Гайавата (, alsoUS : : Haiëñ'wa ' tha ; 1525–1595), также известный как Ayenwathaaa или Aiionwatha, был доколониальным коренным народом (на канадском английском) или коренным американцем (в Американский английский) лидер и соучредитель ирокезов Конфедерации у. Он был лидером народа онондага, народа могавков или того и другого. По некоторым данным, он родился онондагом, но был принят в индейские племена могавков.
Хотя Гайавата был настоящим мужчиной, он больше всего был известен своей легендой. Будущие поколения узнают о нем из эпической поэмы 1855 года под названием Песнь Гайаваты. Из рассказов Гайаваты мы узнаем, что он родился в племени Онондага. Его мать была онондаганом и любила сына. Она верила, что он будет сильным и великим охотником. Гайавата вскоре стал мужем и стал отцом многим дочерям. К сожалению, его жена и дочери были убиты противником (Тадоахо), оставив Гайавату убитым горем. Одна из вещей, которыми Гайавата запомнился больше всего, - это его великая речь и послание мира. Он был последователем Великого Миротворца (Деканавида), гуронского пророка и духовного лидера, который предложил объединение ирокезских народов, которые имели общую родословную и похожие языки, но он пострадал из-за серьезного дефекта речи, который помешал ему распространить свое предложение. Гайавата был опытным оратором, и он сыграл важную роль в убеждении сенека, каюга, онондага, онейда и могавков принять видение Великого миротворца и объединиться стать пятью народами конфедерации ирокезов. народ Тускарора присоединился к Конфедерации в 1722 году и стал Шестой нацией. Мало что известно о Гайавате. Причина и время его смерти неизвестны. Однако его наследие по-прежнему передается из поколения в поколение через устные рассказы, песни и книги.
Внутри Конфедерации ирокезов, которая первоначально включала пять племен (Mowhawk, Onondaga, Oneida, Каюга и Сенека ), Гайавата был вождем племени Маухауков. Там он был хорошо известен и высоко ценился всеми племенами. Он был прекрасным оратором и в конечном итоге стал представителем Великого миротворца. Великий Миротворец был человеком, который надеялся распространить мир на всю территорию Хауденосауни (ирокезов). Причина, по которой Миротворец имел представителя, была связана с тем, что у него был дефект речи. Гайавата был готов выступить от имени Деканавиды, потому что насилие на территории ирокезов разрасталось. В это время хаоса лидер битваникумбакумбы по имени Тадодахо, который презирал идею мира, напал на жену и дочерей Гайаваты и убил их. Это привело к тому, что Гайавата стал оратором Миротворца, чтобы остановить насилие. Деванависа и Гайавата в конечном итоге достигли мира во всех ирокоу, пообещав Тадодахо, что Онондага станет столицей Великого Совета. Большой совет был главным руководящим органом ирокезов. Гайавата и Деканавида создали Великий закон мира в поясах вампумов, чтобы укрепить связь между первыми пятью народами ирокезов.
Пояса Гайавата - это разновидность пояса вампума, который символизирует мир между пятью племенами ирокезов. На них изображены племена в определенном порядке. Пять племен расположены в порядке слева направо. Сенека являются крайними левыми, представляя их Хранителями Западной двери. Далее идет Племя Каюга, а в центре пояса, изображенное другим символом, находится Племя Онондага, также известное как Хранители Центрального Огня. Далее идет Племя Онейда. Наконец, крайнее правее изображено племя могавков, изображенное как Хранители Восточной двери. Белая линия, соединяющая все символы каждого племени вместе, представляет единство ирокезов. Он также представляет собой совокупность Великого Закона Мира и Конфедерации ирокезов в целом.
Пояс вампума состоит из черных или пурпурных и белых бусинок, состоящих из раковин. На северо-востоке Америки есть раковины моллюсков, которые часто используются для изготовления черных, а иногда и белых бусинок этих поясов. Чаще всего ирокезы использовали различные виды спиральных раковин для белых бус.
Они были очень важны в истории Гайаваты. Гайавата был полон горя, потому что его дочери были убиты в битве. Великий Миротворец подарил Гайавате раковины трупов и велел ему надеть ими глаза, уши и горло. Эти раковины были знаком исцеления и чистоты. Гайавата использовал эти раковины для создания единства. Бусинки вампума - самая важная часть истории Гайаваты. Нация ирокезов считает, что Миротворец был тем, кто подарил им первый пояс вампума, который позже был назван поясом Гайаваты.
Написанная Генри Уодсвортом Лонгфелло, эпическая поэма 1855 года Песнь Гайаваты рассказывает о приключениях Гайаваты и его героических деяниях. Однако это стихотворение не имеет ничего общего с самой Гайаватой. Генри Лонгфелло, скорее всего, взял имя Гайавата и не более того. Эта песня, оформленная как стихотворение, рассказывает о легендарном героическом человеке-ирокезе, начиная с его рождения и заканчивая его восхождением к облакам. В нем рассказывается о многих битвах, потерях и уроках морали. Генри Лонгфелло вместе с другим писателем Генри Роу Скулкрафт надеялись объединить истории индейцев и вызвать чувство гордости и памяти у коренных американцев в 1820-х годах и позже.
В легенде о настоящий Гайавата, пять племен воевали в течение многих лет, пока он не объединил все, кроме одного племени, племени Онондага. Этим племенем правил человек, убивший его семью, Тадодахо. Тадодахо был полон ненависти и насилия. Джигонсаси был членом ирокезов и также считался первой матерью клана. Она помогла двум мужчинам в их стремлении к миру во всех племенах. Благодаря ее влиянию, Тадодахо изменилась и отказалась от войны ради мира. Легенда заканчивается тем, что Тадодахо становится лидером Конфедерации Ирокуи.
Ирокезы, также известные как Хауденосауни, имели конфликты внутри своих сообществ. Разные племена вели войны друг с другом, и многие люди погибли. Как только появился Великий Миротворец, он пообещал «транскоммунальность». По сути, это означало, что он обещал мир и компромисс между всеми людьми, независимо от характера. Он изложил свои намерения в общинном длинном доме, чтобы показать людям, что он собой представляет для общества. Народ ирокезов был за мир, и в конце концов они преодолели свои ссоры, чтобы стремиться к миру и достичь его. Ирокезы были организованы как кланы, каждый из которых возглавлял член клана. Кланы распространяются по материнскому происхождению и следуют его происхождению, поэтому дети распределяются по кланам по наследству и происхождению их матерей. Интересно, что эти кланы названы в честь животных. До разделения из-за европейских исследований эти кланы, включая всех членов семьи, включая тетушек, дядей, двоюродных братьев, бабушек и дедушек, жили под одной крышей в длинном доме. Даже супружеские пары заставляли мужа переезжать в длинный дом жены. Гайавата также принимал участие в играх, в которые играли все остальные члены его племен. Основными видами спорта, которыми они занимались, были лакросс и менее известный снежная змея. Снежная змея - это игра, в которой метали палки с наконечниками копий, которые они называли снежными змеями. Команда, которая бросит копья дальше всех, станет победителем. Хауденосауни также были очень созвучны природе. Они составили календари, основанные на лунном цикле, и в течение года сбалансировали свой рацион, чтобы иметь наилучшие условия для выполнения всех своих обязанностей. Они использовали все, что могли получить от животных, чтобы выжить. У ирокезов было три основных урожая, на которых они выжили: кукуруза, бобы и кабачки. Они назвали эти культуры «Три сестры». Они были очень важны для ирокезов, и они покрывали все питательные вещества, необходимые в их рационе. Политика внутри ирокезского сообщества и руководства не были слишком сложными. Основным законом или конституцией племени был Великий Закон Мира, который долгое время сохранял понимание и мир в обществе.
Подростковая аудитория