Гетеротопия (пробел)

редактировать
Общественный туалет в Амстердаме, пример гетеротопии ритуала или очищения

Гетеротопия - это концепция, разработанная философом Мишелем Фуко для описания определенных культурных, институциональных и дискурсивных пространств, которые так или иначе являются «другими»: тревожными, напряженными, несовместимыми, противоречащими или трансформирующими. Гетеротопии - это миры внутри миров, отражающие и вместе с тем нарушающие то, что находится снаружи. Фуко приводит примеры: корабли, кладбища, бары, публичные дома, тюрьмы, античные сады, ярмарки, мусульманские бани и многое другое. Фуко трижды обрисовывал понятие гетеротопии в период с 1966 по 1967 год. Речь перед группой архитекторов - самое известное объяснение этого термина. Его первое упоминание об этой концепции содержится в предисловии к «Порядку вещей» и относится к текстам, а не к социокультурным пространствам.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Гетеротопия у Фуко
  • 3 Гетеротопия в работы других авторов
  • 4 Гетеротопия в литературе
  • 5 Список литературы
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Этимология

Гетеротопия следует шаблону, установленному представлениями утопия и антиутопия. Приставка гетеро - происходит от древнегреческого ἕτερος (héteros, «другой, другой, другой») и сочетается с греческой морфемой τόπος («место») и означает «другое место». Утопия - это идея или образ, который не является реальным, но представляет собой усовершенствованную версию общества, такую ​​как книга Томаса Мора или рисунки Ле Корбюзье. Как написал Уолтер Рассел Мид: «Утопия - это место, где все хорошо; антиутопия - это место, где все плохо; гетеротопия - это место, где все по-другому, то есть собрание, члены которого имеют мало или совсем не связаны друг с другом. «

Гетеротопия у Фуко

Фуко использует термин« гетеротопия »(французский : hétérotopie) для описания пространств, которые имеют больше смысловых слоев или отношений с другими местами, чем непосредственно встретиться взглядом. В общем, гетеротопия - это физическое представление или приближение к утопии или параллельному пространству (например, тюрьме), которое содержит нежелательные тела, чтобы сделать возможным настоящее утопическое пространство.

Фуко объясняет связь между утопиями и гетеротопиями, используя метафору зеркала. Зеркало - это утопия, потому что отраженное изображение - это «место без места», нереальное виртуальное место, которое позволяет увидеть собственную видимость. Однако зеркало также является гетеротопией в том смысле, что это реальный объект. Гетеротопия зеркала одновременно абсолютно реальна, связана с реальным окружающим его пространством, и абсолютно нереальна, создавая виртуальный образ.

Фуко формулирует несколько возможных типов гетеротопии или пространств, которые имеют двойное значение:

  • «кризисная гетеротопия» - это отдельное пространство, такое как школа-интернат или комната в мотеле, где проводятся такие мероприятия, как совершеннолетие или медовый месяц. место вне поля зрения. Фуко описывает кризисную гетеротопию как «предназначенную для людей, которые по отношению к обществу и человеческой среде, в которой они живут, находятся в состоянии кризиса». Он также указывает, что кризисные гетеротопии постоянно исчезают из общества и заменяются следующей гетеротопией отклонения.
  • «Гетеротопии отклонения» - это учреждения, куда мы помещаем людей, поведение которых выходит за рамки нормы (больницы, приюты, тюрьмы, дома отдыха, кладбище).
  • Гетеротопия может быть единым реальным местом, которое совмещает несколько пространств. Сад может быть гетеротопией, если это реальное пространство, предназначенное быть микрокосмом различных сред, с растениями со всего мира.
  • «Гетеротопии времени», такие как музеи, объединяют в одном месте предметы со всего мира. времена и стили. Они существуют во времени, но также существуют вне времени, потому что они построены и сохранены так, чтобы быть физически невосприимчивыми к разрушительным воздействиям времени.
  • «Гетеротопии ритуала или очищения» - это изолированные и проницаемые пространства, но не доступные для свободного доступа, как общественное место. Либо вход в гетеротопию обязателен, как вход в тюрьму, либо вход требует особых ритуалов или жестов, как в сауне или хаммаме.
  • Гетеротопия имеет функцию в отношении всех оставшиеся места. Эти две функции: гетеротопия иллюзии создает пространство иллюзии, которое обнажает каждое реальное пространство, а гетеротопия компенсации заключается в создании реального пространства - пространства, которое является другим.

Подробности Фуко о гетеротопиях были опубликованы в статье, озаглавленной Des espaces autres (О других пространствах). Философ призывает к обществу со многими гетеротопиями не только как к пространству с несколькими местами / для утверждения различия, но также как к средству бегства от авторитаризма и репрессий, метафорически заявляя, что если мы примем корабль как крайнюю гетеротопию, общество без кораблей по своей сути является репрессивным, что явно указывает на сталинизм.

Гетеротопию в работах других авторов

Географы-люди, часто связанные с постмодернистской школой использовали этот термин (и предложения автора), чтобы помочь понять современное возникновение (культурных, социальных, политических, экономических) различий и идентичности в качестве центральной проблемы в крупных мультикультурных городах. Идея места (чаще связанного с этнической принадлежностью и полом и реже с проблемой социального класса) как гетеротопической сущности привлекает внимание в текущем контексте постмодернистских, постструктуралистских теоретических дискуссий (и политической практики) в географии и других областях. пространственные социальные науки. Концепция гетеротопии также обсуждалась в связи с пространством, в котором происходит обучение. Существует обширная дискуссия с теоретиками, такими как Дэвид Харви, которые по-прежнему сосредоточены на вопросе классового господства как центрального фактора, определяющего социальную гетерономию.

Географ Эдвард Соя работал с этой концепцией в диалоге с работами Анри Лефевра о городском пространстве в книге Thirdspace.

Мэри. Франклин-Браун использует концепцию гетеротопии в эпистемологическом контексте, чтобы исследовать энциклопедии тринадцатого века Винсента Бове и Рамона Лулля как концептуальные пространства, в которых существует множество возможных способов знания объединяются, не пытаясь примирить их.

Исследователь новых медиа Хе Джин Чанг применяет концепцию гетеротопии для описания множества наложенных друг на друга слоев пространственности и темпоральности, наблюдаемых в сильно оцифрованных аудиовизуальных медиа. Согласно Чангу, гетеротопическое восприятие цифровых медиа - это понимание глобально рассредоточенной трудовой структуры многонационального капитализма, которая производит аудиовизуальные представления различных пространственно-временных пространств.

Гетеротопия в литературе

Концепция гетеротопии оказала значительное влияние на литературу, особенно научную фантастику, фэнтези и другие спекулятивные жанры. Многие читатели считают миры Чайна Мивилля и других фантастических писателей гетеротопиями, поскольку они представляют собой миры радикальных различий, прозрачных или безразличных для их жителей. Роман Сэмюэля Делани 1976 года Проблемы на Тритоне имеет подзаголовок «Двусмысленная гетеротопия» и был частично написан в диалоге с научно-фантастическим романом Урсулы К. Ле Гуин Обездоленные, который имеет подзаголовок "Двусмысленная утопия".

Ссылки
Дополнительная литература
  • Dehaene, Michiel; Де Каутер, Ливен, ред. (2008). Гетеротопия и город: публичное пространство в постцивилизованном обществе. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-42288-8.
  • Джонсон, Питер (ноябрь 2013 г.). «Географии гетеротопии» (PDF). География Компас. 7 (11): 790–803. doi : 10.1111 / gec3.12079.
  • Preucel, Robert W.; Матеро, Фрэнк Г. (2008). «Планировка северной части Рио-Гранде: вид с Куауа-Пуэбло». В Рубертоне, Патрисия Э. (ред.). Археологии создания мест: памятники, воспоминания и участие в коренной Северной Америке. Left Coast Press. С. 81–99. ISBN 978-1598741551.
Внешние ссылки
  • Heterotopian Studies - это веб-сайт, посвященный изучению идей Фуко о гетеротопии. Сайт, управляемый доктором Питером Джонсоном, содержит (1) текущую библиографию, в которой перечислены сотни статей, связанных с концепцией гетеротопии (б) ссылки на художников, которые исследовали это понятие, и (3) блог, обновляющий ресурсы и публикации.
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:49:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте