Генрих (епископ Финляндии)

редактировать
Епископ Финляндии XII века
Св. Генрих, епископ Финляндии
Епископ Генрих из церкви тайвассало2.jpg Генрих идет на своего убийцу. Картина из церкви Тайвассало около 1450 года.
Епископ, миссионер, мученик
Родился1100. Королевство Англии
УмерТрадиционно 20 января, 1156. озеро Кейлио, земли финских племен (сейчас Финляндия )
почитаются вкатолической церкви. англиканской общине. лютеранство
Канонизированный до общины
майор святыня Ранее собор Турку, сегодня только католический собор Хельсинки
праздник январь 19
Покровительство Католический собор Хельсинки
СпорыСуществование оспаривается

Генри (финский : Хенрик; шведский : Хенрик; латинское : Хенрик; умер ок. 20 января 1156 г.) был средневековым англичанином священником. Он прибыл в Швецию с кардиналом Николас Брейкспир в 1153 году и, скорее, всего, был назначен новым архиепископом Упсалы, но независимая церковная провинция Швеции могла быть учреждена только в 1164 год у после гражданская, и Генрих был помещен в систему церкви в Финляндии, где христиане существовали уже два столетия.

Согласно легенде, он вошел в Финляндию вместе с королем Швеции святым Эриком и умер мучеником, став центральной фигурой в местная католическая церковь. Однако достоверность рассказов о его жизни широко оспаривается, и нет никаких исторических записей о его рождении, существовании или смерти.

Вместе со своим предполагаемым убийцей, крестьянином Лалли, Генри является фигурой в ранней истории Финляндии. Его праздник отмечается большинством лютеранской церкви Финляндии, а также католической церковью Финляндии. Он регистрируется в литургических календарях нескольких протестантских и англиканских церквей.

Содержание

  • 1 Легенда
    • 1.1 Vita и miracula
    • 1.2 Развитие легенды
      • 1.2.1 Отсутствие в истории важнойх
      • 1.2.2 Появление в истории важнойх
    • 1.3 Почитание
    • 1.4. Аспекты
  • 2 Народные традиции
    • 2.1 Происхождение Генриха
    • 2.2 Смерть и погребение
    • 2.3 Развитие народных традиций
  • 3 Исторические источники
    • 3.1 Епископ Упсалы
    • 3.2 Епископ Финляндии
  • 4 Наследие
    • 4.1 Реликвии
    • 4.2 Статус Генриха сегодня
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Библиография

Легенда

Vita и чудо

Легенда о жизни епископа Генриха, или его жития, была написана через 150 лет после него, в конце 13 века, и содержит мало информации о нем. Считается, что он был английским рожденным в Уппсале во времена короля Эрика Святого Швеции в середине XII века, правившего мирное царство с царем в райском сосуществовании. Чтобы противостоять им предполагаемой угрозе со стороны нехристианских финнов, Эрику и Генри пришлось сразиться с ними. После того, как они завоевали Финляндию, победоносный король вернулся в Швецию, в то время как Генрих (Хенрикус) остался с финнами, более желая вести жизнь проповедника, чем жизнь высокого епископа.

Легенда подводит к выводу, что Генрих попытался назначить убийцу каноническое наказание. Обвиняемый пришел в ярость и убил епископа, которого считали мучеником.

Легенда подчеркивает, что Генрих был епископом Упсалы, а не епископом Финляндии, который стал условным требованием позже, также самой церковью. Он остался в Финляндии из жалости, но никогда не был назначен там епископом. В легенде не говорится, были ли в Финляндии епископы до его времени или что произошло после его смерти; здесь даже не регистрируется его захоронение в Финляндии. В биографии нет конкретной информации о Финляндии, поэтому ее можно было создать где угодно. Латинский язык схоластичен, грамматика в целом исключительно хороша.

Епископ Генрих в окружении своих преемников, как показано в Missale Aboense.

Житие Генриха, за ним следует более местное чудо, список из одногонадцати чудеса, которые, как говорят, пережили разные люди когда-то после смерти епископа. За исключением священника в Скаре, который страдал от боли в животе после насмешек над Генрихом, все чудеса, похоже, происходили в Финляндии. Другими чудесами, обычно происходили после молитвы епископу Генриху, были:

  1. Убийца потерял голову, когда надел шляпу епископа на голову
  2. Следующей весной найден палец которые епископа
  3. Мальчик воскрес из мертвых в Кайсале
  4. Девушка воскресла из мертвых в Вехмаа
  5. Больная женщина была исцелена в Састамале
  6. A францисканец позвонил Эрленду исцелили головную боль
  7. Слепая женщина вернула зрение в Кирё
  8. Мужчина с парализованной ногой снова смог ходить в Кирё
  9. Больная девушка была исцелена
  10. Группа рыбаков из Кокемяки пережила шторм

Большинство версий легенды Генри включают только некоторые из этих чудес.

Развитие легенды

Собор Турку был центром культа Генриха.

Генрих и его крестовый поход в Финляндию также были частью легенды о короле Эрике. В приложении начала 13 века Västgötalagen, в котором дается краткое описание памятных подвигов Эрика, также не упоминается Генрих или крестовый поход. Генрих и крестовый поход не появится годом тех пор, пока не появится версия легенды об Эрике, датируемая 1344 год. Сходства в фактическом содержании и фразеологии событий общего указывает на то, что одна из легендала в качестве модели для другой. Считается, что легенда Генри была написана самое позднее в 1280-х или 1290-х годах для освящения собор Турку в 1300 году, когда его предполагаемые останки были переведены туда из Нусиайнен, приход недалеко от Турку.

Отсутствие в химической истории

Тем не менее, даже в 1470-х годах легенды о крестовом походерировались в Chronica regni Gothorum, хроника истории Швеции, написанная Эрикусом Олаи, канон Уппсальского собора.

. Примечательным в развитии легенды является то, что первый канонически избранный епископ Турку, Йохан (1286–1289) польского происхождения, был избранный архиепископом Упсалы в 1289 году, после трех лет правления в Турку. Шведские епископы Финляндии перед ним, Беро, Рагвальд и Кеттил, очевидно, были избраны королем Швеции. С новой ситуацией было связано также назначение брата короля герцогом Финляндии в 1284 году, что поставило под сомнение прежнее положение епископа как единоличного авторитета по всем местным вопросам. За Йоханом в Турку следовал епископ Магнус (1291–1308), который родился в Финляндии.

В 1291 году в документе главы собора нет ссылок Генри, хотя в нем много раз упоминается собор и избрание нового епископа. В папском письме Папы Николая IV от 1292 года Дева Мария является единственной покровительницей в Турку.

Появление в этой статьех

Первое упоминание епископа Генриха в исторических источниках к 1298 году, когда он упоминается вместе с королем Эриком в документе провинциального синода Упсалы в Тельге. Этот документ, хотя и упоминался много раз как источник на протяжении веков, не был правильно датирован до 1910 года.

Генрих изображен на печати епископа Бенедикта Турку в 1332 году.

Сама легенда также впервые регистрируется в письме. архиепископом Упсалы в 1298 году, где Эрик и Генрих регистрируются вместе как мученики, которым нужно было молиться ради ситуации в Карелии, связывая свой предполагаемый крестовый поход в Финляндию с новыми экспедициями против Новгород. Война между Новгородом и Швецией за контроль над Карелией началась в 1293 году. Первое достоверное появление изображения Генриха на печати епископа Турку произошло лишь в 1299 году.

Первое. упоминание о Генрихе Уппсальском как покровителе собора Турку произошло только 14 августа 1320 года, когда он упоминается как второй покровитель собора после Девы Марии. Когда Папа Бонифаций IX позже обращается к нему как к покровителю Собора Турку вместе с Девой Марией и упоминает как святой, это было в 1391 году. утверждают, что Генрих был канонизирован в 1158 году, но эта информация была прослежена до поздней публикации Йоханнеса Вастовиуса в 1623 году и обычно рассматриваются как вымысел.

Таким образом, почитание Генриха как и его отношение к королю Эрику, похоже, появилось в программе одновременно в середине 1290-х годов при сильной поддержке церкви. Это соотносится с началом войны против Новгорода. Источники не подтверждают распространенное мнение о том, что культ Генриха развился в Ноусиайнене и постепенно распространился среди простых людей до официального принятия. В 1232 году церковь в Нусиайнене была посвящена только Деве Марии, и только в 1452 году Генрих был упомянут как покровитель Нусиайнена.

Почитание

Генрих также почитался в Собор Лунда.

Несмотря на громкое начало культа Генриха, почитание святого Генриха заняло более 100 лет, чтобы получить широкое признание по всей Швеции. По состоянию на 1344 г. мощей епископа в соборе Уппсалы не было. По словам одного биографа, почитание Генри было редкостью за пределами епархии Турку на протяжении XIV века. Аббатство Вадстена около Линчёпинга, похоже, сыграло ключевую роль в становлении легенды Генрихе в других местах Швеции в начале 15 века. Генри никогда не удостаивался высочайшего тотального дуплекса почитания в Уппсале, и при этом он не был покровителем церкви, как он имел статус и в Турку, и в Ноусиайнене.

В конце римско-католической церкви. В эпоху Швеции Генрих был хорошо известен как местный святой. Епархии в Швеции и других странах, почитающие Генриха, были распределены по категориям в соответствии с его местным рейтингом:

  1. Общий дуплекс: Турку, Линчёпинг, Стренгнес
  2. Дуплекс: Упсала, Лунд (Дания ), Вестерос, Векшё
  3. Полуплекс: Нидарос (Норвегия )
  4. Симплекс: Скара

Генрих, кажется, известен в северной Германии, но в других частях римско-католического мира его почти не замечали.

Оригинальный Gaudeamus omnes.

В епископстве Турку проводился ежегодный праздник Днем Генриха было 20 января (талвихейкки, «Зимний Генри»), по традициям дня его смерти. В других местах его мемориал состоялся уже 19 января, так как более выдающиеся святые поминались уже 20 января. После Реформация, день Генриха также был перенесен на 19-е число в Финляндии. О существовании этого праздника впервые известно в 1335 году, и, как, в литургическом календаре он был отмечен с начала 15-г о числа. столетие вперед с. Еще один мемориал состоялся 18 июня (kesäheikki, «Летний Генри»), в день перенесения его мощей в Собор Турку.

Gaudeamus omnes

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Gaudeamus omnes («Да возрадуются все»), григорианский вступление к мессе в честь Генри. конец 14 или начало 15 века Graduale Aboense.

Политические аспекты

Епископ Генрих крестит финнов у источника Куппис, псевдоисторическая картина Р. В. Экман из 1850-х гг. В кафедральном соборе Турку

Согласно легенде, создание церкви в Финляндии было полностью делом рук святого короля Швеции Эрика, которому помогал епископ из основной епархии. в стране. Первая половина легенды есть, как король и епископ правили Швеция как «два великих светила» с чувством «внутренней любви» к другу, подчеркивая мирное сосуществование светского и церковного правления в счастливую эпоху, когда «хищные волки» «не могли ударить зубами своими ядовитыми» невиновных ». На самом деле все было иначе - предшественник Эрика, сам Эрик и двое его преемников были убиты почти за десять лет, что было одним из самых кровавых времен для шведской королевской королевы. В 1150-х годах епископ Упсалы также вел ожесточенную борьбу с епископом Линчёпинга, из-за которого престол стал архиепископом. Сам крестовый поход описывается как краткое и бескровное мероприятие, которое было совершено только для того, чтобы подчинить «слепых и злых язычников Финляндии» порядку.

Автор легенды, кажется, был особенно заинтересован в представлении епископ как смиренный мученик. Он полностью игнорировал свое место смерти и захоронения и другие «домашние» финские интересы, которые были гораздо более очевидны в народных традициях. Легенды и народные традиции со временем повлияли друг на друга, и постепенно переняла многие дополнительные детали у своего святого епископа.

Народные традиции

Среди множества народных преданий о Генрихе наиболее заметной народной поэма «Смерть епископа Генриха» (Piispa Henrikin surmavirsi). Поэма почти полностью игнорирует жизнь и служение Генриха и сосредотачивается на его смерти.

Происхождение Генри

Согласно стихотворению, Генри вырос в «Капустной стране» (Kaalimaa), что озадачило Финские историки веками. Название может быть связано с прибрежным районом на севере Финляндии под названием Каланд, который также включается вместе с посторонним проповедником в Весилахти, верхний Сатакунта, местное название которой было « Рыба Каланда »(Kalannin kala, также известная как Hunnun herra). Епископ Микаэль Агрикола писал в своем Se Wsi Testamenti в 1548 году, что первые шведские поселенцы в Финляндии пришли с Готланда на островки на побережье Каланда, подверглись преследованию со стороны финнов и обращались за помощью к своим родственникам в Швеции.

Также было высказано предположение, что это имя могло быть связано с гэльским, что предположительно предположительно относилось к епископу Шотландское происхождение, хотя, согласно легенде, он был коренным англичанином.

В народных традициях нет никакой информации о крестовом походе. Король Эрик кратко упоминается в предисловии к смертному однополчанину как измененный «брат» Генриха. Генри предстает в образе проповедника-одиночки, более или менее путешествовал по юго-западной Финляндии. Помимо имени, он имеет мало общего с Генрихом в церковной биографии.

Кокемяки часто упоминается в традициях как место, где проповедовал Генрих. Позже Кокемяки стал одним из центральных приходов Сатакунты. Эта провинция впервые упоминается в историческом документе в 1331 году.

Смерть и захоронение

Лалли убивает Генриха. Романтизированный рисунок XIX века.

Версия смерти епископа, написанная смертным мирянином, отличалась от vita. Убийцу епископа звали Лалли. Жена Лалли, Кертту, ложно заявила ему, что, покинув поместье, их неблагодарный гость Генри, путешествуя один посреди зимы, без разрешения или компенсации, насилием, взял еду, пирог из печи и пиво из подвала., себе и сено для своего коня, и не оставил ничего, кроме пепла. Предполагается, что это взбесило Лалли, так что он немедленно схватил свои лыжи и пошел в погоню за вором, в конце концов преследуя Генри по льду озера Кёйлиёнъярви в Евре. Там он убил его на месте топором. Затем Лалли украл шляпу покойного святого, названную митрой, и надел ее себе на голову. Когда Лалли спросила его, где он нашел шляпу, он попытался ее снять, но вместе с ней попал и его скальп. Затем Лалли умеренной смертью. Мирская версия 17-го века самодовольно комментирует:

Теперь епископ в радости,. Лалли в злобных пытках.. Епископ поет с ангелами,. Исполняет радостный гимн.. Лалли это катится на лыжах в аду.. Его левая лыжа скользит.. В густой дым пыток.. Он бьет своим посохом:. Демоны жестоко окружают его.. В знойной атмосфере ада.. Они нападают на его жалкую душу.

Мирская версия сказки 17 века должна быть исполнена во время ежегодного паломничества по последнему Хенрика.

В некоторых версиях поэмы, считающимися более древними, оружием Лалли был меч. Топор был орудием убийства святого Олафа, который был очень популярен в Финляндии и, возможно, повлиял на легенду о Генрихе. Однако, поскольку Лалли не изображается как представитель высшего класса, маловероятно, он обладал дорогим оружием, таким как меч, а топор - более исторически вероятный выбор для убийства Генри.

Передю Генрих приказал кучеру собрать оставшиеся его тела в ткань, перевязанную синей веревкой, и поместить ее в телегу, запряженную жеребцом. Когда жеребец сломался, он должен был заменить его волом, а когда волился, он должен был построить церковь. Здесь должны были быть захоронены останки Хенрика.

Средневековые народные традиции перечисляют мор и несчастья, постигшие Лалли после убийства епископа. Говорят, что его волосы и кожа головы выпали, когда он снял епископскую шапку, взятую в качестве трофея. Сняв кольцо епископа с его пальца, остались только кости. В конце концов, он сбежал в озеро и утонул.

Развитие народных традиций

По сути, предсмертная смерть - это простая история вспыльчивого человека, который стал жертвой своего «сквернословия». «Острый язык жены». Поэма не жалеет Лалли, и он не изображен как герой в рассказе, истинным антагонистом которого является Кертту. Изображение смерти Генриха построено на независимой традиции, которая когда-то напрямую конкурировала с легендой, которая сегодня в значительной степени забыта. Остается неизвестным, были ли эти две традиции построены вокруг одного и того же человека.

Поэма, построенная по традиционному метру Калевалы, сохранилась в виде нескольких литературных произведений XVII и XVIII веков из разных частей Финляндии. Некоторые из его элементов встречаются в более ранних произведениях, но вряд ли старше vita. Есть споры о том, было ли оригинальное стихотворение создано одним или несколькими людьми. Однако писатель имел поверхностное понимание церковных легенд.

И Лалли (Лаврентий), и Кертту (Гертруда) - изначально немецкие имена, что может указывать на то, что стихотворение было частично построено по иностранным образцам, влияние которых заметно в других аспектах тоже. То, как манипулируют Лалли для совершения преступления, и то, что с ним происходит позже, похоже, взято из средневековой басни Иуды. Также имело место обширное заимствование из не связанных между собой финских легенд дохристианской эпохи, в результате чего осталось совсем немного оригинального материала.

На основе находок из руин средневековой церкви на крошечном острове Кирккокари («Черч Рок», ранее известный как «Остров святого Генриха») на озере Кёйлиёнъярви, почитание епископа началось во второй половине 14 века, намного позже того, как Генрих получил официальный статус местного святого, и Спустя 200 лет после его предполагаемой смерти. Небольшой амбар в близлежащем Кокемяки, который, как утверждается, был местом отдыха епископа в ночь перед его смертью, не может быть датирован ранее поздним 15 век в дендрохронологических исследованиях.

Однако утверждение стихотворения о том, что Генрих был похоронен в Нусиайнене, подтвердилось уже около 1300 года, когда его предполагаемые кости были переведены из Нусиайнена в Собор Турку. Chronicon episcoporum Finlandensium середины 15-го века также подтвердил Кёйлио как место его смерти. Ни одно место не упоминается в биографии. Церковь, кажется, постепенно дополняла свои собственные легенды, перенимая элементы народных традиций, особенно в течение 15 века.

Исторические источники

Сегодня легенда о Генрихе оспаривается некоторыми историками. точка быть отмеченной какчистое воображение. Полностью выдуманные святые не были исключением в Европе, и нет прямых доказательств ни крестового похода, ни Генриха.

Однако предполагаемая насильственная смерть епископа не является основанием сомневаться в его возможном существовании, поскольку многие из них были убиты во смуты XII и XIII веков, хотя большинство из них не было возведено в сан святых. Саксон Грамматик сказал о битве при Фотевике в 1134 году, что никогда не было убито так много епископов одновременно. Среди известных епископов, которые умерли насильственно, были архиепископы Упсалы в 1187 году, епископ Эстонии в 1219 году и епископ Линчёпинга в 1220 году.

Епископ Упсальский

Нет исторических записей о епископе Упсалы по имени Генрих во время правления короля Эрика (около 1156–1160). Ранние фазы епархии остаются неясными вплоть до Стефана, который был назначен архиепископом в 1164 году.

Некий Генрих регистрируется в Incerti scriptoris Sueci chronicon primorum в ecclesia Upsalensi archiepiscoporum, хроника архиепископов Упсалы, до Коппманна и Стефана, но после Свериния (вероятно, указанного в немецком источнике в 1141/11 г. как «>Сивард »), Николая и Свено. Помимо имени, в хронике известно, что он был замучен и похоронен в Финляндии в соборе Турку. Последние исследования относят хронику к началу 15 века, когда легенда о Генрихе уже утвердилась в королевстве, так что ее свидетельства не имеют большого значения.

Гамла-Упсала Церковь, место пребывания епископов Упсалы и архиепископов до 1273 года.

Легенда нова конца 15 века утверждала, что Генрих прибыл в Швецию в свите папского легата Николая Брейкспира, более позднего Папы Адриана IV, и назначил его Епископ Упсальский им. Несмотря на то, что в легенде nova говорится, что 1150 год был годом крестового похода, из других источников можно с уверенностью сказать, что Николай действительно был в Швеции в 1153 году. Неизвестно, это было просто выводом автора, основанным на том факте, что Николай тоже был в Швеции. англичанин. Однако ни в одном источнике, описывающем этот визит, нет информации о ком-то, кого называют Генрихом, сопровождающим легата, а также о назначении им нового епископа в Упсале. Еще одно заявление legenda nova заключалось в том, что Генрих был переведен в собор уже в 1154 году, что безусловно, было ложью, поскольку собор был построен только в 1290-х годах. В конце 16 века епископ Паулюс Юустен утверждал, что Генрих был епископом Упсалы за два года до крестового похода. Основываясь на этих постулатах, историки начала 20-го века объединили 1155 год как год крестового похода и 1156 год как год смерти Генриха. Историки разных веков также предполагали другие годы с 1150 по 1158 год.

Вопреки этим утверждениям, средневековые Annales Suecici Medii Aevi и легенда 13 о святом Ботвиде упоминают некоего Генриха как Епископ Упсальский (Henricus scilicet Upsalensis) в 1129 году участвовал в освящении недавно построенной церкви святого. Очевидно, это тот же епископ Генрих, который погиб в битве при Фотевике в 1134 году, сражаясь вместе с датчанами после изгнания из Швеции. Известный из Chronicon Roskildense, написанного вскоре после его смерти, и из Saxo Grammaticus 'Gesta Danorum начала 13 века, он бежал в Данию из Сигтуна, кафедра первых епископов Уппланда до того, как она была перенесена на несколько километров в более позднее место в Уппсале, где-то до 1164 года. Его игнорируют во всех хрониках шведских епископов, если только он не тот самый Генрих, который позже был переведен в 1150-е гг. Это сделало бы заявление о его приезде в Финляндию с королем Эриком поздним нововведением, где воспоминания об убитом епископе в Упсале где-то в XII веке были повторно использованы в новом контексте.

Также следует отметить написанную историю. записан Адамом Бременским в его Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum (Деяния епископов Гамбургской церкви) от 1075/6 г. о некоем иностранце по имени Герикус, который был убит и замучен, проповедуя среди суонов. Адам слышал эту историю от короля Дании Свейна II. По мнению некоторых историков, сходство с более поздней легендой об англичанине Хенрике, который якобы был убит и замучен в Финляндии, слишком поразительно, чтобы быть совпадением.

Епископ Финляндии

Нет исторических данных Остается источник, подтверждающий существование епископа по имени Генри в Финляндии. Однако папские письма, которые включают неизвестный епископ Финляндии в 1209, 1221, 1229 и 1232 годах, сохранились. Некоторые копии другого папского письма от 1232 года называют епископа «N.», но буква «N» изначально могла быть чем-то похожим на нее. Первым достоверно известным епископом Финляндии является Томас, который впервые регистрируется в 1234 году. Однако возможно, что Фулько, епископ Эстонии, упомянутый в источнике с 1165 и 1171 годов, был то же самое, что и Фолкин, легендарный епископ Финляндии в конце XII века, но это остается только теорией.

Папа Александр III был первым Папой, который обратился к ситуации католиков миссия в Эстонии и Финляндии.

Ни один епископ или епархия Финляндии не упоминается в Папском письме от 1171 (или 1172), по-видимому, хорошо информированного Папы Александра III, который иначе обратился к ситуации с церковью в Финляндии. Папа упоминает, что в Финляндии работают проповедники, предположительно из Швеции, и их беспокоит плохое обращение с ними со стороны финнов. Папа ранее, в 1165 году, санкционировал назначение первого миссионера епископа Эстонии и был близким знаком с Эскилем, архиепископом Лунда, и Стефан, архиепископ Упсалы, которые оба время с ним во Франции, куда он был сослан в 1160-х годах. В связи с ситуацией в Эстонии Папа лично в эстонскую миссию в 1171 году, заказав помощь местному епископу Фулько из Норвегии.

Нет сохранившегося списка епископов или епархий под управлением архиепископа Упсалы от 1164, 1189, 1192, 1233, 1241 или 1248 не содержат никаких ссылок на Финляндию, ни фактических, ни пропагандистских. Никаких утверждений о шведском епископе в Финляндии не содержится ни в каких других источниках, относящихся к эпохе до так называемого Второго шведского крестового похода в 1249 году.

Архиепископ Андерс Сунесен (сидит) был первым, кто сообщил Папе о епископе в Финляндии.

Первое упоминание о епископе в Финляндии содержится в папском письме 1209 года. Оно было отправлено архиепископу Андерсу Лундским Папа Иннокентий III в ответ на ранее не сохранившееся письмо архиепископа. По словам архиепископа, очевидно, по словам архиепископа, как его кончина вводится как «законная». Архиепископ жаловался Папе на то, как трудно добиться того, чтобы кто-то стал епископом в Финляндии, и планировал назначить кого-то без формального соответствия, который уже работал в Финляндии. Папа одобрил предложение архиепископа, не подвергая сомнению его мнение. Примечательно, что архиепископ Упсальский Валерий (1207–1219 / 1224) также находился в Дании в то время, временно изгнанный из Швеции после того, как объединился со свергнутым королем Сверкером, еще один изгнанник в Дании.

Состоялось ли когда-либо назначение проповедника, остается неизвестным. Следует отметить, что королем Швеции в то время был Эрик, внук его более известные тезки Эрика Святого. Эрик захватил Швецию в 1208 году и был коронован два года спустя. Папа, который решительно встал на сторону Сверкера, сначала проигнорировал его, но, наконец, узнал его в 1216 году, комментируя многие просьбы, которые он явно делал с тех пор, как вступил в должность. Судя по папскому письму в том году, у Эрика, похоже, была планета вторжения в некую страну, которая якобы была «отнята у язычников его предшественниками», и ему было разрешено установить там епископа. Подобные были отправлены королю Дании в 1208 и 1218 годах, которые, как известно, оба раза имели право в виду Эстонию. Швеция также напала на Эстонию в 1220 году. Эрик умер от болезни в 1216 году. Почти ничего не известно о том, когда он был королем.

Тем не менее, в конце концов, кто-то был назначен и назначен новым епископом, поскольку Папа Гонорий III направил письмо непосредственно неназванному епископу Финляндии в 1221 году. Согласно письму, архиепископ Валерий проследил за ситуацией в Финляндии и направил Папе доклад, измененный угрозой со стороны неизвестных ». варвары ». Примечательно, что когда Папа процитировал Валериуса в своем письме, он назвал церковь в Финляндии «новой», как и Андерс 12 лет назад. Список шведских епископов, уцелевший с этой эпохи, взят из коронации короля Иоанна Сверкерсона в 1219 году, и в нем упоминаются епископы, присутствовавшие при коронации. Финляндия, равно как и Векшё, входят не в эту пятерку, которые, по всей видимости, были в то время всеми епископами шведского королевства. Таким образом, возможное положение финского епископа под первенством Упсалы крайне маловероятно.

Несмотря на то, что в мероприятиях 1209/1221 годов было задействовано так много высокопоставленных представителей церкви, более поздние хроники полностью игнорируют ситуацию в Финляндии в то время, или когда тогда даже епископ. Говорят, что первым епископом XIII века был Томас, а его предшественник остается неизвестным. Согласно хроникам 15 и 16 веков, за Генрихом последовали епископы Родулф и Фолкин, после которых до Томаса был разрыв в 25–30 лет. Однако, согласно папскому письму Ex tuarum, такого разрыва никогда не существовало, поскольку архиепископ Лунда получил право помазать нового епископа Финляндии в 1209 году после смерти предыдущего года. Поэтому логику и датировки писателей шестнадцатого века следует считать ложными. Дата 1209 года слишком рано для такого доминиканца, как Томас, чтобы вступить в должность, и поэтому Родольфус, первый настоящий епископ Финляндии, и его преемник Фолкинус должны рассматриваться как епископы 13-го века, назначенные и назначенные датчанами, а не Шведы. В качестве дополнительного доказательства этого древняя финская система налогообложения церковных налогов берет свое начало в Дании, а не в Швеции. То же самое относится и к уплате налогов, особенно на Аландских островах и в старой финской денежной системе. Как указывал И. В. Руут уже почти сто лет назад, Финляндия в то время была датской, а не шведской миссионерской территорией, куда датчане, согласно датским летописям, совершали экспедиции в 1191, 1202 и, возможно, даже в 1210 году

<234.>Наследие

Реликвии

(пустой) саркофаг Генриха в церкви Нусиайнен с изображениями крестового похода.

Генрих предположительно был похоронен в Нусиайнен, откуда его кости - или по крайней мере что-то, что считалось его костями - было перевезено в Турку в 1300 году. Помимо традиций, единственным источником, связывающим Нусиайнена с ранними епископами, является письмо, подписанное епископом Томасом в Ноусиайнене в 1234 году. Археологические раскопки докатолических кладбищ в Ноусиайнене и близлежащих приходах показывают явное прекращение традиций в начале 13 века, но резких изменений религиозной среды среди находок 12 века не наблюдается.

В любом случае могила епископа кажется восходит к Нусиайнену незадолго до его возведения в сан. В ряде средневековых документов упоминается, что могила епископа по-прежнему находилась в местной церкви, что, вероятно, означает, что не все кости были переведены в Турку. Позже церковь была украшена грандиозным кенотафом 15 века, точную копию которого можно найти в Национальном музее Финляндии в Хельсинки.

Палец Генриха, изображенный на печати Епископство Турку с 1618 года.

Большинство костей в Турку все еще хранились в 1720 году, когда они были каталогизированы для перевозки в Санкт-Петербург во время русской оккупации Финляндии в Великая Северная война. Автором идеи был шведский граф Густав Отто Дуглас, который перешел на сторону России во время войны и руководил мрачной оккупацией Финляндии. Что случилось с костями после этого, остается неизвестным. По некоторым данным, в пути затонуло российское судно, перевозившее мощи. Однако общепризнано, что часть локтевой кости Генриха была помещена в реликварий епископа Хемминга, который был построен в 1514 году и хранился в соборе. Также был приложен кусок пергамента, на котором говорилось, что кость принадлежит Генри. Во время реставрационных работ в соборе реликвия была передана в Государственное управление древностей. Позже он был помещен в алтарь св. Собор Генриха в Хельсинки.

В 1924 году несколько других костей, в том числе череп без челюсти, были обнаружены в запечатанном шкафу в соборе Турку. Они также упоминаются как реликвии Генри в популярных средствах массовой информации и даже в церкви, хотя это название остается спекулятивным, и кости, возможно, принадлежали другому святому. Кости в настоящее время хранятся в соборе Турку.

Статус Генри на сегодняшний день

Генрих на современном гербе Нусиайнен.

Хотя Генрих никогда официально не был канонизирован, согласно папским документам того времени он упоминается как святой с 1296 года, и продолжает называться таковым и сегодня. На основе традиционных рассказов о смерти Генриха, его признание святым произошло до основания Конгрегации дел святых и официального процесса канонизации Римско-католическая церковь. В настоящее время память Генри отмечается 19 января в календаре памятных дат евангелическо-лютеранской церкви в Америке и евангелическо-лютеранской церкви в Канаде. 19 января - также день именин Генри в Швеции и Финляндии. Его продолжают помнить как местный обряд в Католической церкви Финляндии, где кафедральный собор посвящен памяти Генриха. Собор освящен в 1860 г., его возглавил о. Марко Пасинато.

Остров Кирккокари на озере Кёйлиёнъярви остается единственным католическим местом паломничества в Финляндии, с поминальной службой, проводимой каждый год во второе воскресенье июня перед летним солнцем фестиваль. Также средневековый 140-километровый сельский маршрут, Путь Святого Генриха, от Кёйлио до Ноусиайнена был полностью размечен для людей, желающих пройти по нему. Вокруг этого события была организована ассоциация «Экуменическое паломничество святого Генриха».

Основываясь на народных традициях деятельности епископа, муниципалитеты Ноусиайнен, Кёйлио и Кокемяки используют изображения из легенды о Генрихе в своих гербах.

Сегодня Генри и предполагаемый убийца остаются двумя наиболее известными личностями средневековой истории Финляндии.

См. Также

  • Святой Генрих, епископ Финляндии, архив святого покровителя

Примечания и ссылки

Библиография

На Викискладе есть материалы, связанные с Генрихом, епископом из Упсалы.
Викицитатная цитата имеет отношение к: Генри (епископ Финляндии)
  • Агрикола, Микаэль (1987), Микаэль Агриколан теоксет 1, ISBN 951-0-13900-9
  • Андресен, Лембит (2002) [1997], Eesti Ajalugu I - II. 1997. История Эстонии, AS BIT 2000, 2002, ISBN 9985-2-0606-1
  • Delehaye, Hippolyte (1955), Les légendes hagiographiques. Quatrième édition. Subsidia hagiographica n: o 18A, Брюссель
  • ECLA (2006), Евангелическо-лютеранское богослужение, Миннеаполис: Аугсбургская крепость, ISBN 951-746-441-X, заархивировано с оригинала 21.06.2010
  • Хейккиля, Туомас (2005), Пюхен Хенрикин Легенда, SKS, ISBN 951-746-738- 9
  • Джува, Эйнар В. (1964), Suomen kansan Historia I. Esihistoria ja keskiaika, Otava
  • Кари, Ристо (2004), Suomalaisten keskiaika, WSOY, ISBN 951-0-28321-5
  • Клинге, Матти (1998), Suomen kansallisbiografia, Хельсинки: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, ISBN 951-746-441-X
  • Линна, Марти (1989), Suomen varhaiskeskia lähteitä, Gummerus Oirjap, ISBN 951-96006-1-2
  • Линна, Мартти (1996), Suomen alueellinen pyhimyskultti ja vanhemmat aluejaot. Весилахти 1346–1996. Под редакцией Хелены Хонка-Халлила, Ювяскюля
  • Ляхтенмяки, Эйно (1946), Минка митякин Весилахден kirkon syntyvaiheista, Весилахти: Vesilahden seurakunta
  • Нюгрен, Эрнст (1953), Аннафестик лексикограф (1953), Стокгольмский лексикограф (1974), Стокгольмский лексик suecici medii aevi, Bibliotheca Historica Lundensis XXXII
  • Purhonen, Paula (1998), Kristinuskon saapumisesta Suomeen, Vammalan Kirjapaino Oy, ISBN 951-9057-31-5
  • Петеране, Пипэтеране, (2001), От Фулько до Теодерика: меняющееся лицо Ливонской миссии - Андрес Андресен (ред.), Muinasaja loojangust omariikluse lävele: Pühendusteos Sulev Vahtre 75. sünnipäevaks, Тарту: Kleio
  • Peep 1989), Диания, папство Эстонии - и христиане Мишель Маккарроне (ред.), Gli Inizi del Cristianesimo в Ливонии-Леттонии: Atti del Colloque internazionale di storia ecclesiastica по случаю dell'VIII centenario della Chiesa в Ливонии (1186–1986)), Roma 24–25 года Ватикано 1986.
  • Шмид, Тони (1934), Кристнанде Свериге, Уппсала
  • С уванто, Сеппо (1973), Satakunnan Historia. III: Кескяйка, ISBN 951-95095-0-X
  • Вернер, Иоахим (1958), Кирмукарму - Монца - Роэс - Вендель XIV. (SM 65)
  • Осбринк, Густав (1935), Свеа Рикес Аркебископар, Уппсала

Последняя правка сделана 2021-05-23 08:46:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте