Анри Темьянка

редактировать
Американский классический музыкант (1906-1992)

Генри Темьянка (19 ноября 1906 - 7 ноября 1992) был скрипач-виртуоз, дирижер, писатель и музыкальный педагог.

Анри Темьянка

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Карьера
  • 3 Квартет Паганини
  • 4 Калифорнийская камерная симфония (CCS)
  • 5 скрипок
  • 6 наград и наследие
  • 7 студентов
  • 8 более поздняя жизнь
  • 9 цитаты
  • 10 записей
  • 11 библиография
  • 12 ссылки
  • 13 внешние ссылки

Ранние годы

Генри Темьянка, Лондон, около 1932 г.

Генри Темьянка родился в Гриноке, Шотландия в семье еврейских эмигрантов из Польши. Он изучал скрипку у Карела Блитца в Роттердаме с 1915 по 1923 год, у Вилли Гесса в Национальной консерватории в Берлине с 1923 по 1924 год., и с Жюлем Бушери в Париже с 1924 по 1926 год. Затем он поступил в Музыкальный институт Кертиса в Филадельфии, где он учился игре на скрипке у Карла Флеша, который сообщил о нем в 1927 году: «Был привезен мной. Первоклассный технический талант, несколько сонная личность, еще не проснулась». В 1928 году Флеш сказал: «Его скрипичная личность на данный момент все еще выше человеческой. Жизнь будет его лучшим учителем в этом отношении». Позже он заявил: «... он тщательно изучил мой метод обучения, который я считаю его лучшим представителем в Англии». В своих мемуарах он сказал: «... прежде всего Генри [sic] Темянка, оказавший Институту большую заслугу: как в музыкальном, так и в техническом плане он обладал образцовой коллекцией талантов». На игру Темянки также повлияли Эжен Изаи, Жак Тибо и Бронислав Губерман. Он также изучал дирижирование у Артура Родзинского в Curtis и стал его первым выпускником в 1930 году.

Карьера

После блестящего Нью-Йорка дебюта В 1928 году, описанный Олином Даунсом в The New York Times как «одно из лучших достижений за многие годы», Темянка вернулся в Европу и быстро зарекомендовал себя как один из выдающихся концертных скрипачей той эпохи. Он совершил обширные концертные туры почти во все страны Европы и выступал с крупными оркестрами как в Европе, так и в США под управлением дирижеров, включая Пьера Монтё (который впервые выступил в Париже), сэра Джона Барбиролли, сэр Адриан Боулт, Фриц Райнер, сэр Генри Дж. Вуд, Джордж Селл, Отто Клемперер, Дмитрий Митропулос и Уильям Стейнберг. В Ленинграде он был приглашен на один спектакль, но его виртуозность была настолько впечатляющей, что его пригласили на пять спектаклей с пятью полными программами в течение недели.

В 1935 году он выиграл третье место на первом конкурсе скрипачей им. Генрика Венявского в Варшаве, Польша; Джинетт Невё заняла первое место, а Дэвид Ойстрах второе. (Короткий документальный фильм об этом историческом событии можно найти на http://www.wieniawski.com/1ivc.html.) В том же году он также представил премьеру сюиты, в которой тогда неизвестный Бенджамин Бриттен написал для него и пианистки Бетти Хамби, а также исполнил музыку Сергея Прокофьева с композитором за фортепиано в Москве; и Ральф Воан Уильямс дирижировал для него скрипичным концертом в Лондоне. В 1936 году он основал в Лондоне Камерный оркестр «Темянка». Он был концертмейстером Шотландского оркестра с 1937 по 1938 год. Он дал свой первый концерт в Лос-Анджелесе, сольный концерт, в Wilshire Ebell в 1940 году. С 1941 по 1942 год он был концертмейстером Питтсбургского симфонического оркестра под управлением Фрица. Райнер, выступавший в качестве солиста в концертах, в том числе Бетховена и Моцарта Ля мажор.

Его выступления в качестве солиста-скрипачка и приглашенного дирижера в Европе и Северной и Южной Америке были прерваны Мировой войной. II, во время которого он стал старшим редактором Управления военной информации США. Так как он свободно говорит на четырех языках (английском, французском, немецком и голландском), он переводил и редактировал конфиденциальные документы. Благодаря сочетанию своих бюрократических связей и контактов, связанных с его международной исполнительской карьерой, а также с помощью HIAS, он смог добиться освобождения своих родителей из нацистского концлагеря в Гюрсе, Франция, в 1941 году. Однако по прибытии в Испанию они были брошены в тюрьму полицией Франко. Темянка напомнил, что на концерте, который он давал в Мадриде в 1935 году, присутствовал влиятельный испанский аристократ и президент Филармонии Бильбао Игнасио де Гортасар и Мансо де Веласко, 19-й граф Суперунды. Граф лично сопровождал родителей Темянки из тюрьмы в его особняк, а затем организовал их переезд на корабле на Кубу и в США, где они стали гражданами. Темянка описал эти замечательные события в одной из глав своей второй книги «Случайные встречи» (неопубликовано); эта глава была объединена с иллюстрациями многих соответствующих фотографий, писем и других документов и напечатана в частном порядке в виде монографии.

В 1945 году он выступал в Карнеги-холл с пианистом Артуром Бальзамом. В 1946 году он исполнил все скрипичные сонаты Бетховена с пианистом Леонардом Шуре в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия. В течение следующих 45 лет он выступил на более чем 3000 концертах в 30 странах, из них около 500 концертов в Только в столичном районе Лос-Анджелеса, выступая как солист-скрипач, дирижер Калифорнийской камерной симфонии, первый скрипач квартета Паганини, а также в замечательных сольных концертах камерной музыки, таких как циклы сонат Бетховена с пианисты Лили Краус, Леонард Пеннарио, Рудольф Фиркушны и Джордж Селл, а также скрипичные сонаты Баха с Энтони Ньюманом. Он исполнил Бах Концерт для двух скрипок с Давидом Ойстрахом, Иегуди Менухином, Генриком Шерингом и Джек Бенни. Его камерные группы выступали в Павильоне Дороти Чендлер Музыкального центра Лос-Анджелеса и на форуме Марка Тапера. В 1960 году он был музыкальным руководителем уважаемого Ojai Music Festival. В 1980-е его «Калифорнийские камерные виртуозы» давали концерты в Pepperdine University и в J. Музей Пола Гетти в Малибу, Калифорния.

Как заядлый исполнитель камерной музыки, Темьянка часто проводил частные музыкальные вечера в своем доме в Лос-Анджелесе, играя с такими, как Иегуди Менухин, Яша Хейфец, Исаак Стерн, Джозеф Сигети, Дэвид Ойстрах, Хенрик Шеринг, Леонард Пеннарио, Уильям Примроуз, Грегор Пятигорский, Жан-Пьер Рампаль и другие знаменитости. Темянка одинаково хорошо владел альтом и скрипкой и иногда играл на нем в эти вечера, а также на концерте в 1962 году с Исааком Стерном в исполнении Моцарта Sinfonia Concertante (которую он также исполнил на скрипке с Уильямом Примроузом на альте).

В 1980 году в «Словаре музыки и музыкантов Grove» о Темианке было сказано, что он «... известен своим безупречным владением инструментом, чистым и выразительным тоном, а также убедительными, но элегантными интерпретациями». 28 июля 2016 года Джим Свейда на радио Classical KUSC FM транслировал четырехчасовую программу из записей Темианки, квартета Паганини и Калифорнийской камерной симфонии.

Квартет Паганини

Темянка основал Квартет Паганини в 1946 году. Квартет получил свое название от того факта, что все четыре его инструмента сделаны Антонио Страдивари (1644–1737), когда-то принадлежал итальянскому скрипачу-виртуозу и композитору Никколо Паганини (1782–1840). Другими первоначальными участниками были Гюстав Росселс, вторая скрипка; Роберт Курт, альт; и Роберт Маас, виолончель. Последующие участники включали Чарльз Либов, Стефан Крайк и Харрис Голдман, скрипка; Чарльз Фойдарт, Дэвид Шварц и Альберт Гиллис, альт; Адольф Фрезен и Люсьен Ляпорт, виолончель.

Мировой дебют квартета состоялся в Калифорнийском университете в Беркли. Критик Альфред Франкенштейн написал в San Francisco Chronicle 11 ноября 1946 года: «Возможно, никогда раньше никто не слышал струнного квартета с таким богатым, мягким и великолепно отполированным тоном». 5 декабря 1947 года газета Los Angeles Examiner сообщила: «Обладая невероятно чувствительными струнными инструментами, которые когда-то хранились в личной коллекции Паганини, они достигают невероятных результатов - о чем будет с радостью свидетельствовать переполненный зал...»

На протяжении своей 20-летней международной карьеры квартет Паганини непрерывно концертировал в больших и малых городах по всей территории Соединенных Штатов, а также в известных концертных залах по всему миру. В 1946-47 они сыграли все струнные квартеты Бетховена на концерте в Библиотеке Конгресса . В 1949 году в колледже Миллс квартеты Паганини и Будапешта представили мировую премьеру 14-го и 15-го струнных квартетов Дариуса Мийо, после чего обе группы исполнили оба произведения одновременно в виде октета.

В последующие годы они вместе выступали с Артуром Рубинштейном, Андресом Сеговиа, Клаудио Аррау и Гэри Граффманом. Квартет записал одиннадцать квартетов Бетховена, а также квартеты Габриэля Форе, Джузеппе Верди, Клода Дебюсси, Мориса Равеля и других.. Они также сыграли мировые премьеры произведений Марио Кастельнуово-Тедеско и Бенджамина Лиса.

Калифорнийская камерная симфония (CCS)

В 1960 году Темянка основала и дирижировала камерным оркестром. Базирующаяся в Ройс-Холле, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, California Chamber Symphony. За 23 года оркестр дал более 100 концертов, в том числе премьеры крупных произведений таких крупных композиторов, как Аарон Копленд, Дмитрий Шостакович, Дариус Мийо, Альберто Хинастера, Уильям Шуман, Джан Карло Менотти, Малкольм Арнольд и Карлос Чавес. Среди солистов CCS под руководством Темянки были Давид Ойстрах, Жан-Пьер Рампаль и Бенни Гудман.

Темянка нарушила традицию, рассказав перед публикой со сцены о музыка и композиторы. (По этой причине сериал изначально назывался «Давайте поговорим о музыке».) Он создал серию «Концерты для молодежи», а также принес музыку в больницы, тюрьмы и школы для инвалидов. Он узнал и во многих случаях был ответственным за первые выступления ряда восходящих музыкантов, включая Кристофера Паркенинга, Джеффри Кахана Натаниэля Розена, Пола Шенли, Тимоти Ландауэра Даниэль Хейфец и Лос Ромерос, семья гитаристов из Испании. Он также несколько раз появлялся на телевидении с CCS и выступал в качестве дирижера с другими оркестрами, включая Los Angeles Philharmonic и Buenos Aires Philharmonic.

Уникальные концерты, проведенные под эгидой CCS, включали оперу Флудд Ноя Бенджамина Бриттена, в которой приняли участие сотни детей; «Концерт монстров», в котором на сцену вывели 12 роялей Steinway и 36 пианистов для исполнения пьес Луи Моро Готшалька и других; Cantata para America Magica Альберто Хинастеры, выдающееся произведение, основанное на доколумбовых латиноамериканских песнях и записанное для сопрано и 53 ударных инструментов; и Кристус Аполлон, кантата, написанная Джерри Голдсмитом, основанная на тексте Рэя Брэдбери и рассказанная Чарлтоном Хестоном.

Скрипками

В его Подростки Темьянка сыграл Лаврентия Сториони 1780 года. Путешествуя под эгидой Института Кертиса, он ненадолго сыграл взятого напрокат Страдивари, который был обменян на Януариуса Гальяно. В 1929 году Темянке принадлежала скрипка, изготовленная в 1752 году Джоаннесом Баптистой Гуаданьини. В 1930-х годах он играл на скрипке Сильвестра, с которой делал свои ранние записи Vintage, а затем на Януариус Гальяно и Карло Бергонци. Страдивари, на котором он играл в годы квартета Паганини, был «Conte Cozio di Salabue» 1727 года, то есть скрипкой самого Паганини. Позже на ней играл Мартин Бивер, первый скрипач Токийского струнного квартета, который играл с 1995 года на том же квартете инструментов Страдивари, когда-то принадлежавшем Паганини, до ухода Токийского струнного квартета в июле 2013 года. Инструменты - альт вдохновил Паганини на заказ Гектора Берлиоза Harold en Italie - также игрались Кливлендским квартетом почти 15 лет, начиная с 1982 года, и в настоящее время принадлежат Японский музыкальный фонд Nippon, после деактивации галереи Corcoran в середине 1990-х годов за 15 миллионов долларов. Затем на них в течение нескольких лет играл Hagen Quartet, а сейчас они находятся в руках Quartetto di Cremona. Когда годы квартета Паганини подошли к концу, Темьянка сыграл Микеланджело Бергонци 1759 года. Его записи сонат Генделя были сделаны на Андреа Гварнери 1687 года.

Почести и наследие

  • Премия «Граммофон» (за записи квартетов Бетховена «Расумовский») 1947.
  • Премия Франклина С. Харриса изящных искусств в Университете Бригама Янга в 1977 году.
  • Французский офицер искусств и литературы, 1979.
  • Почетный доктор Пеппердайн, 1986.
  • Американская ассоциация преподавателей струнных инструментов: награда за выдающиеся учителя 1970 года и награда за выдающиеся заслуги в 1989 году.
  • Многочисленные постановления законодательного собрания Калифорнии, графство Лос Анхелес и город Лос-Анджелес.

В феврале 2013 года Университет Чепмена предоставил Анри Темианке профессуру в области музыки и стипендию в области струнных исследований. Скрипка, которую играет Альберт Сапаров, концертмейстер Голливудской симфонии, получила название скрипки Темянки-Сапарова и предназначена для использования избранным получателем во время учебы.

Бюст Темианки, созданный скульптором Мириам Бейкер, стоит на площади перед Центром исполнительских искусств Муско, между бюстами Моцарта и Пуччини; второй бюст из той же формы был установлен в Музее и художественной галерее Маклина в Гриноке, Шотландия, на его родине (но будет перемещен в Центр искусств Бикон во время ремонта музея). Об этом событии сообщила BBC, и он был отмечен предложением парламента Шотландии. Выставка писем и памятных вещей Темианки была открыта в Chapman's Leatherby Libraries до 30 июля 2016 года. 3 марта 2017 года в мультимедийном зале в Chapman был открыт архив Генри Темианки. В архиве около 3700 писем, фотографий, концертных программ и других эффектов из его жизни. Доступ к архивам можно получить онлайн по адресу

В 2018 году в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре была создана лаборатория по реставрации звука Генри Темианки.

Студенты

Среди учеников Анри Темианки был Лео Берлин (которая стала концертмейстером Стокгольмской филармонии), Нина Боднар (выигравшая Международный конкурс Тибо в Париже в 1982 году), Амалия Кастильо, Элисон Далтон (впоследствии в первой скрипичной секции Чикагского симфонического оркестра), Мэрилин Доти, Юджин Фодор, Майкл Манн, Долорес Миллер, Филлис Моад, Карен Таттл (которая позже стала альтисткой) и Камилла Уикс.

Позже жизнь

Темянка была в гостях профессор и приглашенный лектор во многих университетах США и за рубежом, включая университеты Калифорнии, Канзаса, Иллинойса, Мичигана, Колорадо, Торонто, Южной Калифорнии и Музыкальной академии Осаки в Японии. Он был профессором Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (1960–64) и Государственного колледжа Лонг-Бич (ныне Калифорнийский государственный университет, Лонг-Бич) (1964–76). Он также преподавал мастер-классы в различных университетах, включая Бригама Янга в Юте, и снимал фильмы в области музыкального образования. Он умер в возрасте 85 лет в Лос-Анджелесе.

Цитаты

«У вас есть выбор: создавать или не создавать».

«Легко избежать критики - просто ничего не говори, ничего не делай, будь ничем».

«Самые счастливые времена всегда были, когда у нас дома была камерная музыка - настоящие оргии неформального сочинения музыки, гастрономии и обмена историями, когда все были в рубашках. Теплота музыкального и человеческого сочувствия - это Когда мы играем, без репетиции, квартет Бетховена или Моцарта, случаются необычайные вспышки озарения, волнующие моменты истины, когда мы разделяем одну и ту же концепцию изысканной фразы, выстраиваем одну и ту же мелодическую линию, задерживаемся и наслаждаемся одним и тем же ритардандо или diminuendo. В такие моменты мы спонтанно отрываем взгляд от нашей музыки, обмениваясь экстатическими улыбками и взглядами. Это уровень духовного общения, дарованный немногим людям »- из« Лицом к музыке ».

Записи

В 1930-е годы Темянка делала сольные записи, в основном на лейбле Parlophone, произведений Генрика Венявского, Гаэтано Пунани, Франца Шуберта, Роберта Шумана., Иоганн Себастьян Бах, Кароль Шимановский, Пабло де Сарасате, Камиль Сен-Санс, Антон Аренский, Жан Сибелиус и Франк Бридж. В «Книге скрипки» Доминик Гилл оценил запись Темианки рондо Шуберта в A, D.438 следующим образом: «Божественная игра этого произведения Анри Темианки в 1937 году выделяется как вершина среди великих скрипичных записей всех времен. время." Все эти записи были переизданы на компакт-дисках компанией Biddulph Recordings в 1992 году.

В эпоху пластинок он записывал сонаты Джорджа Фридриха Генделя, Эдуарда Лало, Винсент д'Инди, Поль Дюкас, Эдвард Григ и Антонин Дворжак, а также Чайковский Фортепианное трио ля минор. Его живое исполнение сонат Бетховена в 1946 году с пианистом Леонардом Шуре было восстановлено DOREMI и выпущено Allegro Music на компакт-дисках в 2011 году.

С квартетом Паганини он записал 11 из Бетховен струнные квартеты для RCA Victor. Они были ремастированы и переизданы на компакт-дисках в 2012 году United Archives. На других лейблах они записали квартеты «Император» Иосифа Гайдна и «Диссонантные» Моцарта, а также квартеты Бриттена, Дебюсси, Равеля, Шумана, Верди, Джинастеры, Лайхты и Бенджамина Лиса; Фортепианный квинтет Шумана и Фортепианный квартет № 1 с Артуром Рубинштейном (переиздан на компакт-диске BMG в 1999 году); и Фортепианный квинтет Брамса с Ральфом Вотапеком.

Он также появился как солист-скрипач в записи 1941 года Рихарда Штрауса Дон Кихот Питтсбургской симфонии под управлением Фрица Райнера с участием виолончелиста Грегора Пятигорского.. Дирижируя ансамблем ударных инструментов Лос-Анджелеса, он записал для Columbia Records Кантату Джинастеры para America Magica и Токкату Карлоса Чавеса для ударных инструментов.

Библиография

Темянка написала более 100 статей для различных периодических изданий, включая Instrumentalist, The Strad, Reader's Digest, Saturday Review, Esquire, Hi-Fi Stereo Review, Musical America, Etude и Holiday. Около одной трети этих эссе касалось игры на струнных и преподавания, и недавно они были собраны в частную печатную антологию, дополненную фотографиями из его архивов.

В 1973 году его забавная анекдотическая автобиография под названием «Лицом к музыке» была опубликована компанией David McKay Company, Inc. Она была переиздана в мягкой обложке и опубликована за границей на немецком языке. Он написал вторую, еще не опубликованную книгу мемуаров под названием «Случайные встречи».

Литература

  • Борис Шварц. «Temianka, Henri», Grove Music Online.
  • «Temianka, Henri», Оксфордский музыкальный словарь, 2-е изд. rev. Эд. Майкл Кеннеди, Oxford Music Online, 15 мая 2009 г.
  • Г. Ирвин: Интервью, The Strad, xlv (1934–5), 551–4.
  • J. Крейтон: Дископедия скрипки, 1889–1971 (Торонто, 1974).
  • С. Флеш, Мемуары Карла Флеша, с предисловием Макса Ростала, (Rockliff Publ. Corp., 1957).

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 08:38:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте