Анри де Любак

редактировать

Его Высокопреосвященство. Анри де Любак. SJ
Кардинал-диакон Санта-Мария-ин-Домница
Анри де Любак, S.J.jpg
ЦерковьЛатинская церковь
Назначен2 февраля 1983 г.
Срок полномочий истек4 сентября 1991 г.
ПредшественникАльфредо Оттавиани
ПреемникЛуиджи Поджи
Приказы
Посвящение22 августа 1927 г.
Создан кардиналом2 февраля 1983 г.. Папой Иоанном Павлом II
РангКардинал-Дьякон
Личные данные
Имя при рожденииАнри-Мари Жозеф Сонье де Любак
Родился(1896-02-20) 20 февраля 1896 г.. Камбре, Франция
Умер4 сентября 1991 (1991-09-04) (95 лет). Париж, Франция
ГражданствоФранцузский
КонфессияРимско-католический
Род занятийИезуит священник / теолог

Анри-Мари Жозеф Сонье де Любак SJ (Французский: ; 20 февраля 1896 г. - 4 сентября 1991 г.), известный как Анри де Любак, был французским иезуитским священником, который стал кардиналом католическая церковь и считается одним из самых влиятельных богословов 20 века. Его труды и доктринальные исследования сыграли ключевую роль в формировании Второго Ватиканского собора.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и рукоположение
  • 2 Профессор и теолог
  • 3 «Темные годы»
  • 4 Возврат к принятию
  • 5 Второй Ватиканский собор
  • 6 Поздние годы
  • 7 Избранная библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Процитированные работы
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Ранняя жизнь и рукоположение

Анри де Любак родился в Камбре в древней дворянской семье Ардеш. Он был одним из шести детей; его отец был банкиром, а мать - домохозяйкой. Семья вернулась в 1898 году в район Лиона, где Анри учился у иезуитов. Прирожденный аристократ по манерам и внешности, де Любак год назад изучал право, в возрасте 17 лет, вступив в Общество Иисуса в Лионе 9 октября 1913 года, 9 октября 1913 года. Во Франции в то время в результате французских антицерковных законов начала двадцатого века иезуитское новициат временно перебралось в Сен-Леонардс-он-Си, Восточный Суссекс, где де Любак учился, прежде чем его призвали во французскую армию в 1914 году из-за начала Великой войны. Он получил ранение головы в Les Éparges в День всех святых в 1917 году, из-за чего у него на всю оставшуюся жизнь повторялись приступы головокружения и головных болей. После демобилизации в 1919 году де Любак вернулся к иезуитам и продолжил свои философские исследования сначала на Хейлз-плейс в Кентербери, а затем, с 1920 по 1923 год, в Maison Saint-Louis, философском доме иезуитов, расположенном в этом районе. время в С. Хелиер, Джерси. Именно здесь он натолкнулся на мысли Мориса Блонделя и Пьера Руссело. Особенно важной оказалась встреча с Блонделем. В 1932 году де Любак в конце концов напишет Блонделю и расскажет ему о своей встрече с L'Action в начале 1920-х годов и о том, как размышления Блонделя о проблеме интегрализма стали одним из центральных инициаторов поисков де Любака обновленное понимание взаимосвязи между природой и благодатью. Де Любак преподавал в иезуитском колледже в Монгре, в Роне, с 1923 по 1924 год, а затем в 1924 году вернулся в Англию и начал свои четыре года богословских исследований в Оре Плэйс в Гастингсе, Восточный Суссекс. В 1926 году иезуитский колледж был переведен обратно в Фурвьер в Лионе, где де Любак завершил оставшиеся два года своих теологических исследований. Он был рукоположен в священство 22 августа 1927 года.

Профессор и теолог

Стили. Анри де Любак
Анри Кардинал де Любак.sv g
Ссылка стиль Его Высокопреосвященство
Разговорный стильВаше Высокопреосвященство
Неформальный стильКардинал

В 1929 году де Любак был назначен профессором фундаментальной теологии в Католический университет Лиона (необходимая докторская степень была присуждена Григорианским университетом в Риме по указанию генерального отца Общества Иисуса, без того, чтобы де Любак ступил туда или когда-либо подача диссертации). Он преподавал там с 1929 по 1961 год, хотя и с двумя перерывами - сначала во время Второй мировой войны, когда он был вынужден уйти в подполье из-за своей деятельности с французским Сопротивлением, а затем с 1950 года. до 1958 года, когда Общество Иисуса под давлением Рима отстранило его от преподавательских обязанностей и отстранило Фурвьер иезуитской резиденции.

В 1930-е годы де Любак преподавал в Католическом университете и проводил исследования, а также преподавал (между 1935 и 1940 годами) один курс в иезуитской семинарии в Фурвьер (где он также жил с 1934 года). Его первая книга, ставшая теперь классической католицизмом (английское название нынешнего издания: «Католицизм: Христос и общая судьба человека»), была опубликована в 1938 году, перед войной. В 1940 году он основал серию Sources Chrétiennes («Христианские источники»), редактируемую совместно с другим иезуитом Жаном Даниэлу, коллекцию двуязычных критических изданий ранних христианских текстов и Отцы Церкви, которые вдохнули новую жизнь в изучение патристики и доктрины Священного Предания.

Во время Второй Мировой войны этот образец был впервые нарушен: Любак присоединился к движению «духовного сопротивления», помогая издавать подпольный журнал нацистского сопротивления под названием [fr ], или Christian Testimony. Он был призван показать несовместимость христианской веры с философией и деятельностью нацистского режима как в Германии, так и под прикрытием правительства Виши на юге Франции, которое было теоретически независимый от рейха. Де Любак часто скрывался от немцев, а несколько его коллег по журналу были схвачены и казнены. Даже в подполье он продолжал учиться и писать.

Начиная с 1944 года, с окончанием нацистской оккупации Франции, де Любак вышел из укрытия и опубликовал ряд текстов (многие из них были начаты или завершены до войны, но не опубликованы в начале 1940-х годов, потому что из-за нехватки бумаги), которые стали серьезным вмешательством в католическое богословие двадцатого века. К ним относятся: Corpus Mysticum, который был готов к публикации в 1939 году и появился в феврале 1944 года; Drame de l'humanisme Athée, опубликовано в декабре 1944 года; De la connaissance de Dieu опубликовано в 1945 году; Surnaturel: Études Historiques (книга, которую де Любак начал в Гастингсе в студенческие годы), опубликованная в 1946 году тиражом 700 экземпляров из-за продолжающейся нехватки бумаги.

«Мрачные годы»

В июне 1950 года, как сказал сам де Любак, «молния ударила в Фурвьер». Де Любак, который проживал в Фурвьере, но фактически не преподавал там, и четыре профессора Фурвьера были отстранены от своих обязанностей (в случае де Любака они включали его профессорскую должность в Лионе и его редакцию Recherches de Science Relieuse ) и требуется покинуть Лионскую провинцию. Всем провинциалам-иезуитам было приказано удалить три его книги (Surnaturel, Corpus mysticum и Connaissance de Dieu) и одну статью из своих библиотек и, насколько это возможно, из публичного распространения. Действия были предприняты генеральным иезуитским настоятелем Жан-Батистом Янссенсом под давлением куриальной канцелярии из-за «пагубных ошибок в существенных догматах». Двумя месяцами позже Папа Пий XII выпустил энциклику Humani generis, которая, как многие полагают, была адресована де Любаку и другим теологам, связанным с новой теологией, интеллектуальное движение, характеризующееся повышенным вниманием к святоотеческим истокам католицизма, готовностью обратиться к идеям и заботам современных мужчин и женщин, сосредоточением внимания на пастырской работе и уважении к компетенции мирян, а также осознанию того, что католическая церковь существует в истории и затронуты ею.

То, что де Любак называл «темными годами», длилось почти десять лет. Только в 1956 году ему было разрешено вернуться в Лион, и только в 1958 году университет получил устное разрешение Рима на то, чтобы де Любак вернулся к преподаванию курсов, которые он ранее преподавал.

Хотя все, что де Любак писал за эти годы, подвергалось цензуре в Риме, он никогда не переставал изучать, писать и публиковать. За эти годы он выпустил исследование библейской экзегезы Оригена (1950), трех книг по буддизму (1951, 1952, 1955), Méditations sur l'Église (1953 - текст, который окажет большое влияние на Lumen Gentium, документ во II Ватикане о природе церкви) и Sur les chemins de Dieu (1956).

Вернуться к признанию

Его новаторское исследование Exégèse médiévale (1959–1965) возродило интерес к духовной экзегезе Священного Писания и дало большой импульс развитию богословие завета.

Незадолго до и во время соборных лет, с благословения своего ордена, де Любак также начал писать и публиковать книги и статьи в защиту сочинений Пьера Тейяра де Шардена, его старший друг и соратник-иезуит, умерший в 1955 году. Идеи Тейяра повлияли на некоторых богословов новой теологии, а также встретили крайнюю неприязнь в Риме.

Второй Ватиканский собор

В августе 1960 года Папа Иоанн XXIII назначил де Любака консультантом Подготовительной теологической комиссии для предстоящего Второго Ватиканского собора. Затем он был назначен peritus (богословским экспертом) самого собора, а затем Папой Павлом VI, членом его Богословской комиссии (а также двух секретариатов). Хотя точный характер его вклада во время Собора трудно определить, его сочинения, безусловно, оказали влияние на соборный и постконцилиарный периоды, особенно в области экклезиологии, где одной из его забот было понимание церковь как сообщество всего народа Божьего, а не только духовенства. Влияние Де Любака на Lumen gentium (Догматическая конституция о церкви) и Gaudium et spes (Конституция о церкви в современном мире) широко признано.

Позднее лет

В 1969 Папа Павел VI, поклонник работ де Любака, предложил сделать его кардиналом, но де Любак возражал, полагая, что для него он станет епископ, как того требуют все кардиналы, будет "злоупотреблением апостольским положением". Павел VI, взяв на себя обязательство создать иезуитского кардинала, вместо этого удостоил чести младшего коллегу де Любака Жана Даниэлу.

В годы после Второго Ватиканского Собора де Любак стал известен как «консервативный богослов», его взгляды полностью совпадали с мнением магистериума - в отличие от его прогрессивной репутации в первой половине его жизни. Способствуя этой репутации, в 1972 году де Любак вместе с Йозефом Ратцингером, впоследствии ставшим Папой Бенедиктом XVI, и Гансом Урсом фон Бальтазаром основали журнал Communio - журнал, который приобрел репутацию журнала, предлагающего более консервативную теологию, чем Concilium.

В 1983 Папа Иоанн Павел II предложил сделать де Любака кардиналом, на этот раз с диспенсацией от хиротонии во епископа. Де Любак согласился и стал первым кардиналом, не являющимся епископом, после правила 1962 года, требующего, чтобы кардиналы были епископами. В консистории от 2 февраля 1983 г. Папа Иоанн Павел II поднял 87-летнего де Любака в Коллегию кардиналов. Он был назначен кардиналом диаконом Санта-Мария-ин-Домница. 24 мая 1990 года де Любак стал старейшим из ныне живущих кардиналов. Он умер в Париже в 1991 году.

Избранная библиография

  • Публикация произведений де Любака завершена (50 томов; Париж: Cerf, 1998).
  • Католицизм: les аспекты sociaux du dogme, (Париж, 1938: было опубликовано семь выпусков, последнее в 1983 году), переводится как католицизм, пер. Шеппард Л. и Энглунд Э. (Лондон: Longman Green, 1950), а затем переиздан как «Католицизм: Христос и общая судьба человека» (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1988).
  • Corpus Mysticum : Essai sur L'Eucharistie et l'Église au moyen âge, (Париж, 1944), переведено как Corpus Mysticum: Евхаристия и Церковь в средние века, транс Джемма Симмондс с Ричардом Прайсом и Кристофером Стивенсом, (Лондон, 2006).
  • [fr ], (Париж, 1944), переведено как Драма атеистического гуманизма, пер. Райли М., Нэш А. и Себанк М. (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1995 - перевод издания 1983 года, включая главы, пропущенные из перевода 1949 года).
  • De la Connaissance de Dieu, (Париж, 1945). Сильно расширенная версия этой книги позже появилась под названием Sur les chemins de Dieu (Париж, 1956); эта более поздняя работа была переведена как «Открытие Бога», транс Александр Дру с Марком Себанком и Кассианом Фулсомом (Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1996).
  • Сурнатурель : Études Historiques, (1946). Новое французское издание, выпущенное (Paris: Desclée de Brouwer, 1991), содержит полный перевод на французский язык всех греческих и латинских цитат. Английского перевода еще нет (2013 г.). Однако августинианство и современное богословие (1967) тесно связаны с первой частью книги Surnaturel, и вывод переведен Дэвидом Коффи в Philosophy and Theology, 11: 2, (1999), 368-80.
  • Histoire et esprit : l'intelligence de l'Écriture d'apres Origene, (Париж, 1950), переведено как История и Дух: Понимание Священного Писания согласно Оригену, пер. Энн Энглунд Нэш с Ювеналом Мерриеллом, (Сан-Франциско: Ignatius Press, 2007).
  • Aspect du bouddhisme (Париж, 1951), переведенный как аспекты буддизма, транс Джордж Лэмб, (Лондон: Sheed and Ward, 1953).
  • Rencontre du bouddhisme et de l'occident, (Париж, 1952).
  • Méditation sur l'Église, (Париж, 1953), в переводе как «Великолепие церкви», транс Майкл Мейсон, (Лондон: Sheed Ward, 1956), а затем переиздан (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986).
  • Aspect du bouddhisme, vol 2: Amida, (Paris: Seuil, 1955), переводится как История буддизма Чистой Земли, пер. Амита Бхака, Обзор Будды Дхьяна Дана, 12: 5-6 (2002); 13: 1, (2003).
  • Exégèse médiévale, 4 тома, (Париж, 1959, 1961, 1964), переведено как Medieval Exegesis, пер. Марк Себанк (том i), Эдвард М. Мацеровски (том II и III), 4 тома, (Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1998-).
  • Тейяр де Шарден: человек и его значение, пер. Рене Хейг, (Нью-Йорк: Hawthorn Books, 1965).
  • Augustisme et théologie moderne, (Париж, 1965), переведенный как августинианство и современное богословие, (Лондон: G Chapman; Нью-Йорк: Herder Herder, 1969) и переиздан как (New York: Crossroad, 2000).
  • Le Mystere du surnaturel, (1965), переведенный как Тайна сверхъестественного, пер. Розмари Шид, (Лондон: G Chapman, 1967), новое издание (New York: Crossroad Publishing Company, 1998).
  • Религия Тейяра де Шардена, пер. Рене Хейг (New York: Desclee Co., 1967).
  • Тейяр объяснил, пер. Энтони Буоно, (Нью-Йорк: Paulist Press, 1968).
  • Вечное женское начало: исследование по поэме Тейяра де Шардена, пер. Рене Хейг, (Нью-Йорк: Harper Row, 1971).
  • Petite catéchese sur nature et grace, (Париж, 1980), переведено как Краткий катехизис о природе и благодати, пер. Ричард Арнаудер, FSC, (Сан-Франциско: Ignatius Press. 1984).
  • Trois jésuites nous parlent: Ив де Моншей, 1899-1944, Шарль Николе, 1897-1961, Жан Зупан, 1899-1968, (Париж, 1980), что переводится как Три иезуита говорят: Ив де Моншей, 1899-1944, Шарль Николе, 1897-1961, Жан Зупан, 1899-1968. Представлено Анри де Любаком, пер. К. Д. Уайтхед, (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1987).
  • Материнство церкви, пер. Серджия Энглунд, (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1982).
  • Парадоксы веры. пер. Саймон П., Крейлкамп С. и Бомонт Э. (Сан-Франциско: Ignatius Press. 1987).
  • Христианская вера: эссе о структуре Апостольского символа веры, пер. Ричард Арнандес, (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1986).
  • На службе у церкви: Анри де Любак размышляет об обстоятельствах, которые послужили поводом для его писаний, пер. Энн Энглунд Нэш, (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1993).
  • Теология в истории, пер. Энн Энглунд Нэш, (Сан-Франциско: Ignatius Press, 1996).
  • Еще парадоксы. пер. А. Нэш. (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2002 - перевод Парадоксов Отреса.
  • Записные книжки Ватиканского совета, том 1, перевод Эндрю Стефанелли и Энн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2015).
  • Записные книжки Ватиканского совета, том 2, перевод Анн Энглунд Нэш (Сан-Франциско: Ignatius Press. 2016).

Примечания

Ссылки

Цитаты

Цитированные работы

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Анри де Любак
Записи
. Юлиан Вайводс Старейший из ныне живущих член Священного колледжа. 24 мая 1990 г. - 4 сентября 1991 г.Преемник. Фердинандо Джузеппе Антонелли
Последняя правка сделана 2021-05-23 08:39:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте