Иероним Дердовски

редактировать
Иероним Дердовски
Иероним Дердовски.jpg
Родился9 марта 1852 г.. Виле, Поморское воеводство, Германская Империя
Умер13 августа 1902 (1902-08-13) (50 лет). Вайнона, Миннесота, Америка

Иероним Дердовски ( 9 марта 1852 г. Виле, Поморское воеводство, Германская империя - 13 августа 1902 г., Вайнона, Миннесота, Америка ) (кашубский Иероним Дердовски или Ярош Дердовски), кашубско-польский интеллектуал и активист, родился кашубскими родителями в поморской деревне Виле. К тому времени, когда Дердовский эмигрировал в Соединенные Штаты в 1885 году, он уже учился на священника римско-католической церкви, неоднократно попадал в тюрьмы немецкими властями и редактировал газету в городе Торунь. Однако в то время Дердовский был более известен как поэт. Через два года после прибытия в Соединенные Штаты он стал редактором Вайноны, Миннесота польскоязычной газеты Wiarus. В этой роли он заработал репутацию сильного голоса в польско-американском сообществе, также известном как Полония.

Содержание
  • 1 Жизнь в Польше
  • 2 Жизнь в Вайноне
  • 3 Наследие
  • 4 произведения
  • 5 источников
Жизнь в Польше
Памятник Иерониму Дердовскому в Румии, Польша

Учитывая талант Дердовского к рассказыванию историй, его собственные рассказы о его юношеских приключениях, вероятно, должны быть принимать с осторожностью. Он мог или не мог сбежать, чтобы присоединиться к Французскому Иностранному Легиону в возрасте пятнадцати лет, или учился на священство в Риме. Но из польских источников ясно, что молодой Иероним должен был стать священником и что он получил в Хойнице, а затем Бранево соответствующее строгое образование, которое включало как польское, так и немецкое. Судя по литературным достижениям Дердовского, он был отличным, если не обязательно хорошо воспитанным учеником: блестящим, но неисправимо мошенническим молодым учеником «Дерда», который доставляет столько неприятностей в третьей книге эпоса Майковского Жизнь и приключения Ремуса несомненно является изображением Дердовского, о котором Майковский также написал монографию 1911 года.

Между 1870 и 1876 годами Дердовский работал в основном преподавателем, продолжая писать стихи. После неудачной поездки во Францию ​​в 1877–1878 годах он вернулся в Торунь, где с 1879 по 1882 год редактировал газету «Gazeta Torunska». После этого его жизнь была отмечена скитаниями, нищетой и заключением в немецких тюрьмах до 1885 года, когда он был личным и экономическим. причины убедили его начать новую жизнь в Соединенных Штатах. Хотя он, очевидно, не был любим прусскими властями, ему не грозило длительное заключение.

Несмотря на стесненные жизненные обстоятельства, Дердовский создал свои лучшие работы, живя в Польше. Высокообразованный и одинаково свободно говорящий на кашубском «просторечии» и польском «высоком языке», он внес большой вклад как в кашубскую, так и в польскую традиции. Его сатирическая эпопея 1880 года «O Panu Czorlińścim co do Pucka po sece jachoł» («Мистер Черлински идет к шайбе за рыболовными сетями») считается началом кашубской поэзии. Другими произведениями на кашубском языке, написанными до его эмиграции, являются Kaszubi pod Widnem («Кашубцы, написанные Видно, 1883 г.) и Jasiek na Knieji (« Джонни из леса », 1884 г.).

Жизнь в Вайноне

По прибытии в Соединенные Штаты Дердовски работал сначала в чикагской социалистической газете Gazeta Narodowa, а затем в Pielgrzym Polski в Детройте. По приглашению отца Яна Ромуальда Бизевского, пастора прихода святого Станислава Костки и (как и Дердовского) участника кашубской диаспоры он приехал в Вайнона, Миннесота, чтобы отредактировать Wiarus. Прибытие Дердовского сделало Вайнону крупным центром польско-американской интеллектуальной жизни. Хотя Wiarus, возможно, менял свою принадлежность к Польскому римско-католическому союзу Америки и Польскому национальному альянсу, сила его пылкой риторики никогда не отступала. И даже когда голос Дердовски не ценился, его всегда слышали: в Миннесоте, в Чикаго, на Восточном побережье и даже в самой Старой стране. Хотя Виарус был написан на так называемом «чистом» польском языке, литературные достижения Дердовского и присутствие в Вайноне способствовали тому, что он стал известен как «Кашубская столица Америки».

Дердовский также участвовал в делах святого Станислава. Косткинская волость. После ухода отца Бизевского в 1890 году святому Станиславу служили несколько пасторов и помощников пасторов, некоторые из которых встретили одобрение Дердовского, а некоторые нет. Напряженность часто нарастала, особенно во время быстрого роста прихода в начале 1890-х годов, и Дердовский был в гуще событий, чаще всего раздувая огонь. С приходом в 1894 г. отца Якуба В.Дж. Пахольского в качестве пастыря, святой Станислав вернулся к спокойствию, и Дердовский сыграл более прочную роль в жизни кашубской общины Вайноны. К сожалению, Дердовски так и не оправился полностью от инсульта 1896 года, и напряжение, связанное с обеспечением своей жены Джоанны и их двух дочерей, также сказалось на его здоровье. Его смерть в 1902 году даже не была замечена местной прессой Вайноны. Иоанна Дердовска продолжала эксплуатировать Wiarus до 1915 года, когда он был продан за пределами семьи, и окончательно закрылся в 1919 году.

Наследие
Могила Иеронима Дердовского, Кладбище Святой Марии, Вайнона, Миннесота

Иероним Дердовски в сочетании, как в его жизни, так и в его творчестве, его преданность обоим своим наследствам: кашубскому и польскому. После смерти основателя кашубской литературы д-ра Флориана Цейнова он, как известно, заявил: Nie ma Kaszëb bez Polonii, a bez Kaszëb Polśczi "№ Kaszubia без Polonia Нет Польши без Кашубии ». Это отношение он в равной степени применил к обоим периодам своей жизни: польским и американским. Он поддерживал сохранение старых кашубских обычаев, но считал, что его родная культура жизнеспособна только в условиях более крупной и распространенной польской культуры; образованный кашубец должен был также быть образованным поляком:

Иероним Ярош Дердовский - согласно которому кашубский был «диалектом польского языка» или «слабым оттенком мазовецкого диалекта» - видел кашубский язык исключительно как язык художественной литературы, наряду с официальным польским языком. Он считал, что знание польского языка у кашубов должно быть углублено, так как это может служить их оружием защиты от германизации.

Дердовский далее настаивал на том, что кашубские американцы обязаны изучать и соблюдать как польские, так и кашубские традиции, становясь солидными гражданами их новая страна. На протяжении многих лет усилия Дердовски чествовали и чествовали на его родине. Его работы оказали влияние на доктора Александра Майковского и Общество молодых кашубов ; они продолжают получать значительное внимание со стороны кашубских и польских ученых. Его статуя была установлена ​​в его родном Виле. Помимо мероприятий, спонсируемых Польским культурным институтом и музеем Вайноны, Дердовского, к сожалению, гораздо меньше помнят в Соединенных Штатах, где простой надгробный камень отмечает его могилу на красивом, далеком римско-католическом кладбище в сонном Речной городок с 27 000 душ.

Работы

Его работы были частью следующих антологий :

  • Modra struna (1973)
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:22:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте