Гетеротопия - это концепция, разработанная философом Мишелем Фуко для описания определенных культурных, институциональных и дискурсивных пространств, которые так или иначе являются «другими»: тревожными, напряженными, несовместимыми, противоречащими или трансформирующими. Гетеротопии - это миры внутри миров, отражающие и вместе с тем нарушающие то, что находится снаружи. Фуко приводит примеры: корабли, кладбища, бары, публичные дома, тюрьмы, античные сады, ярмарки, мусульманские бани и многое другое. Фуко трижды обрисовывал понятие гетеротопии в период с 1966 по 1967 год. Речь перед группой архитекторов - самое известное объяснение этого термина. Его первое упоминание об этой концепции содержится в предисловии к «Порядку вещей» и относится к текстам, а не к социокультурным пространствам.
Гетеротопия следует шаблону, установленному представлениями утопия и антиутопия. Приставка гетеро - происходит от древнегреческого ἕτερος (héteros, «другой, другой, другой») и сочетается с греческой морфемой τόπος («место») и означает «другое место». Утопия - это идея или образ, который не является реальным, но представляет собой усовершенствованную версию общества, такую как книга Томаса Мора или рисунки Ле Корбюзье. Как написал Уолтер Рассел Мид: «Утопия - это место, где все хорошо; антиутопия - это место, где все плохо; гетеротопия - это место, где все по-другому, то есть собрание, члены которого имеют мало или совсем не связаны друг с другом. «
Фуко использует термин« гетеротопия »(французский : hétérotopie) для описания пространств, которые имеют больше смысловых слоев или отношений с другими местами, чем непосредственно встретиться взглядом. В общем, гетеротопия - это физическое представление или приближение к утопии или параллельному пространству (например, тюрьме), которое содержит нежелательные тела, чтобы сделать возможным настоящее утопическое пространство.
Фуко объясняет связь между утопиями и гетеротопиями, используя метафору зеркала. Зеркало - это утопия, потому что отраженное изображение - это «место без места», нереальное виртуальное место, которое позволяет увидеть собственную видимость. Однако зеркало также является гетеротопией в том смысле, что это реальный объект. Гетеротопия зеркала одновременно абсолютно реальна, связана с реальным окружающим его пространством, и абсолютно нереальна, создавая виртуальный образ.
Фуко формулирует несколько возможных типов гетеротопии или пространств, которые имеют двойное значение:
Подробности Фуко о гетеротопиях были опубликованы в статье, озаглавленной Des espaces autres (О других пространствах). Философ призывает к обществу со многими гетеротопиями не только как к пространству с несколькими местами / для утверждения различия, но также как к средству бегства от авторитаризма и репрессий, метафорически заявляя, что если мы примем корабль как крайнюю гетеротопию, общество без кораблей по своей сути является репрессивным, что явно указывает на сталинизм.
Географы-люди, часто связанные с постмодернистской школой использовали этот термин (и предложения автора), чтобы помочь понять современное возникновение (культурных, социальных, политических, экономических) различий и идентичности в качестве центральной проблемы в крупных мультикультурных городах. Идея места (чаще связанного с этнической принадлежностью и полом и реже с проблемой социального класса) как гетеротопической сущности привлекает внимание в текущем контексте постмодернистских, постструктуралистских теоретических дискуссий (и политической практики) в географии и других областях. пространственные социальные науки. Концепция гетеротопии также обсуждалась в связи с пространством, в котором происходит обучение. Существует обширная дискуссия с теоретиками, такими как Дэвид Харви, которые по-прежнему сосредоточены на вопросе классового господства как центрального фактора, определяющего социальную гетерономию.
Географ Эдвард Соя работал с этой концепцией в диалоге с работами Анри Лефевра о городском пространстве в книге Thirdspace.
Мэри. Франклин-Браун использует концепцию гетеротопии в эпистемологическом контексте, чтобы исследовать энциклопедии тринадцатого века Винсента Бове и Рамона Лулля как концептуальные пространства, в которых существует множество возможных способов знания объединяются, не пытаясь примирить их.
Исследователь новых медиа Хе Джин Чанг применяет концепцию гетеротопии для описания множества наложенных друг на друга слоев пространственности и темпоральности, наблюдаемых в сильно оцифрованных аудиовизуальных медиа. Согласно Чангу, гетеротопическое восприятие цифровых медиа - это понимание глобально рассредоточенной трудовой структуры многонационального капитализма, которая производит аудиовизуальные представления различных пространственно-временных пространств.
Концепция гетеротопии оказала значительное влияние на литературу, особенно научную фантастику, фэнтези и другие спекулятивные жанры. Многие читатели считают миры Чайна Мивилля и других фантастических писателей гетеротопиями, поскольку они представляют собой миры радикальных различий, прозрачных или безразличных для их жителей. Роман Сэмюэля Делани 1976 года Проблемы на Тритоне имеет подзаголовок «Двусмысленная гетеротопия» и был частично написан в диалоге с научно-фантастическим романом Урсулы К. Ле Гуин Обездоленные, который имеет подзаголовок "Двусмысленная утопия".