Гильдеберт (ок. 1055 - 18 декабря 1133) был французским церковным священником, агиографом и богословом. С 1096 по 1997 год он был епископом Ле-Мана, затем с 1125 года до своей смерти архиепископом Турским. Иногда его называют Гильдеберт из Лавардина, его имя может также записываться как Гидальберт, Гильдеберт или Альдеберт .
Гильдеберт родился в семье бедных в Лавардине, недалеко от Вандома, и предназначался для церкви. Вероятно, он был учеником Беренгара Турского и стал мастером (схоластиком) школы в Ле-Мане; в 1091 г. он был сделан архидиаконом, а в 1096 или 1097 г. епископом Ле-Мана. Ему пришлось столкнуться с враждебностью части своего духовенства, а также английского короля Вильгельма II, который захватил Ле-Ман и около года увез епископа с собой в Англию
<17. Затем Гильдеберт (в 1100 или 1103) отправился в Рим и попросил разрешения уйти в отставку со своего епископства, которое Папа Пасхал II отказался. В 1116 году его епархия была брошена в большое замешательство из-за проповеди Генриха Лозаннского, который осуждал высшее духовенство, особенно епископа. Гильдеберт вынудил его покинуть окрестности Ле-Мана, но последствия его проповеди остались.В 1125 году Гильдеберт был переведен неохотно в архиепископство Тур, где он вступил в конфликт с французским королем Людовиком VI по поводу прав церковного покровительства, а с епископом Дола по поводу авторитета его престола в Бретань. Он председательствовал и умер в Туре, вероятно, 18 декабря 1133 года. Гильдеберт построил часть собора в Ле-Мане. Некоторые писатели называют его святым, но, похоже, для этого нет никаких оснований. Он не был человеком очень строгой жизни; его современники, однако, были очень высокого мнения о нем, и Orderic Vitalis.
назвал его эгрегическим версификатором. Сохранившиеся сочинения Гильдеберта состоят из писем, стихов, нескольких проповедей, двух жизней и один-два трактата. Издание его произведений, подготовленное Мауристом и озаглавленное Venerabilis Hildeberti, prima Cenomanensis episcopi, deinde Turonensis archiepiscopi, opera tam edita quam inedita, было опубликовано в Париже в 1708 году и переиздано с дополнениями JJ Bourassé в 1854. Эти издания, однако, ошибочны. Они приписывают Гильдеберту многочисленные сочинения других и опускают некоторые подлинные сочинения. Открытие этого факта повлияло на положение Гильдеберта в истории средневековой мысли.
Его прежнее положение как философа основывалось на его предполагаемом авторстве важного Tractatus theologicus - но теперь это считается работой Хью Святого Виктора. Следовательно, Гильдеберт больше не считается философом. Его подлинные сочинения включают множество писем. Эти эпистолы пользовались большой популярностью в XII и XIII веках и часто использовались как классические произведения в школах Франции и Италии. Они включают два письма о борьбе между императором Генрихом V и Папой Пасхалом II, которые были отредактированы и напечатаны в Monumenta Germaniae Historica. Libelli de lite ii. (1893), но приписывание которого к Гильдеберту весьма сомнительно.
Его стихи на различные темы также были очень популярны. Гильдеберт прославился также как проповедник на французском и латинском, но существуют лишь некоторые из его подлинных проповедей, большинство из 144 его редакторов приписывают ему являясь работой Питера Ломбарда и других.
В Vitae Hildebert написаны жизни Хью Клюни и Святой Радегунды. Его liber de Querimonia et Conflictu carnis et Spiritus seu animae, несомненно, также принадлежит ему. Гильдеберт был прекрасным знатоком латыни, он был знаком с Цицероном, Овидием и другими авторами, и его дух был скорее духом язычника, чем христианского писателя.
Он послал письма и стихи Аделе Нормандской, посоветовав ей о помиловании, и похвалил ее регентство в Блуа.