История Белиза (1506–1862)

редактировать
История европейского колониального поселения в Белизе (1506-1862)

Белиз, на восточное побережье Центральной Америки, к юго-востоку от Мексики, было заселено коренными народами, которые отбивались от испанцев в попытке сохранить свое наследие и избежать участи своих соседей, которые были завоеваны и находились под властью Испании. В то время как это происходило, британские пираты грабили испанские торговые суда и перемещались по мелководью и небольшим островам, даже поднимаясь по реке позже, чтобы скрыть свою награду. Коренные жители Белиза не сопротивлялись британцам, как испанцы. Однако в 17 веке британское поселение стало официальной британской коронной колонией с 1862 по 1964 год, где они сначала добились самоуправления, а затем в 1981 году стали независимой страной, признанной во всем мире, со всей своей территорией. Британцы привезли с собой рабов, вывезенных из Конго и Анголы в восемнадцатом веке.

Содержание
  • 1 Доколумбовые общества и завоевание
  • 2 Колониальное соперничество между Испанией и Великобританией
  • 3 Начало самоуправления и плантократии
  • 4 Рабство в поселении, 1724–1838 гг.
  • 5 Эмиграция гарифуны
  • 6 Конституционные изменения, 1850–62
  • 7 Источники
Доколумбовые общества и завоевание

Майя все еще находились в Белизе, когда европейцы пришли в XVI в. и 17 века. Археологические и этноисторические исследования подтверждают, что несколько групп народов майя жили на территории, ныне известной как Белиз, в 16 веке.

Политическая география того периода не совпадает с современными границами, поэтому несколько провинций майя лежали на границе современных Белиза, Мексики и Гватемалы. Например, майя состояли из северной части современного Белиза и южного побережья мексиканского штата Кинтана-Роо. На юге, пересекая современную границу между Белизом и Гватемалой, были мопан майя, а еще дальше на юг - чоль говорящие манчи группы. В центре Белиза находится провинция, что означает «земля иностранцев» или «иностранцы». Эта провинция простиралась от реки Нью-Ривер на севере до реки Ситти на юге, а также от современной границы с Гватемалой на западе до моря. Очевидным политическим центром этой провинции был Типу, расположенный к востоку от современного Бенке-Вьехо-дель-Кармен. Ламанаи, несколько городов на реке Нью-Ривер и реке Белиз, а также на реке Сибун были включены в эту провинцию.

В первую очередь Десятилетие 16 века Хуан Де Солис плыл на север вдоль побережья Белиза до Юкатана. В 1519 Эрнан Кортес завоевал Мексику, и Педро Ариас Давила основал Панама-Сити. Вскоре Испания направила экспедиции в Гватемалу и Гондурас, и завоевание Юкатана началось в 1527 году.

Когда Кортес проходил через юго-западный угол современного Белиза в 1525 году, там находились поселения в Ch В этом районе говорит по-старому Манш. Когда испанцы «умиротворили» регион в 17 веке, они насильственно перенесли эти поселения в Гватемальское нагорье. Однако испанцы начали свои основные вторжения в этот район из Юкатана и столкнулись с упорным сопротивлением со стороны провинций майя Четумаль и Дзулуникоб. Этот регион стал убежищем от испанского вторжения, но убегающие майя принесли с собой болезни, которыми они заразились от испанцев. Последующие эпидемии оспы и желтой лихорадки вместе с эндемической малярией опустошили коренное население.

В 17 веке испанские миссионеры из Юкатана путешествовали вверх по Нью-Ривер и основали церкви в поселениях майя с намерением обратить этих людей в свою веру и контролировать их. Одним из таких поселений было Типу, которое было раскопано в 1980-х годах. Люди занимали это место в доклассические, классические и постклассические времена и в период завоеваний до 1707 года.

Хотя Типу был завоеван испанцами в 1544 году, Типу находился слишком далеко от колониальных центров власти, чтобы его можно было эффективно контролировать. длинный. Тысячи майя бежали на юг от Юкатана во второй половине 16 века, и люди Типу восстали против испанской власти. Типу, по-видимому, был слишком важен, чтобы игнорировать его из-за его близости к Ице в регионе Лаго Петен-Ица ​​ на территории современной Гватемалы. В 1618 и 1619 годах двое францисканцев, пытаясь обратить народ в христианство, построили церковь в Типу. В 1638 году в Типу начался период сопротивления, а к 1642 году вся провинция Джулуиникоб была в состоянии восстания. В то время майя покинули восемь городов, и около 300 семей переехали в Типу, центр восстания. В 1640-х годах население Типу насчитывало более 1000 человек.

Пиратство вдоль побережья в этот период увеличилось. В 1642 году и снова в 1648 году пираты разграбили Саламанку-де-Бакалар, резиденцию испанского правительства на юге Юкатана. Отказ от Бакалара положил конец испанскому контролю над провинциями майя Четумаль и Дзулуиникоб.

Между 1638 и 1695 годами майя, жившие в районе Типу, пользовались автономией от испанского владычества. Но в 1696 году испанские солдаты использовали Типу как базу, с которой они покорили этот район и поддерживали миссионерскую деятельность. В 1697 году испанцы завоевали Ицу, а в 1707 году испанцы насильно переселили жителей Типу в район возле озера Петен-Ица. Политический центр провинции майя Джулуиникоб прекратил свое существование в то время, когда британские колонисты все больше интересовались заселением этой территории.

Колониальное соперничество между Испанией и Великобританией

В 16-17 вв. На протяжении веков Испания пыталась сохранить монополию на торговлю и колонизацию в своих колониях в Новом Свете, но североевропейские державы все больше привлекались в регион возможностями торговли и поселений. Эти державы прибегали к контрабанде, пиратству и войне в своих попытках бросить вызов монополии Испании, а затем разрушить ее. В начале 17 века голландцы, англичане и французы вторглись в районы, где Испания была слабой: небольшие острова Малых Антильских островов, ничейная земля Гвианы между испанскими и португальскими владениями и неизведанными побережьями Юкатана и Центральной Америки. Позже в 17 веке Англия эффективно бросила вызов Испании на западе Карибского моря, захватив Ямайку в 1655 году и впоследствии использовав эту базу для поддержки поселений на всем Карибском побережье от Юкатана до Никарагуа.

В начале XVII века на берегах залива Кампече на юго-востоке Мексики и на полуострове Юкатан английские пираты начали рубить бревна, который использовался для производства красителя, необходимого для шерстяной промышленности. Согласно легенде, один из этих пиратов, которого испанцы прозвали Баллисом, поселился поблизости и дал свое имя реке Белиз еще в 1638 году. (Другие источники, однако, утверждают, что это название реки. происходит от слова майя belix, означающего «мутная вода».) Английские пираты начали использовать извилистую береговую линию этого района как базу для нападения на испанские корабли. Некоторые из пиратов могли быть беженцами, изгнанными испанцами в 1641-42 годах из поселений на островах у берегов Никарагуа и Гондураса. В 1650-х и 1660-х годах пираты прекратили грабить испанские бревенчатые корабли и начали рубить собственный лес. Затем добыча бревна стала основной причиной английского урегулирования на протяжении более столетия.

Договор 1667 года, в котором европейские державы согласились пресечь пиратство, стимулировал переход от пиратства к рубке бревна и привело к более постоянному поселению. Годольфинское соглашение 1670 года между Испанией и Англией подтвердило владение англичанами странами и островами в Западном полушарии, которые Англия уже оккупировала. К сожалению, эти колонии не были названы, и право собственности на прибрежный район между Юкатаном и Никарагуа оставалось неясным. Между Великобританией и Испанией продолжался конфликт из-за права британцев рубить бревна и селиться в этом регионе. В 1717 году Испания изгнала британских лесорубов из залива Кампече к западу от Юкатана. Это действие произвело непреднамеренный эффект, повысив значимость растущего британского поселения у реки Белиз.

Первые британские поселенцы жили тяжелой и беспорядочной жизнью. По словам капитана Натаниэля Уринга, который потерпел кораблекрушение и был вынужден жить с резчиками бревен в течение нескольких месяцев в 1720 году, британцы были «в основном грубой пьяной командой, некоторые из которых были пиратами». Он сказал, что у него «мало комфорта, живя среди этой банды неуправляемых негодяев, где мало что можно было услышать, кроме богохульства, проклятий и ругательств».

В течение 18 века испанцы неоднократно нападали на британских поселенцев. В 1717, 1730, 1754 и 1779 годах испанцы вынудили британцев покинуть этот район. Однако испанцы никогда не селились в этом регионе, а британцы всегда возвращались, чтобы расширить свою торговлю и поселения. В конце Семилетней войны в 1763 году Парижский договор предоставил Великобритании право рубить и экспортировать бревна, но подтвердил суверенитет Испании над территорией. Тем не менее, так и не было договоренности о точной зоне, в которой могут работать лесорубы. Испанский приграничный город Бакалар на Юкатане, основанный в 1730 году после того, как был заброшен почти столетие, стал базой для операций против британцев. Когда в 1779 году снова разразилась война, комендант Бакалара возглавил успешную экспедицию против британского поселения, которое было заброшено до тех пор, пока Версальский договор в 1783 году снова не разрешил британцам рубить бревна в районе между Хондо и реки Белиз. К тому времени, однако, торговля бревнами снизилась, и красное дерево стало основным экспортным товаром, поэтому поселенцы подали прошение о новом соглашении.

Начало самоуправления и плантократии

Британцы не хотели создавать какое-либо официальное правительство для урегулирования, опасаясь спровоцировать испанцев. По своей собственной инициативе и без признания со стороны британского правительства поселенцы начали ежегодные выборы магистратов, чтобы установить общее право для поселения еще в 1738 году. В 1765 году контр-адмирал Сэр Уильям Бернаби, главнокомандующий Ямайки, прибыл в поселение и систематизировал и расширил свои правила в документе, известном как Кодекс Бернаби. Когда в 1784 году поселенцы начали возвращаться в этот район, губернатор Ямайки назначил полковника Эдварда Маркуса Деспарда в качестве суперинтенданта для наблюдения за поселением Белиз в заливе Гондураса <189 Лондонская конвенция, подписанная в 1786 году, разрешала британским поселенцам, известным как Беймен, рубить и вывозить бревна и красное дерево из реки Хондо в к северу на юг до реки Сибун. Конвенция, однако, не позволяла байменам строить какие-либо укрепления, устанавливать какую-либо форму правительства, военного или гражданского, или развивать плантационное сельское хозяйство. Испания сохранила суверенитет над районом и заявила о праве инспектировать поселение дважды в год.

Конвенция также требует, чтобы Великобритания эвакуировала свое поселение на побережье Москито (Коста-де-Москитос) в восточной части Никарагуа и западном Гондурасе. Более 2000 из этих поселенцев и их рабов прибыли в 1787 году в поселение Белиз, усилив британское присутствие. Новые поселенцы значительно увеличили население, и, более того, вскоре оказались в серьезной напряженности со старшими поселенцами по вопросам прав на землю и статуса.

Последнее нападение испанцев на британское поселение, битва при св. Кайе Джорджа произошло через два года после начала войны в 1796 году. Фельдмаршал Артуро О'Нил, испанский генерал-губернатор Юкатана, командовал флотилией численностью около тридцати человек. кораблей с 500 матросами и 2000 солдат и атаковали британских колонистов в 1798 году. Во время нескольких коротких сражений, завершившихся двух с половиной часовым сражением 10 сентября, британцы отбросили испанцев. Атака знаменовала собой последнюю попытку Испании контролировать территорию или вытеснить британцев.

Несмотря на договоры, запрещающие местное самоуправление и плантационное сельское хозяйство, оба вида деятельности процветали. В конце 18 века олигархия относительно богатых поселенцев контролировала политическую экономию британского поселения. Эти поселенцы заявили о своих правах на около четырех пятых земли, доступной в соответствии с Лондонской конвенцией, посредством резолюций, которые они приняли в названии первого законодательного собрания. Эти же люди владели примерно половиной всех рабов в поселении; контролируемый импорт, экспорт, а также оптовая и розничная торговля; и установленное налогообложение. Группа магистратов, которых они выбрали из себя, имела как исполнительные, так и судебные функции, несмотря на запрет на исполнительные действия.

Джордж Артур, суперинтендант Британского Гондураса

Землевладельцы сопротивлялись любому вызову их растущая политическая власть. Полковник Эдвард Маркус Деспард, первый суперинтендант, назначенный губернатором Ямайки в 1784 году, был отстранен от должности в 1789 году, когда богатые огранщики бросили вызов его власти. Когда суперинтендант Джордж Артур выступил против того, что он назвал «монополией денежных огранщиков» в 1816 году, ему удалось лишь частично нарушить их монополию на владение землей. Он объявил, что отныне вся невостребованная земля является коронной землей, которая может быть предоставлена ​​только представителем короны, но по-прежнему разрешает существующую монополию на землевладение.

Рабство в поселении, 1724–1838

Рубка бревен была простой и мелкой операцией, но поселенцы импортировали рабов, чтобы помогать в работе. Рабство в поселении было связано с добычей древесины, сначала бревна, а затем красного дерева, поскольку договоры запрещали выращивание плантационных культур. Это различие в экономических функциях привело к изменениям в организации, условиях и обращении с рабами. Самое раннее упоминание об африканских рабах в британском поселении появилось в отчете испанского миссионера 1724 года, в котором говорилось, что британцы недавно ввозили их с Ямайки и Бермудских островов. Во второй половине восемнадцатого века количество рабов составляло около 3000 человек, что составляло около трех четвертей всего населения. Большинство рабов, даже если они были доставлены через рынки Вест-Индии, родились в Африке, вероятно, из залива Биафра, Конго и Ангола - основные источники британских рабов в конце 18 века. Эбоэ (Ибо ), кажется, были особенно многочисленны; одна часть города Белиза была известна как город Эбоэ в первой половине 19 века. Сначала многие рабы поддерживали африканскую этническую идентичность и культурные обычаи. Однако постепенно процесс ассимиляции привел к созданию новой синтетической креольской культуры.

Белые, хотя и составляли меньшинство в поселении, монополизировали власть и богатство, доминируя над основной экономической деятельностью. торговля и лес. Они также контролировали первый законодательный орган, судебные и административные учреждения. В результате британские поселенцы оказали непропорционально большое влияние на развитие креольской культуры. Англиканские, баптистские и методистские миссионеры помогли обесценить и подавить африканское культурное наследие.

Лесозаготовка была сезонной работой, на которую работникам приходилось тратить несколько месяцев в изоляции во временных лагерях в лесу, вдали от семей в городе Белиз. Поселенцам требовалось всего одного или двух рабов, чтобы рубить бревна - небольшое деревце, которое растет группами недалеко от побережья. Но когда торговля перешла на красное дерево в последней четверти 18 века, поселенцам требовалось больше денег, земли и рабов для крупномасштабных операций. После 1770 года около 80 процентов всех рабов-мужчин в возрасте десяти и более лет рубили лес. Охотники нашли деревья, которые затем срубили, подстригли и вытащили на берег. В сезон дождей поселенцы и рабы спускали плоты с необрезанными бревнами вниз по реке, где древесина обрабатывалась для отправки. Охотники были высококвалифицированными и ценными рабами, как и топорщики, рубившие деревья, стоя на упругой платформе высотой от четырех до пяти метров. Другая группа рабов ухаживала за быками, которые тащили огромные бревна к реке. Другие подстригли деревья и расчистили рельсы. Использование небольших бригад рабов для рубки дров уменьшило необходимость тщательного наблюдения; Кнутом водители, которые были вездесущи на больших плантациях в другом месте, в поселении не были известны.

Колониальные хозяева использовали домашних рабов, в основном женщин и детей, для убирать свои дома, шить, стирать и гладить одежду, готовить и подавать еду и растить детей. Некоторые рабы выращивали продукты, которые либо продавали, либо использовали, чтобы сэкономить их владельцам часть стоимости импорта продуктов питания. Другие рабы работали моряками, кузнецами, медсестрами и пекарями. Однако немногие рабы выполняли работу, требующую высокого уровня навыков. Молодые люди начинали работу с того, что сидели за столами своих хозяев, где их учили подчиняться, затем большинство молодых женщин продолжали работать по дому, а молодые люди становились резчиками по дереву. Это жесткое разделение труда и узкий диапазон трудового опыта большинства рабов ограничивали их возможности после юридической эмансипации в 1838 году.

Опыт рабов, хотя и отличался от опыта на плантациях в других колониях региона, тем не менее был гнетущий. Как говорится в отчете, опубликованном в 1820 году, они часто были объектами «крайней бесчеловечности». Капеллан поселения сообщил о «случаях, многих случаях ужасного варварства» против рабов. Собственные действия рабов, включая самоубийство, аборт, убийство, побег и бунт, позволяют предположить, как они относились к своей ситуации. Рабы, которые жили небольшими, разрозненными и удаленными группами, могли относительно легко сбежать, если были готовы покинуть свои семьи. В 18 веке многие бежали на Юкатан, а в начале 19 века постоянный поток беглецов направился в Гватемалу и вдоль побережья в Гондурас. Некоторые беглецы основали общины, например, у реки Сибун, которые предлагали убежище другим. Когда свободы можно было достичь, спрятавшись в кустах, восстание было не таким уж важным вариантом. Тем не менее имели место многочисленные восстания рабов. Последнее восстание 1820 года, возглавленное двумя черными рабами, Уиллом и Шарпером, вовлекло значительное количество хорошо вооруженных людей, с которыми «хозяин обращался с излишней резкостью и, безусловно, имел веские основания для жалоб»

. Деталь Белиза с карты Даниэля Лизарса '1831 года

Одним из способов сохранения контроля меньшинством поселенцев было отделение рабов от растущего населения свободных креолов, которым были предоставлены ограниченные привилегии. Хотя некоторые креолы были юридически свободны, они не могли ни занимать должности в армии, ни выступать в качестве присяжных заседателей или мировых судей, а их экономическая деятельность была ограничена. Они могли голосовать на выборах только в том случае, если у них было больше собственности и они жили в этом районе дольше, чем белые. Однако привилегии заставили многих свободных чернокожих подчеркнуть свою лояльность и аккультуризацию британским обычаям. Когда официальные лица в других колониях Британской Вест-Индии начали предоставлять свободным чернокожим расширенные законные права, Колониальное управление пригрозило распустить Публичное собрание Бэймена, если оно не последует их примеру. «Цветным субъектам свободного состояния» были предоставлены гражданские права 5 июля 1831 года, за несколько лет до завершения отмены рабства.

Сущность общества, жестко иерархическая система, в которой люди были ранжированы в соответствии с К моменту полной эмансипации в 1838 году закон об отмене рабства во всех британских колониях, принятый в 1833 году, был направлен на то, чтобы избежать радикальных социальных изменений, осуществив эмансипацию в течение пяти лет. год переходного периода. Закон включал в себя две щедрые меры для рабовладельцев: систему «ученичества », рассчитанную на расширение их контроля над бывшими рабами, которые должны были продолжать бесплатно работать на своих хозяев, и компенсацию бывшим рабовладельцам. за потерю имущества. Эти меры помогли гарантировать, что большинство населения, даже когда оно было официально освобождено после окончания ученичества в 1838 году, зависело от своих бывших владельцев в работе. Эти владельцы по-прежнему монополизировали землю. До 1838 года горстка жителей контролировала поселение и владела большей частью населения. После 1838 года хозяева поселения, крошечная элита, продолжали управлять страной более века, отказывая в доступе к земле и содействуя экономической зависимости освобожденных рабов за счет увеличения заработной платы и корпоративных магазинов.

Эмиграция гарифуна

Новая этническая группа - гарифуна - появилась в начале 19 века, в то время, когда поселение боролось с последствиями окончания рабства.. Гарифуна, потомки карибских народов Малых Антильских островов и африканцев, бежавших из рабства, сопротивлялись британскому и французскому колониализму на Малых Антильских островах, пока не были разбиты британцами в 1796. После подавления жестокого восстания гарифуны на Сент-Винсенте британцы двинулись между 1700 и 5000 гарифунами через Карибское море на острова Бэй (современный Ислас-де-ла-Баия ) у северного побережья Гондураса. Оттуда они мигрировали на карибское побережье Никарагуа, Гондураса, Гватемалы и южной части современного Белиза. К 1802 году около 150 гарифуна поселились в районе Станн-Крик (современный Дангрига ) и занимались рыболовством и сельским хозяйством.

Другие гарифуна позже прибыли в британское поселение в Белизе, найдя они оказались не на той стороне в гражданской войне в Гондурасе в 1832 году. Многие мужчины гарифуна вскоре нашли наемную работу огранщиками красного дерева вместе с рабами. В 1841 году Дангрига, крупнейшее поселение Гарифуны, было процветающей деревней. Американский путешественник Джон Стивенс описал деревню Гарифуна Пунта-Горда как имеющую 500 жителей и производящую самые разнообразные фрукты и овощи.

Британцы относились к Гарифуне как к скваттерам. В 1857 году британцы сказали гарифуне, что они должны получить аренду от короны, иначе они рискуют потерять свои земли, жилища и другие постройки. В 1872 году были созданы резервации как для гарифуна, так и для майя. Британцы не позволяли обеим группам владеть землей и относились к ним как к источнику ценной рабочей силы.

Изменения в конституции, 1850–62
Флаг Британского Гондураса, 1870-1919 гг. Флаг Британского Гондураса / Белиза, 1919-1981 гг.

В 1850-х годах борьба за власть между суперинтендантом и плантаторами совпала с событиями в международной дипломатии, вызвавшими серьезные конституционные изменения. В Договоре Клейтона-Булвера 1850 года Великобритания и Соединенные Штаты договорились содействовать строительству канала через Центральную Америку и воздерживаться от колонизации какой-либо части Центральной Америки. Британское правительство интерпретировало положение о колонизации как относящееся только к любой будущей оккупации. Но правительство Соединенных Штатов заявило, что Великобритания была обязана эвакуировать этот район, особенно после 1853 года, когда экспансионистская администрация президента Франклина Пирса подчеркнула доктрину Монро. Британия уступила на островах залива и побережье Москито в восточной части Никарагуа. Но в 1854 году Великобритания выпустила формальную конституцию, устанавливающую законодательный акт для ее владения поселением в современном Белизе.

Законодательное собрание 1854 года должно было состоять из восемнадцати избранных членов, каждый из который должен был иметь имущество на сумму не менее £ 400 фунтов стерлингов. Собрание также должно было состоять из трех официальных членов, назначенных суперинтендантом. Тот факт, что избиратели должны были иметь собственность, приносившую доход в 7 фунтов стерлингов в год или зарплату в 100 фунтов стерлингов в год, усилил ограничительный характер этого законодательного органа. Суперинтендант может отложить или распустить собрание в любое время, принять закон и дать или не дать согласие на внесение законопроектов. Эта ситуация наводила на мысль, что законодательный орган был больше местом для обсуждения, чем местом, где принимаются решения. Колониальный офис в Лондоне стал, таким образом, реальной политико-административной властью в поселении. Этот сдвиг во власти был усилен, когда в 1862 году поселение Белиз в заливе Гондураса было объявлено британской колонией под названием Британский Гондурас, а представитель короны был повышен до вице-губернатора, подчиняется губернатору Ямайки.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 13:31:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте