Историчность и происхождение воскресения Иисуса

редактировать

Историчность и происхождение воскресения Иисуса были предметом исторических исследования и дискуссии, а также тема для обсуждения среди богословов. Отчеты Евангелий, в том числе пустая гробница и явления воскресшего Иисуса его последователям, интерпретировались и анализировались по-разному и по-разному рассматривались как исторические свидетельства о буквальном событии, как точные отчеты о визионерских переживаниях, как небуквальные эсхатологические притчи, а также как выдумки ранних христианских писателей среди различных других интерпретаций. Было высказано предположение, например, что Иисус не умер на кресте, что пустая гробница возникла в результате похищения тела Иисуса, или, как это часто бывает с Римские распятия, что Иисус никогда не был погребен.

Пост- Просвещение историки работают с методологическим натурализмом и поэтому отвергают чудеса как объективные исторические факты.

Содержание

  • 1 Происхождение: Культурные и теологические основы
    • 1.1 Воскресение и загробная жизнь души
    • 1.2 Теологические соображения
  • 2 Историчность
    • 2.1 Текстовые источники
    • 2.2 Пустая гробница
    • 2.3 Появления после воскресения
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Библиография

Происхождение: Культурные и теологические основы

Воскресение и загробная жизнь души

Из трех главные еврейские секты I века нашей эры, саддукеи, считали, что душа и тело погибли при смерти, ессеи считали, что душа бессмертна, а плоть осталась нет, и фарисеи утверждали, что душа бессмертна и что тело будет воскрешено, чтобы вместить его. Из этих трех позиций Иисус и первые христиане, по-видимому, были ближе всего к фарисеям. Воскресение было доступно только праведникам, и оно сделало бы их равными ангелам, как Иисус говорит в Евангелиях: «Достойные... к воскресению из мертвых... равны ангелам и являются детьми Бога... »(Марка 12: 24-25, Луки 20: 34-36). И воскресшее тело не будет телом из плоти и крови, но бессмертным телом без плоти той же небесной природы, что и солнце, луна и звезды.

Евреи не верили, что мертвые могут попасть в Небеса - местом человечества была земля, а небо было для Бога и небесных существ. Греки придерживались аналогичной точки зрения, но они также считали, что человек исключительных заслуг может быть вознесен как бог после его смерти. Преемники Александра Македонского сделали эту идею очень известной на Ближнем Востоке, в частности, благодаря монетам с его изображением - привилегия, ранее предназначавшаяся для богов - и, хотя изначально это было чуждо римлянам, эта доктрина вскоре стала заимствованы императорами в целях политической пропаганды. Согласно теологии имперского римского апофеоза, земное тело недавно умершего императора исчезло, он получил новое божественное тело вместо него, а затем его увидели заслуживающие доверия свидетели. Таким образом, в истории, подобной явлению воскресшего Иисуса в Евангелии и назначению учеников, Ромул, основатель Рима, спустился с неба, чтобы повелевать свидетелю передать послание римлянам относительно величие города («Объявите римлянам волю Небес, чтобы мой Рим был столицей мира...»), прежде чем он был вознесен на облаке.

Переживания воскресшего Христа, подтвержденные самые ранние письменные источники - символ веры «примитивной церкви» из 1 Коринфянам 15: 3-5, в 1 Коринфянам 15: 8 и Галатам 1:16 - это экстатические события восхищения и «вторжения в небеса». В физическом воскресении не было необходимости для этого визионерского способа увидеть воскресшего Христа, но общее движение последующей литературы Нового Завета направлено на физическую природу воскресения. Это развитие связано с изменением состава христианской общины: Апостол Павел и первые последователи Христа были евреями, а иудаизм Второго Храма делал упор на жизнь души; Авторы евангелий в подавляющем большинстве случаев греко-римской церкви подчеркивали вместо этого языческую веру в героя, который увековечен и обожествлен в своем физическом теле. В этой эллинистической парадигме воскресения Иисус умирает, похоронен и его тело исчезает (со свидетелями пустой гробницы); Затем он возвращается в увековеченном физическом теле, способном появляться и исчезать по желанию, как бог, и возвращается на небеса, которые теперь являются его настоящим домом.

Теологические соображения

Первые еврейские последователи Иисуса (иудейские христиане ) понимали его как сына человеческого в иудейском смысле слова, человека, который, благодаря своему совершенному послушанию воле Божьей, воскрес и возвышен. на небо в готовности вернуться как сын человеческий (фигура из Даниила 7 9 ), возвещая и правя Царством Божьим. Павел уже отошел от этой апокалиптической традиции к позиции, в которой христология и сотериология имеют приоритет: Иисус больше не тот, кто провозглашает весть о надвигающемся Царстве, он фактически царство, тот, в котором уже присутствует Царство Божие. Это также послание Марка, язычника, писавшего для церкви христиан-язычников, для которого Иисус как «Сын Божий стал божественным существом, страдание которого, смерть и воскресение необходимы для Божьего плана искупления.

Матфей представляет появление Иисуса в Галилее (Матфея 28:19 -20 ) как греко-римский апофеоз, человеческое тело было преобразовано, чтобы сделать его пригодным для рая. Однако он выходит за рамки обычных греко-римских форм, заставляя Иисуса претендовать на «всю власть... на небе и на земле» (28:18 ) - требование, которое не осмелился бы сделать ни один римский герой - в то время как Поручая апостолам привести весь мир в божественное сообщество праведности и сострадания. Примечательно также то, что ожидание неминуемого Второго пришествия было отложено: оно все равно произойдет, но сначала нужно собрать весь мир.

У Павла и первых трех Евангелий, а также в Откровении Иисус изображен как имеющий высший статус, но приверженность евреев монотеизму не позволяет авторам изображать его полностью единым с Богом. Эта стадия была достигнута сначала в христианском сообществе, которое произвело Иоанновую литературу : только здесь, в Новом Завете, Иисус становится воплощением Бога, тело воскресшего Иисуса вызывает Сомневающийся Фома восклицать, «Мой Господь и мой Бог!»

Историчность

Чудесный улов 153 рыб, сделанный Дуччо, 14 век. Иисус стоит слева, в четвертом явлении воскресения в Евангелии от Иоанна.

Текстовые источники

Самое раннее упоминание о воскресении находится в посланиях Павла, традиция которых восходит к 50 и 58 г. н.э. Павел не проявляет особого интереса к учениям Иисуса, вместо этого сосредотачивая внимание на его роли страдающего, умирающего, воскресшего Христа, который в любой момент вернется, чтобы собрать избранных и судить мир. В своем первом послании к Коринфянам Павел передает символ веры, который, по его словам, он получил вскоре после своего обращения (1Кор. 15: 1-8 ). Он говорит, что Христос воскрес на третий день «согласно Священным Писаниям, а затем явился различным последователям. Он перечисляет в хронологическом порядке первое явление Петру, затем« Двенадцати », затем до пятисот одновременно, затем Иакова (предположительно Иакова, брата Иисуса), затем «всех Апостолов» и, наконец, самого Павла. Павел не упоминает о каких-либо явлениях женщинам у гробницы и других источниках Нового Завета. не упоминайте о каком-либо появлении перед толпой из 500 человек. По словам Хабермаса, это указывает на отсутствие доверия к женщинам, поскольку их показания уже были исключены из раннего символа веры. Существует общее мнение, что список является до-Павловым., датированный периодом в пределах 6 месяцев и не позднее чем через 3 года после смерти Иисуса, но в меньшей степени от того, какая часть этого принадлежит традиции, а какая от Павла: большинство ученых считают, что Петр и Двенадцать являются оригинальными, но не все верят в то же самое с выступлениями 500, Джеймс и "все Апостолы ».

Следующие тексты, в которых упоминается воскресение, - это четыре Евангелия и Деяния Апостолов. Они датируются периодом между 70 и 110 годами нашей эры, и почти наверняка ни одно из них не было написано непосредственно очевидцами, хотя Лука упоминает о непосредственном контакте с ними. Возьмем несколько примеров: согласно синоптическим Евангелиям, служение Иисуса длится один год, как следует из упоминаний об единственном случае посещения Иисусом Иерусалимского храма. Его служение было проведено в основном в Галилее и достигло апогея с одного посещения Иерусалима, во время которого он очистил Храм от меновщиков денег, в то время как у Иоанна Иерусалим был центром миссии Иисуса, он посетил его. три раза (возможно, это указывает на то, что его миссия длилась три года, а не один), и очищение Храма происходило в начале, а не в конце служения. Марка, написано в период 65-75 гг., первоначально содержал небольшое упоминание о появлении после воскресения, хотя в Марка 16: 7, в котором молодой человек, обнаруженный в гробнице, инструктируется женщинам сказать «ученикам и Петру», что Иисус снова увидит их в Галилее, намекает, что автор возможно, знал о традиции. Согласно Телфорду, глагол видеть Иисуса, хоран, используется в 1 Коринфянам, а также в Марке, что указывает на то, что Марк знал устные высказывания.

Авторы Матфея ( ок. 80-90 гг. н. э.) и Луки / Деяния (работа одного и того же анонимного автора, состоящая из двух частей, обычно датируемая примерно 80-90 гг. н. э.), в основе своей жизни Иисуса Евангелие от Марка, но расходятся после Марка 16: 8. В то время как Марк заканчивает открытием пустой гробницы, Матфей продолжает два явления после воскресения, первое - Марии Магдалине и «другой Марии» у гробницы, а второе - на основании Марка 16 : 7 всем ученикам на горе в Галилее, где Иисус претендует на власть над небом и землей и поручает ученикам проповедовать Евангелие всему миру. Лука не упоминает никаких явлений, о которых сообщает Матфей, ​​и включает Иерусалим, а не только Галилею, как единственное место. В Евангелии от Луки Иисус является Клеопой и неназванным учеником на дороге в Эммаус, Петру (по сообщениям других апостолов) и одиннадцати оставшимся ученики на встрече с другими. Явления достигают своего апогея с вознесением Иисуса перед собравшимися учениками на горе за пределами Иерусалима. Кроме того, Деяния явились Павлу на дороге в Дамаск, мученику Стефану и Петру, который слышит голос Иисуса.

Евангелие от Иоанна было написано где-то после 80 или 90 г. н.э. и значительно отличается от Матфея и Луки. Здесь Иисус появляется у пустой гробницы Марии Магдалине (которая сначала не узнает его), затем ученикам без Фомы, затем всем ученикам, включая Фому (эпизод «сомневающийся Фома »), заканчивая расширенное явление в Галилее Петру и шести (не всем) ученикам. Глава 21, появление в Галилее, широко считается более поздним дополнением к первоначальному Евангелию. Более поздние источники, такие как гностические евангелия, которые были отвергнуты как ересь, с большими приукрашиваниями, можно противопоставить каноническим евангелиям и помочь разделить более поздние приукрашивания и изобретения.

Пустая гробница

Воскресение из 5 частей икона, Соловецкий монастырь, 17 век

Против историчности повествования о воскресении приводятся различные аргументы. Например, было указано количество других исторических личностей и богов с подобными рассказами о смерти и воскресении. Однако большинство ученых-библеистов сходятся во мнении, что жанр Евангелий - это своего рода древняя биография. Теоретик мифа о Христе Роберт М. Прайс утверждает, что, если воскресение действительно может быть доказано наукой или историческими данными, это событие потеряло бы свои чудесные качества.

Историк Нового Завета Барт Д. Эрман признает, что «Некоторые ученые утверждали, что более правдоподобно то, что на самом деле Иисуса поместили на общий участок для захоронения, что иногда случалось или, как и многие другие распятые люди, просто оставляли на съедение. убивая животных ". Далее он уточняет: «[T] его отчеты довольно единодушны в том, что они говорят (самые ранние отчеты, которые у нас есть, единодушны в том, что они говорят), что Иисус на самом деле был похоронен этим человеком, Иосифом из Аримафеи, и поэтому относительно надежно, что именно произошло." Позже он изменил свое мнение, заявив, что часть наказания распятия была «оставлена ​​разлагаться и служить пищей для падальщиков», то есть оставлена ​​без приличного захоронения, так как все хотели иметь приличное захоронение в древности.

Геза Вермес представляет шесть возможных вариантов объяснения истории о пустой гробнице: (1) тело было удалено кем-то, не связанным с Иисусом; (2) Тело было украдено учениками; (3) Пустая гробница (гробница, которую посетили женщины) не была гробницей Иисуса; (4) Иисус, погребенный заживо, позже покинул гробницу; (5) Иисус вышел из комы и покинул Иудею; (6) Произошло духовное, а не телесное воскресение. Вермес утверждает, что ни одна из этих шести возможностей вряд ли является исторической. По мнению Н. Т. Райт в своей книге «Воскресение Сына Божьего»: «Не может быть никаких сомнений: Павел твердо верит в телесное воскресение. Он вместе со своими собратьями-евреями противостоит многочисленным шеренгам язычников; вместе со своими собратьями-фарисеями. против других евреев ».

Согласно Гэри Хабермасу :« Многие другие ученые высказывались в поддержку телесного представления о воскресении Иисуса ». Хабермас также указывает на три факта в поддержку веры Павла в физическое тело воскресения. (1) Павел - фарисей и поэтому (в отличие от саддукеев) верит в физическое воскресение. (2) В Послании к Филиппийцам 3:11 Павел говорит: «Чтобы достичь эк анастасиса (вне воскресения)» из мертвых, что, согласно Хабермасу, означает: «Что идет вниз, то и восходит». И (3) в Послании к Филиппийцам 3: 20-21 «Мы ищем с неба Иисуса, Который изменит нашу мерзкую сому (тело), ​​чтобы он стал подобен его соме (телу)». Согласно Хабермасу, если бы Павел имел в виду, что мы превратимся в духовное тело, тогда Павел использовал бы греческое pneuma вместо сомы.

Согласно приблизительной оценке ученого Гэри Хабермаса, 75 % исследователей Нового Завета выступают за пустую гробницу, в то время как 25% отвергают пустую гробницу.

Появления после воскресения

Новозаветный ученый и богослов Э. П. Сандерс утверждает, что согласованный заговор по укреплению веры в воскресение, вероятно, привел бы к более последовательной истории, и что некоторые из тех, кто участвовал в событиях, отдали свои жизни за свою веру. Сандерс предлагает свою собственную гипотезу, говоря: «Похоже, было соревнование:« Я видел его »,« Я тоже »,« женщины увидели его первыми »,« Нет, я видел; они его вообще не видели.,' и так далее." «То, что последователи Иисуса (а позже и Павел) пережили воскресение, на мой взгляд, факт. Я не знаю, какова действительность, которая породила эти переживания».

Джеймс Данн отмечает, что тогда как Переживание воскресения апостола Павла было «провидческим по характеру» и «нефизическим, нематериальным», описания в Евангелиях очень разные. Он утверждает, что «массивный реализм»... самих явлений [Евангелия] с большим трудом может быть описан как провидческий - и Лука, безусловно, отвергнет это описание как неуместное », и что самая ранняя концепция воскресения у иерусалимских христиан сообщество было физическим. Точно так же Гельмут Кестер пишет, что истории о воскресении изначально были прозрениями, в которых ученики были призваны к служению воскресшим Иисусом и были истолкованы как физическое доказательство этого события на вторичной стадии. Он утверждает, что более подробные рассказы о воскресении также вторичны и не происходят из исторически достоверных источников, а принадлежат к жанру повествовательных типов.

Н. Т. Райт утверждает, что описание пустой гробницы и визионерские переживания указывают на историческую реальность воскресения. Он предполагает, что многочисленные свидетельства из Нового Завета и отраженные в нем раннехристианские верования показывают, что маловероятно, чтобы вера в пустую гробницу просто появилась без четкого основания в памяти ранних христиан. В сочетании с исторически достоверным опытом видения первых учеников и апостолов, воскресение Иисуса как историческая реальность становится гораздо более правдоподобным. В отличие от различных теологов и историков последних десятилетий, Райт рассматривает воскресение как историческое и доступное событие, а не как «сверхъестественное» или «метафизическое» событие.

См. Также

Примечания

Ссылки

Цитаты

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-23 13:22:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте