Задолго до 1500 года большая часть современной Нигерии была разделена на государства, отождествляемые с современными этническими группами. Эти ранние государства включали Игбо Королевство Нри, Королевство Бенин, города-государства йоруба, включая Королевство Ифе, Игала Королевство, города хауса и Нупе. Кроме того, многочисленные небольшие государства к западу и югу от озера Чад были поглощены или перемещены в ходе расширения Канема, центр которого находился к северо-востоку от озера Чад. Борну, первоначально западная провинция Канема, стала независимой в конце 14 века. Другие государства, вероятно, существовали, но отсутствие археологических данных препятствует точному датированию. На юге самым ранним королевством было царство Игбо Нри, которое возникло
Археологические исследования, впервые Чарльз Турстан Шоу показал, что люди уже жили на юго-востоке Нигерии (в частности, Игбо Укву, Нсукка, Афикпо и Угвуэле) 100000 лет назад. Раскопки в Угвуэле, Афикпо и Нсукка показывают свидетельства существования длинных жилищ еще в 6000 году до нашей эры. Однако к 9 веку нашей эры стало ясно, что игбо обосновались в Игболанде. Раскопки Шоу в Игбо-Укву, Нигерия, выявили коренную культуру 9-го века, которая создала очень сложные работы по обработке металла из бронзы, независимо от какого-либо арабского или европейского влияния и за столетия до других мест, которые были более известны во времена открытие.
Самый ранний известный пример ископаемого человеческого скелета, найденного где-нибудь в Западной Африке, которому 13000 лет, был найден в Иво-Элеру в Исаруне, западная Нигерия. и свидетельствует о древности проживания в этом районе.
Каноэ Дюфуна было обнаружено в 1987 году в нескольких километрах от деревни Дуфуна, недалеко от реки Комадугу Гана, в штате Йобе, Нигерия. Радиоуглеродное датирование образца древесного угля, найденного рядом с участком, датирует каноэ от 8500 до 8000 лет, что связывает участок с озером Мега Чад. Это самая старая лодка, обнаруженная в Африке, и вторая из старейших из известных в мире.
Доказательства плавки железа также были обнаружены на раскопках в Нсукка регион на юго-востоке Нигерии на территории нынешнего Игболенда : датируется 2000 г. до н.э. на месте Леджа (Eze-Uzomaka 2009) и 750 г. до н.э. и участок Опи (Холл 2009).
цивилизация нок в Центральной Нигерии процветала между 1500 г. до н.э. и 200 г. н.э., производя терракоту в натуральную величину Фигуры, которые являются одними из самых ранних известных скульптур в Африке к югу от Сахары, и включали человеческие головы, человеческие фигуры и животных. Культура Нока выплавляла железо по крайней мере в 500 году до нашей эры, а скорее всего раньше. К 200 году нашей эры культура Нока исчезла. Основываясь на стилистическом сходстве с терракотами Нок, бронзовые фигурки из Йоруба царства Ифе и Бини царства Бенина в настоящее время считаются продолжением традиций более ранней культуры Нок. включая человеческие головы, слонов и других животных
Королевство Нри в районе Авка было основано примерно в 900 году нашей эры в Северо-Центральном Игболанде и является считается самым старым королевством в Нигерии. Ось Нсукка -Аука- Орлу считается старейшим районом поселения Игбо и, следовательно, родиной народа Игбо. Это был центр духовности, обучения и торговли. Они были агентами мира и согласия, влияние которых простиралось за пределы Игболенда. Влияние народа нри на соседние земли было особенно заметно в Южном Игалаленде и в королевстве Бенин в 12-15 веках. Как великие путешественники, они также были деловыми людьми, вовлеченными в давнюю торговлю в Тран-Сахаре. Развитие и изощренность этой цивилизации очевидны в бронзовых отливках, найденных в Игбо Укву, районе влияния Нри. Королевство Бенин стало угрозой в 15 веке при Оба Эвуаре. Поскольку они были против рабов и рабства, их сила пошла на спад, когда работорговля достигла своего пика в 18 веке. Империи рабовладельцев Бенина и Игалы оказали наибольшее влияние на их отношения с западными и северными игбо - их бывшими основными сферами влияния и операций. Группы игбо Верхнего Северо-Западного Кросс-Ривер, такие как Конфедерация Аро и народы Охафия, а также народы Авка и Умуноха использовали оракульные действия и другие торговые возможности после упадка Нри в 18 веке, чтобы стать основным влиянием в Игболанде и все прилегающие территории. Это включает в себя части Игалаленда и места к западу от реки Нигер, косвенно затронутые.
В течение 15 века Бенин был первым, кто принял иностранных торговцев. Последний сын Огисо, который должен был стать преемником своего отца, был изгнан и прибыл в королевство Йоруба, коронован как их король и назвал трон Илефе Изодува на языке Эдо, который был преобразован в Илефе Одудува в Йоруба. Могущественное королевство в Нигерии и первая империя, признанная иностранными торговцами, было (Убини) Королевством Эдо. Король Эдо захватил многие города, такие как Эко, который сейчас является Лагосом, а также захватил Иджебу, а королевство Эдо простиралось от Иджебу и Лагоса до Республики Даромей, которая теперь переходит в Республику Бенин. Уважение к священническим функциям Они из Ифе было решающим фактором в эволюции этнической принадлежности йоруба. Модель правления Ифе была адептом и черпала свою военную мощь благодаря своим кавалерийским силам, которые установили гегемонию над соседними царствами Нупе и Боргу и тем самым развили торговые пути дальше на север.
Эдоленд основал общину в районе, говорящем на языке йоруба к востоку от Убини, прежде чем стать зависимым от Королевства Бенин в начале 14 века. К 15 веку он стал независимой торговой державой, заблокировав доступ Ифе к прибрежным портам, поскольку Ойо отрезал материнский город от саванны. Политическая и религиозная власть принадлежала оба (королю), который, согласно традиции, происходил из династии Огисо в Королевстве Бенин. Бенин, в котором на высоте могло быть много жителей, простирался на большие квадратные километры, окруженные концентрическими кольцами земляных валов. К концу 15 века королевство Эдо находилось в контакте с Португалией, которая открыла Империю великих людей с цивилизацией и ресурсами (пальмовое масло, слоновая кость, хлопок и т. природные ресурсы, которые были частью культуры Эдо. В период своего апогея в 16-17 веках Эдо охватывал части юго-восточного Йорубаленда и западные части нынешнего государства Дельта.
Статуя ориша Эшу, Ойо, Нигерия, ок. 1920Исторически йоруба были доминирующей группой на западном берегу Нигера. Они были продуктом периодических волн мигрантов. Йоруба были организованы в отцовские группы, которые занимали деревенские общины и существовали за счет сельского хозяйства. Примерно с 8-го века прилегающие деревенские комплексы, называемые Иль, объединились в многочисленные территориальные города-государства, в которых клановая лояльность стала подчиняться династическим вождям. Самые ранние известные из этих городов-государств сформировались в Иле-Ифе и Иджебуланде. Урбанизация сопровождалась высокими художественными достижениями, особенно в скульптуре из терракоты и слоновой кости, а также в сложной металлической отливке, произведенной в Иль-Ифе. Йоруба умиротворяли пышный пантеон, возглавляемый безличным божеством, Олорун, и включал в себя меньших божеств, которые выполняли различные задачи. Одудува считался создателем земли и предком царей йоруба. Согласно мифу, Оддува основал Ифе и отправил своих сыновей основывать другие города, где они правили как цари-жрецы. Иле-Ифе был центром более 400 религиозных культов, традициями которых (король) манипулировал в политических целях.
. Они выбирались на основе ротации из ветви правящей династии. Как только выбран один член из нескольких тысяч, они отделяются от остальных. Ниже они, в государстве, находились: дворцовые чиновники, главы городов и правители отдаленных территорий. Модель правления Ифе была адаптирована в Ойо. В конце концов, Ойо превратился в конституционную монархию, но это не было фактическим правительством. В отличие от йоруба, у Ойо были кавалерийские силы. Это помогло развить торговлю дальше на север.
Торговля была ключом к появлению организованных сообществ в саваннах частях Нигерии. Доисторические жители, приспособившиеся к наступающей пустыне, были широко рассеяны к третьему тысячелетию до нашей эры, когда началось высыхание Сахары. Транссахарские торговые пути связывали западный Судан со времен Карфагена и с Верхним Нилом гораздо раньше, установив пути общения и культурного влияния, которые оставались открытыми до конца 19 века. Этим же путем ислам пробился на юг, в Западную Африку после 9 века нашей эры.
К тому времени череда династических государств, включая самые ранние Государства хауса, простирающиеся по западному и центральному Судану. Самыми могущественными из этих государств были Гана, Гао и Канем, которые не входили в границы современной Нигерии, но косвенно повлияли на историю нигерийской саванны.. Гана пришла в упадок в 11 веке, но на смену ей пришла империя Мали, которая объединила большую часть западного Судана в 13 веке. После распада Мали местный лидер по имени Сонни Али (1464–1492) основал империю Сонгай в районе среднего Нигера и западного Судана и взял под свой контроль транссахарский регион. сделка. Суннит Али захватил Тимбукту в 1468 году и Дженне в 1473 году, построив свой режим на доходах от торговли и сотрудничестве с мусульманскими купцами. Его преемник Туре (1493–1528) сделал ислам официальной религией, построил мечети и привел в Гао мусульманских ученых, в том числе аль-Магили (умер около 1505 г.), основателя важной традиции суданской африканской мусульманской науки. Хотя эти западные империи имели небольшое политическое влияние на нигерийскую саванну до 1500 года, они оказали сильное культурное и экономическое влияние, которое стало более выраженным в 16 веке, особенно потому, что эти государства стали ассоциироваться с распространением ислама и торговли. На протяжении 16 века большая часть северной Нигерии воздавала должное Сонгаю на западе или Борну, конкурирующей империи на востоке.
История Борну тесно связана с Канемом, который к 13 веку достиг имперского статуса в бассейне озера Чад. Канем расширился на запад и включил территорию, которая стала Борну. май (король) Канема и его двор приняли ислам в 11 веке, как это сделали и западные империи. Ислам использовался для укрепления политических и социальных структур государства, хотя многие устоявшиеся обычаи сохранялись. Женщины, например, продолжали оказывать значительное политическое влияние.
Маи использовал своего конного телохранителя и молодую армию знати, чтобы распространить власть Канема на Борну. По традиции территория была предоставлена наследнику престола для управления во время его ученичества. Однако в 14 веке династический конфликт вынудил правящую тогда группу и ее последователей переехать в Борну, где в результате канури превратились в этническую группу в конце четырнадцатого и пятнадцатого веков. Гражданская война, разрушившая Канем во второй половине XIV века, привела к независимости Борну.
Процветание Борну зависело от транс-суданской работорговли и пустынной торговли солью и домашним скотом. Необходимость защитить свои коммерческие интересы вынудила Борну вмешаться в Канем, который продолжал быть театром военных действий на протяжении пятнадцатого и шестнадцатого веков. Несмотря на относительную политическую слабость в этот период, двор Борну и мечети под патронажем рода ученых королей снискали себе славу центров исламской культуры.
К XI веку некоторые хауса государства - такие как Кано, Кацина и Гобир - превратились в обнесенные стеной города, занимающиеся торговлей, обслуживанием караванов и производством различных товаров До XV века эти небольшие государства находились на периферии крупных суданских империй того времени. На них постоянно оказывалось давление Сонгай на западе и Канем-Борну на востоке, чему они платили дань уважения. Вооруженный конфликт обычно был мотивирован экономические проблемы, поскольку коалиции государств хауса развязывали войны против Юкун и Нупе в среднем поясе, чтобы собрать рабов, или друг против друга для контроля над торговлей.
Ислам прибыл в Хаусаленд вместе с караваном Знаменитая Хроника Кано записывает обращение правящей династии Кано клериками из Мали, демонстрируя, что имперское влияние Мали простиралось далеко на восток. Ислама был постепенным и часто был номинальным в сельской местности, где народная религия продолжала оказывать сильное влияние. Тем не менее, Кано и Кацина с их знаменитыми мечетями и школами стали полноценно участвовать в культурной и интеллектуальной жизни исламского мира. Фулани начали проникать в страну хауса в 13 веке, а к 15 веку они пасли скот, овец и коз в Борну. Фулани пришли из долины реки Сенегал, где их предки разработали метод управления животноводством, основанный на отгонном животноводстве. Постепенно они двинулись на восток, сначала в центры империй Мали и Сонгай, а затем в Хаусаленд и Борну. Некоторые фульбе приняли ислам еще в 11 веке и поселились среди хауса, от которых они стали неотличимы в расовом отношении. Там они составляли набожно религиозную, образованную элиту, которая стала незаменимой для царей хауса в качестве государственных советников, исламских трибунов и учителей.