История протестантизма

редактировать

Протестантизм возник из Протестантизма в Шпейере в 1529 году, где дворянство протестовало против применения Вормсский эдикт, по которым сторонники лютеранства подверглись конфискации всего их имущества. Однако богословские основания уходят гораздо дальше, поскольку протестантские богословы того времени цитировали как отцов церкви, так и апостолов, чтобы оправдать свой выбор иформулировки. Самое раннее происхождение протестантизма является спорным; Некоторые протестанты сегодня заявляют о своем происхождении от групп ранней церкви, считающихся еретических, таких как монтанисты.

. С 16 века факторами факторами, вызывающими протестантизм, были католические контрреформации, которые выступали против. успешно, особенно во Франции, Испании и Италии. Затем наступила эра конфессионализации, последовательный рационализм, пиетизм и Великое пробуждение. Основные движения сегодня включают евангелизм, основные деноминации и пятидесятничество.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Исторические карты
    • 2.1 Европа
    • 2.2 Мир
  • 3 Происхождение
    • 3.1 Корни
    • 3.2 16 век
    • 3.3 Влияние гуманизма
    • 3.4 Лютеране и Священная Римская империя
  • 4 Протестантская Реформация
    • 4.1 Богемия
    • 4.2 Германия
    • 4.3 Швейцария
      • 4.3.1 Цвингли
      • 4.3.2 Джон Кальвин
    • 4.4 Скандинавия
    • 4.5 Англия
      • 4.5.1 Пуритане
    • 4.6 Шотландия
    • 4.7 Франция
    • 4.8 Нидерланды
    • 4.9 Венгрия
  • 5 Девятнадцатый век
    • 5.1 Британия
    • 5.2 Германия
  • 6 Великие пробуждения
    • 6.1 Первое Великое Пробуждение
    • 6.2 Второе Великое Пробуждение
    • 6.3 Третье Великое Пробуждение
  • 7 20 век
    • 7.1 Пятидесятническое движение
    • 7.2 Модернизм, фундаментализм и неоортодоксия
    • 7.3 Евангелизм
    • 7.4 Распространение секуляризма
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Обзор

Одна из Ранними реформаторами были Джон Уиклифф, английский теолог и один из первых сторонников реформы XIV века. Его последователи, известные как лолларды, распространились по всей Англии, но вскоре были преследованы как лидерами Римско-католической церкви, так и правительственными чиновниками. Виклифф оказал влияние на Яна Гуса, чешского священникаизПраги. После того, как Гус был сожжен на костре за ересь, его последователи доминировали в Чешском королевстве, позже распространившись на Силезию и Моравию. Некоторые из его последователей великих гуситских великих, причем фракция утраквистов в итоге победила поддерживаемые папой силы и величайшее признание своего обряда, как католики восточного обряда сегодня взаимно признают римский Обряд католиков Латинскойцеркви. Другой похожей группой были вальденсы.

И Уиклиф, и Гус проповедовали против индульгенций. Гус написал «Шесть ошибок», прикрепленную к его церкви, в которой он критиковал коррупцию духовенства и коснулся других тем, которые более позднем Лютере стали ключом к Реформации. После битвы на Белой горе преследуемые гуситы основали небольшие церкви, такие как Братское единство (и его международное отделение Моравская церковь ).

Этиранние реформаторы оказали влияние на немецкого монаха Мартина Лютера, который распространил протестантскую реформацию. Первоначально Лютер намеревался реформировать Римско-католическую церковь, а не разрушать ее. Реформация в Германии быстро диверсифицировалась, как и первые гуситы в Богемской короне, и другие импульсы реформ возникли независимо от Лютера. Распространение печатного станка Гутенберга обеспечиломассовоераспространение религиозных материалов на местных языках. Подобно своим предшественникам, Мартин Лютер написал Девяносто пять тезисов о продаже индульгенций в 1517 году. Вскоре началась реформатская традиция в Швейцарии под руководством Хульдриха Цвингли в 1519 году. Реформация переросла в широкую дискуссию, в которой участвовали богословы со всей Европы. Политическое отделение англиканской церкви от Рима при ГенрихеVIII привело Англию к этому движению. Работы и сочинения Жана Кальвина помогли установить свободный консенсус между различными группами в Швейцарии, Шотландии, Нидерландах, Венгрия, Германия и другие страны. Кальвинизм в рамках реформатской традиции разделен на элементы подгруппы, такие как континентальные реформаторы, Пресвитерианство, конгрегационализм и множество английскихраскольников, включая пуритан. Другие важные движения, возникшие во время Реформации, включают анабаптизм, арминианство, баптистское движение и унитаризм.

после отлучения Лютера от церкви в 1521 году папскими властями. бык Decet Romanum Pontificem, руководство церкви вместе со Священной Римской империей осудили его последователей в 1521 эдикте Вормса. Это было начало Контрреформации. Когдалютеране дали1530 г. Аугсбургское исповедание, католики ответили Confutatio Augustana. Лютеране обрели временную терпимость к своей вере с Нюрнбергским религиозным миром, во время которого реформатор Меланхтон в свою очередь ответил Апологией Аугсбургского исповедания 1537 года. Хотя он был отклонен Карлом V, с католической стороны не было написано ни одного ответного документа, и Лютер представил свои статьи 1537 Смалькальда нарассмотрениенемецкой знати, которые он также написал в надежде, что надвигающийся Совет не стал бы искажать его позиции, даже если бы собирался их просто осудить. В 1545–1563 гг. На Трентском соборе собирались римско-католические чиновники, а также некоторые протестанты, хотя им не разрешалось голосовать. Лютеранский ответ на этот совет, в свою очередь, исходил от Мартина Хемница, который опубликовал Исследование Трентского собора с 1565 по 1573 год. Чтобыопровергнуть его,Диого де Пайва де Андрада написал Defensio Tridentinæ fidei, который был значительно короче и опубликован посмертно в 1578 году. Лютеране никогда не откликались на эту работу. Орден иезуитов основан во время Тридентского Собора, чтобы остановить Реформацию, и могущественные монархи, такие как Габсбурги, также были привержены Контрреформации. Многие протестанты стали крипто-протестантами в областях, находящихся подконтролем Габсбургов.

В ходе этого религиозного переворота немецкая крестьянская война 1524–1525 годов охватила Бавария, Тюрингия и Швабия. Нюрнбергский религиозный мир был нарушен в начале Шмалькальдийской войны в 1546 году. Их потеря привела к введению контрреформационных мер во время временного периода Аугсбурга, которые должны были принести им ближе к католицизму, но условия Аугсбургского мира 1555 положиликонец этому, позволивправителям выбирать религию своих владений ( латинское: Cuius regio, eius Religio ) в качестве католической или лютеранский. Конфессиональное разделение государств Священной Римской империи в конечном итоге разразилось в Тридцатилетней войне 1618–1648 годов, сильно ослабившей агломерацию. Франция пережила собственные религиозные войны. голландский народ восстал в Восьмидесятилетней войне. Война ТрехКоролевств затронула Британские острова.

. В то время как Контрреформация на континенте продолжалась до 19, рост партии пуритан, посвященной дальнейшей протестантской реформе, поляризовали елизаветинскую эпоху, хотя только во гражданской войны 1640-х годов в Англии произошли религиозные распри, сопоставимые с то, что его соседи пострадали несколько раз назад. Несогласные протестанты вместе с протестантскими беженцами изконтинентальной Европы были активнымиоснователями Соединенных Штатов Америки. В середине 17 века пиетизм оказал большое влияние на лютеранство.

. Великие пробуждения былими быстрого и драматического периода религиозного возрождения в Америке. история религии с 1730-х до середины 19 века. В результате появилось множество различных протестантских конфессий. В Первом великом пробуждении Джон Уэсли основал методизм,который, в свою очередь, породил евангелизм. Второе великое пробуждение принесло адвентизм, движение святости и Плимутские братья вместе с другими деноминациями. Армия Спасения была основана во время Третьего Великого Пробуждения. Некоторые ученые предполагают, что Четвертое Великое Пробуждение произошло в конце 20 века. Модернистские и либеральные течения сформированы основные деноминации вэпоху Просвещения.

В 20 векепротестантизм становился все более фрагментированным с пятидесятничеством, Харизматическое движение, Неохаризматическое движение, Неконфессиональные церкви, домашние церкви, Неоортодоксия, Палеоортодоксия, многочисленные христианские фундаменталисты, евангелические, независимые и другие группы, возникшие в основном в странах и развивающемся. В частности, американскийпротестантизм был затронут этим явлением, причем выступуто как основная линия, так и консервативная стороны. Начало с 1980-х годов, быстрое дробление общей секуляризацией западного общества. В то время как все эти меры в ограниченной степени распространились в Европу, в развитии протестантизма в Европе в большей степени преобладала секризация, что привело к все более постхристианской Европе.

В 21 векепротестантизм продолжает разделяться, в то времякак одновременно расширяясь в мировом масштабе, в основном за счет роста евангельских протестантских и пятидесятнических движений.

Исторические карты

Европа

мира

Происхождение

Основная статья, РимскаяКоммуна

Протестанты обычно прослеживают своеотделение от католической церкви до 16 века. Мейнстрим протестантизма начался с Арбитражной Реформации, названной так потому, что она получила поддержку магистратов (то есть есть гражданских властей). Радикальная Реформация не получила государственной поддержки. Старые протестантские церкви, такие как Unitas Fratrum (Единство братьев ), Моравские братья или Богемские братья, прослеживаютсвое происхождение со времен Ян Гус в начале 15века. Движение гуситов, некоторые Временные считают это первой Арбитражной Реформацией в Европе. В Германии сто лет спустя протесты против римско-католических властей вспыхнули сразу во многих местах во время угрозы исламского османского вторжения ¹, которое отвлекло немецких князей особенно. В какой-то степени эти протесты можно объяснить событиями двух столетий в Европе и особенно в Богемии.Ранее на юге Франции, где давнее влияние кат привелокрастущим протестам против папы и его властей, Гийом Фарель (р. 1489) проповедовал реформацию еще в 1522 год в Дофине, где Французские религиозные войны позже возникли в 1562 году, также известные как гугенотские войны. Позже они распространились и на другие части Европы.

Корни

Казнь Яна Гуса на Констанцском соборе 1415 года. Его смерть привела к радикализацииБогемской Реформации и к Гуситские войны в короне Богемии.

Беспорядки из-за Авиньонского папства и папского раскола в Римско-католической церкви (1378–1416) вызвали войны между князьями, восстания среди крестьян и повсеместное беспокойство по поводу коррупции в церкви. Новый национализм также бросил вызов относительно интернациональному средневековому миру. Первым из подрывных и новых перспектив выступил Джон Уиклиф из Оксфордского университета, затем Ян Гус из Пражского университета (На Хуса повлиял Уиклиф). Католическая церковь официально завершила обсуждение учения Гуса на Констанцском соборе (1414–1417). Конклав осудил Яна Гуса, который был казнен путем сожжения, несмотря на обещание о безопасности. По приказу Папы Мартина V Уиклиф был эксгумирован и сожжен как еретик через двенадцать лет после его похорон.

Джон Уиклиф. Питер Уолдо.

Констансский собор подтвердил и укрепил традиционнуюсредневековую концепцию церквей и империй. Он не касался национальной или теологической напряженности, возникла в прошлом. Совет не смог предотвратить раскол и гуситские войны в Богемии.

После распада монашеских учреждений и схоластики в Европе в Европе средневековья, из-за « вавилонского »плена» папства,ского раскола и провала соборного движения шестнадцатый век сталелем большихдебатов о религиозных реформах и более поздних фундаментальныхрелигиозных ценностей (см. немецкий мистицизм ). Историки обычно предполагают, провал реформы (слишком большое количество, отсутствие провала в реформирующей коалиции) в конечном итоге приводит к большему перевороту или даже революции, поскольку система должна в конечном итоге быть скорректирована или распадаться, и провал движение помогло привести к протестантской реформируемой трансформации. Европе. Эти разочарованныереформистские движения модировались от номинализма,Devio Moderna (современная преданность) до гуманизма, используя в сочетании с экономическими, политическими и демографическими силами, которые способствовали росту недовольства богатством и властью элиты духовенства, привлечение внимания населения к финансовому и моральному разложению светской ренессансной церкви.

Результат Черной смерти стимулированиерадикальной реорганизации экономики и, в конечном итоге, европейскогообщества. Однако в результате нехватка рабочей силы послужили мощным толчком для диверсификации и технологических инноваций. После первоначальной смерти гибель людей из-за голода, чумы и эпидемий способ интенсификации накопления капитала в городских районах и таким образом, стимулирование торговлю, промышленность и бурный рост городов в таких разнообразных областях, как банковское (банкиров Фуггеров в Аугсбурге и семья Медичи в Флоренс наиболее известными); текстиль, вооружение, стимулированное Столетней войной, и добыча железной руды, во многом благодаря быстроразвивающейся промышленности вооружений. Накопление излишков, конкурентное перепроизводство и усиление конкуренции для максимизации экономических преимуществ, конкурентную, агрессивную милитаризму и, следовательно, централизации. Как прямой результат движения кцентрализации, лидеры, подобные Людовику XI Франции (1461–1483),«королю-пауку»,стремились снять все конституционные ограничения на осуществление своей власти. В Англии, Франции и Испании движение к централизации, начатое в тринадцатом веке, было доведено до успешного завершения.

Но по мере восстановления и процветания, позволяющего населению достичь прежнего уровня в конце 15-го и 16-го веков, сочетание вновь обильного предложения рабочейсилы и повышения производительности было смешанным благом для многих слоевнаселения.Западноевропейское общество. Несмотря на традицию, помещики начали исключать крестьян из «общинных земель ». По мере стимулирования торговли землевладельцы все больше отходили от поместной экономики. Производство шерсти значительно расширилось в Франции, Германии, и начали развиваться Нидерланды и новые текстильные отрасли.

Изобретение подвижного шрифта привело к рвению протестантов по переводуБиблии ипередаче ее в руки мирян.

«Гуманизм» периода Возрождения стимулировал беспрецедентное академическое брожение и заботу о академической свободе. В университетах продолжались серьезные теоретические дебаты о природе церкви, а также об источнике и степени власти папства, советов и князей.

16 век

Девяносто пять тезисов Мартина Лютера поставили под сомнение иотвергли некоторые из римско-католических практик.

Протесты против Рима началисьвсерьез, Мартин Лютер, Августинский монах и профессор университета Виттенберга, призванные в 1517 году возобновить дебаты о продаже индульгенций. Быстрое распространение недовольства произошло в степени из-за печатного станка и, как следствие, быстрого распространения идей и документов, включая 95 тезисов. Информация также широкораспространялась в виде рукописей, а также дешевых гравюр и гравюр среди более бедных слоев общества.

Параллельно с событиями в Германии, движение началось в Швейцарии под руководством Ульриха Цвингли. Эти два движения быстро пришли к согласию по большинству вопросов, поскольку недавно представленный печатный станок быстро распространял идеи с места на место, но некоторые нерешенные различия держали их отдельно. Некоторые последователи Цвингли считалиРеформацию слишком консервативной и продвигались к более радикальным позициям, некоторые из которых сохранилисьсредисовременных анабаптистов. Другие протестантские движения выросли на основе мистицизма или гуманизма (ср. Erasmus ), иногда отходя от Рима или протестантов или формируясь за пределами церквей.

Хульдрих Цвингли начал Реформацию в Швейцарии. Иконоборчество было вызвано протестантским неприятием католических святых. Цюрих, 1524.

После этого первого этапа Реформации, после отлучения Лютера и осуждения РеформацииПапой,работы и писания Иоанна Кальвин оказал влияние на установление свободного согласия между различными группами в Швейцарии, Шотландии, Венгрии, Германии и других странах.

Фонды Реформации занимались августинизмом. И Лютер, и Кальвин мыслили в русле теологического учения Августина Гиппопотамского. Августинизм реформаторовборолся с пелагианством, ересью, они воспринимают в католической церкви своего времени. В ходе этогорелигиозногопереворота немецкая крестьянская война 1524–1525 годов охватила баварское, тюрингенское и швабское княжества., в результате чего множество католиков было убито от протестантских банд, в том числе Черная Компания из Флориана Гейера, рыцаря из Гибельштадта, который присоединился к крестьянам ввозмущение католической иерархией.

Хотя у Лютера и Кальвина были очень похожие богословские учения, отношениямежду ихпоследователями быстро переросли в конфликт. Мишель де Монтень рассказал историю лютеранского пастора, который недавно заявил, что он скорее будет служить мессу в Риме, чем участвовать в кальвинистском служении.

Политическое разделение Англиканская церковь из Рима при Генрихе VIII, начиная с 1529 года и завершившись в 1536году, привела Англию к этому широкому реформатскому движению. Однако религиозные изменения в английской национальной церквипроисходили более консервативно, чем где-либо в Европе. Реформаторы в англиканской церкви века передали симпатии к традициям и протестантизм, постепенно выковывая стабильный компромисс между приверженностью древним традициям и протестантизмом, который теперь иногда называют через СМИ.

Жизнь Мартин Лютер и герои Реформации.

Мартин Лютер, ЖанКальвин и Ульрих Цвингли считаются арбитрами-реформаторами, потому что их реформаторские движения поддерживались правящимивластямиили «магистратами». Фридрих Мудрый не только поддерживал Лютера, который был профессором в университете, который он основал, но и защищал его, укрывая Лютера в замке Вартбург в Айзенахе. Цвингли и Кальвин были поддержаны городскими советами в Цюрихе и Женеве. Слово «термин магистр» также означает «учитель», Арбитражная реформация такжеупоминает упором на авторитетеля. Об этом показывает выдающееся положение Лютера, Кальвина и Цвингли как лидеров реформаторскихдвижений вихсоответствующих сферах служения. Из-за своего авторитета они часто подвергались критике со стороны радикальных реформаторов как слишком похожих на римских пап. Например, радикальный реформатор Андреас фон Боденштейн Карлштадт называл виттенбергских богословов «новыми папистами».

Влияние гуманизма

разочарованный реформизмгуманистов, начатый Возрождение способствовало растущему нетерпению среди реформаторов. Эразм и более поздниефигуры, такиекакМартин Лютер и Цвингли, выйдут из этих дебатов и в конечном итоге внесут свой вклад в еще один крупный раскол христианского мира. Кризис теологии, начавшийся с Вильгельма Оккама в четырнадцатом веке, происходил вместе с новым бюргерским недовольством. После крушения философских основ схоластики новый номинализм не сулил ничего хорошего для институциональной церкви, узаконенной как посредник между человеком и Богом. Новоемышлениеблагоприятствовало представлению о том, что никакая религиозная доктрина не может быть подтверждена философскими аргументами, разрушая старый союз между разумом и верой средневекового периода, изложенный Фома Аквинский.

Эразм был католическим священником, вдохновившим некоторых протестантских реформаторов.

Основными индивидуалистическими реформаторскими движениями, восставшими против средневековой схоластики и лежащих в основеинститутов, были гуманизм, преданность (см., Например, Братья общей жизни и Ян Стэндонк ) и соблюдающая традиция. В Германии «современный путь» или религиозность прижились в университетах, требуя переопределения Бога, который больше не был рациональным руководящим принципом, а был произвольной, непознаваемой волей, котораяне может быть ограничена. Бог теперь был правителем, а религия стала более пылкой и эмоциональной. Таким образом,последовавшее возрождениеавгустинского богословия, что человека спасти своими усилиями, но только по благодати Божьей, подорвало бы легитимность жестких институтов церкви, предназначенных для того, чтобы предоставить человеку канал для совершения добрых дел и попасть в . Гуманизм, однако, был скорее движением за реформу своего образования, берущим начало в Возрождении, когда возродилось классическое обучение и мышление. Бунт против аристотелевской логики, он уделял большое вниманиеисправлению личности посредством красноречия, а не разума. Европейский ренессанс заложил основу для северных гуманистов в его укреплении традиционного использования латыни как великого объединяющего языка европейской культуры.

Поляризация научного сообщества в Германии из-за дела Рейхлина (1455–1522),подвергшегося нападкам со стороны элитного духовенства за его изучение иврита и еврейских текстов, привел Лютера вполное соответствие с гуманистическимиреформами образования, которые выступали за академическую свободу. В то же время влияние Возрождения вскоре обернулось против традиционного католицизма, открыв эру реформ и отрицания большей части средневековых латинских традиций. Во главе с Эразмом гуманисты осудили различные формы коррупции в церкви, формы коррупции,которые, возможно, не были более распространенными, чем во время средневекового зенита церкви. Эразм считал, чтоистинная религия - это вопрос внутреннейпреданности, а не внешних символов церемонии и ритуала. Возвращаясь к древним текстам, священные писания, с этой точки зрения величайшая кульминация древней традиции, являются проводниками к жизни. Поддерживая моральные реформы и принижая дидактический ритуал, Эразм заложил основу для Лютера. Рейхлин помогалЛютеру, особенно в изучении иврита, а также, послав своего племянника Филиппа Меланктона преподавать в университете вВиттенберге.

Интеллектуальныйантиклерикализм гуманизма глубоко повлиял бы на Лютера. Все более образованные средние секторы Северной Германии, а именно образованная община и городские жители, обратятся к переосмыслению религии Лютера, чтобы осмыслить свое недовольство в соответствии с культурной средой той эпохи. Огромный подъембюргеров, желание вести свой новый бизнес без институциональных барьеров или устаревших культурных практик способствовалипривлекательности гуманистического индивидуализма. Для многих папские учреждения были жесткими, особенно в отношении их взглядов на справедливую цену и ростовщичество. На Севере бюргеры и монархи были едины в своем разочаровании из-за того, что они не платили налогов нации, но собирали налоги с подданных инепропорционально отправляли доходы Папе в Италия.

Эти тенденции повысили требования к значительным реформам и возрождениюнаряду с антиклерикализмом. Новые мыслители начали замечатьразделение между священниками и паствой. Например, духовенство не всегда было хорошо образованным. Приходские священники часто не знали латыни, а сельские приходы в то время часто не имели больших возможностей для богословского образования. Из-за большого землевладения и институциональнойжесткости, которой способствовали чрезмерно большие ряды духовенства, многие епископы изучали закон, а не теологию,отводя роль управляющих имуществом. обучен администрированию.В то время как священники делали упор на религиозность, респектабельность церкви стала уменьшаться, особенно среди хорошо образованных горожан, особенно с учетом недавних чередов политических унижений, таких как арест Папы Бонифация VIII Филиппом. IV Франции, «Вавилонскоепленение», Великий раскол и крах Соборного реформизма. В каком-то смысле кампания Папы Льва X по сбору средств для восстановленияСв. Базилика Петра была слишком излишней для светскойренессансной церкви, вызывая индульгенции под высоким давлением, что делало духовенство еще более неприязненным в городах.

Лютер позаимствовал у гуманистов чувство индивидуализма, что каждый человек может быть самим себе священником (позиция, которая, вероятно, найдетобщественную поддержку, учитывая быстрый рост образованного городского среднего класса на Севере), и что Единственный истинный авторитет - этоБиблия, отражающая реформистское рвение Соборногодвижения и вновь открывающая дебаты об ограничении власти Папы. В то время как его идеи требовали резкого пересмотра разделительных линий между мирянами и духовенством, его идеи к этому моменту все еще носили реформаторский характер. Утверждение Лютера о том, чточеловеческая воля неспособна самостоятельно выбирать добро, однако, привело к его расколу с Эразмом, окончательно отличившим лютеранскийреформизм от гуманизма. В этом вопросе Лютер встал на сторонутомистической стипендии (иногда называемой «schola antiqua» или «старая школа»), а Эразм - с «schola moderna» или «новой школой», которая особенно опиралась на Скотист и францисканский эпистемология. Лютер не всегда отождествлял себя с тем илииным лагерем почти на протяжении всей своей карьеры. Вместо этого во время дебатов он тактически занимал позицию, объединяющую себя с одним или другимлагерем по вопросам, поскольку это соответствовало его общей цели во времядебатов. В частности, его намерением было защититься от угрозы, которой он опасался, волюнтаризм набирающей популярность schola moderna, представленный доктрине оправдания.

лютеран и Священной Римской империи

Карл V, Император Священной Римскойимперии выступал против лютеран.

Лютер утверждал теологию Евхаристии, названную Таинственным союзом. В сакраментальномсоюзе освященный хлеб соединяется с телом Христа and the consecrated wine isВ противном случае подразделение было бы объявлено вне закона, поскольку открытый кальвинизм был недопустим. Эти вариаты различались по статье X Аугсбургского вероисповедания, чтобы приспособиться к реформатским церквям.

На Марбургском коллоквиуме сцвинглианцами в 1529 году Меланхтон присоединился к Лютеру и выступил против сообщества с Цвингли. Согласие было достигнуто по четырнадцати пунктам их создания государственных церквей, которые были в значительной степени автономными по отношению к Риму, аналогичные шаги в отношении поведения Империи были безуспешными, пока принцы и принцы-епископы боролись с реформами, чтобы отказаться от претензий на светскую универсальную империю.

Протестантская Реформация

Авторитет католической церкви постоянно снижался. lenged during centuries, both in theory with Hus and Wycliffe and in practice during the Investiture Controversy of the 11th and 12th centuries. Arnulf, Archbishop of Reims in the 10th century became the first person on record to cal l a pope th e Antichrist, a charge that was repeated by the Waldensians and also Luther when he burned the very papal bull, Exsurge Domine which commanded him to burn his own books. Necessary groundwork had thus been l помощь задолго до Лютера со значительными более ранними попытками реформировать Римско-католическую церковь, такими как попытки Питера Уолдо и Джона Уиклифа. Первое изменение религии во всей стране произошло с казненным в 1415 году Яном Гусом, преемники которого стали главной силой Богемского королевства на несколько столетий. И Уиклиф, и Гус проповедовали против индульгенций, критиковали коррупцию духовенства и открывали другие темы, которые позднее Luther became the key to Reformation. The movements based on these early reform movements, such are also considered Protestant today, although their origins dateback to more than 100 years before Luther. In particular, the Waldensians who survived theCount er-Reformationaffiliated with the Reformed Church (which is more commonly known to be Protestant), and still do today.

In the В начале 16 века церковь столкнулась с проблемой, брошенной Мартином Лютером Мартином Лютером перед лицом церкви, а также многих ее практиков. Кажущаяся неспособность Папы Льва X (1513–1521) и тех пап, которые его сменили, осознать угрозы,которые создавали коррупцию, или, действительно, отчуждение многих христиан из-зараспространившейсякоррупции по всейцеркви - был основным фактор быстрого роста протестантской Реформации. К тому времени, когда была признана необходимость в энергичном реформаторском, большая часть Северной Европы уже обратилась в протестантизм.

Богемия

Скорбящий человек из главного Утраквиста Церковь Богоматери перед Тыном в Праге. Это важнейшее художественное произведение БогемскойРеформации конца века. Христос касается раны на своем правом боку, из которой онберет хозяина (своетело), ​​пока егокровь течет в чашу. Чаша - символ гуситов - ясно демонстрирует практику причастия под обоими видами.

гуситы были христианским движением в Королевстве Богемия, следовавшим учениям Чешскийреформатор Ян Гус.

Чешский реформатор и университетский профессор Ян Гус (ок 1369–1415) самым известным представителем Чешской Реформации и одним изпредшественников протестантской Реформации. Ян Гус был объявлен еретиком и казнен- ​​сожжен на костре- на Констанцском соборе в 1415 году, куда он прибыл добровольно, чтобы защитить свое учение.

Гуситы были преимущественноным движением, движимым социальными проблемами и укрепившим чешское национальноесознание. В 1417 году, через два года после казни Яна Гуса, чешская реформация стала главной силой в стране.

Гуситы составляли подавляющее большинство населения,что вынудило признать в 1437 году систему двух «религий», впервые подписав Базельские договоры длякоролевства (Католический и чешский ультраквизм, движение гуситов). Позже Бог также избрала одного протестантского короля (Георгий Подебрадский ).

После того, как Габсбурги взяли под свой контроль регион, гуситские церкви были запрещены, королевство частично рекатолизировано. Даже позже лютеранство приобрело значительное количествопоследователей после того, как разрешено Габсбургами с продолжающимися гонениями начешские коренные гуситскиецеркви. Таким образом, многие гуситы объявили себя лютеранами.

Две церкви с гуситскими корнями являются второй и третьей по величине церквями в преимущественно агностической стране: Чешские братья (которые дали начало международной церкви, известной как Моравская церковь ) и Чехословацкая гуситская церковь.

Германия

Мартин Лютер, картинаЛукаса Кранаха Старшего, 1528.

Мартин Лютер был немцем монах, теолог,профессор университета, священник, протестантизма и церковный реформатор, идеи положили начало протестантской реформации.

Лютер учил, что спасение - это бесплатный дарБога, полученный только через истинную веру в Иисуса как Искупителя от греха. Его богословие бросило вызов авторитету папства, назвав Библию единственным безошибочным вызовом христианского доктрина ипротиводействие «священству » в доктрине о том, что все крещенные христиане являются универсальным священством.

Альберт Майнцский и Магдебургский обеспечил услуги Иоганна Тецеля по продаже индульгенций в его епархии.

Отказ Лютера отозвать свои сочинения в противоборстве с императором Священной Римской империи Карлом V на диете Вормса в 1521 г. привел к его отлучению от церкви ПапойЛьвом X (фактически 3января 1521 года, до созыва Сейма) и объявлению его преступником. Его перевод Библии на народный язык сделал Священное Писание более доступным, оказав огромное влияние на церковь и немецкуюкультуру. Он способствовал разработке стандартной версии немецкого языка, добавил несколько принципов в искусство перевода и повлиял на перевод Библии короляЯкова. Его гимны вдохновили развитие церковного пения в христианстве.Его брак с Катариной фонБора послужил образцом для практики церковного брака в протестантизме.

В 1516-1517 гг. Иоганн Тецель, доминиканский монах и папский уполномоченный по индульгенциям был отправлен в Германию Римско-католической церковью для продажи индульгенций, чтобы собрать деньги на восстановление базилики Святого Петра в Риме.Римско-католическая теология утверждала, что одна вера, будь то фидуциарная илидогматическая, не может оправдатьчеловека; и что только такая вера, которая активна в милосердии и добрых делах (fides caritate formata), может оправдать человека. Эти добрые дела можно было получить, жертвуя деньги церкви.

31октября 1517 года Лютер написал Альбрехту, архиепископу Майнца и Магдебурга, протестуя против продажи индульгенций. Он приложил к своему письму копию своего «СпораМартина Лютера о силе и действенности индульгенций», который стал известен как 95 тезисов.

Лютер возражал противвысказывания, приписываемого Иоганну Тецелю, что «Как только монета в сундуке звенит« душа из чистилищных источников »,« настаивая на том, что, поскольку прощение даровано только Богом, те, ктоутверждал, что индульгенции освобождают покупателей от всех наказаний и даровали им спасение, ошибались. Он сказал, что христиане не должны ослабевать в следовании за Христом изтаких ложных заверений.

Дверь Schlosskirche (замковая церковь) в Виттенберге, ккоторой, как говорят, Лютер прибил свои95 тезисов, положив начало Реформации.

По словам Вальтера Кремера, Гётца Тренклера, Герхарда Риттера и Герхард Праузе, история с надписью на двери стала одним из столповистории, но на самом деле ее основы минимальны. В предисловии ко второму тиражу сочинения Лютера, выпущенного посмертно, гуманист и реформист Филипп Меланхтон пишет, что,как сообщается, Лютер, пылающий страстью и просто набожностью, разместил 95 тезисов наЗамковая церковь в Виттенберге, Германия в канун Всех Святых, 31 октября (по старому календарю) ". На момент написания предисловия Меланхтон в Тюбингене, вдали от Виттенберг.В предисловииМеланхтон приводит больше фактов, которые не соответствует действительности: он пишет, что продавец индульгенции Иоганн Тецель публично сжег Девяносто пять тезисов Лютера, что уЛютера есть колледж по естествознанию и физике, и что у Лютера есть посетил Рим в 1511году. как строго законопослушный, ипубликовать свои мысли и направления таким образом было бы решительно против его характера. слуги Лютера Агрикола, написанный на латыни. В этом отчете Агрикола заявляет, чтоЛютер представляет «определенный тезис в 1517 году в соответствии с обычаями Виттенбергского университета в рамках научной дискуссии. Изложение тезиса было выполнено скромно и уважительно,избегая издевательств или оскорблений кого-либо ". Нет упоминания о том, чтобы прибитьдиссертацию к дверям, и никакой другойисточник не сообщает об об. Альбрехту из Майнца и Магдебурга, ответственного за практику индульгенций, и епископу Бранденбургского,

Продажаиндульгенций, изображенная в «Вопросе к монетному двору», гравюра на дереве Йорга Бреу Старшего из Аугсбурга,

Только в течение 1518 года друзья Лютера перевел 95 тезисов с латынина немецком, напечатал и широко скопировал, что сделало одним спором из первых вистории, В течение двух недель копии тезисовразошлись. В отличие от данной скорости тезисы распространение, реакция папства была чрезвыча. йно медленной. После трех лет участия в участии Лютера, правительства и церковныхчиновников 15 июня 1520 года Папа предупредил Лютера. папской буллой (указом) Exsurge Domine, что он рискует отлучение, если он не отрекся от 41 приговора,взятого из его трудов, включая 95 тезисов, в течение 60 дней.

Тойосенью Иоганн Эк провозгласил быка вМейсене и других городах. Карл фон Мильтиц, папский нунций, попытался предложить решение, но Лютер, который послал Папе копию своего примирительногописьма «О свободе христианина» (в котором отказался читать) в контр, публично поджег буллу и декреталию в Виттенберге 10 декабря 1520 года; этот акт онал в книгах «Почему сожжены папаи его недавняя книга» и «Утверждения относительно всех статей».

Какследствие, Лютер был отлучен от церкви Львом X 3января 1521 года в булле Decet Romanum Pontificem.

Михаил Диакон и Мартин Лютер собрались в Виттенберге, нарисованный Инес Ли по заказу сэра Джона Даса ( 2018).

В 1534 году Майкл Диакон из Эфиопской Православной Церкви отправился в Виттенберг для встречи с Мартином Лютером, оба из которых согласились стем, что лютеранская месса и месса, используемая Эфиопской православнойцерковью, согласились друг с другом. В своем обсуждениидиакон Михаил также подтвердил «Символы христианской веры» Лютера как «доброе кредо». Мартин Лифер видел, что Эфиопская Православная Церковь исповедует элементыверы, включая «общение в лучших, народных Священных Писании и женатое духовенство», и эти практики стали обычными в лютеранских церквях. Для лютеран «эфиопская церковь придалалегитимность зарождающемуся протестантскому видению Лютера церкви, находящейся вне властиримско-католического папства», поскольку это была «древняяцерковь с прямыми связями с апостолами».

Швейцария

Цвингли

Параллельно с событиями в Германии, движение началось в Швейцарии подруководством Хульдриха Цвингли (умер в 1531 г.). Эти два движения быстро пришли к согласию по большинству вопросов, поскольку недавно представленный печатный станок быстро распространял идеи с места на место, но некоторые нерешенные различия держали их отдельно.Некоторые последователи Цвингли считали слишкомконсервативной и продвигающейся к более радикальным позициям, которые сохранились среди современных анабаптистов. Другие протестантские движения вырослина основе мистицизма или гуманизма (ср. Erasmus ), иногда отходя от Рима или протестантов или формируясь за пределами церквей.

Жан Кальвин

Жан Кальвин был одним из ведущих деятелей протестантской Реформации. Его наследие остается в различныхцерквях.

После отлучения Лютера иосуждения Реформации Папой, труды и сочинения Жана Кальвина оказали влияние на создание слабый консенсус между различными группами в Швейцарии, Шотландии, Венгрии, Германии и других странах.

Женева стала неофициальной столицей протестантского движения, опасного движения Жаном Кальвином, вплоть до его смерти в1564 году (когда союзник Кальвина Уильям Фарел предположил духовное руководствогруппой).

Фонды Реформации участвовали в августинизме. И Лютер, и Кальвин мыслили в русле теологического учения Августина Гиппопотамского. Августинизм реформаторов боролся с пелагианством, ересью, они воспринимают в католической церкви своего времени. По иронии судьбы, хотя и Лютер, и Кальвин имели очень похожие богословские учения, отношения между лютеранами икальвинистами переросли в конфликт.

Скандинавия

Вся Скандинавия вконечном итоге принимает лютеранство в течение шестнадцатоговека, поскольку монархи Дании (которые также правили Норвегия и Исландия ) и Швеция (которая такжеуправляла Финляндией ) обратились в эту веру.

В Швеции Реформация была возглавлена ​​Густавом Васой, избранным королем в 1523 году. Трения с Папой по поводувмешательства последнего в церковные дела Швеции приводят к прекращению официальной связи междуШвецией и папством с 1523 года. Четыре года на Сейме Вестероса корудалось добиться сейм его власть спустя над национальной церковью. Королю было предоставлено владение всей церковной собственностью,церковные назначения требовали королевского одобрения, духовенство подчинялось гражданскому закону, а «чистое Слово Божье» должно было проповедоваться в школах, что фактически давало официальнуюсанкцию. к лютеранским идеям.

Во время правления Фридриха I (1523–1533) Данияофициально оставалась католической. Но хотя Фридрих изначально пообещалпреследовать лютеран, он вскоре принял политику защиты лютеранских проповедников и реформаторов, из которых самым известным былГанс Таузен. Во время его правления лютеранство значительно распространилось среди датского населения. Сын Фридриха, Кристиан, был откровенно лютеранином, что помешало его избранию напрестол после смерти отца. Однако после его победы в последовавшей гражданской войне в 1537 году онстал христианином III и начал реформирование официальнойгосударственной церкви. В Швеции (и, в политическом смысле, также в Финляндии) великая литургическая борьба длилась двадцатьлет. Это было предназначено, чтобы вернуть церковь на полпути к католицизму, аналогичным мерам Аугсбургского временного в Германии.

Англия

Елизавета I, королеваАнглии и Ирландии.

Отделение англиканской церкви от Рима при Генрихе VIII,начавшаяся в 1529 году и завершившаяся в 1536 году, Англия присоединиласьк этому широкому реформатскому движению. Однако религиозные изменения в английской национальной церкви происходили болееконсервативно, чем где-либо в Европе; Сам король Генрих стремился только разорвать узы с Римом, но епископы, в частности Томас Крэнмер, архиепископ Кентерберийский, церковь довели выделеннуюдо протестантской реформации. Реформаторы в англиканской церкви на протяжении веков передали симпатиик древним традициям и более радикальный протестантизм, постепенно находякомпромисс между консервативными практиками и идеями пуритан. В викторианский период это было переосмыслено ДжономНьюманом как через media (срединный путь), и эта идея остается актуальной темой англиканского дискурса.

Генрих VIII Английский.

В Англии Реформация шла по другому пути, нежели вдругих странах Европы. Давно существовало сильное напряжение антиклерикализма, и Англия уже даланачало движению лоллардов Джона Уиклифа, которое сыграловажную роль в вдохновении гуситов. в Богемии. Лоллардия была подавлена ​​и стала подпольнымдвижением, поэтому степень ее влияния в 1520-х годах оценить. Другой характер английской Реформации произошел скорее из-за того, что она вызвана политическими потребностями Генриха VIII. Когда-тоГенрих был искренним католиком и даже написал книгу, резко критиковавшую Лютера, но позже он счелцелесообразным и выгодным порвать с папством. Его жена, Екатерина Арагонская, родила ему только одного ребенка, Марию. Англия недавно пережила длительный династическийконфликт (см. Война роз ), Генрих опасался, что его отсутствие наследника мужского пола может поставить претензии его потомков на престол. Однако Папа Климент VII, больше сосредоточившись на«разграблении Рима», отклонил его просьбу об аннулировании. Если бы Климент поддержал бы утверждениелютеран о том, что Папы заменили свое собственное суждение на волю Бога, это было егопредшественником. Король Генрих решил отстранить англиканскую церковь от власти Рима. В 1534 годуАкт о превосходстве сделал Генри верховным главой англиканской церкви. Между 1535 и 1540 годами при Томасе Кромвеле была введена в действие политика, известная как Роспуск монастырей. Также подверглись атакам почитание некоторых святых, некоторыхпаломничества и некоторых паломнических святыни. Огромное количество церковной земли исобственности перешло в руки, короны и, в итоге, в руки знати и шляхты. Созданный таким образом корпоративныйинтересную силу в поддержке роспуска.

Были некоторые известные противники Генрицианской Реформации, такие как Томас Мор и епископ Джон Фишер, которые быликазнены за их сопротивление. Также росла партия реформаторов, проникшихся цвинглианскими икальвинистскими доктринами, ныне распространенными на континенте. Когда Генрих умер, ему наследовал егосын-протестант Эдуард VI, который через своих уполномоченных советников (при этом королю быловсего девять лет на момент его расследования и еще не шестнадцать на момент его смерти) герцог Сомерсетский и герцог Нортумберленд приказал уничтожить изображения в церквях и закрыть часовни. При Эдуарде VI и с Томасом Крэнмером в качестве архиепископа реформа англиканской церкви была определена в доктринальном плане. Тем не менее, на массовом уровне религия вАнглии все еще находилась в состоянии изменения. После краткого римско-католического восстановления вовремя правления Марии 1553–1558, во время правления Елизаветы I сложился свободный консенсус, хотя этот вопрос вызывает серьезные споры историков. Однако это так называемое«елизаветинское религиозное поселение », которому традиционно приписывают истоки англиканства. Компромисс был непростым и мог колебаться между крайним кальвинизмом, с однойстороны, и католицизмом, с другим, но по сравнению с кровавым и хаотическим положением дел вФранции, он был относительно успешным до пуританской революции. или Гражданская война в Англии в семнадцатом веке.

Пуритане

Оливер Кромвель был набожным пуританином ивоеначальником, пришедшим к власти в Содружестве Англии, Шотландии и Ирландии.

Успех Контрреформации на континенте и рост партии пуритан, посвятивших себя дальнейшей протестантскойреформе, поляризовали елизаветинскую эпоху, хотя только в 1640-х годах вВеликобритании произошли соответствующие распри, сопоставимые с той от которого ее соседи пострадали несколько религиозных поколений назад.

Раннее пуританское движение (конец XVI - XVII века) былореформатским или кальвинистским и было движением за реформы в англиканской церкви. Его истоки лежат в недовольстве елизаветинским религиозным поселением. Желаниемангликанской церкви было больше походить на протестантские церкви Европы, особенноЖеневу. Пуритане возражали против орнаментов и ритуалов в церквях как идолопоклоннических (облачения, сюрпризы, органы, преклонение колен), которые критиковали как «попистскую пышность и лохмотья». (См. Споры об облачениях.) Они также возражали противцерковных судов. Они отказались полностью одобрить все ритуальные инструкции и формулы из Книги общих молитв ;установление его литургического порядка посредством юридической силы и проверкипревратило пуританство в определенное оппозиционное движение.

Позднее пуританское движение часто встречается как несогласные и нонконформисты и в конечном итоге привело кформированию различных реформированных конфессий.

Самой известной и известнойэмиграцией в Америке была миграция пуританских сепаратистов из англиканской церкви Англии, которые бежали сначалав Голландию, а в Америке, чтобы основать английские колонии Новой Англии, которые позже стали Соединенными Штатами.

. Эти пуританские сепаратисты были также известны как «паломники ». После основания колонии в Плимуте ( продемонстрировала их ставшем Массачусетсом) в 1620 году пуританские паломники получили хартию от короляАнглии, которая узаконила колонию, позволив им вести торговлю и коммерцию с торговцами в Англии., в соответствии спринципами меркантилизма. Эта успешная, хотя поначалу довольносложная, колония ознаменовала настоящее начало протестантов в Америке ранее французские, испанские и португальские поселения были католическими) и стала своего рода оазисом духовной и экономической свободы. куда бежали преследуемые протестанты и другие меньшинства с Британских островов иЕвропы (а позже и со всего мира) в поисках мира, свободы и возможностей.

Первоначальным намерением колонистов былоустановить духовное пуританство, в котором было отказано в Англии иостальной Европе, в мирной торговле с Англией и коренными американскими индейцами и в христианизации народов Америки.

Шотландия

Джон Нокс был ведущей фигурой в шотландскойРеформации.

Реформация в случае Шотландии в церковном плане завершилась восстановлением церкви во время Реформатской линий и политически в триумфе английского влияния над Франции. Джон Нокс считается лидером шотландской Реформации

ПарламентРеформации 1560 года, который отверг власть Папы, запретил празднование мессы. и одобрил протестант Исповедание веры, стало возможным благодаря революциипротив французской гегемонии при режиме регента Мария де Гиз, которая управлялаШотландией от имени своей отсутствующей дочери Марии, королевы Шотландии (тогда также королевы Франции).

Шотландская Реформация решительно сформирована ЦерковьШотландии, а через нее и все другие пресвитерианские церкви по всему миру.

Духовное возрождение также вспыхнуло среди католиков вскоре после действий Мартина Лютераи привело к движению шотландских ковенантеров, предшественнику шотландского пресвитерианства. Это движение распространилось и сильно повлияло на формирование пуританства среди англиканской церкви в Англии. Шотландские ковенантерыпреследовались Римско-католической церковью. Это преследование со стороны католиков вытеснило часть протестантского руководства Ковенантера из Шотландии во Францию ​​, а затем Швецию.

Францию ​​

Протестантизм распространился также во Франции, где Протестанты стали известны как«гугеноты ».

Св. Резня в день Варфоломея 1572, картина Франсуа Дюбуа (1529–1584)

Хотя лично не заинтересованв религиозной реформе, Франциск I ( правил 1515–1547) использовал поддерживал отношение терпимости, в соответствии с его интересом к гуманистическому движению. Ситуация изменилась в 1534 г. с выходом «Дело плакатов». Вэтом акте протестанты осудили католическую мессу на плакатах, которые появились по всей Франциии даже достигли королевских покоев. В то время, когда религиозной веры вышел на арену политики, Франциск стал рассматривать это движение какполитика королевства.

После «Дела сплакатами» виновные были арестованы, по меньшей мере дюжина еретиков были казнены, а преследования протестантов усилились. Один из тех, кто бежал из Франции в то время, был Жан Кальвин, которыйэмигрировал в 1535 году, прежде чем окончательно обосноваться в Женеве в 1536 году. Вне досягаемости французскихкоролей в Женеве, Кальвин продолжал интересоваться религиозными делами своей родной страны. земли, включая обучение служителей для собраний воФранции.

По мере того как числопротестантов во Франции увеличивалось, росло и число государств в тюрьмах, ожидающих суда. В качестве экспериментального подхода к уменьшению количества дел в Нормандии в 1545 году в ПарламентРуана был учрежден специальный суд для суда над еретиками. Когда Генрих II вступил на престол в 1547году, преследование протестантов усилилось, и в Парижском парламенте были созданы специальные суды для суда над еретиками. Эти суды сталиизвестны как «La Chambre Ardente» ( «огненная палата») из-за их репутации выносящих смертные приговоры на горящих виселицах.

Несмотря на жестокие преследования со стороны Генрих II, реформатская церковьФранции, в основном кальвинистская по направлению, добилась устойчивого прогресса в больших слоях страны,в городской буржуазии и часть аристократии, апеллирующая к людям, отчужденным упорством и самоуспокоенностьюкатолического истеблишмента.

Французскийпротестантизм, хотя его привлекательность увеличивалась в условиях преследований, приобрел отчетливо политический характер, что стало еще более очевидным благодаря благородным преобразованиям1550-х годов. В результате были созданы предпосылки для серии деструктивных и прерывистых конфликтов, известных как религиозные войны. Гражданским войнам помогла внезапная смерть Генриха II в 1559 году, что ознаменовало началодлительного периода слабости французской короны. Зверство и возмущение стали определяющими характеристиками того времени, наиболее яркими из которых стали St. Резня в день Варфоломея августа 1572 года, когда католическая церковьуничтожила от 30 000 до 100 000 гугенотов по всей Франции. Войны завершились только тогда, когда Генрих IV, самбывший гугенот, издал Нантский эдикт, пообещав официальную терпимость к протестантскому меньшинству, но на оченьограниченных условиях. Католицизм оставался официальнойгосударственной религией, и в течение следующего столетия состояние французских протестантов постепенно уменьшалось, достигнув высшей точки в Фонтенбло Людовика XIV, который отменилНантский эдикт и сделал католицизм единственной законной религией Франции. В ответ на эдикт Фонтенбло Фредерик Вильгельм из Бранденбурга объявил Потсдамский эдикт, предоставляющий свободный проход французским гугенотскимбеженцам и беспошлинный статус для им на 10 лет.

Нидерланды

Иконоборчество : Организованное уничтожение католических изображений, или Beeldenstorm, прокатилось по голландским церквям в 1566 году.

Реформация в Нидерландах,в отличие от многих других стран, не началась правителями Семнадцати провинций, а вместо этого - многочисленныминародными движениями, которые, в свою очередь, были поддержаны прибытием протестантских беженцев из других частей континента. В товремя как движение анабаптистов пользовалось популярностью в регионе в первые десятилетия Реформации, кальвинизм в форме Голландской реформатской церкви стал доминирующей протестантской верой в стране с начала 1560-е гг.

Жестокие преследования протестантов испанским правительством Филиппа II способствовали стремлению кнезависимости в провинциях, что привело к Восьмидесятилетней войне и, в конечном итоге, отделение преимущественно протестантскойГолландской республики откатоликов Южных Нидерландов, нынешних Бельгии.

Венгрии

Большая часть населения Венгерское королевство приняло протестантизм в шестнадцатом веке. После битвы приМохаче 1526 венгерский народ разочаровался в способности правительства защитить его и обратился к вере, котораяпридала бы ему силу, необходимую для сопротивления турецким захватчикам. Они нашли это в учении протестантских реформаторов, таких как Мартин Лютер.Распространению протестантизма в стране способствовало большое этническое немецкое меньшинство, которое могло понимать и переводить сочинения Мартина Лютера. В то время как лютеранство закрепилось срединемецкоязычного населения, кальвинизм получил широкое признание среди этнических венгров.

Стивен Бокскай не позволил императору Священной Римской империи навязать венграм римский католицизм с помощью Османы.

На более независимом северо-западеправители исвященники, находящиеся теперь под защитой Габсбургской монархии, вышедшей на поле боя с турками, защищали старую католическую веру. Протестантов затащили в тюрьму и на костер, куда могли. Однако такиерешительные меры только раздули огонь протеста. В число лидеров протестантов входили Матиас Биро Деваи, Майкл Стараи и Стивен КисСегеди.

Протестанты, вероятно, составляли большинство населения Венгрии в конце шестнадцатого века, но Контрреформация вXVIIвекевновь обратила большую часть королевства в католицизм. Осталось значительное протестантское меньшинство, большая часть которого придерживалась кальвинистской веры.

В 1558 году трансильванский диета из Турда провозгласил свободную практику как католиков, и лютеран религии, но запрещеныкальвинизм. Десять лет спустя, в 1568 году, сейм расширил эту свободу, заявив, что «никому не разрешается запугивать кого-либо пленомилиизгнанием за его религию». Четыре религии были объявлены принятыми (рецептами) религиями, а православное христианство было «терпимым» (хотя строительство каменных православных церквей было запрещено). Венгриявступила в Тридцатилетнюю войну, Королевская (Габсбургская) Венгрия присоединилась к католической стороне, покаТрансильвания не присоединилась к протестантской стороне.

Был ряд других успешных и неудачных антигабсбургских / т.е. антиавстрийские /( требующие равных прав и свободы для всех христианских религий) восстания между 1604 и 1711 годами, восстания обычно организовывались из Трансильвании. Сдержанные усилия Габсбургов Контрреформации в семнадцатом векепреобразовали большую часть королевства в католицизм.

Девятнадцатый век

Датский философ и лютеранский богословСорен Кьеркегор

Историк Кеннет Скотт Латуретт утверждает, что взгляды на протестантизм в начале XIX века были неутешительными.. Это быларегиональная религия, базирующаяся в северо-западной Европе с форпостом в малонаселенных штатах. Он был связан с правительством, как в Скандинавии, Нидерландах, Пруссии и особенно в Великобритании. Альянс был созданза счет независимости, поскольку правительство принимало основные решения, вплоть до таких деталей. Доминирующиеинтеллектуальные течения Просвещения продвигали рационализм, большинство протестантских лидеров проповедовали своего рода деизм. В интеллектуальном плане новые методыисторического и антропологического исследования подрывают автоматическое принятие библейских историй, как и геология и биология. Индустриализация была сильно негативным фактором, поскольку рабочие, переехавшие вгород, редко присоединялись к церквям. Разрыв между церковью и нецерковниками быстро рос, а светские силы, основанныекак на социализме, так и на либерализме, подрывают престиж религии. Despite the negative forces, Protestantism demonstrated a striking vitality by 1900. Shrugging offEnlightenment rationalism, Protestants embraced romanticism, with the stress on the personal and the invisible. Entirely fresh ideas as expressed by Friedrich Schleiermacher, SorenKierkegaard, Albrecht Ritschl and Adolf von Harnack restored the intellectual power of theology.Больше внимания уделялось историческим вероучениям, таким как Аугсбургское, Гейдельбергское и Вестминстерское вероисповедания. The stirrings of pietism on the Cont евангелизм в Британии чрезвычайно расширился, уводя набожных от акцента на формальности и ритуалах к внутренней чувствительности к личным отношениям со Христом. С религиозной точки зрения типичного протестанта происходили серьезные изменения с точки зрения гораздо более персонализированной религиозности, ориентированной на человека больше, чем на церковь или церемонию. Рационализм конца 19 века угас, и новый акцент был сделан на e psychology and feeling of the individual, especially in terms of contemplating sinfuness, redemption, and the mysteries and the revelations of Christianity. Pietistic revivals were common amongProtestants. Социальная деятельность в сфере образования и противодействие социальным вопросам, таким как рабство,алкоголизм и бедность, открыла новые возможности для социального обслуживания. Above all, worldwide missionary activity became a highly prized goal, proving quite successful inтесное сотрудничество с империализмом Британской, Немецкой и Голландской империй.

Британия

В Англии англикане подчеркивали исторически католические составляющие своего наследия, поскольку элементы Высшей церкви вновь вводили облачения и благовония в их ритуалы, против оппозиции евангелистов Низкой церкви. Когда Оксфордское движение начало выступать за восстановление традиционной католической веры и практики в англиканской церкви (см. англо-католицизм ), there was feltto be a need for a restoration of the monastic life. Anglican priest John Henry Newman established a community of men at Littlemore near Oxford in the1840s. From then forward, there have been many communities of monks, friars, sist ers, and nuns established within the Anglican Communion. In 1848, Mother Priscilla Lydia Sellon founded the Anglican Sisters of Charity and became thefirst woman to take religious vows within англиканская община со времен английской Реформации. С 1840-х годов и в последующие сто лет религиозные ордена как для мужчин, так и для женщинраспространились в Великобритании, Америке и других странах.

Германия

Король Фридрих Вильгельм III правил Пруссией. с 1797 по 1840 год.

Два основных события изменили религию в Германии. По всей стране существовало движение за объединение больших лютеранских именьших реформатскихпротестантских церквей. Сами церкви привели к этому в Бадене, Нассау и Баварии. Однако в Пруссии король Фридрих Вильгельм III был полон решимости провести объединениеполностью на своих условиях, без консультации. Его целью было объединить протестантские церкви и навязать единуюстандартизированную литургию, организацию и даже архитектуру. Долгосрочная цель состояла в том, чтобы полностью централизовать королевский контроль над всеми протестантскими церквями. Врезультате сериипрокламаций за несколько десятилетий была образована Церковь Прусской унии, объединившая более многочисленных лютеран и менее многочисленных реформатских протестантов.Правительство Пруссии теперь имело полный контроль над церковными делами, а сам король был признан ведущим епископом.Противодействие объединению исходило от «старых лютеран» в Силезии, которые твердо придерживались богословских и литургических форм, которым они следовали со времен Лютера.Правительство попыталосьрасправиться с ними, поэтому они ушли в подполье. Десятки тысяч эмигрировали, в Южную Австралию, и особенно в Соединенные Штаты, где они сформировали Синод Миссури, который до сих пор действует как консервативная деноминация. Наконец, в 1845 году новый король ФридрихВильгельм IV объявил общую амнистию и позволил старым лютеранам образовать отдельную церковную ассоциацию с номинальным контролем правительства.

Великиепробуждения

«Великиепробуждения» были периодами быстрого и драматического религиозного возрождения в американской религиозной истории, начиная с 1730-х годов.

Первое великоепробуждение

«Первое великое пробуждение» (или иногда «Великое пробуждение») было волной религиозного энтузиазмасреди протестантов, которая охватила американские колонии в 1730-х и 1740-х годах, оставив постоянное влияние на американскую религию. Он подчеркивал традиционныереформатские добродетели благочестивойпроповеди, элементарной литургии и глубокого чувства личной вины и искупления Иисуса Христа. Это стало результатом мощной проповеди, которая глубоко затронула слушателей ( уже членов церкви) глубоким чувством личной вины и спасения Христом. Отказавшись от ритуалов и церемоний, Великое пробуждениесделало религию очень личной для обычного человека, создав глубокое чувство духовной вины и искупления. Историк Сидней Э. Альстром рассматривал это как часть«великого международного протестантскогопереворота», который также породил пиетизм в Германии, евангелическое возрождение и Методизм в Англии. Он оказал большоевлияние на преобразование конгрегации, пресвитерианской, голландской реформатской и немецкойреформатской деноминаций, а также укрепил небольшие баптисты и Методистские деноминации. Он принес христианство рабам и был апокалиптическимсобытием в Новой Англии, котороебросило вызов установленной власти. Это разжигало злобу и разногласия между старыми традиционалистами, настаивавшими на ритуалах и доктринах, и сторонниками новоговозрождения. Это мало повлияло на англикан и квакеров.

В отличие от Второго Великого Пробуждения,начавшегося около 1800 г. и затронувшего невоцерковленных, Первое Великое Пробуждение было сосредоточено на людях. которые уже были членами церкви. Это изменилоих ритуалы, их благочестие и самосознание.Новый стиль проповедей и то, как люди исповедовали свою веру, вдохнули новую жизнь в религию в Америке. Люди стали страстно и эмоционально увлекаться своейрелигией, вместо того, чтобы пассивно слушать интеллектуальный дискурс отстраненно. Служителей, которые использовали этот новыйстиль проповеди, обычно называли «новым светом», а проповедников прошлого - «старым светом». Люди начали изучать Библию дома, что эффективно децентрализовалосредства информирования общественности орелигиозных манерах и было сродни индивидуалистическим тенденциям, существовавшим в Европе во время протестантской реформации.

Второго великого пробуждения

1839 Методистское лагерное собрание во время Второго великого пробуждения в Соединенных Штатах.

«Второевеликое пробуждение» (1790-1840-е гг.) Было вторым великим религиозным возрождением в Соединенных Штатах истории и, в отличие от ПервогоВеликого Пробуждения 18 века,он был сосредоточен на невоцерковленных и стремился внушить им глубокое чувство личного спасения, испытанное в возрождении. встречи. Это также привело кпоявлению таких групп, как мормоны и движение святости. Среди лидеров были Чарльз Грандисон Финни, Лайман Бичер, Бартон У. Стоун, Питер Картрайт и Джеймс Финли.

. Новая Англия, возобновившийся интерес крелигии вызвал волну общественной активности. Взападном Нью-Йорке дух возрождения способствовал появлению Движения за восстановление, движения Святых последних дней, адвентизма и Движение святости. Особенно на западе - в Кейн Ридж, Кентукки и в Теннесси - возрождениеукрепило методистов и баптистов и представило их в Америке. новая форма религиозного самовыражения - шотландское лагерноесобрание.

Второе великое пробуждение проложило свойпуть через приграничные территории, подпитываемое сильным желанием занять видное место для Бога в жизни новой нации, нового либерала отношение к свежиминтерпретациям Библии и заразительный опыт рвения к подлинной духовности. По мере распространения этих пробуждений они собирали обращенных впротестантские секты того времени. Однако в конечном итоге пробуждения свободно перемещались по деноминационным линиям с практически идентичнымирезультатами и пошли дальше, чем когда-либо, к разрушениюпристрастий, которые удерживали приверженцев этих деноминаций лояльными к своим собственным. Следовательно, пробуждения сопровождались растущимнедовольством евангелических церквей и особенно доктриной кальвинизма, которая номинально принималась или, по крайней мере, терпела вбольшинстве евангелических церквей того времени. Возникли различные неаффилированные движения, которые часто были реставрационистскими вмировоззрении, считая современное христианство того времениотклонением от истинного, изначального христианства. Эти группы пытались преодолеть протестантский деноминационализм и ортодоксальныехристианские веры, чтобы восстановить христианство в его первоначальной форме.

Третье Великое Пробуждение

УильямБут и его жена основали Армию Спасения во время Третьего Великого Пробуждения.

«Третье Великое Пробуждение» было периодомрелигиозных активизм в американской истории с конца 1850-х до1900-х годов. Это затронуло пиетистские протестантские деноминации и имело сильное чувство социальной активности. Он черпал силу из постмилленаристской теологии, что Второе пришествие Христа наступит после того, как человечество реформировало всю землю. Движение Социальное Евангелие получило свою силу в результате Пробуждения, как и всемирное миссионерское движение. Возникли новые группировки, такиекак движение святости и движения назареев и христианская наука. Знаменитые имена включают Дуайт Л. Муди, Ира Д. Сэнки, Уильям Бут и Кэтрин Бут(основатели Армии спасения ), Чарльз Сперджен и Джеймс Коуги. Хадсон Тейлор начал Китайскую внутреннююмиссию и Томас Джон Барнардо основал свои знаменитые приюты для сирот. Движение Кесвикской конвенции началось с движения британской святости, поощряющего образ жизни святости, единства и молитвы.

Мэри Бейкер Эдди представила Христианскую науку, которая приобрела последователей повсей стране. В 1880 году в Америку прибыла деноминация Армии Спасения. Хотя его богословие было основано на идеалах, выраженных во времяВторого Великого Пробуждения, его внимание уделялось бедности Третьего. Общество этической культуры было основано в Нью-Йорке в 1876 году Феликсом Адлером и привлеклореформистскую еврейскую клиентуру. Чарльз Тейз Рассел основал движение Исследователей Библии, теперь известное как Свидетели Иеговы

с Джейн Аддамс Халл Хаус в Чикаго, как его центре, движение поселений и призвание социальной работынаходилось под сильным влиянием толстовской переработки христианского идеализма. Последней группой, которая вышла из этого пробужденияв Северной Америке, была пятидесятничество, которое беретсвое начало в методистском, уэслианском и движениях святости и зародилось в 1906 году на улице Азуза., в Лос-Анджелесе. Позже пятидесятничество привело к харизматическому движению.

20 век

Протестантское христианство в 20-м векехарактеризовалось ускоряющейся фрагментацией. В этом столетии произошел подъем как либеральных, так и консервативных отколовшихся групп, а такжепроизошла общая секуляризация западного общества. Римско-католическая церковьпровела множество реформ с целью модернизации. Миссионеры также вторглись на Дальний Восток, установив новыхпоследователей в Китае, Тайване, Корее и Японии. В то же время пропагандированный государством атеизм вкоммунистической Восточной Европе и Советском Союзе привел многих восточно-православных христиан в Западную Европу и Соединенные Штаты, что привело кзначительному увеличению контактов между западным и восточным христианством. Темнеменее посещаемость церкви в Западной Европе снизилась больше, чем на Востоке. Христианский экуменизм приобрел большее значение, начиная с Эдинбургской миссионерской конференции в 1910 году и усилившись после Второго Ватиканского собора (1962–1965) Католическая церковь, литургическое движение стало значительным как в католическом, так и в протестантскомхристианстве, особенно в англиканстве.

Еще одно движение, возникшее в течение20-говека, было христианским анархизмом. который отвергает церковь, государство или любую другую власть,кроме Бога. Обычно они также верят в абсолютное ненасилие. Книга Льва Толстого Царство Божие внутри вас, изданная в 1894году, считается катализатором этого движения. Однако из-за его экстремистских политических взглядов его привлекательность была взначительной степени ограничена высокообразованными людьми, особенно теми, у кого были прежние гуманистические чувства; Решительное отвращение к институционализму со стороны христианских анархистов такжепрепятствовало принятию этой философии в больших масштабах.

В 1950-х годах евангелическая церковь в Америке пережила бум. Процветание США послеВторой мировой войны также оказало влияние на церковь. Несмотря на упрощенное название «морфологического фундаментализма», этафраза, тем не менее, точно описывает физическое развитие человека. Церковные здания возводились в большомколичестве, и деятельность евангелической церкви росла вместе с этим обширным физическим ростом.

Движение пятидесятников

Миссия апостольской веры на улице Азуза, которая теперь считается местом зарождения пятидесятничества

Еще однимпримечательным событием в христианстве 20-го века было появление современных пятидесятников движение. Хотя его корнипредшествуют 1900 году, его настоящее рождение обычно относят к 20 веку. Возникнув из методистских и уэслианскихкорней, он возник в результате встреч в городской миссии на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе. Оттуда онраспространился по миру, унесенный теми, кто испытал там то, что они считали чудесными движениями Бога. Эти проявления, подобные Пятидесятнице,неизменно проявлялись на протяжении всей истории христианства - например, в двух Великих Пробуждениях, которые начались вСоединенных Штатах. Тем не менее, улица Азуза широко признана источником современного пятидесятнического движения.Пятидесятничество, которое, в свою очередь, породило харизматическое движение в рамках уже установленныхденоминаций, продолжает оставаться важной силой в западном христианстве.

Модернизм, фундаментализм и неоортодоксия

По меретого, как более радикальные последствия научных и культурных влияний Просвещения начали ощущаться в протестантскихцерквях, особенно в 19 ​​веке либеральное христианство, примером которого являются многочисленные богословыв Германии в 19 веке, стремилось привести церкви к широкой революции, которую олицетворял модернизм.При этом были разработаны новые критические подходы к Библии, стали очевидны новые взгляды на роль религии в обществе, и стала очевидной новаяоткрытость к сомнению в отношении почти общепринятых определений христианской ортодоксии.

Карла Барта часто считаютвеличайшим протестантским теологом двадцатого века.

В ответ на эти события христианский фундаментализм былдвижением,отвергающим радикальное влияние философского гуманизма, поскольку это влияло на христианство. религия.Особо нацеливаясь на критические подходы к толкованию Библии и пытаясь заблокировать вторжения в их церкви атеистическими научнымипредположениями, фундаменталисты стали проявляться в различных конфессиях как многочисленные независимые движения сопротивления отходу отисторического христианства. Со временем фундаменталистское евангелическое движение разделилось на два основныхкрыла: за однимответвлением следует лейбл «фундаменталист», а евангелическое движение стало предпочтительнымзнаменем более умеренного движения. Хотя оба движения изначально зародились в англоязычном мире, большинство евангелистов сейчас живут вдругих частях света.

Третьим, но менее популярным вариантом, чем либерализм или фундаментализм, было движение неоортодоксов, которое в целом утверждало более высокий взгляд на Писание, чем либерализм, но не связывало основныедоктрины христианскаявера для точных теорий библейского вдохновения. Во всяком случае, мыслители этого лагеряосуждали такие споры между либералами и консерваторами как опасное отвлечение от обязанностей христианского ученичества. Это направлениемысли возникло в начале 20 века в контексте подъема Третьего Рейха в Германии и сопутствующей политической и церковнойдестабилизации Европы в годы до и во время Второй мировой войны. В высшей степени контекстуальные,диалектические способыаргументации и рассуждения неоортодоксии часто делали ее основные предпосылки непонятными дляамериканских мыслителей и духовенства, и она часто либо сразу отвергалась как нереалистичная, либо использовалась в господствующих левых илиправых формах теологизации. Карл Барт, швейцарский реформатский пастор и профессор, положилначало этому движению, опираясь на более раннюю критику устоявшейся (в основном модернистской) протестантской мысли,высказанную подобными емулюдьми. Сёрена Кьеркегора и Франца Овербека ; Дитрих Бонхёффер, убитый нацистами якобы за участие в попытке свергнуть режим Гитлера, придерживался этой школы мысли; его классическийЦена ученичества, вероятно, является наиболее известным и доступным утверждением неоортодоксальной позиции.

Евангелизм

Один из выдающихся евангелистских возрожденцев Билли Грэм проповедует в Дуйсбурге, Германия, 1954 год. Билли Сандей в Белом доме, 1922

В США и других странах мира произошелзаметный рост евангелического крыла протестантских деноминаций, особенно тех, которые являются более исключительноевангельскими, и соответствующий упадок в основных либеральных церквях. В эпоху после Первой мировой войны либерализм был наиболее быстрорастущим сектором американской церкви. Либеральные крылья деноминаций росли, и значительное количествосеминарий также проводило ипреподавало с либеральной точки зрения. В эпоху после Второй мировой войны тенденцияначала возвращаться в сторону консервативного лагеря в американских семинариях и церковных структурах. Поступающие в семинарии и другиепрограммы последипломного образования, связанные с теологией, продемонстрировали более консервативные взгляды, чем ихсредние предшественники.

Неоевангелизм 1940-х и 1950-х годов породил движение, которое по-прежнему имеет широкоевлияние. На юге США болееумеренные нео-евангелисты, представленные такими лидерами, как Билли Грэм,испытали заметный всплеск, вытеснивший карикатуру проповедников фундаментализма из страны с кафедры проповедников. Постепенно стереотипыизменились. Некоторым, таким как Джерри Фолвелл, удалось сохранить авторитет в глазах многихфундаменталистов, а также стать более умеренным евангелистом.

Китайская евангелическая церковь в Мадриде, Испания. Евангелизм -движущая сила нынешнегоподъема протестантизма, особенно в Глобальном Юге.

. Евангелизм - это неединое, монолитное образование. Нельзя легко стереотипизировать евангелические церкви и их приверженцев. Большинство из них не являютсяфундаменталистами в узком смысле этого слова; хотя многие до сих пор считают себя таковыми. Всегда были разныевзгляды на такие вопросы, как открытость к сотрудничеству с неевангелистами, применимость Библии к политическому выбору, социальным или научнымвопросам и дажеограниченная безошибочность Библии.

Однако движение сумело неформальным образомсохранить название евангелистское для тех, кто придерживается исторической христианской веры, палео-ортодоксии, как некоторые выразились.Те, кто называют себя «умеренными евангелистами» (хотя и считаются консервативными по отношению к обществу вцелом), по-прежнему придерживаются основ исторической христианской веры. Даже «либеральные» евангелисты называют себя таковыми не столько с точкизрения ихтеологии, сколько для того, чтобы рекламировать, что они прогрессивны в своей гражданской,социальной или научной перспективе.

Существуют некоторые споры о том, пятидесятники считаются евангелистами. Их корни впиетизма и Святость движение являются неоспоримо Евангелическо, но их доктринальныеотличительных отличаются от более традиционных евангелистов, которые менее вероятно, ожидание частных откровений от Бога, и отличаются от точки зренияпятидесятниковна чудеса, ангелы и демоны. Как правило, тех, ктовключает пятидесятников в евангелический лагерь, те, кто этого не делает, называют неоевангелистами. Национальная ассоциация евангелистов и Евангелический альянс имеют среди своих членов многочисленные тринитарныепятидесятнические деноминации. Еще одним относительно поздно пришедшим к широкому признанию в лоне евангелистов является Церковь адвентистов седьмого дня.

Евангелисты столь жеразнообразны, как и их имена: Билли Грэм, Чак Колсон, Дж.Вернон МакГи, Джон Макартур, JI Пакер, Джон Р.У. Стотт, Пэт Робертсон, Джимми Картер и т. Д. -или даже евангелические учреждения, такие как Далласская духовная семинария (Даллас), Богословская семинария Гордон-Конуэлл (Бостон), Евангелическая школа богословия Троицы (Чикаго), Семинария магистров (Калифорния),Уитон-колледж (Иллинойс), Христианская коалиция, Посольство христиан (Иерусалим) и т. Д.Хотя в евангелическом сообществе во всем мире существует разнообразие, связи, связывающие всех евангелистов, все еще очевидны. К ним относятся, но неограничиваются этим, высокий взгляд на Писание, вера в Божественность Христа,Троицу, спасение только по благодати через одну веру и телесное воскресение Христа.

Распространение секуляризма

Сент-Мэри, Уайтхолл, дублирующая церковь, внастоящее время находится электрическая компания. Секуляризм растет на Западе, заставляя церкви находить новые применения.
Европа

В Европе наблюдается общий отход от религиозных обрядов и веры вхристианские учения. и движение к секуляризму. «Секуляризацияобщества», приписываемая временам Просвещения и его последующим годам, в значительной степени ответственна за распространение секуляризма. Например, исследованиеGallup International Mill ennium Survey [1] показало, что лишь около шестой части европейцевпосещают регулярные религиозные службы, менее половины придают Богу «большое значение» и только около 40% верят в «личное Бог". Тем не менее,подавляющее большинство считает, что они «принадлежат» к религиознойконфессии.

Америка и Австралия

В Северная Америка, Южная Америка и В Австралии, на остальных трех континентах, где христианство являетсядоминирующей исповедуемойрелигией, соблюдение религиозных обрядов намного выше, чем в Европе. В то жевремя эти регионы часто рассматриваются другими странами как напряженные и «викторианские» по своим социальным нравам. В целом, СоединенныеШтаты склоняются к консерваторам по сравнению с другими западными странамив своей общей культуре, отчасти из-за христианского элемента, присутствующего в основном в штатах Среднего Запада и юга США.

Южная Америка, исторически католическая,испытала большое влияниеевангелистов и пятидесятников в 20-м веке из-за притока христианских миссионеровиз-за границы. Например: Бразилия, самая большая страна Южной Америки, является самой большой католической страной в мире и в тоже время крупнейшей евангелической страной в мире (по численностинаселения). Некоторые из крупнейших христианских общин в мире находятся в Бразилии.

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Альстром, Сидней Э. Религиозная история американского народа (1972, 2-е изд.2004 г.); широкоцитируемая стандартная научная история отрывок и текстовый поиск
  • Чедвик, Оуэн. История христианства (1995)
  • Гилли, Шеридан и Брайан Стэнли, ред. Кембриджская история христианства: Том 8, Мировыехристианства c.1815-1914 (2006) выдержка
  • Гонсалес, Хусто Л. ( 1985). История христианства, Том. 2: Реформация до наших дней. Сан-Франциско: Харпер. ISBN 0-06-063316-6.
  • Гастингс, Адриан (1999). Всемирная история христианства. Wm.Б. ЭрдмансПаблишинг. ISBN 0-8028-4875-3.
  • Hillerbrand, Hans J. ed.Энциклопедия протестантизма (4 том 2004 г.) выдержка
  • Латуретт, Кеннет Скотт (1975). История христианства, Том 2: с 1500 по 1975 год.Сан-Франциско: Харпер. ISBN 0-06-064953-4.
  • Латуретт,Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции, I: Девятнадцатый век в Европе: история вопроса и римско-католическая фаза; Христианство в эпоху революции, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантскаяи восточнаяцеркви; Христианство в эпоху революции, III: Девятнадцатый век запределами Европы: Америка, Тихий океан, Азия и Африка (1959–69), подробный обзор ведущего ученого
  • Липпи, Чарльз Х., изд. Энциклопедияамериканского религиозного опыта (3 том, 1988)
  • MacCulloch, Diarm aid. Христианство: первые три тысячи лет (2011)
  • МакКуллох, Диармайд. Реформация (2005) отрывок
  • Маклеод, Хью и Вернер Усторф, ред. Упадок христианского мира в Западной Европе,1750-2000 гг. ( Кембридж, 2004 г.) онлайн
  • Маршалл, Питер. Реформация:очень краткое введение (2009)
  • Нолл, Марк А. История христианства в Соединенных Штатах и ​​Канаде (1992)
  • Росман, Дорин. Эволюцияанглийских церквей, 1500-2000 (2003) 400pp
  • Райри, Алек.Протестанты: вера, которая создала современный мир (2017) отрывок, охватывает последние пять веков
  • Winship, Майкл П. Горячие протестанты: история пуританства в Англии и Америке (YaleUP, 2019) отрывок
  • Уайли, Джеймс Эйткен. История протестантизма (3том 1899 г.) онлайн бесплатно

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с историей протестантизма на Wikimedia Commons

Следующиессылки дают обзор истории Христианство:

Следующаяссылка предоставляет количественные данные, относящиеся кхристианству и другим основным религиям, включая показатели приверженности в разные моменты времени:

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:21:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте