В 1989–1991 гг. Польша пережила переход к демократии, положившего конец Польской Народной Республике и приведшему к созданию демократического правительства, известного как Третья Польская Республика (после Первой и Вторые Польские республики ). После десяти лет демократической консолидации Польша присоединилась к НАТО в 1999 году и к Европейскому союзу в 2004 году.
Возросла напряженность между народом Польши и ее коммунистическим правительством, как и с остальной частью Восточного блока в качестве влияния Советского Союза исчез. С наступлением перестройки в Советском Союзе при Михаиле Горбачеве появилась возможность изменить систему правления после сурового периода военного положения (1981-83). наложен генералом Ярузельским.
Неспособность правительства предотвратить экономический спад в Польше вызвала волну забастовок по всей стране в апреле, мае и августе 1988 года. В попытке взять под контроль В этой ситуации тогдашнее правительство фактически признало профсоюз Солидарность, и 31 августа министр внутренних дел Чеслав Кищак начал переговоры с его лидером Лехом Валенсой. Эти переговоры В октябре произошел сбой, но в феврале 1989 года началась новая серия переговоров, «круглый стол». Эти переговоры привели в апреле к соглашению о частично открытых парламентских выборах. июньские выборы привели к сейму (нижняя палата), в котором одна треть мест досталась коммунистам, а одна треть досталась двум партиям, которые до этого были их партнерами по коалиции.. Оставшаяся треть мест в Сейме и все места в Сенате были оспорены свободно; большинство из них были кандидатами, поддерживаемыми «Солидарностью». Провал коммунистов на выборах привел к политическому кризису. Соглашение за круглым столом предусматривало назначение президента-коммуниста, и 19 июля Национальное собрание при поддержке ряда депутатов Солидарности избрало на этот пост генерала Войцеха Ярузельского. Однако две попытки коммунистов сформировать правительства потерпели неудачу.
19 августа президент Ярузельский попросил журналиста / активиста «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого сформировать правительство; 12 сентября Сейм проголосовал за одобрение премьер-министра Мазовецкого и его кабинета. Впервые за более чем 40 лет в Польше было правительство, возглавляемое некоммунистами.
В декабре 1989 г. Сейм одобрил правительственную программу реформ, направленную на быстрое преобразование польской экономики от централизованно планируемой к рыночной, внес поправки в конституцию, исключив ссылки на «ведущую роль» коммунистической партии, и переименовал страну в «Республику Польша». Коммунистическая Польская объединенная рабочая партия распалась в январе 1990 года, создав на ее месте новую партию Социал-демократия Республики Польша. Большая часть имущества бывшей Коммунистической партии была передана государству.
Выборы в местные органы власти в мае 1990 года были полностью свободными. Кандидаты, поддержанные Гражданскими комитетами солидарности, выиграли большинство выборов, в которых они участвовали, хотя явка избирателей составила немногим более 40%. В июле 1990 г. в кабинете министров произошли перестановки; министры национальной обороны и внутренних дел (оставшиеся от предыдущего коммунистического правительства) были среди тех, кого сменили.
В октябре 1990 года в конституцию были внесены поправки, сокращающие срок полномочий президента Ярузельского. В декабре Лех Валенса стал первым всенародно избранным президентом Польши.
В начале 1990-х Польша добилась значительного прогресса в достижении полностью демократического правительства и рыночной экономики. В ноябре 1990 года Лех Валенса был избран президентом на 5-летний срок. Ян Кшиштоф Белецкий по просьбе Валенсы сформировал правительство и был его премьер-министром до октября 1991 года, введя мировые цены и значительно расширив сферу частного предпринимательства.
Первые свободные парламентские выборы в Польше были проведены в 1991 году. В них приняли участие более 100 партий, представляющих весь спектр политических взглядов. Ни одна партия не набрала более 13% от общего числа голосов. Правительство премьер-министра Яна Ольшевского было первым полностью свободным и демократическим польским правительством с 1926 года. Этот кабинет поддержали братья Качиньские. Ольшевский был заменен Ханной Сухоцкой на посту первой женщины-премьер-министра Польши в 1992 году после того, как Януш Корвин-Микке потребовал раскрытия всех членов Сейма, которые сотрудничали с коммунистической тайной полицией. После тяжелого старта в 1993 г. была проведена вторая группа выборов и первый парламент, отслуживший полный срок. Альянс демократических левых (SLD) получил наибольшее количество голосов. В том же 1993 году Советская Северная группа войск окончательно покинула Польшу.
После выборов SLD и Польская народная партия (PSL) сформировали правящую коалицию. Вальдемар Павляк, лидер младшего партнера PSL, стал премьер-министром. Отношения между президентом Валенсой и премьер-министром оставались плохими на протяжении всего правительства Павляка, при этом президент поручал Павляку отстаивать личные и партийные интересы, игнорируя при этом вопросы государственной важности. После ряда скандалов с участием Павляка и усиления политической напряженности по поводу контроля над вооруженными силами Валенса потребовал отставки Павляка в январе 1995 года. В результате возник кризис, и коалиция отстранила Павляка от должности и заменила его руководителем SLD Юзефом Олекси в качестве нового премьер-министра.
В В ноябре 1995 года в Польше прошли вторые послевоенные свободные президентские выборы. Лидер SLD Александр Квасьневский победил Валенсу с небольшим отрывом - 51,7% против 48,3%. Вскоре после поражения Валенсы министр внутренних дел обвинил тогдашнего премьер-министра Алексия в длительном сотрудничестве с советской, а затем и российской разведкой. В разразившемся политическом кризисе Алексей подал в отставку. В качестве его преемника коалиция SLD-PSL обратилась к заместителю спикера Сейма Влодзимежу Чимошевичу, который был связан с SLD, но не состоял в ней. Впоследствии польская прокуратура решила, что доказательств для предъявления обвинения Алексею недостаточно, а в ноябре 1996 года парламентская комиссия решила, что польские спецслужбы могли нарушить правила процедуры при сборе доказательств по делу Алексея.
Новая Конституция Польши 1997 года переопределила понятие польской нации в гражданском, а не этническом терминах. Статья 35 гарантирует права национальных и этнических меньшинств, в то время как другие положения запрещают дискриминацию и политические организации, разжигающие расовую ненависть.
В 1997 парламентских выборах две партии, основанные на движении Солидарность - Избирательная акция солидарности (AWS) и Союз свободы (UW) - получили 261 из 460 мест в сейме и сформировали коалиционное правительство. Ежи Бузек из AWS стал премьер-министром. AWS и Альянс демократических левых (SLD) занимали большинство мест в сейме. Мариан Кшаклевски был лидером AWS, а Лешек Миллер возглавлял SLD. В апреле 1997 г. первая посткоммунистическая Конституция Польши была завершена, а в июле вступила в силу. В июне 2000 г. UW вышла из правящей коалиции, оставив AWS у руля правительства меньшинства.
На президентских выборах 2000 года Александр Квасьневский, действующий бывший лидер посткоммунистической СЛД, был переизбран в первом туре голосования. с 53,9% голосов избирателей. Второе место с 17,3% занял Анджей Олеховски. Считается, что кампании оппозиции помешала их неспособность выдвинуть харизматичного (или даже единственного крупного) кандидата, а также падение поддержки правоцентристского правительства AWS. Это было связано с внутренними трениями в правящей парламентской коалиции.
Конституция 1997 г. и реформированное административное деление 1999 г. потребовали пересмотра избирательной системы, принятой в апреле 2001 г. Наиболее важные изменения включали:
На парламентских выборах сентября 2001 года SLD одержала победу на фоне разочарования избирателей в правительстве AWS и внутренних споров внутри этого блока. Настолько, что эта бывшая правящая партия не прошла в парламент из-за падения ниже 8-процентного порога для коалиций. (Симптоматично, что им не удалось сформировать формальную политическую партию, имеющую лишь 5-процентный порог, и они формально остались «коалицией» партий).
SLD сформировала коалицию с аграрной PSL и левым Профсоюзом (UP) с Лешеком Миллером в качестве премьер-министра. Это правительство получило поддержку 256 из 460 мест в сейме.
. Главным вопросом в последующие годы были переговоры с Европейским союзом относительно присоединения и внутренней подготовки к этому. Польша присоединилась к ЕС в мае 2004 года. И президент Квасьневский, и правительство открыто поддержали это дело. Единственной партией, решительно выступившей против вступления в ЕС, была правая популистская Лига польских семей (ЛНР).
Несмотря на широкую общественную поддержку присоединения к ЕС, что считалось превалирующим вопросом, правительство быстро потеряло популярность из-за некомпетентности в различных вопросах (например, строительство автомагистралей, неудачная реформа системы здравоохранения и многочисленные коррупции. скандалы). Самыми известными из них было дело Райвина (предполагаемая попытка вмешательства в законодательный процесс, названная так в честь главного подозреваемого Лью Райвина ) - это дело расследовал специальный парламентский комитет, чьи действия транслировались по телевидению и широко отслеживались), и дело Стараховице (министры правительства сообщили друзьям, имеющим связи с организованной преступностью, о готовящемся рейде).
В марте некоторые видные политики и депутаты SLD (в том числе тогдашний спикер Сейма: Марек Боровски ) разделились, создав новую партию Социал-демократия Польши.. Кабинет во главе с Лешеком Миллером ушел в отставку 2 мая 2004 г., сразу после вступления Польши в Европейский Союз.
Был сформирован новый кабинет с Марек Белка в качестве премьер-министра. После двух первоначальных безуспешных попыток он в конечном итоге получил поддержку парламента (24 июня) и правил до парламентских выборов в конце 2005 года. Некоторые из новых министров рассматривались как беспристрастные эксперты, а правительство считалось заметным усовершенствованием предыдущего кабинета. Однако это не повлекло за собой рост поддержки избирателями SLD, даже несмотря на экономический подъем в 2005 году. Частично это связано с тем, что это правительство считалось в значительной степени отделенным от партийного костяка и занимало только свой пост. боязнью досрочных выборов большинством депутатов.
Опасения небезосновательны, поскольку на последующих выборах SLD увидела, что ее поддержка упала на три четверти до 11%.
Осенью 2005 года поляки голосовали как на парламентских, так и на президентских выборах. Сентябрьский парламентский опрос должен был сформировать коалицию двух правоцентристских партий: PiS (Закон и справедливость ) и PO (Гражданская платформа ). Однако во время все более ожесточенной кампании PiS предприняли решительную атаку на либеральную экономическую политику своих союзников и обогнали PO в опросах общественного мнения. В конечном итоге PiS набрала 27% голосов и стала самой крупной партией в Сейме, опередив PO на 24%. Уходящая правящая партия, социалистическая SLD, набрала всего 11%. Это продолжает тенденцию к тому, что на каждых свободных парламентских выборах польский электорат голосовал против нынешнего правительства, поворачиваясь налево в 1993 и 2001 годах и направо в 1997 и 2005 годах.
Президентские выборы в октябре последовали за аналогичный сценарий. Ранний фаворит, Дональд Туск, лидер PO, увидел, что его лидерство в опросе общественного мнения ускользнуло, и во втором туре его опередил кандидат PiS Лех Качиньский (54% против 46%) ( один из близнецов, основателей партии).
На обоих выборах наблюдалась низкая явка: всего 51% во втором и решающем туре президентских выборов и чуть более 40% на парламентских выборах. Предполагаемая причина низкой явки - разочарование населения в политиках.
Переговоры коалиции начались одновременно с президентскими выборами. Однако жестокость предвыборных атак и готовность PiS добиться популистского голосования испортили отношения между двумя крупнейшими партиями и сделали невозможным создание стабильной коалиции. Мнимыми камнями преткновения были настойчивые требования PiS о том, что он контролирует все аспекты правоохранительной деятельности: министерства юстиции и внутренних дел, а также специальные силы; а также выдавливание кандидата от ПиС на пост главы Сейма с помощью нескольких более мелких популистских партий. ПО решило перейти в оппозицию.
PiS затем сформировал правительство меньшинства с ранее малоизвестным Казимежем Марцинкевичем в качестве премьер-министра вместо лидера партии Ярослава Качиньского, который оставался влиятельным на заднем плане. Это правительство полагалось на молчаливую и довольно стабильную поддержку более мелких популистских и аграрных партий (Самооброна, ЛНР ) для управления.
Новое правительство получило довольно сильную общественную поддержку (которая ожидалась в течение первых нескольких месяцев после выборов), в то время как популярность поддерживающих его популистских партий значительно снизилась. Парламентский кризис, казалось, вырисовывался в январе 2006 года, когда эти небольшие популистские партии опасались, что PiS собирается провести новые выборы (на которых они проиграют) под предлогом отказа принять бюджет в установленные конституционные сроки. Однако кризис утих.
В мае 2006 года было сформировано коалиционное соглашение для правительства большинства между ПиС, Самооброна и Лигой польских семей (ЛНР). В июле 2006 года после разлада со своим партийным лидером Ярославом Качиньским Марцинкевич подал в отставку с поста премьер-министра и был заменен Ярославом Качиньским. Следующие 15 месяцев были беспорядочными и не без разногласий, поскольку правительство проводило политику люстрации, создало Центральное антикоррупционное бюро с широкими полномочиями и было вовлечено в дело, связанное с самоубийство депутата, находившегося под следствием по факту коррупции. Новое правительство также изменило польские внешние отношения, связанные с ЕС, приняв более евроскептическую позицию, в то время как польские правительства в прошлом занимали весьма проевропейскую позицию.
Непростой союз между тремя партнерами по коалиции достиг апогея в июле 2007 года, когда лидер Самооброна, Анджей Леппер был уволен с должности министра сельского хозяйства после тайного расследования Центрального ведомства. Антикоррупционное бюро (CBA) пыталось связать его и его отдел с коррупционными действиями. Леппер заявил о своей невиновности и заявил, что стал жертвой политически мотивированной «спецоперации», инициированной премьер-министром Качиньским и ПиС. Коалиционное соглашение рухнуло в течение следующего месяца, когда и LPR, и Samoobrona выдвинули обвинения против PiS. В сентябре Сейм проголосовал за самороспуск (поддержанный ПиС, но противник Самооброна и ЛНР), что подготовило почву для выборов в октябре.
На октябрьских парламентских выборах крупнейшая оппозиционная партия Гражданская Платформа (ПО) получила более 41% голосов избирателей. По сравнению с 2005 годом количество голосов PiS увеличилось, но недостаточно для переизбрания, в то время как и Samoobrona, и LPR были уничтожены, потеряв всякое представительство, каждое из которых набрало лишь немногим более 1% голосов. ПО приступило к формированию правящей коалиции большинства с аграрной Польской народной партией (PSL) с лидером ПО Дональдом Туском, занявшим пост премьер-министра в ноябре 2007 года.
14 августа, 2008, Соединенные Штаты и Польша договорились разместить 10 двухступенчатых ракет-перехватчиков, произведенных Orbital Sciences Corp., в Польше как часть противоракетного щита для защиты Европы и США от возможных ракетный удар Ирана. Взамен США согласились перебросить в Польшу батарею ракет MIM-104 Patriot. Ракетная батарея будет укомплектована - по крайней мере временно - военными США. США также пообещали защитить Польшу - члена НАТО - быстрее, чем НАТО, в случае нападения. После объявления о соглашении российские официальные лица, которые рассматривают противоракетный щит как угрозу, сделали заявление, косвенно угрожающее Польше, и заявили, что система противоракетной обороны нанесет серьезный ущерб будущим отношениям США и России.
Позже Россия пригрозила ядерным оружием. атака на «новые активы США в Европе» со ссылкой на Польшу. США пообещали поддержать Варшаву в случае агрессии России против Польши.
10 апреля 2010 года многие высокопоставленные польские государственные деятели погибли в Смоленская авиакатастрофа, в том числе Лех Качиньский, в то время президент Польши. На президентских выборах 2010 г. Дональд Туск решил не баллотироваться. На PO первичных выборах Бронислав Коморовский победил министра иностранных дел, получившего образование в Оксфорде Радослава Сикорского, во втором туре голосования 4 июля 2010 года он победил Ярослава из PiS. Качиньский. а 6 августа 2010 года он был приведен к присяге в качестве президента. На местных выборах в ноябре 2010 года ПО получила 31 процент голосов, а ПиС - 23 процента, что для первых больше, а для вторых - меньше по сравнению с выборами 2006 года.
В октябре 2011 года Дональд Туск с четкой проевропейской повесткой дня стал первым в истории Польши премьер-министром, переизбранным в посткоммунистической Польше. ПО выиграл рекорд четырех выборов подряд, и Дональд Туск остался в качестве создателя королей. Доминирование ПО рассматривалось как отражение слабости и разногласий правого крыла, когда ПиС раскололся осенью 2010 года.
После двух туров выборов в мае 2015 года кандидат от оппозиции «Право и справедливость» (PiS) Анджей Дуда стал президентом с перевесом в 3%. В октябре 2015 года ПиС получила простое большинство в Сейме, смогла сформировать первое однопартийное правительство с момента падения коммунизма в 1989 году.
Поскольку ПиС контролирует президентство и имея большинство в обеих палатах, он направлен на проведение судебной реформы в Конституционном суде. См. Кризис Конституционного суда Польши, 2015.
Правящую партию обвиняют в том, что она подтолкнула Польшу к отступлению от демократии. Государственные СМИ сегодня многими считаются рупором правительства, а независимые СМИ сталкиваются с растущей опасностью. Правительство также решило изменить описание Холокоста, которое было описано как угроза академической свободе.