История Феса

редактировать
Вид на Фес-эль-Бали

История Феса начинается с момента его основания Идрисом I и Идрисом II в конце 8-го века и в начале 9-го века нашей эры. Первоначально он состоял из двух автономных и конкурирующих поселений на противоположных берегах того, что сейчас известно как Уэд-Фес. Первоначально населенный преимущественно берберским (амазигским) населением, последовательные волны, в основном арабские иммигранты из Ифрикии ( Тунис ) и аль-Андалуса ( Испания / Португалия ), со временем придали зарождающемуся городу арабский характер. После падения в династии Idrisid, она была доказанным между различными Zenata группами смежных либо с Фатимидского Халифата или Umayyad Халифата Кордовы. В 11 веке султан Альморавидов Юсуф ибн Ташфин захватил регион и объединил два его поселения в то, что сегодня является кварталом Фес-эль-Бали («Старый Фес»). Под властью Альморавидов и последовавших за ними Альмохадов, несмотря на потерю статуса столицы в пользу Марракеша, город оставался экономическим и политическим центром северного Марокко и приобрел репутацию религиозной науки и коммерческой деятельности.

Фес достиг своего апогея в эпоху Маринидов (13-15 века), вернув себе статус политической столицы. В 1276 году султан маринидов Абу Юсуф Якуб также основал отдельный королевский город, Фес-эль-Дждид («Новый Фес»), к западу от Фес-эль-Бали, где королевский дворец все еще находится сегодня. В Фесе были построены многочисленные новые медресе и мечети, многие из которых сохранились до наших дней, а другие постройки были восстановлены. В этот период еврейское население города росло, и на южной стороне этого нового района образовался Меллах (еврейский квартал). После свержения династии Маринидов Фес переживал периоды упадка и процветания и часто конкурировал с Марракешем за политическое и культурное влияние. Город снова приобрел влияние в 19 веке и оставался столицей султаната Алауитов до 1912 года, когда он перешел под контроль французского протектората в Марокко. Французский колониальный режим перенес столицу в Рабат, где она остается сегодня, и Фес пережил политический упадок. Французы также построили новый город Ville Nouvelle на юго-западе, который превратился в большую часть современного города Фес.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Фонд под Идрисидами (VII-VIII вв.)
  • 2 Зената господство и имперское соперничество (10-11 вв.)
  • 3 Фес времен Альморавидов и Альмохадов (11-13 вв.)
  • 4 Золотой век при Маринидах (13-15 вв.)
  • 5 Упадок при саадитах (16 и начало 17 вв.)
  • 6 Ранний алауитский период (17-18 вв.)
  • 7 Процветание и рост в 19-м и начале 20-го веков
  • 8 Французское колониальное правление (1912–1956)
  • 9 После обретения независимости и по настоящее время (после 1956 г.)
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Дальнейшее чтение

Основание при Идрисидах (VII-VIII вв.)

Примерное воссоздание двух первоначальных поселений Феса: Аль-Алия и Мадинат-Фас (современные стены показаны серым цветом)

Город был основан в 789 году как Мадинат-Фас на юго-восточном берегу реки Джоухар (ныне известной как река Фес ) Идрисом I, основателем династии Идрисидов. Его сын, Идрис II, построил поселение под названием Аль-Алия на противоположном берегу реки в 809 году и перенес сюда свою столицу из Валили (Волюбилис). Эти поселения ( Мадинат-Фас и Аль-Алия) вскоре превратятся в два обнесенных стеной и в значительной степени автономных участков, часто конфликтующих друг с другом. Первоначальное население состояло в основном из берберов, а также сотен арабских воинов из Кайруана, которые составляли свиту Идриса II.

Кенотаф Мулая Идриса II в Фесе сегодня; здание вокруг него много раз перестраивалось, но находится на месте первоначальной мечети Шурафа.

Позднее увеличилась эмиграция арабов в Фес, включая андалузские семьи смешанного арабского и иберийского происхождения, которые были изгнаны из Кордовы в 817–818 годах после восстания против Аль-Хакама I, а также арабские семьи, которым было запрещено въезжать в Кайруан (современный Тунис) после другого восстания в 824. Андалузцы в основном поселились в Мадинат-Фасе, а тунисцы нашли свой дом в Аль-Алие. Эти две волны иммигрантов придали городу арабский характер и впоследствии дали свое название районам Адват аль-Андалус и Адват аль-Каравийин. С притоком арабоязычных андалузцев и тунисцев большинство населения составляли арабы, но сельские берберы из окружающей сельской местности поселились здесь на протяжении всего этого раннего периода, в основном в Мадинат-Фас (андалузский квартал), а затем в Фес-Дждиде во время Маринидов. период. В городе также была сильная еврейская община, вероятно, состоящая из берберов Зената, ранее обращенных в иудаизм, а также небольшого оставшегося христианского населения на какое-то время. Евреи были особенно сконцентрированы в северо-восточном районе Аль-'Алия, известном как Фундук эль-Ихуди (недалеко от более позднего Баб-Гуисса ).

Район имел обильную воду, и каждое из двух поселений было полностью оборудовано собственной городской инфраструктурой. Первыми мечетями города были Мечеть Шарифа (или Мечеть Шурафа) и Мечеть Шейхов (или мечеть Аль-Ануар); однако они больше не существуют в их первоначальном виде. Мечеть Шарифов стала местом захоронения Идриса II после его смерти, а позже превратилась в Завию Мулая Идриса II, которая существует сегодня, в то время как мечеть Аль-Ануар оставила лишь незначительные остатки. В соответствии с одним из основных ранних источников на этот период Рауд аль-Qirtas от Ибн Аби Зар, в 859 году мечеть Аль-Каравийин была основана Фатима аль-Фихри, дочери богатого купца. Ее сестра Мариам также считается основателем мечети Аль-Андалусийин в том же году.

После смерти Идриса II в 828 году территория династии была разделена между его сыновьями. Старший, Мухаммед, получил Фес, но некоторые из его братьев попытались оторваться от его руководства, что привело к междоусобному конфликту. Хотя царство Идрисидов было в конечном итоге воссоединено и переживало период мира при Али ибн Мухаммеде и Яхье ибн Мухаммеде, в конце 9 века оно снова пришло в упадок.

Зената господство и имперское соперничество (10-11 вв.)

В 10 - м веке, город оспаривалось халифата Омейядов из Кордовы и Фатимидов халифата из Ifriqiya (Тунис), который управлял городом через множество Zenata клиентов. Фатимиды взяли город в 927 году и окончательно изгнали Идрисидов, после чего их микнасы (одно из племен зената) были поселены там. Город, как и большая часть северного Марокко, продолжал переходить из рук в руки между доверенными лицами Кордовы и доверенными лицами Фатимидов в течение многих десятилетий. После еще одного успешного, но эфемерного захвата Марокко Фатимидами в 979 году Булуггином ибн Зири силам Аль-Мансура Кордовского снова удалось вернуть регион, изгнав Фатимидов навсегда.

Мечеть Каравийин (зеленая крыша на этой картинке) была расширена около 956, и новый минарет (слева) был добавлен под покровительством Абд аль-Рахман III

Несмотря на политическую нестабильность той эпохи, в развитие города был внесен заметный вклад. В 956 году мечеть Каравийин была значительно расширена местным губернатором Зенаты Ахмедом ибн Аби Саидом на средства, предоставленные Абд аль-Рахманом III из Кордовы. В то же время и мечети Каравийин, и мечети Андалусийин получили новые минареты, которые оказались упрощенными версиями минарета, построенного Абд аль-Рахманом III для Великой мечети Кордовы в течение того же десятилетия.

С 980 (или с 986) Фесом управляла династия Зената из племени Маграва, союзников Кордовского халифата. Они сохраняли этот контроль даже после распада Халифата в начале 11 века и до прихода Альморавидов. Под контролем Зенаты Фес продолжал расти, несмотря на то, что конфликты между двумя его поселениями, Мадинат -Фасом и Аль-Алией, разгорались в периоды политического соперничества. Зири ибн Атийя, первый правитель новой династии, имел беспокойное правление. Однако потомок Ибн Атийи Дунас ибн Хамама, правивший между 1037 и 1049 годами, отвечал за многие важные инфраструктурные работы, необходимые для размещения растущего населения Феса. Он разработал большую часть инфраструктуры распределения воды в Фесе, которая в значительной степени сохранилась до наших дней. По словам географа X века Ибн Хаукаля, каждую летнюю ночь в сук смывали воду, чтобы очистить землю. Воду также транспортировали в общественные бани и 300 мельниц. Город быстро рос и к концу 900-х годов насчитывал около 100 000 жителей.

Другие сооружения, построенные в его время, включали хаммамы (бани), мечети и первые мосты через Уэд-Бу-Храреб (в основном перестроенные в более поздние эпохи). Таким образом, два города становились все более интегрированными друг в друга: открытое пространство между ними все чаще заполнялось новыми домами, а до шести мостов через реку позволяли облегчить движение между двумя берегами. Однако через десять лет после Дунаса, между 1059 и 1061 годами, двумя противоборствующими поселениями города по отдельности управляли два соперничающих эмира Зената: Аль-Алия контролировался эмиром по имени Аль-Гуисса, а Мадинат Фас контролировался Аль-Футухом.. Оба брата укрепили свои берега, и их имена до сих пор сохранились на двух городских воротах: Баб Гисса на севере и Баб Фтух на юге.

Фес времен Альморавидов и Альмохадов (11-13 вв.)

План Феса в период Альмохадов, после объединения двух его первоначальных поселений Альморавидами в предыдущем веке и после реконструкции городских стен в начале 13 века.

В 1069–1070 годах (или, возможно, несколькими годами позже) Фес был завоеван Альморавидами при Юсуфе ибн Ташфине. В тот же год своего завоевания Юсуф ибн Ташфин окончательно объединил Мадинат-Фас и Аль-Алию в один город. Стены, разделявшие их, были разрушены, мосты, соединяющие их, были построены или отремонтированы, и был построен новый контур стен, охватывающий оба города. Касба ( цитадель ) была построена на западной окраине города (только к западу от Баб - Бу - Jeloud сегодня) в дом губернатора города и гарнизона. Под патронажем Альморавидов произошло крупнейшее расширение и реконструкция Великой мечети аль-Каравийин (1135–1143 гг.). Хотя столица была перенесена в Марракеш при Альморавидах, Фес приобрел репутацию знатока права Малики и оставался важным центром торговли и промышленности. Влияние Альморавидов на структуру города было таким, что Юсуф ибн Ташфин иногда считается вторым основателем Феса.

Остатки городских стен на северной стороне Фес-эль-Бали, которые были перестроены в период Альмохадов (12-13 века).

В 1145 году лидер Альмохадов Абд аль-Мумин осадил и захватил город во время свержения Альмохадов Альморавидов. Из-за яростного сопротивления местного населения альмохады разрушили городские укрепления. Однако из-за продолжающегося экономического и военного значения Феса халиф Альмохадов Якуб аль-Мансур приказал восстановить крепостные валы. Поскольку за это время город вырос, периметр стен нового Альмохадов был больше, чем периметр бывших валов Альморавидов. Стены были завершены его преемником Мухаммадом ан-Насиром в 1204 году, что придало им окончательную форму и по сей день определяет периметр Фес-эль-Бали. Альмохады построили Касба Бу Джелуд на месте бывшей Касбы Альморавидов, а также построили первую Касбу на месте нынешней Касбы ан-Нуар. Не вся земля внутри городских стен была густо заселена; большая часть его была еще относительно открытой и была занята посевами и садами, которыми пользовались жители. Под властью Альмохадов город стал одним из крупнейших в мире между 1170 и 1180 годами, в нем проживало около 200 000 человек.

Золотой век при Маринидах (13-15 вв.)

План Феса, включая новый центр Фес-эль-Дждид, в 14 веке при Маринидах

Фес восстановил свой политический статус и был признан столицей во время династии Маринидов, другой берберской династии, между 13 и 15 веками. Лидер маринидов Абу Яхья осадил и захватил Фес в 1248 году вместе с другими городами после победы над армией Альмохадов в восточном Марокко. Однако традиционное городское население города сопротивлялось правлению кочевых маринидов и снова восстало в 1250 году, хотя и не смогло сбросить контроль маринидов.

В 1276 году после жестокого восстания султан Абу Юсуф Якуб построил совершенно новый административный город или королевскую цитадель к западу от старого города, на возвышенности над ним. Он стал известен как Фес-эль-Дждид («Новый Фес»), а старый город стал известен как Фес-эль-Бали («Старый Фес»). Новый город включал королевский дворец султанов ( Дар аль-Махзен ), административные учреждения государства и штаб армии. У города была своя главная мечеть, Великая мечеть, а также собственный комплекс укрепленных стен и ворот. Большая часть его внешнего периметра была защищена двойными стенами; высокая внутренняя стена с тяжелыми квадратными башнями через равные промежутки и меньшая внешняя стена с небольшими башнями. Его северный вход в начале дороги на Мекнес представлял собой укрепленный мост (ныне Старый Мехуар ) через Уэд-Фес. Внутри город был разделен на районы, некоторые из которых, включая Дар аль-Махзен, имели стены и ворота, отделявшие их от других. Еще один район, первоначально известный как Химс, а затем преобразованный в еврейскую Меллах, также был добавлен к югу. В 1287 году султан Абу Якуб Юсуф (сын Абу Юсуфа Якуба) создал огромный сад удовольствий, известный как Аль-Мосара, на севере, недалеко от города, но окруженный собственной защитной стеной. Орошение садов осуществлялось через акведук, который забирал воду из Уэд-Феса через огромную норию или водяное колесо диаметром примерно 26 метров, которое располагалось на западной стороне Баб-Деккакина. Хотя сады и водяное колесо с тех пор исчезли, следы бывшего акведука видны сегодня на западной стене Нового Мехуара, а также в больших восьмиугольных башнях Баб-Сегмы, одной из бывших ворот в сад.

Bou Inania Медресе, самый важный Медресе построен Marinids в Фесе (14 век)

Фес достиг своего расцвета в период Маринидов. Именно с этого периода в значительной степени восходит репутация города как важного интеллектуального центра. Правители Маринидов основали здесь, в городе, первые официальные медресе в Марокко. Медресе стали визитной карточкой маринидской архитектуры, в которой поразительно сочетаются андалузские и альмохадские традиции. Между 1271 и 1357 годами в Фесе было построено по крайней мере семь медресе, которые считаются одними из лучших образцов марокканской архитектуры и одними из самых богато украшенных памятников в Фесе. Первым из них было медресе Саффарин в 1271 году, за ним последовали медресе Сахридж в 1321 году, медресе аль- Аттарин и Сбаиин в 1323 году и медресе Месбахия в 1346 году. Все эти медресе были построены рядом с мечетями Каравийин или Андалусийин. и были разработаны, чтобы дополнить эти старые учреждения, в частности, предоставляя жилье студентам из-за пределов города. Еще одно медресе было построено недалеко от Большой мечети Фес-эль-Дждид в 1320 году, хотя этому центру так и не удалось составить конкуренцию старым образовательным центрам в Фес-эль-Бали. Единственным по-настоящему независимым медресе (какое-то время) было большое медресе Бу Инания, построенное по заказу султана Абу Инана и завершенное в 1355 году, которое также служило собственной пятничной мечетью и располагалось в западной части Фес-эль-Бали.

Между тем, многие ученые считают, что кульминацией Карауийин как интеллектуального и научного центра был период XIII-XIV веков, когда учебная программа была самой широкой, а ее престиж достиг новых высот после столетий экспансии и покровительства элиты. Среди предметов, преподаваемых примерно в этот период или вскоре после этого, были традиционные религиозные предметы, такие как Коран и фикх (исламская юриспруденция), а также другие науки, такие как грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия и география.

Ибн Халдун, известный историк и философ, провел время в Фесе после 1354 года. Он начинал как секретарь султана Абу Инана, но впоследствии оказался вовлеченным в интриги династической политики Маринидов, проведя время в тюрьме в конце правления Абу Инана. Ибн Баттута также проезжал через город по пути в Сиджилмасу в 14 веке и описал его в своих трудах. Ибн аль-Хатиб, андалузский поэт и писатель, также провел здесь время после своего насридского наставника Мухаммеда V в изгнании в течение нескольких лет между 1358 и 1362 годами. После того, как он оказался втянутым в политические интриги в Гранаде, он снова бежал в Северную Африку и был обвинен в этом. ересь, в конце концов преданная суду в Фесе и убитая в тюрьме в 1375 году; его тело, как сообщается, было сожжено на глазах у Баба Махрука и похоронено на близлежащем кладбище.

Евреи Феса в 1900-х годах. Mellah был традиционный еврейский квартал города с 15 - го века.

Еврейский квартал Феса, Мелла, был основан в Фес-эль-Дждиде в какой-то момент во время периода Маринидов. Точная дата и обстоятельства его образования не установлены, но многие ученые относят переселение еврейского населения из Фес-эль-Бали в новую Меллу к 15 веку, периоду политической напряженности и нестабильности. В частности, еврейские источники описывают перемещение как следствие «повторного открытия» тела Идриса II в центре города в 1437 году, в результате чего окрестности - если не весь город - приобрели «священный» ( харам) статус, требующий, чтобы немусульмане были удалены из области. Первоначально еврейская община состояла из коренных местных евреев, но к ним присоединились евреи- сефарды с Пиренейского полуострова (известные как мегораши ) в последующих поколениях, особенно после изгнания евреев из Испании в 1492 году. Последовавшие за этим волны миграции испанских / андалузских евреев в Фес и Северную Африку увеличили еврейское население в городе, а также изменили социальный, этнический и языковой состав общины. Приток мигрантов также возродил еврейскую культурную активность в последующие годы, разделив общину по этническому признаку на многие поколения. Megorashim испанского происхождения сохранили свое наследие и их испанский язык в то время как коренные Марокканский Toshavim, который говорил по- арабски и были арабского и берберского наследия, а затем свои собственные традиции. Члены двух общин поклонялись в отдельных синагогах и даже были похоронены отдельно. Только в 18 веке эти две общины соединились вместе, арабский язык в конечном итоге стал основным языком всей общины, а испанский (сефардский) минхаг стал доминирующим в религиозной практике.

1465 Марокканский восстание в 1465 году сверг последнего Marinid султану. В 1472 Wattasids, другая династия Zenata который ранее служил в качестве визирей под султанами Marinid, удалась правителями Марокко из Феса. Они добросовестно (но по большей части безуспешно) продолжали политику Маринидов.

Упадок при саадитах (16 и начало 17 вв.)

Изменения в Фесе при саадийцах : вокруг было построено несколько фортов, а сад Мосара пришел в упадок.

В 16 веке саадиты (или саади) пришли к власти на юге Марокко и бросили вызов Ваттасидам. Тем временем Османская империя вплотную подошла к Фесу после завоевания Алжира в 16 веке. В январе 1549 года саадский султан Мохаммед аш-Шейх взял Фес и изгнал последнего султана Ваттасидов Али Абу Хасуна. Позже они вернули город в 1554 году при поддержке Османской империи, но это завоевание было недолгим, и в том же году Ваттасиды потерпели решительное поражение в битве при Тадле от саадийцев. Османы попытались вторгнуться в Марокко после убийства Мухаммеда аш-Шейха в 1558 году, но были остановлены его сыном Абдаллахом аль-Галибом в битве при Вади аль-Лаване к северу от Феса. Таким образом, Марокко оставалось единственным государством Северной Африки, которое оставалось вне контроля Османской империи.

После смерти Абдаллы аль-Галиба вспыхнет новая борьба за власть. Абд аль-Малик, брат Абдаллаха, заручился поддержкой Османской империи и изгнал своего племянника Абу Абдуллу от власти в 1576 году. Последний бежал в Португалию, где попросил короля Португалии Себастьяна о помощи в восстановлении его престола. Это приведет к битве при Вади аль-Махазин (также известной как битва при Алькасер-Кибире или битва трех королей), где армия Абд аль-Малика победит вторгшуюся португальскую армию при поддержке своих османских союзников, гарантируя, что марокканские независимость. Сам Абд аль-Малик также погиб во время битвы, и ему наследовал Ахмад аль-Мансур.

Бордж Норд, Саадская крепость, построенная в 16 веке, с видом на Фес с севера.

Саадцы, которые снова использовали Марракеш в качестве своей столицы, не уделяли Фесу особого внимания, за исключением декоративных павильонов для омовений, пристроенных во внутреннем дворе мечети Каравийин в свое время. Вероятно, в период Саадитов бывшие королевские сады Маринидов, Мосара, вышли из употребления и начали исчезать. Возможно, в результате постоянной напряженности в отношениях с жителями города саадцы построили вокруг города ряд новых фортов и бастионов, которые, по всей видимости, были направлены на сохранение контроля над местным населением. В основном они располагались на возвышенности с видом на Фес-эль-Бали, откуда они легко могли бы бомбардировать город пушками. К ним относятся Касба Тамдерт, прямо за городскими стенами возле Баб Фтуха, и форты Бордж Норд ( Borj al-Shamali) на холмах к северу, Borj Sud ( Borj al-Janoub) на холмах к югу и Борж Шейх Ахмед на западе, в точке стены Фес-эль-Дждида, которая была ближе всего к Фес-эль-Бали. Они были построены в конце 16 века главным образом султаном Ахмадом аль-Мансуром. Два других бастиона, Борж-Суил и Борж-Сиди-Бу-Нафа ', также были построены вдоль стен Фес-эль-Дждида к югу от Борж-Шейха Ахмеда. Borj Nord, Borj Sud и эти бастионы (иногда называемые bastioun по- арабски ) Фес-эль-Дждида - единственные укрепления в Фесе, демонстрирующие явное европейское (скорее всего, португальское ) влияние в их конструкции, обновленные, чтобы служить оборонительными сооружениями. в эпоху пороха. Некоторые из них, возможно, были построены с помощью европейских военнопленных-христиан после победы саадцев над португальцами в 1578 году.

После долгого и впечатляющего правления Ахмада аль-Мансура в государстве Саади началась гражданская война между его сыновьями и потенциальными преемниками. Фес стал конкурирующим центром власти для ряда братьев, соперничающих с другими членами семьи, правившими из Марракеша, и оба города несколько раз переходили из рук в руки, пока междоусобный конфликт, наконец, не закончился в 1627 году. Храга, арабское племя, которое саадцы разместили в окружающей сельской местности в качестве гарнизона (известное как гич или «армейское» племя). В 1611 году население города восстало и даже уничтожило многих храга в явном отместку за преступления, совершенные некоторыми из их членов. Несмотря на воссоединение королевства после 1627 года, саадцы находились в полном упадке, а Фес уже значительно пострадал от неоднократных завоеваний и реквестов во время конфликта. Когда Саадский султанат рухнул, и город, и вся страна погрузились в относительную анархию. На двух берегах города, Адват аль-Каравийин и Адват аль-Андалусийин (последний теперь также известный просто как аль-Адват), возникло соперничество, напоминающее раннюю историю города, в то время как между различными кланами возникло новое соперничество. в пределах западного ( Каравийин) берега. Фес-эль-Дждид, который был центром официального правительства, также боролся против Фес-эль-Бали, старого города. В 1649 году город был завоеван Далайя, берберской федерацией из Среднего Атласа, которая в то время получила контроль над большей частью центрального Марокко. Однако город также не был восприимчив к ним, и в течение короткого периода в 1651 году они восстали и пригласили Мухаммада ибн Мухаммада аль-Шарифа, одного из первых султанов Алауитов, взять город под свой контроль.

Ранний алауитский период (17-18 вв.)

Cherratine Медресе, построенный Мулай Рашид в 1670 году

Только когда истинный основатель будущего государства Алауитов Мулай Рашид взял Фес в 1666 году, город пережил возрождение и снова стал столицей, хотя и ненадолго. Мулай Рашид приступил к восстановлению города после длительного периода забвения. Он построил Kasbah Cherarda (также известный как Kasbah al-Khemis) к северу от Фес-эль-Дждида и Королевского дворца, чтобы разместить большую часть своих племенных войск. Он также восстановил или перестроен, что стало известно как Касба ан-Нуар, который стал жилым помещением, его последователей из Тафилальт области (прародина династии Alaouite в). По этой причине касба была также известна как Касба Филала («Касба людей из Тафилалта»). В 1670 году Мулай Рашид также построил новое большое медресе, Черратинское медресе. После своей смерти в 1672 году он был похоронен в мавзолее Сиди Харазем, на южном кладбище города за пределами Баб Фтуха.

После его смерти Фес пережил еще один темный период. Мулай Исмаил, его преемник, по-видимому, не любил город - возможно, из-за восстания там в начале своего правления - и вместо этого выбрал соседний Мекнес в качестве своей столицы. Он также часто взимал высокие налоги с жителей города, а иногда даже насильно перемещал часть его населения, чтобы заселить другие города страны. Тем не менее, он восстановил или перестроил некоторые важные памятники в городе, такие как Завия Мулая Идриса II.

Ворота Дар Дбибег, обнесенный стеной дворец, построенный за пределами города Мулай Абдаллахом в 1729 году (фотография 1920-х годов)

После смерти Исмаила ситуация только ухудшилась, поскольку Марокко погрузилось в анархию и десятилетия конфликта между его сыновьями, которые боролись за его наследство. Фес особенно пострадал от неоднократных конфликтов с Удайя (или Удайас), племенем гичей (вассальное племя, служащее гарнизоном и военными силами), ранее поселившееся в Касбе Черарда Мулаем Исмаилом. Султан Мулай Абдаллах, который периодически правил в этот период и использовал Фес в качестве столицы, первоначально приветствовался в 1728–1729 годах как враг Удая, но отношения между ним и населением города быстро испортились из-за его выбора губернатора. Он немедленно построил отдельный укрепленный дворец в сельской местности, Дар Дбибег, где и поселился вместо него. Еще почти три десятилетия город оставался более или менее постоянным конфликтом как с Удайями, так и с султанами Алауитов.

Начиная с правления Мулая Мухаммада ибн Абдаллаха между 1757 и 1790 годами, страна стабилизировалась, и Фес, наконец, обрел свое состояние. Хотя его статус был частично разделен с Марракешем, он оставался столицей Марокко на протяжении остальной части алауитского периода вплоть до 20-го века. Удайя, которые были обузой для населения Феса, стали основным вызовом власти нового султана, и в 1760 году Мухаммад ибн Абдаллах был вынужден маршировать с армией в Фес, где он арестовал их лидеров и уничтожил их контингенты, убив многие из их солдат. Впоследствии султан создал новый, намного меньший по размеру полк Удая, который получил новых командиров и вместо этого разместил гарнизон в Мекнесе.

Был короткий период беспорядков при Мулае Язиде (правил 1790–1792) и Мулае Слимане (правил 1792–1822), когда султаны в Фесе потеряли контроль над большей частью остальной части Марокко между 1790 и 1795 годами. особенно катастрофически было в городе. Племя Удайас было возвращено в город в качестве гарнизона. В частности, в течение этих двух лет он заставил всю еврейскую общину переехать на открытое пространство рядом с Kasbah Cherarda, на северной стороне Фес-эль-Дждида. Мелла была оккупирована племенными войсками, союзными султану, ее главная синагога была заменена мечетью, а сам район навсегда уменьшился в размерах. Только после смерти Мулая Язида главный мусульманский кади (судья) Феса приказал вернуть Меллаху еврейской общине вместе с сносом мечети, построенной войсками Язида.

В остальном, однако, город пережил долгую эпоху относительного мира. Он оставался крупным экономическим центром региона даже в смутные времена. Алауиты продолжали восстанавливать или восстанавливать различные памятники, а также несколько раз расширяли территорию Королевского дворца. Султаны и их окружение также становились все более и более тесно связанными с элитами Феса и других городских центров, причем особенно влиятельными оказывались улама (религиозные ученые) Феса. После смерти Мулая Слимана влиятельные семьи Фасси стали главными игроками политической и интеллектуальной сцены страны. После очередного эпизода неприятностей в 1820 году его преемник Абд аль-Рахман навсегда изгнал Удай из Феса в 1824 году.

Процветание и рост в 19 - начале 20 вв.

Компоновка Фесе в начале 20 - го века, после того, как большинство крупных Alaouite -era дополнений в городе, таких как Касба Cherarda и новых стен, построенных Мулай Хасан, чтобы связать старые и новые города

Tijani суфийский орден, начатое Ахмад аль-Тиджани (d. 1815), был свой духовный центр в Фесе после аль-Тиджани переехал сюда из Алжира в 1789. Распространение порядка быстро среди литературной элиты Северо - Западной Африки и ее улемы были значительное религиозное, интеллектуальное и политическое влияние в Фесе и за его пределами. До 19 века город был также единственным центром производства фески (также известной как тарбуш). Состояние еврейской общины также значительно улучшилось в 19 веке, когда расширение контактов и торговли с Европой позволило еврейскому купеческому классу занять центральное место в международных торговых сетях Марокко. Это также привело к большей социальной открытости и сдвигу во вкусах и взглядах, особенно среди более богатых евреев, которые построили роскошные дома в верхней части Меллы. Точно так же богатые мусульманские семьи и элита построили свои собственные величественные особняки, особенно в садовых районах Аль-Ююн в юго-западной части Фес-эль-Бали. Примеры конца 19 века и начала 20 века включают Дар Мокри, Дар Глауи, Дар Мнебхи и Дар Джамаи.

В 1873 году в ответ на попытку султана Хасана I ввести рыночный налог, называемый mukūs ( المكوس), гильдии кожевенных заводов Феса подняли восстание, которое переросло в насилие.

Новый мехуар, созданный Мулаем Хассаном (конец 19 века) у северного входа в Королевский дворец ; слева ворота Дар аль-Макина

Последнее серьезное изменение топографии Феса перед 20-м веком было сделано во время правления султана Хасана I, который, наконец, соединил Фес-эль-Дждид и Фес-эль-Бали, построив между ними коридор, обнесенный стеной. В этом новом коридоре между двумя городами были построены новые сады и летние дворцы, используемые королевской семьей и высшим светом столицы, такие как сады Джнан Сбил и дворец Дар Бата. Мулай Хасан также расширил сам старый Королевский дворец, расширив его вход до нынешнего местоположения Старого Мехуара, добавив Новый Мехуар вместе с Дар аль-Макина на север. Это имело следствием также отделение района Мулай Абдалла к северо-западу от остальной части Фес-эль-Дждида.

С условным байатом Фес сыграл центральную роль в Хафидии, короткой гражданской войне, которая разразилась, когда султан Абд аль-Хафид бросил вызов своему сильно союзному с Европой брату Абдельазизу на трон. Несколько лет спустя французский полковник Шарль Эмиль Муанье прибыл в Фес в 1911 году и обосновался в Дар-Дбибеге. Муанье обосновался в Фесе и защитил султана Абд аль-Хафида от угроз, в том числе претензий Ахмеда аль-Хибы, сына Ма аль-Айнайна, на султанат.

Французское колониальное правление (1912–1956)

Отречение Абд аль-Хафида, султана Марокко в 1912 году, после подписания Фесского договора, положившего начало французскому колониальному правлению

В 1912 году после Фесского договора над Марокко было установлено французское колониальное господство. Одним из непосредственных последствий стали беспорядки 1912 года в Фесе, народное восстание, которое включало в себя смертоносные нападения на европейцев, а также на местных еврейских жителей Меллы, за которыми последовали еще более жестокие репрессии. Фес и его Дар аль-Махзен перестали быть центром власти в Марокко, поскольку столица была перенесена в Рабат, который оставался столицей даже после обретения независимости в 1956 году.

Баб-Бу-Джелуд, символический вход в Фес-эль-Бали сегодня, был построен в 1913 году новой французской администрацией.

В этот период и на протяжении ХХ века произошел ряд социальных и физических изменений. Начиная с французского генерала-резидента Юбера Лиотэ, одной важной политикой с долгосрочными последствиями было решение в значительной степени отказаться от реконструкции существующих исторических городов-крепостей в Марокко и намеренно сохранить их как объекты исторического наследия, известные сегодня как « medinas ». Вместо этого французская администрация построила новые современные города ( Villes Nouvelles ) недалеко от старых городов, где европейские поселенцы в основном жили с современными удобствами в западном стиле. Это было частью более широкой «политики ассоциации», принятой Лиоте, которая одобряла различные формы косвенного колониального правления путем сохранения местных институтов и элит, в отличие от других французских колониальных политик, которые способствовали «ассимиляции». Существование сегодня Ville Nouvelle («Новый город») рядом с исторической мединой в Фесе было, таким образом, следствием этого раннего колониального решения. Отель Ville Nouvelle также стал известен марокканцам как Дар Дбибег, так как бывший дворец Мулая Абдаллаха располагался в том же районе. Французская администрация все еще строила некоторые новые постройки в старом городе, часто подражая местному марокканскому стилю, например, ставшие теперь знаковыми воротами Баб-Бу-Джелуд в 1913 году.

Авеню Хасана II сегодня, ранее бывшая Авеню де Франс, была основана Лиоти в 1916 году как часть Ville Nouvelle (Новый город).

Создание отдельного французского Ville Nouvelle на западе имело более широкое влияние на развитие всего города. Хотя новая колониальная политика сохранила исторические памятники, она имела и другие долгосрочные последствия, остановив развитие городов в этих областях наследия. Ученый Джанет Абу-Лугод утверждала, что эта политика создала в Марокко своего рода городской «апартеид» между коренными марокканскими городскими районами, которые были вынуждены оставаться в застое с точки зрения городского развития и архитектурных инноваций, и новыми запланированными городами, которые в основном были населенный европейцами и который расширился, чтобы занять земли, ранее использовавшиеся марокканцами за пределами города. Однако это разделение было частично смягчено богатыми марокканцами, которые в этот период начали переезжать в Ville Nouvelles. Напротив, старый город (медина) Феса все больше заселялся более бедными сельскими мигрантами из сельской местности.

Фес также играл роль в марокканском националистическом движении и в протестах против французского колониального режима. Многие марокканские националисты получили образование в Университете Аль-Каравийин, и некоторые из их неформальных политических сетей были созданы благодаря этому общему образованию. В июле 1930 года ученики Аль-Каравийина и другие жители участвовали в протестах против берберского дахира, изданного французскими властями в мае того же года. В 1937 году мечеть Аль-Каравийин и мечеть Р'сиф были одними из точек сбора демонстраций в ответ на жестокое подавление марокканских демонстрантов в соседнем городе Мекнес, которое закончилось развертыванием французских войск через Фес-эль-Бали и в Фес-эль-Бали. сами мечети. К концу Второй мировой войны марокканские националисты собрались в Фесе, чтобы разработать требование независимости, которое они представили союзникам 11 января 1944 года. Это привело к аресту националистических лидеров с последующим насильственным подавлением протестов во многих городах. включая Фес.

После обретения независимости и по настоящее время (после 1956 г.)

Улица в современном Ville Nouvelle («Новый город») в Фесе.

После восстановления независимости Марокко в 1956 году многие тенденции, начатые при колониальном правлении, продолжились и усилились во второй половине 20 века. Большая часть буржуазного класса Феса перебралась в растущие мегаполисы Касабланку и столицу Рабат. Еврейское население было особенно истощено: они либо переезжали в Касабланку, либо эмигрировали в такие страны, как Франция, Канада и Израиль. Хотя население города росло, оно росло медленно до конца 1960-х годов, когда темпы роста, наконец, ускорились. На протяжении этого периода (и до настоящего времени) Фес, тем не менее, оставался третьим по величине городским центром страны. С 1971 по 2000 год население города увеличилось примерно втрое с 325 000 до 940 000 человек. Ville Nouvelle стал средоточием дальнейшего развития, новых периферийных районах - с несовместимым качества жилья - распространяется наружу вокруг него. В 1963 году Университет Аль-Каравийин был реорганизован в государственный университет, а в 1975 году в Вилле Нувель был основан новый государственный университет - Университет Сиди Мохамеда бен Абделлаха. В 1981 году старый город, состоящий из Фес-эль-Бали и Фес-Дждид, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако в этот период марокканцы также подвергались серьезному социальному неравенству и экономической нестабильности, особенно в период репрессивного правления короля Хасана II и периода, известного как Годы руководства (примерно 1975–1990). Фес сильно пострадал от безработицы и отсутствия жилья. Меры жесткой экономии привели к нескольким беспорядкам и восстаниям в других городах в 1980-х годах. 14 декабря 1990 года два основных профсоюза объявили всеобщую забастовку с требованием повышения минимальной заработной платы и других мер. В Фесе это вылилось в протесты и беспорядки, возглавляемые студентами университетов и молодежью. Смерть одного из студентов еще больше разожгла протесты, в результате которых были сожжены и разграблены здания, в частности, символы богатства, такие как Hôtel des Mérinides, роскошный отель с видом на Фес-эль-Бали, построенный во времена Лиоте. В то время как официальное число погибших составляло 5 человек, New York Times сообщила о 33 человеках и процитировала анонимный источник, утверждающий, что реальное число погибших, вероятно, было выше. Правительство опровергло сообщения о том, что смерть произошла из-за вмешательства сил безопасности и бронетехники. Многие из арестованных были позже освобождены, а правительство обещало провести расследование и повысить заработную плату, хотя некоторые из этих мер были отклонены оппозицией.

Сегодня Фес остается столицей региона и одним из самых важных городов Марокко. Многие из бывших известных семей Феса по-прежнему составляют значительную часть политической элиты страны. Это также крупное туристическое направление из-за своего исторического наследия. В последние годы предпринимаются усилия по восстановлению и реабилитации старой Медины, начиная от восстановления отдельных памятников и заканчивая попытками реабилитации реки Фес.

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

Последняя правка сделана 2024-01-05 10:16:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте