Иероним Босх | |
---|---|
Иероним Босх | |
Посмертный портрет Иеронима Босха, ок. 1550. (прил.) | |
Родился | Иеронимус ван Акен. c.1450. с-Хертогенбос, Герцогство Брабант, Бургундские Нидерланды. (современный Нидерланды ) |
Умер | Похоронен (1516-08-09) 9 августа 1516 (в возрасте 65–66 лет). s-Hertogenbosch, Герцогство Брабант, Габсбург, Нидерланды |
Национальность | Голландец |
Известен | Живописью |
Известные работы | Сад земных наслаждений. Искушение Святого Антония |
Движение | Раннее нидерландское Возрождение |
Иероним Босх (UK :,US :, голландский: ( слушайте ); Иеронимус ван Акен ;c.1450 - 9 августа 1516) был голландцем /нидерландским художником из Брабанта. Он является одним из самых ярких представителей школы ранней нидерландской живописи. Его работы, обычно написанные маслом на дубе, в основном содержат фантастические иллюстрации религиозных концепций и повествований. В течение его жизни его работы были собраны в Нидерландах, Австрии и Испании и широко скопированы, особенно его мрачные и кошмарные изображения ада.
Мало что известно о жизни Босха, хотя есть некоторые записи. Большую его часть он провел в городе с-Хертогенбос, где родился в доме своего деда. Корни его предков находятся в Неймегене и Аахене (что видно по его фамилии: Ван Акен). Его пессимистический и фантастический стиль оказал большое влияние на северное искусство XVI века, причем Питер Брейгель Старший был его самым известным последователем. Сегодня его считают чрезвычайно индивидуалистическим художником, глубоко понимающим желания и самые глубокие страхи человечества. Атрибуция была особенно сложной; сегодня в его руки уверенно передано только около 25 картин и восемь рисунков. Еще около полдюжины картин уверенно относят к его мастерской. Его самые известные работы состоят из нескольких триптихов запрестольных образов, в том числе Сад земных наслаждений.
Иероним Босх родился Иеронимус (или Иоан, соответственно латинская и среднеголландская форма имени «Иероним») ван Акен (что означает «из Аахена "). Он подписал ряд своих картин как Иеронимус Босх. Название происходит от места его рождения, 's-Hertogenbosch («Герцогский лес»), которое обычно называют «Den Bosch» («лес»).
Мало что известно о Босхе. жизнь или обучение. Он не оставил после себя писем или дневников, и то, что было идентифицировано, было взято из кратких упоминаний о нем в муниципальных записях Хертогенбоса и в бухгалтерских книгах местного ордена Прославленного Братства Наших Благословенных. Леди. Ничего не известно о его личности или его мыслях о значении его искусства. Дата рождения Босха точно не установлена. Он оценивается в ок. 1450 г. на основании нарисованного от руки портрета (который может быть автопортретом), сделанного незадолго до его смерти в 1516 г. На рисунке изображен художник в преклонном возрасте, вероятно, в ему под шестьдесят.
Босх родился и прожил всю свою жизнь в Хертогенбосе, городе в герцогстве Брабант. Его дед Ян ван Акен (умер в 1454 г.) был художником и впервые упоминается в записях в 1430 г. Известно, что у Яна было пятеро сыновей, четверо из которых также были живописцами. Отец Босха, Антоний ван Акен (умер ок. 1478), выступал в качестве художественного советника Прославленного Братства Богородицы. Принято считать, что рисовать художника учили отец Босха или один из его дядей, но ни одна из их работ не сохранилась. Впервые Босх упоминается в муниципальных записях 5 апреля 1474 г., когда он упоминается вместе с двумя братьями и сестрой.
Хертогенбос был процветающим городом в 15 веке Брабант, на юге современных Нидерландов, в то время входившие в состав Бургундских Нидерландов, и в течение своей жизни проходившие через брак с Габсбургами. В 1463 году четыре тысячи домов в городе были разрушены в результате катастрофического пожара, свидетелем которого предположительно стал тогдашний (примерно) тринадцатилетний Босх. Он стал популярным художником еще при жизни и часто получал заказы из-за границы. В 1486/7 он присоединился к очень уважаемому Братству Богоматери, религиозному братству около сорока влиятельных граждан Хертогенбоса и семи тысяч «внешних членов» со всей Европы.
Где-то между 1479 и В 1481 году Босх женился на Алейте Гойяертс ван ден Меервен, которая была на несколько лет старше его. Пара переехала в соседний город Ойршот, где его жена унаследовала дом и землю от своей богатой семьи. В записях Братства Богородицы говорится о смерти Босха в 1516 году. Отпевание в его память было проведено в церкви святого Иоанна 9 августа того же года.
Распятие святой Юлии относится к среднему периоду Босха, c. 1497.Босх изготовил не менее шестнадцати триптихов, из которых восемь целиком, а еще пять фрагментированы. Работы Босха обычно делятся на три периода его жизни: ранние произведения (около 1470–1485), средний период (около 1485–1500) и поздний период (с 1500 до его смерти). По словам Штефана Фишера, тринадцать из сохранившихся картин Босха были завершены в поздний период, а семь относятся к его среднему периоду. Ранний период Босха изучается с точки зрения его мастерской и, возможно, некоторых его рисунков. Действительно, в мастерской он обучал учеников, которые находились под его влиянием. Недавнее дендрохронологическое исследование дубовых панелей, проведенное учеными из проекта Bosch Research and Conservation Project, привело к более точной датировке большинства картин Босха.
Иногда Босх писал сравнительно схематично. манера, контрастирующая с традиционным фламандским стилем живописи, в котором гладкая поверхность, достигаемая за счет нанесения нескольких прозрачных глазурей, скрывает мазки.
Картины Bosch с их шероховатой поверхностью, так называемые импасто живопись отличалась от традиций великих голландских художников конца 15-го - начала 16-го веков, которые хотели скрыть проделанную работу и поэтому предлагали свои картины как более близкие к божественным творениям.
Совиное гнездо. Бумага, перо и бистр. 140 × 196 мм. Роттердам, Музей Бойманса ван БёнингенаБосх не датировал свои картины, но - что необычно для того времени - кажется, что он подписал несколько из них, хотя некоторые подписи, якобы принадлежащие ему, определенно не датируются. Сегодня осталось около двадцати пяти картин, которые можно отнести к нему. В конце 16 века Филипп II Испанский приобрел многие картины Босха; в результате Музей Прадо в Мадриде теперь владеет настольными картинами Поклонение волхвов, Сад земных наслаждений. из Семь смертных грехов и четыре последних дела и Триптих сена.
Босх писал свои работы в основном на дубовых панелях, используя масло в качестве материала. Палитра Босха была довольно ограниченной и содержала обычные для того времени пигменты. В основном он использовал азурит для голубого неба и далеких пейзажей, зеленую глазурь на медной основе и краски, состоящие из малахита или зелени для листвы и пейзажей переднего плана, и свинцово-оловянно-желтый, охр и красное озеро (кармин или мареновое озеро ) для его фигур.
Сад земных наслаждений в Музее Прадо в Мадриде, ок. 1495–1505, приписывается Босху.Самый известный триптих Босха - Сад земных наслаждений (ок. 1495–1505), внешние панели которого предназначены для заключить главную центральную панель в скобки между Эдемским садом, изображенным на левой панели, и Страшным судом, изображенным на правой панели. Это приписывается Фишером как переходная картина, созданная Босхом между его средним периодом и его поздним периодом. На левой панели Бог представляет Еву Адаму ; новаторски Богу дана моложавая внешность. Фигуры помещены в пейзаж, населенный экзотическими животными и необычными полуорганическими формами хижины. Центральная панель представляет собой широкую панораму, изобилующую обнаженными фигурами, занятыми невинной, поглощенной собой радостью, а также фантастическими сложными животными, огромными фруктами и гибридными каменными образованиями.
Правая панель представляет собой адский пейзаж; мир, в котором человечество поддалось искушениям зла и пожинает вечное проклятие. Ночью на панели изображены холодные цвета, замученные фигуры и замерзшие водные пути. Нагота человеческих фигур утратила какой-либо эротизм, предложенный на центральной панели, поскольку большие взрывы на заднем плане бросают свет через городские ворота и проливаются на воду на среднем плане панели.
Адская панель из Сада Земные наслаждения. Утверждается, что автопортрет Босха находится в верхнем центре справа под «столом».В 20-м веке, когда изменение художественных вкусов сделало таких художников, как Босх, более привлекательными для европейского воображения., иногда утверждалось, что искусство Босха было вдохновлено еретическими точками зрения (например, идеями катаров и / или предполагаемых адамитов или братьев свободного духа ), а также непонятными герметическими практиками. Опять же, поскольку Эразм получил образование в одном из домов Братьев Общей Жизни в Хертогенбосе, а город был религиозно прогрессивным, некоторые писатели сочли это неудивительным. существуют сильные параллели между язвительным письмом Эразма и часто смелым рисунком Босха.
Другие, следуя некоторой интерпретации Босха, датируемой уже 16 веком, продолжали думать, что его работы были созданы просто для щекотки и развлекаются, как «гроттески » итальянского Возрождения. В то время как искусство старых мастеров основывалось на физическом мире повседневного опыта, Босх сталкивает своего зрителя, по словам историка искусства Уолтера Гибсона, «миром снов [и] кошмаров, в которых формы, кажется, мерцают и изменяются. на наших глазах ». В одном из первых известных описаний картин Босха в 1560 году испанец Фелипе де Гевара писал, что Босх считался просто «изобретателем чудовищ и химер. ". В начале 17 века художник-биограф Карел ван Мандер описал творчество Босха как содержащее «чудесные и странные фантазии»; тем не менее, он пришел к выводу, что картины «зачастую менее приятны, чем ужасны на вид».
В последние десятилетия ученые стали рассматривать видение Босха как менее фантастическое и признали, что его искусство отражает ортодоксальные религиозные убеждения системы его возраста. Его изображения грешного человечества и его представлений о рае и аде теперь считаются совместимыми с изображениями позднесредневековой дидактической литературы и проповедей. Большинство писателей придают его картинам более глубокое значение, чем предполагалось ранее, и пытаются интерпретировать их с точки зрения морали позднего средневековья. Принято считать, что искусство Босха было создано, чтобы преподавать определенные моральные и духовные истины в манере других деятелей Северного Возрождения, таких как поэт Роберт Хенрисон, и что представленные изображения были точное и преднамеренное значение. По словам Дирка Бакса, картины Босха часто представляют собой визуальные переводы словесных метафор и каламбуров, взятые как из библейских, так и из фольклорных источников. Однако конфликт интерпретаций, который до сих пор вызывает в его работах, вызывает серьезные вопросы о природе «двусмысленности» в искусстве его периода.
В последнее время искусствоведы добавили еще одно измерение к теме двусмысленности в творчестве Босха. подчеркивая иронические тенденции, например в Сад земных наслаждений, как на центральной панели (наслаждения), так и на правой панели (ад). Они предполагают, что ирония предлагает возможность отстраниться как от реального мира, так и от нарисованного фантастического мира, что привлекает как консервативных, так и прогрессивных зрителей.
Исследование картин Босха 2012 года утверждает, что они фактически скрывают сильное националистическое сознание, осуждающее иностранное имперское правительство Бургундских Нидерландов, особенно Максимилиана Габсбурга. Систематически совмещая образы и концепции, исследование утверждает, что Босх также совершил искупительное самонаказание, поскольку он принимал хорошо оплачиваемые комиссионные от Габсбургов и их заместителей и, следовательно, предал память Карла Смелого.
Точное количество сохранившихся работ Босха было предметом серьезных споров. Его подпись можно увидеть только на семи из его сохранившихся картин, и есть неуверенность в том, что все картины, когда-то приписанные ему, действительно были его рукой. Известно, что с начала XVI века стали распространяться многочисленные копии и вариации его картин. Вдобавок его стиль имел большое влияние, и ему широко подражали его многочисленные последователи.
С годами ученые приписывали ему все меньше и меньше работ, которые когда-то считались его. Отчасти это является результатом технологических достижений, таких как инфракрасная рефлектография, которая позволяет исследователям изучать рисунок рисунка. Историки искусства начала и середины 20-го века, такие как Толней и Бальдасс, идентифицировали от 30 до 50 картин, которые, по их мнению, были написаны рукой Босха, а более поздняя монография Герда Унверфехрт (1980) приписал ему только двадцать пять картин и 14 рисунков. В начале 2016 года Искушение святого Антония, небольшая панель в Художественном музее Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури, долгое время относившаяся к мастерская Иеронима Босха, была приписана самому художнику после тщательного судебно-медицинского исследования, проведенного в рамках проекта Bosch Research and Conservation Project. BRCP также сомневается в том, что две известные картины, традиционно считающиеся Босхом, Семь смертных грехов в Прадо и Христос несущий крест в Музей изящных искусств, Гент вместо этого следует отнести к мастерской художника, а не к его руке.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иеронимом Босхом. |
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Босх, Иероним. |