История Тонги записано с века после 900 г. до н.э., когда мореплаватели, связанные с диаспорой лапита, впервые заселили, которые теперь составляют Королевство острова Тонга. Наряду с Фиджи и Самоа этот район служил воротами в остальной части Тихоокеанского региона, известную как Полинезия. Древней тонганской мифологии, записанной ранними европейскими исследователями, первыми островами, поднятыми на поверхности океана Мауи.
Даты первоначального урегулирования Тонга все еще подлежат дебаты; Тем не менее, одно из самых старых населенных мест находится в деревне Пи на Тонгатапу. Радиоуглеродное датирование раковины, найденной на этом месте, по сообщениям, датирует оккупацию 3180 ± 100 лет назад (до настоящего времени). Некоторые из самых старых стоянок, относящихся к первым поселенцам Тонганских островов, прибыли на Тонгатапу, где также первая керамика лапита была обнаружена У. К. МакКерном в 1921 году. Тем не менее, добраться до Тонганских островов (без западных навигационных инструментов и методов) было нелегко. замечательный подвиг, совершенный народами лапита. До контакта с европейцами о Тонге известно немного из-за отсутствия письменности в доисторические времена, кроме устной истории, рассказанной ранним европейским исследователям. Впервые тонганцы столкнулись с европейцами в апреле 1616 года, когда Якоб Ле Мэр и Виллем Схоутен ненадолго использовали острова, чтобы торговать с ними.
За несколько веков до прихода жителей Запада тонганцы создали мегалиты каменная кладка. В частности, это Хамонгаа Мауи и Ланги террасированные гробницы. Высота Хаамонга составляет 5 метров, она состоит из трехллово-известных кораковых камней, каждый из которых весит более 40 тонн. Ланги - двух низкие, очень плоские,- или трехъярусные пирамиды, которые отмечают могилы бывших королей.
Все, что известно о Тонге до контакта с европейцами, исходит из мифов, рассказов, песен, стихов (поскольку не было системы письма), а также из археологических раскопок. В Тонгатапу и Хаапай было создано множество древних поселений, кухонь и свалок, а также несколько в Вавау и Ниуас, которые дают представление о старом тонганском поселении. модели, диета, экономика и культура.
Хаапай три тысячи лет назад немного отличался от хаапай сегодня. Большие нелетающие птицы, называемые мегаподами, проносились через тропический лес, в то время как гигантские игуаны и другие другие ящерицы отдыхали на ветвях деревьев. В небе обитали три разных вида летучих мышей, три разных вида голубей и более двух десятков других видов птиц. Не было ни свиней, ни лошадей, ни собак, ни коров, ни крыс. Тонганцев не было.
Между темная южная часть Тихого океана была почти полностью необитаемой. Любые нынешние люди существовали на западной окраине Соломоновых островов. Затем примерно в то время эти островитяне были внезапно заменены новой ветвью человечества, которая произошла с архипелага Бисмарка у Папуа-Новой Гвинеи. Они бесстрашно штурмовали регион, быстро колонизируя и продвигаясь на восток. Они принесли с собой новые виды растений и животных, а также особый дизайн керамики. Сегодня этих людей называют Лапита в честь места в Новой Каледонии, где они были впервые обнаружены археологами.
Около 3000 г. до н.э. Лапита люди достигли Тонги, и по данным углеродного датирования, они сначала вышли на берег в Тонгатапу, вскоре после этого в Хаапай. Новички уже хорошо приспособились к островной жизни с ограниченными ресурсами и поселились небольшими общинами из нескольких семей на чуть выше линии прилива, напротив открытых лагун или рифов. Благодаря постоянному взаимодействию с западными родственниками лапита, хаапайцы получили домашних животных и возделываемые растения, но кажется, что эти источники питания вносят минимальный вклад в их рацион по крайней мере в первых двухсот лет. Вместо этого они питались в основном морской жизнью: рыба-попугай, губан, черепахи, рыба-хирург, джек, угри, императоры, обитатели дна, моллюски и иногда глубоководный тунец. Так же, как их полинезийские потомки сегодня.
Морепродукты были неисчерпаемы, поэтому рифы мало отличались от рифов сегодня, за исключением заметных сокращений популяций морских черепах. Однако с фауной дело не пошло, и вскоре гигантские игуаны, четыре мегаподы, двадцать четыре мегапода, почти все голуби и все, кроме одного все виды летучих мышей вымерли.
Они охотились и готовили этих животных с помощью самых элементарных технологий. Когда части ракушек были слишком хрупкими для инструментов, они использовали вулканические почвы для «андезита / базальта, используемого для изготовления тесла, других артефактов, таких как масла, такие как молотые камни, ткацкие грузы, кулинарные камни и декоративные гальки для украшения могил». Они добыли более твердые осколки обсидиана из далекого северного краевого вулкана Тафахи в Ниуас.
Другой полезной технологией была их одноименная керамика с «зубчатыми» оттисками и простыми узорами, которые были характерными для всех лапитских поселений южной части Тихого океана. Узоры тонганской лапиты были проще, чем западные конструкции лапиты, эволюционировав от витиеватых криволинейных и прямолинейных узоров до простых прямолинейных форм. Глиняная посуда представляет собой «глиняную посуду из андезитовой тефры, смешанную с известняковым или минеральным песком темпора и обожженную при низкой температуре».
Десятилетия археологических раскопок древних лапитских кухонь и свалок (свалок) в Тонгатапу и Хаапай многое нам рассказали о ранних тонганских поселениях. Мы знаем, что они ели, какие инструменты использовали, где поселились (по одной колонии на Фоа и две на Лифука ) и велики были поселения. Однако, несмотря на обилие археологических свидетельств, народ лапита по-прежнему скрывает от нас две главные загадки: как они так быстро распространились по южной части Тихого океана и почему поселенцы лапита в Тонге так быстро отказались от своих традиций изящной керамики?
Лапитанская диаспора началась с Папуа-Новой Гвинеи в 1500 г. до н. Э. К 2850 г. до н.э. (900 г. до н.э.) они уже были в Тонге, что означает, что они фактически устремились на восток в течение трехсот лет. Они путешествовали на маленьких деревянных лодках по открытому океану в невидимые места быстрее, чем европейские колонизаторы пересекли свой континент. Археологи задаются вопросом, что могло бы заставить людей приступить к статистически самоубийственным миссиям. Не похоже, что демографическое давление было другим, потому что большинство Лапитанских островов были малонаселенными и могли поддерживать большее население, особенно если они больше ориентировались на доступные корнеплоды.
Гипотеза из Кирха заключается в том, что лапитанская культура использует эмиграцию младших сыновей. Не только в Тонге, но и в южной части Тихого океана существует традиция передать старшим сыновьям. Чтобы получить свою землю, младшим сыновьям нужно было исследовать. Тангалоа, главный тонганский бог до прихода, был младшим братом, который создал Тонгу во время поиска земли на каноэ. Его рыболовный крючок случайно зацепился за камень на дне океана, и он смог вытащить Тонгу на поверхности. Если гипотеза верна, то должно быть существовать сильное соперничество между братьями и сестрами, чтобы соблазнить кого-то упасть на такие далекие места, как Новая Зеландия, Гавайи и Остров Пасхи.
Другая великая загадка состоит в том, почему традиция изящной керамики исчезла, причем с такой скоростью. Спустя всего двести лет после сложного современного тонганского археолога перестали украшать свои глиняные горшки, - это: «К сожалению, большинство объяснений основано на умозаключениях. подтвердить с любой степенью уверенности. Что мы можем с уверенностью сказать, что по какой-то причине украшение керамики на Тонге прекратилось, оно произошло довольно внезапно ».
Жизнь хаапайцев начала кардинально меняться в то же время, когда богато украшенная керамика была заменена строго утилитарным набором простой посуды, и именно в это время людей можно назвать полинезийцами. Из всех ливистически и традиционно похожих людей, которые поселились в треугольнике, созданном Новой Зеландией, Гавайями и островом, все они могут проследить свою родословную до нескольких американских поселенцев на Тонге.
Эти коренные полинезийцы в тонге несколько отошли от морского пропитания в сторону большей энергии от сельского хозяйства и животноводства. Таро, ямс, хлебное дерево и банан стали источником новых возбудителей, а домашние животные стали намного большей частью рациона. На первичных участках Лапиты 24% костей птиц было получено от кур, а после полинезийского преобразования их количество увеличилось до 81%, что, вероятно, свидетельствует об гибели других видов птиц, а также об увеличении зависимости от одомашненных видов.>
Больше источников питания, достигнутое, привело к демографическому взрыву. Лапитанская деревушка размером 25х40 м превратилась в деревню длиной более километра. Поселения росли вокруг большей части лагуны в Тонгатапу, и деревни, наконец, внутренние острова главного острова. Подобные расширения были обнаружены в Ниуасе и в Вавау.
. Для археологов эти ранние полинезийцы предоставят такую же загадку, как и лапитяне. К 1550 г. до н.э. (400 г. до н.э.) они вообще перестали говорить какую-либо керамику. Похоже, что вместо этого они обратились к более естественным материалам, и поэтому археологические данные входят в «темный век» относительно небольшого количества информации, пока сотни лет спустя не возникли в основном государстве. Предположения об использовании гончарных традиций используют методы, которые проще в использовании, переход от варки моллюсков в больших мисках к запеканию в подземных печах и непригодности тонганской глины для гончарного дела. Ничего нельзя сказать с уверенностью, кроме того, что такое же исчезновение также произошло на Фиджи и Самоа.
О том периоде известно немного из-за отсутствия большого количества археологических свидетельств. Ясно то, что население продолжало расти, достигнув от 17 000 до 25 000 на Тонгатапу, и что вождества возникли для защиты от конкуренции за ресурсы. Тонгатапу мог быть политически консолидирован одним человеком из будущей семейной линии Туи Тонга, поскольку устная традиция прослеживает родословную короля через 39 человек, которые могли начаться уже 1000 б.н. (950 г. н.э.). Морская империя, прославившаяся устными традициями, возникла только после 750 г. до н.э. (1200 г. н.э.).
К XII веку тонганцы и тонганские короли назвали Туи Тонга, были известны по всему Тихому океану, от Ниуэ, Самоа до Тикопии. Они правили этих народа более 400 лет, что побудило некоторых историков назвать «Тонганскую империю», хотя это была сеть скорее взаимодействующих навигаторов, вождей и авантюристов. Неясно, действительно ли вожди других островов регулярно приезжают в Тонгу, чтобы своего суверена. Характерные керамические изделия и ткани тапа также показывают, что тонганцы путешествовали из отдаленных уголков Микронезии на Фиджи и Гавайи.
В 950 году нашей эры Туи Тонга 'Ахо'эйту начал распространять свое правление за пределы Тонги.. Согласно ведущим тонганским ученым, в том числе Окуситино Махине, тонганские и самоанские устные традиции указывают на то, что первые туи Тонга был сыном их бога Тангалоа. Как прародина династии Туи Тонга и обитель таких божеств, как Тагалоа Эйтуматупуа, Тонга Фусифонуа и Таватаваиманука. К 10-му Ту'и Тонга Момо и его преемнику Ту'итатуи империя уже простиралась от Тикопии на западе до Ниуэ на востоке. В их владениях находились Уоллис и Футуна, Токелау, Тувалу, Ротума, Науру, части Фиджи, Маркизские острова, Соломоновых частей островов, Кирибати, Ниуэ, Острова Кука и части Самоа. Чтобы лучше управлять большой территорией, Туи Тонга перенесли свой трон в лагуну в Лапахе, Тонгатапу. Влияние Туи Тонга было известно во всем Тихом океане, и многие из соседних островов участвовали в совокупности ресурсов и новыми идеями.
При 10-м Туи Тонга, Момо и его сыне Ту'итатуи (11-й Туи Тонга) империя находилась на пике своего расширения, дань с Туи Тонга взималась с все подчиненные в идентиства империи. Эта дань была известна как «Инаси» и проводилась ежегодно в Муа после сбора урожая, когда все страны, подпадающие под действие Туи Тонга, были принести подарок богам, которые были признаны Туи Тонга. Капитан Кук стал свидетелем церемонии Инаси в 1777 году, во время которой он заметил много иностранцев в Тонге, особенно более темных людей, которые напоминают африканцев, потомков Фиджи, Соломоновых островов и Вануату. Лучшие циновки Самоа (тога) неправильно переводятся как «тонганские циновки»; правильное значение - «драгоценная ткань» («ie» = ткань, «toga» = женские товары, в отличие от «oloa» = мужские товары). Многие прекрасные циновки попали во владение тонганских королевских семей в основном в результате браков с самоанскими дворянками, такими как Тохуйя, мать Туи Канокуполу Нгата, которая происходила из Сафаты, Уполу, Самоа. Эти циновки, включая Maneafainga и Tasiaeafe, считаются жемчужинами нынешней линии Tupou (которая по материнской линии происходит от Самоа). Успех Империи во многом основан на Имперском флоте. Чаще всего использовалось каноэ для дальнего плавания с треугольными парусами. Самые большие каноэ типа тонган калия могли перевезти до 100 человек. Самыми из них были Тонгафуэсия, Окихеухо, Ломипо и Такаипамана. Следует упомянуть, что Такаипамана на самом деле была самоанской калией; согласно Королеве Салоте и Palace Records, это было самоанское двойное каноэ, доставило Тохуа Лимапу из Самоа, чтобы жениться на Туи Хаатакалау. Большой флот позволил Тонге разбогатеть за счет больших объемов торговли и дани, поступающих в Королевскую сокровищницу.
Упадок Туи Тонга начался из-за войн внутреннего давления. В 13 или 14 веках Самоа победило Туи Тонга Талакайфаики под предводителем семьи Малиетоа. В ответ фалефа были созданы как политические советники Империи. Первоначально чиновникам фалефа удавалось поддерживать некоторую гегемонию над другими подчиненными островами. Наиболее известными из них были Хавеа I (19-й ТТ), Хавеа II (22-й ТТ) и Такалауа (23-й ТТ), которые были известны своим тираническим правлением. В 1535 году нашей эры Такалауа был убит двумя иностранцами, купаясь в лагуне Муа. Его преемник, Кауулуфонуа преследовал убийц до Увеа, где и убил их.
Из-за стольких покушений на Ту'и Тонга Кауулуфонуа основал новую династию под названием Туи Ха'атакалауа в честь своего отца и он дал своему брату Моунгамотуа титул Туи Ха'а Такалауа. Эта новая династия должна иметь дело с повседневными решениями империи, в то время как положение Туи Тонга должно быть духовным лидером нации, хотя он по-прежнему контролирует последнее слово в жизни или смерти своего народа. «Империя» Туи Тонга в этот период становится самоанской по своей ориентации, поскольку короли Туи Тонга сами стали этническими самоанцами, женившимися на самоанских женщинах и проживавшими в Самоа. Мать Кауулуфонуа была самоанкой из Мануа, Туи Тонга. У Кауулуфонуа II и Туи Тонга Пуйпуйфату были самоанские матери, и когда они женились на самоанских женщинах, последовали за ними Туи Тонга - Вакафуху, Тапуоси и Улуакимата - якобы были более "самоанскими", чем "тонганскими".
В 1610 году 6-й Туи Ха'а Такалау, Моунгатонга, создал положение Туи Канокуполу для своего полукровного сына Самоа., Нгата, которые разделили между ними региональное правление, хотя со временем власть Туи Канокуполу становилась все более и более доминирующей над Тонгой. Династия Туи Канокуполу курировала импорт и учреждение многих самоанских политик и титулов, и, по мнению тонганских ученых, эта самоанизированная форма правления и обычаи продолжается и сегодня в современном Королевстве Тонга. Первые европейцы прибыли в 1616 году, когда голландские исследователи Виллем Схоутен и Якоб Ле Мэр заметили тонганцев в каноэ у побережья Ниуатопутапу, а вскоре за ними последовал знаменитый Абель Тасман. Однако эти посещения были краткими и совсем не изменили остров.
Разделительной линией между двумя частями была старая прибрежная дорога под названием Хала Фонуа моа (сухопутная дорога). До сих пор вожди, получившие власть от Туи Тонга, называются Кау хала`ута (люди, ведущие внутренние дороги), в то время как вожди Ту'и Канокуполу известны как Кау хала лало (низкий дорожные люди). Что касается сторонников Туи Хаатакалауа: когда возникло это разделение, в 15 веке, они, конечно же, были каухалалало. Но когда туи Канокуполу настигли их, они перешли на сторону Каухалаута.
Современная археология, антропология и лингвистические исследования подтверждают широко распространенное культурное влияние Тонги, широко распространенное через Восточную Увеу, Ротуму, Футуну, Самоа и Ниуэ, части Микронезии (Кирибати, Понпеи), Вануату и Новую Каледонию и лояльность Острова, и хотя некоторые ученые предпочитают термин «морское вождество», другие утверждают, что, хотя и сильно отличается от других примеров, «...« империя », вероятно, является наиболее удобным термином».
В 15 веке и снова в 17 веке вспыхнула гражданская война. Именно в этом контексте прибыли первые европейцы, начиная с голландских исследователей Виллема Схоутена и Якоба Ле Мера. 21–23 1616 г. они пришвартовались у островов Северного Тонга «Кокосовый остров» (Тафахи ) и «Остров предателей» (Ниуатопутапу ) соответственно. Короли обоих этих островов сели накорабли, и Ле Мэр составил список слов Ниуатопутапу - языка, который сейчас вымер. 24 апреля 1616 года они попытались пришвартоваться у «Острова Доброй Надежды» (Ниуафо'оу ), но менее радушный прием заставил их продолжи ть плавание.
21 января 1643 года голландский исследователь Абель Тасман был первым европейцем, посетившим главный остров (Тонгатапу ) и Хаапай после объезжая Австралию и Новую Зеландию в поисках более быстрого маршрута в Чили. Он нанес на карту нескольких островов. Тасман назвал остров Тонгатапу т 'Эйландт Амстердам (остров Амстердам) из-за обилия запасов. Это имя больше не используется, кроме историков.
Наиболее значительное влияние оказали визиты капитана Кука в 1773, 1774 и 1777 годах, за последовали первые лондонские миссионеры в 1797 году и уэслианский методист Уолтер Лоури в 1822 году. время, большинство тонганцев массово обратились в уэслианскую (методическую ) или католическую веру. Затем последовали и другие деноминации, в том числе пятидесятники, мормоны, адвентисты седьмого дня, и совсем недавно вера бахаи.
Острова также были посещениями испанцы при Франсиско Антонио Мурелле в 1781 году и Алессандро Маласпина (который безуспешно требовал Вавау для Испании) в 1793 году и французы при Марке -Жозеф Марион дю Френ в 1772 году, Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз в 1787 году, Флетчер Кристиан в 1789 году и Антуан Бруни д'Энтрекасто в 1793 году.
Тонганцы, изображенные Исааком Гилсемансом во время поездки Абеля Тасмана на Тонгатапу в 1642-43 гг.
тонганские каноэ с парусами и каютами, и два Тонганские мужчины плывут на каноэ меньшего размера на переднем плане; заимствован из «Лодок дружественных островов» записи о визите Кука в Тонгу в 1773–174 годах.
Капитан Кук приветствовал на острове Хаапай, 1777 г. (гравюра 1930 г.)
Вавау (Тонга): девушки играли в традиционные игры, около 1800 г.; возможно плавание Маласпины в 1793 году
В 1799 году 14-й Туи Канокуполу, Тукуахо был убит, что привело Тонгу к гражданской войне на пятьдесят лет. Наконец, в 1845 году амбициозным молодым воином, стратегом и оратором Туфа'ахау острова были объединены в Полинезийское королевство. Он носил главный титул Туи Канокуполу, но был крещен с именем Король Джордж Тупоу I.
В 1875 году с помощью миссионера Ширли Бейкер, он объявил Тонгу конституционной монархией, при этом он освободил крепостных, закрепил закон, землевладение и свободу печати, а также ограничил власть вождей. Острова не были полностью обследованы до 1898 года, когда британские военные корабли HMS Egeria (1873) и HMS Penguin (1876) выполнили задачу.
Две тонганские девушки, 1823 год
Тренировочная школа в Тонге, 1852
Король Георгий Тупоу I с дружественных островов, 1852
Ата, вождь Тонги, 1853
Осада тонганской деревни во время экспедиции 20 век Герб Тонга (1875) Король Георгий Тупоу II, 1909
Тонга государство под защитой Великобритании согласно Договору о дружбе 18 мая 1900 года, когда европейские поселенцы и соперничающие тонганские вожди попытались изгнать второго короля. Договор о дружбе и статус защищенного государства закончился в 1970 году в соответствии с договоренностями, установленными до ее смерти третьим монархом, королевой Салоте.
18 мая 1900 года, чтобы воспрепятствовать наступлению Германии, Королевство Тонга стал Защищенным государством Соединенным Королевством в соответствии с Договором о дружбе, подписанным Джорджем Тупоу II после того, как европейские поселенцы и соперничающие с ним тонганские вождились свергнуть его. Внешние дела Королевства Тонга велись через британского консула. Соединенное Королевство имело право вето на внешнюю политику и финансы Королевства Тонга.
Тонга пострадала от пандемии гриппа 1918 года, в результате чего погибло 1800 тонганцев, около восьми процентов жителей.
Большую часть 20 века Тонга была тихой, обращенной внутрь себя и несколько изолированной от событий в других частях света. Сложная социальная структура Тонги по существу разбита на три уровня: король, дворяне и простолюдины. Между дворянами и простолюдинами находятся Матапуле, иногда называемые «говорящими вождями», которые связаны королем или дворянином и могут владеть или не владеть имениями. Обязанности и ответственность взаимны, и хотя знать может добиваться благосклонности от людей, живущих в их имениях, они также могут оказывать услугу своему народу. Статус и ранг восстанавливает роль в личных отношениях, даже в семьех.
Король Георгий Тупоу II идет на открытие парламента Тонги в 1900 году
Ричард Седдон с женой на открытии парламента Тонги, 1900 год
Королевский трон Тонги, 1900 год.
Члены Сил обороны Тонги 2-го NZEF на параде в Тонге в честь капитуляции Италии в 1945 г.
Епископ Джон Роджерс, Писила (жена Фуситуа) и Сули Сеули (матапуле из Фуситуа) смотрят танцы. Торжественное открытие католической церкви в Колофоу. 1967
4 июня 1970 года статус защищенного государства закончился договоренности, установлено до ее смерти в 1965 году третьим монархом, Королевой Салоте.
Тонга присоединилась к Содружеству в 1970 году и к Организации Объединения в 1999 году. Находясь под воздействием колониальных сил, Тонга никогда не терял самоуправления народов, что делает Тонгу уникальной в Тихоокеанском регионе и укрепляет доверие к монархической системе. Британская верховная комиссия в Тонге закрылась в марте 2006 года.
Нынешний король Тонги, Тупоу VI, прослеживает свою родословную прямо через шесть поколений монархов. Предыдущий король, Джордж Тупоу V, родившийся в 1946 году, продолжал полностью контролировать правительство до июля 2008 года. Он может привести к нарушению закона и нарушению закона.
Тонганцы начинают сталкиваться с проблемой своей культурной самобытности и традиций в связи с возрастом западных технологий и культуры. Миграция и отслеженная монетизация экономики к распаду традиционной расширенной семьи. Теперь остались без видимых средств поддержки.
Образовательные возможности для молодых простолюдинов расширились, и их растущая политическая стимулировала предложение инакомыслие против дворянской системы. Кроме того, быстро увеличивающееся население уже слишком велико, чтобы обеспечить предусмотренные конституцией 8,25 акра (33 000 м²) api на каждого мужчины в возрасте 16 лет. В середине 1982 года плотность населения 134 человека на квадратный километр. Из-за этих факторов существует значительная необходимость переехать в единственный городской центр Королевства.
На выборах марта 2002 года сторонники Движения за права человека и демократию (HRDM) получили из девяти всенародно семь избранных мест для представителей, два оставшихся представленных «традиционалистские» ценности. Явка составила 48,9%. Девять дворян и все члены кабинета кабинета, заседаний в Законодательном собрании, обычно правительство. После выборов лидер HRDM 'Акилиси Похива был арестован и обвинен в публикации в его газете Келе'а статья, в которой утверждалось, что король имел тайное состояние, но позже оправдан присяжными
в 2003 г. газета Тайми о Тонга (), издаваемая в Новой Зеландии на тонганском языке, критиковавшая правительство, была запрещена к распространению в Тонге из-за возражения правительства против его политического содержания. После того, как газета получила два судебных решения, она снова стала свободно распространяться. В 2003 году горячо обсуждаются законопроект об операторе массовой информации и поправка к конституции, призванные ограничить свободу СМИ в Тонге. Закон разрешил правительству контролировать освещение «разрешающих» и «моральных» вопросов, запрещающих публикацию, которое оно сочло оскорбительными, и запрещать иностранную собственность на СМИ. За октябрь 2003 года тысячи тонганцев мирно прошли по улицам столицы Нукуалофа в беспрецедентной демонстрации против планов правительства по ограничению свободы СМИ. Несмотря на протесты, Закон об операх СМИ и поправка к конституции были приняты Законодательным собранием, и по состоянию на декабрь 2003 года требовалась только подпись Короля, чтобы стать законом.
К февралю 2004 года поправка была принята, и СМИ потребовалось лицензирование. Среди тех газет, лицензий которых было отказано в соответствии с новым законом, были Тайми о Тонга (Tongan Times), Келеа и Матанги Тонга, в то время как эти разрешенные лицензии были в основном церковными или проправительственными. Дальнейшее противодействие действия правительства включало призывы Туи Пелехака (принца, племянника короля и избранного члена парламента в Австралии и других странах с определением давления на правительство Тонги с целью демократизации избирательной системы, а также судебный приказ, сообщение к судебному расследование законопроекта. Последнего поддержали около 160 человек, в том числе 7 из 9 избранных «народных представителей».
На всеобщих выборах в Тонге в 2005 г. Движение за права человека и демократию выиграло семь из девяти всенародно избранных мест (остальные 30 депутатов назначаются королем или членами тонганской аристократии). 'Aho'eitu' Unuaki'otonga Tuku'aho, сын короля, используем сохранял свою должность премьер-министр, но он ушел в отставку в 2006 году того, как Тонганский спикер палаты представителей признан виновным во взяточничестве. Эта должность перешла к Фелети Севеле, министру труда и одному из двух избранных независимых кандидатов, а также первому премьер-министру страны, не являющемуся дворянином.
В 2005 году правительство потратило несколько недель на переговоры с бастующими госслужащими, прежде чем прийти к соглашению. Конституционная комиссия собиралась в 2005–2006 годах для изучения предложений по обновлению конституции. Копия отчета представлена королю Тауфа'ахау Тупоу IV незадолго до его смерти в сентябре 2006 года.
Тонга не считается« электоральной демократией »по критериям Freedom House » s Отчет о свободе в мире 2006. Это вероятно потому, что были избраны девять из 30 человек в избирательном порядке. как таковые люди имеют право голоса в правительстве, но не контролируют его.
Общественность ожидала от нового монарха демократических изменений. 16 ноября 2006 г. вспыхнули беспорядки в столице Нукуалофа, когда казалось, что парламент прервет работу на год, не добившись каких-либо успехов в укреплении демократии в правительстве. Правительственные здания, офисы и магазины были разграблены и сожжены. В результате беспорядков погибли восемь человек. Правительство было избрано, что выборы пройдут в 2008 году, на которого большинством голосов будет избрано всенародным голосованием. 17 ноября было объявлено чрезвычайное положение, при этом законы о чрезвычайном положении давали силам безопасности право останавливать и обыскивать людей без ордера.
18 января 2007 г. Пухива был арестован и обвинен в подстрекательстве к мятежу в связи с его ролью в Беспорядки в Нукуалофе 2006 г..
На выборах в апреле 2008 г. явка на выборах представителей дворян и 9 народных представителей составила 48%. Большинство депутатов, выступающих за демократию, были подтверждены, несмотря на то, что нескольким из них были предъявлены обвинения в беспорядках в Нукуалофе в 2006 году. Все девять избранных депутатов были продемократическими активистами. Примерно за две недели до выборов было объявлено, что Комиссия по вещанию Тонги впредь будет подвергать цензуре политические передачи кандидатов, и что репортерам TBC будет запрещено освещать политические вопросы. раскритиковал решение как необоснованное ограничение свободы слова. 29 мая 2008 г. в тронной речи на открытии парламента принцесса-регент Салоте Мафиле'о Пилолеву Туита объявила, что правительство внесет законопроект о политической реформе к июню 2008 г. и что нынешний Срок пребывания в парламенте будет последним согласно действующей конституции
В июле 2008 года, за три дня до своей коронации, король Джордж Тупоу V объявил, что он откажется от большей части своей власти и будет руководствоваться в соответствии с рекомендациями его премьер-министра по большинству вопросов после предстоящих выборов.
В ноябре 2009 года комиссия по пересмотру конституции рекомендовала церемониальную монархию, лишенную реальной политической власти, и наделение политической властью полностью избранное Законодательное собрание Тонги (Фале Алеа), которое до этого момента было в значительной степени наследственным из-за того, что большинство мест предназначалось для знати. и предшествовала программа конституционной реформы.
В апреле 2010 г. Законодательное собрание приняло пакет политических реформ, направленных на создание представительной демократии, увеличивая число напрямую избранных народных представителей с 9 до 17, с десятью местами для Тонгатапу, тремя для Вавау, двумя для Хаапай и по одному для каждого Ниуас и ʻEua. Все места являются одномандатными округами, в отличие от многомандатных округов, которые использовались ранее. Эти изменения означают, что 17 из 26 представителей (65,4%) будут избраны прямым голосованием по сравнению с 9 из 30 (30,0%). Аристократия все равно выберет своих девять представителей, пока все оставшиеся места, которые ранее были назначены монархом, будут упразднены.
Досрочные всеобщие выборы в соответствии с новым режимом выборах были проведены 25 ноября 2010 года. Taimi Media Network описала 2010 Законодательное собрание Тонги как «первый демократически избранный парламент Тонги». Демократическая партия дружественных островов (DPFI), основанная в сентябре 2010 года, специально для борьбы с выбором и управляемой ветераном демократической кампании Акилиси Похива, получила наибольшее количество мест. с 12 из семнадцати мест «народных представителей». Акилиси Похива, депутат от Тонгатапу 1, стремился стать премьер-министром, но дворяне и независимый депутат доверили ему Лорд Туивакан с соблюдением правительства, низведя DPFI до статуса де-факто парламентской оппозиции. DPFI выдвинул законопроекты о продвижении вперед, включая предложение о прямых выборах премьер-министра из числа 26 избранных депутатов, а также всеобщем избирательном праве для всех 26 депутатов. Эти предложения не были поддержаны консервативным большинством.
После смерти короля Джорджа Тупоу V 18 марта 2012 года его сын Ахоэиту Унуакиотонга Тукуахо стал королем Тонги с королевским именем. ʻAhoʻeitu Тупоу VI.
На новых выборах 2014 года ДПФИ уступила три места независимым кандидатам. Тем не менее ее лидер Похива был назначен новым премьер-министром Тонги. 25 августа 2017 г. Похива был помещен вместе с остальной частью парламента, и новые выборы исправятся 16 ноября. Выборы получили к тому же DPFI 14 мест - достаточно, чтобы полагаться на дворян или независимых депутатов.