Малый Гиппий (Греческий : Ἱππίας ἐλάττων) или Лежащий, считается одним из ранних произведений Платона . Сократ сопоставляет смекалку с высокомерным эрудитом, который к тому же самодовольный литературный критик. Гиппий считает, что Гомера можно принять за чистую монету, и он также думает, что Ахиллу можно верить, когда он говорит, что ненавидит лжецов, тогда как «изобретательное (πολύτροπος) поведение Одиссея проистекает из его умение хорошо лежать (365b). Сократ утверждает, что Ахилл - хитрый лжец, который сбивает людей с толку собственного обмана, и что хитрые лжецы на самом деле являются «лучшими» лжецами. Следовательно, Одиссей был столь же ложным и истинным, как и Ахиллес (369b). Сократ предлагает - возможно, ради диалектической забавы, - что лучше творить зло добровольно, чем невольно. Его случай в значительной степени основан на аналогии со спортивными навыками, такими как бег и борьба. Он говорит, что бегун или борец, который сознательно кладет мешки с песком, лучше, чем тот, кто плывет по нему, потому что он не может добиться большего.
Несмотря на относительную непопулярность Гиппия Младшего, его древность не вызывает сомнений: Аристотель (в Метафизика, V, 120), Цицерон (в Де Ораторе, III, 32) и Александр Афродисиас все ссылаются на него. Однако только Александр Афродисиас приписывает его Платону. Некоторые утверждают, что это могло быть написано Антисфеном.
В «Малом Гиппиасе» Сократ спорит с Гиппием о том, какой из лжецов лучший, человек, который намеренно изобретает ложь, или человек, который невольно лжет, из-за того, что не обращает внимания на то, что он говорит, или передумал. Сократ утверждает, что добровольная ложь лучше непроизвольной.
Споры уходят корнями в литературный вопрос о том, кого Гомер намеревался изобразить лучшим человеком, Ахиллеса или Одиссея. Сократ говорит, что слышал, как отец Евдика, Апемант, заявлял, что существует параллельная аналогия между художественными качествами «Илиады» и моральными качествами ее главного героя, Ахилла, и качеством «Одиссеи» и качеством ее главного героя. Одиссей. Мужчины не придерживаются этого тезиса о том, что моральный статус персонажей литературного произведения имеет некоторое влияние на его артистизм. Однако Сократ воскрешает эту идею в Республике, когда утверждает, что классические произведения Гомера были бы лучшими книгами, если бы Ахиллес и другие воины были представлены как всегда праведные. Сократ говорит, что их следует переписать с этой целью.
Софист Гиппий приезжает в Афины из своего родного города Элида по случаю Олимпийского фестиваля. Ремесленник, поэт, оратор, астроном и арифметик, Гиппий также назначил себя знатоком Гомера. Он поддерживал толпу демонстрацией своих литературных мнений. Последнее проявление ораторского искусства Гиппия касалось того, кто лучше: Ахилл или Одиссей. Сократ говорит, что он не мог уследить за его аргументом, но не хотел прерывать его. Теперь, когда трое мужчин отделены от толпы, Сократ, воодушевленный Евдиком, расспрашивает Гиппия о деталях его мнения.
Сократ спрашивает Гиппия, не изображал ли Гомер Ахилла коварным человеком. Гиппий возражает, что Ахилл - самый прямолинейный из людей, простой и правдивый, и цитирует отрывок, в котором Ахилл выражает свою ненависть к людям, которые думают одно, а говорят другое, или которые не делают того, что обещают делать. Сократ не возражает против буквализма Гиппия и, кажется, отказывается от литературного вопроса, говоря, что Гомер мертв, и проблема не может быть решена (365d). Он говорит Гиппию, что, поскольку он согласен с Гомером, что простой и верный человек лучше, чем хитрый и хитрый, он позволит ему говорить за Гомера.
Сократ заставляет Гиппия согласиться с тем, что чем больше человек знает о предмете, тем лучше он окажется, чтобы солгать об этом. Он утверждает, что человек, который знает предметы, о которых он лжет, будь то арифметика, геометрия или астрономия, вдвое могущественнее человека, который не знает своих предметов. Сократ никогда не указывает, что человек может выиграть от лжи о подобных вещах, но возвращает разговор к Ахиллу и того, какого человека намеревался изобразить Гомер.
Сократ утверждает, что Ахилл в «Илиаде» настолько хороший лжец, что обманывает даже Одиссея, который никогда не замечает его двуличия (371a). Ссылаясь на сцену, где Ахиллес говорит Одиссею, что он не присоединится к войне, но уплывет с рассветом, а Аякс - это другая история, Сократ говорит, что это хитрый человек (Илиада, IX, 357-363). Если Ахиллес таков. хитрый, что даже Одиссей, чье второе имя лукаво, не может распознать это, Ахиллес, должно быть, лучший лжец. Ахилл, конечно, никогда не выполнил своей угрозы уйти, но остался в своем лагере. Гиппий по глупости настаивает на том, что Ахиллес рассказал две разные истории «невинно».
Гиппий возражает, говоря, что законы наказывают людей, которые сознательно причиняют вред другим с помощью преднамеренной лжи, и более склонны извинять тех, кто причиняет вред, совершая ошибки. Сократ настаивает на том, что те, кто причиняет вред людям, сознательно лгут и совершают ошибки добровольно, лучше людей, которые просто ошибаются (372d). Гиппий подозревает, что Сократ ведет дебаты нечестно. Сократ возражает, что если он доставляет неприятности, то это непреднамеренно, что если бы он сознательно создавал затруднения, то он был бы коварным, что на самом деле не так. Это своего рода парадокс лжеца.
Сократ сравнивает спортивные соревнования с дебатами. Он утверждает, что бегун или борец, который проигрывает поединок, действуя хуже, чем он способен, является более искусным борцом, чем тот, кто старается изо всех сил и проигрывает. Сократ умножает аналогию, добавляя, что, будь то певец не в ключе, гимнастка, которая кажется некрасивой, или человек, который притворяется хромым, всегда лучше иметь власть делать все правильно и делать вид, что поступает неправильно, чем быть беспомощным, чтобы сделать это правильно.
Сократ убеждает Гиппия, что Справедливость - это вопрос силы и знания, и что могущественный (т. Е. Действительно опытный) человек «лучше» неуклюжего. кто делает ошибки из-за недостатка знаний и навыков. Диалог заканчивается недоверием и беспомощностью Гиппия перед словесной ловкостью Сократа. Сократ говорит Гиппию, что он не согласен с самим собой и недоумевает по поводу своего собственного вывода.