стиль Эррериан (испанский : estilo herreriano или arquitectura herreriana) архитектуры был разработан в Испании в течение последней трети 16 века при правлении Филиппа II (1 556–1598) и продолжал действовать в 17 веке, но был преобразован стилем барокко того времени. Он соответствует третьему и заключительному этапу архитектуры испанского ренессанса, который превратился в орнамент прогрессивного очищения, от первоначального платереско до классического пуризма второго третье XVI века и декоративная полная нагота, которая ввела стиль Эррериан.
Он возник при строительстве монастыря Эль-Эскориал (Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, Мадрид ) и, в частности,, в результате реорганизации проекта кантабрийского архитектора Хуана де Эррера (1530–1597), после смерти Хуана Баутисты де Толедо (1515–1567)), автор первого рисунка.
Его главные представители - упомянутый Эррера, которому стиль обязан своим названием, и Франсиско де Мора (1553–1610), ученик предшествующих и архитектор Дворца герцогов Лерма (Лерма, провинция Бургос ), других ключевых произведений архитектуры Эррериана.
Архитектура Эррериана или стиль Эррериан характеризуется своей геометрической строгостью, математическим соотношением между различными архитектурными особенностями, чистыми объемами, преобладанием стены над пролетом и почти полным отсутствием декора, поэтому со временем был назван estilo desornamentado («неориентированный стиль»). Также известен как стиль Эскориал, относящийся к зданию, которое служит лучшим примером архитектурного стиля.
Здания Эррериана известны своим его строгая горизонтальность, достигнутая за счет баланса форм, предпочтительно кубических, которые расположены симметрично в конструкции. Обычно имеют деревянные крыши, покрытые сланцем снаружи, и боковые башни с остроконечными пирамидальными шпилями, называемыми мадридскими шпилями, которые вводят элемент вертикальность, помогая усилить чувство величия и возвышенности.
В других случаях, не смотря на горизонтальность и громоздкость, что достигается за счет геометрического дизайна различных архитектурных элементов. Это случай модели, используемой при строительстве приходских церквей, с большими фасадами, четырехугольными башнями и тяжелыми контрфорсами.
. В большинстве случаев это произведения большого размера, впечатляющие своим окружением и впечатляющие своим внешним видом. суровый и монументальный воздух.
Что касается декоративных применений, это сокращает использование основных геометрических форм, таких как сферы и пирамиды. С социологической точки зрения эта трезвость является ответом на протестантизм в соответствии с руководящими принципами, установленными Трентским собором (1545–1563).
Геррерианский стиль был официальной архитектурой Габсбургов со времен правления Филиппа II. Социально-политическое воздействие означало, что строительство монастыря Эскориал (1563–1584) способствовало его расширению. Этому способствовало и то обстоятельство, что Хуан де Эррера был назначен в 1579 г. инспектором памятников короны.
Стиль распространился сначала через комарки Мадрида в Сьерра-де-Гуадаррама, расположенный в пределах водосбора монастыря Эль-Эскориал, двумя путями: напрямую финансируется королевской семьей и муниципалитетами Гвадаррамана. Первая категория охватывает инфраструктуру, такую как в Галапагар, и здания для частного использования Филипом II, такие как Casa Veleta, также в том же городе, и (оба исчезли) были построены для удобства передвижения короля от Мадрида до Эскориала. В Эль-Эскориале корона поощряла развитие различных городских планов и строительство церкви Сан-Бернабе Франсиско де Мора, одним из соавторов Эрреры в работах Королевский монастырь. Королевская семья также одобрила предоставление этим муниципалитетам льгот на ремонт своих основных общественных и религиозных зданий. Результатом этой меры стал нынешний херрерианский аспект приходских церквей Вальдеморилло и Навалагамелла, оба средневекового происхождения.
Стиль Эррериан быстро распространился по Испании и Америке. Некоторые характерные работы: Собор Вальядолида и Пуэнте-де-Сеговия (Мадрид ), оба спроектированные Хуаном де Эррерой ; церковь Монастерио де Уклес (Уклес, провинция Куэнка), автор Франсиско де Мора ; (Виллакастин, провинция Сеговия), приписываемый Родриго Хилю де Онтаньону ; (Вильягарсия-де-Кампос, провинция Вальядолид) того же автора; и Колледж Богоматери Антигуа (Монфорте-де-Лемос, провинция Луго) Симона де Монастерио. Особого упоминания заслуживает Герцогский дворец Лерма (провинция Бургос) Франсиско де Мора, строительство которого началось в 1601 году. Возникшие тенденции архитектуры барокко заимствовали зарождающийся стиль Эррери. время и создание модели дворцовой архитектуры, которая повторялась на протяжении 17 века.
Большинство гражданских зданий, построенных в Мадриде во время правления Филиппа III и Филиппа IV, продолжали архитектурные принципы этого дворца. Это случай Дворца советов, дворца Санта-Крус и Каса-де-ла-Вилья, все они выполнены в стиле барокко, но с заметными чертами Эррериана.. Влияние стиля Эррериан также заметно в расширении, которое, отдельно, имело характерный пирамидальный шпиль или «мадрилийский шпиль» с шиферными крышами. Этот предмет был принят во многих постройках после 16-17 веков, в основном в колокольнях и куполах церквей, а также во многих гражданских постройках.
18-19 века ознаменовали упадок этого архитектурного движения. В 20 веке наступил подъем, во время диктатуры Франсиско Франко. Площадь Пласа-де-ла-Монклоа в Мадриде, возглавляемая штаб-квартирой ВВС , среди многих крупных сооружений того времени символизирует возрождение архитектуры Эррериана.
.