Иероним Янссенс или Джерум Янсенс (по прозвищу Ден danser) (1624, Антверпен - 1693, Антверпен) был фламандским жанром живописцем, известным своими композициями, изображающими элегантные компании, танцующие, музыка или пьеса, которые повлияли на развитие жанра беседы. Он также рисовал архитектурные сцены реальных или воображаемых дворцов, церквей, храмов и художественных галерей.
Он был учеником Кристоффеля Якобса ван дер Лемена в 1636 году. -1637. Впервые он был зарегистрирован как магистр в гильдии святого Луки Антверпена в 1643-1644 годах.
Он женился на Катарине ван Дурен в 1650 году. Он взял четырех учеников, включая Якоба Лафосса (III) в 1651-52 гг.
Картины Янссенса часто подписаны и датированы датами от 1646 до 1661. Как и его учитель ван дер Ламен, он специализировался на танцевальных сценах, происходящих внутри дома или на открытой террасе. Здесь он получил прозвище Den danser или Танцовщица. Эти работы способствовали развитию жанра беседы в Нидерландах. Его изображения элегантных компаний и балов, а также работы Питера Пауля Рубенса, в частности его Сад любви (Музей Прадо ), сыграли важную роль в формировании Жанр. В этой последней работе Рубенс показал, как сад можно использовать в качестве места для любовных утех и ухаживаний.
Одна из танцевальных пьес Иеронима Янссенса изображает короля Англии Карла II, танцующего со своим сестра Мария Оранская на балу в Гааге в период его изгнания.
Некоторые из его элегантных корпоративных сцен, таких как Обед блудного сына с Музыкальной вечеринкой и Элегантная компания изображают людей, злоупотребляющих алкоголем и явно распутных, и якобы несущих моралистический посыл.
Янссенс также написал много архитектурных картин, обычно изображающих воображаемые дворцы, храмы и художественные галереи. Он опирался на существующие постройки, в том числе дом Рубенса в Антверпене, а также на гравюры Ганса Фредемана де Фриза, которые были источником перспективных эффектов. Играя с такими элементами, как колонны, пилястры и окна, он создавал воображаемые монументальные конструкции. Архитектурные особенности с их перспективным преувеличением, а также использование светотени создали драматический эффект в работах Янссенса.
Он часто писал эти работы в сотрудничестве с другими художниками, такими как Дирк ван Делен, Вильгельм Шуберт ван Эренберг и Якобус Фердинандус Сэй.
Янссенс внес свой вклад в жанр «картин галереи». Жанр «картин галереи» является родным для Антверпена, где Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший были первыми художниками, создавшими в 1620-х годах картины, посвященные искусству и любопытные коллекции.
Картинная галерея с модными посетителямиКартины галереи изображают большие комнаты, в которых в элегантной обстановке выставлено множество картин и других драгоценных предметов. Самые ранние работы в этом жанре изображали предметы искусства вместе с другими предметами, такими как научные инструменты или необычные природные образцы. Жанр сразу стал довольно популярным, и за ним последовали другие художники, такие как Ян Брейгель Младший, Корнелис де Бальер, Ганс Йорданс, Давид Тенирс. Младший, Гиллис ван Тилборх и сам Иероним Янссенс.
Хорошим примером является Картинная галерея с модными посетителями (Национальный фонд, Дом и сад Аппарка, Западный Суссекс), датированная 1660-е гг. Изображенная галерея представляет собой воображаемую галерею с тремя аллегорическими фигурами, любящимися полотном «Страшный суд». На столе у окна размещены скульптуры, глобус и другие предметы. Контраст между драгоценными предметами на столе и «Страшным судом» на переднем плане иллюстрирует идею vanitas: высшей суеты земных удовольствий.
Его работа была влияние на более поздних фламандских художников жанра, таких как Ян Йозеф Хореманс Младший, чья работа «Представление новорожденного» (текущее местонахождение неизвестно) во многом заимствована из «Бала Янссенса на террасе дворца» (Palais des Beaux-Arts de Lille ).