Анри Томази

редактировать
Портрет Анри Томази corse.jpg

Анри Томази (произносится, 17 августа 1901 г. - 13 января 1971 г.) был французским классическим композитором и дирижером. Он был известен такими композициями, как In Praise of Folly, Nuclear Era и Silence of the Sea.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 1920-е годы
  • 3 1930-е годы
  • 4 1940-е годы
  • 5 Его более поздняя жизнь
  • 6 Его музыка
  • 7 Избранная фильмография
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы

Анри Томази родился 17 августа 1901 года в рабочем районе Марселя, Франция. Его отец Ксавье Томази и мать Жозефина Винченси была родом из Ла Касинка, Корсика. В возрасте пяти лет семья переехала в Масарк, Франция, где Ксавье Томази работал почтовым работником. Там он записал своего сына на теорию музыки и уроки игры на фортепиано. В семь лет Томази поступил в Консерваторию музыки Марселя. Под давлением отца он играл для семей из высших слоев общества, где чувствовал себя «униженным из-за того, что выставлялся на шоу, как дрессированное животное».

В 1913 году семья вернулась в Марсель. Томази мечтал стать моряком и пропускал многие занятия по музыке. Летом он жил с бабушкой на Корсике и разучивал традиционные корсиканские песни. В 1916 году он получил первую премию по гармонии вместе со своим другом Зино Франческатти, знаменитым скрипачом. Первая мировая война задержала его поступление в Парижскую консерваторию, поэтому он играл на фортепиано в Марселе, чтобы заработать деньги. Он выступал в различных заведениях, таких как высококлассные отели, рестораны, бордели и кинотеатры. Его талант к композиции проявился в это время, когда он преуспел в импровизации на клавишных. Ранние фильмы Чарли Чаплина также заинтриговали его и повлияли на его творчество.

1920-е

В 1921 году он начал учебу в Conservatoire de Paris на стипендию муниципалитета Марселя и стипендию юриста мэтра Леви Ульмана. Он по-прежнему выступал в кафе и кинотеатрах, чтобы заработать деньги. Его друг Морис Франк охарактеризовал Томази как работягу: «Он появлялся с фугой в неделю, он был неутомим - заядлый трудоголик». В 1925 году его первая пьеса, духовой квинтет «Variations sur un Theme Corse», получила премию. Его учителями в Парижской консерватории были Гобер, Винсент д'Инди, Жорж Коссад и Поль Видаль. В 1927 году он получил вторую Grand Prix de Rome за свою кантату «Кориолан» и первую премию за оркестровое дирижирование, которые были присуждены единогласно. В том же году он встретил свою будущую жену в Комической опере. Они поженились в 1929 году. Томази начал свою карьеру дирижером театра.

1930-е годы

С 1930 по 1935 год Томази работал музыкальным руководителем в Французском Индокитае, который был основан во время колониальной выставки в Париже в 1931 году.. Томази стал одним из первых радио-дирижеров и пионером «радиофонической» музыки. В течение 1930-х он был одним из основателей современной музыкальной группы в Париже под названием Тритон вместе с Прокофьевым, Мильо, Онеггером, и Пуленк. Он уделял одинаковое время сочинению и дирижированию. Он был одним из дирижеров студийных передач Orchester Radio Symphonique de la Radiodiffusion Francaise. Свою самую запоминающуюся запись он сделал в 1936 году с выдающимся французским меццо-сопрано в «Орфео» Глюка, который был удостоен Grand Prix du Disque. В 1939 году Томази был призван в французскую армию и был назначен дирижером оркестра форта Вильфранш-сюр-Мер.

1940-е годы

В 1940 году он был демобилизован и принял эстафету французского национального оркестра радиодиффузии. Для композитора важна его оркестровая музыка, но прежде всего его привлекал театр. В области инструментальной музыки он предпочитал сочинять для духовых инструментов. Сочинил концертов для флейты, гобоя, кларнета, саксофона, фагота, труба, валторна и тромбон. Он также написал концерты для скрипки и альта. В 1944 году у него родился сын Клод, и Томази начал сочинять Реквием, посвященный «мученикам движения сопротивления и всем тем, кто погиб за Францию». Томази был разочарован событиями Второй мировой войны и впоследствии отверг всякую веру в Бога. Его Реквием был отложен и не был вновь обнаружен и записан до 1996 года. В 1946 году Томази занял пост дирижера Оперы де Монте-Карло. Он стал чрезвычайно востребован как приглашенный дирижер по всей Европе. В 1948 году он написал то, что стало его самым популярным сочинением - Концерт для трубы. В 1949 году Концерт для саксофона исполнил Марсель Мюль.

В 2001 году был снят часовой документальный фильм о композиторе.

Его более поздняя жизнь

В 1956 году он написал Концерт для кларнета и Концерт для тромбона. В этом же году состоялась долгожданная мировая премьера его оперы «Дон Хуан де Маньяра» по тексту поэта О. В. де Л. Милоска. Эта опера «Атлантид» и комическая опера «Завещание отца Гоше» в совокупности создали ему репутацию оперного композитора.

В мае 1956 года в Бордо состоялась премьера его оперы «Сампьеро Корсо» с австралийским тенором Кеннетом Нитом в главной роли. Это повторилось на фестивале в Голландии в июне.

В 1957 году Томази перестал дирижировать из-за физических проблем, включая прогрессирующую глухоту на правое ухо. В 1966 Жан-Пьер Рампаль исполнил свой Концерт для флейты с in Марсель. Его последняя пьеса для театра «In Praise of Madness (ядерная эра)» представляет собой нечто среднее между оперой и балетом и содержит отсылки к нацизму и напалм. Он отражает послевоенное разочарование Томази в человечестве. В последний период его творчества он был мотивирован политическими событиями и написал такие произведения, как Симфония стран третьего мира и Chant pour le Vietnam. В 1969 году он провел серию интервью со своим сыном Клодом под названием «Автобиография с магнитофоном». (Томази доцент) Когда его здоровье ухудшилось, он начал работу над оперной версией Гамлета. 13 января 1971 года он мирно скончался в своей квартире на Монмартре в Париже. Он был похоронен в семейной гробнице своей жены в Авиньоне. Позже, чтобы отметить столетнюю годовщину его рождения, его прах был перенесен в деревню его предков на Корсике.

Его музыка

Музыка Томази в основе своей лирическая. Преобладают диатонические и хроматические мелодические линии, поддерживаемые третичными и полихордовыми гармониями. Его музыка очень красочна, и можно услышать влияние его французских современников. Используются экзотические звуки и цвета Корсики, Прованса, Камбоджи, Лаоса, Сахары и Таити. Он также писал музыку, вдохновленную средневековыми религиозными песнями. Он использовал множество стилей, включая восточный речитатив и технику двенадцати тонов, но они всегда были для него личными и уникальными.

Томази сказал: «Хотя я не уклонялся от использования самых современных форм выражения, в душе я всегда был мелодистом. Я терпеть не могу системы и сектантство. Я пишу для публики в большой. Музыка, исходящая не из сердца, - это не музыка ". (Томаси, ассистент)

Его самое раннее влияние было связано с представлением его матери из opera La bohème. Он оплакивал невзгоды главной героини Мими. Фактически он чувствовал, что Богема ответственна за его музыкальную судьбу. Это дало ему страсть к лирическому театру. Позже он услышал Бизе Кармен и узнал о Мусоргском через Борис Годунов и Дебюсси через Пеллеас и Мелизанда. На него повлиял Равель, а позже Рихард Штраус. Рихард Вагнер никогда не оказывал на него влияния. Его гармоническое вдохновение исходило от Дебюсси и Равеля. Он чувствовал, что его опыт дирижирования позволяет ему оркестровать более умело. Он чувствовал, что додекафоническая музыка может использоваться время от времени, когда это необходимо или необходимо. Он считал, что электронная музыка опасна, потому что она лишена человеческого фактора: «... конец сердца - мир, наполненный не чем иным, как звуком машин!» (Ассистент Томази) Томази часто основывал свои работы на каком-то тексте, даже если слова на самом деле не использовались. Чтобы перевести взгляды Томази на его собственную музыку: «Мои музыкальные знания не основаны на какой-либо системе. Чувство выражает себя, а разум контролирует. Какой в ​​этом смысл изобретать новые формы речи? Все сказано и все сделано. " (Ассистент Томази) Томази в первую очередь интересовал «мужчина и его страстный стиль». (Томаси доц.)

Впервые Ноктюрн был опубликован в 1954 г. Позднее авторские права были переданы в 1999 году. Он отмечен как Великий пост и имеет сюрреалистическое качество. Он очень лиричный и выразительный. Присутствуют полихорды. Постоянное движение восьмой ноты. Медленная часть превращается в интерлюдию poco pui agitato, за которой следует короткая каденция, отмеченная piacere (свободно). Возвращается первоначальный темп, и песня заканчивается спокойным отдыхом с необычным завершающим аккордом : до минор седьмая. Complainte du Jeune Indien был написан в 1949 году и опубликован в том же году Альфонсом Ледюком. Он сердечно посвящен месье Бокэмпу. Французское слово Complainte относится к жалобе или жалобе. Возможно, можно предположить, что молодой индиец выражает ностальгию по своей родине. (Гордон) Он отмечен tristamente (к сожалению) в медленном темпе Анданте. Гармоническое движение очень медленное, только аккорд соль минор до репетиции №2. Аккорды движутся параллельно, как у Дебюсси. Перед короткой каденцией на репетиции №4 идет одиннадцатый аккорд «си». Эта каденция не является обязательной; другой необязательный монтаж - между репетициями с №8 по №11, что исключает вторую короткую каденцию. Эти сокращения не будут использоваться в этом спектакле. Возвращается изначальная тема, а закрывается она еще медленнее и печальнее.

Danse Nuptiale (Свадебный танец) изначально был написан как произведение для камерного оркестра и солистов в 1961 году. Оно было опубликовано в 1962 году и посвящено. Оригинальные инструменты были для гобоя, кларнета, фагота, валторны, тубы, тимпани., батарея ударных, фортепиано и струнный квинтет. Первая часть, Danse Agreste (Деревенский танец) в оригинальном произведении, представляет собой гобой. Во второй части Danse Profane в роли солиста выступает валторна. В Danse Sacree (Священный танец) играет солист на тубе, а пятая часть, Danse Guerriere (Военный танец), выделяет фагот. Есть версия для квинтета деревянных духовых инструментов всего этого произведения, датируемая 1963 годом. Транскрипция была посвящена квинтету Rejeliovo Decliove из Праги. В третьей части квинтета солистом выступает фагот, а не туба. Обозначение в начале - Bien scande, что означает сильное ударение или акцент при указании. (Гордон) В этом коротком движении есть множество акцентов. Он открывается быстрым остинато с двумя барами в 3/8. Смена счетчиков придает ему импульс. Он выполнен в форме ABA с внутренним разделом, обозначенным Lent and fantasque. Он акцентирован фигурой, отмеченной резкостью, и уравновешен тремя полосами, отмеченными склонностью. Раздел «А» вкратце возвращается с основной темой ostinato.

Introduction et Danse был написан в 1949 году и посвящен кларнетисту Луи Каузаку. Он был опубликован в 1949 году Альфонсом Ледюком. Его можно исполнять с кларнетом и фортепиано или кларнетом с оркестром. Это стильная обработка разных танцевальных настроений. Используется весь диапазон кларнета по высоте и динамике. Вступление к Андантино открывается полихордой. В начале этой фантазии есть короткая каденция для кларнета с нисходящей арпеджио, которая позже появится в танце. Затем следует раздел в последовательной форме, мягкий и задумчивый по настроению. Танец начинается с остинато на фортепиано и каскадных арпеджио на кларнете. Танец - это игра свободы и ограничения. Есть многочисленные отметки, указывающие на небольшие колебания темпа. Богатство цветовой гаммы и мотивированная работа напоминают Равеля. Аккорды движутся в параллельном движении, как в сочинении Дебюсси, но более диссонансны. Работа завершается assai lento, отмеченным con malinconia.

Сонатина Аттическая предназначена для кларнета-соло и, по общему мнению, является «поэтическим воспоминанием о ночи, проведенной Анри Томази под греческим небом возле Парфенона в Афинах. " (Woodwind.org) Он был написан в 1966 году и опубликован в 1967 году Альфонсом Ледуком. Он посвящен выдающемуся французскому кларнетисту того времени Улиссу Делеклюзу, премьера которого состоялась в Ренне, Франция. Его "Вызывания" для сольного гобоя или саксофона написаны в похожем обличье и обращаются к музыке Перу, Камбоджи, Нигерии и Шотландии. Томази имеет в виду Аттику Древней Греции (L'Attique), столицей которой является Афины. Прилагательное attique относится к Аттике, характерной для афинян и их языка, искусства и литературы. Он несет оттенок утонченности, утонченности и изящества. Древнегреческий диалект Аттики был тесно связан с утонченным ионическим языком великих греческих писателей, таких как Эскхил, Софокл и Еврипид. (Гордон) Первая и третья части произведения - senza misura (без метра). Он носит импровизационный характер, и Томази использует мотивы и развивает их, как его французский соотечественник Жоливе. Первая часть отмечена Giocoso (игриво), и Томази извлекает аккорды из арпеджированных фигур кларнета. Эта часть находится в форме сонаты с секцией состенуто, обрамленной секциями giocoso со сложными ритмами и большими скачками в регистре. Вторая часть отмечена Mysterieux. Каденция соединяет это со скерцандо, независимым по форме и колеблющимся между 3/8 и 2/8. Мягкий мотив в нижнем регистре возвращается, чтобы закрыть механизм. Последняя часть использует ритм и акценты как связующую силу. Перед возвращением первого темпа есть короткая медленная пауза. Механизм пульсирует вечным движением до конца.

Концерт для кларнета с оркестром также был посвящен Улиссу Делеклюзу и был опубликован Альфонсом Ледюком в 1953 году. К сожалению, нет коммерческой записи CD с кларнетом и оркестром, а есть только одна запись. с фортепианной редукцией (на самом деле концерт для кларнета был записан с оркестром и выпущен на компакт-диске "20th Century Clarinet Concertos" лейблом Koch Schwann). Несомненно, оркестровка красочная, хотя она сохраняет свое очарование с фортепиано. Томази сочинял экономно, черпая тематический материал из мотивационных ячеек. Первая часть была выбрана в качестве сольного сольного экзамена Парижской консерватории в 1953 году. Позже вторая и третья части были сольным конкурсным сольным произведением в Парижской консерватории в 1966 году. Делеклюз заметил, что «концерт приобрел огромную популярность во всей Европе; многие критики считают его. шедевр." (qtd. в Gee 20) Сегодня он заслуживает большей известности. Первая часть в сонатной форме начинается с полихорда ми-бемоль / ре мажор. Обычно обычный концерт имеет экспозицию в оркестре, но здесь кларнет начинается без аккомпанемента с цифрой, аналогичной Партите ми мажор Баха для скрипки соло (Lerner 7). Вторая тема звучит в фортепиано на репетиции №11. Длинная каденция возвращается к исходной теме и заканчивается ритмичным материалом в 7/8. Есть традиционные ключевые центры в гибкой структуре. К нетрадиционным элементам относятся полихорды, аккорды с добавленными нотами, кластеры и диссонанс. Кларнет демонстрирует свободу ключевых отношений и тональных центров. Вторая часть открывается мотивом из первой части. За этим вступлением следует тройная форма с возвратом над остинато сицилийского ритма. После короткого выступления на репетиции №10 следует репетиция на репетиции №15. Финал виртуозного скерцо в построении сонатного рондо. Используется комбинация метров: 4/4 12/8, 3/4 9/8, 2/4 6/8. Концерт приходит к блестящему завершению после финальной постановки темы «А». Анри Томази написал свои собственные заметки о концерте в 1957 году, и они опубликованы на веб-сайте Французской ассоциации Томази. Он говорит о первой части, «странной и бурлескного темпа, основная тема должна быть интерпретирована как импровизация, с некоторыми довольно дискретными лириками и мрачными отбросами. Значительный уровень пугающей сложности постепенно вернет нас к темпу. более подчеркнутый, чтобы привести к финальному giocoso… »Он говорит о Ноктюрне (Ночи):« Таинственные воспоминания о первой основной теме будут похожи на романтическую мечту. Диалог между солистом и оркестром будет становиться все более насущным, чтобы перейти к лирическому и страстное ликование. Заключение будет меланхоличным ». Он описывает скерцо-финал: «Неистовые акценты нарушат эту тишину. Внезапно это будет романтический и фантастический побег; поездка по пейзажам снов, продолжений и т. Д. Затем песня чрезвычайной мягкости, указывающая на атмосферу ночи. восстанет из этого шума, чтобы создать идиллическую атмосферу. Яростные соглашения начала вернут к реальности солиста и оркестр для все более растрепанного окончательного заключения ». (Томази ассоциированный)

Есть и другая достойная камерная музыка Томази, использующего кларнет для исследования. Он составил два квинтета деревянных духовых инструментов (1925 и 1952) в дополнение к сокращению Cinq Danses Profanes et Sacrees 1963 года. Есть Trois Divertissements для четырех кларнетов, корсиканская песня, которая может исполняться на кларнете (инструмент не указан), духовые трио и пьеса для кларнета, флейты и арфы. Произведения Томази для кларнета отодвинуты на второй план, но они заслуживают более регулярного исполнения.

Избранная фильмография

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 08:38:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте