История Алжира (1962–99)

редактировать

История Алжира с 1962 по 1999 год включает период, начавшийся с подготовки к независимость и последствия войны за независимость с Францией в 1960-х годах до Гражданской войны и президентских выборов 1999 года.

Содержание
  • 1 Независимость
  • 2 Последствия войны
  • 3 Бен Белла и FLN
  • 4 Режим Бумедьена
  • 5 Чадли Бенджедид
  • 6 1990-е годы
  • 7 Источники
Независимость

Готовясь к независимости, CNRA (Национальный совет революции в Альгериене) собрался в Триполи в мае 1962 года, чтобы разработать план перехода FLN (Front de Libération Nationale) из освободительного движения. политической партии. Программа Триполи призвала к земельной реформе, широкомасштабной национализации промышленности и услуг и твердой приверженности неприсоединению и антиколониализму в международных отношениях. Платформа также рассматривала FLN как массовую организацию, достаточно широкую, чтобы охватить все националистические группы. Несмотря на это, глубокие личные и идеологические разногласия проявились в FLN по мере того, как война подходила к концу и приближалась дата обретения независимости. Конкуренция и противостояние между различными фракциями не только лишили ФНО единогласного руководства, но и чуть не привели к полномасштабной гражданской войне. По словам историка, эти фракции или «кланы» не олицетворяли «семейную или региональную лояльность, как на арабском Востоке, потому что многолетняя детрайбализация Алжира была слишком тщательной. Скорее, они представляли отношения на основе школьного, военного или другого сетевого взаимодействия ".

Командиры Национальной армии освобождения (ALN) и GPRA (Gouvernement Provisionel de la République Algérienne) боролись за власть, включая безуспешную попытку уволить Полковник Хуари Бумеденн, начальник штаба ALN в Марокко. Бумеден заключил союз с Ахмедом Бен Беллой, который вместе с Мохамедом Хидером и Рабахом Битатом объявил о создании Политбюро ( Bureau Politique) как правительство, конкурирующее с GPRA, которая утвердилась в Алжире как «Временная исполнительная власть». Войска Бумедена вошли в Алжир в сентябре, где к нему присоединился Бен Белла, который быстро укрепил свою власть. Бен Белла вычистил своих политических оппонентов из единого списка кандидатов на предстоящих выборах. Однако основная оппозиция Политбюро и отсутствию альтернативных кандидатов проявилась в 18-процентном уровне воздержания по всей стране, который вырос до 36 процентов электората в Алжире.

Создание Алжирской Народной Демократической Республики было официально провозглашено на открытии сессии Национального собрания 25 сентября 1962 года. Ферхат Аббас, умеренно не связанный с Политбюро, который ранее возглавлял GPRA, был избран президентом ассамблеи делегатами, а Бен Белла был назначен премьер-министром. На следующий день Бен Белла сформировал кабинет, который представлял Политбюро, но в который также вошли Бумеденн в качестве министра обороны, а также другие члены так называемой группы Уджда, которые служили под его началом с внешние силы в Марокко. Бен Белла, Бумеден и Хидер изначально сформировали триумвират, объединяющий руководство трех баз власти - армии, партии и правительства соответственно. Однако амбиции и авторитарные тенденции Бен Беллы привели к тому, что триумвират распался и спровоцировал растущее недовольство алжирцев.

Последствия войны

Национально-освободительная война и ее последствия серьезно подорвали общество и экономику Алжира. В дополнение к физическому разрушению, исход двоеточий лишил страну большинства ее менеджеров, государственных служащих, инженеров, учителей, врачей и квалифицированных рабочих - всех занятий, которые колониальная политика предотвращала или препятствовала Мусульманское население от преследования. Количество бездомных и перемещенных лиц исчислялось сотнями тысяч, многие страдали от болезней, а около 70 процентов рабочей силы были безработными. Распределение товаров было приостановлено. Уходящие двоеточия уничтожены или изъяты из государственных архивов и планов коммунальных услуг, в результате чего коммунальные службы разрушены.

В первые месяцы после обретения независимости алжирцы, их правительство и его официальные лица стали свидетелями безудержного стремления алжирцев потребовать земли, дома, предприятия, автомобили, банковские счета и рабочие места, оставленные европейцами. Мартовскими указами 1963 года Бен Белла объявил, что вся сельскохозяйственная, промышленная и коммерческая недвижимость, ранее находившаяся в ведении и занимаемой европейцами, была пуста, тем самым легализовав их конфискацию государством. Термин национализация не использовался в указах, предположительно, чтобы избежать исков о возмещении ущерба.

ФНО назвало свою политику широкого государственного вмешательства в экономику "". Предприятия государственного сектора постепенно превращались в государственные корпорации, которые участвовали практически во всех сферах экономической жизни страны. Хотя их деятельность координировалась центральными властями, каждая государственная корпорация должна была сохранить определенную автономию в своей сфере.

Уход европейских владельцев и менеджеров с заводов и сельскохозяйственных угодий привел к спонтанному массовому явлению, позже названному автогестованием, когда рабочие берут под свой контроль предприятия, чтобы поддерживать их работу. Стремясь извлечь выгоду из популярности движения самоуправления, Бен Белла формализовал самопоглощение в. По мере развития процесса работники государственных ферм и предприятий и сельскохозяйственных кооперативов избирали советы менеджеров, которые вместе с назначенными государством директорами руководили производственной деятельностью, финансированием и маркетингом. Однако система оказалась неудачной. Важнейший сельскохозяйственный сектор особенно пострадал от самоуправления, отчасти в результате бюрократической некомпетентности, взяточничества и воровства.

Бен Белла и ФНО

В то время как Бен Белла мог рассчитывать на поддержку подавляющего большинства в Национальном собрании, вскоре появилась оппозиционная группа во главе с Хосин Айт Ахмед. В число противников вне правительства входили сторонники Мессали Хадж, СПС и левая Партия социалистической революции (Parti de la Révolution Socialiste, PRS) во главе с Мохамедом Будиафом. Коммунисты, которые были исключены из FLN и, следовательно, из любого прямого политического правления, были особенно влиятельными в прессе после обретения независимости. Впоследствии деятельность всех этих групп была запрещена, а Будиаф арестован. Когда возникло возражение со стороны Всеобщего союза алжирских рабочих (Union Générale des Travailleurs Algériens, UGTA), профсоюзная организация была передана под контроль FLN.

Вопреки цели программы Триполи, Бен Белла видел FLN как элитную авангардную партию, которая мобилизует народную поддержку государственной политики и укрепит его все более личное руководство страной. Поскольку Хидер видел, что FLN играет более всеобъемлющую, консультативную роль, Бен Белла в апреле 1963 г. отстранил его от должности и заменил его на посту генерального секретаря партии. Позже Хидер скрылся с эквивалентными 12 миллионами долларов из партийных фондов в изгнание в Швейцарию. В августе 1963 года Аббас подал в отставку с поста председателя ассамблеи в знак протеста против узурпации власти законодательного органа, которую он назвал ФНО. Впоследствии он был помещен под домашний арест. Новая конституция, разработанная под пристальным наблюдением FLN, была одобрена на общенациональном референдуме в сентябре, и Бен Белла был утвержден как выбор партии, чтобы возглавить страну на пятилетний срок. Согласно новой конституции, Бен Белла как президент сочетал функции главы государства и главы правительства с функциями верховного главнокомандующего вооруженными силами. Он сформировал свое правительство, не нуждаясь в одобрении законодательного органа, и отвечал за определение и направление его политики. Эффективной институциональной проверки его полномочий не было.

Айт Ахмед покинул Национальную ассамблею в знак протеста против усиливающихся диктаторских тенденций режима, который ограничил функции законодательной власти лишь штамповкой президентских указаний. Кабильские лидеры также осудили правительство за его неспособность осуществить проекты восстановления разрушенного войной Кабили, но цели Айта Ахмеда выходили за рамки устранения региональных жалоб. Он сформировал подпольное движение сопротивления, Фронт социалистических сил (Front des Forces Socialistes, FFS), базирующееся в Кабили и посвященное силовому свержению режима Бен Беллы. В конце лета 1963 г. происходили спорадические инциденты, приписываемые FFS, и требовалось переброски регулярных войск в Кабилие.

Более серьезные бои разразились годом позже в Кабили, а также в южной Сахаре. Повстанческое движение было организовано Национальным комитетом защиты революции, CNDR, который объединил остатки FFS Айта Ахмеда и PRS Будифа с уцелевшими региональными военными лидерами. Считалось, что Хидер помог финансировать операцию. Армия двигалась быстро и мощно, чтобы подавить восстание. Айт Ахмед и полковник, командир вилайи, возглавлявший повстанцев в Сахаре, были схвачены и приговорены к смертной казни в 1965 году после судебного разбирательства, на котором Хидер и Будиаф также были осуждены заочно. Чабаани был казнен, но впоследствии приговор Айту Ахмеду был заменен пожизненным заключением. В 1966 году он сбежал из тюрьмы и сбежал в Европу, где присоединился к двум другим поварам-историкам в изгнании.

Будучи министром обороны, Бумеденн не стеснялся посылать армию для подавления региональных восстаний, потому что он чувствовал, что они представляют угрозу для государства. Однако, когда Бен Белла попытался привлечь союзников из числа одних и тех же регионалистов, на подавление которых была призвана армия, напряженность между Бумедьеном и Бен Беллой усилилась. В апреле 1965 года Бен Белла приказал префектам местной полиции явиться к нему напрямую, а не через обычные каналы в Министерстве внутренних дел. Министр Ахмед Медегри, один из ближайших соратников Бумедьена в Oujda Group, в знак протеста отказался от своего портфеля и был заменен сторонником Политического бюро. Затем Бен Белла попытался сместить Абдельазиза Бутефлика, другого доверенного лица Бумедьена, с поста министра иностранных дел и, как предполагалось, планировал прямую конфронтацию с Бумедьеном, чтобы заставить его изгнание. Однако 19 июня Бумедьен сверг Бена Беллу в ходе военного государственного переворота, который был быстрым и бескровным. Смещенный президент был взят под стражу и содержался без связи с внешним миром.

Режим Бумедьена

Бумеденн назвал военный переворот «историческим исправлением» войны за независимость Алжира. Бумеден распустил Национальное собрание, приостановил действие конституции 1963 года, распустил ополчение и упразднил Политическое бюро, которое он считал инструментом личного правления Бен Беллы.

До принятия новой конституции политическая власть находилась в Революционном Совете, преимущественно военном органе, призванном способствовать сотрудничеству между различными фракциями в армии и партии. Первоначальные двадцать шесть членов совета включали бывших внутренних военачальников, бывших членов Политбюро и старших офицеров Национальной народной армии (ННП, Народная национальная армия), тесно связанных с Бумеденом в перевороте. Ожидалось, что они будут нести коллегиальную ответственность за надзор за деятельностью нового правительства, которой руководил в основном гражданский Совет министров или кабинет, назначенный Бумеденом. Кабинет, который разделял некоторые функции с Советом революции, также был инклюзивным; в него входили исламский лидер, технические эксперты, постоянные клиенты FLN, а также другие представители широкого спектра политической и институциональной жизни Алжира.

Бумеденн проявил себя ярым националистом, находившимся под сильным влиянием исламских ценностей, и, как сообщается, он был одним из немногих выдающихся алжирских лидеров, которые лучше выражались на арабском языке. чем по-французски. Он захватил контроль над страной не для того, чтобы установить военное правление, а для защиты интересов армии, которой, по его мнению, угрожает Бен Белла. Положение Бумедена в качестве главы правительства и государства изначально не было надежным, отчасти из-за отсутствия у него значительной опоры власти за пределами вооруженных сил. Эта ситуация могла объяснить его уважение к коллегиальному правлению как средству примирения конкурирующих фракций. Тем не менее радикалы FLN критиковали Бумедена за пренебрежение политикой самопоглощения и предательство «жесткого социализма »; кроме того, некоторых военных не устраивало то, что они рассматривали как отход от коллегиальности. Были попытки государственного переворота и неудавшееся убийство в 1967-1968 годах, после чего противники были сосланы или заключены в тюрьму, а власть Бумедьена укрепилась.

Между тем сельскохозяйственное производство все еще не удовлетворяло потребности страны в продовольствии. Так называемая сельскохозяйственная революция, начатая Бумеденом в 1971 году, потребовала изъятия дополнительной собственности и перераспределения вновь приобретенных государственных земель в пользу кооперативных хозяйств.

Важным региональным событием стало обещание Бумедьена в 1975 году поддержать независимую Западную Сахару, приняв сахрави бедуинов беженцев и Фронт ПОЛИСАРИО партизан движение по строительству лагерей беженцев в провинции Тиндуф на западе Алжира, поскольку их родная страна была захвачена Марокко и Мавритания. Конфликт в Западной Сахаре полностью доминировал в марокканско-алжирских отношениях, уже закисших после войны 1963 Песчаных, а также в транснациональной Магрибской политике. Причин этого было двоякое: сильные анти колониальные настроения, оставленные освободительной войной, а также необходимость найти эффективную прокси силу для противодействия марокканским амбициям. ПОЛИСАРИО оказалось эффективным выходом для обоих. При поддержке Алжира его лидер Эль-Уали 27 февраля 1976 года объявил о создании Сахарской Арабской Демократической Республики, правительства в изгнании для западных стран. Сахара, взявшая автономный контроль над лагерями беженцев к югу от Тиндуфа, интересы которой стали опорой внешней политики Алжира.

Через одиннадцать лет после прихода к власти, в апреле 1976 года, Бумедьен изложил в проекте документа, назвав принципы, на которых будет основана давно обещанная конституция. После долгих публичных дебатов в ноябре 1976 года была обнародована конституция, и Бумеден был избран президентом с 95 процентами голосов. Смерть Бумедиена 27 декабря 1978 года вызвала борьбу внутри FLN за выбор преемника. В качестве компромисса для выхода из тупика между двумя другими кандидатами 9 февраля 1979 года к присяге был приведен к присяге полковник Чадли Бенджедид, родственник со стороны.

Чадли Бенджедид

Бенджедид, который сотрудничал с Бумедьеном в заговоре по уничтожению Бена Беллы, считался умеренным, не отождествлявшимся с какой-либо группой или фракцией. Однако он пользовался широкой поддержкой в ​​военном истеблишменте. В июне 1980 года он созвал внеочередной съезд партии ФНО для рассмотрения проекта пятилетнего плана развития на 1980–1984 годы. Результатом первого пятилетнего плана была либерализация экономики и разрушение громоздких государственных корпораций.

Режим Бенджедидов также был отмечен берберской весной протестами студентов Кабил университетов, которые возражали против мер арабизации в правительстве и особенно в сфере образования.. Хотя Бенджедид подтвердил долгосрочную приверженность правительства арабизации, он повысил уровень берберских исследований на университетском уровне и предоставил СМИ доступ к программам на берберском языке. Эти уступки, однако, вызвали ответные протесты исламистов (которых также называют фундаменталистами ).

Исламисты приобрели растущее влияние отчасти из-за того, что правительство не смогло выполнить свои экономические обещания. В конце 1970-х мусульманские активисты занимались изолированными и относительно небольшими заявлениями о своей воле: преследовали женщин, которые, по их мнению, были одеты ненадлежащим образом, громили заведения, где продавали алкогольные напитки, и выселяли официальные имамы из своих мечетей. Исламисты активизировали свои действия в 1982 году, когда они призвали к отмене Национальной хартии и формированию исламского правительства. На фоне участившихся инцидентов с применением насилия в университетских городках исламисты убили одного студента. После того, как полиция арестовала 400 исламистов, около 100 000 демонстрантов собрались на пятничную молитву в университетской мечети. Аресты еще сотен активистов, в том числе видных лидеров движения, привели к снижению активности исламистов на несколько лет. Тем не менее, в свете массивной поддержки, которую могли получить исламисты, власти отныне рассматривали их как потенциально серьезную угрозу для государства и попеременно обращались с ними сурово и уважительно. В 1984 году, например, правительство открыло в Константине один из крупнейших исламских университетов в мире. В том же году, согласившись с требованиями исламистов, правительство приняло Семейный кодекс Алжира, приведя семейное право в соответствие с шариатом и рассматривая женщин как опекунов своей семьи до брака. и их мужей после брака.

Экономический кризис в стране углубился в середине 1980-х годов, что привело, среди прочего, к росту безработицы, нехватке потребительских товаров и нехватке растительного масла, манной крупы, кофе и чая. Женщины стояли в длинных очередях за скудной и дорогой едой; молодые люди в отчаянии толпились на улицах, не имея возможности найти работу. И без того плохая ситуация усугубилась колоссальным падением мировых цен на нефть в 1986 году. Демонтаж социалистической системы Алжира казался Бенджедиду единственным способом улучшить экономику. В 1987 году он объявил о реформах, которые вернут контроль и прибыль в частные руки, начиная с сельского хозяйства и заканчивая крупными государственными предприятиями и банками.

Несмотря на принятие мер по реформе, количество инцидентов, указывающих на общественные беспорядки, увеличилось в Алжире и других городах, поскольку экономика рухнула с 1985 по 1988 год. Отчуждение и гнев населения подогревались широко распространенным представлением о том, что правительство стало продажный и отчужденный. Волны недовольства достигли пика в октябре 1988 года, когда серия забастовок и забастовок студентов и рабочих в Алжире переросла в беспорядки тысяч молодых людей, которые разрушили собственность правительства и FLN. Когда насилие распространилось на Аннабу, Блиду, Оран и другие города и поселки, правительство объявило чрезвычайное положение и начало применять силу для подавления беспорядков. К 10 октября силы безопасности восстановили подобие порядка; По неофициальным данным, более 500 человек были убиты и более 3500 арестованы.

Строгие меры, применявшиеся для подавления беспорядков «Черного октября », вызвали волну возмущения. Исламисты взяли под свой контроль некоторые районы. Возникли несанкционированные независимые организации юристов, студентов, журналистов и врачей, требующие справедливости и перемен. В ответ Бенджедид провел уборку в доме высокопоставленных чиновников и составил программу политической реформы. В декабре ему была предложена возможность провести реформы, когда он был переизбран, хотя и с меньшим перевесом. В новой конституции, одобренной подавляющим большинством голосов в феврале 1989 года, слово «социалистическая» исключено из официального описания страны; гарантированная свобода выражения мнений, ассоциаций и собраний; и отозвал гарантии прав женщин, содержащиеся в конституции 1976 года. ФНО вообще не упоминалось в документе, а армия обсуждалась только в контексте национальной обороны, что свидетельствует о значительном понижении ее политического статуса.

В 1989 г. новые законы оживили политику. Газеты стали самыми оживленными и свободными в арабском мире, в то время как политические партии почти всех мастей соперничали за членов и за право голоса. В феврале 1989 года Абасси Мадани и Али Бельхадж основали Исламский фронт спасения (Front Islamique du Salut, FIS). Хотя конституция запрещала религиозные партии, ФИС стала играть важную роль в алжирской политике. Он легко победил FLN на местных и провинциальных выборах, состоявшихся в июне 1990 года, отчасти потому, что большинство светских партий бойкотировали выборы. В ответ FLN принял новый закон о выборах, который открыто помогал FLN. FIS, в свою очередь, объявила всеобщую забастовку, организовала демонстрации и заняла общественные места. Бенджедид объявил военное положение 5 июня 1991 года, но он также попросил своего министра иностранных дел Сида Ахмеда Гозали сформировать новое правительство национального примирения. Хотя ФИС выглядело удовлетворенным назначением Гозали и его попытками привести в порядок избирательное законодательство, оно продолжало протестовать, в результате чего армия арестовала Бельхаджа, Мадани и сотни других. ЧП закончилось в сентябре.

Лидеры Алжира были ошеломлены в декабре 1991 года, когда кандидаты от FIS получили абсолютное большинство в 188 из 430 избирательных округов, намного опередив пятнадцать мест от FLN. Некоторые члены кабинета Бенджедида, опасаясь полного поглощения ФИС, вынудили президента распустить парламент и уйти в отставку 11 января 1992 года. Лидерами захвата были Гозали и генералы Халед Незар (министр обороны) и Ларби Белхейр (министр внутренних дел). После того, как они объявили выборы недействительными, лидеры захвата и Мохамед Будиаф сформировали Высший государственный совет, чтобы управлять страной. FIS, как и FLN, требовали возобновления избирательного процесса, но полиция и войска ответили массовыми арестами. В феврале 1992 г. во многих городах вспыхнули жестокие демонстрации, а 9 февраля правительство объявило годичное чрезвычайное положение, а в следующем месяце запретило FIS.

1990-е годы

Несмотря на отдельные попытки восстановить политический процесс, насилие и терроризм характеризовали ландшафт Алжира в 1990-е годы. В 1994 году Лиамин Зеруаль был назначен главой государства сроком на 3 года. В этот период Вооруженная исламская группа (ВИГ) начала террористические кампании против государственных деятелей и учреждений в знак протеста против запрета исламистских партий. Когда потребовалось уничтожить мирных жителей, не участвующих в политике, фракция, базирующаяся в центрально-восточном регионе, отделилась в знак протеста, основав Салафитскую группу проповеди и борьбы (GSPC), которая продолжала сражаться некоторое время после эффективная кончина GIA. По оценкам некоторых правительственных чиновников, за этот период погибло более 100 000 алжирцев. См. Также: Список резни в Алжире 1990-х гг.

Зеруал призвал к президентским выборам в 1995 году, хотя некоторые партии возражали против проведения выборов, исключающих FIS. Зеруал был избран президентом с 75% голосов. В 1997 году группа членов FLN, отвергавших призыв FLN к переговорам с FIS, сформировала про-Zeroual Национальное демократическое объединение (RND). Зеруал объявил, что президентские выборы состоятся в начале 1999 года, почти на два года раньше запланированного срока.

Алжирцы пришли на избирательные участки в апреле 1999 года после кампании, в ходе которой семь кандидатов прошли квалификацию. Накануне выборов все кандидаты, кроме Абдельазиза Бутефлика, отказались от участия в результате обвинений в широко распространенных фальсификациях на выборах. Бутефлика, кандидат, который, казалось, пользовался поддержкой военных, а также постоянных членов партий FLN и RND, победил с официальным подсчетом голосов, составившим 70% всех поданных голосов. Он был открыт 27 апреля 1999 г. сроком на 5 лет.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 13:26:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте