Herjolfsnes

редактировать
Herjolfsnes / Ikigait находится в Гренландии Herjolfsnes / Икигаит Herjolfsnes / Ikigait Местоположение Herjolfsnes в Гренландии полуостров Herjolfsnes, смотрящий на юго-восток

Herjolfsnes был Норвежское поселение в Гренландии, в 50 км к северо-западу от мыса Фэруэлл. Он был основан Херйольфом Бардссоном в конце 10 века и, как полагают, просуществовал около 500 лет. Судьба его жителей, как и всех других норвежских гренландцев, неизвестна. Сегодня это место известно тем, что в нем были обнаружены прекрасно сохранившиеся средневековые предметы одежды, раскопанные датскими археологами в 1921 году. Его название примерно переводится как мыс Херьольфа или мыс.

Содержание
  • 1 Основание
  • 2 Более поздняя история
  • 3 Контакт с другими народами
  • 4 Исчезновение
  • 5 Раскопки и открытие скандинавской одежды
  • 6 Позднее поселение
  • 7 Вымышленное изображение
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Учреждение

Как отмечено в Landnámabók (Исландская книга поселений), Херйольф Бардссон был одним из вождей-основателей норвежских колонии в Гренландии, и, как говорили, был «человеком значительного роста». Он был частью исхода из Исландии, сопровождавшего Эрика Красного, который в 985 году нашей эры возглавлял экспедицию колонистов на 25 кораблях. Высадившись на юго-западном побережье Гренландии, Эрик и другие его родственники почти всегда предпочитали селиться дальше вглубь страны. вдали от открытого Лабрадорского моря, у истоков фьордов, где земля лучше подходила для сельского хозяйства. Напротив, решение Херьольфа обосноваться в конце фьорда, обращенного к открытому океану, недалеко от самой южной оконечности Гренландии, предполагает, что его основным намерением было не сельское хозяйство, а, скорее, создание основного порта захода новой колонии для прибывающих кораблей из Исландии и других стран. Европа.

Усадьба Херьольфа была расположена на западном берегу фьорда, получившего его имя, Херьольфсфьорд, и была самой южной и самой восточной главной усадьбой восточной части колонии. Поселение.

Основные усадьбы и церкви норвежских гренландцев Восточное поселение, которое, несмотря на свое название, находилось на западном побережье Гренландии. Херьольфснес - самое южное место.

Согласно Саге о гренландцах, Херйольфснес сыграл значительную роль в открытии Северной Америки норвежцами. Сын Херйольфа Бьярни вел дела в Норвегии и вернулся в Исландию, чтобы провести Йоль в семейной усадьбе, только чтобы узнать, что Херйольф присоединился к исходу в новую гренландскую колонию. Бьярни намеревался последовать за Херьольфом, но его унесло с курса на юго-запад, и он стал первым известным европейцем, который обогнул североамериканское побережье, если не приземлился. Осознав, что он промахнулся над Гренландией, Бьярни изменил курс на северо-восток и подошел к земле, которая соответствовала данному ему описанию. В саге говорится: «... они приземлились вечером под водой; и была лодка у реки, и как раз здесь жил отец Бьярни, и от него эта земля получила свое название и с тех пор называется Герьольфснессом». Затем сага повествует о том, как Бьярни отправился в Норвегию и сообщил о своем открытии суду Эрика Ярла. Говорят, что Эрик хорошо с ним обращался, но другие в суде раскритиковали безынициативу Бьярни за то, что он не смог исследовать новые земли, которые он видел. По возвращении Бьярни в Херйольфснес, он, как говорят, оставил мореплавание и жил там со своим отцом, а после смерти Херьольфа "впоследствии поселился там", предположительно, как вождь усадьбы и ближайшего округа.

В Сага об Эрике Рыжем (которая охватывает, по сути, те же события, что и сага о гренландцах), знаменитая исландка Гудрид Торбьорнсдоттир, как говорят, приземлилась в Херьольфснесе после трудный путь, и жил там некоторое время. Любопытно, что эта сага описывает усадьбу как принадлежащую человеку по имени Торкелл, и не упоминает ни Херьольфа, ни Бьярни. Хельге и Энн Стайн Ингстад ​​полагал, что автор саги, возможно, вычеркнул этих двух мужчин из рассказа, чтобы возвеличить подвиги Лейфа Эрикссона, первого Известный европейец приземлился в Северной Америке. Напротив, в «Саге о гренландцах» Лейф, как говорят, готовился к своему путешествию в Винланд, купив корабль Бьярни, во время которого он предположительно получил совет и указания от Бьярни.

Руины церкви Херйольфснес, вид на северо-запад

После обращения колонии в христианство в 1000 г. н.э. Херьольфснес был одним из 16 известных мест в Восточном поселении, на которых была возведена церковь. Руины, которые видны сегодня, - это руины церкви, построенной в 13 веке, которая, вероятно, была построена на месте более старой церкви эпохи обращения. Он имел прямоугольное основание, подобное фундаменту церквей в Хвалсе и Братталиде севернее в стиле, который был распространен в средневековой Северной Европе. Церковь Херйольфснес была третьей по величине в скандинавской колонии Гренландия после Гардара и Браттахлида. Гардар был резиденцией епископства Скандинавской Гренландии, а также резиденцией его Альтинга парламента, в то время как Братталид был самым известным отдельным поместьем из-за его связи с Эриком Рыжим и его потомками, так что сравнительно по размеру церковь Хериольфснеса является указание на относительную важность и положение усадьбы среди норвежских поселений Гренландии.

На кладбище церкви были останки местных жителей, а также погибших во время океанских путешествий в колонию. В одном из рассказов рассказывается об исландцах 12-го века, которые потерпели кораблекрушение на восточном побережье и погибли при попытке пересечь внутренние ледники в попытке добраться до Херьольфснеса, но вместо этого были похоронены там. Для тел, потерянных или захороненных в море, по-видимому, существовал обычай вырезать памятные руны на палке, которую затем поместили на кладбище в Хериольфснесе, когда корабль приземлился там. Один из таких рун, найденный в Хериольфснесе, гласит: «Эта женщина, которую звали Гудвег, была брошена за борт в Гренландском море».

Руническая палка Гудвега

Некоторые из умерших в Хериольфснесе были похоронены в деревянных гробах. Однако, возможно, из-за нехватки древесины, все чаще оборачивали покойников слоями шерстяной одежды. Эта практика непреднамеренно создала сокровищницу средневековых текстильных и модных артефактов, когда в начале 20 века были раскопаны могилы и хорошо сохранившаяся одежда.

Более поздняя история

Ивар Бардарсон, норвежский священник, проживший в колонии почти 20 лет в середине 14 века как представитель норвежской короны и католической церкви, писал, что Херьольфснес служил как главная гавань для входящих и исходящих потоков Гренландии и была хорошо известна морякам из Северной Атлантики, которые называли ее «Песок». Неясно, находилась ли гавань в непосредственной близости от церкви и усадьбы. Близлежащий залив Маккарнек, который предлагает гораздо лучшее убежище, чем собственно Хериольфснес, содержит несколько норвежских руин, которые, по-видимому, включают в себя фундаменты каменных складов, и, таким образом, это возможное место песчаной гавани, которую описал Бардарсон.

Хериольфснес - это единственное гренландское поселение, изображенное на карте Скалхолта позднего средневековья, на котором показаны европейские и североамериканские береговые линии Северной Атлантики, как их воспринимали норвежские исследователи.

Копия карты Скалхолта 1570 года Сигурда Стефансона, правильно показывает Херйольфснес возле мыса Прощание.
Контакт с другими народами

До прихода норвежцев, последовательные волны палеоэскимосских культур населяли Гренландию, возможно, еще в 2500 г. ДО Н.Э. Однако, как полагают, остров был необитаем ко времени прибытия норвежцев, за исключением, возможно, крайнего северо-западного региона культуры Дорсет. Малый климатический оптимум, который велся тогда, сделал бы юго-западное побережье особенно непригодным для арктического образа жизни охотников-собирателей Дорсета; Считается, что им было очень трудно приспособиться к этому теплому периоду, и они постепенно отступали все дальше на север. В результате считается, что первыми североамериканскими аборигенами, с которыми столкнулись норвежские гренландцы, на самом деле были беотук с Ньюфаундленда. Лишь позже норвежцы вошли в прямой контакт с родственными народами в самой Гренландии, культурой Туле, которые вытеснили дорсет по всей Североамериканской Арктике, начиная примерно с 1000 г. н.э. Эти контакты, вероятно, начались, когда норвежцы начали совершать регулярные охотничьи походы далеко к северу от своих поселений - или на восточное побережье острова - за моржовой и нарвальной слоновой костью.

С наступлением Малого ледникового периода, похолодание климата Гренландии побудило Туле расширить свой южный ареал и привело их к большему контакту с норвежцами, чем в случае с Дорсетом..

Современные гренландцы-инуиты имеют устные рассказы о контактах их предков с норвежцами, в которых рассказывается о случаях как дружбы, так и вражды. Одна из легенд рассказывает о норвежском вожде по имени Унгорток и его враге, лидере инуитов по имени К'айссапе, который, как говорят, сжег поселение Хвальси и преследовал Унгортока от Хвалсей-фьорда до самого мыса Херйольфснеса.

Недавние археологические исследования почвы руин строений норвежцев и туле в заливе Маккарнек в нескольких километрах к западу от Херьольфснеса позволяют предположить, что оба народа занимали этот район одновременно. Это может свидетельствовать о том, что Туле были активными участниками торговли слоновой костью Хериольфснеса в скандинавский период.

Исчезновение

Пережив почти полтысячелетия, точная судьба скандинавских поселенцев в Хериольфснесе и всей Гренландии остается неизвестной, хотя, вероятно, было задействовано несколько факторов. Скотоводческий образ жизни гренландцев столкнулся бы с серьезными проблемами с наступлением Малого ледникового периода, в гораздо большей степени, чем их европейские сверстники. Анализ ДНК человеческих останков из Хериольфснеса и других поселений показывает, что морской белок (особенно из тюленей) становится все более значительной частью их рациона по сравнению с пастырской диетой времен Эрика Красного. Другие теории включают возможность конфликта с инуитами Туле и нападение европейских пиратов. Нет никаких указаний на археологические раскопки или человеческие останки, что норвежцы вступили в брак с Туле или приняли их образ жизни, а также никаких записей из Исландии или Норвегии, которые намекают на исход из Гренландии.

Исторические записи действительно предполагают, что корабли из Европы прибывали реже из-за ухудшения морских условий. Традиционный норвежский маршрут в Гренландию должен был идти прямо на запад от полуострова Исландия Снайфелльснес до района Аммассалик восточной Гренландии, а затем плыть на юг вдоль побережья, чтобы добраться до поселений на другой стороне острова. Мыс Прощай. Однако к середине 1300-х годов Ивар Бардарсон заметил, что количество льда с северо-востока было таким, что «никто не идет по этому старому маршруту, не подвергая свою жизнь опасности». Норвежская корона в Осло и римско-католическая архиепископия Нидарос в конце концов бросили колонию на произвол судьбы, хотя некоторые папы знали о ситуации. К 1448 году Папа Николай V сетовал на сообщения о том, что Гренландия («регион, расположенный на крайнем краю земли») не имела постоянного епископа в течение 30 лет (хотя последний известный епископ, епископ Альф, на самом деле умер ранее, в 1378 г.). Эти опасения были поддержаны в письме, датированном примерно 1500 годом, Папой Александром VI, который считал, что в Гренландии не проводилось причастия в течение столетия и что ни один корабль не заходил туда за последние 80 лет. Однако даже после того, как колония была оставлена ​​церковью и в 16 веке, пустой титул «епископ Гардара» продолжала принадлежать по меньшей мере 18 лицам, ни один из которых не посетил свою номинальную епархию, и только один из них (епископ Маттиас Кнутссон), как сообщается, выразил какое-либо желание сделать это.

Хотя нет данных из первых рук о скандинавских гренландцах, живших после 1410 года, анализ одежды, захороненной в Херйольфснесе, предполагает, что оставшаяся часть населения продолжала поддерживать связь с внешним миром еще как минимум несколько десятилетий. Один пафосный рассказ исходит от моряка по прозвищу Джон Гренландец, но не по происхождению, а потому, что «... он плавал в Гренландию не менее трех раз... Однажды, когда он плыл с несколькими немецкими купцами из Гамбурга., они вошли в глубокий тихий фьорд Гренландии... выйдя на берег, они увидели лодочные домики, рыбные сараи и каменные дома для сушки рыбы, как в Исландии... Там они нашли мертвого человека, лежащего лицом вниз. на голове у него был хорошо сшитый чепец. Остальная часть его одежды была частично из вадмала, частично из тюленьей кожи. Рядом с ним лежал нож в ножнах, сильно изношенный от частых точений... единственная большая усадьба с видом на море в скандинавской Гренландии и, следовательно, наиболее заметная и доступная для посещающих кораблей, многие предполагали, что выход на берег Джона Гренландца находился в районе Хериольфснеса или около него, а обнаруженный им труп, возможно, был трупом последнего погибшего норвежского гренландца наедине с никем, чтобы похоронить его. Это сообщение относится к началу 16 века, но неясно, когда на самом деле произошел инцидент.

Раннее исследование человеческих останков с кладбища в Хериольфснесе породило убеждение, что его жители вымерли в результате инбридинга и общего вырождения из-за крайней культурной и географической изоляции. Однако Хельге Ингстад ​​ оспорил это как ошибочное предположение, сделанное только после беглого анализа особенно плохой выборки останков. Ингстад ​​утверждал, что в целом кладбище в Хериольфснесе представляет собой картину относительно здоровых и процветающих людей, которые в целом отражают социальные и религиозные нравы североевропейского христианского мира.

Растущее количество исследователей и китобоев снова начало земли в Гренландии к XVI веку, но только в начале XVIII века объединенная на тот момент датско-норвежская корона предприняла всесторонние официальные усилия, чтобы восстановить связь с утраченной колонией. отдано апостолу Гансу Эгеде. Читая исландские саги, Эгеде знал названия старых скандинавских усадеб и связанных с ними фьордов, но не их местонахождение. Основным источником путаницы было то, что восточные, средние и западные поселения северных гренландцев, несмотря на их названия, все были расположены на западном побережье Гренландии, идущем на юг. на север соответственно. Эгеде придерживался распространенного тогда ошибочного мнения, что основные усадьбы Восточного поселения, такие как Херьольфснес, должны быть найдены на суровом восточном побережье Гренландии. Говорят, что всю оставшуюся жизнь Эгеде горячо верил в существование остатка населения норвежских гренландцев, живущего в еще не найденном Восточном поселении, хотя на самом деле он уже тщательно исследовал его руины. В результате карты Гренландии этого периода часто увековечивали недоразумение, показывая Херьольфснес в различных местах на восточном побережье, в отличие от точного размещения, показанного на карте Скалхолта почти двести лет назад.

Карта Гренландии 1747 года, составленная английским картографом Эмануэлем Боуэном, основанная на описании Ганса Эгеде, ошибочно помещающая Херйольфснес на полпути на восточном побережье.
Раскопки и обнаружение скандинавской одежды

К началу 19 века посетители и местные инуиты начали находить артефакты и кусочки одежды, встроенные в западную береговую линию, ближайшую к руинам церкви Хериольфснес: уровень моря значительно поднялся со времен скандинавского периода и разрушал территорию вокруг старой церкви.. Формальное повторное открытие кладбища (европейцами) произошло в начале 19 века, когда миссионер заметил, что в соседнем инуитском доме был несущий дверной проем, сделанный из старого надгробия с именем Хроар Колгримссон. Торговый клерк также обнаружил у руин церкви норвежскую шерстяную «матросскую куртку». Это вызвало официальную попытку раскопок в 1839 году, и открытие светловолосых человеческих останков подтвердило, что это место было норвежским кладбищем. Последующие раскопки в последующие десятилетия обнаружили больше артефактов, человеческих останков и одежды.

Кроме церкви, при раскопках были обнаружены и другие постройки, в том числе главный дом и примыкающий к нему банкетный зал, хоз и несколько хозяйственных построек. В руинах церкви археологи нашли значительное количество древесного угля, что свидетельствует о пожаре в какой-то момент. Название этого места местными инуитами Икигаит («место, разрушенное огнем») является еще одним свидетельством этого. Возможно, что другие здания на этом месте были даже ближе к береговой линии, чем церковь, и были захвачены поднятием уровня моря через некоторое время после исчезновения норвежцев. Более поздние исследования почвы указывают на то, что в какой-то момент XVIII века произошел оползень, который, возможно, уничтожил остатки других скандинавских построек на этом месте.

Растущее количество вадмал фрагментов и одежду, которую вытаскивали из руин - и опасения, что восходящая линия воды скоро затопит это место - побудили Датский национальный музей начать срочно официальные раскопки в 1921 году под руководством. Он подсчитал, что береговая линия отступила еще на 12 метров в глубь кладбища с момента его открытия менее века назад и к тому времени почти касалась остатков южной стены церкви. Сравнивая план участка Норланда 1921 года с современными фотографиями, линия высокого уровня воды, похоже, с тех пор существенно не поднялась.

Норланд заявил в своей книге «Похороненные норманны в Херьольфснесе», что он никогда не работал над проектом, который вызвал бы такой живой интерес у местных жителей. Одна женщина сообщила ему, что она так привыкла находить куски консервированной норвежской шерсти, что шила детскую одежду из многовековой ткани, но неудивительно, что шерсть оказалась недостаточно прочной, чтобы сделать одежду практичной. Работая в тяжелых условиях в течение короткого сезона раскопок, Норланд и его команда в конечном итоге смогли восстановить полностью или частично костюмы, шляпы, капюшоны и чулки. Обретение этой одежды считается одной из самых значительных европейских археологических находок 20 века. До раскопок Хериольфснеса эти виды одежды встречались только на средневековых картинах. Тщательный анализ и реконструкция одежды выявили навыки жителей Хериольфснеса в прядении и ткачестве, а также их желание следовать европейской моде, такой как cotehardie, liripipe капюшон и шляпы. в стилях Бургундерхуэн и Дот. Более поздний анализ с использованием углеродного датирования предполагает, что одежда производилась в Хериольфснесе еще в 1430-х годах.

Одежда, найденная на кладбище в Хериольфснесе

Одежда была окрашена в темно-коричневый цвет после захоронения, но Тестирование выявило присутствие в некоторых из них железа, которое, по всей видимости, было намеренно и выборочно введено в процессе производства, а не в результате загрязнения почвы. Это говорит о том, что ткачи из Хериольфснеса создали красную краску не на растительной основе из местного источника минерального оксида железа. Хотя железо исторически использовалось в качестве протравы для красителей, образцы Хериольфснеса считаются единственным известным примером того, как средневековые европейцы использовали минерал для создания самого красного красителя, по-видимому, в отсутствие марена растение, которое обычно использовалось для изготовления красной краски в Европе.

В каком-то смысле качество, новаторство и осведомленность о моде, показанные в одежде Хериольфснеса, придают еще больше загадки исчезновению поселения и норвежская колония. Как заметил Хельге Ингстад: «Многие из этих предметов одежды носили не простые люди Европы, а только обеспеченный средний класс. В целом находки свидетельствуют о культурном и довольно процветающем сообществе, но никак не о людях, живущих в Европе. на грани исчезновения ».

Помимо работы самого Норланда, одежда Херйольфснеса была исчерпывающе изучена Эльзой Остергорд в ее книгах« Сотканные в землю »и« Средневековая одежда реконструирована ».

Позднее поселение

Ко времени датско-норвежской реколонизации Гренландии, начавшейся в 18 веке, бывшее место Херйольфснес было известно местным жителям как Икигайт. Инуиты-гренландцы. Сообщество было заброшено в какой-то момент в начале 20-го века, и жители, возможно, перебрались в соседний Нарсармиджит на другой стороне фьорда. Несколько бетонных и деревянных фундаментов того времени можно увидеть на текущих фотографиях этого места. Herjolfsnes / Ikigait сейчас необитаем.

Вымышленное изображение

В Гренландцы, историческом фантастическом романе Джейн Смайли 1988 года, Херьольфснес изображен отдельно от других районов. в Восточном поселении из-за его местоположения и его богатых жителей, которые носили отличную одежду и гордились своим большим знанием внешнего мира.

Ссылки
Внешние ссылки

Координаты : 59 ° 59'N 44 ° 42'W / 59,983 ° N 44,700 ° W / 59,983; -44.700

Последняя правка сделана 2021-05-23 10:04:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте