Хильдебранд Гурлитт

редактировать

Хильдебранд Гурлитт
Хильдебранд Гурлитт 1944.jpg Гурлитт, сделанный в 1944 году
Родился(15.09.1895) 15 Сентябрь 1895. Дрезден, Германская империя
Умер9 ноября 1956 (1956-11-09) (61 год). Дюссельдорф, Западная Германия
НациональностьНемец
Род занятийАрт-дилер и историк
Известен какторговец произведениями искусства в нацистскую эпоху, спекуляция на войне
Супруг (s)Хелен Ханке
Дети
Родитель (и)
Родственники

Хильдебранд Гурлитт (15 сентября 1895 - 9 ноября 1956) был нацистом немцем историком искусства, директором художественной галереи, а впоследствии нацистским связанным арт-дилером и спекулянтом на войне, который торговал «дегенеративным искусством » во время нацистской a, и приобрел картины в оккупированной нацистами Франции, многие из которых были украдены у их первоначальных владельцев, для запланированного Гитлера Führermuseum (который так и не был построен) и для себя. Он также унаследовал семейные произведения искусства как от своего отца, так и от сестры, опытной художницы. После Второй мировой войны и процесса денацификации он стал директором Художественной ассоциации Рейнской области и Вестфалии до своей смерти в автокатастрофе в возрасте 61 года. Его личная коллекция, насчитывающая более 1500 предметов, в том числе работы Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисс, Эжен Делакруа, Анри де Тулуз-Лотрек, Франц Марк, Марк Шагал, Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Огюст Роден, Отто Дикс, Эдвард Мунк, Гюстав Курбе, Макс Либерман, Василий Кандинский и Пауль Клее, среди многих других, оставались практически неизвестными до тех пор, пока в 2013 году он не был доведен до сведения общественности после его конфискации из владение его сына, Корнелиуса Гурлитта, который, хотя так и не воссоединился с коллекцией, завещал ее после своей смерти в 2014 году Музею Fi ne Arts Bern в Швейцарии.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 Нацистская эпоха
  • 4 Послевоенное время
  • 5 Репутация и переоценка
  • 6 Выживание коллекции произведений искусства
  • 7 Список публикации Хильдебранда Гурлитта
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

Ранние годы

Гурлитт родился в семье художников в Дрезден в 1895 году. Его отец Корнелиус Гурлитт (старший) был архитектором и историком искусства, его брат Виллибальд музыковед, его сестра Корнелия художница и его двоюродный брат Вольфганг тоже был торговцем предметами искусства. Его бабушка Элизабет Гурлитт была еврейкой, что было бы проблематично при нацистском правлении : он считался «четвертьевреем» по законам Нюрнберга. После завершения учебы он проявил интерес к истории искусства и зарегистрировался для изучения этого предмета в Технической школе Дрездена, где его отец был канцлером, однако в 1914 году началась Первая мировая война, и Хильдебранд и его старший брат Вилибальд вызвался присоединиться к тогдашней немецкой армии. Хильдебранд служил и был ранен как на Сомме, так и в Шампани, а затем служил офицером армейской прессы в Вильнюсе и Каунасе в Литва, где он оставался до 1919 года. Вернувшись в разрушенную Германию после демобилизации, он разочаровался во всех аспектах войны и политики и поклялся отныне посвятить себя только искусству как бегству от политики, ирония в том, что не ускользнул от последующих биографов.

Гурлитт имел близкие отношения со своей сестрой Корнелией (род. 1890), художницей-экспрессионистом и контактировавшей с Шагалом. Она также служила во время Первой мировой войны медсестрой и вскоре после войны переехала в Берлин. Отсутствие художественного признания и депрессия привели к ее самоубийству в 1919 году; Гурлитт заботился о ее работах, но часть их была уничтожена их матерью после смерти их отца.

После окончания войны Гурлитт возобновил свои исследования истории искусства, сначала во Франкфурте., затем Берлин, затем в 1921 году снова во Франкфурте, где он получил докторскую степень в 1924 году за диссертацию по готической архитектуре Св. Екатерининская церковь в Оппенгейме. В 1923 году он женился на балерине Хелене Ханке, которую учили танцовщица-экспрессионист Мэри Вигман. Позже у них родилось двое детей, Рольф Николаус Корнелиус, известный как Корнелиус (младший) (1932–2014) и Николайн Бенита Ренате (первоначально известная как Ренате, позже как Бенита) (1935–2012).

Начало карьеры

Музей в Цвиккау

Между 1921 и 1924 годами Гурлитт публиковал статьи об искусстве для газет, а после его окончания стал первым директором музея Кенига Альберта в Цвиккау в 1925 г. Одной из первых выставок, организованных им в Цвиккау, была выставка Макса Пехштейна в октябре 1925 года. В финансовом отношении это был успех, но он вызвал много враждебности со стороны местных консерваторов. В 1926 году он заключил контракт с Bauhaus Dessau на проектирование и оформление музея. Позже он продолжил выставку современного искусства: в 1926 году Кете Кольвиц и специальную выставку современного искусства в Дрездене (Das junge Dresden), в 1927 году Эрих Хекель и Карл Шмидт- Ротлуф, а в 1928 году Эмиль Нольде. Сборник его писем показывает, что он был лично хорошо знаком с современными художниками того времени, и он приобретал и выставлял работы многих из них, в том числе Барлах, Фейнингер, Хофер, Кандинский, Кирхнер, Клее, Кокошка, Лисицкий, Марк и Мунк. Работа Гурлитта была оценена национальной прессой и его коллегами, но местная пресса была менее впечатлена. Финансовые трудности города и кампании в прессе против него привели к его увольнению в 1930 году.

После увольнения Гурлитт переехал в Гамбург, где стал куратором и управляющим директором Kunstverein (Art Association).), пока он и члены правления не были вынуждены уйти в отставку из-за нацистов в 1933 году.

Нацистская эпоха

С середины 1930-х годов Гурлитт покупал и, в некоторых случаях, перепродавал произведения искусства, часто купленные по низким ценам у частных лиц, включая владельцев-евреев, которые были вынуждены платить грабительские налоги или иным образом ликвидировали активы, чтобы бежать из страны. С одной стороны, он утверждал, что помогает владельцам в их затруднительном положении, так как было немного дилеров, которые были готовы проводить такие сделки, но с другой стороны, он был не прочь обогатиться в процессе, а также не оказывать никакого сотрудничества послевоенные заявители, стремящиеся вернуть или получить компенсацию за такие работы, проданные под принуждением.

Гурлитт был одним из четырех дилеров, назначенных Комиссией по эксплуатации вырожденного искусства (вместе с Карлом Бухгольцем, а) вывозить конфискованные произведения искусства за границу. Около 16 000 так называемых «дегенеративных» произведений искусства были изъяты из музеев и конфискованы по всей Германии. Некоторые из этих работ экспонировались на выставке дегенеративного искусства. Торговый зал был открыт во дворце Шёнхаузен за пределами Берлина. Четырем дилерам было разрешено покупать изделия и продавать их за границу, о чем они не всегда сообщали комиссии. Имя Гурлитта появляется на многих записях в списке, составленном Министерством пропаганды и в настоящее время хранящемся Музеем Виктории и Альберта, который содержит подробную информацию о судьбе каждого объекта, в том числе о том, был ли он обменен, продан или

Гурлитт использовал свое положение для продажи произведений искусства и отечественным коллекционерам, в первую очередь Бернхарду Шпренгелю, коллекция которого составляет ядро ​​Музея Шпренгеля в Ганновер. В 1936 году Гурлитта посетил в Гамбурге Самуэль Беккет.

. После падения Франции Герман Геринг назначил ряд рейхслейтеров Розенберга уполномоченных дилеров, в том числе Гурлитта. приобрести французские произведения искусства для запланированного Гитлера Führermuseum, который он хотел построить в Линце ; некоторые работы пополнили личную коллекцию произведений искусства Геринга. Гурлитт, который уже совершил закупочные поездки в Париж от имени Немецких музеев, в период с 1943 по 1944 год приобрел около 200 работ в Париже и Нидерландах, не считая произведений, приобретенных для его собственной коллекции, из которых 168 предназначались для Führermuseum. Гурлитт, несомненно, использовал свои таким образом «официально санкционированные» поездки за покупками в Париж, который в то время был наводнен произведениями искусства, в том числе произведениями старых мастеров сомнительного происхождения и в том числе предметами, признанными в настоящее время разграбленными, для дальнейшего обогащения своих владений, а также стал очень богатым. от комиссионных с огромных сумм денег, выплачиваемых режимом Гитлера за произведения искусства в то время.

Послевоенное

Заявление доктора Х. Гурлитта под присягой союзникам, 1945 г. (перевод) Список конфискованных произведений, подготовленный КПК Висбаден, 1950 г.

Гурлитт был захвачен жена и двадцать ящиков с произведениями искусства в Ашбахе (Schlüsselfeld ) в июне 1945 года. Во время допроса после ареста Гурлитт и его жена сообщили властям армии США, что в бомбардировке Дрезден февраля 1945 г. Большая часть его коллекции и его документация по сделкам с произведениями искусства были уничтожены в его доме на Кайтцер-штрассе. Сто пятнадцать предметов, отнятых у него американскими и немецкими властями, были возвращены ему после того, как он убедил их, что приобрел их на законных основаниях. Среди них были «Укротитель львов» Макса Бекмана и «Автопортрет» Отто Дикса, которые Гурлитт передал своему сыну Корнелиусу. Гурлитт успешно представился своим асессорам жертвой нацистских преследований из-за своего еврейского происхождения и договорился об освобождении своего имущества. Независимо от того, были ли части его коллекции и записи о деловых операциях уничтожены в Дрездене, как утверждал Гурлитт, дополнительные части, очевидно, были успешно спрятаны во Франконии, Саксонии и Париже, откуда они были извлечены после войны.

Автор В 1947 году Гурлитт возобновил торговлю произведениями искусства и, в конечном итоге, в 1948-49 годах занял должность директора Художественной ассоциации Рейнской области и Вестфалии, базирующейся в Дюссельдорфе, которой в 1949 году было выделено место в художественной галерее Дюссельдорфа для постановки выставки. В течение следующих пяти лет он организовал более 70 выставок ведущих современных художников и выступил посредником в продаже картин, по крайней мере, часть выручки поступила в Ассоциацию, в то же время работая в частном порядке и покупая работы для своей собственной коллекции, в том числе Деревенская девушка с козой Курбе, за которую он заплатил очень большую на тот момент сумму в 480 000 французских франков. Он также одолжил работы из своей коллекции для нескольких передвижных выставок: одна из таких выставок «Немецкие акварели, рисунки и гравюры: обзор середины века» включала 23 работы из коллекции Хильдебранда и совершала поездку по Соединенным Штатам до и после его преждевременной смерти. 61 в автокатастрофе в 1956 году. За год до своей смерти он подготовил предисловие к рукописи на шести страницах к каталогу выставки, который, однако, так и не был напечатан; из-за отсутствия одной важной страницы (покрывающей его работу для нацистов), он сохранился в архиве Дюссельдорфа и содержит тщательно выверенный личный обзор его карьеры на сегодняшний день и некоторых аспектов истории его коллекции.

Репутация и переоценка

Гурлитт в целом преуспел в избавлении от связанной с нацистами "заразы" после войны и построил респектабельную карьеру в Германии в качестве директора художественной ассоциации и выставочного менеджера, арт-дилера и коллекционера. После его смерти он отмечался в статьях и выступлениях немецких газет за то, что он защищал современное искусство и его создателей, и даже в Дюссельдорфе назвал улицу его именем. Более поздние оценки склонились, иногда жестоко, к другой крайности, осуждая его как "торговца произведениями искусства Гитлера" и нацистского пособника и спекулянта, без сочувствия к еврейским жертвам нацистского режима, от которых были созданы многие из произведений искусства, независимо от того, были ли они приобретены. для себя, обменял или купил для коллекций своих нацистских мастеров. Сам Гурлитт частично объяснил, что он «спас» многие работы от уничтожения нацистами, бомбардировкой или конфискацией союзников или дальнейшим разграблением Советами после освобождения Европы союзниками; Хотя в этом есть доля правды, другой водитель явно был его личным обогащением, а также обеспечивал выживание его и его семьи во время нацистской эпохи и желание избежать военной службы. По мнению критика Джеймса Маколи, написавшего в журнале «Even» после просмотра двух недавних публичных выставок избранных работ из коллекции, Гурлитт был моральным банкротом и «ужасно посредственным арт-дилером, чьим вдохновляющим принципом, кажется, была прибыль и профессиональный рост», сделал свою карьеру в искусстве, но без каких-либо реальных различий »,« обманул их всех »и продолжил:« Искусство в Бонне и Берне составляет коллекцию без особых отличий, наполненную банальными работами второго уровня. на бумаге художниками среднего уровня, и настоящее, неожиданное достижение "Status Report" состоит в том, что он раскрывает правду о Хильдебранде Гурлитте - его посредственность, его незамысловатость, его абсолютная предсказуемость ", хотя другие комментаторы гораздо менее пренебрежительно относятся к этому. качество коллекции (см. примечание).

В 2018 году Ребекка О'Дуайер пишет:

Хильдебранд Гурлитт был хитрым оператором, который, несмотря на то, что был частично евреем, сумел не только выжить, но и o процветать в нацистской Германии. Он добился этого благодаря полному сотрудничеству: содействуя продаже так называемого «дегенеративного искусства» (в основном) иностранным покупателям, чтобы пополнить казну режима, а также приобретая подходящее фелькишское искусство из оккупированных нацистами стран для планируемого музея Фюрера в Линце. В то же время Гурлитт зарабатывал деньги, выкачивая бесчисленные работы для своей собственной коллекции. Откуда это искусство и причина каждой отдельной продажи - если произведения вообще продавались - его не особо интересовало.... [На выставках 2017–2018 годов] отдельные произведения искусства выставлены вместе с тематическими исследованиями, в которых задокументированы их первоначальные владельцы, преимущественно евреи, которых заставили продать свое имущество или чьи дома были разграблены, когда они бежали или были убиты. Эти небольшие семейные истории полностью раскрывают ужас, на котором была основана успешная карьера Гурлитта.

Автор Кэтрин Хики предложила свою собственную оценку действий Гурлитта в 2015 году:

Он был антинацистом, который был коррумпирован режимом, который он исповедовал. ненавидеть; чей страх и амбиции вместе привели его к компромиссу с собственными убеждениями и, в процессе, к утрате целостности.... Что наиболее прискорбно в случае Хильдебранда, так это то, что, несмотря на его огромное богатство, он никогда не пытался загладить свою вину после войны, хотя мог бы сделать это, не опасаясь последствий.... Возможно, это больше, чем что-либо другое в его биографии, является признаком того, насколько бесчеловечность нацистов проникла в умы тех, кто жил под их властью.

Выживание коллекции произведений искусства

Франц Марк - Пферде в Landschaft (Лошади в пейзаже) «Два всадника на пляже» Макса Либермана в коллекции Гурлитта и теперь переданы потомкам первоначального еврейского владельца

Далеко не в основном потеряны в войне, поскольку Гурлитт утверждал, что около 1500 произведений искусства оставались во владении Гурлитта на момент его смерти, переходя к его жене Элен, а оттуда их сыну Корнелиусу (с некоторыми его сестрой Ренате) после ее собственной смерти в 1964 году. Они оставались в собственности молодого поколения Гурлиттса более четырех десятилетий вне всеобщего сведения, хотя известно, что Корнелиус продал одиннадцать работ через Galerie Kornfeld в Берне, Швейцария, в 1988 году и, возможно, еще четыре в 1990 году, а также «Укротитель львов» Макса Бекманна, проданный на аукционе в 2011 г., wi Выручка была разделена между Корнелиусом и родственником первоначальных еврейских владельцев картины. Элен ранее продала три картины, в том числе «Портрет женщины с двумя носами» Пикассо, через аукционный дом Кеттерера в Штутгарте в 1960 году, а также предложила «Бар Брауна» Макса Бекманна, который не удалось продать; Впоследствии Корнелиус снова продал эту же картину через Кеттерер в 1972 году. В 2007 году картина Августа Макке «Женщина с попугаем», также принадлежащая Гильдебранду Гурлитту, была продана в Берлине через аукционный дом Villa Grisebach за € 2 миллиона; продавцом был неназванный немецкий коллекционер, которого автор расследования Кэтрин Хики подозревала в том, что она была сестрой Корнелиуса Ренате (Бенита).

22 сентября 2010 года немецкие таможенники в немецкой - Швейцарии Граница обнаружила, что Корнелиус, которому к тому времени было 77 лет, имел при себе 9000 евро наличными, которые, как он объяснил, были деньгами от предыдущей продажи картины, в результате которой в 2011 году был выдан ордер на обыск его квартиры в Швабинг, Мюнхен. 28 февраля 2012 года сотрудники прокуратуры Аугсбурга обнаружили 1406 произведений искусства, составляющих основную часть оригинальной коллекции Хильдебранда, с заявленной оценочной стоимостью (которая впоследствии оказалась сильно преувеличенной) в один миллиард евро (примерно 1,3 миллиарда долларов), которые они затем конфисковали.. Первоначально власти запретили сообщать о рейде, что стало известно только в 2013 году. Впоследствии официально назначенный хранитель Корнелиуса получил согласие на возврат коллекции, поскольку не было доказательств того, что Корнелиус нарушил какие-либо законы Германии, однако ничего не было возвращено время смерти Корнелиуса. Дополнительная часть коллекции была раскрыта Корнелиусом назначенному судом адвокату для хранения в его резиденции в Зальцбург, Австрия, где он официально проживал и был зарегистрирован для целей налогообложения; эти предметы остались во владении Корнелиуса, поскольку немецкие власти не имели там юрисдикции. Корнелиус, очевидно, огорченный обращением со стороны властей Германии, после своей смерти в 2014 году завещал всю коллекцию небольшому музею в Швейцарии, Museum of Fine Arts Bern, который в ноябре 2014 года согласился принять завещание, за вычетом любых произведений, статус которых все еще оставался под вопросом. Выставки некоторых работ из коллекции открылись в ноябре 2017 года.

Список публикаций Хильдебранда Гурлитта

  • Baugeschichte der Katharinenkirche в Оппенгейме a. Rh. Франкфурт, Фил. Diss., 1924.
  • Einführung und Begleittext zum Neudruck nach dem Exemplar in der Preußischen Staatsbibliothek von Peter Paul Rubens, Palazzi di Genova 1622, Berlin 1924. (онлайн)
  • Die Stadt Zwickau. Förster Borries, Zwickau 1926.
  • Aus Alt-Sachsen. Б. Гарц, Берлин, 1928.
  • Zu Emil Noldes Aquarellen. В: Die Kunst für alle. München 1929, S. 41. (онлайн)
  • Die Katharinenkirche in Oppenheim a. Rh. Урбан-Верлаг, Фрайбург i. Br. 1930.
  • Museen und Ausstellungen in mittleren Städten. In: Das neue Frankfurt, internationale Monatsschrift für die Probleme kultureller Neugestaltung, Франкфурт 1930, S. 146. (онлайн)
  • Neue englische Malerei. In: Die neue Stadt, internationale Monatsschrift für Architektonische Planung und städtische Kultur, Франкфурт-на-Майне, 1933, S. 186. (онлайн)
  • Sammlung Wilhelm Buller. Kunstverein für die Rheinlande und Westfalen, Düsseldorf 1955.
  • Ричард Гесснер. Freunde mainfränkischer Kunst und Geschichte, Würzburg 1955.

См. Также