Гефталиты | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Империя: 440–560. княжества до 710 г. | |||||||||||||||||||||||||
Тамга гефталитов | |||||||||||||||||||||||||
гефталитов (зеленый), ок. 500. | |||||||||||||||||||||||||
Статус | Кочевая империя | ||||||||||||||||||||||||
Столица | |||||||||||||||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||||||||||||||
Религия | |||||||||||||||||||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность | ||||||||||||||||||||||||
• Основание | Империи: 440-е годы | ||||||||||||||||||||||||
• Ликвидация | 560. княжеств до 710 | ||||||||||||||||||||||||
|
Гефталиты (бактрийцы : ηβοδαλο, Эбодало), иногда называемые белыми гуннами, были люди, жившие в Средней Азии в 5-8 вв. Они существовали как империя и имели важное военное значение между 450 и 560 годами. Они базировались в Бактрии и расширялись на восток до Таримской котловины, на запад до Согдии и на юг. через Афганистан, но они никогда не выходили за пределы Гиндукуша, который был оккупирован алчонскими гуннами. Они были племенной конфедерацией и включали как кочевые, так и оседлые городские общины. Они были частью четырех основных государств, известных под общим названием Ксион (ксиониты) или Хуна, которым предшествовали Кидариты и Алхон, а наследовали незак-гунны и Первый тюркский каганат. Все эти гуннские народы часто были связаны с гуннами, вторгшимися в Восточную Европу в тот же период, и / или их называли «гуннами», но среди ученых нет единого мнения о такой связи..
Оплот эфталитов был Тохаристан на северных склонах Гиндукуша, на территории современного северо-восточного Афганистана. К 479 году эфталиты завоевали Согдию и вытеснили кидаритов на восток, а к 493 году они захватили части современной Джунгарии и Тарима. Бассейн на территории нынешнего Северо-Западного Китая. Гунны Алчона, которых раньше путали с эфталитами, распространились и на Пакистан.
Источники по истории эфталитов скудны, и мнения историков расходятся. Нет никакого списка царей, и историки не уверены, как они возникли и на каком языке говорили. Света Хуна, вторгшаяся в Пакистан, вероятно, являются эфталитами, но точное родство не ясно. Похоже, они называли себя Эбодало (ηβοδαλο, отсюда Гефтал), часто сокращенно Эб (ηβ), имя, которое они написали бактрийским письмом на некоторых своих монетах. Происхождение названия «эфталиты» неизвестно, возможно, либо от хотанского слова * Hitala, что означает «сильный», либо от постулируемого среднеперсидского * haft āl «Семь».
Имя эфталитов произошло от древнегреческих источников, которые также называли их эфталит, Абдель или Авдель.
Для армян эфталиты были Хайталом, для персов и арабов они были Хайтал или Хаятила (هياطلة), а их бактрийское имя было Эбодало (ηβοδαλο).
В китайских хрониках эфталитов обычно называют Йе-та-и-ли-то 厌 带 夷 栗 陁 (пиньинь : Yàndàiyílìtuó), или более привычной современной сокращенной формой Яда 嚈 噠 (пиньинь : Йеда). Последнее название было дано в различных латинизированных переводах, в том числе Yeda, Ye-ta, Ye-tha; Йе-да и Янда. Соответствующие кантонские и корейские имена Yipdaat и Yeoptal (корейский : 엽달), которые сохраняют аспекты среднекитайского произношения (примерно да -daht, [ʔjɛpdɑt]) лучше, чем современное мандаринское произношение, больше соответствует греческому Hephthalite. Некоторые китайские летописцы предполагают, что корень Hephtha- (как в Ye-ta-i-li-to или Yada) технически был титулом, эквивалентным «императору», в то время как Хуа было названием доминирующего племени.
В Древней Индии такие названия, как гефталит, были неизвестны. По-видимому, гефталиты были частью или ответвлениями людей, известных в Индии как хунны или турушки, хотя эти имена могли относиться к более широким группам или соседним народам. В древнем санскритском тексте Правишьясутра упоминается группа людей по имени Хавитарас, но неясно, обозначает ли этот термин гефталитов.
Существует несколько теорий происхождения эфталитов, среди которых иранские и тюркские теории. самый видный.
По мнению большинства ученых-специалистов, разговорным языком эфталитов был восточноиранский язык, но он отличался от бактрийского языка, написанного греческим алфавитом., который использовался в качестве «официального языка» и чеканился на монетах, как это было сделано при предыдущей Кушанской империи.
Согласно Ксавье Трембле, одного из правителей эфталитов звали «Хингила ", имеющий тот же корень, что и согдийское слово xnγr и вахи слово xiŋgār, что означает" меч ". Имя Михиракула, как полагают, происходит от слова митра-кула, что по-ирански означает «семья Солнца». Торамана, отец Михиракулы, также считается иранским происхождением. На санскрите михира-кула будет означать кул "семья" михира "Солнце", хотя михира не является чисто санскритским, а является заимствованием из среднеиранского михр. Янош Харматта дает перевод «Рожденный Митры» и также поддерживает иранскую теорию.
царь эфталитов в короне сасанидского императора Пероза I. Конец V века нашей эры.В течение многих лет ученые предполагали, что они принадлежали к тюркскому происхождению. Некоторые утверждали, что некоторые группы среди эфталитов были тюркоязычными. Однако сегодня считается, что эфталиты были восточноиранским народом, говорящим на восточноиранском языке. Эфталиты писали свои монеты шрифтом бактрийским (иранским ), носили иранские титулы, имена правителей эфталитов приводились в Фирдоуси в Шахнаме являются иранскими, а надписи на драгоценных камнях и другие свидетельства показывают, что официальным языком элиты эфталитов был восточноиранский. В 1959 году Казуо Эноки предположил, что гефталиты, вероятно, были индоевропейскими (восточными) иранцами, поскольку некоторые источники указывали, что они были первоначально из Бактрии, которая, как известно, была населена индоевропейскими -Иранский народ в древности. Ричард Фрай осторожно принимает гипотезу Еноки, в то же время подчеркивая, что эфталиты «вероятно, были смешанной ордой». Совсем недавно подробное исследование сохранившихся личных имен гефталитов Ксавье Трембле показало, что гипотеза Эноки о том, что они были восточноиранскими, вполне может быть верной, но этот вопрос остается нерешенным в академических кругах.
Согласно Encyclopaedia Iranica и Энциклопедия ислама, гефталиты, возможно, возникли на территории современного Афганистана. Очевидно, они не имели прямой связи с европейскими гуннами, но могли быть причинно связаны с их движением. Племена, о которых идет речь, сознательно называли себя «гуннами», чтобы напугать своих врагов.
Некоторые гефталиты могли быть выдающимся племенем или кланом хионитов. Согласно Ричарду Нельсону Фраю :
Подобно тому, как более поздние кочевые империи были конфедерациями многих народов, мы можем предварительно предположить, что правящие группы этих захватчиков были или, по крайней мере, включали тюркоязычных племен. с востока и севера. Хотя, скорее всего, основная масса людей в конфедерации хионитов, а затем и эфталитов говорила на иранском языке... это был последний раз в истории Центральной Азии, когда ираноязычные кочевники играли какую-либо роль; в дальнейшем все кочевники будут говорить на тюркских языках, и получится тысячелетнее разделение между оседлыми таджиками и кочевыми тюрками.
Византийский историк Прокопий Кесарийский (История Войны, книга I. гл. 3), связывает их с гуннами в Европе:
Гунны эфталиты, которых называют белыми гуннами [...] Эфталиты принадлежат к хунну как в действительности, так и в имя, однако они не смешиваются ни с одним из известных нам гуннов, поскольку они занимают землю, не примыкающую к ним и даже не очень близкую к ним; но их территория лежит непосредственно к северу от Персии [...] Они не кочевники, как другие гуннские народы, но долгое время обосновались на прекрасной земле... Они единственные среди гуннов, у которых есть белые тела и не безобразные лица. Верно также и то, что их образ жизни не похож на образ жизни их сородичей, и они не живут такой дикой жизнью, как они; но ими правит один царь, и, поскольку они обладают законной конституцией, они соблюдают право и справедливость в своих отношениях как друг с другом, так и со своими соседями, не в меньшей степени, чем римляне и персы
Как пример как мало мы знаем о гефталитах, Айдогды Курбанов исследовал литературу и нашел следующие мнения: они названы в честь царя Эфталана или Гефтала. Они жили в долине Эфтали (местонахождение не указано). Они называли себя Войной, Джабулой или Алхоном. Они были скорее политической, чем этнической единицей. Они, сиониты и кидариты, были одним и тем же народом или тремя разными народами. Они были правящим классом сионитов. Они не были ксионитами. Они не были «белыми гуннами». Они были выходцами из Бактрии, Памира или Кундукуша. Они начинали как хуа, которые были подданными жужаней в районе Турфана. Они были ответвлением юэчжи в районе Алтая, которое слилось с динглингами, победило юэбань и двинулось на юг. Они возникли у Аральского моря в результате слияния массагетов и аланов и двинулись на юго-восток под именем ксионитов. Частично они были тибетцами, монголами, тохарцами или гуннами, которые вернулись на восток после падения Аттилы.
. Курбанов представляет несколько других теорий о происхождении эфталитов в китайских императорских хрониках и не делает никаких попыток на это. примирить их.
Китайские хроники утверждают, что они изначально были племенем юэчжи, живущим к северу от Великая Китайская стена в Джунгарии и подчиняется журанам (Jwen-Jwen), как и некоторые тюркские народы в то время. Их первоначальное имя было Хоа или Хоа-тун ; впоследствии они назвали себя Йе-та-и-ли-то (厌 带 夷 栗 陁, или короче Йе-та 嚈 噠), в честь своей королевской семьи, которая происходила из одной из пяти семей юэчжи. который также включал Кушан.
. Эфталит был вассальным государством Жужанского каганата до начала V века. Между эфталитами и руранцами также были тесные контакты, хотя у них были разные языки и культуры, а гефталиты заимствовали большую часть своей политической организации у руранов. В частности, титул «Хан », который, по словам Макговерна, принадлежал руранам, был заимствован правителями эфталитов. Причина миграции гефталитов на юго-восток заключалась в том, чтобы избежать давления руранцев. Далее, гефталиты победили юэчжи в Бактрии, и их лидер Кидара повел юэчжи на юг.
Гефталиты образовались в Бактрии около 450 г. или когда-то раньше. В 442 году их племена воевали с персами. Около 451 года они двинулись на юго-восток к Гандхаре. В 456 году в Китай прибыло посольство эфталитов. К 458 году они были достаточно сильны, чтобы вмешаться в Персию.
Около 466 г. они, вероятно, захватили трансоксианские земли у кидаритов с помощью персов, но вскоре захватили у Персии территорию Балха и восточного Кушаншахра.
в во второй половине пятого века они контролировали пустыни Туркменистана вплоть до Каспийского моря и, возможно, Мерв.
К 500 г. они владели всей Бактрия и Памир и части Афганистана.
Вероятно, в конце пятого века они заняли западную Таримскую котловину (Кашгар и Хотан ), а в 479 году они взяли восточную часть (Турфан ). В 497–509 годах они продвинулись к северу от Турфана в область Урумчи. В 509 году они взяли Согд (столица Согдианы ).
Около 557 г. их империя была разрушена союзом гёктюрков и сасанидов, но некоторые из них оставались местными правителями в афганском регионе в течение следующих 150 лет.
Эфталиты изначально были вассалами Жужанского каганата, но отделились от своих повелителей в начале пятого века. В следующий раз они были упомянуты в персидских источниках как противники Йездигерда II (435–457), который с 442 г. сражался с «племенами эфталитов», согласно армянскому Елисею Вардапеду.
В 453 году Йездигерд переместил свой двор на восток, чтобы иметь дело с эфталитами или связанными с ними группами.
В 458 году царь эфталитов по имени Хушнаваз помог сасанидскому императору Перозу I (458–484) получить персидский трон от своего брата.
Возможно, эфталиты также помогли сасанидам уничтожить другое гуннское племя, кидаритов : к 467 году Пероз I с помощью эфталитов, как сообщается, сумел захватить Валаама и положить конец Кидаритское правление в Трансоксиане раз и навсегда. Ослабленным кидаритам пришлось укрыться в районе Гандхары.
Однако позже Пероз I провел три войны со своими бывшими союзниками - эфталитами. В первых двух он сам был схвачен и выкуплен. В третьем, в битве при Герате (484), он был убит, и в течение следующих двух лет гефталиты грабили части Персии.
С Сасанидской империей отдавая дань уважения эфталитам, с 474 г. сами эфталиты приняли крылатую корону с тремя полумесяцами Пероза I, чтобы увенчать свое изображение своей собственной монетой. Таким образом, они символически выразили, что они стали законными правителями Ирана.
С 484 г. до середины шестого века Персия платила дань эфталитам.
В 488 году Кавад I (488–496, 498–531) стал царем Персии с помощью эфталитов. (Он сверг своего дядю, брата Пероза).
В 496–498 годах Кавад I был свергнут дворянами и духовенством, бежал и восстановился с армией эфталитов. Войска эфталитов помогли Каваду при осаде Эдессы.
Период ок. 498–555 почти пусто в стандартных английских источниках. В 552 г. гёктюрки захватили Монголию, образовали Первый тюркский каганат и к 558 г. достигли Волги.
около 555–567 гг., Турки и персы объединились. против эфталитов и победил их после восьмидневного сражения при Карши, Бухарской битвы, возможно, в 557. Эти события положили конец Царству эфталитов. Затем союзники сражались друг с другом и c. 571 г. провел границу вдоль Окса, при этом север Окса принадлежал туркам, а юг - сасанидам. После битвы эфталиты отступили в Бактрию и заменили царя Гатфара Фаганишем, правителем Чаганияна. Небольшие эфталитские княжества остались в Афганистане в районах Герата и Кабула. Что произошло в Таримской котловине, не ясно.
К 581 году или раньше западная часть Первого тюркского каганата отделилась и стала Западно-тюркским каганатом.
Около 600 г. эфталиты совершали набеги на Сасанидскую империю до Спахана в центральном Иране. Эфталиты выпустили множество монет, имитирующих чеканку Хосрова II, с добавлением на аверсе подписи гефталита в согдийском и тамги символа. В ок. 606/607, Хосров отозвал Смбата IV Багратуни из Персидской Армении и послал его в Иран для отражения эфталитов. Смбат с помощью персидского князя по имени Датойан отбросил эфталитов из Персии и разграбил их владения в восточном Хорасане, где, как говорят, Смбат убил их царя в единоборстве. Затем Хосров дал Смбату почетный титул Хосров Шун («Радость или Удовлетворение Хосрова»), а его сын Варазтироц II Багратуни получил почетное имя Джавитян Хосров («Вечный Хосров»)
<112.>УпадокОстались небольшие государства эфталитов, платившие дань либо туркам, либо персам. О них сообщается в Зарафшанской долине, Чаганияне, Хуттале, Термезе, Балхе, Бадгисе, Герате и Кабуле. Около 651 года, во время арабского завоевания, правитель Бадгиса был причастен к падению последнего сасанидского шаха Йездигерда III. Около 705 года эфталитские правители Бадгиса и Чаганияна сдались арабам при Кутайбе ибн Муслиме. Некоторые остатки, не обязательно династические, конфедерации эфталитов будут включены в Göktürks, поскольку в древнетибетском документе, датированном 8 веком, упоминается племя Heb-dal среди 12 Племена дру-гу, которыми правил Капаган Каган
Говорят, что они практиковали полиандрию и искусственную деформацию черепа. В китайских источниках говорится, что они поклоняются «чужим богам», «демонам», «богу неба» или «богу огня». Гоктурки рассказали византийцам, что они окружили города стенами. Некоторые китайские источники утверждали, что у них не было городов и они жили в палатках. Литвинский пытается решить эту проблему, говоря, что они были кочевниками, которые переселились в завоеванные города. Были некоторые правительственные чиновники, но центральный контроль был слабым, и местные династии платили дань.
Печать с женским портретом, украшенная полумесяцем над головой, Восточный Иран, возможно, гепталит, V век н.э. Британский музей 119609.Согласно Сун Юн, китайский буддийский монах, который посетил территорию эфталитов в 540 году и «дает точные сведения о людях, их одежде, императрицах, судебных процедурах и традициях людей, и он заявляет, что эфталиты не признавали буддийскую религию, проповедовали псевдобогов и убивали животных ради мяса ». Сообщается, что некоторые эфталиты часто разрушали буддийские монастыри, но другие строили их заново. Согласно Сюаньцзану, третьему китайскому паломнику, посетившему те же места, что и Сун Юнь около 100 лет спустя, в столице Чаганияня было пять монастырей.
Согласно историку Андре Винк, «... в владениях эфталитов преобладал буддизм, но были также религиозные отложения зороастризма и манихейства. Балх насчитывало около 100 буддийских монастырей и 30 000 монахов. За пределами города находился большой буддийский монастырь, позже известный как Наубахар.
. К середине VI века среди эфталитов были христиане, хотя ничего не известно о том, как они были обращены. В 549 году они отправили делегацию к Абе I, патриарху Церкви Востока, с просьбой освятить священника, избранного ими в качестве своего епископа., что и сделал патриарх. Затем новый епископ поклонился и патриарху, и сасанидскому царю Хосрову I. Местонахождение епископства неизвестно, но, возможно, это был Бадгис-Кадиштан, епископ которого Гавриил отправил делегата в синод Патриарха Ишояб I в 585 году. Вероятно, он принадлежал митрополиту Гератскому. Присутствие церкви среди эфталитов позволило им расширить свою миссионерскую деятельность по всему Оксу. В 591 г. несколько эфталитов, служивших в армии мятежника Бахрама Чобина, были захвачены Хосровом II и отправлены римскому императору Морису в качестве дипломатического подарка. На лбу у них были вытатуированы несторианские кресты.
Неясно, был ли народ хунны, или света-хунны (белые гунны) на санскрите, были эфталитами или родственными им людьми, хионитами. На северо-западе Индийского субконтинента гефталиты не отличались от своих непосредственных предшественников - хионитов; оба известны как Хуна (санскрит: Света-Хуна, Белые Гунны). В Древней Индии такие названия, как гефталит, были неизвестны. По всей видимости, гефталиты были частью или ответвлениями людей, известных в Индии как хунны или турушки.
Историки, такие как Беквит, имея в виду Этьен де la Vaissière, говорят, что эфталиты не обязательно были одними и теми же гунами (Sveta Huna). Согласно де ла Вайсьеру, эфталиты не упоминаются непосредственно в классических источниках наряду с источниками хуннов.
Хуна уже обосновались в Афганистане и современной провинции Хайбер-Пахтунхва из Пакистан к первой половине V века, и император Гупта Скандагупта отразил вторжение хун в 455 году до того, как появился клан эфталитов. Эти нападения на гуптов, вероятно, были совершены предшественниками эфталитов, кидаритов.
Индия была захвачена в 5 веке людьми, известными на Индийском субконтиненте как Хунны - включая гуннов Алчона и, возможно, более широкий союз, чем гефталиты и / или ксиониты. Первоначально хуны базировались в бассейне Окса в Центральной Азии и установили свой контроль над Гандхарой в северо-западной части Индийского субконтинента примерно к 465 году нашей эры. Оттуда они распространились по разным частям северной, западной и центральной Индии. Хуны упоминаются в нескольких древних текстах, таких как Рамаяна, Махабхарата, Пураны и Рагхувамша Калидаса. Первоначально хуна потерпели поражение от императора Скандагупты из Империи Гупта. Однако к концу V века хуна захватили часть империи Гупта, которая находилась к юго-востоку от них, и завоевали Центральную и Северную Индию. Император Гупта Бханугупта победил хуннов при Торамане в 510 году. Хуна были изгнаны из Индии королями Ясодхарманом и Нарасимхагуптой во время начало VI века.
У гефталитов была столица в Бадиане, современном Кундузе, но император прожил в столице всего три зимних месяца, а в остальное время года, правительственное кресло перемещалось из одного населенного пункта в другой, как лагерь. Эфталиты продолжали наступление на северо-западную границу древней Индии и к концу V века прорвались на восток, ускорив распад империи Гуптов. Они сделали своей столицей город Сакала, современный Сиалкот в Пакистане, при их короле Михиракуле. Но позже гунны были разбиты и изгнаны из Индии индийскими королями Ясодхарманом и Нарасимхагуптой в VI веке.
Ряд групп, возможно, произошли от гефталитов.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с гефталитами. |
Викисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи эфталитов. |