Испано-мавританская посуда - это стиль первоначально исламской керамики, созданный в Al Andalus или мусульманская Испания, которая продолжала производиться под христианским правлением в стилях, сочетающих исламские и европейские элементы. Это была самая изысканная и роскошная керамика, производившаяся в Европе, пока итальянская майоликовая промышленность не разработала изысканные стили в 15 веке, и ее экспортировали в большую часть Европы. Наиболее успешным периодом развития индустрии был 14-15 века.
Около 711 г. мавры завоевали Испанию. В течение следующих столетий они представили в Европе две керамической техники: глазирование с непрозрачной белой оловянной глазурью и люстры, имитирующие металлик с эффектом перелива. В изделиях Hispano-Moresque используются оба процесса: краска наносится в виде надглазурки, которую затем снова обжигают. Люстры были специальностью исламской керамики, по крайней мере отчасти потому, что использование сосудов для питья и еды из золота и серебра, идеала в Древнем Риме и Персии, а также в средневековых христианских обществах, запрещено хадисами, В результате мусульманская элита использовала керамику и стекло для изготовления посуды, тогда как средневековая христианская элита все еще обычно использовала металл как для посуды, так и для чашек.
Первоначально сосредоточенный на Малаге на юге и с использованием типичного исламского декора, к 15 веку наибольшее производство было около Валенсии, которое долгое время было отвоеван короной Арагона. Товары из Манисеса и других городов Валенсии предназначались в основном для христианского рынка и очень широко экспортировались.
Самым ранним крупным центром прекрасной керамики в Аль-Андалусе была Малага на юге Испании. Это главный центр, чьи самые известные товары производились в мусульманском королевстве, в отличие от рабочей силы, предположительно в основном мусульманской, или мориско, при христианском правлении. Он уже был известен своими золотыми люстрами в 14 веке и оставался под властью мусульман до 1487 года, незадолго до падения Гранады, последнего мавританского королевства. Мерсия, Альмерия и, возможно, сама Гранада также были ранними центрами производства. Эта керамика оставалась намного ближе к стилям, характерным для других исламских стран, хотя большая часть ее экспортировалась на христианские рынки, что видно по гербам на многих предметах.
Товары из Малаги славились своим золотым блеском на белой эмали; они отличаются от люстры из Гранады включением синей краски с золотым блеском на красной глине, которая характерна для этого региона.
По крайней мере, один авторитет, Алан Кайгер-Смит, исключает эту глиняную посуду из термина «испано-мавританский», но большинство, кто вообще использует этот термин, используют его, чтобы включить Малагу и другие андалузские изделия исламского периода, а также валенсийскую керамику. Когда в XIX веке впервые начали изучать испанскую средневековую керамику, было известно о центрах Валенсии, но очень мало о центрах Аль-Андалуса, и было устойчивое повторное приписывание типов керамики, ранее приписываемых Манисесу, к Малаге и юг, который все еще продолжался в 1980-х годах после археологических открытий в Малаге и научного анализа использованных глин.
Хотя другие типы расписной глиняной посуды, обычно не называемые испано-мавританской посудой, производились в Аль- Ранее в Андалузе убедительные свидетельства производства люстры не были найдены до начала или середины 13 века, когда оно могло быть начато египетскими гончарами, избежавшими политических волнений. Он уже экспортировался, так как одним из самых ранних свидетельств является то, что чаши устанавливались в качестве украшения фасадов церквей в Пизе, когда они были построены. Импорт из Малаги через Сэндвич, Кент в Англию для королева испанского происхождения Элеонора Кастильская был зарегистрирован в 1289 году и состоял из «42 чаш, 10 тарелок и 4 глиняных кувшинов. чужой цвет (extranei coloris) ». Малаганские изделия также экспортировались в исламский мир и были обнаружены в Фустате (средневековый Каир ) и в других местах.
Деталь двух газелей из Альгамбры ваза, гр. 1400Самыми известными и впечатляющими образцами андалузских товаров являются вазы Альгамбры, несколько очень больших ваз, поставленных в нишах в Альгамбре в Гранаде. и, возможно, где-нибудь еще. Они очень нетипичны для исламской керамики, поскольку имеют только декоративную функцию, не имеющую практического назначения, и являются «безусловно» самыми крупными известными предметами люстры. Они основаны на традиционных формах, произошедших от древней амфоры, но их высота от 115 до 170 см близка к росту человека. Считается, что они относятся к разным датам, относящимся к концу 14 и 15 векам, а украшение и точная форма тела различаются в каждом из сохранившихся экземпляров. По словам Алана Кайгер-Смита, «немногие другие горшки в мире производят такое сильное физическое впечатление».
Все сейчас находятся в музеях, пять в Испании и другие в Санкт-Петербурге, Берлин, Вашингтон, округ Колумбия, Стокгольм и Палермо ; также сохранились различные крупные фрагменты. В Альгамбре до сих пор сохранились глянцевые плитки. «Табличка Фортуни», уникальная мемориальная доска размером 90 х 44 см, имеет вид сада с надписью, восхваляющей Юсуфа III, султана Гранады (годы правления 1408-1417). Его дизайн напоминает некоторые испанские ковры.
После того, как трон Юсуфа унаследовал восьмилетний мальчик в 1418 году, Насридов царство пришло в упадок перед его окончательным завоеванием, и производство прекрасной глиняной посуды, кажется, внезапно прекращается примерно в 1450 году, хотя название obra de Malequa («работа Малаги») продолжало использоваться в Валенсии для изготовления люстр еще долгое время.
Валенсия и ее пригороды Манисес и Патерна стали важными центрами после миграции сюда гончаров с юга; город вернулся к христианскому правлению с 1238 года, а иммиграция опытных гончаров продолжалась, по крайней мере, с середины 14 века. В 1362 году кардинал заказал напольную плитку в «obra de Malicha» («Малагская работа», вероятно, означающая люстры) для Папского Папского дворца в Авиньоне у двух мастеров из Маниса, по крайней мере, один с арабским именем (хотя его имя - «Хуан»). В 1484 году немецкий путешественник упомянул сосуды, «сделанные мавританскими гончарами».
Похоже, что местные лорды Манисеса, семья Буйлов, поощряли иммиграцию и, возможно, действовали в качестве дистрибьюторов и агентов для продукт; разумеется, когда Мария Кастильская, королева Арагона, хотела заказать большую службу в 1454 году, она написала лорду Буйла, чтобы он устроил ее. Несколько Буйлов служили послами в Гранаде, а также при христианских дворах, давая им контакты на многих рынках. Похоже, они получали 10% роялти со всех продаж гончарных изделий и получали от них очень высокий доход. Самое крупное месторождение изделий из Манисеса, обнаруженное археологами, помимо самого Манисеса, происходит из Слуиса в Нидерландах, затем части территории богатого герцогства Бургундии. У Манисеса также была глина и поблизости пещера, где добывался специальный песок, используемый в качестве сырья для глазури.
Барселона в Каталония на северо-востоке Испании, которая находилась под властью мусульман с 718 по 801 год, стала центром гончарного дела намного позже, вероятно, принимая иммигрантов-христианских гончаров из Аль-Андалуса, особенно Валенсии, во время более позднего периода Реконкисты. Сначала это было важно для изделий, напоминающих коричнево-зеленую украшенную глиняную посуду Патерны, а в XVI веке - для люстры «теплого серебристо-золотого цвета», отражающей либо доступные материалы, либо преднамеренное изменение стиля. В тот же период в нескольких других городах начали производить люстры.
Большая часть керамики в Валенсии явно предназначалась для христианского рынка, так как она включает покрытий из герб и другие западные элементы в убранстве. Как и христианская монограмма IHS в центре, натуралистическое украшение в виде листьев виноградной лозы на изображенном наверху блюдо происходит от готического искусства, вероятно, через украшение каймы иллюминированные рукописи. Еще не найдено ни одного подписанного предмета (как и многие предметы из других исламских регионов) и почти не датированного, поэтому геральдика, особенно когда предполагается, что предметы были заказаны для празднования свадьбы, важна доказательства для знакомства. Фигуры «должны были быть эффектными и элегантными, но каждая категория судов имела особое предназначение», и в торжественных случаях можно было использовать все, даже несмотря на то, что самые большие тарелки большую часть времени проводились на выставке, опираясь вертикально на борты, как показано в некоторых современных картинах.
Андалузские орнаменты используют репертуар геометрических мотивов, многие из которых, вероятно, имели религиозное значение, о котором покупатели-христиане не знали. Обычно они содержатся в окрашенных отсеках. Используется псевдокуфический шрифт, а также надписи на собственном арабском языке. Преобладающие цвета золота и синего, возможно, представляют солнце и небо; другие доступные цвета, такие как коричневый, зеленый и желтый, используются гораздо реже. Примерно с 1400 года некоторые элементы, в том числе изображение животных, которые, вероятно, впервые использовались для экспортных товаров, стали популярными и среди местных мусульманских покупателей; две из более поздних "ваз Альгамбры", описанных выше, имеют пары газелей. К тому времени Насриды короли Гранады приобрели себе геральдические гербы по-христиански, которые также можно увидеть на керамике.
Многие большие валенсийские блюда с типичным сложным орнаментом, в центре которого находится герб. также украшены на нижней стороне смелыми фигурами животных, занимающими все пространство, часто также взятыми из геральдики. О продукции Манисеса Алан Кайгер-Смит писал: «Постоянное производство прекрасных изделий в Манисесе в течение 1380–1430 годов не имеет аналогов в истории керамики. Многие из этих сосудов сохранят свое место среди лучшая керамика в мире на все времена; независимо от изменений и взглядов ".
Испано-мавританские формы пятнадцатого века включали albarello (высокий кувшин), большие сервировочные блюда с гербами, сделанные для богатых людей по всей Европе, кувшины (некоторые на высоких ножках, цитра и грелет), блюдо с глубокими боками (lebrillo de lo) и ушастая чаша (cuenco de oreja). Испано-мавританские изделия оказали значительное влияние на раннюю итальянскую майолику, и действительно, с ней связаны два возможных производных названия. Ближе к концу века конструкции стали включать выпуклые элементы, имитирующие формы европейского серебра, такие как gadrooning. Плитка была изготовлена во всех центрах, и небольшое керамическое надгробие андалузского студента, умершего в 1409 году, является одним из очень немногих предметов, которые можно точно датировать.
Альберт Ван де Пут делит декоративные мотивы на десять категорий: большие макеты -Арабский иероглиф, небольшой псевдо-арабский иероглиф, шпора и штриховка, цветок и лист на точечной земле, большой виноградный лист и маленький цветок (два размера), листва, брионовый лист и маленький цветок, меньший округлый виноградный лист, и подгузник из точек и стеблей, полученных из предшествующих, и гадрунов.
Алан Кайгер-Смит описывает валенсийскую промышленность как жертву собственного успеха; поскольку товары, первоначально производившиеся для самой верхушки общества, обычно в виде заказных заказов с персонализированной геральдикой, требовались расширяющейся мелкой знатью и буржуазией, как размер предметов, так и их качество художественного оформления пришло в упадок, а живопись стала все более рутинным повторением простых мотивов. Итальянская промышленность майолики, в значительной степени развитая подражанием испанской, развивалась в направлениях, за которыми Валенсия могла или не хотела следовать. То, что итальянская фигуративная живопись эпохи Возрождения не использовалась в Испании, возможно, неудивительно, но Валенсия присоединилась к итальянцам только в копировании более простых форм металлических изделий, причем итальянцы были более амбициозными.
Реконкиста захватила Валенсия в третий и последний раз в 1238 году, и Малага была одним из последних городов, павших после осады Малаги (1487). Оставшееся исламское мудехар и обращенное мориско население были изгнаны из Испании в 1496 и 1609 годах соответственно, последнее Изгнание мориско затронуло треть населения в провинция Валенсия. Но многие из мастеров в любом случае давно были христианами, а испано-мавританский стиль сохранился в провинции Валенсия, хотя качество его сразу упало. Более поздние изделия обычно имеют грубую красновато-желтоватую основу, темно-синий декор и блеск; к настоящему времени их статус самой престижной европейской керамики был утрачен итальянскими и другими производителями.
Производство товаров продолжало медленно сокращаться, теперь полагаясь на относительно местный спрос на плитку и другие украшенные предметы, включая вотивные предложения. Говорят, что около 1800 года в Манисесе еще было тридцать действующих печей, к тому времени уже были предприняты первые попытки возродить былую славу отрасли. Секреты методов изготовления высококачественных изделий были в значительной степени утеряны, и после того, как Карлос III из Испании проявил личный интерес, в 1785 году был заказан отчет, в котором описывались методы, которые использовались тогда, чтобы не было утрачено больше. К 1870-м годам сложился рынок для изделий, максимально приближенных к ранним изделиям, и был основан ряд новых фирм, некоторые из которых продолжают работать и сегодня, хотя по традиции делается мало оригинальных работ.
Термин «испано-мавританский» также используется для описания фигурного шелка текстиля с геометрическими узорами, сотканными в Аль-Андалусе, и иногда для ссылки на Mudéjar или другие работы в других средствах массовой информации, такие как ковры, промышленность, которая следовала той же схеме, что и гончарное дело в Испании. Метрополитен-музей использует этот термин для описания позолоченного парадного шлема в своей коллекции.
Викискладе есть материалы, связанные с испанской майоликой. |