Гипподам Милетский (; Греческий: Ἱππόδαμος ὁ ιλήσιος, Hippodamos ho Milesios; 498 - 408 до н.э.) был древнегр. eek архитектор, градостроитель, врач, математик, метеоролог и философ, который считается «отцом европейского градостроительства », тезка «плана Гипподама» (план сетки ) городской планировки.
Гипподам родился в Милете и жил в 5 веке до н.э., на пороге классической эпохи Древней Греции. Его отцом был Эврифон. Согласно Аристотелю, Гипподам был первым автором, который писал о теории правления, не зная о практических делах.
Его планы греческих городов характеризовались порядком и регулярностью в отличие от запутанности и путаницы, свойственных города того периода, даже Афины. Его считают создателем идеи о том, что план города может формально воплощать и прояснять рациональный общественный порядок.
Он упоминается в трудах Аристотеля, Стобая, Страбона, Исихия, Фотий и Теано.
Очевидно, он имел репутацию любителя внимания. Согласно описанию Аристотеля в Политика : «Некоторые люди действительно думали, что он зашел слишком далеко, с его длинными волосами, дорогими украшениями и той же дешевой теплой одеждой, которую носили зимой и зимой. лето ».
В трактате« О добродетели »Феано (по-видимому, жена Пифагора ) обратилась к некоему Гипподаму из Турия (предположительно к тому же самому человеку), что ее работа содержит доктрину золотой середины.
Согласно Аристотель (в Политика II.8), Гипподам был пионером городского планирования, и он разработал идеальный город, в котором будет проживать 10 000 мужчин (свободных граждан мужского пола), в то время как в целом население (включая женщин, детей и рабов) достигнет 50 000 человек. Он изучил функциональные проблемы городов и связал их с системой государственного управления. В результате он разделил граждан на три класса (солдат, ремесленников и «земледельцы»), при этом земля также разделена на три (священные, общественные и частные).
Аристотель подверг критике монополизацию оружия одним классом в трудах Гипподама «Лучшее государство», утверждая, что это приведет к угнетению «фермеров» и «рабочих» по классу вооружения. Собственная концепция Аристотеля государственного устройства включала большой средний класс, в котором каждый гражданин выполнял все три функции: самоуправление, ношение оружия и работу ».
Согласно Аристотелю, он был первым градостроителем, который сосредоточил внимание на правильном расположении городов. Он проложил Пирей (порт Афин ) для Перикл, с широкими улицами, расходящимися от центральной Агоры, которую в его честь обычно называли Гипподамией (Ἱπποδάμεια), и построил обновленный город Родос в форма театра. В 440 г. до н.э. он отправился среди афинских колонистов и спроектировал новый город Турий (позднее Турий ) в Великой Греции с улицами, пересекающимися под прямым углом; как следствие, его иногда называют Гипподамом из Турия. Его принципы позже были приняты во многих важных городах, таких как Галикарнас, Александрия и Антиох.
Страбон зачислил архитектор Пирей с планом нового города Родос в 408 г. до н. Э.; однако, поскольку Гипподам участвовал в 479 г. до н.э., помогая реконструировать Милет, он был бы очень стар, когда имел место этот проект.
Приписываемый ему план сети состоял из ряда широких прямых улиц, пересекающих друг друга под прямым углом. В Милете мы можем найти прототип плана Гипподама. Что наиболее впечатляет в его плане, так это широкая центральная территория, которая, согласно его макро-масштабным городским прогнозам / оценке, оставалась незаселенной и со временем превратилась в «Агору», центр как города, так и общества.
Исследование городского планирования Пирея (451 г. до н.э.), которое считается работой Гипподама, сформировало стандарты планирования той эпохи и использовалось во многих городах классической эпохи. Согласно этому исследованию, кварталы площадью около 2400 м были построены из небольших групп двухэтажных домов. Дома были выстроены стенами, разделяющими их, а основные фасады были обращены к югу. В том же исследовании используются полиномиальные формулы для производства насосной инфраструктуры.
От Гипподама произошли самые ранние понятия патентного права. Гипподам предложил, чтобы общество вознаграждало тех, кто создает вещи, полезные для общества. Аристотель критиковал практический утилитарный подход Гипподама и подразумевал внутреннее напряжение в вознаграждении людей за добрые дела; то есть, награждая людей за добрые дела, они будут делать добро за вознаграждение, а не за благо государства. На самом деле государство может пострадать из-за привлекательности индивидуальных вознаграждений, поскольку отдельные лица могут предлагать идеи, ослабляющие государство. Аристотель, по сути, предвосхитил внутреннее противоречие между частным вознаграждением за социальные блага - потенциальное отклонение между индивидуальными и общественными интересами. Однако величайшая критика Аристотелем Гипподама состоит в том, что вознаграждение людей, «открывших что-то выгодное для города... небезопасно, хотя звучит привлекательно». Ибо, хотя новаторство приносит огромную пользу искусствам и наукам, «изменения в искусстве не похожи на изменение закона, потому что закон не имеет силы в отношении послушания, кроме привычки, и она создается только в течение определенного периода времени. Следовательно, легкое изменение существующих законов в пользу новых и других ослабляет силу самого закона ».
Гипподам, похоже, не участвовал в политике, но несколько приписываемых ему писаний касались вопросов государство, в том числе Περί Πολιτείας (О государстве), Περί Ευδαιμονία On (О счастье), Πυθαγορίζουσαι Θεωρίαι (Теоремы Пифагора).