Хина (богиня)

редактировать
Марару: Подношения благодарности таитянской богине Хине. Ксилография Поля Гогена (1894).

Хина - это имя, присвоенное ряду полинезийских божеств. Имя Хина обычно относится к могущественной женской силе (обычно богиня или королева ), которая имеет власть над определенной сущностью. Некоторые варианты имени Хина включают Сина, Ханаякамалама и Ина. Даже в пределах одной культуры Хина может относиться к нескольким богиням, и различие между разными идентичностями не всегда ясно. В гавайской мифологии это имя обычно сочетается со словами, которые объясняют или идентифицируют богиню и ее силу, например, Хина-пуку-иа (Хина-сбор морепродуктов), богиня рыбаков, и Хина-опу-хала-коа, которая родила ко всей рифовой жизни.

Хина по-прежнему является фигурой, которой поклоняются во многих полинезийских религиях, и ее истории служат традициями, объединяющими Полинезию, в частности Гавайские острова.

Содержание

  • 1 Новая Зеландия
  • 2 Мангаиа
  • 3 Туамоту и Таити
  • 4 Гавайи
    • 4.1 Легенды Хины и Мауи
  • 5 Самоа
  • 6 Остров Пасхи (Рапа Нуи)
  • 7 Хина в литературе
  • 8 Хина в популярной музыке
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники и библиография

Новая Зеландия

Среди иви Новой Зеландии, Хина обычно считается либо старшей сестрой, либо женой Мауи.

. Наиболее распространенная история, в которой Хина представлена ​​как жена Мауи, рассказывает о Те Тунароа, отце всех угрей, которые однажды посетил бассейн, где купается Хина изд. Однажды, когда Хина купалась, бог-угорь потерся о нее. Это произошло во время нескольких посещений, пока Те Тунароа не набрался смелости тереться о гениталии Хины, приставая к ней.

Когда Мауи услышал об этом акте, он пошел и напал на Те Тунароа, разрезав его тело на куски, хвост упал в море и превратился в морского угря, а другой конец приземлился в болото как пресноводные угри. Более мелкие части превратились в миног и миксин.

Существует несколько историй о Хине как о старшей сестре Мауи. Некоторые иви говорят, что именно Хина научила Мауи плести веревки, необходимые для захвата солнца, используя прядь своих священных волос, чтобы придать веревкам сверхъестественную силу. Эта легенда признает важный ритуальный статус старших сестер в традиционном обществе маори.

Хина была связана с фазами луны под названиями Хинатеа (Прекрасная Хина) и Хинаури (Темная Хина). Луна также известна под именем Махина. Первоначально Хинатеа (Прекрасная Хина) была замужем за человеком по имени Иравару. Во время рыбалки Иравару противостоял Мауи, который не смог поймать ни одной крупной рыбы. В отместку Мауи напал на Иравару, когда они вернулись на берег, толкнув своего зятя под килем их каноэ, сломав ему спину и другие кости. Иравару превратили в собаку (кури), одну из пород которой назвали Иравару.

Когда Хина услышала, что сделал Мауи, она бросилась в море, но не умерла, а вместо этого была перенесена по волнам на Мотутапу (Священный остров). Ее имя было изменено на Хинаури из-за ее мрачного настроения. В конце концов, Хинаури был встречен народом Мотутапу и был доставлен в дом вождя Тинирау бога рыб, став его новой женой. Существующие жены завидовали и пытались напасть на Хинаури, но, используя свою сверхъестественную силу, Хинаури убила других жен Тинирау и стала старшей женой.

Хина была матерью Тухурухуру, для которого был ритуальный ритуал инициации. в исполнении tohunga Kae. После этого Тинирау одалживает Каэ своего домашнего кита, чтобы тот отвез его домой. Несмотря на строгие инструкции об обратном, Каэ выгоняет кита Тутунуи на мелководье, где он оказывается на мели, где его убивают, жарят и съедают Каэ и его люди. Когда он узнает об этом, Тинирау приходит в ярость и отправляет Хинаури с группой женщин (часто это сестры Тинирау), чтобы схватить Каэ. Сестры исполняют неприличные танцы, чтобы рассмешить его и увидеть его кривые зубы. Затем женщины поют волшебную песню, погружающую Каэ в глубокий сон, и уносят его обратно в Мотутапу. Когда Каэ просыпается, он находится в доме Тинирау. Тинирау насмехается над ним за его предательство и убивает его (Gray 1970: 69, Tregear 1891: 110).

Mangaia

Девушка по имени Хина-моэ-аиту («Хина-спит-с -а-бог ") любил купаться в бассейне, в котором обитает много угрей. Однажды, когда Хина купалась, один из угрей превратился в молодого человека. Хина приняла его как своего любовника. Его звали Тунец.

После того, как они какое-то время были вместе, однажды Тунец сказал Хине, что на следующий день будет сильный ливень. Его выбросило бы на порог ее дома в форме угря. Когда это произошло, сказал Туна, Хина должна отрубить ему голову и закопать ее, а затем регулярно посещать место, где была закопана голова.

Хина послушалась Туна, вернувшись преданно, чтобы посмотреть на место, где она похоронила его голову. Спустя много дней она увидела, что на том месте вырос росток. Появился еще один побег, и два побега выросли в пару кокосовых деревьев - первых кокосовых пальм, известных человеку.

В мангаской традиции белая мякоть кокоса называется «мозгом тунца», и говорят, что можно увидеть лицо, если посмотреть на скорлупу кокоса.

Туамоту и Таити

Какое-то время богиня Хина жила как жена Те Туна, бога угрей. Но она устала от него и решила искать любви в другом месте. Сказав Туне, что она собирается принести ему вкусной еды, Хина оставила его и вышла на сушу.

Хина ходила с места на место в поисках любовника. Но все мужчины, которых она встречала, боялись взять жену Туны, опасаясь мести бога угря. Наконец она встретила Мауи, чья мать Таранга уговорила его взять богиню в жены.

Когда люди вокруг узнали, что Мауи взял Хину в жены, они пошли рассказать об этом Туне. Поначалу Туна это не волновало, но люди так его разозлили, что в конце концов он поклялся вернуть свою жену у Мауи.

Вместе с четырьмя товарищами Туна бросился к дому Мауи, унесенный огромной волной. Но сила Мауи повернула волну вспять и оставила Туна и его товарищей на берегу рифов. Мауи убил троих товарищей Туны, а один сбежал со сломанной ногой. Сам Тунец Мауи пощадил.

Тунец какое-то время действительно спокойно жил в доме Мауи. Но однажды Туна вызвал Мауи на дуэль. Каждый по очереди прыгал в тело другого и пытался его убить. Если Туна убьет Мауи, то Туна заберет свою жену. Настала очередь Туны: он уменьшился и вошел в тело Мауи. Когда он вернулся, Мауи был цел. Теперь настала очередь Мауи: Мауи уменьшился и вошел в тело Туны, разрывая его на части. Мауи отрубил Туне голову и, по совету матери, закопал ее в углу своего дома.

Со временем из закопанной головы тунца вырос росток и выросла кокосовая пальма. Так человечество приобрело кокосы.

Гавайи

Вырезанные из дерева ки`и Хина (справа) и Кука`илимоку (слева)

Даже в рамках гавайской мифологии, Хина могла относиться к нескольким различным богиням. Различие между этими божествами может быть неоднозначным и широко обсуждаемым. Однако есть три конкретных гавайских божества по имени Хина, которые широко известны и их можно отличить друг от друга. наиболее известна как мать гавайского героя Мауи. Хина, жена Акаланы, известна как богиня луны. Махина, гавайское слово для обозначения луны, происходит от имени богини. Леди Хина-о-кекеле также была названа в честь Хины, а полное имя леди Хинеуки было Хинакэуки . Среди супругов Хины вождь `Айканака, Небесный Отец Вакеа и / или Акалана, с которыми она родила нескольких детей, включая Мауи.

Поклонение Хине. знаменует собой давнюю традицию гавайцев, проживающих на нескольких островах. Археологи обнаружили остатки святилища, или Хейау, посвященного Хине в Национальном историческом парке Калаупапа на Гавайском острове Молокаи. В некоторых гавайских легендах богиня жила на Кауики, у подножия ныне потухшего вулкана Халеакала на юго-восточном побережье острова Мауи. Другое утверждение предполагает, что легенды Хины были принесены на побережье Хило с древними иммигрантами, но истории настолько стары, что гавайцы забыли ее исконные земли и считают Хило своим единственным домом.

Легенды Хины и Мауи

Много историй о богине Хине, особенно в связи с луной, можно найти в главе 15 («Мифы Хина») Гавайской мифологии Марты Беквит.

легендарное рождение сына Хины, Мауи, описывается как сверхъестественное зачатие после того, как Хина надела красную набедренную повязку, которую она нашла на берегу океана. После рождения Хина обернула прядями волос своего маленького сына и положила его на кровать из лиму-кала, поддерживаемую медузами в море. Затем Мауи отправился в Куайхелани, где приобрел свои знаменитые способности. Легенда гласит, что когда он вернулся, Мауи совершил невероятные поступки, чтобы продлить дни работы Хины.

История Хины и ее восхождения на Луну может быть найдена в историях многих полинезийских групп, в том числе и тех. Самоа, Новой Зеландии, Тонги, островов Херви, островов Фейт, Науру и других групп тихоокеанских островов. Есть дебаты по поводу того, какая Хина относится к этой истории, но некоторые истории предполагают, что эта легенда связана с Хиной, женой вождя по имени Айканака, а не с Хиной, женой Акаланы, отца Мауи. По одной из версий, Хина создала прекрасную капу ткань из коры деревьев баньян. Однако она устала от земли и решила покинуть Гавайи. Сначала она путешествовала по радуге к солнцу, но не наслаждалась жарой. На следующую ночь Хина на радуге отправилась на Луну. По сей день гавайцы верят, что Хина продолжает делать одежду капа для богов из коры баньянового дерева, которое растет на Луне.

Самоа

В Самоа эквивалентно имени Сина упоминается во многих мифах. Одним из примеров является легенда Сина и Угорь, которая связана с бассейном Mata o le Alelo на острове Savai'i.

Остров Пасхи (Рапа-Нуи).

В мифологии Рапа Нуи Хина принимает форму Хина-Ойо, богини морских животных, которая была замужем за Атуа-Метуа.

Хина в литературе

Ричард Адамс написал стихотворение, пересказывающее таитянскую историю Хины и Мауи, опубликованное в виде книги.

Кроме того, в своей популярной книге Семь дочерей Евы, Брайан Сайкс использовал имя Хины (написанное в нем «Ина») для обозначения матриарха клана мтДНК гаплогруппа B.

Хина в популярной музыке

Дэвид Ли Рот записал песню под названием «Hina», содержащуюся в хард-рок-альбоме 1988 года Skyscraper.

См. также

Ссылки

Источники и библиография

  • Адамс, Ричард. Легенда о Те Туна. Лондон: Sidgwick Jackson, 1986.
  • Альперс, Энтони. Легенды Южного моря. Лондон: Джон Мюррей, 1970.
  • Марта Уоррен Беквит. Гавайская мифология. Нью-Хейвен: Йельский университет, 1940.
  • Кэмпбелл, Джозеф. Маски Бога: примитивная мифология. Нью-Йорк: Викинг, 1970.
  • Люке, Г.Х. «Океаническая мифология». Новая энциклопедия мифологии Ларусса (изд. Феликс Гиранд, перевод Ричарда Алдингтона и Делано Эймса, Лондон: Хэмлин, 1968), стр. 449–72.
  • Рид, А. В. Мифы и легенды Маориленда. Веллингтон: A.H. A.W. Reed, 1961.
  • Сайкс, Б. Семь дочерей Евы, Нью-Йорк, Лондон: W. W. Norton, 2001.
  • Wilkinson, Philip. Иллюстрированный словарь мифологии. Нью-Йорк: ДК, 1998.
Последняя правка сделана 2021-05-23 12:37:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте