла столица Чампа в Индрапуре. В 1479 году Ле Тань Тонг также участвовал в кампании против Лаоса в вьетнамско-лаосской войне и захватил его столицу Луангпхабанг, в ходе которой город был полностью разграблен и уничтожен вьетнамцами. Он совершил дальнейшие вторжения на запад, в регион реки Иравади на территории Бирмы, прежде чем отступить. После смерти Ле Тхань Тонга Вьетнам быстро пришел в упадок (1497–1527 гг.), Где за 30 лет экономического спада, стихийных бедствий и восстаний по всей стране бушевали 6 правителей. Европейские торговцы и миссионеры также впервые достигли Вьетнама в разгар эпохи открытий были португальцами и начали распространять христианство с 1524 года.

Децентрализованный период (1527–1802 гг.)

Династии Мак и более поздние династии Ле - восстановленный период (1527–1788 гг.)

С 1533 по 1592 год Вьетнам разделен между северной династией Мак и южный династия Ле.

Династия Ле была свергнута своим генералом по имени Мацан Занг в 1527 году. Он убил императора Ле и провозгласил себя императором, положив начало династии Мац. После победы над двумя революциями в течение нескольких лет, Мацанг Занг принял практику династии Трун и уступил трон своему сыну, Мацангу Доану, и он стал Тай Тханг Хоанг.

Тем временем Нгуен Ким, бывший чиновник при дворе Ле, восстал против Маук и помог королю Ле Транг Тонгу восстановить двор Ле в Тхань Хоа. Таким образом началась гражданская война между Северным двором (Mạc) и Южным двором (Восстановленный Ле). Сторона Нгуена Кима контролировала южную часть Аннама (от Тханьхоа на юг), оставляя север (включая Тонг Кинь-Ханой) под контролем Маук. Когда Нгуен Ким был убит в 1545 году, военная власть перешла в руки его зятя, Трин Киума. В 1558 году сын Нгуена Кима, Нгуен Хоанг, подозревая, что Трун Киум может убить его, как он сделал со своим братом, чтобы закрепить власть, попросил стать губернатором южных провинций, примерно в настоящее время Куанг Бинь - Бинь Энь. Хоанг притворился сумасшедшим, поэтому Ким был обманут, думая, что отправка Хоанга на юг была хорошим ходом, поскольку Хоанг будет быстро убит в беззаконных приграничных регионах. Однако Хоанг эффективно управлял югом, в то время как Трун Кихм, а затем его сын Трун Тунг велину против Мук. Нгуен Хоангл деньги и солдат на север, чтобы помочь войне, но постепенно он становился все более и более независимым, трансформированным экономическим состоянием своего королевства, превратив его в международный торговый пост.

Гражданская война между Ле-Трань и Мук династии закончились в 1592 году, когда армия Трин Тунг завоевала Ханой и казнила короля Мук Му Хопа. Выжившие члены королевской семьи Маукали в северные горы в провинции Цао Бонг и продолжали править там до 1677 года, когда Трин Ток завоевал эту последнюю территорию Мака. Монархи Ле с момента восстановления Нгуена Кима действовали только как подставные лица. После падения династии Маук вся реальная власть на севере принадлежала лордам Трин. Между тем, суд Мин неохотно принял решение о военном вмешательстве в гражданскую войну во Вьетнаме, но Мук Дунг выступил империи Мин ритуальное подчинение, которое было принято. С конца 16 века и контакты между Японией и Вьетнамом увеличились, поскольку они установили отношения в 1591 году. Сегунат Токугава Япония и губернатор Нгуен Хоанг из Куангнама обменялись в общей сложности 34 письмами с 1589 года. до 1612 года, а в 1604 году в городе Хойан основан японский город.

Лорды Трин и Нгуен

столица Вьетнама Тонг Кинь или Ханой в 1688 году (вид с Красной Река Японский Корабль красных тюленей направляется в Аннам ( Вьетнам) Дворец лорда Трон в Тонг Кинь (Ханой) Пять тигров Картина Ханг Чонг, Ханой, 17 век Карта Вьетнама, показывающая (примерно) области, контролируемые Трон, Нгуеном, Мэк и Чампа около 1650 г. Фиолетовый: территория Трон. Желтый: Территория Нгуен. Зеленый: Чампа-Пандуранга (под властью Нгуена). Розовый. (Cao Bang): территория Mạc. Оранжевый: Vũ Lordship.

В 1600 году Нгуен Хоанг также объявил себя лордом (официально «Vương», в народе «Chúa») и отказался послать m руда денег или солдат, чтобы помочь Trịnh. Он также перенес свою столицу в Фу Суан, современный Хуэ. умер в 1613 году, правив югом в течение 55 лет, он наследовал его 6-й сын, Нгуен Фук Нгуен, который также отказался признать власть Trnh, но все же присягнул на верность монарху Le.

Trnh Tráng унаследовал Trnh Tng, его отец, после его смерти в 1623 году. Транг приказал Нгуен Фук Нгуен подчиниться его власти. В неправильной отказывали. В 1627 году Trnh Tráng послал 150 000 солдат на юг в безуспешной военной кампании. Trịnh был намного сильнее, с большим населением, экономикой и армией, но они не смогли победить Nguyn, которые построили две оборонительные каменные стены и вложили средства в португальскую артиллерию.

Война Трунь-Нгуен длилась с 1627 по 1672 год. Армия Труна организовала как минимум семь наступлений, все из которых не достигли Фу Сюан. Какое-то время, начиная с 1651 года, сами нгуены перешли в наступление и атаковали части территории Трон. Тем не менее, Трун под новым лидером, Трун Током, к 1655 году заставили Нгуен отступить. После последнего наступления в 1672 году Трун Ток согласился на перемирие с лордом Нгуен Нгуен Фук Тон. Страна была фактически разделена на две части.

Пришествие европейцев и экспансия на юг

Одна из самых ранних западных карт Аннама, опубликованная в 1651 году Александром де Родосом (северное ориентирован вправо). Александр де Роудс, влиятельный иезуит миссионер во Вьетнаме. XVIII век вьетнамский католик голландское повествование о северных вьетнамских официальных лицах Тысячоружие и глаза Авалокитешвара деревянная статуя бодхисаттвы в храме Бут Тхап, Бок Нинь провинция статуя, Ханой. Оба являются примерами четко выраженного стиля вьетнамской резьбы по дереву.

Знакомство Запада с Аннамом и аннамское воздействие на жителей Запада датируется 166 г. н.э. с прибытием купцов из Рима. Империя, до 1292 года с визитом Марко Поло в начале 16 века с приходом португальцев в 1516 году и других европейских торговцев и миссионеров. Александр де Родос, Французский священник-иезуит, усовершенствованный более ранние работы португальских миссионеров, разработал вьетнамский романизированный алфавит Quốc Ngữ в Dictionarium Annamiticum Lusitanum et Latinum в 1651 году. Мандарины не начали делать выводы, что христианство (которое преуспело в обращении до десятой части населения к 1700 году) было осуществлено различными попытками Европы по созданию торговых постов во Вьетнаме потерпели неудачу, но миссионерам разрешили действовать в течение некоторого времени. угроза конфуцианскому общественному порядку, поскольку оно осуждалопоклонение предкам как идолопоклонство. Отношение вьетнамцев к европейцам и христианству ожесточилось, поскольку они стали все больше рассматривать его как способ подрыва общества.

Между 1627 и 1775 годами две могущественные семьи разделили страну: лорды Нгуена правили югом, а лорды Трнх правили севером. Война Трань-Нгуен дала европейским торговцам возможность поддержать каждую сторону оружием и технологиями: португальцы помогли нгуенам на юге, а голландцы помогали Трунам на севере. Трон и Нгуен поддерживали относительный мир в течение следующих лет, в течение которых обе стороны добились значительных успехов. Trịnh создал централизованные правительственные учреждения, увеличивающие потребность в импорте печатных материалов из Китая, открыл военную академию и бухгалтерские книги по истории.

Тем временем лорды Нгуена продолжили экспансию на юг, завоевав оставшуюся землю чам. Поселенцы Вьетна также прибыли в малонаселенную область, известную как «Уотер Ченла», которая была нижней дельтой Меконга частью бывшей Кхмерской империи. В период с середины 17 века до середины 18 века, когда бывшая кхмерская империя была ослаблена внутренней борьбой и сиамскими вторжениями, лорды Нгуена использовала различные средства, политический брак, дипломатическое давление, политические и военные услуги, чтобы завоевать территорию вокруг настоящего -день Сайгон и дельта Меконга. Армия Нгуена временами также сталкивалась с сиамской армией, чтобы установить влияние на бывшую кхмерскую империю.

Династия Тай Сон (1778–1802)

Битва на реке Тхосонг между Тай Соном и армией Цин декабрь 1788 года

В 1771 году Тай Сон революция вспыхнула в Куи Нхуне, который находился под контролем лорда Нгуена. Лидерами этой революции были три брата по имени Нгуен Нхок, Нгуен Лу и Нгуен Ху, не связанные с семьей лорда Нгуен. В 1773 году повстанцы Тай Сона взяли Куинён как столицу революции. Войска братьев Тай Сон привлекли многих бедных крестьян, рабочих, христианских, этнических меньшинств в Центральном нагорье и народ чам, которые долгое время подвергались притеснениям со стороны лорда Нгуен, а также привлеченные этническими китайцами торговым классом, которые надеются, что восстание Тай Сона избавит от жесткой налоговой политики лорда Нгуена, однако их вклад позже был ограничен из-за националистических антикитайских антикитайских националистических позиций Тай Сона сантименты. К 1776 году Тай Сан заняли всю землю лорда Нгуен и убили почти всю королевскую семью. Выживший принц Нгуен Фук Анх (часто называемый Нгуен Анхом) бежал в Сиам и получил военную поддержку от сиамского короля. Нгуен Ан вернулся с 50 000 сиамскими войсками, чтобы восстановить власть, но потерпел поражение в битве при Рух Гом – Ксоай Мут и почти погиб. Нгуен Анх бежал из Вьетнама, но не сдавался.

Армия Тай Сына под командованием Нгуен Ху в 1786 году двинулась на север, чтобы сразиться с лордом Трун, Трун Кхой. Армия Trnh потерпела поражение, и Trnh Khi покончил с собой. Армия Тай Сона захватила столицу менее чем за два месяца. Последний император Ле, Ле Чиу Тхунг, бежал в Цинский Китай и обратился к императору Цяньлун в 1788 году с просьбой о помощи. Император Цяньлун снабдил Ле Чиу Тхуна огромной армией численностью около 200000 человек, чтобы вернуть свой трон у узурпатора. В декабре 1788 года Нгуен Ху - третий брат Тай Сона - провозгласил себя Императором Куанг Чунг и победил войска Цин со 100000 человек в неожиданной 7-дневной кампании во время лунного нового года (Tết ). Ходили даже слухи, что Куанг Чунг также планировал завоевать Китай, хотя это было неясно. Во время своего правления Куанг Чунг задумал множество реформ, но умер по неизвестной причине по дороге на юг в 1792 году, в возрасте 40 лет. Во время правления императора Куанг Чунга Чи Вьет фактически был разделен на три политических образования. Лидер Тай Сон, Нгуен Нхук, правил центром страны из своей столицы Куи Нхон. Император Куанг Чунг управлял севером из столицы Фу Сюань Хуу. На юге. Он официально финансировал и обучал Пиратов Южно-Китайского побережья - одну из самых сильных и страшных пиратских армий в мире в конце 18-го - начале 19-го века. Нгуен Ан с помощью множества талантливых новобранцев с Юга захватил Гиа Энх (современный Сайгон ) в 1788 году и заложил прочную базу для своей армии.

Многие католические мученики (верующие и священники) были убиты в Тонкине, Кочинчине и Аннаме во время гонений. В 1900 г. блаженными были объявлены 64 мученика, 54 из которых были уроженцами; 26 мучеников были членами доминиканского ордена.

В 1784 году, во время конфликта между Нгуеном Анхом, выжившим наследником лордов Нгуен, и династией Тай Сон, французский католический прелат, Пиньо де Бехен, отплыл во Францию ​​в поисках военной поддержки Нгуен Ань. При дворе Людовика XVI Пинье заключил Малый Версальский мирный договор, обещавший французскую военную помощь в обмен на уступки Вьетнама. Однако из-за Французской революции план Пинье не осуществился. Он отправился на французскую территорию Пондишери (Индия), захватил два корабля, полк индийских войск и горстку добровольцев и вернулся во Вьетнам в 1788 году. Один из добровольцев Пинье, Жан -Мари Дайот, реорганизовала флот Нгуена Анха вдоль европейских линий и победила Тай Сан в Куи Нхане в 1792 году. Несколько лет спустя силы Нгуена Анха захватили Сайгон, где Пинье умер в 1799 году. Другой доброволец, Виктор Оливье де Пюиманель позже построит форт Джиа Эн в центре Сайгона.

После смерти Куанг Чунга в сентябре 1792 года Тай Суд Сан стал нестабильным, поскольку оставшиеся братья сражались друг против друга и против людей, которые были верны маленькому сыну Нгуен Ху. Десятилетний сын Куанг Чунг Нгуен Куанг Тоун вступил на престол, стал Императором Кун Тхун, третьим правителем династии Тай Сон. На юге лорд Нгуен Ань и нгуенские роялисты, получив поддержку со стороны французов, китайцев, сиамов и христиан, отправились на север в 1799 году, захватив цитадель Тай Сона Куи Нхон. В 1801 году его войска взяли Фу Сюань, столицу Тай Сан. Нгуен Ан, наконец, выиграл войну в 1802 году, когда он осадил Танг Лонг (Ханой) и казнил Нгуен Куанг Тоун вместе со многими членами королевской семьи Тай Сан, генералами и официальными лицами. Нгуен Ан взошел на трон и назвал себя Императором Гиа Лонг. Gia означает Gia nh, старое название Сайгона; Лонг означает Танг Лонг, старое название Ханоя. Отсюда Джиа Лонг подразумевал объединение страны. Династия Нгуен просуществовала до отречения Бо Ци в 1945 году. Поскольку Китай на протяжении столетий называл Чи Виота Аннам, Цзя Лонг спросил у маньчжурского императора Цин переименовать страну из Annam в Nam Việt. Во избежание путаницы между королевством Джиа Лонга и древним царством Трину Ца, маньчжурский император изменил порядок слов на Việt Nam. Таким образом, название Вьетнам используется со времен правления императора Джиа Лонга. Недавно историки обнаружили, что это имя существовало в более старых книгах, в которых вьетнамцы называли свою страну Вьетнамом.

Период разделения с его многочисленными трагедиями и драматическими историческими событиями вдохновил многих поэтов и породил некоторые вьетнамские шедевры. в стихах, включая эпическую поэму Сказание о Киу (Truy Trun Kiều) Нгуен Ду, «Песнь о солдатской жене» (Chinh Phụ Ngâm) Унг Трун Кона и oàn Thị iểm, и сборник сатирических, эротически заряженных стихотворений поэтессы Хо Сюан Ханг.

Единая эпоха (1802–1858)

Династия Нгуен (1802–1945)

Династия Нгуен (1802) - 1945) Карта Вьетнама 1838 года, опубликованная Жаном Л. Таберд Меридианные ворота Императорского города Хуэ, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . Императора Гиа Лонга (годы правления 1802–1820 гг.) Печать императора Зия Лонг Гробница Минь Манг Гробница Кхой Ань Флаговая башня Ханоя Картина о восшествии на престол Нгуена Эмперо г

После Нгуен Анх основал династию Нгуен в 1802 году, он терпеливо относился к католицизму и нанял некоторых европейцев при своем дворе в качестве советников. Его преемники были более консервативными конфуцианцами и сопротивлялись вестернизации. Следующие императоры Нгуена, Минь Монг, Тиу Тро и Тоук жестоко подавляли католицизм и проводили политику «закрытых дверей», воспринимая жителей Запада как угрозу, после таких событий, как восстание Ле Ван Кхоя, когда французский миссионер о. Джозеф Маршан призывал местных католиков к восстанию в попытке установить католического императора. Католики, как вьетнамцы, так и иностранцы, подвергались репрессиям. Торговля с Западом в этот период замедлилась. Против нгуенов часто происходили восстания, сотни таких событий были записаны в анналах. Эти действия вскоре стали использоваться Францией как предлог для вторжения во Вьетнам. Ранняя династия Нгуен участвовала во многих конструктивных действиях своих предшественников: строила дороги, рыла каналы, издавала юридический кодекс, проводила экзамены, спонсировала учреждения по уходу за больными, составляла карты и книги по истории, и оказывает влияние на Камбоджу и Лаос.

По приказу Наполеона III Франции, боевые корабли Риго де Женуйи атаковали порт Са Нанг в 1858 году, причинив значительный ущерб, но не смог закрепиться из-за влажности и тропических болезней. Де Женуйирешил плыть на юг и захватил плохо защищенный город Джиа Ань (современный Хошимин ). С 1859 по 1867 годы французские войска расширили свой контроль над всеми шестью провинциями в дельте Меконга и сформировали колонию, известную как Кочинчина.

, французская армия, атаковавшая Нам Энх, 1883 г.

годы спустя французские войска высадились в северном Вьетнаме (который они назвали Тонкин ) и дважды захватили Ханаи в 1873 и 1882 годах. Французы сумели удержать Тонкин, хотя дважды их высшие командиры Франсис Гарнье и Анри Ривьер попали в засаду и убили пиратов армии Черного флага, нанятых мандаринами. Франция взяла под свой контроль весь Вьетнам после Тонкинской кампании (1883–1886). Французский Индокитай был образован в октябре 1887 года из Аннама (Трунгко, центральный Вьетнам), Тонкина (Бокко, северный Вьетнам), Кочинчины (Намко, южный Вьетнам и Камбоджа, с Лаос добавлен в 1893 г.). В пределах французского Индокитая Кочинчина имела статус колонии, Аннам номинально был протекторатом, где все еще правила династия Нгуен, а в Тонкине был французский губернатор с местными органами власти, управляемыми вьетнамскими чиновниками

. Современный период (1858– настоящее время)

Французская колониальная эпоха (1858–1945)

Французские офицеры и тонкинские стрелки, 1884 год. Государственный флаг Вьетнама, 1890-1920 гг.

После того, как Гиа Ань пал перед французскими войсками, на оккупированных территориях вспыхнуло множество движений сопротивления, некоторые из них возглавлялись бывшими судебными приставами, такими как Тронг Энх, некоторые крестьянами, такими как Нгуен Трунг Трок, которые потопили французский боевой корабль L'Esperance, используя партизанскую тактику. На севере большинство перемещений возглавлялись бывшими судебными приставами и длились десятилетия: Фан Динь Фанг сражался в центральном Вьетнаме до 1895 года. В северных горах бывший лидер бандитов Хоанг Хоа Там воевал до 1911 года. Император-подросток Нгуен Хам Нги покинул Императорский дворец Хуэ в 1885 году вместе с регентом Тон Тхёт Туит и начал движение Cần Vương («Спасите короля»), пытаясь сплотить народ для сопротивления французам. Он был схвачен в 1888 году и сослан во Французский Алжир. Партизаны движения C Gun V movementng убили около трети христианского населения Вьетнама во время восстания. Десятилетия спустя еще два короля Нгуена, Тхань Тхай и Дуй Тан, также были сосланы в Африку за антифранцузские настроения. Первый был низложен под предлогом безумия, а Дуй Тан был пойман в заговоре с мандарином Трун Цао Ван, пытавшимся поднять восстание. Однако отсутствие современного оружия и снаряжения не позволяло этим движениям сопротивления вовлечь французов в открытый бой. Различные антифранцузские настроения, начатые мандаринами, проводились с основной целью восстановления старого феодального общества. Однако к 1900 году подрастало новое поколение вьетнамцев, которые никогда не жили в доколониальном Вьетнаме. Эти молодые активисты, как и их дедушка и бабушка, стремились увидеть восстановление независимости, но они понимали, что возврат к феодальному порядку невозможен и что необходимы современные технологии и государственные системы. Познакомившись с западной философией, они стремились установить республику после обретения независимости, отступив от роялистских настроений движений Кон Вонг. Некоторые из них создали вьетнамские общества независимости в Японии, которые многие считали образцом общества (то есть азиатской нацией, которая модернизировалась, но сохранила свою культуру и институты).

Возникли два параллельных движения модернизации. Первым было движение ông Du («Иди на восток»), начатое в 1905 году Фан Буй Чау. План Чау состоял в том, чтобы отправить вьетнамских студентов в Японию для изучения современных навыков, чтобы в будущем они могли возглавить успешное вооруженное восстание против французов. Вместе с принцем Чангом он основал две организации в Японии: Duy Tân Hi и Việt Nam Công Hiến Hội. Из-за французского дипломатического давления Япония позже депортировала Чау. Фан Чау Трин, который выступал за мирную, ненасильственную борьбу за независимость, возглавил второе движение, Дуй Тан (Модернизация), которое делало упор на просвещение масс, модернизируя страну., содействие взаимопониманию и терпимости между французами и вьетнамцами, а также мирная передача власти. В начале 20-го века статус романизированного Quốc Ng алфавита во вьетнамском языке вырос. Вьетнамские патриоты осознали потенциал Quốc Ng как полезного инструмента для быстрого сокращения неграмотности и просвещения масс. Традиционные китайские шрифты или сценарий Nôm были сочтены слишком громоздкими и сложными для изучения. Использование прозы в литературетакже стало популярным с появлением многих романов; наиболее известными были ли представителитературного круга T circle Lc Văn oàn.

Французы подавали оба и после того, как стали свидетелями действий революционеров в Китае и России, вьетнамские революционеры начали переходить на более радикальные пути. Фан Бой Чау создал Вьет Куанг Фок Хой в Гуанчжоу, планирующее вооруженное сопротивление французам. В 1925 году французские агенты схватили его в Шанхае и увезли во Вьетнам. Благодаря своей популярности Чау был избавлен от казни и был помещен под домашний арест до самой его смерти в 1940 году. В 1927 году Вьетнам Куок Дан Đảнг (Вьетнамская националистическая партия), созданная по образцу Гоминьдана в Китае, была основана, и партия начала вооруженный мятеж Йен Бай в 1930 году в Тонкине, в результате которого ее председатель Нгуен Тхай Хок и многие другие лидеры были захвачены и казнены гильотина.

марксизм также был введен во Вьетнам с появлением трех отдельных коммунистических партий; Индокитайская коммунистическая партия, Аннамская коммунистическая партия и Индокитайский коммунистический союз, к которым позднее присоединилось троцкистское движение, возглавляемое То Тху Тху. В 1930 г. Коммунистический Интернационал (Коминтерн) отправил Нгуен Ай Куок в Гонконг для координации объединения партий в Коммунистическую партию Вьетнама (КПВ) с Тран Фу в качестве первого генерального секретаря. Позже партия сменила название на Коммунистическую партию Индокитая, поскольку Коминтерн при Сталине не одобрял националистических настроений. Будучи левым революционером, жившим во Франции с 1911 года, Нгуен Ай Куэк участвовал в основании Французской коммунистической партии, а в 1924 году отправился в Советский Союз, чтобы присоединиться к Коминтерну. В конце 1920-х годов он действовал как агент Коминтерна, помогая строить коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. В течение 1930-х годов КПВ была почти уничтожена французским подавлением, когда были казнены такие высшие лидеры, как Фу, Ле Хонг Фонг и Нгуен Ван Коу.

Во время Второй мировой войны Япония вторглась в Индокитай в 1940 году, оставив французскую колониальную администрацию Виши в качестве марионетки. В 1941 году Нгуен Ай Куок, ныне известный как Хо Чи Минь, прибыл в северный Вьетнам, чтобы сформировать фронт Вьет Минь, который должен был стать зонтичной группой для всех сторон, сражавшихся за Независимость Вьетнама, но доминировала Коммунистическая партия. Вьетминь имел скромные вооруженные силы и во время войны сотрудничал с американским Управлением стратегических служб, собирая разведданные о японцах. В 1944–45 гг. Разразился голод . Поражение Японии союзниками во Второй мировой войне создало вакуум власти для вьетнамских националистов всех партий захвата власти в августе 1945, вынудив императора Бо Ци отречься от престола и положить конец династии Нгуен. Однако их первоначальный успех в организации восстаний и в захвате контроля над большей частью страны к сентябрю 1945 года был частично сведен на нет возвращением французов через несколько месяцев.

Отношения с Китаем

Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Conflict Resolution за 2018 год, охватывающему отношения между Вьетнамом и Китаем с 1365 по 1841 год, эти отношения можно охарактеризовать как «иерархическую данную систему». Исследование показало, что «вьетнамский суд прямо признал свой неравный статус в отношениях с Китаем через ряд институтов и норм. Вьетнамские правители также не уделяли военного внимания своим отношениям с Китаем. Скорее, вьетнамские лидеры были явно больше озабочены подавлением конфликта. хроническая внутренняя нестабильность и управление отношениями с королевствами на юге и западе ".

Республиканская эпоха (1945– настоящее время)

Воюющая эпоха (1945–76)

Вьетконг пленники ждут доставляется вертолетом в тыл после операции «Старлайт». 18–24 августа 1965 года.

В сентябре 1945 года Хо Ши Минь провозгласил Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ) и занял пост председателя (Чо Точ). Однако коммунистическое правление было прервано националистическими китайскими и британскими оккупационными силами, присутствие которых, как правило, поддерживало политических противников Коммунистической партии. В 1946 году Вьетнам ч

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:37:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте