Hipponax (Древнегреческий : Ἱππῶναξ; происхождение: Ἱππώνακτος; fl. Конец VI в. До н.э.), Эфес, а позже Clazomene, был древнегреческим ямб поэт, сочинивший стихи, изображающие вульгарную сторону жизни ионического общества в шестом веке до нашей эры. Древние авторы прославляли его за злобное остроумие (особенно за нападки на некоторых современных скульпторов, Бупала и Афенида ), и он имел репутацию физически уродливого (репутация, которая могла были вдохновлены природой его стихов). Немногое из его работ сохранилось, несмотря на интерес александрийских ученых, которые собрали их в двух или трех книгах. Он оказал влияние на александрийских поэтов, ищущих альтернативные стили и способы использования языка, такие как Каллимах и Ирод, и его яркая репутация едкого, социального критика также сделала его популярным предметом для стихов. как в этой эпиграмме Феокрита :
Древние литературные критики приписывали ему изобретение литературной пародии и "хромых" поэтических метров, пригодных для яростных оскорблений, а также с оказал влияние на комедийных драматургов, таких как Аристофан. Его остроумный, оскорбительный стиль проявляется, например, в этом отрывке Иродиана, которого в основном интересовали его лингвистические аспекты (многие из дошедших до нас стихов были сохранены для нас лексикографами и грамматиками, интересующимися редкими словами):
Древние авторитеты фиксируют мельчайшие подробности его жизни (иногда противоречащие друг другу), а его сохранившиеся стихи слишком фрагментарны, чтобы поддерживать автобиографическую интерпретацию (опасное занятие даже в лучшие времена)
Marmor Parium, сохранившийся лишь частично в соответствующем месте, датирует его 541/40 г. до н.э., дата подтверждается Автор Плиний Старший в этом комментарии на тему скульптуры:
На острове Хиос жил скульптор Мелас, которому наследовали его сын Миккиадес и его внук Ахермус; Сыновья последнего, Бупал и Афинис, имели величайшую известность в этом искусстве во времена поэта Гиппонакса, явно жившего на 60-й Олимпиаде (540–37).— Естественная история 36.4.11
Археологическое подтверждение этих дат найдено на пьедестале статуи в Делосе, на которой написаны имена Миккиад и Ахермус и датируется 550-30 гг. До н. Э. Поэтому поэта можно смело датировать второй половиной VI века до нашей эры. Согласно Афинею, он был маленьким, худым и удивительно сильным. В Византийской энциклопедии Суда записано, что он был изгнан из Эфеса тиранами Афинагором и Комасом, затем обосновался в Клазомене, и что он писал стихи, высмеивающие Бупалиса и Афиниду, потому что они оскорбляли его. схолиаст, комментируя Гораций Эпод, записал два разных рассказа о споре с Бупалом, охарактеризованным, однако, как «художник в Клазоменах»: Гиппонакс пытался жениться Дочь Бупала, но была отвергнута из-за его физического уродства, и Бупал изобразил его уродливым, чтобы вызвать смех. По словам того же ученого, Гиппонакс в стихах ответил так жестоко, что Бупал повесился. Гиппонакс в этом случае очень напоминает Архилоха Паросского, более раннего поэта-ямбика, который, как сообщается, заставил некоего Ликамба и его дочерей повеситься после того, как он тоже был отвергнут в браке. Такое совпадение вызывает скептицизм. Комический поэт Дифил развил сходство между двумя ямбическими поэтами еще дальше, представив их как конкурирующих любовников поэта Сапфо
. Жизнь Гиппонакса, раскрытая в стихах, похожа на низменность. Сага о его жизни сосредоточена на его личной вражде, его любовных похождениях и его бедности, но, вероятно, он был другим Петронием, изображающим низших персонажей, в то же время действующим в более высоких социальных кругах. В одном фрагменте Гиппонакс осуждает «Бупала, мать-ублюдка (μητροκοίτης) с Аретой», последняя, очевидно, является матерью Бупала, но Арета представлена как совершающая фелляцию на Гиппонакса в другом фрагменте и в других местах Гиппонакс жалуется: «Почему ты лег спать с этим негодяем Бупалом?», Опять же, очевидно, имея в виду Арету (чье имя по иронии судьбы по-гречески означает «добродетель»). Поэт - человек действия, но, в отличие от Архилоха, который служил воином на Тасосе, его поля сражений близки к дому:
Возьми мой плащ, я ударю Бупала в глаз! У меня две правые руки, и я не промахиваюсь своими ударами.
Ссорливый нрав Гиппонакса также иллюстрируется стихами, цитируемыми Цецес, где бард оскорбляет художника по имени Мимнес и советует ему это :
когда вы рисуете змею на распахнутой стороне триремы, перестаньте заставлять ее бегать обратно от носовой части к пилоту. Какая катастрофа это будет и какая сенсация - низкорослый раб, подонок - если змея укусит пилота за голень - фрагмент 28
Гиппонакс, составленный в Традиция Ямба, которая в трудах Архилоха сотней лет назад, по-видимому, функционировала как ритуальное насилие и непристойность, связанные с религиозными культами Деметры и Диониса, но которые, во времена Гиппонакса, похоже, имел целью развлечение. В обоих случаях жанр отличался пренебрежительным насилием, горьким тоном и сексуальной вседозволенностью. Однако, в отличие от Архилоха, он часто называет себя по имени, проявляя себя как весьма застенчивая фигура, а его стихи более узкие и настойчиво вульгарные по своему охвату: «с Гиппонаксом мы находимся в негероическом, на самом деле, очень грязном. мир », составляющий« новую концепцию функции поэта ».
Его считали изобретателем своеобразного измерителя, scazon (« останавливающийся ямб », как его называет Мюррей) или choliamb, который заменяет заключительный ямб ямбического сенария на spondee или trochee, и является подходящей формой для бурлеска характера его стихов. Как однажды выразился один древний ученый:
«В своем желании оскорбить своих врагов он разбил измеритель, сделав его хромым, а не простым и неритмичным, то есть подходящим для сильного злоупотребления, поскольку то, что ритмично и приятно для слуха, будет быть более подходящим для слов похвалы, чем порицания. "- Деметрий из Phalerum
Большинство сохранившихся фрагментов находятся в холиамбах, но другие имеют хоровой тетраметр и даже дактили, последние иногда в сочетании с ямбами и даже сами по себе в дактиловом гекзаметре, имитирующем эпическую поэзию. Древние ученые фактически приписывали ему изобретение пародии, а Афиней процитировал эту диатрибу против обжорства «Евромедонтиады», сочиненную дактильным гексаметром в имитационной героической имитации Одиссеи Гомера :
Большинство архаичных поэтов (в том числе ямбических поэтов Архилоха и Семонидов ) находились под влиянием ионического эпоса. традиция, представленная в творчестве Гомера. За исключением пародии, Гиппонакс писал так, как будто Гомера никогда не существовало, избегая не только героических настроений, но даже эпических фраз и лексики. Он использовал форму ионического греческого языка, которая включала необычно высокую долю анатолийских и особенно лидийских заимствованных слов, как, например, здесь, где он обращается к Зевсу с диковинным лидийским словом, означающим «король» (именительный падеж πάλμυς):
Еда, испражнение и прелюбодеяние - частые темы, и часто они используются вместе, поскольку во фрагменте 92 - рваный папирус, повествующий о сексуальном контакте в зловонном туалете, где говорящая на лидийском языке женщина совершает с рассказчиком некоторые эзотерические и непристойные обряды, в том числе бьет его гениталии фиговой веткой и вставляет что-то в его анус, вызывая недержание и, наконец, нападение навозных жуков - дикая сцена, которая, возможно, послужила источником вдохновения для эпизода «Энофея» в «Сатириконе» Петрония.
"Hipponax rem" это загадка. Мы потеряли матрицу этих увлекательных, но загадочных фрагментов; вырванные из их рамок, они оставляют у нас сомнения, воспринимать ли их всерьез как автобиографический материал (маловероятно, но это было сделано), как законченный вымысел (но нет сомнений, что Бупал и Афиняне были реальными людьми), как часть литературного произведения. адаптация какого-то ритуала насилия (комос или что-то подобное) или драматический сценарий какого-нибудь оскорбительного протокомического перформанса. Какими бы они ни были, они остро напоминают о разнообразии и жизнеспособности архаической греческой литературы и о том, как много мы потеряли ». - Б.М. Нокс
Сохранившиеся работы также включают фрагменты эподов (фр. 115-118), но авторство оспаривается многими современными учеными, которые приписывают их Архилоху по разным причинам, включая, например, превосходное мастерство раннего поэта в инвективе и сходство фрагментов с десятым эподом книги Гораций (явный подражатель Архилоха). Архилох мог также быть источником необычайно красивой строки, приписываемой Гиппонаксу (линия, которая также была описана «столь же ясной, мелодичной и лаконичной, как строка Сафо "):
Несколько фрагментов его произведений сохранились в византийский период, несмотря на его раннюю популярность у александрийских поэтов и поэтов. ученые. Отцы-христиане не одобряли его оскорбительных и непристойных стихов, и языческий император Юлиан Отступник назвал его не поучительным, который наставлял своих священников «воздерживаться не только от нечистых и непристойных поступков, но и от них». речь и чтение одного и того же персонажа... Ни один посвященный не должен читать Архилоха, Гиппонакса или кого-либо из авторов, которые пишут то же самое ». Более того, ионический диалект Гиппонакса и его широкое использование иностранных слов делали его работу не подходящей для древней системы образования, которая продвигала аттический диалект классических Афин. Сегодня самый длинный отрывок из полных, последовательных стихов состоит всего из шести строк. Археологи, работающие в Oxyrhynchus, пополнили скудную коллекцию оборванными обрывками папируса, из которых самый длинный, опубликованный в 1941 году, содержит части более пятидесяти холиамбиков.
Старой комедии, а также медиум для оскорблений и оскорблений, был естественным преемником ямба с точки зрения Аристотеля, а Аристофан, мастер старой комедии, несомненно, позаимствовал вдохновение у Гиппонакса: «Кто-то должен дать им один или два Бупала в челюсть - это могло бы их на время заткнуть »мужской хор говорит о женском хоре в Lysistrata и« Замечательный поэт, Гиппонакс! » - восклицает Дионис в Лягушках, пытаясь скрыть боль, причиненную себе во время порки. Цитата, приписываемая Гиппонаксу Стобэем, на самом деле, кажется, была написана поэтом Новой Комедии.