Хезбе Вахдат

редактировать
Афганская политическая партия
Партия исламского единства Афганистана. حزب وحدت اسلامی افغانستان. Хезб-и Вахдат Ислами Афганистан
ЛидерКарим Халили
ОсновательАбдул Али Мазари
Основан1989
Штаб-квартираКабул, Афганистан
Идеология Хазара права меньшинств. Шииты Исламизм
ЦветаЧерный, красный и зеленый
Флаг партии
Флаг Хезбе Wahdat.svg
Веб-сайт
[1]

Хезб-и Вахдат-и Ислами Афганистан (Персидский : حزب وحدت اسلامی افغانستان; «Партия исламского единства Афганистана »), сокращенно Хизб-э Вахдат (حزب وحدت), была основана в 1989 году. политические партии в Афганистане, Хезбе-Вахдат уходит своими корнями в бурный период антисоветских движений сопротивления в Афганистане в 1980-х годах. Он был сформирован с целью объединения девяти отдельных и в основном враждебных военных и идеологических групп в единое целое. В период гражданской войны в Афганистане в начале 1990-х гг. Он стал одним из главных действующих лиц в Кабуле и некоторых других частях страны. Политический исламизм был идеологией большинства ее ключевых лидеров, но партия постепенно склонялась к своей хазарейской базе этнической поддержки и стала ключевым средством реализации политических требований и устремлений сообщества. Его идеологическая подоплека и база этнической поддержки постоянно формировали его характер и политическую повестку дня. Посредством антисоветского джихада и гражданской войны «Хизб-и-Вахдат» накопила значительный политический капитал среди афганских хазарейцев.

К 2009 году, однако, Хезбе-Вахдат была настолько раздроблена и расколота, что политический вес, который она имела в стране, мало походила на то, чем она была когда-то. Она разделилась как минимум на четыре конкурирующие организации, каждая из которых заявляет о праве собственности на название и наследие Хезбе Вахдат.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Хезбе Вахдат
  • 3 Идеология и этническая принадлежность
  • 4 Политическая стратегия
  • 5 Хизб е Вахдат (Пост-Талибан)
  • 6 Политическая фрагментация Хезбе Вахдат
  • 7 Глоссарий слов Дари (афганский персидский)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
Предыстория
Абдул Карим Халили с заместителем премьер-министра России Игорем Сечиным, 14 мая 2009 г., Москва.

После падения просоветского правительства Кабула в Хазараджате в 1979 году регион попал под контроль Шура-и Энгелаб, поспешно созданной региональной организации. Вскоре он был брошен вызовом и свергнут несколькими новыми радикальными исламистскими группировками, которые пользовались неограниченной властью и идеологически. Борьба, однако, была ненасильственной, и различные группы по-прежнему единодушно атаковали силы СССР. Войны и конфликты разворачивались и велись против сил СССР с сильным идеологическим рвением. Однако ни одна из организаций не смогла определить исход политического контроля над Хазараджатом в свою пользу. Ко второй половине 1980-х годов в регионе возникла полная тупиковая ситуация, когда каждая организация была ограничена определенными участками территории. В результате возникло непреодолимое желание перемен, которое почувствовали как жители деревни, так и высшие руководители организаций, чтобы объединиться.

Несколько попыток заключить мир и обеспечить стабильность потерпели неудачу. Создавались и распадались союзы и коалиции. Самыми важными и эффективными из них были Шурай-эателаф, альянс восьми крупных организаций, образованный в Тегеране, Иран в 1985 году. Это была самая эффективная попытка достичь единства действий руководства организации и должно было стать важным прецедентом для создания Хизб-и Вахдат. Однако, хотя альянс предоставил хазарским моджахедам общий политический голос в переговорах и торгах с суннитскими организациями, базирующимися в Пешаваре, Пакистан, он не смог преодолеть непрекращающиеся идеологические трения внутри страны. партия. Чтобы стабилизировать ситуацию в регионе, потребовался более радикальный шаг.

С объявлением советских выводов в январе 1988 г. крах правительства Кабула считался неизбежным, а радикальная реконфигурация политические расстановки были в процессе становления. Это происходило в то время, когда правительство Кабула и правящая «Хезб-е-Демократик-и-Хальк» (Народно-демократическая партия, НДПА) переживали интенсивное фракционное и этническое соперничество. Снижение веры в будущее правительства способствовало возникновению новых политических раскладов в основном между членами одних и тех же этнических групп, преодолевая идеологический разрыв между моджахедами и чиновниками НДПА. Тем временем переговоры о формировании временного правительства под руководством суннитских организаций, базирующихся в Пешаваре, исключили хазарейский альянс, базирующийся в Тегеране. Совокупный эффект этих событий среди хазарейских организаций заключался в большем осознании необходимости более коллективных и настойчивых переговоров со своими суннитскими коллегами, если к ним следует относиться серьезно. Именно на этом фоне более радикальное требование объединения и слияния всех существующих военно-политических организаций в единую партию доминировало в политике региона. По всему региону было проведено несколько встреч, на которых широко обсуждались характер и состав новой партии, а также роль существующих в ней организаций. В августе 1988 года провинциальный центр Бамиан попал в руки хазарейских моджахедов. Это еще больше облегчило и стимулировало создание региональной организации. Операция, которая привела к падению правительства в городе, координировалась совместно различными силами моджахедов в регионе. Сазман-э Наср (Организация Победы) сыграла центральную и координирующую роль в нападении. Это событие ознаменовало собой полное устранение любого присутствия кабульского правительства во всем регионе Хазараджат

С этого момента Бамиан был центром важных политических событий. Это придало новый импульс продолжающемуся процессу объединения организаций моджахедов в регионе. В городе прошла последняя встреча, результатом которой стало провозглашение Мисак-э Вахдат, или договора о единстве в июле 1989 года, менее чем через год после его освобождения. Он стал центром политического лидерства и власти новой партии вне и вдали от местного фракционного и личного соперничества местных командиров. Что контрастировало переговорный процесс по формированию Вахдата с аналогичными предыдущими усилиями, так это то, что это был, по сути, процесс, инициированный внутри региона Хазараджат. Этот процесс основывался и формировался реальностями войны, фракционности и потери контроля политического руководства над военными командирами в регионе. Напротив, предыдущие усилия по созданию коалиции были сосредоточены в Иране и часто находились под прямым влиянием иранских властей. После его создания перед его лидерами встала задача убедить своих представителей в Шурай-э Эателаф и официальных лиц иранского правительства, которым было легче иметь дело с коалицией отдельных партий в Тегеране. Фрагментация хазарейских моджахедов дала иранцам эффективные рычаги воздействия на небольшие организации, часто связанные с различными религиозными властями и правительственными учреждениями в Иране. Иранцы опасались, что единственная партия, базирующаяся в Афганистане, может означать, что они потеряют контроль над движением. Более того, все более очевидный этнический дискурс внутри партии был неблагоприятно воспринят иранскими властями, которые в течение многих лет пытались продвигать более пан- шиитский политический исламизм в период джихада. Хусейн Ибрахими, представитель верховного лидера Ирана Али Хаменеи в то время в афганских делах, как утверждается, пытался предотвратить формирование «Хизб-и-Вахдат», чтобы сохранить свое влияние. В конце концов, как только партия была сформирована, иранцы решили работать с ней и поддержали ее в первые дни ее существования. Но, как показывает последующий ход политических событий (обсуждаемых ниже), партия должна была проводить довольно независимую политическую стратегию, часто противоречащую политике и интересам Ирана в стране.

Хезбе Вахдат

Как указывает название Вахдат (Единство), главной целью партии было объединить все организации шиитских моджахедов под единым политическим руководством. Она была создана в ответ на сильное стремление к единству как среди лидеров хазарейцев, так и среди простых людей.

В своей организационной иерархии партия включала следующие ключевые структуры:

  • Шурай-э Аали Незарат ( Высший наблюдательный совет), предполагалось включить высокопоставленных религиозных деятелей и экспертов. В своей надзорной роли совету было поручено контролировать все уровни партии и служить высшим руководящим и контролирующим механизмом над всей деятельностью и политикой партии.
  • Следующим и наиболее важным органом внутри партии был его Центральный совет. Этот орган был самым мощным совещательным органом и органом принятия решений в партии. Из-за того значения, которое ему придается, его членский состав резко расширился. Первоначально планировалось включить 36 членов, но растущая потребность в расширении и включении других фигур и групп в партию привела к постоянному увеличению ее численности. Первый съезд партии в сентябре 1991 г. призвал руководство партии способствовать интеграции в партию других шиитских групп и фигур. Также было решено, что центральный и наблюдательный советы могут быть расширены по мере необходимости. На пике своего развития Центральный совет включал более 80 членов, представляющих почти все религиозные и политические группы и влиятельных фигур в регионе, а также деятелей хазарейцев из городов. Именно благодаря членству и разделению власти в этом совете партии удалось объединить ранее разрозненные и враждебные политические группировки хазарейцев.
  • Манифест Вахдат также предусматривал формирование советов провинциального и районного уровня, которые будут отчитываться перед соответствующими комитетами в штаб-квартире в Бамиане.

Поиск перемен и единства был инициирован и возглавлялся, в частности, старшими лидерами двух основных организаций, Пасдарана и Насра, которые больше всего подвергались угрозе делигитимизация в результате потери контроля над своим военным командованием. Путь к единству был очень долгим и сложным процессом, который неоднократно сталкивался с неудачами и препятствиями, потому что каждая сторона стремилась максимизировать свою роль в этом процессе. Это оказалось серьезным спорным вопросом на протяжении нескольких раундов переговоров, предшествовавших формированию партии. Более мелкие партии требовали равного представительства всех групп, в то время как более сильные требовали большей власти и доли позиций в единой партии. В конце концов последний аргумент возобладал; Наср и Пасдаран убедили другие организации согласиться с пропорциональным представительством.

Более мелкие партии подвергались давлению и даже запугиванию, чтобы они присоединились к процессу. У многих групп не было иного выбора, кроме как присоединиться к нему: стоять на улице было бы невыносимо. Следующие два примера дают представление о сложности процесса. Харакат Ислами, возглавляемый шейхом Асифом Мохсини, был главной шиитской партией, отказавшейся присоединиться к Вахдату. В партии преобладали нехазарейские шииты. Первоначально партия была представлена ​​в серии переговоров, но позже Мохсини отказался подписать, представив ряд условий, которые необходимо выполнить. Его условия были интерпретированы как нежелание вступить в партию, в которой преобладали исторические хазарейские обиды и политические устремления. Тем не менее, некоторые части его партии присоединились к «Хезбе-Вахдат» либо потому, что новая партия была более многообещающей для политического будущего хазарейцев, либо потому, что давление с целью присоединения было настолько сильным, что ему было невозможно сопротивляться. Ядро партии могло противостоять давлению о вступлении в основном потому, что находилось за пределами региона. Тем не менее, она потеряла значительную часть своей хазарейской общины после Хезбе-Вахдат, что подчеркивает растущее значение этнической идентичности после джихада в стране.

Военный класс, процветавший во время гражданская война представляла одно из главных препятствий на пути к объединению. Нахзат-и Ислами - хороший пример того, как военачальники отказываются объединяться, несмотря на согласие их лидеров. Его высшее руководство участвовало в процессе объединения и устроило одно из собраний в своем оплоте в районе Джагори провинции Газни. Однако Васик, главный военный командующий Нехзата в районе, отказался демонтировать свою военную структуру и продолжал действовать под именем Нахзат. Это привело к военному противостоянию с бывшими командирами Насра, которые сражались от имени Хезбе-Вахдат. Конфликт привел к полному поражению Нахзата и других более мелких организаций в этом районе в 1993 году. В результате Вахдат в Джагори и большинстве других частей Газни утвердился благодаря военной победе бывших сил Насра.

Одна за другой более мелкие партии подвергались давлению или уговорам присоединиться к процессу. В ноябре 1989 года к ним присоединились и остатки партии Бехистхи Шурай-е Иттефак. Его решение участвовать в процессе объединения было поворотным моментом в развитии духовного руководства в Хазараджате, поскольку оно символизировало признание хомейнистской гегемонии важными нехомейнистскими элементами духовенства. Шура Бехишти отличалась от других организаций. Он представлял консервативный и нереволюционный компонент улемов. Он был последователем философской школы Хоэй, умеренного, неполитического и консервативного мышления, противоположного революционному исламизму Хомейни и господствовавшего среди афганских шиитов до начала 1980-х годов.. К моменту создания Хезбе-Вахдат Бехешти стал лидером небольшой части Шуры в районе Навур Газни.

Стремление объединить ранее враждебные организации в единое целое. единственная партия достигла большого успеха. Официально все предыдущие организации, за исключением Хараката, были распущены, а их военные структуры демонтированы. На подконтрольных ему территориях был восстановлен относительно стабильный политический порядок. Однако партия страдала от серьезных структурных проблем и идеологических разногласий.

Идеология и этническая принадлежность

Идеологически большинство лидеров Хизб-и Вахдат были политическими исламистами. В известном смысле формирование партии стало кульминацией процесса исламизации хазарских групп антисоветского сопротивления в Афганистане. Этот процесс сопровождался постепенным возвышением духовенства в политическом руководстве региона и фактически ознаменовал окончательную победу клерикальных исламистов. Объединившись под новым названием, они еще больше укрепили свое политическое господство. Манифест Вахдат подчеркивал продолжение и активизацию усилий по созданию исламского правительства, основанного на Коране и Сунне. Он призвал к дальнейшим усилиям по включению в партию всех других подлинно шиитских группировок и проявлению солидарности со всеми исламскими организациями суннитов. Язык манифеста ясно указывает на то, что Вахдат должен был быть, по крайней мере преимущественно, шиитской организацией, несмотря на ссылки на солидарность и сотрудничество с суннитскими организациями. Он требовал равного статуса для шиитской юриспруденции наряду с ханафитской школой, доминирующей среди суннитов в стране. Как религиозной партии Хезбе Вахдат можно приписать открытость и инклюзивность, исключительную для консервативного общества, такого как Афганистан. Исключительным шагом среди афганских моджахедов стало то, что партия включила в свой центральный совет десять женщин и выделила целый комитет по делам женщин, который возглавляла женщина из хазарейца с университетским образованием.

Однако главное., заключается в том, что движение постепенно склонялось к своей этнической поддержке. Последующие политические события в Кабуле выявили трудности установления исламского правительства в стране. С падением коммунистического режима в Кабуле и неспособностью сформировать исламское правительство враждующие группировки обратились к своим этническим и региональным базам поддержки. Хотя исламизм оставался официально провозглашенной идеологией большинства групп, этнические требования и борьба за власть выступали в качестве основных источников политической мобилизации. Лидеры Вахдата пытались найти баланс между этнической принадлежностью и религией. Результатом стала исламская идеология, которая использовалась для выражения и защиты прав исторически неблагополучного сообщества; сильное стремление к единству хазарейцев было его главной движущей силой. Фактически, идеологически фирменное сочетание этнического национализма и радикального исламизма Насра все больше и больше становилось идеологией вахдата, этнического дискурса, в котором доминирует исламский язык и выражается через него

Абдул Али Мазари, бывший член Насра. и первый генеральный секретарь Вахдата, был главным деятелем явного преобразования партии в платформу для защиты прав и политических требований хазарейцев. Когда он прибыл в Кабул в 1992 году, он еще больше открыл двери партии для хазарейцев любого социального и идеологического происхождения. Группа бывших левых и правительственных бюрократов присоединилась к внутреннему кругу партийного руководства, что привело к дальнейшим расколам. Это было настоящим испытанием политической терпимости более консервативной части духовенства. Хотя партия была создана для объединения преимущественно исламистских и церковных организаций, в Кабуле она противостояла группам образованных хазарейцев, намного более многочисленным, чем это было в провинциях; они также были в основном левыми и относительно хорошо организованными. Вопрос о том, должна ли партия принимать этих людей, разделил руководство партии. Улемам (ученым) нужны были знания и опыт этих образованных хазарейцев, чтобы помочь партии приспособиться к городской политической обстановке. Партия страдала от хронической нехватки членов, получивших современное образование. Более того, большинство священнослужителей мало знали о политике Кабула. Большинство из них получили образование в религиозных центрах Ирана и Ирака и в основном занимались политикой в ​​сельском Хазараджате. Наконец, бойцам Вахдата не хватало военных навыков, подходящих для городской среды. Несмотря на это, многие ключевые фигуры в центральном совете выступали против включения образованных кабульцев в партию, считая их безбожными коммунистами. Хотя никому из бывших левых не было предоставлено никакого авторитета в партийном руководстве, их укрепление отношений с Абдул Али Мазари и предполагаемое влияние на него возмутили более консервативные слои партии. Наиболее заметным в этом отношении был Мухаммад Акбари, который последовательно выступал против союза Вахдата с не-джихадистскими группами, такими как генерал Дустум Джунбиш Милли и хазарейские левые. С другой стороны, левые не стремились к официальным позициям в рядах партии. В основном они были озабочены обеспечением своей личной безопасности и избежанием преследований со стороны моджахедов.

Политическая стратегия

Идея построения исламского правительства и развития религиозного братства быстро натолкнулась на трудности. Позиция "Хизб-и-Вахдат" как представителя хазарских моджахедов не приветствовалась ее суннитскими коллегами в Пешаваре. Вместо этого он был фактически исключен из переговоров по формированиюмоджахедов в Кабуле, в котором доминировали сунниты. Делегация «Хизб-и-Вахдат» в Пешавар, посланная для переговоров о возможном включении в процесс, вернулась в Бамиан, сильно разочарованная. На обновленном центральном совете в главе с Абдул Али Мазари поднялся вопрос об обсуждении новой политической стратегии. Некоторые из суннитских фундаменталистских принципов по сути игнорировали шиитские претензии на любую форму эффективного представительства в будущем правительстве. В противовес требованию "Хезбе-Вахдат" четверти участников будущих договоренностей о разделении власти, некоторых суннитских партий заявили, что шииты не считаются значительным сообществом, заслуживающим включения в переговорный процесс.

Три дня обсуждений в центральном совете партии в Бамиане привели к новой стратегии: выработке альянса исторически обездоленных этнических стран. Эту новую стратегию следовало проводить с военными командирами различных общин в провинциях, а не с лидерами в Пешаваре. С правительственными чиновниками из различных этнических общин также обращались с просьбой присоединиться к новому альянсу или поддержать его. О новой стратегии довели до сведения различных политических и военных игроков в стране через представителей и представителей. Пятьдесят участников были отправлены в несколько частей страны, включая Панджшерскую долину и северную провинцию Балх. Совместно с другими политическими договоренностями. Делегации в Панджшере и на севере страны достигли важных соглашений с Масудом и будущими лидерами зарождающегося Джунбиш-и Милли Ислами, которые легли в основу нового соглашения, которое стало как Пайман-е Джабалу-Серадж, или Джабалу-серадж. соглашение названо в честь области в провинции Парван, где в апреле 1992 года состоялись последние переговоры. Масуд был выбран главой нового совета, Мохаммад Мохакик от «Хизб-и-Вахдат» в качестве его заместителя и генерала Дустума в качестве начальника по военным делам.

Альянс Вахдата, Джунбеша и Шурай-э-Незара, или Наблюдательный совет Масуда, рухнул, когда они попытались взять под контроль Кабул. Точно так же развалились политические договоренности среди суннитских организаций моджахедов, превратив город в поле битвы самых разрушительных и жестоких конфликтов. Вахдат стал частью общения на почти протяжении трех лет. Это вызвало ожесточенные внутренние дебаты внутри партии. Вопросы внешнего согласования еще больше разожгли внутреннюю напряженность. Мухаммад Акбари поднялся как лидер сторонника Масуда внутри партии, оспаривая мудрость отказа Абдул Али Мазари присоединился к правительству Бурхануддина Раббани и Масуда и его участие в союзе с Хекматияром, лидером Хезб-и Ислами, которая стала основной оппозицией.

Разногласия между Абдул Али Мазари и Акбари привели к первому серьезному расколу внутри партии. После раскола оба лидера содержали отдельные политические и военные организации под названием Вахдат, а Абдул Али Мазари оставался основным составом партии. Растущее соперничество и напряженность между лидерами сильно проявились в ходе подготовки к руководству партии в сентябре 1994 года. Выборы проводились на фоне обострившейся конкуренции между двумя соперничающими фигурами за лидерство в партии. Партия переживала самую тяжелую внутреннюю борьбу за власть с момента своего создания. Новые политические линии разлома имеютли по мере того, как лидеры партий пытались определить и сформулировать свои политические программы в Кабуле. Обе стороны были полны решимости победить, доминировать на руководящих позициях и, следовательно, изменить политическое направление партии. Спорным оказалось и место проведения предстоящих выборов. Акбари настаивал на проведении выборов в Бамиане, где он чувствовал себя сильнее. Напротив, Мазари и его сторонники настаивали на проведении выборов в Кабуле, где он создал большую базу поддержки среди урбанизированных хазарейцев. Учитывая политические разногласия и личное соперничество между двумя лидерами, первые выборы генерального партии стали предметом ожесточенных споров. Это было также особенно деликатно в гражданской войне в Кабуле, в отношении каждого деятеля, разные политические направления партии. Акбари надеялся, что сможет изменить роль партии в войне и конфликте в Кабуле в пользу правительства Раббани, избрав его генеральным секретарем партии. Следовательно, выборы генерального секретаря пользуются первостепенное значение сторон в своей политике, чтобы сохранить или использовать политические взгляды партии в свою.

Выборы проводились в атмосфере недоверия и насилия. Набрав 43 голоса (из 82 присутствующих членов центрального совета), Абдул Али Мазари был переизбран лидером. Акбари с 33 голосами был избран его первым заместителем. Аналогичным образом были достигнуты договоренности по 20 другим назначениям. Фракция Акбари заняла посты глав комитетов по культуре и военному делу, на что они сильно настаивали. Раббани, своего внешнего союзника. Карим Халили, который позже стал лидером партии, был избран главой ее комитета по политическим вопросам. Схема во время выборов дает важное представление о внутренней политике партии. Члены Насра и Пасдарана, двух используемых в численном отношении политическом, доминированных в этом процессе, так же как и две производственных фракции. В то время как Наср сохранял сплоченность большинства других мелких организаций разделились. Все бывшие члены Насра в совете проголосовали за Мазари, что свидетельствует о длительной сплоченности Насра как политического блока внутри Вахдата. Напротив, в то время как большинство бывших членов Pasdaran поддержали Акбари, некоторые из них проголосовали за Мазари. Например, Али Джан Захиди, Гулам Хуссейн Шафак, Хаятулла Балаги и Абдул Ахмед Фаяз, ранее важные местные лидеры Пасдарана, поддержали Мазари. Точно так же большинство бывших членов Харакат и Нахзатали последовали за Пасдараном, в это время как большая часть Сазман-и Даават и Мостазафин поддержала Мазари. Другие организации, такие как «Шурай-и-Иттефак» и «Джаб-и-Мотахид», были разделены между собой.

Более того, новые назначения продолжали подрывать недоверие и подозрения. Роль внешних игроков, особенно правительства Раббани, была решающая. Считается, что правительство Раббани работало через свои контакты с Акбари, чтобы подорвать Мазари и превратить Хезбе-Вахдат в союзника. Мазари сильно подозревал, что Акбари пытается подорвать его. Через несколько недель после партийных выборов, в ответ на предполагаемый план государственного переворота Харакат Ислами против него, Мазари приказал своим войскам атаковать и изгнать всех своих противников из западной части столицы. В результате Акбари, его сторонники и его союзники в Харакате вынуждены бежать в районы, контролируемые Масудом на севере столицы. Хотя точные детали предполагаемого заговора неизвестными, Мазари утверждал, что Касим Фахим, тогдашний глава разведывательного управления Раббани, работал с Акбари, чтобы военным путем вытеснить его из руководства. Согласно утверждениям, Масуд финансировал и вооружал до 20 000 военнослужащих, чтобы позволить Акбари взять на себя руководство Вахдатом в Кабуле и установить свой контроль также в Хазараджате.

Раскол глубокое и давнее политическое разделение. среди хазарейцев Афганистана. В то время как Мазари и его преемник Халили пользовались популярными интернет-сообществами хазарейцев, Акбари в основном действовал против них. После смерти Мазари от рук Талибана в марте 1995 года Карим Халили был избран новым лидером партии. Он реорганизовал партию, восстановил контроль над регионом Хазараджат и присоединился к Масуду и Джунбешу против недавно возникшей угрозы талибов в новом альянсе под названием Высший совет защиты Родины, позже был известен как «северный альянс. '. Напротив, Акбари присоединился к Талибану, когда они взяли под свой контроль Бамиан в сентябре 1998 года.

Хезб и Вахдат (Пост-Талибан)

За свою историю потерпела трижды поражений. Первое поражение было нанесено его падением в Кабуле и смертью Мазари от рук талибов в марте 1995 года. Во-вторых, в августе 1998 года северный город Мазари-Шариф был захвачен талибами; город был вторым по значимости северного альянса после падения Кабула, а также являлся центром власти Вахдата и гражданских хазарейцев. Хизб-и Вахдат сыграет ключевую роль в отражении наступления талибов на город в 1997 году и на этот раз должна была нести на себе основную тяжесть гнева талибов. Тысячи хазарейцев были убиты или брошены в тюрьмы. В-третьих, за несколько недель талибы захватили Бамиан, новую штаб-квартиру партии, в результате еще одного драматического шага. Это ознаменовало конец политической жизни "Хизбе-Вахдат" как сплоченной политической организации. Падение этих двух городов оказалось не просто военными поражениями. Практически все подконтрольные ему территории были захвачены талибами. Его политические и военные кадры бежали в соседние страны. Халили уехал в Иран. Из высших только руководителей Мухакик после непродолжительного пребывания в Иране быстро вернулся в Афганистан и организовал сопротивление в районе Балхаба с Сарипула. Вахдат Ему так и не удалось восстановить после падения Мазари-Шарифа и Бамиана в руки Талибана из-за больших потерь среди его рядовых и на руководящем уровне.

Таким образом, Хезбе-и Вахдат участвовала в пост-талибском политическом процессе с небольшим политическим и военным весом в прошлом. Вахдат по-прежнему утверждал, что представляет хазарейцев, и регион Хазараджат попал под его контроль после свержения режима талибов. Во временной администрации (2001–2002 гг.) Вахдат имел скромный вес; Мухаммад Мохакик представляет партию в качестве одного из заместителей председателя и министра планирования. Члены «Харакат» и «Вахдат Акбари» в 2002–2003 гг. В основном представляли шиитов во Временной администрации, а также в Переходной администрации. Более того, в новых условиях партии необходимо было адаптироваться к новым политическим реалиям в стране. Новый политический порядок, установленный под эгидой международного сообщества, потребовал от военно-политических организаций трансформации в гражданские политические партии. Это повлекло за собой роспуск их воинских частей, разоружение в рамках программы ООН по разоружению, демобилизации и реинтеграции и работу в новой правовой и политической среде. Как упоминалось ранее, военная структура "Хизб-и-Вахдат" распалась при талибах, и в результате в конце 2001 года эта организация никоим образом не могла сравниться с другими антиталибскими организациями с точки зрения военной структуры и оборудования. Ее лидерам не хватало политических и военных ресурсов, чтобы реорганизовать своих бойцов в сколь-нибудь значительном масштабе. В июне 2005 года единственная крупная военная структура, контролируемая партией, Девятый корпус, была расформирована, прекратив финансовую поддержку со стороны центра военному крылу Вахдата. Из-за нехватки ресурсов и слабой организации военная деятельность партии практически прекратилась; только в северном Афганистане сохранились некоторые его элементы. Слабость Вахдата по отношению к другим, более обеспеченным военно-политическим организациям усугублялась. С положительной стороны, ее лидеры могут похвастаться тем, что фактически отказались от своего военного крыла.

Второе и самое настоятельное требование реформы исходило от политического сообщества Хазарейца. Реформирование и возрождение партии как крупнейшей и наиболее влиятельной хазарейской организации было центральным приоритетом для большинства хазарейской интеллектуальной и духовной элиты. Многие образованные хазарейцы с различным идеологическим происхождением поспешили в Кабул в 2002 году и вызвались сыграть свою роль в партии. Идеи реформирования и реструктуризации партии были представлены Кариму Халили и Мухаммаду Мохакику, которые считались ключевыми лидерами. Хотя необходимость изменения и расширения партийного руководства часто признавалась как Мохакиком, так и Халили, большинство реформистов (включая священнослужителей) были разочарованы отсутствием практической воли и решимости старших руководителей. В связи с распадом своих военных структур и необходимостью преобразования в полноценную политическую партию "Хизб-и-Вахдат" столкнулась с чрезвычайно сложной задачей, требующей радикальных изменений. Переход от военной к политической организации был таким же трудным для других афганских организаций, созданных в годы войны. Но «Хизб-и Вахдат» столкнулась с уникальным затруднительным положением, возникшим в результате появления гораздо более крупного образованного класса среди хазарейцев. Политические кадры Вахдата были в основном священнослужителями, получившими образование в религиозных школах Афганистана, Ирана и Ирака. В своем восхождении к политическому лидерству они яростно конкурировали с соперниками с университетским образованием и оставались скептичными и опасались современных образованных политиков. Они внезапно обнаружили, что вынуждены придерживаться западных представлений о демократии, правах человека и так далее. Как и в 1992 году, открытие дверей партии для более образованных хазарейских кадров было предварительным условием для удовлетворения реформистских ожиданий, но возвращение в страну многих молодых хазарейцев, получивших образование в Иране и Пакистане, было несоразмерно с угроза, которую представляло ограниченное число левых и правительственных чиновников, которых приветствовали в Вахдате в 1992 году. После 2001 года партия номинально сохранила свою старую структуру, в которой семь из одиннадцати комиссий в составе Джагори партии возглавлялись улемами. Лишь технические и незначительные должности, такие как комитеты по здравоохранению и археологии, возглавлялись неклерикальными деятелями. Более того, неклерикальные фигуры в основном действовали от имени своих старших клерикальных руководителей. Но открытие партии для растущей светской интеллигенции означало, что их монополия на политическое руководство хазарского общества могла быть подорвана.

В то время как некоторые из основателей Вахдата продолжали осуществлять руководство и политическую власть, большинство других не имело. как повезло. Неспособность возродить партийные структуры оставила многие из них политически маргинализованными. Чиновники второго ранга Хезбе-Вахдат, такие как большинство членов центрального совета, в большинстве случаев не могли найти работу в государстве. Многие из них предпочли жить в своих домашних районах в Хазараджате, вдали от лидеров в Кабуле.

Политическая фрагментация Хизб-и Вахдат

Ситуацию Хизб-и Вахдат в начале 2009 года и ее политическую фрагментацию лучше всего объяснить по стилю руководства своих руководителей. Сразу после падения Талибана Халили получил широкое признание как лидер партии. В апреле 2002 года он прилетел в Кабул из Бамиана, в результате чего штаб-квартира партии была перенесена в Кабул. Он был тепло встречен Мохакиком, который был заместителем председателя и министром планирования Временной администрации, а также другими высокопоставленными лицами организации. В Переходной администрации Халили Сменил Мохакика на посту вице-президента, став высшим хазарейским чиновником в правительстве. До президентских выборов 2005 года Мухакик, по крайней мере, официально объявил комитет по политическим Хизб-и-Вахдат в Кабуле. Однако вскоре их отношения начали распадаться. Судя по всему, Мухакик занял более конфронтационный подход в правительстве по развитию и плановому восстановлению в Хазарских районах. Утверждается, что его полномочия в качестве министра передавались более мощному и решительному министерству финансов под руководством образованного на Западе технократа Ашрафа Гани. Мохакик покинул кабинет из-за разногласий в 2004 году. С тех пор Халили и Мохакек вели личное соперничество и соперничество за власть в правительстве, а также за лидерство среди хазарейцев. Их соперничество вышло на первый план, когда Мохакик решил баллотироваться на президентских выборах в 2005 году, а Халили баллотировался вторым вице-президентом вместе с Хамидом Карзаем. Впервые Мохакик присоединился к главному оппозиционному Альянсу, Фронту взаимопонимания, Глобемому Юнусом Кануни. Выступая в оппозиции к правительству, он отстаивал права хазарейцев и продолжал подрывать позиции Карима Халили. Персонализация руководства не ограничивалась Мохакиком и Халили и привела к фрагментации партии на следующие четыре отколовшиеся организации:

1. Хезб-и Вахдат Ислами Афганистан (Карим Халили )

2.Хезб-e Wahdat Islami Mardum-e Афганистан (Мухаммад Мохакик )

3.Хезб-и Вахдат Милли Ислами Афганистан (Мухаммад Акбари )

4. Хезб-и Вахдат Ислами Миллат-э Афганистан (Курбан Али Эрфани)

Словарь слов дари (афганский персидский)

Большинство этих терминов являются заимствованиями из арабского.

слов дариЗначение / комментарий
ЭтелафАльянс
ЭтефакСоглашение
ХезбПартия
МисакЗавет
Моджахедымножественное число от «моджахедов», святых бойцов, боевиков которые вели джихад против советской оккупации Афганистана в 1980-х.
НахзатДвижение
НасрПобеда
ПасдаранСтражи
ШураСовет, Ассамблея
ВахдатЕдинство, Единство
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:04:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте