История парламентаризма

редактировать

Первые парламенты восходят к средневековью. В 930 году первая ассамблея альтингей была созвана в Тингвеллир в Исландии, став самой ранней версией формализованной парламентской системы. Однако в 1188 году Альфонсо IX, король Леона (в настоящее время Испания ) созвал три государства в кортесах Леона, и, согласно ЮНЕСКО, это был первый образец современного парламентаризма в истории Европы.

Ранний пример парламентского правления, сформировавшийся в сегодняшних Нидерландах и Бельгии во время голландского восстания (1581 г.), когда суверенная, законодательная и исполнительная власть была передана Генеральным штатам Нидерландов от тогдашнего монарха короля Испании Филиппа II. Современная концепция парламентского правления возникла в Королевстве Великобритании (1707–1800) и в Швеции во время Эпохи свободы (1718–1772).

Содержание

  • 1 Протопарламентские институты
    • 1.1 Иран
    • 1.2 Европа
  • 2 Ранние парламенты в средние века
  • 3 Британия и Содружество
  • 4 Франция: колебания между президентскими и парламентские системы
  • 5 Распространение парламентаризма в Европе
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Протопарламентские институты

С древних времен, когда общества были племенными, были советы или староста, решения которых оценивались старейшинами села. Это часто называют трайбализмом. Некоторые ученые утверждают, что в древней Месопотамии существовало примитивное демократическое правительство, при котором короли оценивались советом. То же самое было сказано о древней Индии, где существовала некоторая форма собраний и, следовательно, существовала какая-то форма демократии. Однако эти утверждения не принимаются большинством ученых, которые рассматривают эти формы правления как олигархии.

Иран

Первые зарегистрированные признаки совета для решения различных вопросов в древнем Иране. восходит к 247 г. до н.э., когда Парфянская империя находилась у власти. Парфяне основали первую Иранскую империю после завоевания Персии Александром, и в первые годы их правления было сформировано собрание знати под названием «Мехестан» который принял окончательное решение по очень серьезным вопросам.

Слово «Мехестан» состоит из двух частей. «Мех», слово древнеперсидского происхождения, которое буквально означает «Великий» и «-стан », суффикс в Персидский язык, описывающий особое место. В целом Мехестан означает место, где собираются великие.

Ассамблея Мехестана, состоявшая из зороастрийских религиозных лидеров и старейшин кланов, оказала большое влияние на управление королевством.

Одно из важнейших решений совета было принято в 208 году нашей эры, когда разразилась гражданская война и Мехестан решил, что империей будут править два брата одновременно, Ардаван V и Блаш V. В 224 г., после распада Парфянской империи, спустя более 470 лет, совет Махестана подошел к концу.

Европа

Древние Афины были колыбелью демократии. Афинское собрание (ἐκκλησία ekklesia) было самым важным институтом, и каждый мужчина афинского гражданства старше тридцати лет мог принимать участие в обсуждениях, но ни женщины, ни мужчины моложе тридцати лет и, конечно же, никто из тысячам рабов разрешено принимать участие в обсуждениях. Однако афинская демократия была не представительной, а скорее прямой, и поэтому экклесия отличалась от парламентской системы.

Римская республика имела законодательные собрания, за которыми оставалось последнее слово в отношении выборов магистратов, принятия новых статутов, проведения из смертной казни, объявления войны и мира, а также создания (или роспуска) союзов. Римский сенат контролировал деньги, управление и детали внешней политики.

Некоторые мусульманские ученые утверждают, что исламская шура (метод принятия решений в исламских обществах) аналогичен парламенту. Однако другие не согласны, подчеркивая некоторые фундаментальные различия между системой шуры и парламентской системой.

В англосаксонском Англии, Витенгамот был важным политическим институтом. Название происходит от древнеанглийского ƿitena emōt, или witena gemōt, что означает «собрание мудрецов». Первым зарегистрированным актом witenagemot был свод законов, изданный королем Этельбертом Кентским ок. 600 - самый ранний документ, сохранившийся в древнеанглийской прозе; однако витан определенно существовал задолго до этого времени. Витан, наряду с народными собраниями (народными собраниями), является важным предком современного английского парламента.

Ранние парламенты в средние века

Первые парламентские органы с участием представителей городского среднего класса были вызваны в Испании 12 века. В 1187 г. кастильский король Альфонсо VIII созвал представителей знати, церкви и 50 важнейших городов на совет в Сан-Эстебан-де-Гормаз, Сория. В следующем году была еще одна встреча с представителями городов Каррион-де-лос-Кондес, Паленсия. Однако все эти встречи были исключительными и не приводили к регулярному посещению городских представителей в куриях.

Леонские кортесы с 1188 года были парламентским органом. в средневековье Королевство Леон. Согласно программе ЮНЕСКО «Память мира», это древнейшее документальное проявление европейской парламентской системы с некоторой временной преемственностью. Придя к власти, король Альфонсо IX, потенциально столкнувшись с нападением двух своих соседей, Кастилии и Португалии, решил созвать «Королевскую курию». Это была средневековая организация, состоящая из аристократов и епископов, но из-за серьезности ситуации и необходимости максимальной политической поддержки Альфонсо IX принял решение также призвать представителей городского среднего класса из наиболее важных городов королевства в Ассамблея. Кортесы Леона занимались такими вопросами, как право частной собственности, неприкосновенность жилища, право апеллировать к правосудию против короля и обязательство короля консультироваться с кортесами перед вступлением в войну.

Вторым по возрасту зарегистрированным парламентским органом в Европе были португальские кортесы 1254 года, состоявшиеся в Лейрии в 1254 году. В их число входили бюргеры делегатов и представил систему монетаджио - фиксированную сумму, которую бюргеры должны были платить короне. Права собственности короля и его подданных, а также церковных органов были рассмотрены в предыдущих кортесах Коимбры в 1211 г. (в которые входили члены знати и духовенство ). Португальские кортесы снова встречались в 1256, 1261 и 1273 годах под Афонсу III Португальским, всегда по королевскому вызову.

В царствах короны Арагона институциональная система эффективно ограничивала полномочия монархов. В частности, в Княжестве Каталония в 1283 г. каталонские суды (Corts Catalanes) стали одним из первых парламентских органов Европы, которые официально запретили королевской власти принимать законы в одностороннем порядке. В течение следующих столетий суды разработали обширное регулирование своей внутренней деятельности и гарантии прав на гражданство; в 1481 году каталонский суд утвердил закон, который установил подчинение короля и его офицеров законам Княжества.

В Англии Симон де Монфор известен как один из отцы представительного правительства для проведения двух знаменитых парламентов. Первый в 1258 году лишил короля неограниченной власти, а второй, в 1265 году, включил простых граждан из городов. Позже, в 17 веке, парламент Англии выступил пионером некоторых идей и систем либеральной демократии, кульминацией которых стала Славная революция и принятие Билль о правах 1689 г..

Британия и Содружество

В Королевстве Великобритания теоретически монарх возглавлял кабинет и выбирал министров. На практике неспособность короля Георга I говорить по-английски привела к тому, что ответственность за председательство в кабинете перешла к ведущему министру, буквально премьер или первый министр, Роберт Уолпол. Постепенная демократизация парламента с расширением избирательных прав повысила роль парламента в контроле над правительством и в принятии решения о том, кого король может попросить сформировать правительство. К девятнадцатому веку Закон о Великой реформе 1832 года привел к доминированию в парламенте, выбор которого неизменно определял, кто будет премьер-министром и состав правительства.

Другие страны постепенно переняли то, что пришло. называться Вестминстерской моделью правительства, с исполнительной властью, подотчетной парламенту (слияние полномочий ), но осуществляющей полномочия, номинально возложенные на главу государства, от имени главы государства. Отсюда и использование таких фраз, как «правительство Ее Величества» или «Правительство Его Превосходительства». Такая система стала особенно распространенной в старых британских доминионах, конституции многих из которых были приняты британским парламентом; Примеры включают Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ирландское свободное государство и Южноафриканский союз. Некоторые из этих парламентов развивались, были реформированы или изначально развивались отдельно от своей первоначальной британской модели: Австралийский сенат, например, с момента своего создания более точно отражал Сенат США чем британская Палата лордов ; тогда как с 1950 года в Новой Зеландии нет верхней палаты.

Франция: колебания между президентской и парламентской системами

Франция колебалась между разными стилями президентской, полупрезидентской и парламентской систем правления; парламентские системы при Людовике XVIII, Карле X, июльской монархии при Луи Филиппе, короле Франции и Третьем Республика и Четвертая республика, хотя степень полного парламентского контроля была разной в каждой, от одной крайности при Карле X (сильном главе государства) до полного парламентского контроля (при Третьей республике). Наполеон III предлагал попытки некоторой степени парламентского контроля над исполнительной властью, хотя немногие считали его режим подлинно парламентским и демократическим. Президентская система существовала при недолгой Второй республике. Современная система Пятой республики сочетает в себе аспекты президентской власти и парламентаризма.

Парламентаризм во Франции отличался от парламентаризма в Соединенном Королевстве несколькими способами. Во-первых, Национальное собрание Франции имело больше власти над кабинетом, чем британский парламент над своим кабинетом. Во-вторых, премьер-лиги Франции были короче. За семьдесят лет Третьей республики Франция имела более пятидесяти премьерских должностей.

В 1980 Морис Дюверже утверждал, что Пятая республика была правительством, в котором президент был верховным, виртуальным королем. Более поздние анализы французской системы снизили важность французского президента. Во время сожительства, когда Национальное собрание Франции и президентство контролируются противоположными сторонами, президент Франции довольно слаб. Таким образом, некоторые ученые рассматривают французскую систему не как наполовину президентскую и наполовину парламентарную, а как систему, чередующуюся между президентством и парламентаризмом.

Распространение парламентаризма в Европе

Демократия и парламентаризм стали все более распространенными в Европе в годы после Первой мировой войны, частично навязанной демократические победители, Великобритания и Франция, по побежденным странам и их преемникам, в частности Веймарской республикой Германии и новой Австрийской республикой. Девятнадцатый век урбанизация, промышленная революция и модернизм уже долгое время подпитывали борьбу левых политических сил за демократию и парламентаризм. В радикализованные времена в конце Первой мировой войны демократические реформы часто рассматривались как средство противодействия народным революционным течениям. Однако установившиеся таким образом демократические режимы страдали от ограниченной поддержки населения, в особенности со стороны правых политических сил.

Еще одним препятствием была неподготовленность политических партий к долгосрочным обязательствам перед кабинетами коалиции в многопартийных демократиях на европейском континенте. Возникший в результате «парламентаризм меньшинства» привел к частым поражениям в вотумах доверия и почти вечному политическому кризису, который еще больше снизил авторитет демократии и парламентаризма в глазах электората.

Многие режимы начала двадцатого века потерпели поражение из-за политической нестабильности и / или вмешательства глав государств, особенно из-за неспособности короля Италии Виктора Эммануила III поддержать свое правительство перед лицом угроза, исходящая от Бенито Муссолини в 1922 году, или поддержка, оказанная королем Испании Альфонсо XIII премьер-министру, использующему диктаторские полномочия в 1920-х годах. Финляндия иногда приводится в качестве контрпримера, где президентская демократия была установлена ​​после неудачной революции и более трех месяцев ожесточенной Гражданской войны в Финляндии (1918). В 1932 г. движение Лапуа предприняло попытку государственного переворота, направленную на исключение социал-демократов из политической власти, но президента-консерватора Свинхувуда сохранил свое демократическое правительство. Парламентаризм был (повторно) введен преемником Свинхувуда Кьёсти Каллио в 1937 году.

См. Также

Литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:17:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте